Что относится к технике: техника | это… Что такое техника?

техника | это… Что такое техника?

совокупность средств для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных процессов общества. Основное назначение техники – облегчить труд человека, повысить эффективность его усилий, расширить его возможности и знания, обеспечить рациональное использование природных ресурсов, освоение недр Земли, изучение Мирового океана, воздушного и космического пространства. Техника применяется при создании материальных и культурных ценностей, для получения, преобразования и передачи энергии и информации, для передвижения и связи, обслуживания быта, решения задач здравоохранения, управления обществом и обеспечения обороноспособности страны.

Различают технику производственную и непроизводственную. Основная часть технических средств относится к производственной технике: машины, инструменты, аппаратура управления, производственные здания и сооружения, дороги, мосты, транспортные средства, аппаратура связи и т. д. Особое значение имеет энергетическая техника для получения и преобразования энергии.

К техническим средствам непроизводственного назначения относятся коммунальные машины и бытовая техника, легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды и пр., спортивная техника, технические средства обучения, культуры, здравоохранения и т. д. К непроизводственной технике также относятся средства, предназначенные для оснащения вооружённых сил страны (танки, авиация, артиллерия, боевые корабли, ракеты и ракетные установки и т. п.).

Главными характеристиками технических средств являются их надёжность, производительность и экономичность эксплуатации. Надёжность техники определяется её способностью выполнять заданные функции без отказов в течение установленного срока службы. Производительность технических средств определяется количеством изготовленной продукции или объёмом выполненной работы в единицу времени. Экономичность эксплуатации техники определяется количеством потребляемого сырья, материалов, топлива и энергии, а также стоимостью вспомогательных устройств, необходимых для создания нормальных условий использования основных технических средств.

История развития техники от каменного топора до автоматических межпланетных станций и роботов с искусственным интеллектом, от примитивной запруды до гигантов гидроэнергетики неразрывно связана с развитием человеческого общества. Усовершенствование орудий труда, изобретение новых машин и приспособлений, освоение новых приёмов в обращении с ними способствуют повышению производительности труда, накоплению материальных и культурных ценностей. Знания и опыт, получаемые человечеством в процессе общественного и экономического развития, материализуются в технике, стимулируя новые открытия и изобретения. Характерная особенность технического прогресса – непрерывно ускоряющиеся темпы совершенствования и обновления технических средств. От чисто ручного труда с ограниченным использованием мускульной силы животных до первых гидравлических устройств вроде архимедова винта и водяных колёс прошли десятки тысяч лет; интервал времени от начала целенаправленного использования энергии водного потока до появления паровой машины исчисляется несколькими тысячелетиями; немногим более ста лет потребовалось, чтобы на смену паровым двигателям пришли электрические машины, двигатели внутреннего сгорания, ракетные двигатели.

Эволюция источников механической энергии обусловила темпы развития технических средств. В свою очередь совершенствование техники создавало условия для проведения научных исследований, освоения новых энергетических ресурсов, разработки новых материалов и технологий.

Одна из особенностей современной техники – стремительное проникновение новых технологий во многие сферы человеческой деятельности. Примерами являются лазерная техника, электроника, вычислительная техника, композиционные материалы, электроэнергетика, ядерная техника и многие другие. Другая важная особенность современной техники – повышенные требования к уровню образованности обслуживающего персонала. Во многих случаях работа на современном компьютеризованном оборудовании требует специального среднего и высшего образования. Механизированные и автоматизированные технические средства освобождают человека от тяжёлого физического труда, но эффективность их использования во многом зависит от уровня знаний работника. Третья особенность современной техники – высокая ответственность работников, обслуживающих современные промышленные, энергетические комплексы, транспортные системы и компьютерные сети, за принимаемые ими решения.

Неверные действия токаря могут привести к поломке станка. Ошибка оператора атомной электростанции может стать причиной глобальной катастрофы. С сер. 80-х гг. 20 в. в научно-технической и публицистической литературе всё чаще термин «техника» заменяется словом «технология», что подчёркивает неразрывную связь этих понятий, их неразделимость.

Нередко термин «техника» употребляют применительно к характеристике навыков и приёмов, используемых в каком-либо деле, спорте или искусстве, напр. техника управления автомобилем, техника делопроизводства, техника танца, техника метания копья и т. д.

от древности до наших дней

ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИКА

Слово «техника» имеет несколько значений. Например, оно может быть истолковано как мастерство, умение, сноровка, то есть система определенных навыков, выработанных для любого использования. В более узком смысле техникой называются средства, с помощью которых человек оказывает воздействие на природу, то есть это изготовление предметов, искусственное воспроизводство процессов и явлений.

Техника представляет собой совокупность устройств и приемов, применяемых человеком в производственной и непроизводственной деятельности для облегчения и ускорения трудовых процессов. Техника — это машины, станки, приборы, инструменты и т. д. Инструменты — это орудия труда. С их созданием начался подъем человека по историческим ступеням развития. Все окружающие нас предметы сделаны с применением тех или иных инструментов. Инструменты стоят у истоков цивилизации, им принадлежит огромнейшая роль в ее развитии.

Техника — это здания и сооружения, дороги и каналы, средства общественного транспорта; это непроизводственное оборудование и инструменты, коммунальное оборудование, холодильники, кухонные и стиральные машины, пылесосы; средства транспорта и связи личного пользования и многое другое.

Техника — это специфическая деятельность, техническая деятельность, посредством которой человек выходит за пределы ограничений, налагаемых его собственной природой.

Техника — не только продукт, но и процесс его изготовления. Техника — это также система технических знаний, включающих в себя не только научные, но и различные конструктивные, технологические и другие подобные знания и эвристические приемы, выработанные в ходе технической практики.

В наше время техника тесно связана с наукой. Но в одних областях техники высокий уровень с самого начала был совершенно немыслим без соответствующей теоретической базы, другие же первоначально основывались больше на практически испытанных, унаследованных правилах, на опыте, чем на научных знаниях. В этих случаях техника ближе к ремесленным традициям, чем к научному творчеству. Слово «техника» близко к греческому «техне», которое обычно переводится как искусство, мастерство, сноровка и является производным от индоевропейского корня tekhn, означающего «плотницкое искусство» или «строительство». В античной литературе слово техне использовалось для обозначения делания, мастерства, ремесла различного рода. В работах древнегреческих философов техне рассматривалось как не только как деятельность особого рода, но и как вид знания.

Через некоторое время это слово перешло во французский язык, в котором в период технической активности в течение XVII века появился термин technique, перешедший в начале XVIII века в немецкий язык как Technik. Родственным слову «техника» считается слово «инженер». Техническая и инженерная деятельность различается как в плане кооперации деятельностей, разделения труда, так и в историческом плане. Современная техническая деятельность по отношению к инженерной несет на себе исполнительскую функцию, направленную непосредственно на реализацию в производственной практике инженерных идей, проектов и планов. В историческом плане инженерная деятельность выделилась на определенном этапе развития общества из технической деятельности, которая присуща обществу на самых ранних его стадиях и связана с изготовлением орудий. В древности не было сознательной ориентации техников на науку вплоть до эпохи Возрождения, хотя внутренние предпосылки уже складывались. Древний ремесленник относился к своим орудиям иначе, чем современный инженер, техник или рабочий.

К своим орудиям он относился как к одухотворенным, содействующим, наделенным активностью и волей помощникам. Тем более, что он получал их, как правило, готовыми, от предшествующих поколений. Материал, с которым он работал, так же не был пассивным, и чтобы он слушался его, необходимы были, кроме профессиональных умений, особые ритуальные действия и заклинания. Свободный ремесленник был заинтересован в высоком качестве производимой им продукции. В античности ремесленное производство — это прежде всего художественное производство, в котором, однако, использовались и научные знания, помогающие сделать вещь не только красивой, но и более удобной и практичной.

Так, например, для хорошего изготовителя доспехов, важным было не только максимальная защита с минимальными помехами и ограничениями движению воина, но и подгонка доспехов к каждому заказчику, так как покупая прочные, разукрашенные и позолоченные доспехи, однако если они соответственно не подогнаны, владелец их приобретает позолоченные и разукрашенные неприятности. Ремесленник должен был уметь не только обрабатывать сырой материал, но и изготовить свой инструмент. В эпоху Возрождения большинство мастеров владело техникой графических изображений. Чертеж необходим был в основном для проверки идей в натуре, для уточнения отдельных деталей и только иногда для того, чтобы что-либо обсудить.

В средневековье, чтобы стать мастером, необходимо было пройти сложное испытание: сдать «теоретический» экзамен и изготовить образцовое произведение, которое в то время называли шедевром (от франц. — «главный труд»). В уставах цехов каменщиков (например, в Страсбурге) предусматривались строжайшие запреты на разглашение секретов строительства. Под страхом исключения из цеха запрещалось записывать уроки мастеров и тем более публиковать какие бы то ни было записи по строительному делу. За нежелание подчиняться уставу могли осудить на смерть.

В XVIII веке механик хорошо знал арифметику, умел измерять, работал с уровнем и иногда имел достаточно глубокие познания в практической математике. Он мог составит чертеж, построить здание, плотины, провести канал, соорудить мост. Все это умел делать практик-механик в Западной Европе. На Руси такой мастер на все руки назывался розмыслом.

Лишь с появлением техники стала развиваться теория материалов и сооружений. Эпоха техники занимает ничтожную долю в истории человеческого общества. Ученые рассчитали, что если весь период, начиная с появления жизни на Земле (примерно 100 миллионов лет) до наших дней, принять за сутки, то история человечества займет лишь 2 минуты, в том числе цивилизация (6000 лет) — 5 с. Вся же история техники составить лишь 1/30 долю секунды. Таково время существования бурной техники от ее истоков до космических кораблей в земных сутках, однако в это мгновение уместились высшие достижения человеческого гения, величайшие открытия законов природы, создание и развитие многих наук, механики, техники.

К понятию «техника» относится и технология — совокупность наиболее наиболее эффективных приемов, методов, способов пользования оборудования и других технических средств для обработки сырья, материалов и изделий и получения полуфабрикатов и готовой продукции. «Техника» — одно из самых емких, самых богатых терминов этой книги. То, как создавалась, развивалась и совершенствовалась техника от самой примитивной (молот, лопата, лом и т. д.) до самой сложной, современной отражает развитие человеческих знаний и опыта, науки и культуры, производительных сил общества. Чем сложнее техника, тем больше расходов требуется на ее создание и совершенствование.

По мере усложнения техники расходы неуклонно увеличиваются, достаточно для примера сравнить расходы на создание лопаты и современного экскаватора. Однако эти затраты полностью окупают себя, так как чем сложнее и совершеннее техника тем меньше затраты человеческого труда на производство продукции, тем легче этот труд. Можно сравнить затраты труда землекопа и машиниста экскаватора, который одним движением рычага выбирает несколько кубометров земли.

Техника освобождает человека от выполнения работ, требующих большой затраты физической силы, или большого навыка, или монотонного труда, а также работ, протекающих во вредной для человека среде или небезопасных в других отношениях. Современная техника освобождает людей и от части умственного труда, например, по сбору и обработке информации по управлению различными трудовыми процессами и т. д. Постоянное совершенствование техники, научно-технический прогресс способствует повышению производительности труда, что в свою очередь приводит к росту общественного производства и материального благосостояния людей. Универсальной и общепринятой классификации техники в настоящее время еще нет.

Обычно технику классифицируют по отраслям экономики: техника промышленности, сельского хозяйства, транспорта; по отдельным видам производства: авиационная техника, металлургическая техника и т. д. Иногда технику подразделяют, исходя из ее естественно-научных основ — ядерная техника, вычислительная техника и т. д. Одни и те же отдельные технические средства, элементы техники, сложные технические системы можно использовать для разных целей и в различных сферах деятельности. Например, электрические двигатели, телевизоры, средства освещения применяются в производстве, быту, научных исследованиях. Однако имеются и такие технические средства которые предназначены только для определенных целей, например, доменная печь — для получения чугуна, угольный комбайны — для добычи угля в шахте.

Техника имеет различные формы, которые ей придают люди в зависимости от необходимости решения возникающих задач реальной жизни. Она может иметь форму инструментов — сверло, топор и др.; машин — токарный станок, турбина, генератор и т. д.; приборов — часы, амперметр и др. Из этих и других простых элементов техники создаются технические системы. Так, из множества простых элементов техники построены атомные электростанции, системы коммуникаций, машиностроительные заводы, транспортные магистрали, то есть вся та искусственная техническая среда, которая нас окружает.

Раскрыть место техники, понять тенденции ее развития, ее роль и значение в истории общества, можно лишь при условии рассмотрения существующих взаимосвязей, которые исторически складываются и изменяются между человеком и техникой. Орудия труда — инструменты или машины, которые не находятся в процессе труда становятся бесполезными, так как только труд человека способен превратить их в различные средства производства материальных благ или другой своей деятельности.

Однако люди трудятся не изолированно, а в системе определенного производства, в процессе которого они вступают в производственные отношения, которые зависят от характера и уровня производительных сил, в свою очередь воздействуют на развитие производительных сил, ускоряя или замедляя его. Прежде всего к производственным силам необходимо отнести людей, обладающих соответствующими навыками, знаниями и умением трудиться. От них зависит уровень производительности труда. Определяющим фактором производительных сил являются орудия труда. Они являются важнейшим и революционным элементом производительных сил. К производительным силам труда относятся такие факторы, как примененная к производству наука, используемые в производстве силы природы, формы и методы организации производства.

В разные исторические периоды роль и значение отдельных факторов, влияющих на производительность труда, были неодинаковы. Во взаимосвязи этих факторов важна роль и место техники, совокупность созданных технических средств, используемых видов энергии, технологии, технологических способов производства, которые имеются на данной стадии общественно-экономической формации и которые характеризуют техническую сторону производства. В определенные исторические периоды происходят технические революции, которые совершаются в период перехода от одной формы производства к другой. Они связаны с качественно новым уровнем производительных сил процессов труда.

Сущность технической революции заключается в появлении и внедрении изобретений, вызывающих переворот, коренные изменения в средствах труда, видах энергии, технологии производства и в общий материальных условиях производственного производственного процесса. Однако, чтобы новая форма производства полностью укрепилась, необходимо полное развитие производственных отношений. Это связано с производственной революцией — историческим процессом, при котором на основе достижений технической революции окончательно устанавливается новый способ производства, с соответствующей ему материально-технической базой, характерным для него разделением труда, новым местом производителей в производстве, с новыми общественными отношениями и новой общественной структурой общества. Одной из особенностей производственной революции является переход на новый технологический способ производства.

На ранних этапах своей производительной деятельности человек, создавая и используя орудия труда, как бы удлинял органы своего тела. В дальнейшем накопление опыта и знаний позволило найти средства для передачи механизмам многих непосредственных функций, что значительно повысило эффективность производства и подняло производительность труда.

Создавая технику, люди используют предметы, процессы, законы и силы природы. Вода, ветер, пар, электричество нашли свое применение в производстве благодаря познанию природы, созданию технических средств на основе знаний о природе. На ранних стадиях развития человеческого общества, когда первобытные люди изготовляли свои первые орудия труда, они, наблюдая окружающий их мир, могли только опытным путем использовать природные явления и процессы. Но по мере развития общества, накопления знаний, а также в результате практических потребностей производства примерно со второй половины XV века началось научное, систематическое, всестороннее исследование природы.

Приручая животных и используя их в качестве тягловой силы, люди заменяли свои энергетические функции. Научившись пользоваться силами природы — водой и ветром — они еще в большей степени увеличили свои энергетические возможности. Однако все это не освобождало людей от выполнения других функций в процессе труда, мало механизировало их труд. Только в конце XVIII — начале XIX в. изобретение и применение рабочих машин сначала в текстильном производстве, а затем и в других отраслях промышленности позволило передать техническим средствам технологические функции человека, которые он ранее выполнял вручную. Рабочие машины замещали не какое-то орудие, а человеческую руку, она стала стала свободной. В этом проявилось действие всеобщего закона развития производительных сил, суть которого заключается в замене ручного труда машинным. Техника является необходимым средством поднятия материального благосостояния людей, ее применение облегчает труд, поднимает эффективность производства.

Через человека техника, наука, используемые силы природы, формы и методы организации производства связаны с производственными отношениями. Техника может принадлежать человеку, который сам ее применяет в процессе труда. Она может принадлежать другому человеку, который использует свое положение владельца техникой для эксплуатации другого человека.

В Англии в конце XVIII века, а затем в других странах, началась организация крупного машинно-фабричного производства, которая потребовала систематического применения к производству данных науки. При таком производстве возникает необходимость при создании любого производственного процесса, машин, системы машин, применения достижений химии и других естественных наук. Правда, первые рабочие машины, паровые двигатели и другие технические средства были изобретены еще на основе импирического опыта и на основе ограниченных научных знаний. Только через некоторое время наука смогла объяснить процессы и законы, лежащие в основе этих средств труда. Так, например, было с изобретением паровой машины и разработкой основ термодинамики. Как и природные силы, наука может стать непосредственной производительной силой только тогда, когда ее результаты применены к производству.

Техника связана с деятельностью людей, которые ее создают и применяют.

Потребности практики и производства вызвали необходимость выделения из естественных наук обширной области знания — технических наук, представляющих собой комплекс наук, изучающих законы создания и функционирования искусственных систем, используемых в качестве материальных средств целесообразной деятельности людей, а также изучающих в практических целях явления, процессы и законы природы.

Технические науки, так же, как и естественные науки, требуют для своих исследований не только значительных капитальных вложений, но и мощной экспериментальной базы. Исходя из потребностей производства, опираясь на законы природы, ученые, инженеры, изобретатели предлагают новые технические средства, предназначенные для решений противоречий и удовлетворения производства. Развитие техники, внедрение технических средств, использование новой техники зависит от конкретных исторических и социально-экономических условий, экономических законов и от деятельности тех, кто является непосредственными производителями материальных благ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Техника

Техника При системе рабства техника производства может развиваться лишь в весьма ограниченных рамках. Из-за относительно низкого уровня обмена и значительной роли натурально-замкнутых отношений рынок рабовладель­ческого общества обладает небольшой емкостью. Спрос на

ТЕХНИКА

ТЕХНИКА

Техника

Техника При системе рабства техника производства может развиваться лишь в весьма ограниченных рамках. Из-за относительно низкого уровня обмена и значительной роли натурально-замкнутых отношений рынок рабовладель­ческого общества обладает небольшой емкостью. Спрос на

Бронетанковая техника

Бронетанковая техника Всего за годы Второй Мировой войны СССР получил по ленд-лизу ок. 20 000 единиц бронетанковой техники, что составляло от нашего производства около 16% танков, 12% САУ и 100% бронетранспортеров. В том числе: Американские танки: легкий М3А1 «Стюарт» — 1676 шт.,

Автомобильная техника

Автомобильная техника Поставки в СССР американских автомобилей уже много лет являются козырным тузом в рукавах тех историков, что доказывают решающую роль ленд-лиза в победе СССР над Германией. Американцы поставили нам 359 000 грузовиков, 44 000 джипов (командирских

Техника

Техника Майя знали и применяли в большей или меньшей степени все скульптурные приемы: резьбу, барельеф и горельеф, круглый и моделированный объем. Для изготовления мелких предметов применяли обсидиан, кремень, нефрит и другие твердые или мелкозернистые камни, а также

Техника

Техника До сих пор не удалось точно определить, какую технику применяли майя для настенной живописи: фреска ли по слою еще влажной штукатурки или темпера по уже сухой поверхности. Возможно, что использовались оба этих метода. При анализе некоторых настенных росписей

12.4. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

12.4. «Что такое хорошо и что такое плохо?» Ирина Фарион, центральный идеолог ВО «Свобода» и новоизбранный депутат Верховной Рады Украины, известна даже за пределами Украины своими откровенно русофобскими заявлениями, экстравагантными поступками и истерическими формами

ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИКА

ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИКА Слово «техника» имеет несколько значений. Например, оно может быть истолковано как мастерство, умение, сноровка, то есть система определенных навыков, выработанных для любого использования. В более узком смысле техникой называются средства, с помощью

4. Наука и техника

4. Наука и техника Интенсивный процесс накопления знаний в предшествующий период обеспечил бурное развитие в XVIII в. отечественной научной мысли, сочетавшееся с овладением лучшими достижениями европейской науки и техники. Накопленные в предшествующие периоды

4. Наука и техника

4. Наука и техника Во второй половине XVIII в. продолжилось начавшееся при Петре I интенсивное развитие отечественной научной мысли. Активизировался процесс вытеснения религиозных мировоззренческих установок научным подходом к пониманию явлений действительности.

1.

 Что такое материя? Что такое опыт?

1. Что такое материя? Что такое опыт? С первым из этих вопросов постоянно пристают идеалисты, агностики, и в том числе махисты, к материалистам; со вторым – материалисты к махистам. Попытаемся разобраться, в чем тут дело.Авенариус говорит по вопросу о материи:«Внутри

Технология | Определение, примеры, типы и факты

Ключевые люди:
Би Джей Хабиби Уильям Филдинг Огберн Роберт Солоу Энтони ФК Уоллес Фрэнк Гамильтон Кушинг
Связанные темы:
история техники компьютер текстиль кинотехнология военная техника

Просмотреть весь связанный контент →

21 июня 2023 г., 13:54 по восточноевропейскому времени (AP)

Фондовый рынок сегодня: акции технологических компаний падают и лишаются большей динамики благодаря ралли Уолл-стрит

его пятинедельное ралли

Самые популярные вопросы

Что такое технология?

Технология – это применение научных знаний для достижения практических целей человеческой жизни или, как иногда говорят, для изменения и манипулирования окружающей средой человека.

Интернет-технологии «делают нас глупее»?

Вопрос о том, «делают ли нас глупыми» интернет-технологии, широко обсуждается. Некоторые утверждают, что Интернет перепрограммирует наш мозг в худшую сторону, о чем свидетельствует снижение показателей IQ, и что новые технологии и платформы, такие как Интернет, вредят спаму внимания, способности концентрироваться и выполнять простые задачи. Другие утверждают, что практически все новые технологии на протяжении всей истории изначально вызывали опасения, что Интернет дает право голоса различным группам населения и равный доступ к информации на благо социального прогресса, и что изменение того, как работает мозг и как мы получаем и обрабатываем информацию, не является обязательно плохо. Чтобы узнать больше о дебатах о том, «делает ли нас Интернет глупее», посетите сайт ProCon.org.

Как технология искусственного интеллекта (ИИ) влияет на общество?

Влияние технологии искусственного интеллекта на общество широко обсуждается. Многие утверждают, что ИИ улучшает качество повседневной жизни, выполняя рутинные и даже сложные задачи лучше, чем люди, делая жизнь проще, безопаснее и эффективнее. Другие утверждают, что ИИ создает опасные риски для конфиденциальности, усугубляет расизм, стандартизируя людей, и лишает рабочих работы, что приводит к росту безработицы. Чтобы узнать больше о дебатах об искусственном интеллекте, посетите ProCon.org.

Знать об эволюции автомобилей с течением времени

Посмотреть все видео к этой статье

технология , применение научных знаний для достижения практических целей человеческой жизни или, как иногда говорят, для изменения и манипулирования человеком среда.

Теме техники посвящен ряд статей. Общее лечение см. в технологии, истории; ручной инструмент. Описание материалов, являющихся как объектом, так и средством воздействия на окружающую среду, см. в эластомерах; техническая керамика; промышленное стекло; металлургия; месторождения полезных ископаемых; переработка полезных ископаемых; добыча полезных ископаемых; пластик. Чтобы узнать о производстве энергии, см. преобразование энергии; добыча угля; утилизация угля; нефтедобыча; нефтепереработка. Для лечения производства продуктов питания см. Сельское хозяйство, история; экономика сельского хозяйства; пчеловодство; пиво; зерновое хозяйство; кофе; коммерческое рыболовство; молочное животноводство; дистиллированный спирт; консервирование пищевых продуктов; выращивание фруктов; животноводство; птицеводство; безалкогольный напиток; чай; овощеводство; вино. О приемах технологии строительства см. Мост ; Строительство зданий; каналы и внутренние водные пути; плотина; гавани и морские сооружения; маяк; дороги и магистрали; тоннели и подземные выработки; экологические работы. Чтобы узнать о производстве и проектировании транспортных средств, см. Аэрокосмическая промышленность; автоматизированная индустрия; строительство корабля. О коммуникационных технологиях см. Радиовещание ; Информатика; обработка информации; фотография; печать; фотогравировка; типография; телекоммуникации. Чтобы узнать о процессах и продуктах других отраслей обрабатывающей промышленности, см. клей; швейная и обувная промышленность; краситель; взрывной; напольное покрытие; лесное хозяйство; химическая индустрия; искусственное волокно; покрытие поверхности; изготовление бумаги; мыло и моющее средство; текстиль. О медицинских применениях технологий см. Диагноз; терапия; лекарство; медицина, история; фармацевтическая индустрия. Для военных приложений см. Военные технологии . Для лечения организации технологических систем см. Автоматизация; инженерия; производственная система; системная инженерия; работа, история организации.

Еще из Britannica

Хронология истории технологий

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Адамом Августином.

История техники | Эволюция, возраст и факты

Международная космическая станция

См. все СМИ

Связанные темы:
технология

Просмотреть весь связанный контент →

Последние новости

30 мая 2023 г. , 11:48 по восточноевропейскому времени (AP)

Сгоревшая крыша Нотр-Дама, восстановленная с использованием средневековых технологий они были пионерами в строительстве Собора Парижской Богоматери более 800 лет назад, сегодня они снова используются для восстановления разрушенной огнем крыши всемирно известного памятника

история технологии , развитие систематических методов изготовления и действия. Срок технология , сочетание греческого technē , «искусство, ремесло», с logos , «слово, речь», означало в Греции дискурс об искусствах, как изящных, так и прикладных. Когда оно впервые появилось в английском языке в 17 веке, оно использовалось только для обозначения обсуждения прикладных искусств, и постепенно сами эти «искусства» стали объектом обозначения. К началу 20 века этот термин охватывал растущий спектр средств, процессов и идей в дополнение к инструментам и машинам. К середине века технология определялась такими фразами, как «средства или действия, с помощью которых человек стремится изменить или манипулировать своим окружением». Даже такие широкие определения подвергались критике со стороны наблюдателей, указывающих на возрастающую трудность разграничения научных исследований и технологической деятельности.

Крайне сжатый отчет об истории техники, такой как этот, должен принять строгую методологическую схему, если он хочет отдать должное предмету, не искажая его тем или иным способом. План, которому следует данная статья, в первую очередь хронологический, прослеживающий развитие технологии через фазы, которые сменяют друг друга во времени. Очевидно, что разделение между фазами в значительной степени условно. Одним из факторов взвешивания было огромное ускорение западного технологического развития в последние столетия; Восточная техника рассматривается в данной статье в основном лишь в том, что касается развития современной техники.

В рамках каждой хронологической фазы был принят стандартный метод исследования технологического опыта и инноваций. Это начинается с краткого обзора общих социальных условий рассматриваемого периода, а затем продолжается рассмотрением доминирующих материалов и источников энергии периода и их применения в производстве продуктов питания, обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте и связи. , военная техника и медицинская техника. В заключительном разделе рассматриваются социокультурные последствия технологических изменений того периода. Эта структура видоизменяется в соответствии с конкретными требованиями каждого периода — например, обсуждение новых материалов занимает значительное место в описаниях более ранних фаз, когда вводились новые металлы, но сравнительно не важно в описаниях некоторых более поздних фаз — но общая закономерность сохраняется на всем протяжении. Одним из ключевых факторов, который нелегко вписывается в эту схему, является разработка инструментов. Казалось наиболее удобным связать их с изучением материалов, а не с каким-либо конкретным приложением, но было невозможно быть полностью последовательным в этом подходе. Дальнейшее обсуждение конкретных направлений технологического развития представлено во множестве других статей: например, см. электроника; исследование; обработка информации.

Общие соображения

По сути, техники — это методы создания новых инструментов и изделий из них, а способность создавать такие артефакты — определяющая характеристика человекоподобных видов. Другие виды создают артефакты: пчелы строят сложные ульи для хранения своего меда, птицы вьют гнезда, а бобры строят плотины. Но эти атрибуты являются результатом паттернов инстинктивного поведения и не могут быть изменены в соответствии с быстро меняющимися обстоятельствами. Люди, в отличие от других видов, не обладают сильно развитыми инстинктивными реакциями, но обладают способностью систематически и творчески мыслить о приемах. Таким образом, люди могут вводить новшества и сознательно изменять окружающую среду так, как не удавалось ни одному другому виду. Обезьяна может иногда использовать палку, чтобы сбивать бананы с дерева, но человек может превратить палку в режущий инструмент и срезать целую связку бананов. Где-то на переходе между ними появляется гоминид, первый человекоподобный вид. В силу природы человечества как производителя инструментов, люди с самого начала были технологами, и история технологий охватывает всю эволюцию человечества.

Используя рациональные способности для разработки методов и изменения окружающей среды, человечество столкнулось с проблемами, отличными от проблем выживания и производства богатства, с которыми сегодня обычно ассоциируется термин технология . Техника языка, например, включает осмысленное манипулирование звуками и символами, и точно так же техники художественного и ритуального творчества представляют собой другие аспекты технологического стимула. В этой статье не рассматриваются эти культурные и религиозные методы, но важно установить их взаимосвязь с самого начала, потому что история техники обнаруживает глубокое взаимодействие между стимулами и возможностями технологических инноваций, с одной стороны, и социокультурными условиями, с одной стороны. человеческая группа, внутри которой они происходят, с другой.

Социальное участие в технологических достижениях

Понимание этого взаимодействия важно при изучении развития технологий сменяющими друг друга цивилизациями. Чтобы максимально упростить отношения, есть три точки, в которых должно быть некоторое социальное участие в технологических инновациях: социальная потребность, социальные ресурсы и сочувствующий социальный дух. При отсутствии любого из этих факторов маловероятно, что технологическая инновация получит широкое распространение или будет успешной.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Чувство социальной потребности должно быть сильно ощутимо, иначе люди не будут готовы выделять ресурсы на технологические инновации. Необходимым может быть более эффективный режущий инструмент, более мощное грузоподъемное устройство, машина, экономящая труд, или средство использования нового топлива или нового источника энергии. Или, поскольку военные потребности всегда служили стимулом для технологических инноваций, они могут принять форму потребности в более совершенном оружии. В современном обществе потребности порождены рекламой. Каким бы ни был источник социальной потребности, важно, чтобы о ней сознавало достаточное количество людей, чтобы создать рынок для артефакта или товара, который может удовлетворить эту потребность.

Социальные ресурсы также являются необходимым условием успешной инновации. Многие изобретения потерпели неудачу из-за отсутствия необходимых для их реализации социальных ресурсов — капитала, материалов и квалифицированного персонала. Записные книжки Леонардо да Винчи полны идей для вертолетов, подводных лодок и самолетов, но лишь немногие из них дошли даже до стадии моделей, потому что не хватало тех или иных ресурсов. Ресурс капитала предполагает наличие избыточной производительности и организации, способной направить доступное богатство в те каналы, в которых изобретатель может его использовать. Ресурс материалов предполагает наличие подходящих металлургических, керамических, пластиковых или текстильных материалов, которые могут выполнять любые функции, требуемые от них новым изобретением. Ресурс квалифицированного персонала подразумевает наличие техников, способных создавать новые артефакты и разрабатывать новые процессы. Короче говоря, общество должно быть хорошо оснащено соответствующими ресурсами, чтобы поддерживать технологические инновации.

Сочувствующий социальный дух подразумевает среду, восприимчивую к новым идеям, среду, в которой доминирующие социальные группы готовы серьезно относиться к инновациям. Такая восприимчивость может быть ограничена конкретными областями нововведений — например, улучшениями в оружии или навигационной технике — или может принимать форму более общей позиции исследования, как это имело место среди промышленного среднего класса в Британии в 18-м веке. века, которые были готовы культивировать новые идеи и изобретатели, селекционеры таких идей. Какова бы ни была психологическая основа изобретательского гения, не может быть никаких сомнений в том, что существование социально значимых групп, желающих поощрять изобретателей и использовать их идеи, было решающим фактором в истории техники.

Таким образом, социальные условия имеют первостепенное значение для разработки новых методов, некоторые из которых будут рассмотрены ниже более подробно. Однако стоит оформить еще одну пояснительную записку. Это касается рациональности техники. Уже было замечено, что технология предполагает применение разума к технике, и в 20-м веке стало считаться почти аксиомой, что технология — это рациональная деятельность, вытекающая из традиций современной науки. Тем не менее, следует заметить, что технология в том смысле, в каком здесь используется этот термин, намного старше науки, а также что техники имеют тенденцию застывать на протяжении столетий практики или превращаться в такие парарациональные упражнения, как алхимия. Некоторые техники стали настолько сложными, часто зависящими от процессов химических изменений, которые не были поняты даже тогда, когда они широко применялись, что технология иногда сама становилась «тайной» или культом, в который ученика нужно было посвящать, как священника в священный сан. и в которой было важнее скопировать древнюю формулу, чем вводить новшества. Современную философию прогресса нельзя отнести к истории техники; на протяжении большей части своего долгого существования технология была практически застойной, загадочной и даже иррациональной. Нет ничего удивительного в том, что некоторые сохранившиеся фрагменты этой мощной технологической традиции присутствуют в современном мире, и в современной дилемме высокотехнологичного общества, рассматривающего вероятность того, что оно будет использовать свои изощренные технологии, есть нечто большее, чем элемент иррациональности. совершить собственное уничтожение. Таким образом, необходимо остерегаться чрезмерно поверхностного отождествления техники с «прогрессивными» силами современной цивилизации.

С другой стороны, невозможно отрицать, что в технике есть прогрессивный элемент, так как из самого элементарного обзора становится ясно, что приобретение техники есть кумулятивный процесс, при котором каждое поколение наследует запас техники, на котором он может строить, если захочет и если позволят социальные условия. В течение долгого времени история технологии неизбежно выявляет моменты инноваций, которые демонстрируют это кумулятивное качество по мере того, как некоторые общества шаг за шагом продвигаются от сравнительно примитивных технологий к более сложным. Но хотя это развитие происходило и продолжается до сих пор, природе техники не присущ такой процесс накопления, и это, конечно, не было неизбежным развитием. Тот факт, что многие общества оставались в состоянии стагнации в течение длительных периодов времени, даже на достаточно развитых стадиях технологической эволюции, а некоторые фактически регрессировали и утратили переданные им накопленные технологии, демонстрирует неоднозначную природу технологии и исключительную важность его связь с другими социальными факторами.

Способы передачи технологий

Еще один аспект кумулятивного характера технологии, требующий дальнейшего изучения, — способ передачи технологических инноваций. Это неуловимая проблема, и необходимо принять феномен одновременного или параллельного изобретения в тех случаях, когда нет достаточных доказательств, чтобы показать передачу идей в том или ином направлении. Механика их передачи была чрезвычайно усовершенствована в последние века благодаря печатному станку и другим средствам связи, а также благодаря возросшей легкости, с которой путешественники посещают источники инноваций и приносят идеи домой. Однако традиционно основным способом передачи было перемещение артефактов и мастеров. Торговля артефактами обеспечила их широкое распространение и поощрила подражание. Еще важнее то, что миграция мастеров — будь то странствующие слесари ранних цивилизаций или немецкие инженеры-ракетчики, чьи экспертные знания были приобретены как Советским Союзом, так и Соединенными Штатами после Второй мировой войны, — способствовала распространению новых технологий.

Доказательства таких процессов технологической передачи напоминают о том, что материал для изучения истории техники поступает из различных источников. Многие из них, как и любое историческое исследование, опираются на документальные материалы, хотя для ранних цивилизаций их мало из-за общего отсутствия интереса к технологиям со стороны писцов и летописцев. Таким образом, для этих обществ и для многих тысячелетий более ранней незарегистрированной истории, в которой происходили медленные, но существенные технологические достижения, необходимо в значительной степени полагаться на археологические свидетельства. Даже в связи с недавним прошлым историческое осмысление процессов быстрой индустриализации можно сделать более глубоким и ярким благодаря изучению «промышленной археологии». Много ценного материала такого рода накоплено в музеях и еще больше остается в местах его использования для наблюдения полевого работника. Историк техники должен быть готов использовать все эти источники и при необходимости привлекать навыки археолога, инженера, архитектора и других специалистов.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *