Прицепные подъемники
По мере расширения рынка прицепные подъемники постепенно стали все больше относить к узкоспециализированной технике. При этом крупные производители последней редко выпускали простые подъемники, их можно было встретить у арендодателей оборудования.
Рынок прицепных подъемников (ПП) изначально не был большим. Можно предположить, что это связано с распространенным мнением, что они являются «первой ступенью» на большой лестнице механизированного подъемного оборудования. Наиболее распространены были 12-метровые модели, притом, что их высота может быть гораздо больше. Так, например, по заявлению компании Denka, рабочая высота их подъемника DL30 составляет 30 метров, что автоматически делает его самым большим в мире.
Производитель Niftylift представляет на рынке 6 моделей таких машин, рабочая высота которых варьируется в пределах 9,5-21 метров, изделие с максимальной высотой сейчас проходит модернизацию. За последний год отмечается снижение спроса на его подъемники такого типа, но динамика роста все же прослеживается.
Такая техника сочетает в себе максимально выгодное для потребителя соотношение стоимости рабочих характеристик — вылета стрелы и высоты подъема. Габариты и небольшой вес позволяют использовать для их транспортировки фургоны, обычные легковые или полноприводные машины. Еще одним плюсом является возможность их использования на неровной и наклонной поверхности.
Но без ложки дегтя в бочке меда тоже никогда не обходится, поэтому есть и недостатки у ПП. В основном они касаются времени, которое требуется на их развертывание, а также невозможности их перемещения в поднятом положении. С перемещением такой машины в принципе возникают трудности, особенно если отсутствуют специальные средства (колеса, ролики или что-то в этом роде). Размах аутригеров (выносных опор) довольно большой, что сразу исключает возможность его установки в ограниченном пространстве.
Сегодня популярностью пользуются такие машины с 12-13-метровой высотой подъема и гуськом либо неподвижной стрелой коленчатого типа.
Они оборудованы аутригерами выдвигающегося типа или раскладывающимся вручную. У такой техники тоже есть преимущества – низкая стоимость, в том числе обслуживания. Простая конструкция обеспечивает высокую надежность машин. Но подходят они лучше для работы на небольшой высоте – порядка 4-8 метров выше человеческого роста. Кроме того, при вылете стрелы в большинстве случаев их выход за опорный контур незначительный.Однако эту проблему удалось решить на других рынках. Так производители начали выпуск техники с прямой телескопической стрелой. Но подавляющему большинству арендных компаний Великобритании не столько важен большой вылет стрелы на небольшой высоте, сколько метры самой высоты. То есть для них такие модели не только дороги, но и слишком длинны. В 90-х удалось увеличить вылет стрелы на малой высоте у коленчатых моделей. И еще на полтора метра платформа выросла, когда появились коленчатые гуськи.
Упомянутый британский производитель представил еще один интересный вариант – машины с более короткой стрелой, в верхней части которой появилась телескопическая секция, и компактным подъемным механизмом. Так, у модели 120T меньший задний свес при большом вылете стрелы, ее общая длина уменьшилась на полтора метра. Также гидравлические аутригеры стали стандартными для техники этой компании. Следует отметить, что для машин меньших размеров важность этой детали продолжает расти.
То есть на сегодня можно выделить следующие варианты:
- стрела коленчатого типа без гуська;
- стрела коленчатого типа с гуськом;
- телескопическая стрела;
- стрела коленчатого типа с телескопическим гуськом.
Выпуском такой продукции сегодня занимаются более десятка компаний, включая всем известные UpRight, Genie и JLG, а также Niftylift, Dinolift, Matilsa и другие.
Все чаще в этом сегменте появляются новости о поглощении компаний. Так, Tanfi eld минувшим летом приобрела Snorke. Напомним, группе уже принадлежат упомянутая UpRight вместе с компанией Aerial. Что касается последнего приобретения, то сделка никак не повлияла на российском рынке, где техника этого производителя встречалась крайне редко. Сегодня из доступных моделей UpRight — TL37 и TL49K, происходящие все же из Aerial, и имеющие рабочую высоту 13,2 и 17 метров соответственно.
Однако есть предпосылки к тому, что в скором времени ситуация несколько изменится, о чем свидетельствует просочившаяся информация о разработке новых моделей от UpRight, в том числе прицепных подъемников. Это доказывает, что данная техника продолжает пользоваться спросом, поэтому данное направление компания планирует развивать и в дальнейшем, включая выпуск новых машин.
Таким образом, можно смело предположить, что в ближайшей перспективе на рынке появится новая модель прицепного подъемника. Кроме этого, появилась информация о планах компании выпустить прицепную модель с рабочей высотой 12 метров в линейке TL. Это будет машина с крепкой и простой конструкцией, гидравлическим управлением с предельным давлением, и при этом по достаточно демократичной цене. Также компания ранее анонсировала выпуск нового прицепного подъемника, уточнив, что новинка имеет большой потенциал на мировом рынке. Возможно, возложенные на изделие надежды оправдаются, и UpRight выйдет завоюет сегмент аренды более мелкого инструмента и техники.
Прошлое лето было плодотворным в плане приобретений – европейская Haulotte поглотила производителя ПП, подмостей, самоходных поъемников и строительных лесов – американскую Bil-Jax. Фирме в прошлом году удалось заработать на продажах своей продукции около 80 миллионов американских долларов, при этом основные поставки осуществлялись в Северную Америку, на долю которой пришлось порядка 90% от общего объема.
Но этой компании удалось добиться успеха не только на местном рынке, но и в Европе. По словам специалистов Bil-Jax, техника продолжает пользоваться спросом. При этом главным ее преимуществом они называют установку и привод: подъемник отцепляется от машины и перемещается на рабочую площадку. Что качается установки аутригеров (которых у него всего четыре), то это автоматический процесс, который запускается специальной кнопкой и занимает меньше полминуты.
Простота эксплуатации – еще один важный плюс этой машины. Здесь привычные рычаги заменены кнопками. Кроме этого, при вылете стрелы 10 метров и высоте 6 метров, она способна огибать различные сооружения типа пристроек, при этом грузоподъемность корзины сохраняется (227 кг). По данным местного аналитического журнала Cranes & Access, в ноябре будет повышенный спрос на такие машины, поскольку в это время начинается установка рождественского освещения. Также отмечается, что арендуют их на дневное и ночное время суток. В журнале отметили, что эта техника идеально подходит для таких работ, поскольку она легко перевозится с одного места в другое и есть возможность подзарядить аккумулятор с помощью бортового генератора. На машине предусмотрены датчики движения стрелы и возможность блокировки всех операций, что обеспечивает легкую и безопасную буксировку.
В отличие от большинства аналогов от других производителей, основная доля выпускаемой Bil-Jax техники имеет двойное назначение, то есть может быть использовано в качестве крана и подъемника.
По словам Александр Собо, который в настоящее время занимает пост главы Haulotte, у объединившихся компаний нет определенной стратегии распространения, но они намерены получить от совместной работы максимально положительный эффект.Что касается оборудования этого типа производства Dinolift, ее продажи всегда были низкими. В основном причиной этому служила жесткая внутренняя конкуренция, где компания постоянно соперничала с Niftylift. Большое влияние оказало и отсутствие рынка более крупной техники, а также предпочтения в сторону коленчатых подъемников.
Компания Bauma Dino на прошлогодней выставке представила новейшую модель своих ПП. Стив Хэдфилд, который является директором-распорядителем, выбрал для этого подъемник 120T. По его словам, демонстрируемая модель обладает возможностями, которые другими компаними предложены в качестве дополнительных. Например, это гидравлические стабилизаторы либо фрикционный привод. А у представленной машины это стандартная комплектация. Хэдфилд отметил, что у этой 12-метровой модели нет аналогов в Европе, поскольку у нее трехсекционная телескопическая стрела.
Также директор-распорядитель компании уточнил, что вылет телескопической стрелы в 7,9 метров позволяет работать на небольшой высоте, когда требуется большая рабочая зона. Грузоподъемность модели 120 кг – она изначально проектировалась на одного человека. Также вместо дорогостоящей поворотной корзины, здесь она простая и круглой формы. Такое решение было принято с учетом многочисленных обращений фирм, которые занимаются уходом за деревьями. Теперь не только такие компании, но и предприятия, которые следят за озелененными площадками, парковыми зонами, смогут по достоинству оценить удобство работы в подъемниках с круглой корзиной. К слову, большинство деталей на технику Bauma Dino выпускает на своих заводах. Вполне можно ожидать, что такая модель в скором времени займет свою нишу на рынке.
Еще одна новинка, которая требует внимания, это подъемник Mini 12, выпущенный пару лет назад производителем Omme Lift. Но до потребителей европейского рынка дошли всего несколько единиц этой модели датской компании. Общая масса машины составляет 1,2 тонны при общей длине немного меньше 6 метров, ширине менее 1 метра (в сложенном виде) и вылетом стрелы в 8 метров. Его можно буксировать небольшим фургоном либо средним легковым авто. Несмотря на то, что он рассчитан на одного человека, нельзя не отметить его удивительную скорость и прочность.
Еще одна компания, не потерявшая надежды выйти на рынок подъемников – испанская Matilsa. Компания перенесла производство на другое более просторное предприятие (площадь составляет порядка 4,5 тысячи метров). Увеличив мощности, она выпустила две тысячи единиц техники за год, в том числе модели линейки Parma (прицепные модели) и самоходные машины. Для Великобритании такая техника идеально подходит по характеристикам, максимально приближенным к аналогам компании Niftylift.
Интересно, что Matilsa предлагает своим покупателям, не только выбрать оптимальный вариант из предложенных, но и задать конфигурацию подъемнику. Для этого на официальном сайте компании предусмотрена специальная программа, где помимо всего прочего отображены цены и предусмотрена кнопка для быстрой подачи заявки.
Сегодня наибольшей популярностью пользуются низкие передвижные подъемники, но есть и место для машин с большим вылетом стрелы. Однако солидную часть рынка прицепным подъемникам пришлось уступить автовышкам и «паукам», с помощью которых более удобно выполнять определенные строительные и другие работы типа мойки окон, замены труб системы водоснабжения и так далее. Несмотря на это, вполне логичным будет предположение, что в скором времени ситуация изменится, и продажи прицепных подъемников с телескопической стрелой постепенно возрастут.
Современные прицепные подъемники – Основные средства
Существует мнение, что прицепные подъемники – техника неширокого (или ограниченного) применения Так ли это? Давайте посмотрим.
Прицепные подъемники пока распространены в нашей стране не так широко, как привычные автогидроподъемники. Но на самом деле причина здесь не столько в какой-либо ограниченности возможностей прицепных подъемников, сколько в традициях и привычках отечественных потребителей.
В основном рынок прицепных подъемников заполняют иностранные производители. К «почти» отечественным среди них можно отнести ОАО «Пинский завод средств малой механизации» (ОАО «СММ», г. Пинск, Брестская обл., Республика Беларусь), который выпускает две модели прицепных подъемников на базе одноосных прицепов, и они могут буксироваться легковыми автомобилями.
ВС-12П – с коленчатой стрелой, высота подъема – 12,5 м, грузоподъемность корзины – 120 кг, угол поворота корзины ±170°, электромотор переменного тока 380/220 В.
ВС-10 – ножничная вышка, высота подъема – 10 м. Привод гидросистемы подъемника – электромотор на 220 В. Грузоподъемность корзины высокая – 300 кг.
Какова же сфера применения прицепных подъемников? Это коммунальные работы на высоте: ремонт крыш, водосточных желобов и труб, удаление сосулек и снега, работы с рекламными щитами и покраска, а также прочий ремонт фасадов зданий, обрезка деревьев. Энергетики будут использовать эти подъемники для работ с электрооборудованием на столбах. Строители также могут широко применять эти подъемники, причем как снаружи строящихся сооружений, так и для внутренних работ. В обслуживании выставочных залов и торговых центров эти подъемники также пригодятся.
Таким образом, на самом деле прицепные подъемники – универсальная техника высотного доступа.
Финская компания Leguan Lifts Oy, интересы которой в России представляет компания «Новалифт-С» (г. Санкт-Петербург), производит линейку моделей самоходных коленчатых подъемников. Их платформа имеет размеры 1,25х0,8 м и способна поворачиваться на ±45°. Рабочая высота моделей составляет от 12,5 до 19,0 м, г/п платформы – 215 и 225 кг. Привод от электромотора 230 В/ 1,5 кВт/ 10 A, привод колес двухосного шасси – опция.
Их достоинства
Прицепные подъемники обладают целым рядом достоинств по сравнению не только с автогидроподъемниками, но и с самоходными подъемниками. Они намного легче и компактнее. Их удобно хранить и транспортировать: масса большинства прицепных подъемников составляет от 600 до 3300 кг, т.е. буксировать их можно и малотоннажным грузовиком, и минивэном, и даже достаточно мощным легковым автомобилем, причем с достаточно большими скоростями. Эту технику также можно перевозить в фургоне благодаря компактным размерам и малому весу. Буксирующий автомобиль может использоваться на других работах, пока подъемник работает.
Расход топлива и затраты на обслуживание при эксплуатации таких подъемников невелики, они экономичны.
Благодаря компактности и маневренности они могут проходить в дверные проемы и работать в тесных местах. Многие модели настолько легкие, что их можно вручную перемещать по стройплощадке на новое место.
Управление и системы безопасности. Современные прицепные подъемники оснащаются достаточно простыми и интуитивно понятными системами управления с пиктограммами, встроенными функциями и системами защиты: рабочую платформу защищает от перегрузки система с датчиками нагрузки; система автоматического контроля грузового момента заблокирует работу подъемника, если допустимый грузовой момент окажется превышен; на случай разрыва РВД гидросистемы прицепных подъемников оснащаются запорными клапанами. Пульты управления устанавливаются на шасси и в корзине, имеется система аварийной остановки и опускания подъемника, а также подъема аутригеров. Каждый прицепной подъемник обязательно имеет стояночный тормоз.
Недостатки. А как же без них. Следует учитывать, что грузоподъемность прицепных подъемников обычно меньше, чем у близких по характеристикам автогидроподъемников, т.к. автомобильное шасси с колесами служит тяжелым надежным противовесом по сравнению с легким шасси прицепа.
Специалисты отмечают, что для развертывания и подготовки к работе прицепного подъемника потребуется несколько больше времени, чем для приведения в готовность автогидроподъемника. Кроме того, передвижение прицепного подъемника в поднятом положении запрещается.
Разнообразие конструкций
Прицепной подъемник состоит из колесного шасси, на котором устанавливается платформа (часто поворотная) со стреловым оборудованием и рабочей корзиной.
Стрелы и платформы. Прицепные подъемники могут комплектоваться телескопическими или коленчатыми стрелами. Телескопическая стрела быстро выдвигается/ складывается, за счет этого подъемник быстро принимает рабочее положение. Может принимать положение от вертикального до горизонтального. Коленчатая стрела с шарнирными соединениями секций обеспечивает высокую маневренность рабочей платформе (люльке), способна подавать платформу с рабочими и инструментом в самые труднодоступные места, за вертикальные препятствия. Телескопические стрелы могут дополняться коленчатыми секциями или гуськом, а коленчатая стрела может дополняться телескопической секцией.
Платформа со стрелой может поворачиваться на угол до 400°, рабочие платформы (люльки) у некоторых моделей также могут поворачиваться на углы порядка 40°, и это многократно увеличивает маневренность подъемника, который, не съезжая с места, может доставлять рабочих, стройматериалы и инструмент в различные рабочие зоны.
Датская компания OMMELIFT выпускает телескопические и коленчатые прицепные подъемники под брендом OMME, которые могут буксироваться легковым автомобилем. Стрелы подъемников могут поворачиваться на 355 и 400°, а корзина поворачивается на 41°. Максимальная высота подъема машин составляет порядка 30 м, но в нашу страну поставляются подъемники с рабочей высотой 13,3–18,3 м, г/п корзины 175 и 200 кг. Привод осуществляется от электромотора на 230 В и аккумуляторных батарей. По заказу устанавливается привод колес одноосного шасси.
Двигатели и приводы. Прицепные подъемники комплектуются бензиновыми, газовыми или дизельными двигателями, а также электромоторами, работающими от аккумуляторов или от электросети. Наиболее удобный современный привод – гибридный, состоящий из дизельного или газового и электрического двигателей, а также аккумуляторных батарей. Подъемник может работать на дизеле на улице и на электротяге от аккумулятора в помещениях. Некоторые модели прицепных подъемников при помощи гидропривода могут перемещаться своим ходом на небольшие расстояния по стройплощадке.
Так, финская компания Dinolift Oy разрабатывает и производит несколько серий прицепных подъемников под брендом DINO. В качестве привода используются электромоторы, работающие от сети переменного тока 110/230 В, а также бензиновые двигатели. По заказу могут устанавливаться дизельные двигатели и бензиновые генераторы. Часть моделей оснащаются аккумуляторами на 24 В. Стрелы телескопические или коленчатые с телескопической секцией, высота подъема – от 10,5 до 26 м, стрелы поворачиваются на 360°. Все модели имеют привод на колеса.
Аутригеры. Прицепные подъемники опираются на 2–4 колеса достаточной грузоподъемности, а для повышения устойчивости, особенно на неровных и наклонных поверхностях, обязательно комплектуются выдвигающимися опорами-аутригерами, обычно с гидроприводом выдвижения.
Некоторые модели прицепных подъемников оснащаются электронными гидравлическими системами автоматического выравнивания при помощи аутригеров. Такие системы существенно увеличивают безопасность работы подъемника, а также сокращают время подготовки подъемника к работе и увеличивают производительность работ.
Рабочие характеристики. Большинство моделей прицепных подъемников, представленных на отечественном рынке, способны подавать одного-двух работников и материалы общей массой от 120 до 230 кг и более на высоту 12–26 м и выше и с вылетом по горизонтали от 3,5 до 14 м.
Для определенных работ предлагаются прицепные подъемники с короткими или удлиненными стрелами.
Например, датская компания Denka Lift разрабатывает и производит прицепные подъемники для высотных работ с коленчато-телескопическими стрелами. Стрелы изготавливаются из экстрадированного алюминиевого профиля, что обеспечивает высокую прочность при небольшой массе. Высота подъема – от 12 до рекордных 30 м, грузоподъемность рабочей платформы – 200 кг. Подъемники комплектуются электромоторами, гидроприводом колес и системой стабилизации при помощи аутригеров. Имеются системы защиты, в том числе предохранительные клапаны на случай разрыва РВД гидросистемы. Стабилизация на неровной поверхности достигается с помощью выдвижных электрогидравлических опор.