Второе дыхание — из тягачей в терминаторы. МТ-ЛБ. Часть 2
На военной службе
С появлением снегоболотоходной модификации — МТ-ЛБВ, обладавшей уникальными характеристиками проходимости, в мотострелковых частях, дислоцировавшихся в северных районах Советского Союза, МТ-ЛБ и МТ-ЛБВ начали применяться и в качестве бронетранспортеров. МТ-ЛБ оказался вполне пригоден для такой роли, в его десантном отделении спокойно размещалось одиннадцать вооруженных пехотинцев, которым обеспечивалась бронезащита, сравнимая с другими имевшимися на вооружении бронетранспортерами, а подвижность МТ-ЛБ на заснеженной либо заболоченной местности была существенно выше. Так, например, 54-я, 64-я, 11-я и 131-я мотострелковые дивизии Ленинградского военного округа оснащались именно МТ-ЛБ.
Благодаря высоким тактико-техническим характеристикам, надежности и простоте МТ-ЛБ, приобретением машин этого семейства заинтересовались и за рубежом — в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки. В результате были осуществлены экспортные поставки МТ-ЛБ в Ирак, Ливию, Сирию, Йемен, Кубу, Перу.
Ракетно-артиллерийский комплекс МТ-ЛБМ 6МБ4. Основное вооружение — стабилизированная в двух плоскостях двуствольная автоматическая пушка ГШ-30К (калибр 30 мм). Машина оснащена двухспектральной оптико-электронной прицельной системой
В ходе боевых действий в Афганистане МТ-ЛБ широко использовались советскими войсками в своем основном качестве — артиллерийского тягача и транспортера. Однако появились и различные импровизированные варианты боевых машин на его базе. Так, например, на крыше транспортного отсека МТ-ЛБ устанавливался 82-мм автоматический миномет 2Б9 «Василек». Огонь из миномета мог вестись прямо с машины и даже с ходу. Таким образом, МТ-ЛБ превратился из буксировщика оружия в его «носителя». По воспоминаниям участников Афганской войны, крепление «Василька» на МТ-ЛБ было импровизированным и изготавливалось из подручных материалов, часто из узлов многочисленных сгоревших машин, остававшихся на обочинах дорог после нападений моджахедов, например из швеллеров от рамы «Урала», а поддон миномета устанавливался в колесный диск от того же сгоревшего «Урала». Все это крепилось болтами. Успешно пройдя боевую «обкатку», установка «Васильков» на МТ-ЛБ позже получила широкое распространение.
МТ-ЛБ российских войск в Чечне
Опыт, полученный в Афганистане, показал, что вооружение МТ-ЛБ, состоящее из одного 7,62-мм пулемета, часто оказывается недостаточным, кроме того, ограниченные углы вертикального наведения башенной установки не позволяли экипажу вести огонь по горным склонам, что являлось жизненно необходимым в условиях гористой местности этой страны. Данное обстоятельство послужило одной из причин разработки и принятия на вооружение модификации МТ-ЛБВМ, вооруженной крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом НСВТ, установленном на турели, позволявшей вести огонь с углом возвышения до 75.
Правда, другая выявленная в Афганистане проблема МТ-ЛБ так и осталась нерешенной до сих пор — в условиях широкого применения противником гранатометов по бронированным целям назрела настоятельная необходимость оснастить МТ-ЛБ дополнительной защитой от кумулятивных гранат, так как подразделения несли ощутимые потери.
Грузинская колонна техники в районе Гори, 13 августа 2008 года. МТ-ЛБ буксируют противотанковые орудия
Тем не менее в Афганистане МТ-ЛБ демонстрировали чудеса выносливости и живучести. Так, по воспоминаниям очевидцев, одному МТ-ЛБ удалось вытащить подбитую БМП из зоны обстрела даже после того, как он сам получил попадание кумулятивной гранаты в коробку передач. При этом МТ-ЛБ остался на ходу, хотя, конечно же, позже машина подлежала ремонту. А МТ-ЛБ из состава 3-й минометной батареи 12-го мотострелкового полка, в ходе рейда в Герат в июле 1985 года, утащил БТР-80 на спущенных колесах. Попытки буксировать его обычным способом оказались безрезультатными — рвался буксирный трос, поэтому водителю Ф. Еремину пришлось толкать БТР «носом» с небольшого разгона. В пустынных южных районах Афганистана демонстрировали свою прекрасную проходимость МТ-ЛБВМ. Здесь в одном из районов моджахеды, пользуясь тем обстоятельством, что сопровождающая транспортные колонны советская бронетехника (БМП, БМД) при съезде с дороги вязла в глубоком песке, выработали оригинальную тактику. Передвигаясь на верблюдах, они устраивали засады, обстреливали колонну из минометов, перевозившихся во вьюках, а затем безнаказанно отходили, пользуясь тем, что БМП были неспособны преследовать их по пескам. Такая тактика приносила успех до тех пор, пока в состав охранения колонн не включили МТ-ЛБВМ. Благодаря своей уникальной проходимости, они, без труда передвигаясь по глубоким пескам, настигли и уничтожили нападавших.
Бойцы чеченского батальона «Восток» на МТ-ЛБ, Южная Осетия, август 2008 года
Российский МТ-ЛБВ проходит мимо горящего здания, Южная Осетия, август 2008 года
Свою эффективность и надежность машины семейства МТЛБ подтвердили и в других вооруженных конфликтах. Большое количество МТ-ЛБ имелось на вооружении Иракской армии, поэтому эти машины прошли всю Ирано-Иракскую войну 1980-1988 годов и использовались во время оккупации Кувейта в 1990 году. Многие из них были уничтожены или стали трофеями в ходе наземной операции многонациональных сил против Ирака — «Меч пустыни» в 1991 году.
Благодаря своей распространенности, МТ-ЛБ широко применялись различными противоборствующими сторонами в многочисленных вооруженных конфликтах, разгоревшихся на территории распавшегося Советского Союза. Этому способствовало то, что транспортер не воспринимался военными как полноценная боевая машина — в Советской Армии МТ-ЛБ вообще не считался бронетехникой. Поэтому МТ-ЛБ оказались легко доступными для всяческих растущих как грибы местных вооруженных формирований. В них тягачи использовались в основном в качестве бронетранспортеров, правда, довольно часто на них монтировали и различное, оказавшееся под рукой вооружение. Наиболее оригинальными были машины, вооруженные авиационными контейнерами с неуправляемыми реактивными снарядами и даже с пусковыми установками метеорологических ракет «Алазань». По воспоминаниям участника Армяно-Азербайджанского военного конфликта в Нагорном Карабахе, здесь кроме обычных МТ-ЛБ использовались машины с «приваренной сверху бочкой от НУРС вертолета Ми-24», прозванные там «шайтан-МТ-ЛБ».
Колонна российских войск, Южная Осетия, август 2008 года
МТ-ЛБ 6МБ, оснащенный башней с 30-мм автоматической пушкой 2А72, на горной дороге, Чечня
Часто на крыше транспортного отсека МТ-ЛБ монтировалась зенитная установка ЗУ-23-2, которая иногда прикрывалась импровизированными броневыми щитами. Правда, разместить здесь ЗУ-23-2 было довольно непросто, под нее приходилось подмащивать различные подставки и закреплять растяжками. Тем не менее такие импровизированные «самоходки» получили большое распространение. Так, в Узбекистане на местном заводе была налажена доработка МТ-ЛБ под установку ЗСУ-23-2. А на ХТЗ в 2001 году даже была разработана специальная модификация МТ-ЛБ со штатной установкой ЗУ-23-2.
В ходе вооруженных столкновений в Приднестровье между войсками Молдовы и приднестровскими гвардейцами в 1992 году МТ-ЛБ использовали обе стороны. С базы хранения 14-й армии и из 4-го артиллерийского полка правительству Молдовы было передано в общей сложности 107 МТ-ЛБ. Несколькими машинами располагала и Приднестровская Молдавская республика (ПМР). Учитывая их относительно слабую защищенность, часть МТ-ЛБ мотопехотных подразделений армии Молдовы получили дополнительное бронирование. На некоторых из них устанавливали ЗУ-23-2. С другой стороны, часть полученных учебных машин вообще не имела вооружения — вместо пулеметов в башнях торчали деревянные палки.
Очевидно, первым военным столкновением с участием МТЛБ в Приднестровье стала попытка военных формирований Кишинева перерезать трассу Тирасполь — Рыбница. Здесь в районе Дубоссар гвардейцы ПМР наряду с экранированными КрАЗами и ГМЗ (гусеничный минный заградитель) располагали и одним МТ-ЛБ. В этих боях МТ-ЛБ получил повреждения, попав в засаду волонтеров Молдовы, но машина смогла своим ходом вернуться назад. По воспоминаниям участников, броня МТ-ЛБ не держала 7,62-мм пули пулемета ПКМ волонтеров (возможно, использовались бронебойные патроны).
МТ-ЛБМ 6М1АЗ предназначен для транспортировки мотострелковых подразделений к полю боя, ведения борьбы с малоразмерными целями, в том числе танками. На машине установлена башня с четырьмя ПУ ПТУР «Корнет»
Обе стороны довольно широко применяли МТ-ЛБ в ходе боев за Бендеры в июне 1992 года. Приднестровцы имели здесь, по крайней мере, четыре МТ-ЛБ. Со стороны Молдовы в этих боях было задействовано более 50 единиц бронетехники, в том числе МТ-ЛБ и МТ-ЛБ с установленными на них ЗУ-23-2. Однако надо сказать, что их экипажи не отличалась ни высокими боевыми качествами, ни профессионализмом. Так, например, экипаж одного из МТ-ЛБ с установленной на нем ЗУ-23-2, двигаясь по городу, стрелял прямо перед собой по асфальту из башенного ПКТ, пытаясь таким образом «разминировать» себе дорогу.
В начале июля один МТ-ЛБ принял участие в проведении разведки боем гвардейцами ПМР в селе Дороцкое. В этой операции принимало участие 3 единицы бронетехники: МТ-ЛБ, БАТ (артиллерийский тягач) с установленным на нем блоком НУРС (неуправляемых реактивных снарядов) и БТР, а также до 30-ти человек пехоты.
После наступления темноты БТР и МТ-ЛБ совместно с пехотой, заранее скрытно сосредоточенной на окраинах села, пошли в атаку. Она была поддержана залпами установки НУРС (размещенной на БАТ). Так как огонь с этих позиций по противнику велся уже неоднократно, то цели были уже хорошо пристреляны.
Вариант усиления вооружения МТ-ЛБ, предложенный ХКБМ. На машине установлен вариант боевого модуля «Шквал» КБА-105, включающий 30-мм пушку, 7,62-мм пулемет и две направляющих для установки контейнеров управляемых противотанковых ракет 9М113 «Конкурс»
Подавив огнем крупнокалиберных пулеметов бронетехники и ручными гранатометами ДОТ и другие огневые точки укрепленной линии обороны противника, отряд ворвался в село. Противник отступил, бросив на поле боя оружие и боеприпасы. Бой продолжался до 3-х часов ночи, после чего гвардейцы ПМР отступили на исходные позиции. В качестве трофея МТ-ЛБ тянул за собой новую, еще в смазке, противотанковую пушку «Рапира».
Мощный импульс по расширению сферы применения МТ-ЛБ в Российской Армии придал заключенный в 1990 году «Договор об обычных вооруженных силах в Европе» (ДОВСЕ). Ввиду вводимых им ограничений на количество боевой техники — так, Россия получила право иметь на своей европейской части 6350 танков и 11280 боевых бронированных машин — военные постарались всемерно расширить использование техники, не подпадающей под ограничения этого договора. К подобной технике как раз и относились МТ-ЛБ, поэтому часть мотострелковых подразделений была «пересажена» с бронетранспортеров на гусеничные тягачи.
Модернизированный МТ-ЛБВМ, продемонстрированный ХТЗ в 2001 году. На крыше грузового отделения штатно установлена ЗСУ-23-2
Фото: С. Шумилин
Широко применялись МТ-ЛБ в ходе двух Чеченских войн, причем не только обычные тягачи, но и различные боевые машины на его базе. Так, например комплекс «Штурм-С» использовался в основном для уничтожения долговременных огневых точек противника. В горах МТ-ЛБ был самой удобной машиной — верткой, устойчивой, проходимой. Он был в состоянии двигаться по горным дорогам и, преодолевая крутые подъемы, забираться туда, где бронетехнику совсем не ожидали. Не была страшна ему и глубокая грязь (особенно МТ-ЛБВ). Однако в условиях, когда по разным причинам МТ-ЛБ все чаще пытались использовать в качестве бронетранспортера или даже боевой машины пехоты, стало ясно, что вооружение МТ-ЛБ, состоящее из одного пулемета обычного калибра (МТ-ЛБ все же создавался как артиллерийский тягач), явно недостаточно. Поэтому в частях самостоятельно усиливали его «огневую мощь», устанавливая на крышу десантного отсека легкое безоткатное орудие СПГ-9 или 30-мм автоматический станковый гранатомет АГС-17 «Пламя». Это вооружение, благодаря своим небольшим массе и габаритам, довольно легко монтировалось на крыше грузового отделения (особенно при помощи сварочного аппарата).
МТ-ЛБМ 6МБЗ. Машина вооружена стабилизированными в двух плоскостях двухствольной автоматической пушкой ГШ-23В, 12,7-мм пулеметом «КОРД» и 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17
Можно сказать, что военные конфликты дали определенный импульс развертыванию работ по модернизации МТ-ЛБ. Так, в России предложения по модернизации тягача были разработаны в 21-м Научно-исследовательском испытательном институте автомобильной техники МО РФ, а непосредственно модернизацией МТ-ЛБ занимались специалисты ОАО «Муромский тепловозостроительный завод». Результатом стали войсковые испытания модернизированных МТ-ЛБ, прошедшие в 2001 году на базе одной из рот мотострелкового полка 42-й мотострелковой дивизии, дислоцировавшейся в поселке Борзой. Модернизированные машины были вооружены 30-мм автоматической пушкой, кроме того, на них была усилена броня, проведено дополнительное бронирование днища. Надо сказать, что такая модернизация МТ-ЛБ была воспринята неоднозначно — по словам тогдашнего заместителя командующего войсками Северо-Кавказского военного округа по вооружению генерал-лейтенанта В. Недорезова, оснащенные 30-мм автоматическими пушками с усиленной броней МТ-ЛБ по своим боевым свойствам приблизились к БМП, однако потеряли в мобильности, проходимости и грузоподъемности — как раз в тех качествах, за которые эти тягачи больше всего ценили в войсках.
Польская машина дистанционного минирования «Kroton»
Использовались МТ-ЛБ и в ходе августовского 2008 года нападения Грузии на Южную Осетию и последовавшей за этим операцией «по принуждению к миру». Причем как грузинскими, так и российскими войсками. Грузины, располагая 50 МТ-ЛБ, в основном использовали их по прямому назначению — как артиллерийские тягачи. Значительное количество МТ-ЛБ имелось в составе частей и подразделений 19-й мотострелковой дивизии и 135-го отдельного мотострелкового полка 58-й армии Северокавказского военного округа, первыми пришедшими на помощь населению Южной Осетии.
Второе дыхание — из тягачей в терминаторы
К концу 80-х годов в ГСКБ ХТЗ был разработан преемник МТ-ЛБ. Новая машина была более скоростной, более мощной. Претерпела изменения ее ходовая часть, теперь верхнюю ветвь гусеничной ленты поддерживали ролики. На базу этого перспективного многоцелевого шасси предполагалась и установка 152-мм гаубицы и 125-мм противотанковой пушки. Машина успешно проходила испытания, и требовалось совсем немного времени и средств для начала ее серийного производства, однако горбачевская «перестройка» и последовавший за ней распад СССР поставили крест на этих планах.
В СССР усилия по модернизации МТ-ЛБ предпринимались не только ХТЗ, но и другими организациями, в частности НАТИ (Научно-исследовательский тракторный институт). Так, при всех своих достоинствах МТ-ЛБ на большой скорости плохо вписывался в повороты и, случалось, слетал с дороги на обочину. Чтобы избежать этого, механики-водители МТ-ЛБ вынуждены были на крутых поворотах переходить на пониженную передачу, из-за чего замедлялось движение колонн техники. Специалисты из НАТИ, изучив причины «неповоротливости» тягача, предложили установить на него трансмиссию с гидрообъемными поворотными механизмами, обеспечивающую плавность переключения передачи практически на любой скорости. Вскоре на извилистых трассах полигона НАТИ состоялись специальные сравнительные испытания нескольких типов машин — серийного харьковского МТ-ЛБ, опытного тягача из НАТИ, БМП-1 и экспериментальной машины Челябинского тракторного завода. Прототип разработки НАТИ с новым механизмом поворота пришел к финишу значительно быстрее других машин.
Однако с распадом единого государства все подобные работы были свернуты, остановилось и производство самих МТЛБ на оставшемся в «нэзалэжной» Украине ХТЗ. В результате к 2000 году создалась критическая ситуация — на вооружении Российской армии имелись тысячи МТ-ЛБ со сроком эксплуатации более 10 лет, выработавшие ресурс и требовавшие капитального ремонта и модернизации, заменить которые было нечем.
Польская санитарная машина «Lotos»
В сложившихся обстоятельствах капитальным ремонтом всего парка МТ-ЛБ занялось российское предприятие ОАО «Муромский тепловозостроительный завод», долгое время являвшееся заводом капитального ремонта МТ-ЛБ и машин на его базе. А вопросами модернизации — СКБ ОАО «Муромтепловоз», конструкторы которого имели опыт по созданию образцов военной техники, в том числе и гусеничных машин. Главной целью усовершенствования МТ-ЛБ стало повышение его огневой мощи. Для этого транспортеры оснастили новой пулеметной («изделие 6МА» МТ-ЛБМ 6МА) или пулеметно-пушечной («изделие 6МБ» МТ-ЛБМ 6МБ) башенной установкой, позаимствованной с БТР-80 и БТР-80А соответственно.
В сентябре 1999 года было принято совместное решение Министерства обороны РФ и ОАО «Муромтепловоз» об изготовлении двух опытных образцов модернизированных МТ-ЛБ. А в ноябре было утверждено постановление о проведении типовых испытаний модернизированных МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ. По их результатам модернизированные машины были рекомендованы к принятию на вооружение.
Самая простая модернизация МТ-ЛБ и МТ-ЛБВ, предложенная ОАО «Муромтепловоз», — это МТ-ЛБВМК. Все системы и механизмы транспортера-тягача остаются без изменений, за исключением установки новой башни с 12,7-мм пулеметом 6П49 «Корд» вместо стоявшего ранее 7,62-мм ПКТ.
Польская машина инженерной разведки «Hors»
Вариант МТ-ЛБМ 6МА предполагает установку башни от бронетранспортера БТР-80. Башенная пулеметная установка БПУ-1 вооружена 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. Крупнокалиберный пулемет КПВТ — это хотя и старое, но довольно мощное оружие, позволяющее эффективно бороться даже с легкобронированными объектами. Кроме того, за счет того, что его угол возвышения составляет +800, КПВТ можно использовать и против воздушных целей, в горах или для ведения огня по верхним этажам зданий. В результате МТ-ЛБМ 6МА превращается во вполне современный гусеничный бронетранспортер.
Вариант МТ-ЛБМ 6МБ получен путем установки на машину башни от бронетранспортера БТР-80А. Эта башня, спроектированная в рамках темы «Буйность» для модернизации всех БТР, выпускавшихся Горьковским заводом, вооружена 30-мм автоматической пушкой 2А72 и пулеметом ПКТ. Конструкция новой башни позволяет вести стрельбу на больших углах возвышения (до +700). Это дает возможность эффективно бороться с живой силой и легкобронированными целями противника. Дополнительным преимуществом является то, что оружие находится за пределами обитаемого отсека, что исключает загазованность в нем во время стрельбы.
Как МТ-ЛБМ 6МА, так и МТ-ЛБМ 6МБ поступают в Российскую Армию — в сухопутные войска и в подразделения морской пехоты ВМФ России, и часть из них уже прошла боевую обкатку.
В последнее время на ОАО «Муромтепловоз» были разработаны и другие варианты модернизации МТ-ЛБ, которые постепенно превращают его из тягача-транспортера в боевую машину.
Польская инженерная машина «Durian»
Модернизированный МТ-ЛБМ 6М1АЗ предназначен для транспортировки мотострелковых подразделений к полю боя, выполнения задач разведки и охранения воинских колонн и объектов, ведения борьбы с живой силой противника, малоразмерными целями, современными и перспективными танками, в том числе и оснащенными динамической защитой. По сути, в этом варианте машина представляет собой самоходный ПТРК. На ней установлена башня с четырьмя пусковыми установками ПТУР «Корнет». Кроме того, если на МТ-ЛБМ 6МА и 6МБ оружие приходилось наводить вручную, то в данной модификации башня оснащена электроприводами наведения. Кроме ПТРК, в башне установлены 7,62-мм пулемет ПКТ и 30-мм автоматический гранатомет АГ- 17. Угол возвышения для стрельбы из пулемета составляет +50°, что обеспечивает ведение огня из него при действиях в «особых условиях» — в городе, лесу, горах и т. д. На МТ-ЛБМ 6М1АЗ установлен также более мощный двигатель — ЯМЗ-238БЛ, развивающий 310 л. с., и новая трансмиссия с гидрообъемной передачей (ГОП). Теперь вместо рычагов поворота машина управляется штурвалом, что в комплексе с более мощным двигателем значительно снижает утомляемость водителя.
МТ-ЛБМ 6МА4 предназначен для транспортировки мотострелковых подразделений к полю боя, выполнения задач разведки и охранения воинских колонн и объектов, ведения борьбы с живой силой, легкобронированными и низколетящими воздушными целями. Для выполнения огневых задач на машину установлена башня с комплексом вооружения, имеющим в своем составе 23-мм автоматическую пушку КПВБ, спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ (ПКТМ) и 30-мм автоматический гранатомет АГ-17. Приводы наведения оружия ручные.
Польская зенитная самоходная установка «Sopel»
МТ-ЛБМ 6М1Б2 — имеет мощное, стабилизированное в двух плоскостях вооружение, обладает хорошей подвижностью. На машине установлена башня с 30-мм автоматической пушкой 2А42, спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ПКТ и 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17. В состав комплекса вооружения включены дневной и ночной прицелы. Все оружие вынесено из башни и потому при стрельбе не создает загазованности в обитаемом отделении. Угол обстрела по вертикали достигает +70°, что позволяет бороться с низколетящими воздушными целями.
Еще одной модификацией, способной бороться с низколетящими воздушными целями, стал МТ-ЛБМ 6МБЗ. Эта машина вооружена стабилизированной в двух плоскостях двухствольной автоматической пушкой ГШ-23В, а также 12,7-мм пулеметом «КОРД» и 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17.
Шведский PbV401, модернизированный в соответствии с требованиями шведской армии МТ-ЛБ
Вариант МТ-ЛБМ 6МБ4 аналогичен МТ-ЛБМ 6МБЗ, но вместо пушки ГШ-23В установлена 30-мм автоматическая двухствольная пушка ГШ-30В. Для повышения эффективности борьбы с воздушными целями на варианте модернизированной машины МТ-ЛБМ 6М1Б5 ко всему прочему вооружению добавили два ПЗРК «Игла» на пусковой установке.
В России кроме муромчан свой вариант модернизации МТЛБ предлагает и ОАО «Курганмашзавод», известное своими БМП. Здесь радикально модернизировали трансмиссию транспортера, установив на него гидрообъемную передачу и заменив привычные рычаги управления штурвалом. С целью усиления вооружения на крыше машины установлен станок для автоматического гранатомета АГС-17 с круговым обстрелом. Такая машина получила обозначение МТ-ЛБМ2.
На Украине, в Харькове, где был создан МТ-ЛБ, «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова» (ХКБМ) совместно с ХТЗ предлагает свои варианты модернизации МТ-ЛБ. Это прежде всего БМП МТ-ЛБР6.
С целью повышения эффективной огневой мощи на крыше транспортного отделения МТ-ЛБ установлен модуль вооружения «Шквал», включающий 30-мм пушку 3ТМ-1 (аналог 2А72) и 7,62-мм пулемет КТ-7,62 (аналог ПКТ). Орудие стабилизировано в вертикальной плоскости, его максимальный угол возвышения 600. Масса модуля составляет около 700 кг. Существенно увеличен запас топлива и соответственно запас хода. Это достигнуто за счет установки наружных расходных баков на 400 л, топливо из которых вырабатывается в первую очередь. В результате полная емкость топливных баков достигла 960 л, а запас хода по топливу — 800 км. Эксплуатационная масса возросла до 12,2 т, однако максимальная скорость при движении по суше и по воде даже увеличилась. Это было достигнуто за счет установки более мощного дизельного двигателя, развивающего 310 л.с.
Для повышения защищенности машина получила систему постановки дымовой / аэрозольной завесы 902Б «Туча» из шести дымовых мортир, установленных на модуле вооружения. Ходовую часть прикрыли металлическими 3-секционными экранами. БМП МТ-ЛБР6 оборудована фильтровентиляционной установкой и системой автоматического пожаротушения.
ХТЗ в 2001 году продемонстрировал модернизированный МТ-ЛБВМ, вооружение которого усилено за счет штатной установки на крыше грузового отделения ЗУ-23-2. Машина получила систему постановки дымовой / аэрозольной завесы 902В из шести дымовых мортир, смонтированных в передней части корпуса (по три с каждого борта), и металлические трехсекционные экраны, прикрывающие ходовую часть. Масса машины составляет 12,2 т, но благодаря принятым дополнительным мерам максимальная скорость даже увеличилась и на дорогах с твердым покрытием достигает 71,5 км/час. В транспортере может разместиться 13 человек.
В 2003 году ХТЗ представил на международной выставке «IDEX-2003» в ОАЭ комплексную программу модернизации ранее созданных этим заводом машин семейства МТ-ЛБ. Предприятие предлагало модернизацию многоцелевого шасси МТ-ЛБ, шасси комплексов «Стрела-10», «Штурм-С», РХМ, многоцелевых бронированных вездеходов МТ-ЛБВ и МТ-ЛБВМ. Кроме того, создавались новые машины семейства — легкие многоцелевые бронированные транспортеры сил быстрого реагирования МТЛБ Р6 и МТ-ЛБ Р7.
МТ-ЛБу, переделываемые в Швеции
Предполагалась модернизация различного уровня по желанию заказчика для повышения подвижности, защиты, огневой мощи и комфорта. В результате существенно повышаются те характеристики машин, которые не в полной мере соответствуют современным требованиям без ухудшения остальных параметров. При этом не требуется больших затрат. Однако после того как в мае 2007 года Харьковский тракторный завод был приватизирован российской группой ГАЗ, согласно приказу министра промполитики Украины, производство легкобронированной техники было передано с ХТЗ на завод им. Малышева.
В Белоруссии разработкой и производством опытных образцов машин на базе МТ-ЛБ занимается минское предприятие «Минотор-сервис». Здесь на базе МТ-ЛБу была разработана транспортная машина переднего края (ТМПК) «Мул», предназначенная для доставки боеприпасов, ГСМ и других материально-технических средств на позиции войск первого эшелона. «Мул» способен перевозить одновременно 3 ротных запаса боеприпасов из расчета одного боекомплекта на единицу вооружения. Внутренний объем забронированного пространства 8 м³ и грузоподъемность 4 тонны практически соответствуют грузоподъемности и объему используемого для подвоза в настоящее время автомобиля «Урал».
Транспортно-заряжающая машина ТЗМ122 на базе МТ-ЛБу предназначена для хранения и транспортировки боеприпасов, обеспечивает непосредственную перегрузку боеприпасов в укладку 122-мм самоходной гаубицы 2С1. Благодаря использованию ТЗМ122, обеспечивается более тесное взаимодействие с огневыми подразделениями, а нормы содержания боеприпасов в батарее повышаются до 1,5 боекомплекта (720 выстрелов против 480). ТЗМ122 сохраняет амфибийные возможности.
Подбитый иракский МТ-ЛБ
Белорусские военные планируют в ближайшее время принять на вооружение новый самоходный миномет на шасси многоцелевого тягача МТ-ЛБу. Артиллерийская часть взята от несамоходного миномета советского производства калибра 120 мм. Уже проходят ходовые и стрельбовые испытания новой машины. Разработкой и производством опытных образцов миномета занимается минское предприятие «Минотор-сервис». В ходовую часть машины внесены существенные изменения, облегчающие управление МТ-ЛБу и улучшающие условия обитания экипажа. Доработана и артиллерийская часть миномета, в части системы управления и наведения.
В Казахстане на базе МТ-ЛБ также был разработан самоходный миномет, получивший наименование «Айбат». По сообщениям СМИ, разработка этого вооружения велась при участии израильских специалистов компаний Soltam и Elbit. «Айбат» это 120-мм батальонный миномет, оснащенный автоматикой заряжания, установлен на шасси бронированного гусеничного тягача. С помощью «Айбата» можно вести обстрел со скоростью 6-7 выстрелов в минуту. В настоящее время Вооруженные силы Казахстана располагают тремя батареями самоходного миномета «Айбат».
Американские трофеи — иракский МТ-ЛБ, доработанный под установку ЗУ 23-2. Ирак 2004 год
Не оставил без внимания тему самоходного миномета на базе МТ-ЛБ и «Муромтепловоз». Здесь был разработан транспортер-тягач с 82-мм минометом 2Б14. Миномет устанавливается в грузовом отделении, в крыше которого сделан крупный двухстворчатый люк. Благодаря ему обеспечивается угол наведения миномета по горизонтали — 540, по вертикали — 45-850. Время перевода в боевое положение — 1,5 мин. Боекомплект — 80 выстрелов, размещенных в двух боеукладках (на 36 и 44 мины).
В Польше инженеры предприятия Huta Stalowa Wola также разработали на базе МТ-ЛБ большое семейство машин различного назначения. Это машина инженерной разведки «Hors», машина технической помощи «Mors», машина дистанционного минирования «Kroton», санитарная машина «Lotos», машина разминирования «Durian», командно-штабная машина «Lowcza» с автоматизированным комплексом управления войсками и зенитная самоходная установка (ЗСУ) «Sopel». Для повышения водоходных качеств большинство этих машин польские конструкторы оборудовали двумя водометными движителями (с гидравлическим приводом), установленными по бортам.
МТ-ЛБ, использующиеся государственными военными формированиями в Ираке в 2014 году
Машина технической помощи «Mors» предназначена для ведения технической разведки на поле боя, эвакуации поврежденных машин и оказания экипажам технической и медицинской помощи, а также для проведения несложных инженерных работ. В составе специального оборудования машины имеется лебедка с усилием 6 т, кран-стрела грузоподъемностью 1,5 т, комплекты специальных инструментов и запасных частей. Для самообороны машина «Mors» оснащена 12,7-мм пулеметом во вращающейся башенке.
Для быстрой постановки минных полей при действиях в составе подвижных отрядов заграждения, на базе МТ-ЛБ была создана машина дистанционного минирования «Kroton». Корпус машины полностью переделан. База удлинена почти на один метр, в ходовой части на каждую сторону добавлено по одному опорному катку. За отделением управления до кормы машины сделана площадка, на которой установлены четыре блока запуска кассет с минами, по 20 штук в каждом блоке.
Санитарная машина «Lotos» предназначена для эвакуации с поля боя раненых и оказания им первой врачебной помощи. Крыша десантного отделения поднята вверх, выше основного корпуса машины, что позволяет перевозить в нем четырех раненых в положении лежа или восемь сидячих легкораненых. Вооружения «Lotos» не имеет. В отличие от большинства других польских вариантов МТ-ЛБ, «Lotos» не имеет водометных движителей, а движение по воде осуществляется только за счет перематывания гусеничных лент, так же как у советского оригинала.
Инженерная машина «Durian» обычно используется с двухосным прицепом Р2Р-WLWD, в котором транспортируется удлиненный заряд для проделывания проходов в минных полях. Она предназначена для проведения разведки минных заграждений, проделывания в них проходов, выполнения минновзрывных и других инженерно-саперных работ. Внешне «Durian» очень похожа на машину инженерной разведки «Hors».
Командно-штабная машина «Lowcza» с автоматизированным комплексом управления войсками предназначена для повышения эффективности управления. Внешне Lowcza похожа на санитарную машину «Lotos», только, в отличие от нее, оснащена водометными движителями с гидроприводом и имеет три антенны.
1. Карданная передача; 2. Ведущее колесо; 3. Рычаг управления; 4. Отделение управления; 5. Сидение механика-водителя; 6. Маслянный радиатор; 7. Центробежный вентилятор; 8. Силовая установка; 9. Аккумуляторная батарея; 10. Сидения десанта; 11. Стеклоблок; 12. Крышка люка для стрельбы; 13. Кормовая решетка; 14. Сцепной прибор
Зенитная самоходная установка «Sopel» — это более сложная разработка польских конструкторов. База машины, как и в случае с машиной дистанционного минирования «Kroton», удлинена почти на один метр, в ходовой части имеется дополнительный узел подвески с седьмым опорным катком. На машину установлена сварная одноместная башня с комплексом зенитного вооружения и пассивных средств обнаружения воздушных целей. ЗСУ «Sopel» вооружена спаренной установкой 23-мм автоматических пушек и имеет пусковую установку с двумя ПЗРК «Стрела-3». Система управления огнем и электрогидравлические приводы наведения башни ЗСУ «Sopel» позволяют поражать воздушные цели, летящие со скоростями до 450 м/с на высотах от 100 до 1500 м. Дальность стрельбы из пушки по воздушным целям — до 2500 м, ракетами — до 4200 м.
Поляки обеспечивают модернизированными МТ-ЛБ не только собственную армию. Так, в конце 2002 года польской компанией Huta Stolowa Wola был заключен контракт на поставку 67 многоцелевых бронированных транспортеров МТ-ЛБ в Республику Нигерию. Общая сумма контракта составила около 7 млн. долларов.
Модернизацией МТ-ЛБ занимались даже в Швеции. В августе 1991 года шведская армия, которую, вероятно, привлекли прекрасные характеристики проходимости МТ-ЛБ, приняла принципиальное решение приобрести в Германии несколько сотен машин этого семейства, которые использовались ранее бывшей Национальной народной армией (ННА) Восточной Германии. Первоначально было закуплено пять МТ-ЛБ, доработанных в соответствии с перечнем шведских требований. Три машины были в варианте БТР, одна в варианте бронированной машины технической поддержки и последняя — модифицированная машина технической поддержки (установлен более мощный дизельный двигатель с турбонаддувом). В 1993 году были проведены испытания четырех МТ-ЛБу, одна из которых была в варианте машины разминирования. В ноябре 1993 года был подписан окончательный контракт, предусматривавший поставку из Германии более 600 машин, 450 из которых должны были быть модернизированы в соответствии с требованиями шведской армии. Эти работы проводились в Германии на Neubrandenburg Fahrzeug Werke. Первые пять машин были доставлены в Швецию в июне 1994 года, а затем начались регулярные поставки по 20 МТ-ЛБ в месяц. По данным Организации Объединенных Наций, поставки МТ-ЛБ в Швецию были следующими: из закупленных 660 МТ-ЛБ 450 машин были доведены до стандарта PbV401, а остальные 210 поставлялись как комплектными, так и в виде наборов запчастей. Модификация в соответствии с требованиями шведской армии включала новую светосигнальную систему, новые десантные люки и большой ящик для оборудования, смонтированный на крыше грузового отделения. Пулеметная башня была сохранена, но пулемет был заменен стандартным для шведской армии, некоторые PbV401 получали шведский ПТРК RSB-56 «Билл». Эти машины поступали на вооружение механизированных бригад сухопутных войск.
* * *
В заключение можно сказать, что советский бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБ, завоевав признание во многих странах мира, стал классическим примером гусеничного многоцелевого шасси легкого класса и базой для едва ли не самого многочисленного и многоликого семейства гусеничных машин, широко применяющихся до настоящего времени.
Хотя МТ-ЛБ изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, артиллерийских орудий, а конструкторы при его проектировании никоим образом не ставили перед собой задачу создать бронетранспортер или боевую машину поддержки пехоты, — в последнее время МТ-ЛБ все чаще используется именно в таком качестве. Еще опыт Афганской войны показал, что, помимо своего прямого назначения, МТ-ЛБ в случае крайней необходимости мог эффективно защитить пулеметным огнем не только себя, но и орудийные расчеты, за которыми машина закреплена как тягач. Позднее в ходе боев в Грозном эти машины широко применялись для подвоза боеприпасов и эвакуации раненых, но они же хорошо зарекомендовали себя и как бронетранспортеры. И это несмотря на то, что МТ-ЛБ вооружен только 7,62-мм пулеметом ПКТ, его броня тоньше, чем у БТР-60, и он более уязвим при подрыве на мине. Однако удобная компоновка, прекрасная проходимость, простой и надежный двигатель с большим ресурсом перевесили все эти соображения, и в результате в Чечне эти тягачи постепенно вытесняли не только БТР, но даже и БМП.
Запас прочности, заложенный в конструкцию МТ-ЛБ, оказался так велик, что и сейчас, спустя более сорока лет после своего создания, он успешно модернизируется и на его базе создаются все новые боевые машины, в том числе и легкие БТР и БМП, зенитные комплексы и т.д. Одним словом, МТ-ЛБ востребован и сейчас, мало того — можно считать, что он переживает свое второе рождение.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.
Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!
Email*
Подписаться
naukatehnika.com
МТ-ЛБ | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Классификация | бронетранспортёр | ||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 9,7; 12,2 с грузом | ||||||||||||||||||||||||
Компоновочная схема | трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой | ||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 2 | ||||||||||||||||||||||||
Десант, чел. | 11 | ||||||||||||||||||||||||
Производитель | |||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | с 1964 | ||||||||||||||||||||||||
Количество выпущенных, шт. | более 9600[1] | ||||||||||||||||||||||||
Основные операторы | |||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 6399—6509 | ||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 2820—2865 | ||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 1835—1890 | ||||||||||||||||||||||||
База, мм | 3700 | ||||||||||||||||||||||||
Колея, мм | 2500 | ||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 395—415 | ||||||||||||||||||||||||
Тип брони | стальная катаная | ||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса, мм/град. | 14 | ||||||||||||||||||||||||
Прицелы | ПП-61Б | ||||||||||||||||||||||||
Пулемёты | 1 × 7,62-мм ПКТ | ||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя |
| ||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 240 | ||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 61,5 | ||||||||||||||||||||||||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 5—6 на плаву | ||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 500 | ||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т | 19,7—24,7 | ||||||||||||||||||||||||
Тип |
ru-wiki.ru
Неизвестные подробности из истории «известного» МТ-ЛБ: starcom68 — LiveJournal
Несмотря на огромное число выпущенных машин и широкое распространение, история многоцелевого тягача легкобронированного (МТ-ЛБ) до сих пор остается довольно малозученной, с многочисленными «белыми пятнами». Нашему блогу удалось пообщаться с ветераном Советских и Российских вооруженных сил полковником N, который любезно согласился рассказать об истории этой легендарной машины.Ремонт тягачей МТ-ЛБ в цехе АО «Ремдизель». Набережные Челны, июль 2016 года (с) bmpd
МТ-ЛБ принят на вооружение в 1964 году. И изначально это машина планировалась как дешевый тягач, с использованием автотракторных комплектующих, в этом ее уникальность?
Говоря об истории можно вернуться еще дальше, к истории появления артиллерийских тягачей. Известно, что с изобретением пушек вопрос их перемещения на передовую был одним из важнейших при проведении боевых операций. Самыми первыми «тягачами», разумеется, стали лошади. И даже до конца Великой Отечественной войны в артиллерии лошади оставались одной из основных тяговых сил. При этом на позиции надо было доставить не только орудие, но и расчет, а также и боеприпасы. Поэтому естественным было желание военных механизировать эту тягу. Сначала стали использовать обычные сельскохозяйственные трактора, но они были плохо приспособлены для доставки орудий по бездорожью с высокой скоростью. Поэтому, после завершения Великой отечественной войны, задача повышения мобильности артиллерии оставалась одной из приоритетных задач командования Советской Армии, в итоге Харьковский тракторный завод (ХТЗ) получил задание создать быстроходный артиллерийский тягач для буксировки артиллерийских систем массой до 6 т, и в мае в 1947 г. было организовано конструкторское подразделение по созданию легкого артиллерийского тягача. В начале 1950-х гг. работы завершились созданием машины под названием АТ-Л («артиллерийский тягач легкий»). У него была кабина от грузового автомобиля ЗиС-164, кузов и пятикатковая ходовая часть. То есть, по сути, автомобиль, но на гусеницах. С довольно высокой скоростью (до 42 км/ч) он мог буксировать артсистемы массой до 6 тонн, при этом в кузове располагались боекомплект и расчет. Затем, во второй половине 50-х, ХТЗ создал такую машину как ГТ-Т, гусеничный снегоболотоход, который был передан для серийного производства на Рубцовский машиностроительный заводе.
После освоения серийного производства очень удачного тягача АТ-Л, у военных возник вопрос: почему при буксировке орудия вблизи линии фронта расчет и боекомплект не защищены. И была поставлена задача создать, с одной стороны, тягач быстроходный с высокой проходимостью и большей грузоподъемностью, а с другой, который бы имел противопульную броневую защиту расчета и боекомплекта, а также легкое вооружение для защиты. Результатом этих работ и стал МТ-ЛБ, который имел все эти характеристики и мог перевозить орудия массой до 6,5-7 тонн. При этом он мог еще и преодолевать водные преграды вплавь. А когда военные оценили его возможности, на его базе стали появляться новые модификации. В первую очередь снегоболотоход МТ-ЛБВ. До этого ни у кого не было бронированных снегоболотоходов. Хотя грузоподъемность у него несколько снизилась, но основные параметры остались практически те же, а удельное давление на грунт уменьшилось почти в два раза, и он буксировал более легкие системы. Но даже сегодня по совокупным показателям аналога этому снегоболотоходу в классе легких военных гусеничных машин (ВГМ) нет.
МТ-ЛБ, прибывший на ремонт на АО «Ремдизель», июль 2016 года (с) bmpd
Кстати, в ходе создания нового артиллерийского тягача работа велась по двум машинам-бронированной и небронированной. И в итоге военные выбирали из двух машин. Первая – это МТ-ЛБ, а вторая МТ-Л. Эти машины имели очень высокую унификацию, т.е. уже тогда в определенной мере предлагался вариант создания не одной машины, а, как это стало позднее называться, семейства машин. В итоге военные остановились на бронированном варианте, а МТ-Л был выпущен небольшой партией, так как ХТЗ не мог параллельно выпускать две машины. Интересно, что некоторые МТ-Л сохранились до настоящего времени, и владельцы их берегут. МТ-Л попали и в Вооруженные силы, но как вспомогательное средство.
Элементы ходовой части МТ-ЛБ (с) АО «Ремдизель»
Конструкция МТ-ЛБ оказалась настолько удачной, а его характеристики были столь высоки, что спустя небольшое время с момента принятия на вооружение, МТ-ЛБ был востребован в качестве шасси для установки комплексов вооружения. Это ЗРК «Стрела-10», ПТРК «Штурм-С», станция наземной артиллерийской разведки СНАР-10 «Леопард», машина радиационной и химической разведки РХМ «Кашалот» и ряд других. А затем, в ответ на современные требования, возникла необходимость в создании самоходных артиллерийских установок, в частности гаубиц, и в конце 1960-х гг. появилась еще одна машина семейства – 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика», высоко унифицированная с МТ-ЛБ. И одновременно с ней нужно было разрабатывать и оснастить армию машинами управления огнем. Причем не только для «Гвоздики», но и для самоходной гаубицы 2С3 «Акация». И такая машина была создана на базе узлов МТ-ЛБ – это МТ-ЛБу, которая стала одной из наиболее массовых в семействе. Причем все машины разрабатывались в Харькове, кроме одной, которая не пошла в серию. Она разрабатывалась с участием специалистов ХТЗ на заводе-дублере во Владимире.
Cамоходные реактивные установки разминирования УР-77 «Метеорит» на шасси МТ-ЛБ, АО «Ремдизель», июль 2016 года (с) bmpd
Владимирский тракторный завод (ВТЗ) во второй половине 1980-х гг. начал осваивать производство МТ-ЛБ и его шестикатковых модификаций. В итоге на ВТЗ было сделано небольшое количество машин, причем первоначально это была отверточная сборка машинокомплектов из Харькова. На заводе был создан небольшой конструкторский коллектив, который приступил к выполнению ОКР по созданию машины технической помощи в тесном сотрудничестве с ХТЗ. На ВТЗ разработали и изготовили опытные образцы машины технической помощи МТП-ЛБ. Это не ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ). МТП должна была обеспечивать обслуживание машин в труднодоступных местах, с проходимостью МТ-ЛБ и возможностью плавать. На ней установлена стрела, лебедка, размещен инструмент и ряд других элементов. Образцы МТП даже прошли предварительные испытания, но наступило время горбачевской демократии и гласности, которые усугубили разногласия руководства завода с тогда еще Главным автомобильным управлением (ГЛАВТУ) Министерства обороны СССР. В итоге завод не только не приступил к выпуску новых машин, но и прекратил подготовку производства и изготовление тех модификаций, которые планировались изначально (МТ-ЛБ, МТ-ЛБВ).
Почему было передано производство в Польшу и Болгарию?
Производство стали передавать в первой половине 1970-х гг., когда ХТЗ не мог обеспечить возросший объем заказов. Болгария и Польша входили в Совет экономической взаимопомощи и Варшавский договор и сами были одними из крупных потребителей этой техники. При этом большое количество их машин поставлялось и в СССР. Польша специализировалась на МТ-ЛБ с оборудованием для самоокапывания, так как ХТЗ эту машину не выпускал. Болгары же делали почти всю номенклатуру, кроме некоторых шасси.
Тягачи МТ-ЛБ в цеху АО «Ремдизель» после проведения капитального ремонта (с) АО «Ремдизель»
Кто был лучше по качеству из трех заводов?
На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Все они делались по одной документации и в единой системе качестве и военной приемки, и в серийно выпускаемые изделия на зарубежных заводах самостоятельно изменений не вносилось без согласования с головным разработчиком. Они вносили изменения в технологию производства, что было связано с применением того или иного оборудования. Везде были наши военпреды. Безусловно, при освоении качество всегда ниже, нежели когда все отработано и проверено. И там были проблемы, но их устраняли. В итоге машины между собой отличить почти невозможно.
А были у них амбиции сделать что-то свое на базе МТ-ЛБ?
Были, и они делали. У болгар широко известны машины БМП-23 и БМП-30 на базе семикаткового шасси 2С1. Поляки на базе шестикатковой машины делали санитарную и семикатковую инженерную машины, но делали их только для собственных нужд.
Имелись ли в СССР планы сделать на базе МТ-ЛБ настоящую боевую машину?
Как мне известно, этот вопрос всерьез не рассматривался. Ведь в те времена выпускалось большое количество БМП-1 и БМП-2. А машины семейства МТ-ЛБ предназначались для выполнения вспомогательных задач, то есть они оставались машинами не переднего края. К слову, снегоболотоходные модификации МТ-ЛБ, такие как МТ-ЛБВ и МТ-ЛБВМ, использовались на Дальнем Востоке и Крайнем Севере фактически как БМП, имея вооружение в виде башенных установок с пулеметами калибра 7,62 и 12,7 мм. Машина с крупнокалиберным пулеметом была создана в конце 1970-х гг., и с началом войны в Афганистане оказалась очень востребованной.
Cамоходные реактивные установки разминирования УР-77 «Метеорит» на шасси МТ-ЛБ, АО «Ремдизель», июль 2016 года (с) bmpd
После развала СССР, как на ХТЗ, так и на «Муромтепловозе», продолжили работы по модернизации машин семейства, но при этом боевых машин никто не разрабатывал. Многие путают с БМП машины, которые делали в рамках модернизации МТ-ЛБ с установкой более мощного вооружения. Но это не БМП. Просто внешне немного на нее похожи. Например, установка боевого модуля предприятия «Муромтепловоз» на шасси МТ-ЛБ значительно повысила огневую мощь, но при этом защита практически осталась на том же уровне. Если поднимать уровень защиты до уровня БМП, то машина просто потеряет свои лучшие качества: проходимость, подвижность, плавучесть. А самое главное, зачем? Каждый занимает свою нишу. К тому же ХТЗ, рекламируя свою машину МТ-ЛБР6 «Мангуст-2» на международных военных выставках в конце 1990-х гг., в том числе «IDEX», представлял ее только как машину сил быстрого реагирования. И никак не БМП, несмотря на наличие боевого модуля «Шквал» с 30-мм пушкой и спаренным пулеметом, с возможностью установки дополнительной защиты. Более простая версия этой машины под названием МТ-ЛБМШ, по некоторым сведениям, была изготовлена для вооруженных сил Мьянмы и поставлена в начале 2000-х годов.
Модернизированные бронированные тягачи МТ-ЛБМШ армии Мьянмы (с) www.demowaiyan.co.cc
А что можно рассказать об ОКР «Планер», насколько сильно новая машина отличалась от МТ-ЛБ?
Отличалась она примерно «Жигули»- «классика» от «Жигули» — «восьмерки», если не больше. Техническое задание на новую машину было выдано примерно в 1985-1986 гг. Рассматривались разные варианты его комплектации. Техническое задание выдавало ГЛАВТУ МО СССР на основе понимания и осмысления военными опыта эксплуатации МТ-ЛБ. Предполагалось повысить защитные возможности, увеличить удельную мощность и грузоподъемность, массу буксируемого орудия (более 6 тонн) и ряд других улучшений. Но, к сожалению, эта работа не закончилась положительным результатом.
Многоцелевое гусеничное шасси 2Ф79 «Планер-1» (с) otvaga2004.mybb.ru
Из-за событий 1991 года?
Нет. Крест на «Планере» был поставлен еще до распада СССР. По моему субъективному мнению, когда Министерство обороны СССР в лице ГЛАВТУ спустя 30 лет после начала производства МТ-ЛБ не изменило своих взглядов и пошло по пути воспроизводства идеи транспортера-тягача. Транспортер-тягач, как таковой, уже был не нужен в существующем виде. Это были пережитки прошлого. Все армии шагнули вперед в части обеспечения себя самоходными артиллерийскими комплексами. А транспортировать грузы – с этим бы справился и МТ-ЛБ, причем он делает это до сих пор, спустя 30 лет после того, как «похоронили» «Планер», и продолжает доказывать, что его возможности не были исчерпаны и в 1990 году.
Макетный образец шасси под самоходные артиллерийские установки «Пат» и «Спрут», отправленный в Подольск для проведения опытных работ (с) А. Хлопотов via otvaga2004.mybb.ru
В итоге идея создания «такой же машины, только новее», которой руководствовался заказчик, показала, что создать достойную замену МТ-ЛБ по всем параметрам (в первую очередь, ее небольшие размеры и компактность, уникальная проходимость, небольшой вес и т.д.). А когда создавался «Планер», то в ТТЗ были прописаны высокие современные требования, особенно по обитаемости и эргономике (чтобы экипаж и расчет могли бы находиться в нем до 24 часов без выхода, комфортные условия для работы и размещения людей, у водителя была предусмотрена «поза отдыха»), наличие гидрообъемной передачи и т.д. А требования, основанные на новых стандартах, в результате превратили машину в монстра, который при остальных показателях, схожих с МТ-ЛБ, значительно «переплюнул» его по весу, сложности, проблемам эксплуатации и цене. Машина в итоге получилась массой 14-15 тонн, при этом все остальное было на уровне МТ-ЛБ. И когда все увидели «товарища Планера», то сказали: «что-то не то». И слава Богу, что не дошло дело до изготовления его в металле. Были выполнены работы на этапе технического проекта, и после его защиты было принято решение дальше работы не проводить и не изготавливать опытный образец.
При этом «Планер» был не единственной новой машиной в тот момент. Учитывая положительный опыт производства и эксплуатации семейства машин на базе МТ-ЛБ, планировалось создание нового семейства машин. Кроме «Планера», были «Планер-1», «Пат» и «Спрут». «Планер-1» -это новое шасси взамен МТ-ЛБу, а «Пат» и «Спрут» -это самоходные артиллерийские установки. Полная масса этих машин приблизилась к 20 тоннам.
Возможно изображение макетного образца (прототип) САУ «Пат» на том же шасси (с) А. Хлопотов via otvaga2004.mybb.ru
То есть, после неудачи с «Планером» Министерство обороны решило провести большую модернизацию МТ-ЛБ?
Это сильно сказано. Тогда ГЛАВТУ МО СССР, которое во главу всего ставило транспортер-тягач, предложило провести его модернизацию. Но слово «модернизация» не звучало, а было «совершенствование». Предлагалось сделать хоть что-то. Например, управление, которое вызывало нарекания. Были проведены работы по уходу от управления рычагами к удобному штурвальному управлению, были внесены изменения в подвеску, были работы и по корпусу, и по силовой установке (новый 300-сильный дизель Ярославского завода) и др.
Отремонтированные тягачи МТ-ЛБ готовы к передаче заказчику (с) АО «Ремдизель»
А во времена СССР МТ-ЛБ поставлялись гражданским заказчикам?
Они не могли поставляться гражданским потребителям, так как у этой машины бронированный корпус. Но на закате СССР, в 1989-1990 гг. ХТЗ начал работать с народным хозяйством, в первую очередь, с геологами и геофизиками (Министерство геологии СССР), для того, чтобы создать для них наиболее подходящую машину, в первую очередь, по проходимости. Им была нужна замена тягачу АТ-Л и снегоболотоходу ГТ-Т. В Мингеологии появились энтузиасты этого направления, и даже нашлись заказчики в Красноярском крае. Были сделаны два вида машин: на базе МТ-ЛБ вариант с максимальной унификацией и минимальными изменениями от серийной машины- снегоболотоход ХТЗ-3Н (с использованием элементов бронированного корпуса) и на базе семикаткового МТ-ЛБу машина ХТЗ-10Н. Обе машины прошли эксплуатационные испытания, понравились потенциальным заказчикам. Затем была создана специальная машина – ХТЗ-10НК. Она была шестикатковая, но с довольно объемным корпусом, нечто среднее между МТ-ЛБ и МТ-ЛБу. Пошла она в производство после 1991 г. И таких машин было выпущено достаточно много, в основном для Сибири. Только вместо геологов эти машины стали покупать нефтяники, газовщики и энергетики. А потом пошел процесс демилитаризации, когда на рынке появилось много машин, выведенных из состава Вооруженных Сил. По имеющимся сведениям, были проработки по установке различных двигателей, в том числе и КАМАЗа. Но учитывая пожелания потребителей, его ставить не стали.
Снегоболотоход ХТЗ-10НК (с) astcomtrans.ru
А почему китайцы не скопировали МТ-ЛБ?
Трудно сказать. Хотя интерес к нему был, но почему они не стали их делать, можно спросить только у них.
То есть, МТ-ЛБ это по-своему уникальная машина в мире?
Да. Несмотря на то, что эта машина начиналась как легкий артиллерийский тягач, но как часто бывает у нас, проблемы и ограничения служат причиной создания многофункционального изделия. Как узкоспециализированная машина, МТ-ЛБ не использовался, при этом не является идеальным, но по совокупности показателей ему нет равных. У американцев был создан БТР М113, и по числу выпущенных машин их было больше, чем машин семейства МТ-ЛБ. Но М113 более специализированная, не тяговая машина. Машин семейства МТ-ЛБ на трех заводах было выпущено порядка 55000 единиц, а М113 – около 70000.
Получается, что МТ-ЛБ продолжал выпускаться и после 1991 года?
Конечно. Например, Российская армия получала машины даже в 1992 году, но и после этого срока продолжался выпуск гражданских машин. И даже можно допустить, что в свете последних событий на ХТЗ могли реанимировать это производство.
МТ-ЛБ готовится к испытаниям в бассейне на водонепроницаемость, АО «Ремдизель», июль 2016 года (с) bmpd
Можно ли говорить о том, что замены для МТ-ЛБ в ближайшие годы не будет? Ведь все попытки сделать улучшенный МТ-ЛБ приводили к тому, что получалось то же самое.
Получалось хуже. Дважды в одну и ту же реку не войдешь. Хотя желание сделать лучше всегда было, но результата не было. А в 1964 году никто не задумывался, каков будет жизненный цикл этой машины. И никто не мог предположить, что она более 50 лет будет стоять на вооружении. МТ-ЛБ еще может послужить. Ведь большую роль играет то, что это машина не переднего края. И лет 10 она еще достойно будет удовлетворять потребности армии. А в народном хозяйстве все будет определяться физическим износом и возможностью восстановления.
starcom68.livejournal.com
как модернизируют легендарные российские тягачи
МТ-ЛБ — одна из наиболее массовых гусеничных машин военной автомобильной техники, которая за свою более чем полувековую историю завоевала большую популярность, как в нашей армии, так и за рубежом. Парк этих машин насчитывает тысячи единиц. И по сей день МТ-ЛБ незаменим в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера, где одним из важнейших показателей для всех военных машин является проходимость. А по этому качеству «Мотолыга» уступит разве что только двухзвенным транспортерам, которых на вооружении не так много.
МТ-ЛБ используется в подразделениях, частях и соединениях артиллерии, войсковой ПВО, ракетных войск стратегического назначения, мотострелковых и танковых войск, а также в морской пехоте и береговых частях флота.
Экскурс в историю
Многоцелевой транспортер МТ-ЛБ создавался специализированным конструкторским бюро Харьковского тракторного завода (СКБ ХТЗ) под руководством главного конструктора Анатолия Белоусова.
Техническое задание на разработку бронированного тягача было утверждено в конце 1950-х годов. Необходимость такой разработки была связана с появлением новых артиллерийских систем и изменившейся концепции их боевого использования. С принятием на вооружение Советской армии 100-мм гладкоствольной противотанковой пушки МТ-12 «Рапира» и 122-мм гаубицы Д-30 для их буксировки на огневые позиции и при смене огневых позиций в бою обычные автомобили стали малоэффективными. Стал необходим бронированный тягач с низким силуэтом и высокими характеристиками подвижности, способный не только буксировать артиллерийскую систему, но и перевозить под прикрытием брони ее расчет и боекомплект. Следует отметить, что работы в СКБ ХТЗ начались не с чистого листа.
В 1961–1962 гг. СКБ Алтайского тракторного завода уже вело ОКР по созданию многоцелевого гусеничного бронированного транспортера. Был разработан эскизный технический проект и практически готов опытный образец для заводских испытаний. Однако в связи с предстоящим конкурсным проектом по созданию боевой машины пехоты (БМП), руководством завода и начальником конструкторского бюро было принято решение отказаться от этой работы в пользу проекта по БМП. Все наработки по транспортеру были переданы в СКБ ХТЗ.
С учетом полученного от заказчика технического задания необходимо было разработать не просто тягач, а совершенно новую многоцелевую машину. Поэтому основной упор сделали на возможность создания широкой гаммы моделей с унифицированными двигателем, ходовой частью, трансмиссией, электрооборудованием, средствами связи и жизнеобеспечения.
Конструкция
В конструкцию машины были заложены очень высокие на то время технические характеристики: 240-сильный дизель, максимальная скорость – до 60 км/ч, грузоподъемность – 2,5 т, масса буксируемого прицепа – 6,5 т.
Наиболее значительными конструктивными нововведениями стали бронированный герметичный корпус, который обеспечивал машине плавучесть, синхронизированная двухпоточная трансмиссия, торсионная подвеска с гидроамортизаторами.
8-цилиндровый 4-тактный дизель ЯМЗ-238В позволил достичь очень высокий для 60-х годов показатель удельной мощности – 25,8 л.с./т, что и обеспечило машине высокие показатели подвижности в сочетании с другими агрегатами.
Водоизмещающий корпус обеспечивает возможность держаться МТ-ЛБ на плаву при номинальной грузоподъемности до 2 т. Движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц.
Оригинальная трансмиссия обеспечила МТ-ЛБ разворот вокруг своей оси с радиусом, равным половине ширины машины, что особенно важно при движении на узких горных дорогах или лесистой местности. При таких показателях транспортер оказывался зачастую единственным средством передвижения в труднодоступных районах Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера. В этих районах МТ-ЛБ часто использовался как бронетранспортер, и им там оснащались мотострелковые подразделения многих соединений. Машина оказалась настолько удачной, что превратилась не просто в бронированный тягач, а в универсальное шасси, на основе которого появилось целое семейство боевых и вспомогательных бронированных машин включающее более 80 (!) образцов и модификаций.
В связи с тем что после распада СССР все заводы, производящие транспортеры семейства МТ-ЛБ, остались за пределами России (Украина, Болгария, Польша), закупки новых машин этого типа с 1990т г. не производились. В войсках остались тысячи машин со сроком эксплуатации 10 лет и более. Еще немного — и они могли стать просто грудой металла. Учитывая сложившиеся экономические обстоятельства и отсутствие в России базовых заводов по выпуску МТ-ЛБ, стал актуальным вопрос о проведении в промышленных масштабах капитального ремонта и повышения в ходе его выполнения военно-технического уровня машин за счет модернизации, с тем чтобы довести их тактико-технические характеристики до уровня современных требований.
Второе дыхание МТ-ЛБ
В 1995г. капитальный ремонт тягачей МТ-ЛБ был освоен на ОАО «Муромтепловоз», что и явилось предпосылкой для реализации опытно-конструкторских работ, направленных на совершенствование боевых характеристик этих машин. В ходе этих работ и родились программы модернизации машин семейства МТ-ЛБ, которые были успешно реализованы. Справедливости ради, надо отметить, что свои подходы к повышению характеристик МТ-ЛБ предлагали инженеры Украины, Польши и Болгарии.
В 1999г. на ОАО «Муромтепловоз» приступили к типовым испытаниям двух опытных образцов модернизированных МТ-ЛБ, получивших наименование МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ, а уже начиная с 2000г. предприятием стала осуществляться модернизация машин семейства МТ-ЛБ при проведении их капитального ремонта. Главной целью при проведении работ стало повышение огневой мощи машин. Для этого машины оснастили башенной пулеметной (14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТМ) или пулеметно-пушечной установкой (30-мм АП 2А72 и 7,62-мм ПКТМ), в зависимости от варианта модернизации. Кроме того, в ходе модернизации на 80 % восстанавливается ресурс МТ-ЛБ.
Позже конструкторами «Муромтепловоза» и военными инженерами был разработан еще целый ряд вариантов модернизации МТ-ЛБ, в том числе с форсированным до 310 л.с. дизелем ЯМЗ-238БЛ-1 и гидрообъемной передачей (ГОП), комплексами вооружения со стабилизированной в двух плоскостях 30-мм автоматической пушкой 2А42 или 12,7-мм пулеметом 6П50 «КОРД» в башне с механическими приводами, новыми средствами связи. Некоторые из них были приняты на вооружение и поставлены в войска.
Вариант «Ремдизеля»
В настоящее время к капитальному ремонту МТ-ЛБ подключилась компания «Ремдизель». В ходе проведения ремонта на уже модернизированные на «Муромтепловозе» МТ-ЛБМ, помимо обычной в таких случаях замены узлов и агрегатов, устанавливают новые УКВ радиостанции типа Р-168-25У-2, прибор ночного видения водителя ТВН-5 и опорно-поворотное устройство бронированной башни с пулеметом «КОРД».
Вариант машины, о котором рассказала «Российская газета», является опытным образцом и выполнен в одном экземпляре. На нее установлен новый дизель мощностью 360 л.с. с гидрообъемным механизмом поворота. Это позволило убрать в отделении управления МТ-ЛБ «тракторные» рычаги и установить для управления машиной устройство, напоминающее джойстик.
Максимальная скорость движения машины увеличилась до 65 километров в час, а масса буксируемого прицепа увеличилась на полтонны. По мнению специалистов «Ремдизеля», данная модернизация обеспечит продление жизненного цикла МТ-ЛБ еще на 20-30 лет.
tvzvezda.ru
Многоцелевой тягач легко бронированный — это… Что такое Многоцелевой тягач легко бронированный?
МТ-ЛБ | |
---|---|
Классификация | бронетранспортёр |
Боевая масса, т | 9,7; 12,2 с грузом |
Компоновочная схема | трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой |
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 11 |
История | |
Год(ы) эксплуатации | с 1964 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 6454 |
Ширина корпуса, мм | 2850 |
Высота, мм | 1920 |
Клиренс, мм | 395 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 14 |
Вооружение | |
Пулемёт(ы) | 1 × 7,62-мм ПКТ |
Подвижность | |
Тип двигателя | V-образный 8-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л.с. | 240 |
то же, кВт. | 176 |
Скорость по шоссе, км/ч | 62 |
Скорость по пересеченной местности, км/ч | 6 на плаву |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Удельная мощность, л.с./т | 19,7—24,7 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами |
Ширина гусеницы, мм | 350 |
Удельное давление на грунт, кг/см2 | 0,46 |
Преодолеваемый подъём, град. | 35 |
Преодолеваемая стенка, м | 1,1 |
Ширина преодолеваемого рва, м | 2,8 |
Преодолеваемый брод, м | плавает |
МТ-ЛБ (Многоцелевой тягач легкобронированный) — советский плавающий бронетранспортёр. Создан для перевозки людей и грузов, а также на роль артиллерийского тягача. В некоторых частях использовался также для перевозки личного состава мотострелковых подразделений, хотя и не предназначался для этой роли, в отличие от принятых ранее на вооружение БТР-60. Принят на вооружение в 1964 году, выпускался на ХПЗ. Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. Хотя с середины восьмидесятых годов и сам МТ-ЛБ в варианте без башенки и пулеметного вооружения с успехом использовался в народном хозяйстве в условиях крайнего севера как вездеход. МТ-ЛБ применялся советскими войсками в Афганской войне, а после распада СССР использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. В значительных количествах МТ-ЛБ также поставлялся союзникам СССР и нейтральным странам и использовался в ряде региональных конфликтов. В Российской Армии военнослужащие механизированных подразделений (механики-водители) кратко называют данную боевую машину «эмтээлбэшка»[1], «ме́тал», «маталыга»[2].
С развалом СССР производственная база МТ-ЛБ осталась на территории Украины. На шасси этой машины Харьковским заводом разработан и выпускается гражданский вездеход ХТЗ-10НК.
Опыт боевого применения
В среде военных, имеющих косвенное представление об этой машине бытует мнение о ней, как о низкоскоростной, слабозащищённой броней, со слабой огневой мощью боевой машине. Такой подход к МТ-ЛБ основан на сравнительном анализе этой машины с БМП и БТР. Ошибочно негативная оценка МТ-ЛБ имеет корни в сравнении его характеристик в свете боевой машины пехоты. Не принимается во внимание тот факт, что МТ-ЛБ с одной стороны и БМП, БТР с другой стороны это совершенно разный класс военной техники. В отличие от БМП, БТР, БМД, при проектировании МТ-ЛБ не ставилась задача создать боевую машину поддержки пехоты. Он изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, артиллерийских орудий а так же, как санитарная машина. С учётом предъявленных требований, лёгкая броня и пулемёт Калашникова, которым машина вооружена, рассматриваются не как недостаток, а как достоинство. Фактически, в отличие от обычного армейского грузовика, функции которого он выполняет, МТ-ЛБ имеет гусеничный ход, что повышает его проходимость, противопульную броню и пулёметное вооружение.
Тягач не предназначен для использования в наступательных целях. Пулемётное вооружение он имеет исключительно для собственной обороны. Опыт Афганской войны показал, что помимо своего прямого назначения, МТ-ЛБ мог, в случае крайней необходимости, эффективно защитить пулемётным огнем не только себя, но и орудийные расчеты, за которыми машина закреплена как тягач.
Варианты
- МТ-Л
- МТ-ЛБ
- МТ-ЛБВ (вездеходный вариант) Модификация имеющая пониженное удельное давление на грунт (ок. 0,27 кг/см2). Применялась в арктических регионах вместо БМП и БТР.
- МТ-ЛБУ Командно-штабная версия с дополнительной радиостанцией, навигатором и шаторским платном.
- МТП-ЛБ Полубронированная модификация.
- ТТ-ЛБ M1975 Версия СНАР-10 артеллерийский/минометный радар-локатор.
- МТ-ЛБу Извиђачка верзија.
- МТ-ЛБус Возило за откривање високе фреквенције. Додат је Р-330П високофеквенцијски трагач.
- МТ-ЛБТ Артиллерийский тягач.
- МТ-ЛБ Санитар С носилками.
- МТ-ЛБ Инженерский Кутија за алат на крову и сечиво на крају.
- 9A34/9A35 ЗРК «Стрела-10» на базе МТ-ЛБ.
- МТ-ЛБ
Польские варианты
- МТЛБ — базовая версия.
- 2С1 Goździk — самоходная гаубица кал. 122 мм. (производилась по лицензии)
- WEM Lotos — медицинский эвакуатор
- WPT Mors — машина технической поддержки
- TRI Hors — инженерский тягач
- TI Durian — инженерский тягач
- TMN Kroton — миноукладчик
- WRE Przebiśnieg — модификация РЭП (радиоэлектронного подавления)
- ZWD-1 Irys — командно-штабная модификация
- ZWD-10R Łowcza — командно-штабная модификация
Машины на базе МТ-ЛБ
На базе МТ-ЛБу создано шасси для самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» и машины управления огнем наземной артиллерии (1В13, 1В14, 1В15, 1В16).
Страны, где используется
- Современные:
- Азербайджан — 393 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[3]
- Бангладеш по состоянию на 2007 год[4]
- Белоруссия — 66 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[5]
- Болгария — не менее 1025, возможно, до 2169 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[6]
- Грузия — 72 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[7]
- Ирак
- Казахстан — 686 МТ-ЛБ, ещё около 1000 на хранении, по состоянию на 2007 год[8]
- Литва — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[9]
- Македония — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[10]
- Молдавия — 6 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[11]
- Нигерия — 67 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[12]
- Россия:
- Украина — 2090 МТ-ЛБ и 4800 Л-а-Л, по состоянию на 2007 год[16]
- Уругвай — 3 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[17]
- Финляндия — 16 МТ-ЛБ, 98 МТ-ЛБВ, по состоянию на 2007 год[18]
- Швеция — 450 МТ-ЛБ, из них остаётся 24 Pbv.401A, 56 Pbv.4020 по состоянию на 2007 год[17]
- Бывшие:
Изображения
Примечания
- ↑ МТ-ЛБ — многоцелевой тягач легкобронированный. С. Суворов. Журнал «Мир оружия» (WEAPON’S WORLD). 12 (15) декабрь 2005. 01 (16) январь 2005.
- ↑ Смотр. Выпуск семнадцатый. Телекомпания НТВ. 7 мая 2009.
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 157. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 313. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 159. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 104. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 166. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 319. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 128. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 168. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 170. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 287. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 196. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 199. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 197—200. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 177. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ 1 2 The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 87. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 164. — ISBN 1-85743-437-4
Ссылки
См. также
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
МТЛБ — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 июля 2016; проверки требуют 66 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 июля 2016; проверки требуют 66 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску
МТ-ЛБ | |
---|---|
МТ-ЛБ | |
Классификация | бронетранспортёр |
Боевая масса, т | 9,7; 12,2 с грузом |
Компоновочная схема | трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой |
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 11 |
История | |
Производитель | |
Годы эксплуатации | с 1964 |
Количество выпущенных, шт. | более 9600[1] |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 6399—6509 |
Ширина, мм | 2820—2865 |
Высота, мм | 1835—1890 |
База, мм | 3700 |
Колея, мм | 2500 |
Клиренс, мм | 395—415 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 14 |
Вооружение | |
Прицелы | ПП-61Б |
Пулемёты | 1 × 7,62-мм ПКТ |
Подвижность | |
Тип двигателя |
encyclopaedia.bid