Ремонт ТНВД ЯМЗ
Классика отечественного дизеля
Предлагаем услуги по ремонту ТНВД дизельных силовых агрегатов ЯМЗ по самым привлекательным ценам в Москве. Наиболее частыми «гостями» нашего сервиса являются двигатели семейства ЯМЗ 236/238, которыми оборудуют большегрузные автомобили, включая КрАЗ, КАМАЗ и другие. ЯМЗ применяет топливные насосы высокого давления механического типа, с рядным расположением плунжеров и непосредственным впрыском. Устройство отличается высокой надежностью и неприхотливостью, однако и оно выходит из строя по мере износа. Потому следует обращать внимание на состояние топливной системы силового агрегата ЯМЗ и своевременно проводить ремонт.
Причины поломок и их признаки на силовых агрегатах ЯМЗ
Несмотря на то, что ТНВД и топливная система в целом выполнена с учетом особенностей российского топлива, со временем поломки настигают и ее.
- Заклинивание распылителей форсунок, что ведет к повышенному износу плунжеров, в результате чего выходит из строя насос ЯМЗ.
- Длительная эксплуатация засоренных топливных фильтров приводит к снижению давления топлива и повышению износа насоса.
- Несвоевременная замена масла также приводит к повышенному износу ТНВД ЯМЗ и его быстрому выходу из строя.
- В топливном баке имеет свойство скапливаться отстой — грязь, мусор и примеси из дизельного топлива. Если бак регулярно не очищать, отстой попадает в ТНВД ЯМЗ и может существенного его повредить.
Основными признаками неисправности ТНВД являются:
- Резкое повышение расхода топлива
- Изменение характера выхлопов, увеличение количества дыма из выхлопной трубы
- Запах дизельного топлива в кабине, что может свидетельствовать о протечке горючего из ТНВД
- Изменение звука работы ТНВД, появление нехарактерных шумов
- Потеря стабильности работы двигателя на малых оборотах и явное уменьшение мощности.
Особенности диагностики ТНВД семейства ЯМЗ 238/236
ТНВД на ЯМЗ семейства 238 имеет конструкцию из 6 или 8 плунжеров в ряд (так как модель 238 – это восьмицилиндровое решение, а 236 – шестицилиндровое). Устройство полностью механическое. В конструкции предусмотрено автоматическое регулирование опережением впрыска топлива при помощи центробежной муфты.
- Провести функциональную диагностику, проверить состояние агрегата без снятия с мотора. Важно проверять не только состояние самого насоса, но всей топливной системы, включая форсунки.
- Если проблема не выявлена, ТНВД снимается и проверяется на специальном стенде, благодаря чему обеспечивается проверка функциональных параметров насоса.
- Наконец, для самой точной диагностики, проводится полная разборка устройства и его дефектовка. Обнаруживаются признаки механического износа: задиры, нарушения геометрии. В первую очередь подвержены негативным изменениям плунжерные пары и нагнетательны, клапаны.
По итогам диагностики определяется характер поломок и перечень работ по ремонту.
Ремонт ТНВД семейства ЯМЗ 236 / 238, а также других моделей
Так как большинство популярных ТНВД для ЯМЗ, включая семейство 236/238, является полностью механическими, в ходе ремонта не применяют высокотехнологичное оборудование для прошивки электроники. Однако, ремонт подразумевает несколько важных процедур:
- Замена изношенных и одноразовых деталей (прокладки, уплотнители и т.п.)
- Механическая обработка деталей с измененной геометрией.
- Очистка форсунок от загрязнений и/или ремонт и замена форсунок
- Замена вышедших из строя технических узлов ТНВД.
- Регулировка ТНВД на основе регулировочных таблиц для оптимизации работы топливной системы.
Благодаря тщательной диагностике, профессиональному ремонту и точной регулировке топливной системы, обеспечивается заметное продление срока эксплуатации оборудования и повышение КПД работы двигателя.
ТНВД ЯМЗ-238: устройство и регулировка
Статья обновлена 07.10.2020
Для обеспечения корректной и продуктивной работы силового агрегата в его цилиндры должно постоянно подаваться топливо. Одним из основных узлов системы транспортировки и впрыска рабочей смеси является топливный насос высокого давления.
Большегрузные автомобили МАЗ и КРАЗ имеют ТНВД ЯМЗ-238, который отличается надежностью и высокой производительностью. Но для обеспечения корректного процесса топливоподачи, ему требуется регулировка.
Содержание:
- Конструкция системы подачи топлива
- Принцип работы ТНВД ЯМЗ-238
- Регулировка ТНВД ЯМЗ-238
- Схема подключения
Конструкция системы подачи топлива
Конструкция системы обеспечения силового агрегата топливом состоит из следующих элементов:
- ТНВД;
- корректор смесеобразования;
- трубки высокого давления;
- магистральные топливопроводы;
- регулятор частоты вращения;
- фильтровальные элементы;
- насос подкачки топлива;
- форсунки.
Топливный насос ЯМЗ-238
Кратко опишем принцип функционирования системы топливоподачи. Насос подкачки топлива обеспечивает его подачу к ТНВД через фильтры грубой и тонкой очистки. В соответствии с режимом работы силового агрегата, ТНВД через форсунки осуществляет впрыск рабочей смеси в цилиндры двигателя. Схема топливной системы устроена таким образом, что излишки смеси через магистральные трубки поступают обратно в бак.
Принцип работы ТНВД ЯМЗ-238
Насос имеет компактные размеры, располагается в подкапотном пространстве на плоскости силового агрегата, между рядами цилиндров. ТНВД имеет восемь секций (по одной на каждый цилиндр) и шестеренчатый привод. Насос топливный, в зависимости от мощности мотора, бывает нескольких типов, каждый из которых выделяется своими конструкционными особенностями и способом регулировки.
Принцип функционирования ТНВД не отличается сложностью, но имеет определенные нюансы. Для создания первичного давления в системе предусмотрен насос подкачки топлива, который подает рабочую смесь в камеры ТНВД, при этом плунжер занимает нижнее положение.
Как только плунжер начинает поступательное движение, при достижении определенного положения он открывает нагнетательный клапан для дальнейшей подачи смеси и осуществления ее впрыска. Увеличение давления в топливной камере осуществляется за счет поступательного движения плунжера вверх.
При достижении максимального давления игла форсунки поднимается и в цилиндр начинает подаваться рабочая смесь. Как только плунжер достигнет конечное верхнее положение, давление рабочей смеси в нагнетательном контуре резко начнет снижаться. В результате этого игла форсунки займет свое начальное положение и впрыск топлива прекратится.
Одной из самых распространенных неисправностей ТНВД является изношенный сальник. В этом случае ремонт не составляет трудностей и его можно выполнить самостоятельно. В сети Интернет можно найти видео с подробным описанием рабочего процесса.
Схема топливного насоса
Регулировка ТНВД ЯМЗ-238
От правильности выполнения регулировки насоса зависят все рабочие показатели силового агрегата: мощность, производительность, экономичность, эксплуатационный ресурс. Поэтому все этапы процесса регулировки крайне важны и должны выполняться только высокопрофессиональными специалистами с использованием технологического оборудования.
Зачастую ТНВД описываемой марки регулируется на таких стендах:
- НЦ-108 (ЧССР).
- Стар-12.
- Минор-8.
Регулировка параметров ТНВД на стенде обязательно осуществляется с форсунками, которые будут работать с ним на двигателе. Порядок работы во время проведения настроек очень важен, поскольку нарушение последовательности выполняемых мероприятий является причиной некорректной работы насоса в дельнейшем.
На начальном этапе настраивается топливоподача между секциями насоса, после чего – оптимальная величина впрыска. Подача рабочей смеси настраивается при помощи моментоскопа, при этом автоматическая муфта опережения должна быть снята. Равномерность и величина подачи смеси по секциям ТНВД регулируется при помощи кулачкового вала. Конечным этапом настройки является смазка всех взаимодействующих элементов.
Схема подключения
Во время монтажа ТНВД на силовой агрегат необходимо обратить внимание на то, чтобы метки полумуфты привода и опережения впрыска находились на одном уровне. Нужно правильно выставить все осевые зазоры между кулачками и торцами муфт и полумуфт, перед тем как окончательно затягивать крепежные болты. Величина зазоров не должна превышать 0,3 мм. После установки отрегулированного ТНВД на двигатель следует подключить топливоподводящие магистрали.
Главной особенностью схемы подключения топливного насоса высокого давления является правильная последовательность подключения топливных магистралей и форсунок.
Читайте еще:
Ремонт двигателя ЯМЗ-238
Дизельный двигатель ЯМЗ-238 (Ярославский моторный завод) устанавливается на многие коммерческие автомобили, в том числе на тяжелые тягачи МАЗ и КАМАЗ. Данная модель мотора заслужила широкое признание водителей, а все благодаря высокому крутящему моменту и надежной работе. Но все же двигатель, как и многие другие агрегаты, рано или поздно потребует ремонта. В этой статье мы рассмотрим процесс подготовки двигателя ЯМЗ-238 к ремонту.
Следует помнить, что перед отправкой агрегата на специальную площадку его необходимо тщательно промыть. И только после того, как все его составляющие будут лишены всевозможной пыли и грязи, можно переходить к следующим этапам.
Каждая ремонтная операция ЯМЗ-238 должна выполняться специальными инструментами и инструментами, которые должны применяться для конкретного вида работ. Например, запрессовка шарикоподшипников, втулок и роликов должна производиться на определенном съемнике. Если такого приспособления нет, детали можно демонтировать с помощью оправок. Ни в коем случае нельзя стучать по каким-либо деталям в надежде, что она снимется. Конечно, этот мотор хоть и кажется на первый взгляд огромным и массивным, но действия с применением кувалды и подобных инструментов могут привести к самым неприятным последствиям, вплоть до капитального ремонта двигателя ЯМЗ-238.
Характеристика всех парных частей состоит в том, что при удалении одной из них блок перестает функционировать должным образом. Поэтому при ремонте не перепутайте расположение парных деталей и еще хуже — забудьте об их установке. А к этой категории относятся такие запчасти, как штоки и втулки насосного насоса, кулачковый вал ТНВД, иглы форсунок и многие другие.
Одним из основных этапов подготовки ДВС к капитальному ремонту является его снятие с автомобиля. Этот процесс не любит ошибок, поэтому все, что вам нужно, это то, что указано в руководстве по эксплуатации грузовика. Тут стоит добавить, что снятие мотора лучше всего производить с помощью 4-х стальных крюков. А делается это следующим образом – четыре рым-болта цепляются за эти детали, и с помощью цепи и лебедки (или другого оборудования с подъемным механизмом) поднимается весь агрегат.
Также перед началом ремонтных работ стоит позаботиться о месте временного хранения двигателя. ЯМЗ-238 желательно устанавливать на любую подставку, но не стоит забывать о поддоне, который также уязвим к повреждениям.
И напоследок краткая инструкция по разборке этого узла:
- Аккуратно открутите болты на картере сцепления (важно не повредить карданный вал коробки передач).
- Отверните гайки на крышке сцепления и снимите нажимной диск.
- Вынимаем передний и средний диски (для двигателей ЯМЗ модификаций 238-К), а также ведомый (для всех остальных моделей двигателя).
- Снимаем с креплений стартер (есть 2 стяжных болта), генератор пневматических тормозов, его компрессор, а также крыльчатку вентилятора.
- Вынимаем воздушный фильтр и четыре боковые заглушки.
Обслуживание фильтров дизельного топлива ЯМЗ-238
Слив отстоя из фильтра грубой очистки топлива, промывка фильтра
Отвернуть сливную пробку 6 (рис. 1), слить осадок из фильтра.
Отвернуть болты 7 крепления крышки к корпусу фильтра и снять крышку 5 вместе с фланцем 4.
Вывернуть фильтрующий элемент 2 из корпуса 1, снять уплотнительную шайбу.
С помощью ванны и щетки промыть фильтрующий элемент 2 и полость крышки 5 дизельным топливом, продуть сжатым воздухом.
Наденьте уплотнительную шайбу, распределитель на фильтрующий элемент и ввинтите фильтрующий элемент в корпус.
Установите крышку фильтра и закрепите ее винтами.
Затяните сливную пробку 6 и убедитесь, что фильтр затянут при работающем двигателе.
Устранить утечку топлива или воздуха, затянув болты 7 крепления крышки 5 к корпусу 1.
Вывернуть сливные пробки 4 (рис. 2), слить топливо из фильтров в посуду, закрутить пробки.
Отверните болты 1 крепления крышек фильтров, снимите крышки 3 и извлеките загрязненные фильтрующие элементы 2.
Промойте крышки бензином или дизельным топливом с помощью ванны и щетки.
Установите новый фильтрующий элемент в каждую крышку.
Установите болты 1 с шайбами и прокладками 5, при необходимости установите новые прокладки крышек 6, установите крышки 3 вместе с элементами 2 и затяните болты 1.
Запустите двигатель и убедитесь в герметичности фильтра.
Устранить течь топлива, затянув болты 1 крепления крышек к кузову.
Очистка элемента второй ступени и промывка первой ступени воздухоочистителя
Отсоедините шланг системы выброса и воздуховоды от воздухоочистителя, снимите крышку, отверните стержень крепления, снимите картонный фильтрующий элемент, снимите воздухоочиститель.
Промойте корпус с инерционной решеткой в бензине.
Очистите вторую ступень воздухоочистителя (бумажный элемент) по индикатору засорения.
Расчетный срок службы фильтрующего элемента 30 000 км.
При наличии на картоне пыли без копоти или копоти (серый элемент) продуть ее сухим сжатым воздухом (давление воздуха должно быть не более 2-3 кгс/см 2 ).
При наличии на картоне пыли, копоти, масла, топлива промыть фильтрующий элемент в теплой (40…50°С) воде с добавлением моющего средства, погрузив элемент в раствор на полчаса с последующим интенсивным вращением (промыванием) в течение 10…15 мин.
Затем промойте элемент чистой водой и хорошо высушите.
При наличии механических повреждений, разрывов картона, отслоений крышек и корпусов элемент заменить.
Соберите воздушный фильтр в обратном порядке.
При сборке прокладок, имеющих надрывы, заменить их, проверить качество уплотнения по наличию сплошного отпечатка на прокладке.
Удаление воздуха из системы питания
Отвернуть болт 1 крышки фильтра (рис. 2) или болт 1 (рис. 3) ТНВД и подкачать топливо ручным подкачивающим насосом до тех пор, пока топливо не пойдет из-под болт без пузырьков воздуха.
Затем затяните болт.
Проверка уровня масла в муфте опережения впрыска топлива и доливка
Муфта опережения впрыска топлива смазывается моторным маслом.
Для проверки уровня масла в муфте необходимо вывернуть пробку 1 (рис. 4) в нижней части ее корпуса.
Если масло вытекает из открытого отверстия, то уровень достаточный. Если не выходит, откручиваем аналогичную пробку в верхней части картера сцепления и доливаем масло до тех пор, пока оно не пойдет из нижнего отверстия. Затем закройте обе пробки.
Характерные неисправности системы питания и их устранение
Если двигатель не запускается, то в первую очередь проверьте наличие топлива в баке.
Затем убедитесь, что в системе нет подсоса воздуха.
Попадание воздуха в систему можно определить по выделению пены или утечке топлива в местах соединения топливопроводов при подкачке топлива.
Для устранения подтёков топлива и подсоса воздуха подтяните резьбовые соединения, при необходимости замените неисправные трубопроводы или прокладки.
Для удаления воздуха из системы питания необходимо прокачать систему.
Если в топливной системе не обнаружено подсоса воздуха, необходимо убедиться в работоспособности топливоподкачивающего насоса.
Для проверки его работы отсоедините магистраль подачи топлива от фильтра тонкой очистки и проверните коленчатый вал двигателя стартером.
Если насос работает нормально, топливо должно брызнуть из топливопровода. Если струи нет, то неисправен подкачивающий насос или забиты топливопроводы.
Наиболее вероятные неисправности ТНВД — обрыв пружины или заедание поршня (из-за попадания грязи между седлом и клапаном).
Затем проверьте, не забиты ли фильтрующие элементы фильтров грубой и тонкой очистки 2.
О засорении фильтрующих элементов можно судить по снижению давления топлива на входе в ТНВД.
Нормальное давление топлива должно быть в пределах 0,5 — 1,0 кгс/см 2 при 2300 об/мин насоса распределительного вала.
Давление топлива можно определить с помощью контрольного манометра, подключенного к штуцеру подачи топлива к насосу высокого давления.
Если давление топлива ниже указанного, проверьте состояние топливных фильтров, при необходимости очистите или замените фильтрующие элементы.
Если после всех проверок двигатель не заводится, скорее всего неисправен топливный насос высокого давления (ТНВД) или неправильно выставлен угол опережения впрыска топлива.
Неисправный ТНВД необходимо снять и отправить в ремонт, отрегулировать угол опережения.