Вес шасси зил 131: ЗИЛ-131: технические характеристики базовой модели, особенности эксплуатации

Содержание

Шины на ЗИЛ 1131, 130: размер, давление, характеристики

Array ( [DATE_ACTIVE_FROM] => 16.06.2020 15:30:00 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 16.06.2020 15:30:00 [ID] => 509176320 [~ID] => 509176320 [NAME] => Какой размер у дисков ЗИЛ 131 и как их установить? [~NAME] => Какой размер у дисков ЗИЛ 131 и как их установить? [IBLOCK_ID] => 33 [~IBLOCK_ID] => 33 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [DETAIL_TEXT] => ЗИЛ – известный автомобиль, который производят на знаменитом заводе имени Лихачева. Завод работает в России уже давно и славится выпуском надежных транспортных средств. ЗИЛ-131 – одна из популярных моделей предприятия.

Ключевые особенности

К шинам ЗИЛ предъявляются особые требования, которые помимо указаний по обеспечению надежного сцепления колес с дорожным покрытием, включают:

  • грузовую способность автомобиля;
  • проходимость транспортного средства.

Колеса ЗИЛ должны выдерживать не только конструкцию автомобиля, но также груз, который на нем перевозят. Что касается проходимости, она должна быть достаточной для того, чтобы грузовик смог проехать в труднодоступных местах с не самым качественным дорожным покрытием.

Достоинства и недостатки модели

Ничто в этом мире неидеально, даже у автолегенд. Так и «стотридцатого» есть не только достоинства, продержавшие его на конвейере 30 лет, но и недостатки, которые объективно оцениваются его пользователями. Среди положительных качеств стоит перечислить следующее:

  1. Надёжность. У советских авто бывали разные недостатки, но в надёжности им точно не откажешь. Годами ЗИЛ-130 прилежно таскал грузы как по ровной дороге, так и по кочкам с ухабами, не напоминая своему шофёру о своём изношенном состоянии. Сравнивая отечественный и зарубежный автопром, сторонники первого забывают о тяжёлых условиях эксплуатации и отношении многих сидевших за «баранкой» шофёров к «колхозному» имуществу.
  2. Ремонтопригодность. То, что «зилок» можно было отремонтировать «на коленке», то есть в полевых условиях, отмечали с благодарностью многие застрявшие где-то в дороге. Единственное, что бы не помешало — это напарник, так как ворочать запчасти среднетоннажника не так просто, как у легковушки.
  3. Простота конструкции. Сказывалась как в ремонте, так и в производстве. Именно благодаря гениальной простоте удалось довести поставки ЗИЛа до максимальных по стране значений вплоть до миллионных отметок.
  4. Цена на запчасти. Этот параметр не был актуален в условиях плановой экономики СССР, зато сегодня владельцы «старичка» с удовольствием отмечают, что комплектующих к их пожилым помощникам стоят копейки, особенно по сравнению с зарубежными аналогами.

Для справедливого анализа приведём и недостатки:

  1. Высокий расход топлива. Самая популярная претензия отечественному автомобилю. Действительно, большой объём и малая степень сжатия ведут к неумеренной прожорливости около 40 л/100 км. Поэтому сегодня наиболее популярны экземпляры на сжиженном газе или с дизельным двигателем от других машин.
  2. Неважная обзорность. Тоже преимущественно современное требование, ведь на момент появления ЗИЛ-130 мог похвастаться панорамным стеклом с гнутыми боковинами. За десятилетия плотность потока и его скорость на дороге так выросли, что сегодня водитель с непривычки может не раз облиться холодным потом при рулёжке и обгоне.
  3. Плохая пассивная безопасность. К сожалению, этот фактор стал учитываться в СССР намного позже того, как первые экземпляры сошли с конвейера. Да и после радикальной модернизации в этом направлении почти не было проведено. Единственное, что остаётся сегодня владельцу — аккуратная езда.

Размер резины

За время работы завода с конвейеров было выпущено свыше 35 моделей грузовых транспортных средств. Каждая марка грузовика ЗИЛ имеет свой размер колесных дисков и покрышек. Поэтому стоит подробнее рассмотреть, как подбирается диаметр и как происходит установка колес на грузовик в случае замены.

Коротко о подборе диаметра

Чтобы не ошибиться с выбором подходящего диаметра шины на грузовик ЗИЛ-131, владельцу ТС необходимо внимательно изучить инструкцию по использованию автомобиля. В руководстве подробно прописаны все характеристики и параметры.

В автомобилях модели ЗИЛ-131 используются колеса ЗИЛ 131-228Г508, в которых предусмотрено два вида колец, обеспечивающих надежную эксплуатацию. Максимальный размер шин, а именно – диаметр колеса – достигает 20 дюймов.

Спецмашины на базе ЗИЛ-131

Существенный объём в производстве занимало универсальное шасси, предназначенное для монтажа различных надстроек и специального оборудования. Кроме хорошо всем известных пожарных машин, на шасси ЗИЛ-131 также выпускались:

  • Бензовозы-топливозаправщики: АТЗ-3,4-131, АТЗ-4,4-131, АТЗ-4-131;
  • Маслозаправщики: МЗ-131;
  • Универсальные автоцистерны: АЦ-4,0-131, АЦ-4,3-131.
  • Аэродромные передвижные агрегаты (тягачи): АПА-50М; АПА-35-2В. Интересно, что эти, служащие в авиации, ЗИЛы-131 имели полную массу свыше официально разрешённой: 10,950 и 11,370 тонн соответственно.

Для армейских вариантов мастерских, лабораторий, передвижных радиостанций, командно-штабных машин были разработаны стандартные кузова-фургоны КУНГ К-131 и КМ-131. Эти КУНГи оснащались специальной фильтрационной установкой ФВУА-100Н-12. Она производит забор воздуха из окружающей атмосферы и подаёт в фургон, одновременно обеззараживая его.

Как разбортировать колесо?

Перед снятием диска с автошины необходимо предварительно спустить воздух. В противном случае может произойти аварийная ситуация. Если разбортирование осуществляется вручную, владельцу транспортного средства потребуется:

  1. Снять колеса с грузовика.
  2. Выпустить воздух, который находится в покрышке. После необходимо переложить колесо на ровную горизонтальную поверхность. Важно, чтобы замок обода смотрел вниз лицом.
  3. Демонтировать борт с внутренней стороны автошины. При этом снимать рекомендуется с обода изделия. Для демонтажа стоит использовать две монтировки.
  4. Изменить положение шины. Для этого ее нужно перевернуть на другой бок.
  5. Удалить второй борт так же, как и первый, с использованием монтировок.
  6. Снять оба кольца диска. Делается это с помощью вставки монтировки с плоским кольцом в промежуток между кольцами.
  7. Осторожно вывести часть борта колеса наружу. Чтобы добиться нужного результата, следует упереться ногами в боковину, расположенную напротив отверстия вентиляции, и просунуть внутрь две лопатки. При этом важно выдержать расстояние между лопатками в 15-20 сантиметров. Во время демонтажа борта следует придерживать уже снятую часть шины и одновременно с этим переставлять другую часть, выдерживая расстояние в 10 сантиметров.
  8. Изменить положение колеса на вертикальное и извлечь диск, который находится в покрышке.

Так резина ЗИЛ-131 снимается с колеса.

Рама и подвеска

Детали рамы на ЗИЛ-130 изготавливались методом штамповки, а затем склёпывались между собой. Лонжероны, выполненные в форме швеллера, соединялись пятью поперечинами. Постоянная ширина рамы и особенность её конструкции были более совершенными, чем у предшественников, исключали разрыв лонжеронов в месте перехода при скручивании. Поскольку грузовик предназначался для работы в самых разных условиях, он оснащался открытыми буксирными крюками спереди на бампере, а также сцепным устройством с защёлкой сзади.

Подвеска и грузовика была зависимая, так особые внедорожные качества ему были не нужны, а конструкцию и изготовление значительно упрощали. Амортизация происходила за счёт продольных листовых полуэллиптических рессор. Их передние концы на переднем и заднем мостах зафиксированы с помощью ушек и пальцев, а задние сделаны скользящими, обеспечивая гашение колебаний при езде и компенсируюя загрузку кузова.

На переднем мосту стоят гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, тем самым повышая комфорт едущих в кабине.

Как установить диск?

Когда вышедшее из строя колесо будет снято, потребуется установить новое. Диск необходимо монтировать на чистой поверхности, при этом обод колеса должен лежать стороной замочной канавки наверх. Монтаж подразумевает выполнение предыдущих действий в обратном порядке.

Для сборки колес в комплекте инструментов, которые прилагаются к грузовику, предусмотрены две монтажные лопатки. Одна из них имеет плоский конец, вторая – кривой захват. Последняя лопатка используется одновременно в качестве рычага домкрата, позволяя поднять колесо и провести качественный монтаж изделия.

Грузовой автомобиль ЗИЛ-131 оборудован колесами дискового типа. Крепление колес осуществляется с помощью гаек на 8 болтах. Запаска находится на откидном кронштейне под платформой.

[~DETAIL_TEXT] =>

ЗИЛ – известный автомобиль, который производят на знаменитом заводе имени Лихачева. Завод работает в России уже давно и славится выпуском надежных транспортных средств. ЗИЛ-131 – одна из популярных моделей предприятия.

Обзор модификаций ЗИЛ-131

  • ЗИЛ-131 – базовый вариант, массовое производство которого продолжалось с 1966-го по 1986-й год.
  • ЗИЛ-131А – специальная версия с неэкранированным электрооборудованием. Отличалась от базовой модификации в отсутствии особого военного оборудования, средней скамейки в кузове и фары-искателя.
  • ЗИЛ-131В – седельный тягач, разработанный на базе ЗИЛ-131. В данной модификации автомобилю укоротили раму; оснастили его седельно-сцепным устройством и двумя запасками. Тягач ЗИЛ-131В мог перевозить полуприцеп весом 12 тонн (по шоссе с твёрдым покрытием) или 10 тонн (по грунтовым дорогам). Выпускался с 1968 по 1986-й год.

  • ЗИЛ-131Д – самосвал. Такое же наименование, кстати, получила в 1992 году редкая и «экзотическая» версия 131-го ЗИЛа, оснащённая импортным дизелем «Катерпиллар», которая, в очень скромных количествах, производилась до 1994-го года.
  • ЗИЛ -131С и ЗИЛ -131АС – грузовики для районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Эти модификации оснащались кабиной с автономным отопителем, резинотехническими изделиями, устойчивыми к морозу, дополнительной теплоизоляцией, штатными противотумаными фарами, теплоизоляцией аккумулятора и двойными стеклами. Предназначены для использования при температуре до -60 градусов. Собирались в Забайкалье, на Читинском автосборочном заводе.
  • ЗИЛ-131Х – версия, адаптированная для пустынного и тропического климата.
  • ЗИЛ-131Н – модернизированная в 1986 году версия базовой модели. Нововведения: усовершенствованный мотор ЗИЛ-5081 V8, с увеличенным до 250 тысяч км ресурсом, тент из более современных синтетических материалов и улучшенная оптика.
  • ЗИЛ-131НА – версия ЗИЛ-131Н, оснащённая неэкранированным электрооборудованием.

  • ЗИЛ-131НВ – седельный тягач с усовершенствованной платформой.
  • ЗИЛ-131Н1 – модификация со 105-сильным дизельным двигателем Д-245.20;
  • ЗИЛ-131Н2 – версия со 132-сильным дизельным мотором ЗИЛ-0550;
  • ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС – модифицированные варианты северного исполнения;
  • ЗИЛ-131-137Б – автопоезд.

Ключевые особенности

К шинам ЗИЛ предъявляются особые требования, которые помимо указаний по обеспечению надежного сцепления колес с дорожным покрытием, включают:

  • грузовую способность автомобиля;
  • проходимость транспортного средства.

Колеса ЗИЛ должны выдерживать не только конструкцию автомобиля, но также груз, который на нем перевозят. Что касается проходимости, она должна быть достаточной для того, чтобы грузовик смог проехать в труднодоступных местах с не самым качественным дорожным покрытием.

Кабина

Выступала одним из самых узнаваемых элементов грузовика. Для 60-х годов прошлого века обладала хорошей эргономичностью. Руль изготавливался в виде винта, оснащенного шарообразной гайкой и поршень-рейкой со встроенным гидроусилителем.

Важно

Кабина рассчитана на трех человек. Сиденья допускали регулировку по трем параметрам – высоте, длине и углу наклона спинки.

На крыше смонтированы два вентиляционных люка. Для изготовления каркаса кабины использовался цельный металл, что обеспечивало прочность, надежность и долговечность. Особое внимание следует уделить удобное расположение органов и приборов управления.

Размер резины

За время работы завода с конвейеров было выпущено свыше 35 моделей грузовых транспортных средств. Каждая марка грузовика ЗИЛ имеет свой размер колесных дисков и покрышек. Поэтому стоит подробнее рассмотреть, как подбирается диаметр и как происходит установка колес на грузовик в случае замены.

Коротко о подборе диаметра

Чтобы не ошибиться с выбором подходящего диаметра шины на грузовик ЗИЛ-131, владельцу ТС необходимо внимательно изучить инструкцию по использованию автомобиля. В руководстве подробно прописаны все характеристики и параметры.

В автомобилях модели ЗИЛ-131 используются колеса ЗИЛ 131-228Г508, в которых предусмотрено два вида колец, обеспечивающих надежную эксплуатацию. Максимальный размер шин, а именно – диаметр колеса – достигает 20 дюймов.

Двигатель и трансмиссия

Моторный отсек ЗИЛ-130

«Сердце» нового грузовика нужно было располагать продольно — другой системы тогда не знали. Это приводило к тому, что старые грузовики имели длинный передок с капотом (за это, к примеру, ЗИЛ-157 получил прозвище «крокодил»). В отношении новой разработки решили уменьшить длину за счёт развала блока цилиндров на 90 градусов. Так мотор ЗИЛ-130 стал V-образным. Восемь цилиндров составляли объём 6 л, а вот компрессия была невелика: степень сжатия составила всего 6,5. Даже для того времени этот показатель был не самым лучшим, а сегодняшние двигатели при таком объёме вообще должны были бы иметь эквивалентную мощность в 300 «лошадей», в отличие от паспортных 150 л. с. у ЗИЛа.

Подобные характеристики были обусловлены двумя соображениями. Двигатель должен был быть простым. Для серийного грузовика середины 60-х не нужны были ни рекордные скорости, ни супер-тяга. Кроме того, заправлять машину планировали 72-ым или 76-ым бензином, а для них более высокая компрессия порождала риск детонации. Что же касается высокого расхода топлива (около 29 л/100 км), то экономичность тогда никого не заботило: нефть в стране была, плановая экономика ни в чём не отказывала народному хозяйству, и только в 80-х годах была предпринята попытка «пересадить» ЗИЛ-130 на дизель. Но успехом она не увенчалась, поэтому современные владельцы чаще всего устанавливают газобалонное оборудование.

Конструктивно новый движок грузовой машины был сходен с таковым от правительственного лимузина ЗИЛ-111. Однако общими у них были лишь объём да чертежи — в легковом авто стояли задачи мощности и быстрого разгона, которые «рабочей лошадке» были явно ни к чему. Поэтому на двигателе стояла отсечка оборотов, блокировавшая раскрутку до 3200 об/мин. К тому же, в отличие от четырёхкамерного карбюратора в лимузине, в грузовик обзавёлся двухкамерным агрегатом К-88 с падающим потоком и сбалансированной поплавковой камерой.

Смазка двигателя была комбинированной: одна часть масла разбрызгивалась, другая подавалась к узлам под давлением. Жидкостное охлаждение было рассчитано на применение обычной воды, так как тосол в автомобили никто массово не лил, а об антифризе ещё не слышали.

Что касается трансмиссии ЗИЛ-130, то она была довольно хороша, давала авто хороший ход и эргономичность в управлении. Механическая пятиступенчатая коробка передач была оснащена синхронизаторами на всех передачах, кроме первой. Грузовик уверенно стартовал на второй, и даже на третьей скорости. Первая применялась в основном для движения в гору или по сильно пересечённой местности. Передаточное число главной передачи составляло 6,32.

Сухое однодисковое сцепление передавало крутящий момент на заднюю ось через карданный вал. У стандартных и длиннобазных моделей он был двойным, с промежуточной опорой на раме. А вот укороченные варианты обходились одним цельным карданом, что, впрочем никак не сказывалось на поведении и надёжности машины.

Стандартный размер шин на 130-м — 260 на 508. Задние сдвоенные баллоны хотя и вызывали сложности при смене внутренней камеры или её подкачке, всё же имели значительно больше плюсов, чем минусов. К примеру, при проколе внешнего колеса шофёр просто наезжал внутренним на кирпич, избегая необходимости вручную домкратить машину.

Тормоза всех колёс были барабанными, с приводом от пневмосистемы. Накачивал воздух в неё специальный компрессор с жидкостным охлаждением, а запас хранился в двух 20-литровых баллонах.

Как разбортировать колесо?

Перед снятием диска с автошины необходимо предварительно спустить воздух. В противном случае может произойти аварийная ситуация. Если разбортирование осуществляется вручную, владельцу транспортного средства потребуется:

  1. Снять колеса с грузовика.
  2. Выпустить воздух, который находится в покрышке. После необходимо переложить колесо на ровную горизонтальную поверхность. Важно, чтобы замок обода смотрел вниз лицом.
  3. Демонтировать борт с внутренней стороны автошины. При этом снимать рекомендуется с обода изделия. Для демонтажа стоит использовать две монтировки.
  4. Изменить положение шины. Для этого ее нужно перевернуть на другой бок.
  5. Удалить второй борт так же, как и первый, с использованием монтировок.
  6. Снять оба кольца диска. Делается это с помощью вставки монтировки с плоским кольцом в промежуток между кольцами.
  7. Осторожно вывести часть борта колеса наружу. Чтобы добиться нужного результата, следует упереться ногами в боковину, расположенную напротив отверстия вентиляции, и просунуть внутрь две лопатки. При этом важно выдержать расстояние между лопатками в 15-20 сантиметров. Во время демонтажа борта следует придерживать уже снятую часть шины и одновременно с этим переставлять другую часть, выдерживая расстояние в 10 сантиметров.
  8. Изменить положение колеса на вертикальное и извлечь диск, который находится в покрышке.

Так резина ЗИЛ-131 снимается с колеса.

УМП-350

Универсальный моторный подогреватель УМП-350 разработан на Прилукском заводе «Пожмашина» по заказу ВВС. В качестве шасси использован автомобиль ЗиЛ-131. В конструкции использован подогреватель воздуха Челябинского завода теплогенерирующих установок.

УМП-350 имеет закрытый кузов, установленный на раме автомобиля и прикрученный болтами и стремянками через резиновые прокладки. Крыша для удобства обслуживания агрегатов выполнена съёмной. Она крепится к каркасу болтами и уплотняется по периметру. Для доступа к агрегатам по бортам кузова имеется 7 дверей (люков). В кузове на прикрученной к полу раме смонтирован подогреватель. Он состоит из кожуха, камеры сгорания, воздухораспределителя и калорифера. Слева и справа от подогревателя установлены 2 цилиндрических топливных бака по 300 л. Для подачи воздуха в задней части установлен вентилятор центробежного типа. Привод вентилятора осуществляется от коробки отбора мощности, установленной на заднем торце раздаточной коробки, через 2 карданных вала. На переднем торце вентилятора имеется шкив ременного привода топливного насоса подогревателя. Для забора воздуха в задней части кузова имеется двухстворчатая дверь. На задней стенке кузова имеется 5 гильз, к которым крепятся брезентовые рукава. Для удобства подхода к крышкам гильз и укладки рукавов в аэродромно-транспортном положении имеется откидная площадка. С правой стороны площадка оборудована откидной подножкой. В ночное время площадка освещается фарой-прожектором. Для управления и контроля подогревателя в кабине автомобиля (справа) установлен дополнительный щиток приборов.

В комплект входят 15 рукавов диаметром 220 мм и длиной по 6 м. В транспортном положении они укладываются в трубы подачи воздуха.

УМП-350 предназначен для подогрева двигателя ЛА перед запуском, а также воздуха в кабине экипажа и в салоне при температуре окружающей среды от +10 до -55°C. Подогреватель может одновременно подавать воздух с температурой 80-115°C со скоростью 25 м/с к 4 двигателям или кабинам. В летнее время вентилятор (без запуска подогревателя) можно использовать для вентиляции кабин и других объектов.

Работа УМП-350 основана на передаче тепла от калорифера воздуху, поступающему из атмосферы. Тепло для подогрева воздуха выделяется при сжигании топлива (керосин Т-1 или ТС-1) в камере сгорания калорифера. Воздух из передней части подаётся вентилятором по раструбу. После нагрева от стенок калорифера воздух по коллектору идёт к гильзам на задней стенке кузова, к которым присоединяются рукава. Для обогрева двух мест через одну рукавную линию используется разветвитель.

Перед началом работы автомобиль заземляется.

Серийное производство УМП-350 в Прилуках продолжается. После прекращения выпуска автомобиля ЗиЛ-131 подогреватель стал монтироваться на шасси Урал-4320-31, Урал-4320-41, Урал-43206-41, ЗиЛ-5301БО, КамАЗ-4326. Применяется не только на аэродромах, но и в транспортных и строительных предприятиях в условиях Севера.

Модификации автомобиля:

  • УМП-350-131 — базовый на шасси ЗиЛ-131.
  • УМП-350(4320)-350.10 — на шасси Урал-4320-31 (с 2002 года — Урал-4320-41). Выпускается с 1998 года.
  • УМП-350(4326) — на шасси КамАЗ-4326.
  • УМП-350(5301) — на шасси ЗиЛ-5301БО. Разработан в 2003 году по заказу компании «Ист Лайн». Изготовлено 3 машины.

Технические харктеристики (УМП-350-131)

Габариты, мм:

длина
ширина
высота

6900
2500
2540
База, мм3350+1250
Колея, мм 1820
Дорожный просвет, мм330/355
Радиус поворота, м10,2
Полная масса, кг8420
Двигатель:

тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л. с.

ЗиЛ-131
8
5996
6,5
150
Число передач5×2
Колёсная формула6×6
Размер шин12,00-18″
Запас топлива, л2×170
Скорость максимальная, км/ч90
Тормозной путь со скорости 30 км/ч, м12
Контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч, л/100 км
40
Производительность подогревателя, ккал/ч.350

Литература

  1. Дмитриев В. Мобильные подогреватели // Основные средства. — 2004. — №4.
  2. Дмитриев В. «Стюардесса» для ВВС // М-Хобби. — 2004. — №3. — С. 22-26.
  3. Колеватов А. Применение автомобиля повышенной проходимости ЗиЛ-131 // Автомобильный моделизм. — 2003. — №4. — С. 2-8.

моделейUA > ГРУЗОВЫЕ МАШИНЫ МАСШТАБ 1:144 > Авиацистерна ВЗ-20-350 на шасси ЗиЛ-131 Масштаб 1:144 Оружейная 14804

  • Дом
  • ГРУЗОВЫЕ МАШИНЫ, АВТОБУСЫ, МОТОЦИКЛЫ
  • ГРУЗОВИКИ
  • ГРУЗОВЫЕ МАШИНЫ 1:144
  • Авиазаправщик ВЗ-20-350 на шасси ЗиЛ-131 Масштаб 1:144 Оружейная 14804