Символ и гордость Беларуси. Как БЕЛАЗ стал национальным достоянием и почему его пытаются сломить санкциями
Источник: belta.by
История Белорусского автомобильного завода достойна голливудской экранизации. Сколько фильмов о великих брендах нам показали на больших экранах — трудно сосчитать. Мы знаем историю успеха чуть ли не каждого из них: от кроссовок и спортивной одежды до смартфонов и автомобилей. Но поверьте, с кинолентой о легендарном БЕЛАЗе конкурировать им было бы очень трудно. В новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА «По факту: решения Первого» мы расскажем, как желтые гиганты стали одним из символов современной Беларуси, что немецкие инвесторы назвали главной ценностью БЕЛАЗа, почему американцев раздражают успехи белорусских конкурентов и какой сюрприз под кодовым названием «канарейка» готовится вместе с Россией.
Как в Беларуси появилось производство карьерных самосвалов
История Белорусского автомобильного завода началась в 1946 году. После войны республика переживала тяжелые времена. Беларусь понесла огромные людские и материальные потери. Враг уничтожил более половины национального богатства. По состоянию экономического развития БССР была отброшена к уровню 1928 года, а по таким важнейшим отраслям, как промышленность и энергетика, — и вовсе к показателям 1913 года. В освобожденной республике действовало лишь 2% довоенных энергетических мощностей, значительные потери понесли транспорт, сельское хозяйство. Все это необходимо было отстроить заново. Пятилетний план восстановления народного хозяйства БССР предписывал: «В целях создания собственной базы топливного машиностроения восстановить и построить два машиностроительных завода. Один из них на железнодорожной станции Жодино».
Конечно, тогда еще никто и не думал о создании супергрузовика. На заводе в Жодино собирались выпускать торфяное оборудование. Первой продукций стали кусторезы и прицепные катки. Чуть позже предприятие перепрофилировали в завод дорожных и мелиоративных машин «Дормаш», произвели первую поливомоечную машину.Но в 1958 году стало ясно: Советскому Союзу не хватает большегрузных автомобилей. Темпы развития экономики опережали свое время, и работать в больших карьерах небольшими грузовиками было нерентабельно. Наладить их производство решили именно в Беларуси, ведь здесь находились самые квалифицированные кадры. К этому времени на Минском автомобильном заводе уже были профессионалы, знающие и умеющие строить большегрузные автомобили. 25-тонный самосвал МАЗ уже трудился на стройках СССР. Сборку именного этого грузовика и решили освоить в Жодино. Однако машиностроению нужен был прорыв, и конструкторы вернулись из цеха к чертежным доскам. Осенью 1961 года свет увидел первый БЕЛАЗ.
27, 40, 80, 120 тонн — грузоподъемность желтых гигантов только росла. Они стали незаменимыми помощниками при добыче твердых полезных ископаемых в условиях сурового климата и бездорожья. БЕЛАЗы собирали золотые медали на международных выставках в немецком Лейпциге и болгарском Пловдиве, а их создателям присуждались государственные премии. В 70-х годах белорусские карьерные самосвалы занимали 50% мирового рынка. Разве история этого успеха не достойна экранизации? А дальше было не менее интересно.
Что происходило на БЕЛАЗе в 1990-е
После развала Советского Союза для Белорусского автомобильного завода, как и для других машиностроительных предприятий республики, наступили непростые времена. Рынок, обеспечивающий работой десятки тысяч человек, распался на части. Белорусские флагманы уже работали два дня в неделю и дышали, что называется, на ладан. Под видом «реструктуризации, либерализации, приватизации» звучали предложения разрезать и поделить и БЕЛАЗ, и МТЗ, и МАЗ. Да и другие крупные предприятия, на которых держалась и держится вся белорусская экономика. Но приезд Президента на завод в сложные 90-е поставил точку в этом вопросе.
«В 80-е было еще терпимо. Полураспад был, но зарплата была и все остальное. В 90-х годах союз распался, начались проблемы со всем. Но завод как-то смог выкрутиться. Александр Григорьевич, наш Президент, категорически запретил продавать такие крупные предприятия, как «Беларуськалий», БЕЛАЗ, МАЗ. У нас в цеху была встреча с Президентом. Вот он и объяснил нам «политику партии», что будем выкручиваться, будем делать все возможное. Было, конечно, проблем много, но они решались. И работа пошла. Сейчас БЕЛАЗ — перспективное предприятие. Заказов много. Раз есть работа — значит, есть и зарплата, есть будущее», — рассказывает слесарь-электромонтажник цеха сборки, испытаний автомобилей и тягачей Ростислав Ермакович.
Почему БЕЛАЗ не продали конкурентам
После прихода Александра Лукашенко к власти государство взяло курс на сохранение предприятий и трудовых коллективов. И, может быть, даже прежде всего трудовых коллективов. Почему? Все просто. Когда немцы присматривались к тому же БЕЛАЗу, они пришли к выводу, что главная ценность этого предприятия не здания, не помещения, не станки, а рабочая сила. Здание можно построить, станки можно закупить и поставить. А вот научить людей, создать школу и традиции — на это уходят десятилетия. И разве можно разбрасываться этим направо и налево?
Можно было бы продать БЕЛАЗ конкурентам из Америки или Японии, и проблема в краткосрочной перспективе была бы решена. Но что такое продать предприятие конкуренту? Оно будет закрыто через несколько лет или, в лучшем случае, станет обычным сборочным цехом. Компетенции плавно перетекут в другие страны. Освободившийся рынок скоро займут другие производители. А кто будет получать главный доход? Не белорусское предприятие, а США или Япония.
Но у этой политики белорусского государства все равно нашлось много критиков. А БЕЛАЗ тем временем продолжал разрабатывать новые модели самосвалов, внедрять инновации и удостаиваться побед на международных конкурсах. За самоотверженный труд и исключительные заслуги генеральный директор Белорусского автомобильного завода Павел Мариев одним из первых в республике был удостоен звания «Герой Беларуси».
В 2006-м Александр Лукашенко снова посетил жодинское предприятие. И это уже был другой завод. Президенту продемонстрировали новейшую разработку — карьерный самосвал грузоподъемностью 320 тонн.
«Я и сам растерялся, когда увидел огромные цеха, заваленную отдельными деталями территорию. Особенно меня кузова поразили. Вы лучше меня знаете, что тогда было, — вспомнил глава государства о своем первом визите на БЕЛАЗ. — Второе посещение — это уже улыбающиеся ваши лица, прекрасные машины. Вы уже вышли на какой-то уровень производства. Это уникальное предприятие для нашей страны. Это символ нашей страны. Это гордость нашей страны. Мощный, красивый — такую машину под силу делать только умным людям. И далеко-далеко не каждая страна, а редко какие страны делают такие машины».
Что бы ни происходило в мировой экономике, государство не бросало свои предприятия.
«БЕЛАЗ на уровне мировых производителей и держит марку. На тот момент он держал, по-моему, около 30% мирового рынка. Были и сложные времена на БЕЛАЗе, непростые. Но что понравилось: руководство предприятия делало все возможное, чтобы зарплату работникам платили вовремя и в полном объеме. Даже в сложные времена. Когда государство контролирует предприятие, является гарантом чего-то — это уже большой плюс, — отметил термист термогальванического цеха Александр Добровольцев. — Закупается новое оборудование. Когда я пришел в 2004 году, вот этой линии, к примеру, не было. Она монтировалась гораздо позже. То есть идет не только модернизация производства, но и его расширение, увеличение объемов производства. Стараемся идти в ногу со временем».
Сколько может перевезти самый большой БЕЛАЗ
Сегодня БЕЛАЗ — это 8 крупных предприятий, объединенных в один холдинг. Это 550 модификаций карьерной техники для работы в разных климатических условиях. Она поставляется в 80 стран мира. Это самый большой в мире самосвал — БЕЛАЗ-75710, его грузоподъемность 450 тонн.
Вы только представьте: этот грузовик размером с большой дом. В его кузове может поместиться детская площадка. В моторный отсек влезет пара легковушек или типовая однушка. А его мощность такая же, как у двухсекционного магистрального тепловоза или четырех Bugatti Veyron Grand Sport — кому что ближе. БЕЛАЗ-75710 за раз может перевезти кирпичный дом с фундаментом, крышей, мебелью и жильцами, и сделает он это на скорости 60 км/ч. Неудивительно, что самосвал был занесен в Книгу рекордов Гиннесса и Книгу рекордов СНГ. Испытал этого богатыря в 2013 году и глава государства.
«Вы посмотрите: ведущие страны, кроме Германии, наверное, — они бушуют сегодня. Вот эти войны, конфликты и прочее — их же основа в экономике. А мы тут держимся, как Брестская крепость в годы войны: в трудные времена мы не останавливались, вы не останавливались, а создали целый завод по производству автомобилей завтрашнего дня. Это автомобиль завтрашнего дня — 450 тонн! На 90 больше, чем ты сейчас производишь. И главное, что первыми сделали. Это великое дело. За это молодцы!» — подчеркнул Александр Лукашенко.
Какие разработки есть у БЕЛАЗа
БЕЛАЗ каждый год удивляет своими разработками. То соберет 220-тонный дизель-троллейвоз, то представит карьерный самосвал на аккумуляторных батареях. Но самая перспективная разработка — целый роботизированный комплекс. Это технологии так называемого интеллектуального карьера, где в связке работают беспилотные карьерный самосвал и фронтальный погрузчик. Управляют ими дистанционно. Причем делать это можно из любой точки мира. Производительность роботизированных самосвалов выше на 20%, поскольку они могут работать беспрерывно в самых тяжелых условиях на уровне самого первоклассного водителя.
Идет работать на Белорусский автомобильный завод и молодежь. «Сложилось, наверное, такое мнение (по крайней мере, о БЕЛАЗе), что государственное — значит, стабильное. Есть и друзья, и знакомые, которые работают в частных фирмах, — они такой зарплаты не получают, как я. Плюс у них нет никакой стабильности в работе: сегодня ты работаешь и хорошо зарабатываешь, а завтра уже можешь искать другое место», — заметил слесарь механосборочных работ цеха сборки, испытаний автомобилей и тягачей Александр Авсюк.
Почему против БЕЛАЗа ввели новые санкции
А недавно стало известно, что против БЕЛАЗа и МАЗа вводятся очередные санкции. В санкционный список США были внесены руководители предприятий. А знаете, какая причина? Минфин Соединенных Штатов недоволен «жестокими репрессиями против продемократического движения и гражданского общества после президентских выборов в Беларуси». Кажется, они просто раздражены нашими успехами и несломленностью предприятия.
«По большому счету, такое решение американских властей не стало неожиданностью для белорусской стороны. Сложно ожидать чего-то другого от страны, которая по инерции позиционирует себя вершителем мировых судеб, продолжает верить в собственную исключительность, непогрешимость и безнаказанность. Показательно другое. Введение санкций против успешных гражданских предприятий Беларуси — концентрированное выражение лицемерия администрации США, представители которой при каждом удобном случае любят заявлять о «поддержке» белорусского народа», — прокомментировали введение новых ограничений в Министерстве иностранных дел.
В МИД убеждены, что и МАЗ, и БЕЛАЗ, уже имеющие значительный опыт работы в условиях санкционного давления, успешно справятся с любыми новыми вызовами.
«Несмотря на значительные потрясения, мы весьма успешно закончили 2022 год. Только в Российскую Федерацию отгружено продукции на сумму более $800 млн. Это 866 карьерных самосвалов разного класса грузоподъемности, это спецтехника, это машины для подземных работ. 2022 год для нас по рынку Российской Федерации оказался одним из самых успешных в истории по объемам отгрузки техники в денежном выражении. Общая сумма реализации продукции и вовсе превысила $1 млрд. Первый квартал этого года мы тоже начали достаточно хорошо, уверенно. По нынешнему портфелю заказов предполагаем, что нам удастся в 2023 году превзойти результаты 2022-го», — заявил заместитель генерального директора по маркетинговой и экспортной политике Василий Шостак.
Как БЕЛАЗ развивает сотрудничество с Россией
Конечно, будет голословным заявлять, что санкции никак не отражаются на работе белорусских предприятий. Да, они создают определенные проблемы. Но белорусы уже, наверное, так привыкли к различного рода давлению извне, что могут подстроиться под любые условия. Например, скоро увидит свет обновленная модель БЕЛАЗа — на самосвале будет установлен двигатель внутреннего сгорания российского производства. Это будет действительно, как говорится, пушка-бомба! Кстати, по рассказам работников предприятия, у российского двигателя такой ярко-желтый цвет, что в народе его прозвали канарейкой.
«Можно сказать, что все самосвалы, которые мы реализуем на рынок Российской Федерации, так или иначе являются совместным продуктом, поскольку материалы, комплектующие в достаточно весомой степени используются именно производства Российской Федерации. Сейчас мы плотно работаем над развитием линейки и прорабатываем укомплектование наших карьерных самосвалов и двигателями внутреннего сгорания российского производства», — рассказал Василий Шостак.
Несмотря на серьезное давление, 2022 год показал, что не только Белорусский автомобильный завод, но и вся Беларусь сумела адаптироваться к новым реалиям. Стала сильнее и увереннее. Так будет и впредь.
Что значит белаз — Значения слов
- Подбор слов
- Значения слов
- белаз
Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.
белаз в словаре кроссвордиста
белаз
- Карьерный самосвал из Белоруссии
- Грузовик, сделанный руками англичан
- Грузовик от белорусов
- Самосвал, видевший Беларусь
- Супергрузовик родом из Беларуси
- 25тонный самосвал
- Супергрузовик с белорусской пропиской
- Самый большой советский самосвал
- Самосвал, видевший Минск
- Самосвал родом из Беларуси
- Самосвал белорус. производства
- Весьма близкий белорусу грузовик
- Грузовик-гигант из Белоруссии
- Минский карьерист
- Белорусский «карьерист»
- Марка грузовика Александра Медведя из фильма «Королева бензоколонки»
- Супергрузовик «маде ин» Беларусь
- Белорусский самосвал
- Самосвал из города Жодино
- Один из крупнейших в мире и единственный в СНГ производитель карьерной техники
- Самосвал-гигант
- Белорусский грузовик
- Карьерный самосвал
- Самосвал из Белоруссии
- Грузовик, сделанное руками англичан
- Грузовик в особо крупных размерах
- Самый большой грузовик
- Марка самосвала-гиганта
- Самосвал из города Минск
- Самосвал, имеющий отношение к Беларуси
- Советский суперсамосвал
- Супер-грузовик из Белоруссии
- Супергрузовик «маде ин» Беларусь
- Авто белорусской национальности
Википедия
БелАЗБелАЗ:
- Белорусский автомобильный завод — один из крупнейших в мире и единственный в СНГ производитель карьерной техники.
- Автомобили БелАЗ — автомобили производства Белорусского автомобильного завода.
- БелАЗ 75600 — карьерный самосвал производства Белорусского автомобильного завода грузоподъемностью 320 тонн.
- БелАЗ-75570 — карьерный самосвал грузоподъемностью 90 тонн.
- БелАЗ-75601 — карьерный самосвал Белорусского автомобильного завода грузоподъемностью 360 тонн.
- БелАЗ-75710 — самый большой в мире самосвал грузоподъемностью 450 тонн.
Белаз 75710 — мааилма суурим каллур
БелАЗ 75710 — maailma suurim kallur
- Белаз 75710
- Kandevõime = 450т (496 шт)
- Р=2*2300hj
- Ревид=8*59/80 R63
- Мтюхи =360 т
- Д=20,6м
- В=8,16 м
- Ш=9,87м
- Kõige, kõige, kõige: Белаз 75710 претендует на звание самого большого в мире самосвала Титул…: Белаз 75710 претендует на звание самого большого в мире самосвала — Truck Trend : Белаз 75710 претендует на звание самого большого в мире самосвала 130 литров. ..
- Kõige, kõige, kõige: Белаз 75710 Самосвал — SketchUp — 3D CAD модель -…: Белаз 75710 Самосвал — SketchUp — 3D CAD модель — GrabCAD :
- Kõige, kõige, kõige: Самый большой кузов карьерного самосвала: Белаз 75710 побил рекорд Гиннеса…: Самый большой кузов карьерного самосвала: Белаз 75710 побил рекорд Гиннесса (ВИДЕО) : Самый большой кузов карьерного самосвала: Белаз 75710 побил рекорд Гиннеса…
- Kõige, kõige, kõige: БелАЗ 75710 — Википедия, свободная энциклопедия: БелАЗ 75710 — Википедия, свободная энциклопедия : «Солигорский строительный трест №3 построил для БелАЗа новый производственный корпус, в котором…
- Кыйге, кыйге, кыйге: БелАЗ 75710 — Википедия, свободная энциклопедия: БелАЗ 75710 — Википедия, свободная энциклопедия:
Популярный пост, самый продаваемый блогер
Maailma pikim ja raskeim rong — 90477 тонн и 7,3 км
2001. aastal vedas BHP kaheksa 6000 hj (General Electric AC6000CW дизель-электриямига) veduriga 682 rauamaaki täis vagunit 275 km kaugusele Port Hedlandisse Lääne Austraalias. 7,3 км Пиккусе Ронги Когумасс Оли 90477 тонн, миллест рауамаак каалус 74390 тонн. Kõige, kõige, kõige: Hamersley Freight Line — Железнодорожные технологии : Hamersley Freight Line — Железнодорожные технологии : Hamersley Freight Line, Австралия Поделиться на facebook Поделиться на блоггере Поделиться на goo…
Maailma suurim greider — ACCO GRADER
Maailma suurim greider oli 181 тонна Acco Grader. Kõige, kõige, kõige: Maailma suurim greider — ACCO GRADER : ACCO GRADER : 1980 a 1700 hj 160 st 12 ratast Saha hõlma laius 9,75 м Эй хакатуд касутама Тутья Акко
Тоннель Maailma pikim 57 км
Kõige, kõige, kõige: Šveitsis avati maailma pikim ja sügavaimal asuv — … : Gotthardi raudteetunnel on maailma pikim. Пиккус 57 км, Сюгавус 2300 м. Enne seda oli pikim Туннель Seikani Jaapanis — 53,8 км. ..
Maailma suurim mehaaniline karjääriekskavaator WK-75
Maailma suurim mehaaniline karjääriekskavaator on WK-75 Производитель Taiyuan Heavy Machinery Group Co., Ltd Kõrgus 23,5 м Pikkus 37,5 м Laius 17,3 м Mass 2000 t Tootlikkus 12000 т/ч ; 5 Мт/куус Люди наблюдают за демонстрацией работы карьерного экскаватора WK-75 производства Taiyuan Heavy Machinery Group Co., Ltd в Тайюане, административном центре провинции Шаньси на севере Китая, 5 июня 2012 г. Большое оборудование высотой около 37,5 метров длина, 17,3 метра в ширину и 2000 тонн в весе, это самый большой карьерный экскаватор в мире. Он способен добывать пять миллионов тонн угля за один месяц. /Синьхуа/Янь Янь// Тайюань, 5 июня /Синьхуа/ — Ведущий производитель в богатой углем провинции Шаньси на севере Китая заявил во вторник, что он произвел один из крупнейших в мире экскаваторов. Карьерный экскаватор WK-75 высотой 23,5 метра и весом 2000 тонн может добывать до 12000 тонн угля в час, сказал Ван Чуангминь, президент Taiyuan Heavy Machinery Group Co. , Ltd.
Maailma suurim printitootja на Fuji Xerox
Кыиге, кыиге, кыиге: Почтовый принтер для печатных плат … : Почтовый печатный станок для печатных машин | genius.ee :
Maailma suurim läbinduskilp на 19,25 м Herrenknecht
Kõige, kõige, kõige: Maailma suurim läbinduskilp на 19,25 м Herrenknech… : Нет Крупнее: подписание контракта на ТБМ Орловского тоннеля — Herrenknecht AG : Нет Более крупная тоннелепроходческая машина для Орловского тоннеля бр…
Maailma suurim päikeseeelektrijaam — 648 МВт
Kõige, kõige, kõige: India ehitatakse maailma suurim päikeseeelektrij… : India ehitarakse maailma suurim 648 МВт võimsusega päikeseeelektrijaam. Eelmine rekordiomanik oli Topaz Solar Farm Californias 550 MW või…
Бульдозер Maailma suurim — ACCO BULLDOZER
Itaalia firma Umberto Acco ehitas maailma suurima buldooseri 1980. aastal Liibüa presidendile Caddafile. Majandusembargo tõttu jäi masin müümata ja buldooserit ei hakatudki kasutama. Buldooseri andmed: 1010 кВт Buldooseri pikkus 12 м Saha hõlma laius 7 м Saha hõlma kõrgus 2,7 м Масса Buldooseri 166 т (183 шт.) Kobesti kõrgus 3 м maailma-suurim-buldooser-acco-bulldozer.html kõige: Maailma suurim бульдозер:
Maailma pikim kiirrongiühendus на пиккуне 2264 км
Kõige, kõige, kõige: Hiinas avati maailma pikim kiirrongiühendus (2264 … : Китай запускает одну из самых длинных сверхскоростных поездов в мире — eTurboNews.com : 2264-километровая железнодорожная линия Шанхай-Куньмин World…
изображений самых больших людей в мире — Google
AlleBilderVideosNewsMapsShoppingBüchersuchoptionen
Самый высокий человек в мире стоковые фотографии и изображения высокого разрешения — Alamy
www.alamy.com › стоковое фото › самый высокий человек в мире
Найдите идеального самого высокого человека в мире: стоковые фото, изображения, векторные изображения, иллюстрации или панорамные изображения. Доступно как для лицензирования RF, так и для RM.
119 Самый высокий человек в мире. Самый высокий человек в мире: стоковые фотографии, изображения и картинки без лицензионных платежей.
2454 Tallest Man Стоковые фотографии, изображения и картинки — Dreamstime
www.dreamstime.com › Стоковые фотографии
Скачать стоковые фотографии Tallest Man. Бесплатные или безвозмездные фотографии и изображения. Используйте их в коммерческих проектах с пожизненными, бессрочными и глобальными правами.
Книга рекордов Гиннеса поделилась фотографией самого высокого человека, который когда-либо… человек, который когда-либо жил», — ретвитнула запись Книга рекордов Гиннеса. … Страница в Twitter, History in Color, поделилась …
Десять самых высоких людей, живущих в настоящее время в мире — Pinterest Мост — C3271D из библиотеки Алами, состоящей из миллионов …
Ähnliche Fragen
Кто самый большой человек, найденный на Земле?
Кто самый высокий человек в мире с фото?
Какой самый крупный человек когда-либо был зарегистрирован?
Кто самый высокий человек в мире 2023?
Pin on Facebook Фото на обложке — Pinterest
www. pinterest.com › Исследовать › Образование
Султан Косен, самый высокий человек в мире ростом 8 футов 1 дюйм (246,5 см), стоит напротив Тауэрского моста. Фото — Alamy. Загрузите это стоковое изображение: Султан Косен, миры …
Самый высокий человек в мире Султан Косен перестал расти — CBS News0005
13.03.2012 · МУСТАФА ОЗЕР/AFP/Getty Images Самый высокий человек в мире Султан Косен (справа) ростом 8 футов 1 дюйм на этой фотографии позирует с самым низким человеком в …
Фотографии самого высокого человека в мире , Robert Wadlow — Insider
www.insider.com › Люди
05.06.2018 · Вот семь исторических фотографий, которые показывают, каким высоким был этот «Нежный великан». … Самый высокий человек, который когда-либо жил, был почти 9 футов ростом — и …
Родился: 22 февраля, 19 февраля18, Alton
Родители: Гарольд Уодлоу
Гигант из Ганы признан самым высоким человеком в мире — BBC News
www.bbc.