Почему ЗИЛ-130 в СССР красили строго в голубой цвет — Автомобили
- Автомобили
- Автопром
autoe1.ru
Помните легендарный советский грузовик — ЗИЛ-130, самый популярный самосвал тех времен, чье массовое производство на московском заводе имени Лихачева закончилось лишь в 1994 году? Так вот: оно закончилось на ЗИЛе, но продолжилось на предприятии АМУР. Едва ли не до наших дней.
Мирон Горин
Да, сборка грузовиков переехала на Уральский автозавод АМУР, где 130-й выпускался под названием АМУР-531350 вплоть до 2010 года. И это был все тот же ЗИЛ-130.
Ностальгия: помню, как после школы подрабатывал на стройке и имел возможность покататься на ЗИЛ-130. Впечатлений оставалось масса — жесткий, тряский, громкий, но что понравилось больше всего, высокий и, конечно же, с роскошной голубой кабиной и белым передком.
Впрочем, водители любили его за V-образный восьмицилиндровый двигатель, пятиступенчатую коробку передач, гидроусилитель руля и простор в салоне. К тому же, ЗИЛ-130 был неприхотлив, ремонтопригоден и надежен. А с 4-х кубовым кузовом еще и компактен, что было весьма удобно при ограниченном размере стройплощадки.
Почему же ЗИЛы в своей массе имели голубую кабину? Нет, речь дальше не пойдет про принадлежность компетентных лиц на предприятии к нетрадиционной ориентации. Говорят, в те времена в стране было несколько цветов краски в огромном количестве, включая голубую, которую, собственно, и отрядили на завод ЗИЛ. Даже глубокий зеленый цвет военных грузовиков в те времена получали при смешивании голубой и желтой краски. Впрочем, есть и другая версия.
На фото: самосвал ЗИЛ-ММЗ-555.
Автодизайнер Эрик Владимирович Сабо, после окончания в 1957 году «Строгановки», устроился на завод ЗИЛ. В качестве первого задания он переработал переднюю часть представительского ЗИС-110. А затем взялся за доработку прототипа ЗИЛ-130 и разработал дизайн для ЗИЛ-131. Впрочем, главное его достижение — микроавтобус «Юность», который получил Гран-при в Ницце в 1967 году.
Так вот: именно Эрику Владимировичу мы обязаны за роскошную внешность ЗИЛ-130, которая продолжает радовать нас и по сей день. И, скорее всего, сочетание голубого и белого — это тоже его заслуга.
Впрочем, найдется и третья версия. В стране, где много зелени летом и много белого зимой, сочетание голубого с белым особенно заметно. Не исключено, что именно этими особенностями цветов при разработке палитры 130-го ЗИЛа руководствовался Эрик Сабо.
Кстати, если давно не видели ЗИЛ-130 или вовсе не понимаете, о чем идет речь, закажите себе 4 куба песка или щебня на дачу, и в большинстве случаев, груз вам привезет именно этот легендарный грузовик.
- Автомобили
- Тест-драйв
Почему BMW больше не в хедлайнерах
18653
- Автомобили
- Тест-драйв
Почему BMW больше не в хедлайнерах
18653
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
- Telegram
- Яндекс. Дзен
автопродажи, авторынок, производители, производство, автозаводы, автосалоны, большегрузы, коммерческий транспорт, грузовики, ссср
✅ ЗИЛ-ММЗ-554М: технические характеристики, дизель самосвал, колхозник, грузоподъемность, вес, цены
История появления модели
Производство автомобилей серии ЗИЛ на ОАО «Мытищинский машиностроительный завод» началось еще в 1953 году. Одной из наиболее популярных моделей стала ЗИЛ-554, которая сошла с конвейера в 1957 году. Данная модель разрабатывалась специально для сельского хозяйства. Она отличалась от своих предшественников стандартным размером рамы и возможностью выгрузки товаров с трех сторон.
За годы производства на рынок поступило большое количество модификаций, которые со временем дополнялись и улучшались.
В 1975 году ЗИЛ-554-ММЗ получил государственную награду «Знак качества».
Особенности
Отличительной особенностью автомобилей ЗИЛ-130 ММЗ-554 стала приспособленность к дорогам с плохим покрытием. Во многом благодаря этому данное авто пользуется популярностью до сих пор. Кроме того, это простой, надежный и неприхотливый самосвал.
Тем не менее многие считают его давно устаревшей моделью. Связано это с небольшой грузоподъемностью и большим расходом топлива. При грузоподъемности четыре тонны средний расход топлива составляет тридцать литров. При соединении с прицепом расход увеличивается еще литров на пять.
Габаритные размеры
Автомобиль ЗИЛ-130: когда его выпускали и в чем его особенность. Грузоподъемность ЗИЛа 130. Технические характеристики грузовика ЗИЛ-130. Модернизация автомобиля ЗИЛ 130.Какая грузоподъемность у ЗИЛа 130. Грузовики марки ЗИЛ 130 для армии, в чем .
Гидравлика
Эта модификация ЗИЛа оснащена гидравлическим опрокидывающим механизмом. Он состоит из таких элементов, как:
- насос;
- распределительное устройство;
- ограничитель клапанов;
- подъемник гидравлического типа;
- бак, необходимый для рабочей жидкости;
- трубопровод высокого и низкого давления;
- рычаг управления;
- крепежные элементы;
- вал отбора мощности.
Во время перевода рукоятки управления назад шестерня промежуточного типа входит в зацепление с шестерней блока заднего хода трансмиссии, благодаря чему срабатывает включатель коробки передач. В это же время начинает активизироваться насосный элемент, из которого топливо проходит по трубопроводу и попадает в распределительное устройство. После этого жидкость переходит в подъемник транспорта. Для того чтобы поднять кузов, используется передний рычаг управления распределителя, а чтобы поднять кузов прицепного устройства, — задний рычаг.
Характеристика ЗИЛ-ММЗ-554
Базовые модели самосвала изначально имели два варианта бензинового двигателя:
- С восемью цилиндрами и жидкостным охлаждением.
- С шестью цилиндрами и мощностью 110 лошадиных сил.
И в том, и в другом варианте в качестве топлива использовался бензин А-72, а позднее А-76. Объем бака для топлива — 175 литров.
Дизельные моторы Д-245, которые стали устанавливать в более поздние модели, имел мощность до 150 лошадиных сил. Этого было достаточно для разгона без прицепа до девяноста километров в час. Расход топлива при полной нагрузке и скорости движения до сорока километров в час составляет двадцать восемь литров. При подъеме груженого авто расход увеличивается до пятидесяти литров.
Механическая коробка передач имеет пять передач.
На остановку при движении по ровной дороге без уклонов со скоростью тридцать километров в час необходимо одиннадцать метров. Система торможения ЗИЛа пневматическая. Тормоза барабанного типа.
Кузов цельнометаллический, с рессорами. Кабина вместительностью три человека. Ветровое стекло на ЗИЛ-554-ММЗ панорамное, слегка изогнутое. Благодаря этому улучшается обзор.
Габариты самосвала: длина — 6,7 м, ширина — 2,5 м, высота — 2,4 м, общий вес — 9,4 тонны. Длина платформы автомобиля составляет 3,8 м, ширина – 2,3 м, высота — 0,6 м, площадь – 8,7 м 2 . Объем кузова при этом равен пяти кубическим метрам. Увеличение высоты кузова за счет наращенных бортов увеличивает полезный объем кузова до восьми кубических метров. Кузов поднимается на пятьдесят градусов.
Кузов самосвала изготавливают из металла, грузовика – из дерева.
Основные параметры при эксплуатации
ЗИЛ-554-ММЗ считается сельскохозяйственным самосвалом. Используется он для перевозки зерна, удобрений и других видов продукции. Повысить количество перевозимых грузов помогут надставные борта, которые идут в комплектации. Для защиты груза используется брезентовый тент.
Перевозят с помощью данного авто и строительные материалы. Но при этом следует учитывать, что их вес при одинаковом объеме будет больше, чем у сельскохозяйственной продукции.
Особенность автомобиля – возможность открывания бортов с трех сторон. Для открывания борта, расположенного сзади кузова, имеются шарниры (верхние и нижние). В случае надобности его можно закрепить в горизонтальном положении с помощью цепей. Он также полностью снимается. Боковые борта открываются, передний закреплен жестко.
Самосвал может разгружаться назад и по обе стороны. Для этого установлен гидравлический механизм с телескопической трубой.
Грузовые автомобили ЗИЛ-554-ММЗ — неплохой вариант, качество и надежность которого проверены не одним поколением пользователей.
История выпуска ЗИЛ ММЗ-554
Производство подобных автомобилей началось еще в 1953 году, когда был выпущен первый грузовик ЗИЛ ММЗ 554. В тот период модель сразу стала лидером в сегменте грузоперевозок на всей территории СССР. Это было обусловлено послевоенным периодом, когда в стране происходило восстановление экономики, а востребованность в таком транспорте была колоссальной. Со временем происходило обновление модельного ряда, а также совершенствование технической части машин. Наиболее популярным стал выпуск ЗИЛ ММЗ-554М, который в простонародье получил название «Колхозник». Подобная модификация была оборудована самосвальным кузовом, использовать который было возможно для различных типов работ.
Наиболее популярные модели выпускались с 1964 года и на их основе в дальнейшем начали выпускать легендарный ЗИЛ-130. Первоначально это транспортное средство задумывалось в качестве многофункциональной платформы, которую будут использовать для иных модификаций. Так, на её базе созданы машины для сельского хозяйства, транспортировки промышленных грузов, а также пожарных автомобилей.
Модификации автомобиля ЗИЛ ММЗ-554
Всего же на базе данной платформы был создан целый ряд различных модификаций, некоторые из которых до сих пор применяются:
- Пожарная машина, которая в период с 70-х годов составляла в СССР практически 100% всего автопарка пожарных частей.
- Автовышка. Представляла собой распространенную модификацию, которая применялась длительный период времени не только в СССР, но и в странах совета экономической взаимопомощи и других социалистических государствах.
- Цистерна. Применялась не только для перевозки различных питьевых жидкостей (воды, молока, кваса и т.д.), а также различных технических смесей для производства.
- Насос. Такая модификация имела вид передвижной насосной станции, которая также была популярна на территории республик СССР.
- Автокраны, а также экскаваторы. Подобные варианты платформы широко применялись аналогично с другими моделями, особенно при строительстве.
- Будочные конструкции. Эти модификации использовались с целью перевоза людей, а также различных инструментов в разных сферах деятельности.
- Мусороуборочные модели. Их назначением была загрузка мусора из контейнеров, которые находились в каждом дворе.
Дизельный самосвала ЗИЛ-131 с манипулятором : Фотография зил-157
ЗиЛ ММЗ 554М Но во время непростой экономической ситуации, когда уменьшение производства низкооктановых марок привело к подорожанию бензина, от карбюраторов отказались. Конструкция электрического оборудования предусматривает провода низкого напряжения ПГВА и провода высокого напряжения ПВВ , которые при повреждении нужно менять на новые, т. |
- насос;
- распределительное устройство;
- ограничитель клапанов;
- подъемник гидравлического типа;
- бак, необходимый для рабочей жидкости;
- трубопровод высокого и низкого давления;
- рычаг управления;
- крепежные элементы;
- вал отбора мощности.
»Базовые
• Для этого на шасси предусмотрены специальные крепления и гидравлический подъемный механизм с телескопическим цилиндром. » icon=»icon: flag-o» icon_color=»#5A80B1″]
Технические характеристики «Колхозника»
Именно высокие технические характеристики ЗИЛ ММЗ 554 стали причиной высокой популярности этой модели, а также количества выпускаемых на этой базе модификаций. Они выгодно отличали машину от транспорта, выпускавшегося, к примеру, на КамАЗе. Автомобиль был прост в обслуживании, его запчасти доступны для любой из модификаций, а конструкция подвески и трансмиссии позволяла передвигаться даже по сложным грунтовым дорогам.
Модификация ЗИЛ 554-м стала той моделью, которая была наиболее распространена на территории СССР. Она имела опрокидывающийся кузов, а также отличные технические параметры. Так, максимальная грузоподъемность агрегата составляла 9 т. Однако наличия больших тяговых параметров позволяло дополнительно использовать еще и прицеп с нагрузкой в 8 т. Основными техническими параметрами грузовика считаются:
- Колесная формула 4×2.
- Общая масса снаряженного автомобиля – 14,1 т.
- Масса в составе автопоезда – 22 т.
- Максимальная грузоподъемность – 9 т.
- Объем платформы составляет – 5 м3.
- Предельная скорость – 90 км/ч.
- Мощность двигателя – 150 л.с.
- Объем топливного бака – 175 л.
Автомобиль ЗИЛ 553 представляет собой популярный грузовой транспорт своего времени в СССР. Его использовали в разных сферах, чему способствовало большое количество различных модификаций, а также высокие технические характеристики машины.
Ходовая часть
Спереди ЗИЛ-554 имеет зависимую подвеску, оборудованную парой продольно расположенных полуэллиптических рессор с задними скользящими концами и гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия.
Задняя часть грузовика укомплектована также зависимой подвеской, состоящей из основных и дополнительных полуэллиптических рессор с задними скользящими концами.
Габаритные размеры
- Полная длина – 7300 мм;
- Полная ширина – 2400 мм;
- Полная высота – 2630 мм;
- Длина колесной базы – 3800 мм;
- Дорожный просвет – 270 мм;
- Наименьший радиус разворота – 8900 мм;
- Ширина передней колеи – 1800 мм;
- Ширина задней колеи – 1790 мм;
- Длина грузовой платформы – 3800 мм;
- Ширина грузовой платформы – 2300 мм;
- Высота стандартных бортов – 600 мм.
Технические характеристики
Технические характеристики и параметры транспортного средства:
Сзади — 4,3 кгс/см²
По задним колесам — 1790 мм
Двигатель
На этом транспортном средстве установлен бензиновый 8-цилиндровый двигатель, изготовленный в соответствии с международной экологической нормой Евро-0.
Все цилиндрические детали расположены V-образно под углом в 90°. Минимальный диаметр цилиндрических элементов составляет 100 мм. Рабочий объем силового агрегата — 6 л. Максимальный крутящий момент равен 401 Нм, а частота вращения коленчатого вала — 2600 об./мин. Общий вес силового агрегата равен 640 кг.
Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8. С правой стороны мотора расположены цилиндры под номером 1, 2, 3 и 4, а с левой — 5, 6, 7 и 8.
Модификации
Самосвал
Самосвальный грузовик оборудован двигателем Perkins 6.345, мощность которого составляет 140 л.с. В качестве топливной жидкости здесь используется дизель.
Гидравлическая система этой модели состоит из насосного элемента механического типа, коробки вала отбора мощности и бака, в который заливается топливо, объемом 17 л.
Коробка вала оснащена задним приводом и передает мощность в 4,5 л.с. на трансмиссию автомобиля.
У коробки передач есть привод, который выходит на задний осевой механизм. Здесь используется сухое, однодисковое сцепление. КПП передает номинальный крутящий момент на заднюю телегу через карданный вал.
В конструкции рулевого управления используется гидравлический усилитель руля вместе с опорным механизмом промежуточного типа.
Также здесь установлены аккумуляторные батареи, емкость которых составляет 90 А*ч, и генератор переменного тока 32.3701.
Колхозник
ЗИЛ-554 Колхозник используется в сельском хозяйстве для транспортировки различных сыпучих грузов. Транспорт оборудован 3 откидывающимися бортами для разгрузки в 3 направления.
В кабине есть 3 места, сиденья подрессоренные, поэтому их можно отрегулировать по длине для комфортной работы. Корпус кабины выполнен из цельнометаллического сплава. Благодаря гнутой форме лобового стекла обеспечивается широкий угол обзора. Внутри салона есть шумоизоляционное покрытие и отопительное устройство для комфортной работы в зимний период.
Для охлаждения силового агрегата используется жидкостная система, объем которой составляет 21 л.
Устройство гидравлической системы включает в себя емкость для рабочей жидкости, механический насосный элемент, гидроцилиндр, который обеспечивает бесперебойную работу механизма подъема и опускания кузова автомобиля.
Тормозная система
Данная модель обладает двухконтурной пневматической тормозной системой, имеющей автоматическую регулировку тормозных усилий заднего моста. На всех колесах установлены барабанные тормозные механизмы.
Стояночный тормоз грузовика оснащен механическим приводом, размещенным на заднем мосту. Блокировка ведущих колес осуществляется посредством энергоаккумуляторов.
МОДЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130 АС-40 63Б ПЧ-29 Москва 1:43 Старт Масштабные модели (ССМ)
Включите в свой браузер JavaScript!
- МОДЕЛИ
Продано.
Продано. Новый в коробке. Start Scale Models — производитель SSM, в основном специализируется на грузовиках СССР и России.
Тип автомобиля | Грузовик/Грузовик, Пожарная машина |
Торговая марка | Запуск масштабных моделей (SSM) |
Шкала | 1:43 |
Марка автомобиля | ЗИЛ |
Состояние | Новый |
Аналогичные продукты
Предзаказ
32,95 $
Борт ЗИЛ-130-76 поздний хаки 1:43 Start Scale Models (SSM)
Предзаказ
54,95 $
ЗИЛ-157 АС-4. 3 Автоцистерна-заправщик 1:43 Начало масштабных моделей (SSM)
Предзаказ
54,95 $
ЗИЛ-157 АС-4.3 Аэрофлот 1:43 Старт Масштабные модели (SSM)
Предзаказ
64,95 $
ЗИЛ-157 борт с тентом Масштаб 1:43 Старт Модели (SSM)
Борт ЗИЛ-164 цвета хаки 1:43 Start Scale Models (SSM)
20% Предзаказ
27,95 $
Борт МАЗ-200 темно-зеленый 1:43 Start Scale Models (SSM)
Предзаказ
32,95 $
Борт УралЗИС-355М 1:43 Стартовые модели (SSM)
Предзаказ
37,95 $
Борт ЯАЗ-200 цвета хаки 1:43 Start Scale Models (SSM)
7% Предзаказ
94,95 $
ЗИЛ-133ГЯ Пожарная машина АС-40 красная с белыми полосами Старт Масштабные модели (ССМ) 1:43
22% Предзаказ
79,95 $
ЗИЛ-133ГЯ Пожарная машина АС-40 Павловский Старт Масштабные модели (ССМ) 1:43
7% Предзаказ
69,95 $
Пожарная машина МАЗ-205 АС-30 Старт Масштабные модели (SSM) 1:43
Предзаказ
29,95 $
ЗИЛ-130 пожарный Санкт-Петербург 1:43 DeAgostini Auto Legends Trucks #3 СССР
20% Предзаказ
$ 19,95
ЗИЛ-130 АС-161 аэропорт желтый 1:43 DeAgostini Auto Legends Trucks #23 СССР
Предзаказ
89,95 $
ЗИЛ-130 АС-40 Тарту лимитированная серия 360 шт. 1:43 Стартовые масштабные модели (SSM)
Предзаказ
89,95 $
ЗИЛ-130 АС-40 Куба лимитированная серия 450 шт. 1:43 Стартовые масштабные модели (SSM)
Предзаказ
22,95 $
ЗИЛ-130 ЛУМЗ-890Б Рефрижератор синий Наши Грузовики #6 (лимитированная серия)
Предзаказ
50,95 $
ЗИЛ-130 ранний синий 1:43 Start Scale Models (SSM)
Предзаказ
29,95 $
ЗИЛ-130 ранний хаки 1:43 Start Scale Models (SSM)
40% Предзаказ
$ 22,95
Шасси ЗИЛ-130 позже 1:43 Start Scale Models (SSM)
Предзаказ
54,95 $
ЗИЛ-157 АС-4. 3 Пожарная машина Масштаб 1:43 Стартовые модели (SSM)
17% Предзаказ
29,90 $
ЗИЛ-130 АЦ-30(130)63А пожарная машина красный 1:43 AutoHistory
36% Предзаказ
$ 28,95
ЗИЛ-130 АЦ-30(130)63А Москва №68 Пожарная машина Масштаб 1:43 АвтоИстория
17% Предзаказ
29,90 $
ЗИЛ-130 АЦ-30(130)63А белые полосы пожарная машина 1:43 АвтоИстория
17% Предзаказ
39,90 $
ЗИЛ-130 АС-40 Санкт-Петербургская пожарная машина автоцистерна 1:43 AutoHistory
Предзаказ
$ 43,95
Пожарная машина ЗИЛ-131 АЦ-40 137А Нижний Новгород 1:43 АвтоИстория
ЗИЛ-130 АК-75В сине-желтый 1:43 Start Scale Models (SSM)
ЗИЛ-130 АС-40 63Б без надписей 1:43 Start Scale Models (SSM)
ЗИЛ-130 АК-75В ранний хаки 1:43 Start Scale Models (SSM)
ЗИЛ-130 АК-75В хаки серый 1:43 Start Scale Models (SSM)
ЗИЛ-130 АЦ-40 63Б Пожарная машина без полос Старт Масштабные модели (ССМ) Масштаб 1:43
ЗИЛ-133ГЯ Пожарная машина АС-40 181А Старт Масштабные модели (ССМ) 1:43
ЗИЛ-131 АЦ-40 137 Пожарная машина Кострома Старт Масштабные модели (ССМ) 1:43
13% Предзаказ
$ 25,95
Шасси ЗИЛ-130 ранние 1:43 Стартовые модели (SSM)
Предзаказ59,95 $
ЗИЛ-131 АС-40 Пожарная машина Масштаб 1:43 Стартовые модели (SSM)
ЗИЛ-130В1 и полуприцеп ОДАЗ-794 серо-голубой Старт Масштабные модели (ССМ) 1:43
ЗИЛ-130В1 с полуприцепом-муковозом К4-АМГ Масштабные модели 1:43 Старт (ССМ)
Предзаказ
$ 33,95
Борт ЗИЛ-130 сине-зеленый Ultra Models 1:43
35% Предзаказ
86,95 $
ГАЗ-52 АКУ-10 пожарная машина 1978 колхоз Перемога 1:43 ДИП
Предзаказ
$ 33,95
Борт ЗИЛ-130 голубой Ultra Models 1:43
$ 33,95
ЗИЛ-130-76 борт светло-голубой Ultra Models 1:43
32% Предзаказ
22,95 $
ЗИЛ-130-78 (76) бортовой грузовик хаки Ultra Models 1:43
Предзаказ
ЗИЛ-131 АЦ-40 137 пожарная машина без надписей Старт Масштабные модели (ССМ) 1:43
От Политбюро до крестьянина: пять светских чинов и привилегия
Москва
Квадратная и громоздкая, с головой, закутанной в черный шарф от пронизывающего ветра, старуха остановилась и оперлась на металлическую мотыгу с длинной ручкой, которой она откалывала лед с тротуара.
Она была суровой — пережившая войну, Сталина, долгие зимы и пыльные лета. Этой зимой она каждый день колола лед, входя в небольшую армию пожилых людей, предпочитающих какую-то работу, пусть даже черную, чтобы получать низкие пенсии и скоротать время.
Когда она возобновила свою работу, колонна сильных и высокопоставленных лиц устремилась к ней по центральной полосе широкого шоссе, полосе, отведенной для служебных автомобилей. Сначала ехали две серо-голубые милицейские (милицейские) машины, визжали сирены, здоровенные полицейские в серых пальто и меховых шапках высовывались из окон, размахивая руками черно-белыми ночными палками, как будто они могли расчищать дорогу палками. один.
Металлические голоса доносились из динамиков на крышах автомобилей. За ними катился длинный, черный, массивный лимузин «Зил» для избранных, с вращающимся красным фонарем на крыше, в котором ехали люди в штатском с квадратными плечами и серыми фетровыми шляпами. Следом появился еще один Зил, двигавшийся со скоростью около 70 миль в час и раскачивающийся, как корабль, его блестящая черная полоса, украшенная полированным хромом.
На заднем сиденье с толстой обивкой, с бесстрастным лицом, глазами прямо перед собой, сидел Генеральный секретарь ЦК КПСС и Председатель Президиума Верховного Совета СССР, главнокомандующий Советскими Вооруженными Силами, четвертый руководитель страны за последние 63 года Леонид Ильич Брежнев.
За ним третья махина Зила; а за ней последняя полицейская машина. Оглушительный шум, крики, громкоговорители, скорость, мощь совершенно не тронули старуху. Опустив голову против ветра и внезапного снежного шквала, она продолжала трещать по льду, она в своем мире, господин Брежнев в своем.
Господин Брежнев находится на вершине советского общества. Старуха близка ко дну. Всего я выделил пять основных чинов в советском обществе, каждый из которых содержал ряд субстратов: высший чин, военный чин, восходящий чин, городской чин и сельский чин.
Это общество привилегий и статуса, каким до него была царская Россия. Те, кто ближе всего к власти — центр, являющийся верхушкой самой Коммунистической партии, насчитывающей 17 миллионов членов, — имеют самые высокие ранги и привилегии. У тех, кто внизу, меньше всего. Разрыв между верхом и низом, и особенно между субстратами в каждом ранге, поразительно велик для общества, стремящегося в конечном счете устранить классовые различия. Она больше напоминает социальную структуру развивающегося общества, чем западной сверхдержавы.
Идеология партии признает, что в идеальном коммунистическом обществе останутся некоторые социальные различия, но ясно, что советское общество стало одним из самых стратифицированных и ориентированных на привилегии в мире, а не одним из наименее.
Слово «ранг» более уместно, чем слово «класс» по нескольким причинам. В нем больше военная составляющая, а советское общество структурировано и организовано таким образом, что его можно сравнить с военной казармой. Одна центральная власть раздает ранги и привилегии. В обществе постоянного потребительского дефицита привилегии жаждут яростно.
Слово «ранг» также передает образ, отличный от «класса» — и это общество отличается от западного по атмосфере, действиям и истории.
В недавнем исследовании социологи Ричард Ф. Коулман и Ли Рейнуотер определили семь слоев класса в Соединенных Штатах: старые богатые, новые богатые, профессионалы и менеджеры с высшим образованием, благополучная Средняя Америка, менее обеспеченная Средняя Америка, работающая беднота, безработный социальный класс. Их главным критерием были деньги, но они также использовали семейное положение, образование и тип работы.
В Советском Союзе таких эквивалентных подразделений не существует. Деньги значат гораздо меньше, чем привилегия:
* Привилегия купить хорошо сшитый темно-синий шерстяной костюм в тонкую полоску у портного для вечеринок за 50 рублей (75 долларов), в то время как средний русский бродяга бродит от магазина к магазину, от портного к портному, пытаясь найти худшую одежду в два раза дороже и в шесть раз дольше.
* Привилегия пользоваться специальными партийными или государственными продовольственными магазинами, заполненными свежим мясом и импортными товарами, в то время как остальное население стоит в очереди, чтобы войти в грязные, грязные магазины. Кремлевский продовольственный магазин находится на тихой улице Грановского в двух кварталах к северу; если бы вы не знали, где искать, вы бы проехали мимо него (что типично для большинства специальных магазинов здесь). Наводка — это не маленькая табличка на стене с надписью «Бюро пропусков», а черные служебные автомобили, припаркованные по обеим сторонам улицы, водители ждут выхода элегантно одетых женщин. Говорят, что цены настолько низкие, насколько высокое качество.
* Привилегия жить в просторных, благоустроенных квартирах и импортировать западные гаджеты и товары народного потребления. Я знаю некоторых высокопоставленных партийных чиновников, которые сидят по ночам и смотрят «Иисус Христос — суперзвезда» и «Бриолин», а также более свежие бродвейские шоу на видеоплеерах, доставленных из Нью-Йорка. Некоторые западные бизнесмены соревнуются в оказании услуг советским контактам, организуя поставки всего, от автомобилей, стереосистем и видеокассет до пива, сосисок и сигарет.
* Привилегия путешествовать за границу и зарабатывать иностранную валюту, которую затем можно превратить в привилегии здесь, дома. Однако большинству путешественников паспорта выдаются только для разовых поездок. Они должны быть сданы на хранение в ближайшее советское посольство, пока гражданин находится за границей, и возвращены правительству по возвращении домой.
Меня поразили не столько сами привилегии, сколько разница между ними и переполненными, ветхими и дефицитными магазинами и квартирами, которые испытывает большинство населения.
«Когда тебя продвигают по партийным чинам, — говорит один из московских интеллигентов, — тебя также выдвигают на новый пакет документов, позволяющий покупать в лучших магазинах, иметь лучшую дачу и т. д. Иногда чиновники говорят, что они довольны теми привилегиями, которые у них уже есть, но они должны принять новые».
Верхушка состоит из внутренней верхушки, в которую, по моим оценкам, входит всего 49 человек — 14 членов правящего Политбюро во главе с Брежневым и 35 других членов Политбюро без права голоса, должностных лиц и членов ЦК партии, а также высокопоставленных военных. Эти люди обладают реальной политической властью в стране.
Внешняя верхушка — около 25 000 чиновников (всего около 100 000, включая семьи). В их число входят члены ЦК и 66 руководителей областных или районных, партийных первых секретарей, люди с местной властью, от которых многое зависит; наиболее успешные люди, такие как ученые, певцы, звезды балета, писатели и художники, вместе с партийными и государственными надзорными псами, которые их контролируют.
Партия и правительство устанавливают свои иерархии с помощью номенклатурных списков. В них говорится, какие официальные чины дают право на какие привилегии, подобно тому, как Петр Великий изложил в своей знаменитой Табели о рангах в конце 17 века.
«Номенклатура — это вертикальные линии, которые проходят вверх и вниз по элите», — сказал мне перед эмиграцией два года назад доктор Александр Зиновьев, писатель, математик и бывший профессор.
«Вы, западники, совсем нас не понимаете. Нельзя здесь употреблять термины типа «высший класс» и «средний класс». Все зависит от статуса организации, которая вас назначает. Номенклатура Академии наук хороша , но партия лучше «.
ЦК партии имеет свой Четвертый отдел, в ведении которого находится сеть эксклюзивных поликлиник, больниц и санаториев. «Обычный человек никогда не увидит эту сеть, — сказал мне состоятельный русский, — здания, может быть, и старые, но обслуживание отличное. Это как жить на Западе, только ты все еще здесь».
На черноморском курорте Сочи другой источник указал от нашего маленького парома на длинное низкое белое здание курорта слева от центра города. — Для вечеринки, — сказал он. «Я был там. Что за место…» Позже я спросил нашего партийного гида, что это за здание. — Не знаю, — ответил он.
Музыканты, артисты балета, ученые, писатели, кинорежиссеры и журналисты — все имеют свои клубы и квартиры, свой доступ к специальному питанию и другие привилегии.
Увешанные лентами и медалями, маршалы и генералы высших воинских званий ездят в черных лимузинах и зарабатывают в 8-10 раз больше средней зарплаты. Выступления Минобороны начинаются с увещевания, которое дает общий дивизион: «Товарищи маршалы и генералы! Товарищи офицеры! Товарищи сержанты! Товарищи рядовые!»
Офицеры и некоторые унтер-офицеры являются кадровыми военными; почти все рядовые и другие чины — молодые люди, отбывающие двухлетнюю обязательную национальную службу.
В тех редких случаях, когда жители Запада заглядывают внутрь советского лагеря, кровати кажутся сдвинутыми ближе друг к другу, а условия кажутся более спартанскими, чем на Западе, а жители Запада видят только такие достопримечательности, как знаменитая Таманская дивизия под Москвой. Обучение строгое. Отпуск составляет всего 10 дней в году и часто аннулируется за дисциплинарные проступки.
Офицеры имеют больше привилегий. На днях я стоял рядом с одним из них в автобусе, изучая, как его хорошо сшитая униформа контрастирует с удобной, но некачественной одеждой окружающих его штатских. Его шерстяное пальто с двумя блестящими рядами блестящих металлических пуговиц спереди, большими лацканами, хорошей строчкой, поясом на спине; его серо-голубая зимняя меховая шапка, качество его офицерских коричневых ботинок. . . все указывало на заботу Кремля о своей военной элите.
Офицеры могут уходить на пенсию раньше, чем люди других профессий, сохраняя при этом свою зарплату и пенсии. Уже тщательно проверенные партией перед вводом в строй, они легко находят гражданскую работу в кадровых службах или в общероссийских, «добровольческих», полугражданских учреждениях, приобщающих школьников к военному делу и спортивной подготовке.
Военно-воздушные силы имеют более гламурную репутацию, чем другие службы, благодаря своим космонавтам и летчикам-испытателям. Служба на флоте длится три года вместо двух и дает возможность увидеть те части мира, которые не могли посетить предыдущие поколения. Сила и досягаемость флота неуклонно растут.
Партия контролирует вооруженные силы разными способами и на всех уровнях командования, поэтому возможность военного восстания против Кремля считается практически нулевой. Некоторые западные эксперты задаются вопросом, проявят ли советские командиры гибкость и инициативу во время войны, но мало кто хочет это выяснить. Все подчеркивают объем советского производства вооружений, от обычных самолетов и танков до стратегических ракет, нацеленных на США и Европу.
Восходящий разряд состоит из около 23 миллионов рабочих: среднего и низшего звена партийных и государственных служащих; специалисты в промышленности; профсоюзные деятели среднего и низшего звена, врачи, дантисты, учителя, ученые, писатели, артисты; директора и служащие, управляющие 18 тыс. совхозов (средняя площадь 40 тыс. акров) и 29 тыс. колхозов (средняя площадь 13 тыс. акров).
Из этого разряда часто выходят интеллектуалы-диссиденты; то же самое делают студенты университетов и институтов.
А если перевести критерий на деньги, то и большинство рабочих Сибири получают особые привилегии и бонусы за пребывание в таком враждебном климате. то же самое делает и легион спекулянтов и «наладчиков», которые зарабатывают деньги (и покупают на них привилегии), преодолевая бюрократическую волокиту или снабжая нужды, которые государство не может удовлетворить, такие как свежие овощи и фрукты, стеклоочистители и масляные фильтры для автомобилей.
Уровень жизни восходящего ранга ниже, чем у среднего класса на Западе. Как и его способность подниматься по системе. Есть некоторая мобильность: из деревни в город; на фабриках и в институтах по мере того, как квалифицированные рабочие заполняют миллионы новых управленческих и белых воротничков, открывшихся в результате быстрой индустриализации с 19 века.59; брак в более высоких подрангах.
Образование тоже может поднять человека вверх. Так же как и талант, хотя идеологическая ортодоксальность требуется на всех уровнях. Артист-исполнитель без него либо хвастается, либо живет трудной, наполненной напряжением жизнью. Неуверенность здесь распространена даже на высших уровнях. Мобильность в высшем ранге приходит внутри, в партии — и означает всю жизнь лояльности и тяжелой работы.
Именно в Сибири у меня было чувство пространства, расстояния и жизни на границе, которые может дать только большая страна — все это затенено знанием архипелага ГУЛАГ, лагерей для военнопленных, внутренней ссылки, виртуального раба. труд, построивший первую Транссибирскую железную дорогу, — «смерть и цепи», о которых писал Горький.
Однажды я стоял под 130-метровой буровой вышкой на бескрайней снежно-ледовой равнине под Сургутом, к северу от Тюмени, и в 1600 милях к северо-востоку от Москвы, на Федоровском нефтяном месторождении, и разговаривал с молодым мастером из солнечной Башкирии, 800 миль на юг.
В этом районе Западной Сибири расположено гигантское Самотлорское месторождение, обеспечивающее весь прирост добычи нефти в стране. Бригадир Александр Кисилев в оранжевой каске, надетой поверх зимней меховой шапки, символизировал льготы, которые государство выплачивает тем, кто помогает делу: работая семь дней в неделю по 12 часов в день, он зарабатывал до 850 долларов в месяц, более трех раз превышает среднюю заработную плату. Сибирская премия, основанная на продолжительности пребывания, подняла его базовую зарплату на 70 процентов.
За 10 лет он положил в банк 23 000 долларов и купил машину. Каждый год он ездил на юг на два месяца отпуска и планировал переехать туда однажды.
Численность городского населения около 73 миллионов человек. Теоретически она управляет страной, и Коммунистическая партия работает от ее имени. На самом деле он делает то, что ему говорят, как всегда делали русские рабочие.
Официально в стране существует только два «дружеских» класса: рабочий класс (включая рабочих совхозов) и колхозное крестьянство. Признается отдельный субстрат: «работники умственного труда» (интеллектуалы), число которых, как говорят, составляет 37,5 млн в 1977.
Интеллигенция, большая часть которой относится к категории восходящих, в настоящее время интенсивно изучается советскими социологами, в том числе М. Н. Руткевичем и Ф. Р. Филипповым, которые также выделяют в самом рабочем классе новый субстрат: обладающих некоторыми специальными знаниями, эксплуатировать и обслуживать сложные машины.
Эти «новые» специалисты находятся на вершине городского ранга; так же как и старшие и квалифицированные рабочие на заводах, производящих сталь и другие материалы, необходимые советскому военно-промышленному комплексу. Их профсоюзы обеспечивают их пропусками в пансионаты, разрешением на покупку автомобилей, приличными квартирами. Часто они покупают продукты через свои фабрики, которые заказывают оптом и обладают значительным влиянием.
Тем не менее рабочие в городах находятся под жестким контролем. В системе есть свои лазейки, но общие правила ясны. У каждого человека есть рабочая тетрадь, хранящаяся на его заводе или в офисе. В нем фиксируется любой выговор или смена работы. Вносить записи могут только работодатели. Неверный ход в 19 лет остается с мужчиной на всю жизнь.
В нижней части городского ранга находятся пенсионеры, немощные, заключенные и малообразованные рабочие на черных работах.
Бич городского чина (и других) — алкоголизм, особенно водочный («зеленый змей»). У пьянства нет социальной стигмы, которую оно носит в других обществах: ожидается, что человек будет пить и напьется, и он это делает. Алкоголизм является основной причиной преступности, низкой производительности труда, а также разводов (1 брак из 2 в крупных городах).
Лекторы КПРФ теперь рассказывают людям, что в стране 22 миллиона алкоголиков. (В США с меньшим населением проживает около 10 миллионов человек.)
Пожилые люди, как правило, живут тяжелой жизнью. Средняя пенсия здесь меньше 10 рублей (15 долларов) в месяц. Максимум всего 120 рублей. миллионы живут близко или ниже минимального уровня дохода в 45 рублей в месяц; даже ведущие экономисты теперь утверждают, что систему необходимо пересмотреть. Как и США, СССР стареет. К 2000 году на пенсию выйдет почти каждый пятый гражданин.
Сельский банк состоит примерно из 35 миллионов рабочих и членов их семей, что намного больше, чем в западных странах. Только за последние 40 лет страна перестала быть преимущественно сельской. большая часть городского населения — это люди, только что сошедшие с фермы.
Государственная политика заключается в максимально возможном превращении фермерской жизни в городскую с многоквартирными домами и пятидневной рабочей неделей. Слово «фермер» не очень подходит для русского контекста. Лишь горстка мужчин на каждой огромной ферме на самом деле управляет деятельностью, рассчитывает количество корма для скота, разрабатывает севооборот и так далее. Основная масса работников совхоза работает на одной работе восемь часов в день.
В годы Брежнева в сельский сектор были вложены огромные средства, чтобы попытаться увеличить ежегодный урожай. В так называемой «нечерноземной» зоне Российской Федерации (старой России) — песчаных, кислых почвах, покрывающих площадь, в 11 раз превышающую площадь штата Орегон, — намечена почвенная трансформация. Новый план призывает к отставанию в расходах. И огромные проблемы остаются.
Самая продуктивная земля — это небольшой участок земли (1,5 процента от общей площади), который фермерам (и горожанам) разрешается использовать в качестве частных участков. Каждый размером менее акра, эти участки производят 60 процентов картофеля в стране, а также треть всех овощей, мяса, молока и яиц. Теперь партия поощряет заговоры, чтобы компенсировать неурожай последних лет; местные чиновники часто отказываются, поскольку сюжеты противоречат идеологии и подтверждают интерес человека к своей работе.