Карьерный самосвал «Тонар-7501»
Горняк без ограничений
Леонид Круглов, Любовь Ильина
Фото МЗ «ТОНАР»
Внедорожные самосвалы появились в производственной программе МЗ «ТОНАР» пять лет назад и буквально с первых поставок стали открытием для российского рынка технологического транспорта. Основная область их применения – горнодобывающая промышленность, связанная с добычей полезных ископаемых открытым способом.
Здесь они работают на перевозке сыпучих грузов различных фракций на технологических дорогах. Условия эксплуатации более чем спартанские: большое количество подъёмов и спусков, экстремальные погодные условия и практически непрерывная однообразная работа при небольших плечах. «Карьерники» незаменимы при проведении вскрышных работ, на транспортировке скальной породы из забоя до ГОКа, но должны обладать колоссальным запасом прочности. На них не распространяются весовые и габаритные ограничения, поскольку они в редких случаях выходят на дороги общего пользования.
При стабильной и острой потребности в технологических самосвалах в России их никто не выпускал, и чаще всего горняки использовали дорожные самосвалы с колёсной формулой 8х4 в версии mining европейских автомобильных компаний.
Имея 10-летний опыт сотрудничества с горняками в разработке прицепов и полуприцепов для транспортировки породы, руды, угля и других полезных ископаемых , несколько лет назад руководство МЗ «ТОНАР» приняло решение о выпуске технологического самосвала внедорожного габарита. Первенцем стал 45-тонный «Тонар-4525-0000010». Для российской автомобильной промышленности это был новый класс техники – в России до тех пор их никто и никогда не выпускал. Пессимисты утверждали, что компания, никогда не занимавшаяся всерьёз выпуском таких специфических автомобилей, не добьётся успеха.
Используя опыт, накопленный при создании семейства «Тонар-4525», в Губино уже через три года разработали мощный седельный тягач «Тонар-45252» с двухзвенным самосвальным автопоездом «Тонар-95405» для транспортировки горной породы. Запаса мощности 760-сильной рядной «шестёрки» Cummins QSK19 C600 рабочим объёмом 18,9 л достаточно для работы в составе 28-метрового автопоезда полной массой 187 т! Для эксплуатации таких автопоездов нужны специально подготовленные технологические дороги, исключающие большие подъёмы, спуски и имеющие оптимальный радиус поворота.
У некоторых вызывал недоумение ретроградный дизайн автомобиля. Нарочито крупный моторный отсек, мощная полированная облицовка радиатора из нержавеющей стали, брутальная кабина, панель приборов из полированной стали, бросающиеся в глаза головки болтов на панелях – всё было непривычно, не имело ничего общего со стилем белорусских или японских карьерных самосвалов. Но именно дизайн красноречиво говорил о назначении автомобиля. Секрет непривычного внешнего образа самосвала был достаточно прост – руководство МЗ «ТОНАР» привлекло к сотрудничеству австралийских конструкторов. Специфика эксплуатации на длинных (до 100 км) плечах заставила разработать максимально простые и надёжные конструкции, обеспечивающие абсолютной надёжностью всех узлов и агрегатов. В результате все внешние элементы автомобиля получились максимально простыми, экономичными в изготовлении и прочными, а ремонт или замена их в результате аварии сводится к замене нескольких деталей на болтовых соединениях.
Технологические автопоезда работают на плече свыше 20 км, обычно на прямой дороге, а технологические самосвалы – на плече до 15–30 км, но в более сложных дорожных условиях. Всё это связано с экономическими показателями, в частности, удельный расход топлива автопоезда составляет 30 г/т∙км, а у самосвала – в 2 раза больше.
Прошлогодние самосвалы «Тонар-45251» стали предметом жарких споров и обсуждений. Но уже через полгода скептические прогнозы не оправдались: спрос на карьерные самосвалы серии «4525» постоянно растёт, а следом растёт и объём их выпуска. Самосвалов этого семейства выпущено более 60 единиц и основная масса работает в Кемеровской области на перевозке угля. В феврале этого года была выпущена экспортная версия для кубинского металлургического завода «Антильяна де Асеро им. Хосе Марти».
В этом году на базе «Тонар-45251» спроектировали карьерный самосвал «Тонар-7501» грузоподъёмностью 60 т, а полная масса гиганта приближается к 88 т!
Самосвал второго поколения объединил все новинки и разработки, которые были опробованы на самосвалах первого поколения и тягаче для «Алроса»: подвеску, автоматическую КП, рулевое управление и т.д.
В качестве силового агрегата на новом самосвале использовали 6-цилиндровый 15-литровый турбодизель Cummins QSX15 мощностью 540 л.с. (при 2100 об/мин) и максимальным крутящим моментом 2344 Н∙м при 1400 об/мин. Удельный расход топлива по скоростной характеристике при максимальной мощности не превышает 210 г/кВт∙ч. Гидромеханическая коробка передач Allison 4700 c гидротрансформатором и ретардером уже хорошо зарекомендовала себя на тягаче «Тонар-45252». Вместимости 700 л топливного бака достаточно для работы в течение полной смены.
Передняя подвеска пневморессорная, усиленная, задняя – балансирная на резиновых упругих элементах. Такая схема подвески позволяет надёжно работать в условиях особо больших осевых нагрузок, с которыми не справляются обычные многолистовые рессоры. Вертикальная нагрузка на каждый ведущий мост передаётся через четыре упругих элемента, продольные и боковые нагрузки воспринимаются реактивными тягами с резинометаллическими шарнирами. Допустимая нагрузка на каждую ведущую ось составляет 35 т, при этом основные детали подвески имеют трёхкратный запас прочности.
Балка переднего моста Hande – 17,5 т, средний и задний мост Hande – 35 т. Карданный вал открытого типа с игольчатыми подшипниками. В трансмиссии применены межколёсные и межосевые блокировки; передаточное отношение главной передачи – 14,298. Шины бескамерные, пневматические 16.00R25, самые крупные из всех, которые применялись на МЗ «ТОНАР»,
На «Тонар-7501» применена система централизованной автоматической смазки Lincoln Quicklub на 24 точки смазки, которая повышает долговечность таких узлов, как шкворни, пальцы, рулевые тяги, серьги рессор, опоры подвесок и кабин и т. д.
Цельнометаллический кузов с задней разгрузкой и гидравлической системой подъёма кузова оснащён системой подогрева выхлопными газами для предотвращения примерзания груза. Днище и стены изготовлены из низколегированной стали марки 09Г2С. Возможно два исполнения кузова: 48-кубометровый (с шапкой 2:1 – 60 м3) с задним откидным бортом с верхней осью вращения и ковшового типа для транспортировки 27 кубометров (с шапкой 2:1 – 37 м3) скальной породы.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Авто и не только.ru
24 мая состоялась презентация новой техники на заводе ТОНАР 2019 года. На традиционной встрече на территории завода гостям были представлены 60-тонный карьерный самосвал и несколько новых полуприцепов.
Принципиально новых образцов техники на презентации ТОНАР 2019 года, по сравнению с предыдущими годами, было немного. Связано это с тем, что в 2018 году основное внимание завод уделял модернизации производства. В частности, на заводе появилась новая автоматизированная окрасочная камера. Общее количество роботов на заводе, таким образом, достигло 24: один на резке заготовок, один транспортный, четыре окрасочных и 18 сварочных.
Несмотря на широкое внедрение автоматики, на заводе не было уволено ни одного человека. Наоборот, за прошедший год было создано 206 новых рабочих мест. Молодёжь хочет работать, но разваленная система профтехобразования привела к тому, что на завод приходят люди без базовых навыков работы в машиностроении. Научить их грамотно работать с металлом, обслуживать сложные станки — одна из приоритетных задач ТОНАРа в ближайшее время.
Ещё одно важное направление модернизации на заводе — оптимизация производства осей для прицепов и полуприцепов. Сегодня ТОНАР оснащает свою прицепную технику осями собственного производства с различными вариантами подвески. Нетрудно догадаться, что номенклатура частей для их выпуска весьма широка.
В планах завода освоить выпуск универсального осевого агрегата, пригодного для установки и барабанных, и дисковых тормозов. Это обеспечит как снижение затрат на производство за счёт унификации основных деталей, так и упрощение дальнейшего обслуживания.
Ну а теперь подробнее о тех новинках, которые были показаны на презентации ТОНАР 2019 года крупным планом. Самая большая и заметная из них — карьерный самосвал модели 7501 грузоподъёмностью 60 тонн. Он стал дальнейшим развитием линейки одиночных капотных карьерников ТОНАР, в которой раньше были самосвалы грузоподъёмностью 45 тонн с угольным и скальным кузовами.
На самосвале установлен 6-цилиндровый 15-литровый двигатель Cummins QSX15 мощностью 403 кВт (540 л.с.) и 7-ступенчатая коробка передач Allison 4700 с ретардером. Передняя подвеска пневмо-рессорная, задняя балансирная на резиновых упругих элементах. Передняя ось и задние мосты Hande. Для движения в условиях бездорожья в трансмиссии есть межосевые и межколёсные блокировки.
На фото показан вариант с кузовом для угля и сыпучих грузов объёмом 48 м³ с задним бортом. Кузов для скальных пород отличается отсутствием заднего борта и объёмом 27 м³. На следующий день после презентации на ТОНАРе этот самосвал отправился в Новокузнецк для участия в международной горнопромышленной выставке «Уголь России и Майнинг-2019.
ТОНАР-9589 — первый полуприцеп со сдвижными полами и кузовом из алюминия российского производства. За счёт использования в конструкции алюминия собственный вес полуприцепа снижен до 8,5 тонн, а объём кузова увеличен на 7 м³ и составляет 89 м³.
Самосвальный полуприцеп-зерновоз ТОНАР-9523 с алюминиевым кузовом объёмом 41 м³ получил версию с боковой разгрузкой.
Она происходит через четыре откидных люка в правой боковой стенке. Снаряжённая масса полуприцепа в таком исполнении выросла на 800 кг и составляет 7,5 тонны.
Полуприцеп-контейнеровоз ТОНАР-99891 на заводе называют «американцем». Конструкция с вынесенной подъёмной осью распространена в США, где каждый штат имеет собственные ограничения по осевой нагрузке при движении по дорогам и мостам. Вынесенная подъёмная ось помогает беспрепятственно двигаться по всей территории страны нигде не нарушая законов. Время покажет, будет ли эта конструкция востребована в России. Но если кто-то захочет купить такой полуприцеп — добро пожаловать на ТОНАР!
Завершает парад новинок ТОНАР 2019 года бортовой полуприцеп модели 9888 с увеличенной высотой бортов. Борта изготовлены из стали, а их высота увеличена до 767 мм (против 577 мм у бортовика ТОНАР-97461).
На этом я заканчиваю свой рассказ про презентацию новой техники ТОНАР 2019. Когда мы уезжали с завода, я подглядел рабочий момент — самосвал ТОНАР-7501 разбирают перед путешествием на тралах в Новокузнецк. Он же негабарит!
Другие статьи о технике ТОНАР можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.Toshiba 6LE29460000 Автоматический датчик плотности тонера, оригинальный (B0789)
Отзывы клиентов 100% гарантия! Бесплатная доставка! Уголок последнего шанса Се Хабла Эспаньол Точные ответы Прецизионные печатные формы Руководство по перекрестным ссылкам Руководство по покупке тонера Часто задаваемые вопросы о печатающей головке Canon Глоссарий Инструкции по эксплуатации |
|
©2003-2023 Прецизионный ролик. • 2102 West Quail Avenue, Suite 1 • Phoenix, AZ 85027 • (800) 323-9523 / (623) 581-3330 • Пн-Пт с 8:00 до 16:30 по московскому времени (без летнего времени)
Отдельные бренды являются собственностью соответствующих владельцев.
. Этот веб-сайт использует безопасный сервер для шифрования всей конфиденциальной информации.
Вопросы? Обеспокоенность? Отправьте нам сообщение по адресу [email protected]
Автоматический датчик плотности тонера Toshiba E STUDIO 4540C, оригинальный (B0789)
Отзывы клиентов 100% гарантия! Бесплатная доставка! Уголок последнего шанса Се Хабла Эспаньол Точные ответы Прецизионные печатные формы Руководство по перекрестным ссылкам Руководство по покупке тонера Часто задаваемые вопросы о печатающей головке Canon Глоссарий Инструкции по эксплуатации |
|
©2003-2023 Прецизионный ролик. • 2102 West Quail Avenue, Suite 1 • Phoenix, AZ 85027 • (800) 323-9523 / (623) 581-3330 • Пн-Пт с 8:00 до 16:30 по московскому времени (без летнего времени)
Отдельные бренды являются собственностью соответствующих владельцев. Компания Precision Roller никоим образом не связана, не спонсируется и не поддерживается этими владельцами авторских прав или их филиалами или дилерами
.