Пищевой трансфер: как выбрать автоцистерну
Для транспортировки жидких продуктов питания необходим специализированный подвижной состав — пищевые цистерны. Чтобы бизнес приносил максимальный доход, перевозчику нужно грамотно выбрать соответствующее транспортное средство. О том, как это сделать, и пойдет речь в данной статье
текст: Михаил Невзгодин / фото: автора и фирм-производителей / 07.12.2015
Растущие уровень жизни и, соответственно, качество потребляемой пищи способствуют тому, что появляется необходимость в перевозках продуктов, которые своевременно должны быть доставлены для последующей переработки без потери своих свойств. Неудивительно, что рынок транспортировки пищевых жидкостей в России остается высококонкурентным.
Выгрузка продуктов производится в задней части цистерны гравитационным способом
К пищевым наливным грузам относятся такие продукты, как растительные масла (рапсовое, подсолнечное, рыжиковое, льняное, фракции тропических масел и др.), патока, концентрированные соки, виноматериал и жирные кислоты плотностью 0,8–1 т/м3.
Их транспортировка требует особых технологий — здесь применяются самые высокие стандарты безопасности, экологичности и чистоты, достичь которых можно только с использованием специально подготовленных пищевых цистерн, обеспечивающих сохранение свойств и качеств перевозимого груза.
Полуприцеп-цистерна БЦМ-106 вместимостью 37 000 л
Что это за стандарты? Давайте разберемся. Прежде всего, следует отметить особые требования к герметичности пищевых цистерн, поскольку даже малейшие примеси, поступающие, например, из воздуха, могут испортить продукт или отразиться на его свойствах. А это абсолютно недопустимо. Увеличенное плечо доставки и работа в разных погодных условиях требуют от пищевых цистерн повышенных изотермических свойств, позволяющих сохранить температурный режим внутри емкости в течение длительного времени. К слову, режим перевозки таких особо чувствительных к температуре грузов, как сырое молоко, регулируется ГОСТом. Толщина слоя термоизоляции для разных моделей пищевых цистерн может варьироваться от 50 до 150 мм.
Кожух термоизоляции изготовлен из оцинкованной стали
Пищевая цистерна-полуприцеп обычно оснащается автономной системой подогрева, что особенно актуально для перевозки таких грузов, как патока. Паровая рубашка, создаваемая с помощью автономного отопителя, позволяет не только поддерживать высокую температуру в зоне донных клапанов (что облегчает процесс разгрузки), но и прогревать верхние люки для загрузки гравитационным способом.
Перевозка пищевых жидкостей есть бизнес ответственный и весьма своеобразный
Для того чтобы обеспечить чистоту и санитарную безопасность пищевых цистерн, их конструкция в обязательном порядке должна предусматривать возможность тщательной мойки после каждого рейса. Обычно цистерны штатно комплектуются системами централизованной промывки. Мойка производится следующим образом. В каждом отсеке имеется шаровая моечная головка, а большие отсеки обрабатываются одновременно из двух устройств. Все головки соединены общей магистралью, через которую централизованно под давлением подаются моющие и дезинфицирующие растворы. Причем моется не только цистерна, но и технологическое оборудование, пропускающее жидкость при сливе и наполнении.
Полуприцеп Kaessbohrer STC 32 — патоковоз
Особенности перевозки наливных пищевых грузов сформировали конструктивные черты полуприцепов-цистерн. Как правило, это несущий сосуд постоянного или переменного цилиндрического сечения вместимостью от 15 до 40 м3, построенный на трехосном шасси с пневмоподвеской (считается, что плавность хода влияет на сохранность продукта). Основными материалами для производства емкостей являются высококачественная нержавеющая сталь и алюминий. Немаловажное значение имеет оснащенность необходимыми системами выгрузки и загрузки, обеспечивающими быстрый слив продукта и высокую скорость налива. Иногда емкость делят на несколько герметичных секций, что позволяет одновременно перевезти несколько разных пищевых грузов. В таком случае каждый отсек оснащается заливной горловиной в экологичном коробе, донным клапаном и датчиком температуры.
Пищевая цистерна Van Hool
Оборудование пищевых полуприцепов-цистерн также в обязательном порядке включает лестницу около заливного люка в передней части цистерны, исключающую скольжение, складной поручень высотой 900 мм и нескользящую пешеходную дорожку по верху цистерны.
Полуприцеп-цистерна Сеспель 96487В
Из общей гаммы пищевых полуприцепов-цистерн принято выделять специальные решения для перевозки молока и спиртосодержащих продуктов. Расскажем об этом подробнее. Молоко — продукт капризный, требующий высокого профессионализма и особого подхода при транспортировке. Важно, что в отличие от прочих пищевых цистерн у молоковоза есть определенные технологические особенности. В первую очередь нужно обеспечить минимальную шероховатость внутренней поверхности и сварных швов, а также отсутствие «застойных» зон. Во-вторых, особое внимание уделяется температурному режиму перевозки, особенно если речь идет о доставке сырого молока. Наконец, в-третьих, с развитием современных технологий производства пищевых продуктов возникла потребность в специальном подвижном составе для сбора молока непосредственно в фермерских хозяйствах. На запросы рынка сразу же отреагировали российские производители, работающие в этом сегменте. Производство специального молоковоза, в частности, освоил красногорский завод «Бецема» по заказу крупнейшего производителя молочной продукции. Поуприцеп-цистерна имеет 4 отсека, объемы которых стараются делать кратными 4 м3, подгоняя тем самым к емкости стандартного молокоохладителя (он используется на ферме для охлаждения до +6 °С и временного хранения молока). Приезжая на ферму, цистерна забирает молоко встроенным насосом через счетчик, затем везет на молокозавод, выгружается, моет емкости изнутри и снова в путь.
Элемент бортовой системы мониторинга, необходимой при перевозке спиртосодержащей пищевой продукции
Особенно любопытная система — автоматический пробоотборник. Согласно ветеринарным правилам, при приеме молочного сырья от поставщика для лабораторного анализа необходимо брать так называемую среднюю пробу. Как правило, это ручная процедура, но в современных молоковозах оператору требуется лишь выставить на пульте ожидаемое количество литров. Далее за процесс отвечает автоматика, которая сама рассчитывает цикличность и подает в промаркированную пробирку определенные дозы молока равномерно по мере заполнения цистерны. Таким образом, в «именной» пробе остаются фрагменты всех слоев принятого от фермера сырья.
Пищевая цистерна Kaessbohrer
Если говорить о перевозке спиртосодержащей пищевой продукции, то в этой сфере иные особенности. Согласно российскому законодательству, с 1 июля 2013 года такие перевозки возможны только на основании лицензии и только при наличии на транспортном средстве дополнительных защищенных устройств мониторинга. Речь идет о технических средствах фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС. Бортовая система мониторинга фиксирует и контролирует все события на борту транспортного средства. Эта мера предназначена для минимизации махинаций, связанных с нелегальной торговлей спиртом.
Внутри пищевой цистерны не должно быть застойных зон
Полуприцеп-цистерна БЦМ-140 для перевозки молока
Один из элементов системы теплоизол
В заключение несколько слов о производителях пищевых полуприцепов-цистерн. Сегодня на нашем рынке присутствуют марки как отечественного, так и зарубежного производства. Особенно сильна экспансия в отношении России турецких производителей (Kaessbohrer, OKT-Trailer). Среди активно работающих в этом сегменте российских компаний следует упомянуть красногорский завод «Бецема», чебоксарский завод «Сеспель», группу «Алексеевка ХИММАШ», ООО «Вологодские машины». Производители техники утверждают, что современные технологии производства позволяют реализовать практически любую задумку заказчика.
5koleso.ru
Цистерны для перевозки пищевых продуктов
Вопрос транспортировки грузов имеет огромное значение. Доставить можно все, что угодно, однако особым спросом пользуются перевозки пищевых продуктов в специальных пищевых цистернах. Чаще всего, такие грузы имеют жидкую или сыпучую структуру и требуют особых условий, которые позволят сохранить качество продукта.
Перевозка пищевых продуктов. Требования к конструкциям
Чтобы продукт долгое время сохранял свои вкусовые свойства, транспортное средство должно соответствовать определенным требованиям:
- Сохранность прочности и непроницаемости контейнеров, в которых перевозится продовольственных продукт.
- Полная изоляция и невозможность проникновения внутрь цистерны газов, жидкостей и твердых веществ, которые могут стать источником загрязнения продукта не только при транспортировке, но и загрузке/выгрузке.
- Невозможность концентрирования воздуха в отсеках.
- Исключение несанкционированного доступа к перевозимому грузу. Сохранение пломб.
- Обеспечение процесса налива продукта без образования пены или с ее незначительным появлением.
- Отсутствие ударов при транспортировке.
- Обеспечение качественной обработки оборудования после доставки груза.
- Внутренние комплектующие емкостей не должны контактировать с жидкими грузами, иначе вода или молоко изменят свои вкусовые качества, став непригодными для дальнейшего употребления.
Автоцистерны для перевозки пищевых продуктов
Чаще всего перевозят жидкие продовольственные грузы. К ним относятся соки, растительные масла, сиропы, алкогольные напитки (пиво, вино, спирт), молочные продукты (молоко, кефир, йогурт и тд). Для того, чтобы все это транспортировать, подойдут только автоцистерны. Они должны соответствовать нормативным требованиям и быть допущены к перевозкам именно таких продуктов питания. Как и любая другая спецтехника, эта обладает своими особенностями:
- Полностью герметичная конструкция.
- Наличие специального материала для теплоизоляции.
- Наличие дополнительных поручней и платформ для более безопасной работы с техникой.
- Наличие лестницы для подъема.
- Характерная эллиптическая форма конструкции.
Изготавливают такую технику из специальных антикоррозийных материалов, нержавеющей или углеродистой стали. Часто можно встретить оборудование из алюминиевых сплавов.
Есть такие грузы, которые требуют при транспортировке особого температурного режима, например, молоко. Доставляют эти пищевые продукты в особых контейнерах с климатическими установками, позволяющими выставить определенный температурный режим, подходящий под тот или иной продукт.
Техника для перевозки от «Сеспель»
Сегодня работает достаточно много предприятий, создающих оборудование для транспортировки грузов разного плана. Они обязательно должны соответствовать требованиям, быть прочными и стойкими, особенно, если перевозят особо опасные вещества. Чтобы не прогадать, и не потратить большие деньги на покупку некачественного оборудования, пользуйтесь услугами только проверенных поставщиков, например, компании «Сеспель».
Наша компания уже много лет занимается производством и поставкой специализированного оборудования. Мы всесторонне оказываем поддержку свои клиентам, работающим в самых разных направлениях, начиная от пищевой, заканчивая химической промышленностью. Создание технических средств полностью зависит от потребностей наших клиентов. «Сеспель» прислушивается к мнению и пожеланиям и создает ту базу, которая больше всего подходит для реализации планов.
www.sespel.com
Технические характеристики пищевой автоцистерны АЦПТ-10 на базе Урал 4320-1912-60Е5 (016) | |
---|---|
Объём цистерны | 10 м3 |
Количество секций цистерны, шт. | 1 |
Марка стали цистерны | Сталь коррозионостойкая пищевая AISI 304 |
Сечение цистерны | Постоянное, форма «эллипс» |
Толщина листа обечайки, мм | 2 |
Толщина переднего днища, мм | 4 |
Толщина заднего днища, мм | 4 |
Наружная облицовка | Сталь 08 пс с ЛКП |
Толщина листа облицовки, мм | 2 |
Термоизоляция | ФРВ + ВАГ-3 |
Толщина термоизоляции, мм | 50 |
Конструктивная связь цистерны с надрамником | При помощи стяжных лент |
Заливная горловина цистерны | Переднее расположение |
Оборудование заливной горловины цистерны | Лестница и площадка для обслуживания подъёмными с перилами |
Система указания конечного уровня налива | Поплавковый датчик DUG-1-100 |
Крышка заливной горловины | Сталь коррозионостойкая пищевая, термоизолированная |
Дыхательный клапан | УД-1 |
Насос | НЦС-50-7,1-20 |
Привод насоса | Гидравлический от ДОМ |
Расположение насоса | В отсеке |
Расположение приборного отсека | Заднее, продолжение цистерны |
Система подогрева | Подогрев отсека от выхлопных газов |
Рукава напорно-всасывающие | 2 шт., ДУ-50, пищевые, длина 4 м |
Пеналы для рукавов | 2 шт., металлические оцинкованные |
Соединения рукавов | БРС Camlock 2” |
Крылья | Пластиковые с покупными креплениями |
Доработка шасси |
|
Средства безопасности |
|
uzst.ru
Комплектация и характеристики пищевой автоцистерны АЦПТ-9,5 на шасси Урал 4320-1912-72Е5 | |
---|---|
Номинальный объем цистерны | 9,5 м3 |
Наибольшая плотность перевозимой жидкости, г/см3 | 1,03 |
Сечение цистерны | Эллиптическое |
Материал цистерны | Сталь коррозионностойкая пищевая |
Количество секций | 1 (одна) |
Горловина цистерны | Переднее размещение, оборудована лестницей и площадкой для обслуживания, термоизолированная крышка горловины |
Термоизоляция | Смола ФРВ + отвердитель ВАГ-3 |
Наружная облицовка | Сталь с ЛКП |
Насос | НЦС-50-7,1-20 |
Привод насоса | Гидравлический |
Расположение насоса | В отсеке |
Отсек |
|
Напорно-всасывающие рукава | Пищевые Ду 50 мм, длина 4 метра с БРС типа Camlock 2″ – 2 шт. |
Способ укладки рукавов | Металлические пеналы по обеим сторонам цистерны, 4,2 метра |
Система указания конечного уровня налива | Поплавковый датчик DUG-1. 100% заполнения – включение звуковой сигнализации, отключение привода насоса. |
Система подогрева | Подогрев отсека – от выхлопных газов. |
Крылья | Пластиковые |
Расположение держателя запасного колеса | За кабиной |
Средства безопасности | |
Огнетушитель ОП-6 | 1 шт. |
Медицинская аптечка | 1 шт. |
Знак аварийной остановки | 1 шт. |
Упор противооткатный | 2 шт. с кронштейнами |
Заднее защитное устройство (отбойник) | Есть |
Боковое защитное устройство | Есть |
uzst.ru
Технические характеристики пищевой автоцистерны АЦПТ-9,5 на базе Камаз 43118-3027-50 | |
---|---|
Номинальный объем цистерны, м3 | 9,5 |
Наибольшая плотность перевозимой жидкости, г/см3 | 1,03 |
Сечение цистерны | Эллиптическое |
Материал цистерны (внутренняя часть) | Сталь коррозионностойкая |
Наружная облицовка | Сталь коррозионностойкая |
Количество секций | 1 (одна) |
Горловина цистерны | Переднее размещение Оборудована лестницей и площадкой для обслуживания Термоизолированная крышка горловины |
Термоизоляция | Пенопласт ФРП 50 мм |
Насос | НЦС-50-7,1-20 |
Привод насоса | Гидравлический |
Расположение насоса | В отсеке |
Отсек |
|
Напорно-всасывающие рукава | 2 шт. Пищевой Ду 50 мм, длина 4 м с БРС типа Camlock 2″ |
Способ укладки рукавов | Металлические пеналы по обеим сторонам цистерны, 4,2 м |
Система указания конечного уровня налива | Поплавковый датчик DUG-1 100% заполнения – включение звуковой сигнализации, отключение привода насоса |
Система подогрева | Подогрев отсека, сливных трубопроводов и разводки – от выхлопных газов |
Крылья | Пластиковые |
Расположение держателя запасного колеса | За кабиной |
Средства безопасности | |
Огнетушитель ОП-6 | 1 шт. |
Медицинская аптечка | 1 шт. |
Знак аварийной остановки | 1 шт. |
Упор противооткатный | 2 шт. с кронштейнами |
Заднее защитное устройство (отбойник) | Есть |
Боковое защитное устройство | Есть |
uzst.ru
Бецема БЦМ-138 | 13000 | 3 | Автомобильное шасси 6×4 |
Бецема БЦМ-139 | 16000 | 4 | Автомобильное шасси 8×4 |
Бецема БЦМ-71 | 15000 | 1 | КАМАЗ — 53229 |
Бецема БЦМ-71.1 | 15000 | 1 | КАМАЗ — 53229 |
Вологодский машзавод Г6-ОПА-4,9-02/ Г6-0ПА-5,4 | 4900 | 2 | ЗИЛ-433362/ ЗИЛ-432932 |
Вологодский машзавод Г6-ОПА-5301 | 3000 | 2 | ЗИЛ-5301В2 |
Вологодский машзавод Г6-0ПА-5336 | 7500 | 3 | КамАЗ-53215 |
Вологодский машзавод Г6-0ПА-8/1 | 8100 | 3 | КамАЗ-53215 |
Вологодский машзавод Г6-0ПА-9919 | 24000 | 3 | Полуприцеп МАЗ-9919 |
Карловский МЗ АЦМ-11 . | 11000 | 3 | КАМАЗ-53229,55111 |
Карловский МЗ АЦМ-8,2. | 8200 | 2 | КАМАЗ-53215 |
Карловский МЗ Г6-0ТА-1,3. | 1300 | 1 | ГАЗ-3302 |
Карловский МЗ Г6-0ТА-3,9. | 2900 | 2 | ГАЗ-3309 |
Карловский МЗ Г6-0ТА-4,2. | 4200 | 2 | ГАЗ-3309 |
Карловский МЗ Г6-0ТА-4,2 ISUZU. | 4200 | 3 | ISUZU NQR-71P |
КБСН МЦ 43106-5,5 | 5940 | КамАЗ-43114 | |
Мценск КО-009. | 17000 | спецификация | МАЗ-6303-040 |
Мценск КТ-502. | 10000 | спецификация | МАЗ-5337 4×2 |
Мценск КТ-504. | 16000 | спецификация | МАЗ-630365 6×4 |
Мценск КТ-506. | 8000 | спецификация | МАЗ-5434 4×4 |
НефАЗ АЦ 66063 | 5600 | 1 | КамАЗ-43114-02 |
НефАЗ АЦ -66064 | 8700 | 1 | КамАЗ-53215 |
НефАЗ АЦ-66065 | 8700 | 1 | КамАЗ-43118 |
Осиповичи МЦ-5 | 6000 | 2 | ЗИЛ- 433362 |
Оскон ТМ-1,0 | 1000 | 2 | ГАЗ 3302 грузовой автомобиль |
Оскон ТМ-1,1 | 1100 | 2 | ГАЗ 3302 |
Оскон ТМ-1,2 | 1200 | 1 | ГАЗ 3302 |
Оскон ТМ-3,5 | 3500 | 2 | ГАЗ 3307 грузовой автомобиль |
Оскон ТМ-3,9 | 3900 | 2 | ГАЗ 3307, ГАЗ 3309 |
Оскон ТМ-5,0 | 5000 | 2 | ЗИЛ 130, ЗИЛ 431410 |
Оскон ТМ-7,6 | 7600 | 2 | КамАЗ 53215 грузовой автомобиль |
Оскон ТМ-8,0 | 8000 | 2 | КамАЗ 53215, прицеп 83571 |
Оскон ТМ-9,5 | 9500 | 2 | КамАЗ 53215 |
Старт 36181 (АЦПТ-1,3). | 1200 | 1 | ГАЗ-3302 4×2 |
Старт 36182 (АЦПТ-1,0). | 1000 | 1 | УАЗ-33036 4×4 |
Старт 4615-01 (АЦПТ-47) | 4700 | 2 | УРАЛ-4320-41 6×6 |
Старт 4615-02 (ОТА-6,2). | 6200 | 2 | УРАЛ-5557-40 6×6 |
Старт 4615-10 (АЦПТ-8,0) | 8000 | 1 | У РАЛ-5557-1151 -40 6×6 |
Старт 46151-01 (АЦПТ-9,5) | 9700 | 3 | УРАЛ-4320-40 6×6 |
Старт 46151-02 (АЦПТ-13) | 13000 | 3 | УРАЛ-63685-6111-21 6×4 |
Старт 46151-03 (АЦПТ-13) | 13000 | 3 | УРАЛ-63685-6111-01 6×4 |
Старт 4616 (ОТА-4,2) | 4200 | 2 | ГАЗ-3307 4×2 |
Старт 4616-01 (ОТА-4,2). | 4200 | 2 | ГАЗ-3309 (дизель] 4×2 |
Старт 562701 (АЦПТ-5,6). | 5600 | 2 | КАМАЗ-43114-15 6×6 |
Старт 56271-10 (ОТА-5,0) | 5000 | 2 | ЗИЛ-433362 4×2 |
Старт 56274-02 (АЦПТ-8,3) | 8300 | 3 | КАМАЗ-65115-1051-62 6х4 |
Старт 56274-02 (АЦПТ-9,5). | 9700 | 3 | КАМАЗ-65115-1051-62 6х4 |
Старт 56274-10 (АЦПТ-9,5). | 9700 | 3 | КАМАЗ-43118-10 6×6 |
Старт 56274-11 (АЦПТ-8,31. | 8300 | 3 | КАМАЗ-43118-10 6×6 |
Старт 56274-21 (АЦПТ-13) | 13000 | 3 | КАМАЗ-65115-1041-62 6х4 |
Старт 56277-20 (АЦПТ-7,5). | 7500 | 2 | МАЗ-5336А5 4×2 |
Старт 56277-21 (АЦПТ-7,5) | 7500 | 2 | МАЗ-5337А2 4×2 |
ЭРМЗ АЦ -46261 -10 | 3900 | 1 | ГАЗ-3307-0001012 |
ЭРМЗ АЦ -567301 -10 | 10000 | 2 | УРАЛ-4320-1911-30 |
ЭРМЗ АЦ -56731 -10 | 7500 | 1 | МАЗ-5337 |
ЭРМЗ АЦМ-4626-10-01 | 5200 | 2 | ЗИЛ- 433362 |
www.kommashpro.ru