Автомобиль газ 51 история: История создания ГАЗ-51

Живёт такой «Газон» – ГАЗ-51

Наш сегодняшний герой — настоящая автолегенда СССР. В оригинальной своей конструкции — с незначительными доработками — машина выпускалась почти 30 лет, за которые обрела бессчётное количество модификаций. Если посчитать их все, то получится небывалое количество экземпляров — практически 3,5 млн. Эту машину знали и в городе, и в селе, да и все послевоенные стройки проходили при её активном участии. Имя этого грузовика — ГАЗ-51.

Выпуск автомобиля стартовал в 1946-м, однако история эта началась ещё до войны. Нужен был универсальный грузовик для работы на шоссейных и просёлочных дорогах, который смог бы заменить всем известную «Полуторку» — ГАЗ-ММ. Тогда, в 1939-м, д аже выпустили опытный образец. Он мало походил на тот «газик», который мы знаем, особенно внешне: это была машина округлых форм, больше похожая, пожалуй, на ЗИЛ-164. Сегодня от неё остались только фотографии: серийному производству помешали события 1941 года.

Именовали грузовик по довоенной системе ГАЗ-11-51: тогда было принято указывать сначала модель двигателя, а уж потом автомобиля. Двигатель ГАЗ-11 был новой конструкции, из него впоследствии и развился двигатель ГАЗ-51. Мотор этот — самый долго выпускавшийся в Союзе: ГАЗ-52, который производили до 1990-х годов, работал на том же двигателе. С течением времени изменились впускной коллектор, карбюратор, система фильтрации масла, но в целом конструкция оставалась прежней. За эту довоенную простоту и прочность пользователи и ценили «газовские» грузовики.

Для послевоенных дорог

Работы по созданию машины возобновились в 1943-м — к тому времени стало понятно, что грузовики стране нужны ещё больше, чем казалось раньше. Конструкция несколько изменилась под влиянием поступавших к нам по ленд-лизу американских «Студебеккеров». От них обновлённому «газику» досталась кабина, форма которой была фактически скопирована. На ранних образцах ГАЗ-51 даже установлены такие же плоские угловатые крылья, хотя от этой затеи впоследствии отказались. Когда сегодня энтузиасты создают реплики «Студебеккеров», то в ход, как правило, идут кабины от «пятьдесят первого» — с некоторыми доработками.

Самосвал ГАЗ-93 с эмблемой ныне несуществующей красноярской автоколонны 2082

Надо сказать, что проектные работы на автозаводе шли очень интенсивно — особенно учитывая, что военные действия всё ещё продолжалась. И всё-таки в 1945-м была готова «нулевая серия», а уже с января 1946-го начался выпуск ГАЗ-51. По итогам проведённых испытаний эксперты вынесли вердикт, что «газик» — современный, высококачественный грузовик, сконструированный с учётом эксплуатации в СССР. Грузоподъёмность его составляла 2,5 тонны, а запас прочности, заложенный в конструкцию узлов и деталей, позволял без проблем перемещаться по дорогам разбитой войной страны. Особенных народных прозвищ у него не появилось — грузовик звали просто «Газоном». Здесь обыграны и название завода-производителя, и классический для советских грузовиков цвет — зелёный. В последнем факте, кстати, нет ничего удивительного, ведь главным заказчиком автомобилей была армия: дескать, пусть машины пока работают на мирные нужды, но «если завтра война, если завтра в поход…».

Славился «Газон» своей плавностью хода и характеристиками управляемости. Конструкторы предусмотрели очень жёсткую на изгиб и кручение лонжеронную раму, мягкие полуэллиптические рессоры и точный рулевой привод. Диаметр его колёс — почти метр, кроме того, грузовик имел большой дорожный просвет, что делало его очень проходимым: машина могла проехать даже в условиях распутицы.

Под стать шасси сконструировали и двигатель — это была рядная шестёрка, объёмом 3,5 л и мощностью 70 л. с. Зарекомендовал он себя очень хорошо: мотор был мощный, тяговитый на низах и исключительно выносливый. Этот двигатель можно считать своеобразной вехой в развитии отечественного автомобилестроения: конструкция его поставила наш мотор на один уровень с зарубежными моторами тех лет. Конструкторы предусмотрели тонкостенные, быстрозаменяемые вкладыши коренных и шатунных подшипников, маслоприемник плавающего типа, короткие гильзы цилиндров «сухого» типа, автомат опережения зажигания, полноопорный коленчатый вал.

Пожарная автолестница АЛГ-17(51)ЛЧ, разработанная специально для тушения 5-этажек

Водители (особенно те, кому есть, с чем сравнивать), говорят, что управлять «Газоном» нетрудно — приёмистая машина. Конечно, надо привыкнуть: коробка здесь четырёхступенчатая без синхронизаторов, что требует особых навыков управления. К тому же, нет никаких усилителей: ни гидроусилителя руля, ни пневмоусилителя тормозов. И все-таки руль крутится легко — не сравнить с ЗИЛом, у водителей которого обычно были крепкие мускулистые руки.

А если уж сравнивать с «Полуторкой», то «Газон» и вовсе предстаёт современным и удобным автомобилем. Кабина у него хоть и спартанская, но удобная. Рассчитана она на двух человек, но трое помещаются свободно. К тому же неплохой отопитель (он появился в 1954 году): наконец водители смогли работать без рукавиц и телогреек. Имеется даже тёплый обдув лобового стекла, что позволяло практически забыть о проблемах с обмерзанием. Лобовое стекло кабины, кстати, было не глухим — приподнимаясь вверх, оно могло открываться, пропуская в кабину встречный ветер. А на приборной доске — полноценный набор приборов. Это при том, что в ГАЗ-АА был только спидометр, да и тот примитивный.

В общем, жителям Союза грузовик пришёлся по вкусу. Да настолько, что эксплуатация машин продолжалась ещё много лет после окончания их выпуска. И сегодня в российской глубинке можно встретить «газики» — «убитые», но на ходу.

Автоэволюция

«За свою долгую историю машина подвергалась модернизации, хотя таковые были незначительными. Главные из них касались кабины. Собственно ГАЗ-51 имел деревянную кабину — тяжело было в послевоенной стране с металлом. Часть деталей — каркас, рама ветрового стекла, панель приборов, обшивка дверей — были металлическими, задняя же стенка и каркасы дверей — деревянными. Форма была соответствующая: задняя стенка как будто обрубленная, угловатая. Крышу ранних «газиков» обтягивали брезентом. На боковине капота была выштамповка «Завод имени Молотова». Когда в конце 1950-х Молотов попал в опалу, надпись заменили на «Горьковский автозавод». Такие «деревянные» грузовики до наших дней почти не сохранились, поскольку деревянные элементы попросту сгнивали. В 1949-м дефицит листового железа уменьшился, и на свет появилась новая модификация кабины — металлическая. В связи с этим она приобрела более округлые формы. Двери при этом оставались деревометаллическими: имелся деревянный каркас с обшивкой из жести. Такая вариация сохранилась до 1955-го, после чего кабина стала целиком металлической», — рассказывает администратор клуба «Авто-ретро» Илья Лопин.

Продуктовый фургон с прицепом

Последняя вариация считалась успешной, так что использовалась она ещё и на автомобиле УралЗИС-355М, разве что сделали вдающуюся в кабину нишу под двигатель: мотор «Уральца» имел большие размеры (подробнее об автомобиле УралЗИС-355М вы можете прочитать в этом материале). С освоением производства цельнометаллической кабины бензобак, уменьшенный со 105 до 90 литров, переместился под сиденье водителя, и его горловину вывели из кабины в её левой задней части.

Автомобиль спецмедслужбы

В 1955 году появилась модернизированная модель грузовика — ГАЗ-51А. Главным новшеством стала грузовая платформа увеличенных размеров с тремя откидными бортами. У задних колёс и между подножкой и порогами кабины появились фартуки, также обновления коснулись шин.

Любимец публики

Машину в Союзе очень любили. Водители — за выносливость и неприхотливость, за то, что проехать на ней можно было по любым дорогам. Да и те, кто за баранкой не сидел, тоже «Газона» уважали: попросишь водителя — он до соседнего села добросит, а в городе — вещи на новую квартиру перевезёт. И свадьбы на них катали, и, чего уж там, похороны тоже проходили с участием «газиков». Советские стройки и советский быт — всё было завязано на этих автомобилях. Так что неудивительно, что за свою долгую жизнь ГАЗ-51 сделал успешную кинокарьеру. «Живёт такой парень», «Друг мой Колька», «Иван Бровкин», «Порожний рейс» — это фильмы, в которых машине отведена одна из главных ролей. И это только те, которые удалось вспомнить навскидку. А уж в скольких кинокартинах в кадре появляются модификации «газика» — и не перечислить.

Транспортировка музейного «газика» в кузове КамАЗа

К юбилею Горьковского автозавода вышел фильм о самых известных его «выпускниках» — «Дорога длиною в 70 лет». Состоит картина из воспоминаний реальных людей, связанных с этими машинами. Разумеется, без ГАЗ-51 не обошлось — ему посвящена новелла «Задний ход». А история такая. В 1959-м рассказчика, который работал в совхозе водителем, попросили довезти до ЗАГСа девушку — забрать из соседнего села. Тот приехал, и увидел, что девушка та — его возлюбленная: пока молодой человек служил в армии, пока круглосуточно работал за баранкой в совхозе, ей нашли нового жениха. Едут, в кабине с ними старая тётка — не поговорить. Находчивый водитель машину заглушил, а пассажирам сказал, что сломалась — посмотреть нужно. Тётке наказал тормоз держать, а сам под машину. Оттуда попросил ключ подержать, невеста, стало быть, спустилась. О чем молодые под машиной разговаривали, история умалчивает, только ни на какую свадьбу водитель девушку не повёз. Объявил, что машина сломалась, вперёд ехать не может — только задом. Так и проехал по бездорожью кузовом вперёд — 20 км. Вот так важно порой бывает нажать на тормоз и дать задний ход.

«Я узнал, что у меня есть огромная родня»

Очень быстро ГАЗ-51 стал самым распространённым автомобилем в Стране Советов: в 1958 году выпустили 173 000 штук — и это был рекорд. И даже когда в 1964-м началось производство ГАЗ-52, «пятьдесят первые» так и продолжали сходить с конвейера. «Газон» был автомобилем исключительно плодовитым. На базе этого грузовика производилось… Да всё, что угодно производилось.

«Несколько советских заводов выпускали на основе «пятьдесят первого» самосвалы ГАЗ-93 и различные их модификации. ГАЗ-51Н, с решетчатым кузовом с сиденьями вдоль бортов и дополнительным 105-литровым топливным баком, использовался для перевозки солдат в армии. Серийно производили седельные тягачи — ГАЗ-51П. Павловский и Курганский автобусные заводы производили на «газовском» шасси автобусы — ПАЗ-651 и КаВЗ-651. А «барбухайки» на шасси ГАЗ-51 выпускали многие ремзаводы, разбросанные по всему Союзу. А ещё были санитарные автомобили, промтоварные будки, машины спецмедслужбы — герои анекдотов, ведь на них с улиц «хулиганов, тунеядцев» увозили в вытрезвители. Были и пожарные автонасосы, и автолестницы, и цистерны, и милицейские машины. Последнюю, кстати, можно увидеть в фильме «Операция Ы»: в одном из эпизодов новеллы «Напарник» она, бешено сигналя, несётся по московским улицам», — рассказывает Илья Лопин.

Была у «Газона» родня и за границей. Между прочим, не многие советские автомобили выпускались по лицензии за рубежом, а вот «пятьдесят первый» был прямо-таки нарасхват. Польский FSC производил их под маркой «Люблин-51». Автомобильный завод в северокорейском городе Дыкчхон с 1958 года организовал производство «Сынри-58» («Победа-58»), точной копии советской машины. А переработанную копию ГАЗ-51 под названием «Юэцзинь-134» с того же года выпускал завод «Дзиньган» в Китае и другой завод в китайском городе Ухань. Словом, ГАЗ-51 имеет все основания называться знаменитым.

Никаких вольностей

Сегодня в коллекции «Авто-ретро» имеется топливозаправщик на базе ГАЗ-51А — была у этой машины и такая модификация. Такие машины использовались, например, для заправки сельскохозяйственной техники. Работает, скажем, во время уборочной в поле комбайн, топливо в нём периодически заканчивается. Не ездить же каждый раз на бензоколонку! Вот и приезжал «Газон»-помощник, заправлял сельских железных коней.

«Изначально машина топливозаправщиком не была — это был обычный бортовой «газик», 1955 года выпуска. Работал он в посёлке Новокамала Рыбинского района в местной больнице — был там «хозяйкой»: бельё на нём возили, дрова. Потом попал в частные руки, несколько лет на владельца работал — у него-то и приобрели. Машина была на ходу, но ехать на ней на такое расстояние не рискнули, так что в Красноярск автомобиль прибыл в кузове КамАЗа, куда прекрасным образом поместился. Зрелище, конечно, было эффектное, водители на дорогах шеи посворачивали: битый небитого везёт!
Машина нам досталась не в лучшем состоянии. У неё была здорово повреждена коррозией кабина, доски кузова сгнили полностью. Но зато родной мотор, родные агрегаты. Кабину мы восстановили, много пришлось проваривать, ряд элементов вообще заменили. Главное, нашли ей новые крылья. Там особенность: крылья были двух видов и отличались по годам выпуска. Более ранние были рассчитаны на «победовскую» оптику, а более поздние — под «волговскую». У нас машина 1955 года, тогда никакой «Волги» и в помине не было, и удалось ранние крылья найти, и фары у «газика» «победовские». Поставили новую облицовку радиатора, новый капот.
Сгнивший кузов мы полностью разобрали, хотели делать новый. Но сложность в том, что там доски не простые, а с выбранной четвертью, их нужно было в столярке изготавливать, вот работа и застопорилась. Платформу, то есть пол кузова, мы сделали, машина в таком виде даже на выставку приезжала. А тут подвернулась «родная» цистерна от топливозаправщика. В отличие от обычного бензовоза там крепление для счётчика есть. Бочка такая шла на ГАЗ-51 и ранние ГАЗ-52. Вот на «пятьдесят втором»-то мы её и нашли на одном из красноярских заводов: машина там уже дорабатывала своё, возила воду по территории. Бочка была в очень хорошем состоянии — не битая, не ржавая. Мы её просто очистили и покрасили. Нанесли надпись «Огнеопасно» оригинальными шрифтами. Сначала бочку поставили, чтоб машина с пустой платформой не ездила, но она как-то прижилась. Антуража добавили: поставили ящик с песком и кошмой, шланги повесили. В результате автомобиль выглядит очень аутентично. То есть никакого «колхоза»: все узлы, агрегаты, аксессуары соответствуют. Пока не нашли только того самого заправочного аппарата со счётчиком, но где-нибудь обязательно отыщется», — рассказывает владелец автомобиля Павел Мезин.

Текст: Анна Кучумова, фото из архива клуба «Авто-ретро»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

История ГАЗ-51: как в СССР появился первый автомобиль-«миллионник»: 5koleso — LiveJournal

5koleso

Category:
  • catIsShown({ humanName: ‘история’ })» data-human-name=»история»> История
  • Cancel

Что происходило в жизни огромной страны в апреле 1948 года? Председатель Совета министров СССР И. В. Сталин дал в Кремле обед в честь финляндской правительственной делегации. Латвийское государственное издательство выпустило пятый том Сочинений И. В. Сталина на латышском языке. Колхозы Запорожской области приступили к весенним полевым работам. Жители Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре вступили в социалистическое соревнование по благоустройству своих городов. В Ленинграде завершилось первенство СССР по боксу. На манеже Московского Ордена Ленина цирка, как всегда, блистал Каран д’Аш. Обо всем этом советский гражданин узнавал из центральной печати. Выпуск крупнейшим автомобильным заводом страны миллионной машины такого внимания не удостоился.

Спуск с конвейера миллионного ГАЗ-51.

Автомобилем-«миллионником» стал грузовик ГАЗ-51. К его выпуску Государственный ордена Ленина, ордена Красного Знамени и ордена Отечественной войны I степени автомобильный завод имени В. М. Молотова (именно так выглядит полное название предприятия) приступил 6 января 1946 года. За создание ГАЗ-51 группа работников завода Постановлением Совета министров СССР от 06.06.1947 была удостоена Сталинской премии 2‑й степени. За последующие 10 лет ведущий конструктор ГАЗ-51 Александр Дмитриевич Просвирнин вырастет до главного конструктора Горьковского автозавода, и поставит отраслевой рекорд пребывания в этой должности — более 19 лет! Его любимой присказкой станет: «Грузовик определяет лицо завода!»

Конструкторы КЭО ГАЗ А. Д. Просвирнин (сидит) и А. М. Кригер позируют, изображая обсуждение общей компоновки ГАЗ-51.

Грузовик как символ, как политическая декларация — иначе и быть не могло в СССР. «У нас не было автомобильной промышленности. У нас она есть теперь!» Эти слова, сказанные И. В. Сталиным на январском пленуме ЦК ВКП(б) в 1933 году, работники отрасли повторяли с гордостью даже во времена, когда не рекомендовалось упоминать имени Вождя народов.

Миллионный ГАЗ-51 провозит переходящее Красное знамя Совета министров ССР по заводскому двору.

Передовица в заводской многотиражке от 7 апреля 1948 года была посвящена достижениям автозаводцев. Директор завода Иван Кузьмич Лоскутов писал: «Выпуск миллионного автомобиля говорит о творческом росте коллектива завода, о его способности решать серьезные и ответственные задачи».

Участник митинга, знатный кузнец-орденоносец Елизар Васильевич Куратов 18.07 (01.08.) 1904 — 15.03.1968). На заводе с 1930 года, награжден тремя орденами Трудового Красного знамени, орденом Знак Почета.

До этого традиции отмечать «миллионники» в нашей стране не было… просто потому, что до ГАЗа в нашей стране никто не выпускал миллион автомобилей! «Миллионник» встречали огромным митингом на заводском дворе. Неизбалованные развлечениями советские работяги воспринимали такие мероприятия как праздник, как возможность не работать. Выпуск миллионного ГАЗ-51 совпал с вручением заводу переходящего Красного знамени Совета министров СССР. Хоругвь водрузили на юбилейный грузовик и провезли через толпу автозаводцев. На митинге выступили директор завода, знатный кузнец и лауреат Сталинской премии Е. В. Куратов, заместитель министра автомобильной промышленности А. М. Аравин.

Газета «Известия» 9 апреля 1948 года поместила «фонарь» (так называется краткая заметка с фотографией в центре первой полосы) о заводе ГАЗ… и ни слова о миллионном ГАЗ-51!

По сравнению с серийным, миллионный ГАЗ-51 слегка принарядили: покрасили в песочный цвет, до сияния надраили колесные гайки. На радиаторной решетке граверы Конструкторско-экспериментального отдела закрепили хромированную табличку: «1 000 000 Автомобиль ГАЗ». В остальном, это был обычный ГАЗ-51 раннего выпуска, с деревянной кабиной и ледериновой крышей. Металлическими у кабины были только ветровая рама, пол и моторный щит. Конечно, не таким его проектировал Просвирнин. Однако, металлургический комбинат «Запорожсталь», единственный, где в СССР до Великой отечественной войны (с 1 апреля 1939 г.) катали тонкий лист для кузовов и кабин, только восстанавливался. 17 мая 1948 года, вдогонку за газовским «миллионником» выйдет постановление Совета министров СССР № 1652 о выпуске легковых автомобилей с открытыми кузовами: такая металлоемкая деталь, как крыша, у них заменялась брезентом. В стране критически не хватало тонколистового проката. Кабина ГАЗ-51 обрастет металлом только к 1956 году. И то, двери останутся фанерными. И только с началом выпуска в 1957 году модернизированного ГАЗ-51А кабина станет цельнометаллической.

ГАЗ-51А в недавно открытом после реконструкции Музее истории ГАЗ. Всего с 1946 по 1975 год завод выпустит 3 480 167 грузовиков этой модели.

Как сложилась дальнейшая судьба миллионного ГАЗ-51, неизвестно. Традиция ставить юбилейные машины в музей появится много позже. О чем только не начнут рапортовать под расхожим лозунгом «Есть первый миллион!» Страна быстро преодолеет путь от достижений к очковтирательству.

Вспомним, как в иронической кинокомедии «Искренне Ваш…» (режиссер Алла Сурикова, «Мосфильм», 1985 г.) герой Виталия Соломина собирался выпускать миллионный вентилятор с «мото-рррчеком»!

О прародителе-«форде» в день выпуска миллионного автомобиля на ГАЗе не вспоминали. Объективности ради, сделать это все же стоит. Свой первый миллион Ford Motor Company собрала еще 10 декабря 1915 года, а к 1948‑му выпустила уже 33 миллиона автомобилей. Разрыв только нарастает: 1 января 2017 года Горьковский автозавод выпустил 19‑миллионный автомобиль, 3 сентября 2012 года Ford Motor Company — 350‑миллионный.

Что еще почитать:

Как и где покупали машины в СССР

Из фанеры и эпоксидки: как в СССР появился культ самодельных автомобилей

От дизелей до кабриолетов: как советские автомобили переделывали за границей

автогазисторияссср

ГАЗ-51: история, фото, характеристики

Уникальный и единственный в своем роде автомобиль ГАЗ-51 — это грузовик, производство которого стало самым массовым в Советском Союзе с 40-х по 70-е годы прошлого век. Благодаря своей универсальности и грузоподъемности (2500 кг) машина получила широкое распространение в различных отраслях народного хозяйства и вспомогательных сферах. За время серийного выпуска было выпущено почти 3,5 миллиона экземпляров. Производство этой техники также налажено в Китае, Польше, Корее. Рассмотрим характеристики и особенности этого легендарного грузовика.

Разработка

ГАЗ-51 мог быть запущен в серийное производство в 1941 году, однако этому помешала начавшаяся война. Подготовка к поэтапному созданию новой машины началась в 1937 г. Основные работы по проектированию, доводке и испытаниям машины были завершены. Соответствующие органы получили официальное разрешение на запуск программы. Прототип был представлен на сельскохозяйственной выставке в Москве (1940 г.).

Рассмотрим Конструкция грузовика в последние годы войны подверглась серьезной модернизации. Группа инженеров под руководством А. Просвирина постаралась учесть все предыдущие недостатки, и учесть опыт, полученный при эксплуатации различной техники в период войны, в том числе особенности машин, поставленных по контракту из Америки. В итоге усовершенствование коснулось силового агрегата и обслуживающих узлов, машину оснастили гидравлическим тормозным узлом, изменили внешний вид и оборудование кабины. Кроме того, была внесена серьезная доработка во вспомогательные системы

Рекомендуем

Как работает задняя втулка переднего рычага и сколько она служит?

Втулка задняя переднего рычага – один из составных элементов ходовой части автомобиля. Он относится к направляющим элементам подвески, которые вместе с рычагами выдерживают огромные нагрузки с колесами. Однако с этим пунктом много…

Расход масла в двигателе. Шесть причин

Вряд ли можно найти автолюбителя, которого бы не беспокоил повышенный расход масла. Особенно досадно, когда это происходит с очередным новым мотором. Вот наиболее распространенные причины, которые приводят к расходу масла в двигателе…

Как устроена выхлопная система?

Выхлопная система предназначена для удаления продуктов сгорания из двигателя и вывода их в окружающую среду. Также должно быть обеспечено снижение шумового загрязнения до допустимых пределов. Как и любые другие сложные устройства, эта система состоит из семи…

Описание

Размер колес автомобиля ГАЗ-51, фото которого представлено выше, решил увеличить грузоподъемность, доведенную до 2,5 тонн. . Также велись работы по максимальному совмещению грузовика с будущим армейским аналогом под индексом 63.9.0003

Первая партия машин из 20 единиц ушла в 1945 году. В течение года возрождающееся народное хозяйство получило более трех тысяч грузовиков этой марки. Как показали испытания, машина превзошла своих предшественников по всем параметрам, в том числе трехтонную ЗИС-5, не говоря уже о «полуторке».

В свое время ГАЗ-51 отличался резвостью (до 75 км/ч), надежностью, экономичностью, выносливостью и простотой управления. Кроме того, автомобиль получил более мягкую подвеску с эффективными амортизаторами и меньшим расходом топлива.

Серийное производство

В 1947 году состоялся пробный запуск грузовика. Маршрут пролегал из Горького в Москву, Беларусь, Украину, Молдову и обратно. Дистанция испытаний составила более 5,5 тысяч километров. Автомобиль зарекомендовал себя с лучшей стороны.

Производство автомобилей ГАЗ-51 постоянно увеличивалось, и в 1958 году было выпущено рекордное количество экземпляров этой техники (173 тысячи единиц). Серийное производство было налажено в Польше (модель «Люблин-51»), Северной Корее («Сунгри-58»), Китае («Юэцзинь-130»). Последняя модель указанного грузовика была выпущена на Горьковском заводе 19 апреля.75 и стал музейным экспонатом.

ГАЗ-51: технические характеристики

Некоторые новшества технического плана, заложенные в конструкцию грузовика, в дальнейшем были использованы на других типах советских и зарубежных автомобилей. Среди них:

  1. Износостойкие гильзы цилиндров из специального чугуна.
  2. Хромирование на кольцах поршней.
  3. Решетка вертикального исполнения.
  4. Предпусковой подогреватель, работающий от паяльной лампы. Элемент представляет собой узел, в котором осуществляется нагрев хладагента в специальном баке, после чего хладагент циркулирует по принципу термосифона, отдавая тепло цилиндрам и камерам сгорания.
  5. Масляный радиатор, повышающий долговечность силового агрегата.
  6. Вкладыши тонкостенные коленчатого вала из биметалла.

Также автомобиль ГАЗ-51 подарил миру алюминиевую ГБЦ производства, вставное седло клапана, регулируемый подогрев смеси, двухходовую фильтрацию, закрытую вентиляцию картера. К элементам трения смазка подводится после грубой очистки. Среди других нововведений – легкосъемная барабанная тормозная система, что по тем временам было настоящим прогрессом.

Габаритные размеры

Ниже приведены основные габаритные размеры Газ-51

  • Длина/ширина/высота – 5,71/2,28/2,13 м.
  • Просвет дороги – 24,5 см.
  • Колесная база – 3,3 м.
  • Колея передних/задних колес – 1,58/1,65 м
  • Масса с полной нагрузкой – 5,15/2,71 т
  • Шины – 7,5/20.

Двигатель ГАЗ-51

Силовая установка рассматриваемого грузовика представляет собой модернизированный вариант бензинового двигателя ГАЗ-11, который был изготовлен мастерами Горьковского завода в 1930. Основой для двигателя послужил американский аналог рядной сборки с нижним расположением, известный под названием «Додж Д-5».

Основные параметры двигателя:

  • Тип – четырехтактный шестицилиндровый бензиновый двигатель.
  • Объем работы – 3485 куб.см.
  • Номинальная мощность в лошадиных силах – 70.
  • Обороты – 2750 об/мин.
  • Крутящий момент – 200 Нм.
  • Количество клапанов – 12.
  • Компрессия – 6,2.
  • Средний расход топлива – около 25 литров на 100 км.

Несмотря на сравнительно небольшую мощность, силовой агрегат ГАЗ-51 обладает отличной тягой. Запускать его можно даже при неисправном стартере и аккумуляторе с ручным аналогом (и практически в любую погоду).

Особенности

Стоит отметить, что двигатель грузовика не обладал приличным запасом прочности, особенно при работе с высокими эксплуатационными нагрузками на высокой скорости. Часто «двигатель» выходил из строя из-за выплавления баббита из корня биметаллических тонкостенных вкладышей коленчатого вала.

При длительной работе на высоких оборотах расход масла недостаточен, что вместе с отсутствием овердрайва и наличием главной пары заднего моста особой конфигурации приводило к низкоскоростному закручиванию мотора. На этот раз также негативно сказалось большое передаточное число между элементами. В связи с этим для поддержания достаточного рабочего ресурса мотора карбюратор снабжен ограничителем оборотов. В итоге скорость машины при любых условиях не превышала 75 км/ч.

Варианты навигации

Советский грузовой автомобиль ГАЗ-51 имел компоновку со смещенным вперед двигателем и кабиной. Это решение позволило сократить основу довольно длинной грузовой базы. В принципе, конструкция была типична для большинства обычных грузовых вагонов того времени.

Автомобиль имеет трансмиссию с однодисковым сухим сцеплением, коробку передач на четыре режима с одноступенчатой ​​главной скоростью, синхронизаторы – не предусмотрены.

Подвеска грузового автомобиля – зависимого типа с современной компоновкой. В конструкцию агрегата входят четыре продольные полуэллиптические рессоры, два подрессорника на заднем мосту. Такой механизм до сих пор используется в современных моделях «Газон Некст».

К инновациям внедрения можно отнести наличие в передней подвеске гидравлических амортизаторов с рычажно-парным приводом. Улучшает устойчивость и управляемость машины жесткая передняя ось с утяжеленным штифтом.

Платформа грузовика модели ГАЗ-51 изготовлена ​​из дерева. При необходимости откидные задние использовались как продолжение пола. Конструкция крепится цепочками, удерживающими боковую часть в горизонтальном положении. Внутренние размеры кузова этого автомобиля – 2,94/1,99/0,54 м. Высота фигуры допускается регулировать с помощью надставок. С 1955 грузовик оснастили обновленной платформой с тремя навесными частями.

Кабина

Рабочее место водителя оборудовано максимально аскетично и просто, однако более удобно и эргономично, чем аналоги из советских «грузовиков». В приборной панели есть необходимый набор приборов, типичный для оснащения современных автомобилей. В автосалонах появились более поздние выпуски часов. Лобовое стекло поднимается вперед и вверх, что в жаркую погоду позволяет получить встречный поток свежего воздуха. Интересная деталь – ручной привод дворников (как дополнение к аварийным ситуациям). Основной режим работы «дворников» – вакуумный блок разрежения впускного коллектора.

Так как в то время не хватало металла, к 50-му году кабину автомобиля ГАЗ-51 выпускали из деревянных изделий и брезента. Позднее эта часть была металлической и обогреваемой. Заужение передней части отличается от переднего капота.

Модификации

За время изготовления конкретной машины было разработано множество серийных и экспериментальных модификаций. Среди них (в скобках – годы выпуска):

  • Серия 51Н – военный вариант решетчатого кузова 63-й модели. Он был оборудован топливным баком (1948-1975).
  • 51У — экспортный вариант для умеренного климата (1949-1955 гг. ).
  • НУ — военный ГАЗ-51, на экспорт (1949-1975).
  • 51Б – модификация газового топлива (1949-1960 гг.).
  • ГАЗ-41 — опытный образец, частично на гусеничном ходу (1950 г.).
  • W – автомобиль на ГБО (1954-1959).
  • JU – аналог предыдущих версий для экспорта в страны с умеренным климатом.
  • 51А — усовершенствованная версия базовой техники с удлиненной платформой, откидными боковыми ограждениями, модернизированной тормозной системой (1955-1975).
  • F — опытная партия мотора мощностью 80 «лошадок» (1955 г.).
  • 51 AU – экспортное исполнение для умеренного климата.
  • Th – аналог для тропического климата.
  • 51S – версия с дополнительным топливным баком на 105 литров (1956-1975).
  • ГАЗ-51Р – полезная модель с откидными скамейками, дополнительной дверью и лестницей.
  • Т — грузовик-такси (1956-1975).

Кроме того, характеристики Газ-51 позволяли выпускать под разными индексами количество тягачей и грузовых автомобилей для внутреннего и экспортного рынка. Между собой они различаются вместительностью, размером платформы, типом, шасси и шинами.

Интересные факты

На базе рассматриваемого грузовика также выпущена линейка грузовиков с обычной кабиной автобусов малой категории. Автомобиль выпускался на Горьковском автозаводе, Курганском и Павловском автобусных заводах. Модификации этих колоритных машин, в том числе версии с открытым верхом и санитарные фургоны, производились по всему Советскому Союзу.

В республиках необъятной страны предприятиям разного масштаба и направленности приспособили ГАЗ-51 для переделки в специализированную технику (мебель, изотермический кузов, автовышки, цистерны, хлебовозки, пожарные и коммунальные автомобили).

Тест-драйв

Водители и специалисты, имеющие дело с указанным грузовиком, сходятся во мнении, что техника отличается простотой, надежностью, устойчивостью к различным испытаниям. Дополнительным преимуществом является простота всех деталей и узлов, высокая ремонтопригодность. Все элементы доступны, не требуют специальных инструментов. Поверхностный ремонт можно выполнить и легко в любой мастерской.

Нормативная нагрузка Автомобиль весом 2,5 тонны чувствует себя не очень хорошо, справляясь с перегрузкой. Радует высокий показатель проходимости, несмотря на то, что у машины нет полного привода.

В управлении и эксплуатации автомобиля есть определенные нюансы, которые необходимо знать и учитывать. Например, в советских фильмах часто показывают, как водитель крутит руль в разные стороны, в то время как машина едет прямо. Это не фантастика. Дело в том, что свободный ход составляет «бублик» до 20 градусов. Поэтому, чтобы поймать рут, нужно было его настроить.

Педаль тормоза довольно тугая, для необходимого замедления нужно приложить немалые усилия. Не меньшее усилие нужно для рулевого управления или трансмиссии. Так как грузовик не оборудован синхронизатором, необходимо было изучить двойное выжимание сцепления при переключении на повышенную передачу и рывки при переключении на пониженную.

Педаль тормоза была довольно жесткой, особенно по нынешним меркам. Для того чтобы добиться желаемого замедления, необходимо было приложить очень значительные физические усилия.

Цена

Несмотря на то, что грузовик ГАЗ-51, фото которого представлено ниже, выпускался почти полвека назад, в Интернете и прессе можно найти объявления о продаже этого раритета. Как правило, предлагались модификации 70-х годов выпуска. В зависимости от состояния, модификации, рестайлинга и региона разбег в цене варьируется от 30 до 250 тысяч рублей за единицу. В последнем случае продаются восстановленные экземпляры на ходу.

В заключение

Для младшего поколения грузовой серии ГАЗ-51 является почти музейным экспонатом, хотя среди его представителей немало ценителей раритетов, которые с успехом проводили реставрацию легендарных советских «тружеников». Следует отметить, что на базе этой машины создано множество прототипов, начиная от военных моделей, заканчивая пассажирскими автобусами. Длительный период серийного производства, высокие показатели маневренности, надежности и универсальности сделали технику востребованной практически во всех сферах народного хозяйства.

БЫТЬ: https://www.tostpost.com/be/a-tamab-l/38808-a-tamab-l-gaz-51-g-storyya-fota-tehn-chnyya-haraktarystyk.html

Германия: https://www.tostpost.com/de/autos/38357-gaz-51-geschichte-fotos-technische-daten.html

ES: https://www.tostpost.com/es/coches/38126-el-coche-gaz-51-historia-fotos-especificaciones.html

КК: https://www.tostpost.com/kk/avtomobil-der/39202-avtomobil-gaz-51-tarihy-video-tehnikaly-sipattamalary.html

PL: https://www.tostpost.com/pl/samochody/40827-samoch-d-gaz-51-historia-zdj-cia-dane-techniczne.html

ПТ: https://www.tostpost.com/pt/carros/40503-gaz-51-hist-ria-fotos-caracter-sticas.html

TR: https://www.tostpost.com/tr/arabalar/35700-araba-gaz-51-tarihi-foto-raf-teknik-zellikleri.html

Великобритания: https://www. tostpost.com/uk/avtomob-l/39620-avtomob-l-gaz-51-stor-ya-foto-tehn-chn-harakteristiki.html

Что такое газ E85? Все, что вам нужно знать

Газ E85 (также известный как гибкое топливо) представляет собой высококонцентрированную комбинацию этанола и бензина, состоящую из 51-83 процентов этанола, смешанного с бензином. Процентное содержание этанола зависит от географического положения и времени года. Производители добавляют больше этанола летом, чем зимой.

E85 (Flex Fuel)

E85 — наиболее распространенная форма гибкого топлива, доступная на рынке. Поскольку этанол производится на основе кукурузы, газ E85 легко доступен на Среднем Западе США. Он менее доступен в других регионах, особенно в Новой Англии и на северо-западе Тихого океана. По данным Министерства энергетики США, в 42 штатах доступно 3300 заправочных станций E85. За пределами США производители этанола часто используют альтернативные культуры. В Бразилии сахарный тростник является важным источником этанола.

Исследование, проведенное Управлением энергетической информации США, показывает, что чистый этанол имеет более низкую теплотворную способность, чем бензин, поэтому запуск двигателя автомобиля в районах с холодным климатом затруднен. Эта трудность при запуске холодного двигателя является причиной того, что смеси этанола содержат долю бензина. Газ E85 подходит для использования в любом транспортном средстве, обозначенном производителем как транспортное средство с гибким топливом. Cars.com сообщает, что автомобили с гибким топливом могут работать как на смеси этанола и бензина, так и на обычном бензине. Потребители могут использовать калькулятор стоимости транспортного средства Министерства энергетики, чтобы определить, сколько автомобиль с гибким топливом может сэкономить на расходах на топливо и выбросах парниковых газов.

Из-за относительно более теплого климата Бразилии заправочные станции в этой стране могут продавать чистый этанол. Автомобили с гибким топливом в Бразилии работают на E100, а не на E85, который продается в большинстве стран мира. Топливо, продаваемое как E100, всегда содержит 100% этанола, а топливо, продаваемое как E85, всегда содержит 85% этанола. Использование гарантированной фракции этанола облегчает достижение автомобилем максимальной производительности и экономии топлива.

В Австралии E85 является предпочтительным топливом среди автоклубов и любителей спортивных автомобилей. В автоспорте всегда отдавали предпочтение топливам на основе этанола или метанола, потому что эти виды топлива, как правило, обеспечивают более высокую тепловую эффективность транспортных средств и повышенный крутящий момент. В усовершенствованном двигателе E85 может улучшить расход топлива двигателем.

В Соединенных Штатах правительство пыталось стимулировать производство и продажу E85, предоставляя субсидии, в частности, производителям кукурузы на Среднем Западе. В 2016 году установка новой инфраструктуры по производству этанола началась в 20 штатах благодаря гранту в размере 210 миллионов долларов США от Министерства сельского хозяйства США. Эта новая инфраструктура сделает E15 и E85 более доступными по всей стране.

Заправляя свои автомобили с гибким топливом E85 вместо обычного бензина, водители не заметят особых отличий, кроме уменьшения количества миль на галлон. По сравнению с бензином, этанол дает меньше энергии на галлон, а это означает, что чем выше процентное содержание этанола, тем значительнее влияние на экономию топлива.

В зависимости от местонахождения водителя и взлетов и падений на рынке энергоносителей стоимость E85 может сильно различаться, особенно по сравнению с обычным бензином и E10. В то время как газ E85 стоит меньше, чем обычный бензин на заправке, уменьшение количества миль на галлон делает его более дорогим при вождении. Несмотря на меньшее количество миль на галлон, автомобили с гибким топливом часто развивают больший крутящий момент и большую мощность при работе на E85 вместо обычного бензина.

Как и у всех потребительских товаров, у E85 есть свои плюсы и минусы. Среди плюсов:

  • Меньшая зависимость от иностранного масла
  • Меньшее количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу
  • Более высокая устойчивость к детонации двигателя

Недостатки, о которых следует помнить, включают:

  • Меньше энергии на галлон, что приводит к меньшему количеству миль на галлон
  • Недоступно в некоторых регионах
  • Этанол

    Этанол представляет собой спиртовое топливо, получаемое из нескольких различных растительных материалов, включая кукурузу, сахарный тростник или различные травы. Это возобновляемый ресурс, который производится внутри страны, а не импортируется. Министерство энергетики США сообщает, что использование этанола может привести к меньшей зависимости от нефти и сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу. Наряду с E85, другие смеси этанола и бензина включают E10 и E15. Число информирует потребителей о процентном содержании этанола в смеси.

    Обычный бензин, продаваемый в США, обычно содержит до 10% этанола. Федеральный мандат ограничивает количество 100-процентного бензина на рынке. Когда водители используют E10 или E15 вместо чистого бензина, они заметят уменьшение количества миль на галлон. Это связано с тем, что по сравнению с чистым бензином этанол имеет примерно на треть меньше энергии. 10-процентная смесь не является универсальным топливом. Ассоциация возобновляемых источников топлива определяет гибкое топливо как смесь этанола и бензина, которая содержит более 15 процентов этанола и менее 83 процентов этанола.

    Согласно Cars.com, автомобили с гибким топливом могут работать на гибком топливе благодаря специально адаптированным компонентам и обновленному программному обеспечению двигателя. Они могут работать на чем угодно, от 100-процентного бензина до смесей, содержащих 85-процентный этанол. Все стандартные автомобили модели 2001 года и новее могут работать на Е15, но не могут справиться с коррозионной активностью при более высоком процентном содержании этанола.

    Экономия топлива

    Общество автомобильных инженеров и другие сторонники использования E85 утверждают, что если бы производители автомобилей признали и воспользовались превосходными свойствами топлива на основе этанола, они могли бы создать двигатель на этаноле, который был бы таким же эффективным, как двигатель, работающий на бензине. . По словам этих сторонников, двигатель на этаноле, который может проехать на галлоне топлива на 22% больше, чем бензиновый двигатель, уже существует. Они говорят, что неправильно основывать конструкцию двигателя на этаноле на газовом двигателе, когда этанол ближе к дизельному топливу.

    Критики E85 и этанола в целом утверждают, что его более низкая теплотворная способность перевешивает любые преимущества. Сторонники возражают против этого аргумента, указывая на то, что теплота сгорания не влияет на общую эффективность. Добавление части бензина к смесям этанола может противодействовать низкой теплотворной способности.

    About the author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *