Белаз 540 фото: БелАЗ-540 – карьерный самосвал, ставший символом Советского Союза за рубежом

БелАЗ-540 – карьерный самосвал, ставший символом Советского Союза за рубежом

БелАЗ-540 – это знаковый автомобиль. Именно после его появления советские карьерные самосвалы стали известны во всем мире. Дизайн модели задал вектор развития БелАЗ как минимум на ближайшие 60 лет.

История появления

БелАЗ-540 «родился» благодаря энтузиазму конструкторов Белорусского автозавода. Никаких заданий на разработку нового самосвала они не получали – требовалось просто улучшить серийный МАЗ-525. Напомним, что эту модель передали предприятию в 1958 году, так как Минский автомобильный завод специализировался не на карьерных самосвалах.

Один из немногих сохранившихся до наших дней МАЗ-525. Фото: Youtube.com

Главный конструктор БелАЗ, З. Л. Сироткин, был человеком амбициозным. Он не хотел дорабатывать чужую технику, а мечтал, чтобы на предприятии выпускали что-то свое, оригинальное. Поэтому в 1960 году было предложено сделать новый карьерный самосвал, используя наработки МАЗ-525.

Интересно, что над проектом трудились в основном в свободное время, оставаясь после трудового дня и в выходные. А ведь никто это не оплачивал.

Главный конструктор БелАЗ рассудил, что новый карьерный самосвал должен стать знаковым и запоминающимся. Поэтому при его разработке было решено оснастить машину самыми современными новшествами:

✅ Подвесками пневмогидравлического типа
✅ Гидромеханической трансмиссией
✅ Пневматическими тормозами

Внешность автомобиля тоже должна была выделять его на фоне других советских грузовиков. За дизайн БелАЗ-540 следует благодарить В. С. Кобылинского, трудящегося тогда в НАМИ и несколько раз приезжавшего на Белорусский автозавод в командировки.

БелАЗ-540 на работе в карьере. Фото: Youtube.com

Работы над внешностью художник-конструктор закончил за 20 дней. В течении этого времени были готовы все необходимые эскизы и чертежи. В самом начале 1961 года Кобылинский уже сделал модель в пропорциях 1:10 из пластилина.

Получив макет, конструкторы-кузовщики создали на ее основе экземпляр 1:1. Осталось только воплотить автомобиль в металле, то есть, выполнить ходовой прототип. Это стало проблемой – у молодого конструкторского бюро не было специалистов с опытом, да и новый карьерный самосвал оказался моделью, не имеющей аналогов в СССР.

Многие узлы и кузовщину пришлось изготавливать вручную – специальных станков не было. Каждый агрегат приходилось испытывать на стендах, сначала отдельно, потом в связках друг с другом. На этом этапе возникали многочисленные трудности.

Но энтузиазм конструкторов и инженеров дал свои плоды – 14 сентября был изготовлен первый прототип. В этот же день самосвал торжественно выехал из ворот завода. Примерно через месяц автомобиль отправили в Москву. Интересно, что из Жодино в Москву самосвал добирался своим ходом, а это 660 км. Автомобиль доехал без происшествий и прибыл вовремя, вызывая на протяжение всего пути восторг водителей и пешеходов.

Угловатый, но такой родной, советский. Фото: Youtube.com

После показа властям, самосвал оставили возле павильона ВДНХ на пару месяцев. На выставке автомобиль получил диплом первой степени. Потом прототип отправился обратно в Жодино, тоже, кстати, своим ходом.

Считается, что серийный выпуск БелАЗ-540 стартовал в 1965 году. Это не совсем так, скорее, производство началось на несколько лет раньше. Например, в период с 1962 по 1964 годы было собрано около 35 карьерных самосвалов.

Технические особенности

По сравнению с МАЗ-525, БелАЗ-540 стал современным автомобилем. Хотя его грузоподъемность была всего на 2 тонны выше – 27 против 25, по ряду других характеристик, он превосходил своего предшественника:

✅ Снаряженная масса ниже на 3 т.
✅ Скорость 50 км/ч
✅ Легкость управления и уровень комфорта выше за счет применения пневмогидравлических подвесок
✅ Ниже расход топлива

Интересно, что между лонжеронами сварной рамы были установлены ресиверы для пневмооборудования.

Двигатель на БелАЗ-540 устанавливали изначально с индексом Д-12А-375. Этот мотор имеет длинную историю. Он разрабатывался для танков, потом перекочевал на МАЗ-525 и в итоге достался первому БелАЗу, но уже с увеличенной до 375 л. с. мощностью. Рабочий объем силового агрегата – 38, 88 литра. Естественно, что расход топлива внушал уважение – 125 л. на 100 км пробега.

Странное расположение кабины вызывало недоумение у всех, кто видел БелАЗ в первый раз. Фото: Youtube.com

Нельзя сказать, что выбор мотора был удачным. Несмотря на фантастическую тягу, этот агрегат изначально военный, танковый. Отсюда сложная конструкция, огромный расход масла и в целом невысокий ресурс для грузовиков.

Кстати, усовершенствованный БелАЗ-540А, появившийся в 1967 году, получил уже новый двигатель, специально разработанный для подобной техники. Это ЯМЗ-240 с объемом в 22,3 литра при мощности 360 л. с.

На первый взгляд кажется, что внешность автомобиля со странным расположением кабины – это исключительно дизайнерское решение. На самом деле, сделано это для максимального уменьшения длины самосвала при сохранении грузоподъемности. Эта же схема позволила идеально распределить вес по осям.

Известность

Все, кто интересовался грузовыми автомобилями в СССР, до сих пор помнят, как БелАЗ-540 поражал воображение своими размерами. Конечно, по сравнению с современными моделями, он выглядит неказисто, но в середине 60-х это был главный гигант отечественного автомобилестроения.

Даже игрушки тематические делали. Фото: Youtube.com

Самосвал стал настоящей «звездой» Советского Союза. Автомобили демонстрировались на всех специализированных выставках в крупных городах. К БелАЗ-540 водили туристов, позволяя им фотографироваться на фоне гиганта.

Кстати, в фильме «Королева бензоколонки» показали именно такой автомобиль. Так как картина снималась в 1962 году, то машина была опытной – одной из первых. Не обошлось и без «киноляпов». Например, сам факт того, что карьерный самосвал передвигается по дорогам общего пользования – это уже нонсенс.

Мировая востребованность

После появления БелАЗ-540 стало ясно, что новый карьерный самосвал вызвал интерес не только у дружественных стран, но и у капиталистов. Поэтому «Автоэкспорт» начал активно рекламировать автомобили, выпуская красочные буклеты на разных языках.

В советских фильмах эти автомобили мелькали часто. Фото: Youtube.com

Это принесло плоды – советские грузовики покупали даже в Англии. Только за 10 лет там приобрели более 40 автомобилей БелАЗ-540. Естественно, на экспорт машины собирали тщательнее, чтобы не посрамить СССР перед капиталистами.

Благодаря низкой цене, советские карьерные самосвалы трудились в ряде стран, начиная от Африки, заканчивая Китаем. Последний, кстати, стал самым крупным партнером из дальнего зарубежья за всю историю БелАЗ.

Модернизации

В 1986 году БелАЗ-540А прошел через очередной рестайлинг. Грузоподъемность модели подняли до 30 тонн. Так как изменений было много, самосвал получил новый индекс – 7522.

Модель оснастили модернизированным двигателем и гидротрансформатором с повышенным коэффициентом полезного действия. За счет ряда усовершенствований, срок эксплуатации БелАЗ-7522 увеличился на 15 %.

В конце 80-х автомобиль в очередной раз модернизировали. Теперь он назывался БелАЗ-7540. Но по факту, это был все тот же карьерный самосвал с индексом 540. Самое главное отличие от предыдущей модели – это новый, более мощный двигатель ЯМЗ-240НМ на 420 л. с.

Герои своего времени. Фото: Youtube.com

Автомобили постоянно дорабатывали, устраняли «детские болезни». Заботились и о комфорте водителей – кабины становились теплее, сиденье – мягче, зеркала – крупнее.

После развала СССР БелАЗ-540, точнее, его усовершенствованную модель 7540, продолжили выпускать. Конечно, производство сократилось в десятки раз, ведь логистические цепочки были нарушены, как и торговые связи.

Последний специфический самосвал серии, с неповторимым угловатым дизайном, был выпущен в 1996 году. На этом история БелАЗ-540 считается завершенной. Хотя, эти машины еще трудятся в некоторых карьерах, благо, производитель обеспечивает их запчастями.

БелАЗ-540А (Start Scale Models): diecast_43 — LiveJournal

?
Categories:
  • Производство
  • Техника
  • Авто
  • getCancelledCats().length > 0″ ng-click=»catSuggester.reacceptAll()»> Cancel
Оригинал взят у vladslav82 в БелАЗ-540А (Start Scale Models)

Модель БелАЗа-540А костромские товарищи анонсировали еще в начале этого года на выставке в Нюрнберге. И вот сейчас она появилась в продаже в лимитированной серии SSM из 252 экземпляров. Не смотря на предположения собирателей, цена модели получилась даже ниже, чем ранее выпущенный МАЗ-530, но выше, чем МАЗ-525.


Первая промышленная модель БелАЗа, не смотря на немалую стоимость (на уровне ДиПовских ГАЗонов), быстро разлетелась по предзаказам собирателей, многим даже не досталась. Первоначально модель появилась в продаже в двух расцветках (бежевый с оранжевым и синий с серым). Но неделю спустя была анонсирована модель еще в одной расцветке (зеленый с серым), плюс к этому — появится модель более позднего БелАЗа-7522, внешне немного отличающегося решеткой радиатора, ребрами кузова и задними фонарями.

Костромские товарищи изготовили модификацию первой самостоятельной модели карьерного самосвала Белорусского Автомобильного завода — БелАЗ-540А, который выпускался с 1967 по 1975 годы. По нынешним меркам грузоподъемность в 27 тонн не сильно впечатляет, но на фоне тогдашней обычной дорожно-строительной техники этот показатель был вполне серьезный. Конструкция самосвала была довольно прогрессивной. Он оснащался гидропневматической подвеской и гидромеханической коробкой передач. Ярославский дизельный двигатель развивал 360 л.с. Более поздние и более грузоподъемные модели БелАЗов стали оснащаться традиционной для больших карьерных самосвалов силовой установкой — дизельный двигатель + генератор + электродвигатели привода колес.

Тут можно посмотреть небольшой фильм о ранних БелАЗах, в котором БелАЗ-540А называют малышом.

Специально для френда stevelar выкладываю рисунок БелАЗа. Сходство конечно весьма условное (рисовал по единственной картинке из справочника НИИАТ).

Сам прототип живьем я видел только один раз, все в том же поселке Уваровка, рядом с ж/д вокзалом.

Теперь о модели.
На мой взгляд, костромская модель вполне удалась: детализированная и аккуратная. Металлический кузов не просвечивается на солнце и придаем модели веса, ребра кузова достаточно рельефны.
Колеса поворачиваются на приличный угол, но, в отличии от ДиПовских моделей с подшипниками, они заметно люфтят. Откидывается капот, под которым хорошо виден двигатель. Стойки водительского зеркала тонкие и аккуратные. Фары выполнены с рифлением и без заметного «зрачка» (не помню, чтобы костромские товарищи делали подобное раньше). Дополнительная оптика на бампере выполнена отдельными стекляшками (некоторые правда немного криво вклеены).

Слегка смущает глянцевость рамы и других черных элементов.
Больше всего вопросов у знатоков прототипа вызывает фальшадиаторная решетка. На модели она имеет 4 горизонтальных ребра, а на большинстве фото прототипа решетка выполнена с 5-ю ребрами.

От себя на модель добавил только ГРЗ и немного выправил феном поручень справа от кабины.

Наверное карьерному самосвалу больше подходит какой-нибудь каменный карьер, но в сети достаточно много фото малых БелАЗов и в песчаных карьерах.









Полевой ремонт…






Сзади под кузовом видна фара-прожектор, которая выполнена со стекляшкой.










Естественные цвета…



Была еще одна фотозадумка с этой моделью, но в этот раз реализовать ее не успел. Попробую в другой раз.

Tags: ssm, белаз, грузовики, самосвал

Subscribe

  • Волги (ГАЗ-3102, ГАЗ-24) в масштабе 1:24 (Hachette)

    Оригинал взят отсюда. Во время отпуска удалось отснять несколько кадров давно вышедших журнальных моделек от Hachette в 24-м масштабе характерного…

  • ГАЗ-М21 «Волга» в масштабе 1:8 (DeAgostini). Летние кадры

    После большого перерыва опять я со своей Волгой! Оригинал тут Давно была задумка устроить летнюю фотосессию Волги где-нибудь на берегу водоема.

  • Детские воспоминания.

    Советские визитные карточки с фотографиями моделек из коллекции моей мамы. Хипстеры среди коллекционеров называют такие…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

  • Волги (ГАЗ-3102, ГАЗ-24) в масштабе 1:24 (Hachette)

    Оригинал взят отсюда. Во время отпуска удалось отснять несколько кадров давно вышедших журнальных моделек от Hachette в 24-м масштабе характерного…

  • ГАЗ-М21 «Волга» в масштабе 1:8 (DeAgostini). Летние кадры

    После большого перерыва опять я со своей Волгой! Оригинал тут Давно была задумка устроить летнюю фотосессию Волги где-нибудь на берегу водоема.…

  • Детские воспоминания.

    Советские визитные карточки с фотографиями моделек из коллекции моей мамы. Хипстеры среди коллекционеров называют такие…

Белаз 540А фото — Фотогалерея с 1 фото

  1. Фотографии
  2. Белаз
  3. 540А

Посмотрите нашу фотогалерею БелАЗ 540А с 1 HQ фото. Последнее обновление в галерее 540A было во вторник, 29Ноябрь 2005 г. с 1 новым фото.

502 х 466