Белаз большой: Самый большой в мире карьерный самосвал БЕЛАЗ-75710 – на угольном разрезе Кузбасса

Содержание

БелАЗ: как делают самый большой карьерный самосвал в мире?

Срочная новость

Названы лучшие работы конкурса «Снимай науку!»

Названы лучшие работы конкурса «Снимай науку!»

Andrey Pozharskiy / Shutterstock.com

Большой, надежный и безотказный, этот самосвал может годами работать в самых суровых условиях. Когда зимой в Сибири температура опускается до –45 °С, БелАЗы не глушат моторы неделями. Запустить их на морозе — задача не из легких.

Только в одном карьере в Кузбассе ежедневно добывают несколько железнодорожных составов угля. Но прежде, чем добраться до полезного ископаемого, нужно поднять и вывезти сотни тысяч тонн пустой породы. Как раз этой работой и занимаются БелАЗы. Их грузоподъемность зависит от серии — самый большой в мире карьерный самосвал 75710 перевозит до 450 тонн. Вместе с грузом супермашина весит больше, чем Boeing 747, и может в прямом смысле слова свернуть горы.

На угольном разрезе в Западной Сибири работа не прекращается ни на минуту. За одну смену самосвал перевозит столько породы, что ею можно было бы засыпать несколько олимпийских бассейнов. БелАЗы курсируют по карьеру днем и ночью — без выходных и праздников. Во время пересменки водители даже не глушат двигатели, и нередко получается так, что машины работают по несколько дней подряд.

Как делают этих монстров?

Строительство завода торфяного машиностроения под Минском началось 75 лет назад — в 1947 году. Белорусский автомобильный завод возводили в чистом поле — вдали от крупных карьеров, металлургических комбинатов и крупных электростанций. Но со временем ничем не примечательное поселение Жодино стало местом, где расположен крупнейший в мире и единственный на территории бывшего СССР завод карьерной техники.

Большинство деталей для уникального самосвала не закупаются, а делаются на заводе. Технологический процесс был выстроен и отлажен еще в 1960-е годы: детали передаются с одного станка на другой согласно технологической цепочке. Правда, сегодняшние модели требуют нового оборудования и новых подходов к производству. Поэтому внутренности БелАЗа делают не линейно, как раньше, а в одном месте, на современных пятикоординатных станках. Токарю-наладчику нужно всего лишь правильно установить заготовку, а потом компьютер все сделает сам.

После того как готовая деталь снимается со станка, ее отправляют в измерительную лабораторию, где каждое изделие проходит строгий контроль. Специальный щуп с искусственным рубином на конце проводит осмотр и сверяет параметры изделия с электронным чертежом в компьютере. Только если отклонение в пределах нормы (составляет сотые доли миллиметра), деталь получает сертификат соответствия.

Фото: Aliaksandr Kushner / Shutterstock.com

Все новые детали проходят испытания в экспериментальном цехе, где над ними жестоко издеваются, то есть проводят тесты: сжимают, растягивают, проверяют на прочность и износостойкость. Прежде чем шестеренка попадет в серию, испытатели беспощадно уничтожат примерно сотню ее «сестер».

Горняки постоянно требуют от карьерных самосвалов все большую и большую грузоподъемность. Конструкторам приходится придумывать все новые и новые технологические решения, металловедам — постоянно изобретать инновационные материалы. Если 60 лет назад первая модель самосвала могла перевозить лишь 27 тонн, то в 1977 году грузоподъемность составила уже до 110 тонн, а в 2013-м с конвейера вышел гигантский БелАЗ-богатырь, вмещающий 450 тонн.

Самый большой самосвал в мире

БелАЗ-75710 дважды вошел в Книгу рекордов Гиннесса: как самый большой двухосный самосвал в мире, а также благодаря самому крупному кузову карьерного самосвала. На заводе кузов изготавливают из высокопрочной легированной стали. Ее можно разрезать только плазменным либо высокотемпературным газовым резаком. Листам придают нужную форму с помощью огромного пресса, который давит с силой в 1000 тонн. Согнутые детали соединяют на очень больших сварочных аппаратах, но делают кузов не до конца: заказчик получает его в разобранном виде из трех частей и собирает уже у себя с помощью болтов. Иначе кузов бы не поместился ни на одну железнодорожную платформу и его было бы невозможно доставить.

БелАЗ вблизи напоминает двухэтажное здание с лестницей — дом на восьми колесах. Высота каждого колеса — около 4 м. У серии БелАЗ-75710 каждая покрышка весит больше 5 тонн, примерно как африканский слон. Шины 59/80R63 — самые большие в мире.

Фото: AleksSafronov / Shutterstock.com

Кстати, покрышки для БелАЗа делают на другом белорусском заводе — в Бобруйске. При производстве используется несколько сортов резины с различными свойствами. Материала, который уходит на одну покрышку, было бы достаточно для создания более чем 600 шин для легковых автомобилей. Пятитонное колесо устанавливается всего за 10 секунд — достаточно закрутить 24 гайки. К заказчику самосвал едет в разобранном виде, ведь одни только покрышки занимают целый вагон.

Моторный отсек у чудо-машины настолько просторный, что в него может залезть человек. Два тяговых электродвигателя БелАЗа, на которые устанавливаются редукторы, потребляют 1400 кВт. Этого электричества хватило бы, чтобы зажечь 23 000 лампочек. Таким количеством энергии машину снабжает огромный дизель внутреннего сгорания. Принцип его работы такой же, как в обычном автомобиле. Только цилиндров побольше — 16 штук, объем каждого — почти 4 л.

При этом БелАЗ — гигантская передвижная электростанция. Самосвал имеет электромеханическую трансмиссию: он сжигает топливо, вырабатывает электрический ток и передает его по проводам к электродвигателям, которые установлены прямо на колесах, и они приводят в движение всю эту махину.

Кабина у карьерного самосвала тоже очень просторная, но в целом как у обычного автомобиля. Стоит коробка-автомат, но есть три педали. Две из них — это педали тормоза: основной и аварийный. Очень редко, но бывают случаи, когда отказывают оба тормоза. Чтобы избежать катастрофы, все дороги в карьере обсыпаны горами из пустой породы. Если тормоз отказал, водитель отправляет машину в это препятствие и БелАЗ упирается в него, как бык в ограду.

ТО за $100 000

Техническое обслуживание каждого монстра обходится примерно в $100 000 в год. БелАЗ работает в непростых условиях. Порода очень тяжелая, твердая, и у нее острые края. В итоге за несколько лет кузов самосвала стирается об камни чуть ли не до дыр. Примерно раз в четыре года кузов обшивают новыми листами металла.

Любая поломка такого монстра может остановить работу половины карьера. Поэтому за состоянием БелАЗов круглосуточно следят в специальном ситуационном центре. На экран выводятся параметры каждой машины: местоположение, загрузка, запас топлива и даже температура двигателя. Если оператор увидит неисправность, он свяжется с водителем, который находится в кабине. В ТО входит частая чистка воздушных фильтров, через которые самосвал «вдыхает» сотни кубометров воздуха в минуту и вентилирует двигатели. Снаружи они напоминают фары, но на самом деле это «легкие» автомобиля.

Как заявляют производители БелАЗа, каждый третий карьерный самосвал в мире производится у них. Эту белорусскую супермашину можно встретить на сотнях карьерах в десятках стран мира. Он немного неповоротлив, прожорлив и почти всегда грязный, но зато прекрасно добывает уголь, принося людям свет и тепло.

Процесс изготовления БелАЗов можно увидеть на канале «Наука» — в программе «Анатомия монстров».

Как закрыть «Врата ада»

Воспарить над пробками: авиамобили — наша новая реальность

Самые впечатляющие телескопы России

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации

  • Техника на грани

  • Остальные теги

Расскажите друзьям

    • Внеземное
    • Хтоническое

    Геофизики: магнетизм может объяснить формирование системы Земля-Луна

  • 11.2022 | 11:29

    • Внеземное
    • Красивое

    8 ноября можно будет наблюдать Кровавую Луну

    • Околонаука

    17 ноября состоится трансляция масштабного экологического события — фестиваля #ЗемлеЖить

    • Околонаука

    В Казани открылась выставка фотоконкурса «Снимай науку!»

    • Живое
    • Хемофилия

    Ученые научились понимать, что «говорят» водоросли

  • Science X

    Инженеры научили предметы левитировать с помощью звуковых волн

  • Solar Dynamics Observatory

    Орбитальная обсерватория сняла эпическое видео транзита Луны по диску Солнца

  • Shutterstock

    Ученые определили, какой запах человека привлекает опасных комаров

  • Shutterstock

    Ученые: неизвестные бактерии из тающих ледников могут представлять опасность

  • NASA, ESA, CSA, and STScI

    «Джеймс Уэбб» нашел в далеких галактиках органические молекулы

Хотите быть в курсе последних событий в науке?

Оставьте ваш email и подпишитесь на нашу рассылку

Ваш e-mail

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных

БелАЗ – самый большой советский грузовик

29 мая 1975 года на Белорусском автозаводе начато производство крупнейшего в Советском Союзе грузового автомобиля БелАЗ

Пожалуй, каждый наш соотечественник с детства знает, что самый большой самосвал производился в СССР и назывался БелАЗ. Образ могучего желтого карьерного самосвала известен всем по фильмам, книгам, фотографиям и детским игрушкам. Сегодня мы расскажем историю одного из самых интересных автозаводов и его продукции – мощных грузовиках, тягачах и тракторах.

Государственная необходимость

Тяжелые карьерные грузовики – отдельная каста среди всех грузовых машин. Эти монстры должны обладать рядом уникальных характеристик, позволяющих им эффективно работать в сложных условиях карьерных разработок, при этом оправдывать свою высокую стоимость хорошей производительностью. Здесь главным критерием выступает грузоподъёмность машины.


МАЗ-525. Источник: http://www.belaz.by

До 1951 года тяжелых грузовиков в полном смысле этого слова в СССР не производилось. Вернее, ярославские ЯАЗы или кременчугские КРАЗы, считались тяжелыми, но производственные требования были выше. Необходимость в специализированном тяжелом карьерном самосвале была озвучена на государственном уровне. Совершенно нецелесообразно было гонять обычные самосвалы, тратя их ресурс на непрофильные для них работы, такие как карьерные разработки.

Так появляется дедушка современных БелАЗов – МАЗ-525. Разработанный в Ярославле гигант был передан для производства минским коллегам ярославских инженеров. До 1958 года Минский АЗ собирал новые тяжелые грузовики, насыщая ими сырьевую промышленность СССР.


МАЗ-525 троллейвоз. Источник: http://www.belaz.by

А в Минской области, в городе Жодино, с 1947 года работал другой завод, специализирующийся на такой продукции, как кусторезы, прицепные дорожные катки, снегоочистители, снегопогрузчики и поливомоечные машины. Но в 1958 году производство советских грузовых гигантов было решено передать в Жодино. Так началась история всем знакомого желтого тяжеловеса.

Расцвет производства

Так, были созданы утяжеленные версии МАЗа-525, тягачи для скреперов и даже самосвал-троллейвоз, на электродвигателях и с характерными троллейбусными «рогами». Эта мера была призвана экономить горючее, потребляемое прожорливыми гигантами. Производили и мощные аэродромные тягачи для тяжелых армейских транспортников.


В. Кобылинский у созданного им БелАЗа-540. Источник: http://www.belaz.by

А в 1961 году при помощи специалистов института НАМИ, в частности, одного из его конструкторов В. Кобылинского появился первый образец, положивший начало существованию классического образа тяжелого желтого самосвала – 27-тонного БелАЗ-540.

С этого момента производство завода росло ускоренными темпами, как и вся экономика СССР. Добывающей промышленности требовались всё новые и всё более мощные карьерные монстры.


Современная продукция БелАЗа. Источник: http://www.belaz.by

Следом за 540-м был выпущен уже 40-тонный БелАЗ-548А (1967) и одноосный тягач БелАЗ-531. В 1976 году стартовало производство 75-тонного БелАЗа-549. А уже в следующем году завод представил опытный образец 110-тонного гиганта. В 1979 году представили самосвал-рекордсмен – 180-тонный БелАЗ-7521. Параллельно завод разработал и освоил производство 100- и 200-тонных аэродромных тягачей, самосвальные карьерные автопоезда, внедрил электротрансмиссию и даже газотурбинные двигатели.


БелАЗ-7550. Источник: http://www.belaz.by

К 1991 году БелАЗ был крупнейшим в мире производителем тяжелой карьерной техники. На заводе работало свыше 12 тысяч специалистов, а выпуск составлял свыше 6 тысяч машин в год – половину от мирового производства карьерной техники! Кульминацией производства и технологически сложнейшим стал выпущенный в 1990 году 280-тонный БелАЗ-7550. Всего в советское время БелАЗ выпустил свыше 130 тысяч тяжелых автомобилей.

Современные тяжеловесы

Несмотря на то что предприятие лихорадило в 90-е годы, и, как впрочем, и многие другие крупные промышленные предприятия бывшего СССР, с трудом переходило на капиталистические рельсы, БелАЗ достаточно быстро оправился от кризиса.


Самый крупный в мире 450-тонный БелАЗ-75710. Источник: http://www.belaz.by

Сейчас предприятие, выросшее до холдинга, продолжает выпуск тяжелых грузовиков. Также завод расширил номенклатуру производимых типов техники и выходит на производство многих видов карьерной спецтехники – погрузчиков, тягачей, тракторов. Не стоит на месте и производство тяжелых аэродромных машин.

Техника современного БелАЗа работает более чем в 50-ти странах мира. Основной экспорт приходится на государства постсоветского пространства, но Краснознаменный Белорусский завод, отмеченный пятью международными наградами за время своего существования, имеет неплохую репутацию за рубежом и продолжает выходить на новые рынки в разных частях света.


Современная продукция БелАЗа. Источник: http://www.belaz.by

В 2013 году завод представил очередного рекордсмена – БелАЗ-75710. Это до сих пор самый крупный и тяжелый в мире самосвал, его грузоподъемность 450 тонн! А в загруженном состоянии этот желтый монстр весит 810 тонн. При этом он может разогнаться аж до 64 км/ч.

В 2018 году БелАЗ произвел 802 единицы тяжелой техники. Это рекорд с 1991 года. Мы можем только порадоваться успехам белорусских инженеров, а также тому, что большой желтый самосвал, который так любят наши мальчишки в песочницах, никуда не исчез и продолжает радовать детей и приносить пользу взрослым.

Обложка: http://www.belaz.by

Самый большой самосвал в мире — электрический

Подключенный к сети

Для любителей грузовиков — обратите внимание на самосвал БелАЗ 75710, который в настоящее время работает на сибирском руднике в Кузбассе, Россия.

  • от Melissa C. Lott по адресу

  • Share на Facebook

  • Share на Twitter

  • Акции на Reddit

  • на Linkedin

    0010
  • Поделиться по эл. Якобы самый большой в мире самосвал БелАЗ 75710 может перевозить более 500 метрических тонн материала — и все это с использованием четырех электродвигателей.

    Грузовик имеет длину более 20 метров (65,6 футов), ширину почти десять метров (32,8 футов) и высоту восемь метров (26 футов). Пустой он весит 360 тонн и приводится в движение четырьмя электродвигателями Siemens мощностью 1200 киловатт (примерно 1800 лошадиных сил). Грузовик также развивает максимальную скорость 64 километра (40 миль) в час.

    Несмотря на то, что система привода электрическая, сама система по-прежнему использует дизельное топливо для производства электроэнергии, используемой на борту. По данным компании Siemens, инженеры которой разработали систему электропривода для БелАЗ 75710, электроэнергия для системы полного привода обеспечивается двумя генераторами, каждый из которых приводится в движение 16-цилиндровым дизельным двигателем мощностью около 1700 кВт. .

    Конструкция БелАЗ 75710 стала результатом запроса производителя грузовиков, БелАЗа, на грузовик, который мог бы перевозить на 25 процентов больше полезной нагрузки, чем самый большой грузовик на этом рынке в то время, при значительном снижении затрат в пересчете на стоимость тонны. транспортируемых материалов. По данным БелАЗа, новый грузовик имеет 25-процентное повышение эффективности по сравнению с предыдущими моделями. Грузовик был представлен в октябре 2013 года и, пройдя годовые испытания на сибирском руднике, выходит на рынок. По словам Siemens, грузовик будет использоваться в первую очередь для перевозки угля и железорудных пород.

    Фото предоставлено: Siemens

    Высказанные мнения принадлежат авторам и не обязательно совпадают с мнением Scientific American.

    ОБ АВТОРАХ

      Мелисса С. Лотт — инженер и исследователь, работающая на стыке энергетики и общественного здравоохранения. Подпишитесь на Мелиссу С. Лотт в Твиттере

      Читать дальше

      Астрономия

      НАСА изучает частную миссию по ускорению орбиты Хаббла. Стоит ли рисковать?

      Изменение климата

      Дополнительные исследования адаптации под руководством африканских стран помогут континенту пережить изменение климата

      Животные

      Вороны обладают еще одним навыком, который когда-то считался характерным для человека Репродукция

      Безрецептурные противозачаточные таблетки могут быть одобрены в следующем году

      Вакцины

      Новая бустерная прививка от COVID может спасти вашу жизнь; Получите один сейчас, говорит эксперт FDA

      Информационный бюллетень

      Будьте умнее.

      Подпишитесь на нашу новостную е-мэйл рассылку.

      Зарегистрироваться

      Подробнее

      Предыдущие

      Поставщики электроэнергии проливают рабочие места, несмотря на рост возобновляемых источников энергии

      • от Мелиссы С. Лотт 23 декабря 2014 г.
      • 3

      Следующая

      Vermont’s yankee Auctle Его двери

      • Мелисса С. Лотт, 30 декабря 2014 г.
      • 3

      Поддержка научной журналистики

      Откройте для себя науку, которая изменит мир. Изучите наш цифровой архив с 1845 года, включая статьи более 150 лауреатов Нобелевской премии.

      Подпишитесь прямо сейчас!

      БЕЛАЗ тур, самый большой в мире грузовик(и) в Беларуси – фотограф-путешественник из Финляндии – Блог о лучших местах для посещения в Европе Он высотой в 3 этажа и может вместить в себя 90 слонов.

      Но не только размер впечатляет. Также есть объем. Во время экскурсии по БЕЛАЗу на территории завода мы увидели сотни грузовиков в очереди.

      Мы уже видели (второе) по величине транспортное средство в мире. Давайте посмотрим больше выдающихся инженеров. Я инженер в туре, и это мой отзыв о туре БЕЛАЗ.

      Одна из моделей (не самая большая)

      Содержание

      Где находится БЕЛАЗ?

      Завод БЕЛАЗ расположен в Жодино, маленьком городе в Беларуси. Это примерно в 50 км от столицы Минска. В Жодино основным работодателем является БЕЛАЗ, кажется, почти в каждой семье есть кто-то, кто там работает.

      В прошлом, как инженер-консультант, я бывал в таких советских городах России. Когда жизнь сосредоточена вокруг производства, а советская музыка транслируется по улицам, они напоминают путешествие в прошлое.

      Я сравниваю Жодино с промышленными городами России, потому что большинство из них сформировалось в советское время. Они сохраняют много общего и по сей день. Тем не менее, если говорить о том, что отличает Жодино, то я бы сказал, что оно исключительно чистоплотное.

      Почему я считаю БЕЛАЗ значимым?

      Я работаю консультантом по инженерному программному обеспечению, и мне нравится то, что я делаю. Каждый раз, когда я посещаю новую фабрику, они показывают мне то, чем они гордятся. БЕЛАЗ не исключение.

      Но есть еще одна вещь, которая меня впечатляет, помимо их продукции.
      Скажем так, Беларусь не самая богатая страна. И это не самые инновационные технические университеты мира. Вдобавок ко всему, это произошло через развал Советского Союза.

      БЕЛАЗ основан в 1948 году. Одно из первых изделий монтируется вне завода.

      Впечатляет то, что они конкурентоспособны на мировом рынке. На рынке карьерных самосвалов они занимают второе место после американской Caterpillar. В таких странах, как Россия и Беларусь, потребовались огромные усилия, чтобы сохранить промышленность после распада СССР, а также сохранить конкурентоспособность в эпоху цифровых технологий. (Хотя более половины грузовиков продается в Россию и страны бывшего СССР)

      БЕЛАЗ в цифрах

      • По данным сайта БЕЛАЗ, доля компании на мировом рынке карьерных самосвалов составляет 30%.
      • Около 2000 грузовиков в год
      • продаются более чем 80 странам
      • , более 70% грузовиков поставляются в Россию, а Post Страны СССР

      • -крупнейший грузовик Belaz-75710
      • 3430 Horsepow Максимальная грузоподъемность – 450 тонн
      • Электромеханическая трансмиссия
      • 20,6×9,75×8,27 метра

      Данные взяты с сайта БЕЛАЗ.

      Чего ожидать от тура

      Весь тур занимает около 2 часов.
      Во время экскурсии вас проводят в центр для посетителей/музей. В показывает общую информацию о компании и ее продуктах.

      Ключевые люди
      Экскурсии доступны на русском и английском языках. И да, это наш гид.

      Затем вас посадят на автобус и отвезут в отдаленный район завода. Там выстроена продукция компании, в том числе самый большой грузовик.

      Самый большой
      Выглядит большим даже по сравнению с другими гигантами

      Можно подняться

      За дополнительную плату можно покататься
      • 0 мастерская (фотографировать там запрещено). И, наконец, в сувенирную лавку.

        Стоимость тура около 10 евро.

        Заключение

        Стоит ли его посетить? Для хардкорных инженеров — очень рекомендую!
        Для всех остальных – это, наверное, не достаточный повод посетить Беларусь, но если вы там, я думаю, что это одно из лучших занятий вокруг Минска.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *