5301 — это… Что такое ЗИЛ-5301?
ЗиЛ-5301
![](/wp-content/uploads/bychok-gruzovik_0.jpg)
Общие данные
Годы пр-ва: | 1996—настоящее время |
Иные обозначения: | «Бычок» |
ММЗ Д-245.7; Д-245.9 Е2 /Е3
5-ст. механическая синхр.
Характеристики
Массово-габаритные
Колея задняя: | 1690 мм |
Колея передняя: | 1832 мм |
Масса: | снаряжённая (с тентом) 3695 кг/ полная (допустимая) 6950 кг |
Динамические
Макс. скорость: | 95 км/ч |
На рынке
Преемник ПреемникЗиЛ «Тапир» |
Связанные: | ЗиЛ-4331, ЗиЛ-43336 |
Похожие модели: | Mercedes-Benz Vario |
Другое
Грузоподъёмность: | 3000 кг |
Расход топлива: | при постоянной скорости 60 км/ч 16 л/100 км |
Объём бака: | 125 л |
Дизайнер: | К.В.Потехин |
ЗиЛ-5301 «Бычок» —- российский малотоннажный грузовой автомобиль производства Завода имени Лихачёва. Серийно выпускается с 1996 года.
История семейства «Бычок»
1990-е
В результате перехода в начале 90-х российской экономики на рыночные рельсы основная продукция АМО ЗиЛ — среднетоннажные бензиновые грузовики, попала под обвальное сокращение спроса, поэтому на предприятии в начале 1992 года в срочном порядке был запущен проект создания развозного трёхтонного грузовика с максимальным использованием уже выпускаемых комплектующих от более тяжелых грузовиков, в частности кабины типа 4331 и коробки передач типа 130. В качестве прототипа по ходовой части был взят «Мерседес-Бенц Т2». Два первых ходовых образца трёхтонного ЗиЛ-5301 были изготовлены в конце 1994 года, а в 1995 году произведена опытно-промышленная партия из 219 машин на «мерседесовском» шасси (кабины с высоким расположением фар). Массовое производство серии ЗиЛ-5301, получившей собственное название «Бычок» (по неподтверждённым данным по личной инициативе московского мэра Ю. М. Лужкова). Массовое серийное производство «Бычка» развернулось с 1996 года (1348 ед.). В 1996—1997 гг. была разработана модульная конструкция панельного цельнометаллического кузова фургона позволявшая создавать 2-х, 3-х и 4-секционные фургоны объемом от 10,5 м³ ЗиЛ-5301НС до 20,5 м³ ЗиЛ-5301ЕС (колёсная база 3245—4505 мм). Базовой моделью фургона стал 3-секционный ЗиЛ-5301СС объёмом 15,5 м³.
Низкая погрузочная высота фургонов (765 мм), небольшой радиус разворота и наличие сдвижной боковой двери грузового отсека (под заказ изготовляли также исполнения без боковых дверей) позволили создать на их базе грузопассажирские версии с 6-местной (включая водителя) кабиной и сокращёнными грузовыми отсеками: 5,5 м³ на ЗиЛ-5301А3; 10,5 м³ на ЗиЛ-5301А2 и 15,5 м³ на ЗиЛ-5301А1 со съёмно-разборной перегородкой между кабиной и грузовым отсеком. По заказу «Мосводоканала» в 2004—2005 гг. было изготовлено 15 фургонов ЗиЛ-5301А2.
В 1998 году на базе фургонов было создано семейство малых автобусов ЗиЛ-3250, включающее 15- и 19-местную модификации (база, соответственно, 3650 и 4505 мм). Автобусы получили стабилизаторы обеих подвесок и АБС. В семейство автобусов «Бычок» входит также реанимобиль ЗиЛ-32502М с односкатной ошиновкой и пневмоподвеской заднего моста и штабной автобус ЗиЛ-325ША.
2000-е
К 2000 г. доля «Бычка» в общем выпуске АМО ЗиЛ достигла 56 %, что составило 12,3 тыс. автомобилей. Таким образом, данное семейство смогло обеспечить заводу необходимую загрузку мощностей. Во второй половине 2000-х, из-за ухудшения финансовых показателей предприятия и усиления конкуренции со стороны отечественных аналогов (ГАЗ-3310 «Валдай») и иностранных (прежде всего китайских) марок, доля «Бычка» в производстве начала стремительно падать. В 2008 году на долю «Бычка» в общем (значительно сократившемся) выпуске АМО ЗиЛ пришлось лишь 11,6 % (527 ед.). Производство семейства фургонов и автобусов фактически свелось к единичным заказам. Невысокое качество сборки и отсутствие подходящего дизеля снизили популярность модели даже у госорганов, традиционно закупающих продукцию АМО ЗиЛ. Запуск в серию модернизированного семейства «Тапир» намеченное ещё на 2008 год, постоянно переносится, что также не усиливает конкурентных позиций семейства. На базе «Бычка» создано усиленное 4,5-тонное семейство ЗиЛ-4362, серийное производство которого переносится, начиная, с 2006 года и, на сегодня предполагается уже в составе семейства «Тапир».
До 2005 года на ЗиЛ-5301 устанавливались дизельные двигатели ММЗ Д-245.12С и ММЗ Д-245.9 (оба Евро-0). В январе 2005 года, всё семейство «Бычков» получило дизельные двигатели ММЗ Д-245.9 Е2 (Евро-2), а с апреля 2008 года — ММЗ Д-245.9 Е3 (Евро-3). Модификации с модернизированными двигателями получили иные заводские индексы (см. Модификации).
2010-е
26 декабря 2011 года на ЗАО «Петровский завод автозапчастей АМО ЗиЛ» (Саратовская область,Петровск) состоялся торжественный запуск линии по сборке автомобилей ЗиЛ-5301 (ЗиЛ «Бычок»). Производство автомобилей ЗиЛ-5301 было перенесено из Москвы с головной площадки АМО ЗиЛ[1].
Особенности
Малотоннажный грузовик ЗиЛ-5301 оснащён автомобильной модификацией тракторного 4-цилиндрового дизельного двигателя Д-245 (4750 см³) Минского моторного завода (ММЗ). За полтора десятилетия данный дизель с турбонаддувом прошёл несколько модернизаций, благодаря которым его мощность возросла со 109 до 136 л.с., а экологический класс поднялся с Евро-0 до Евро-3 (в перспективе Евро-4). На автомобиле 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач типа ЗиЛ-130, гидроусилитель рулевого управления и 3-местная кабина типа 4331. Оперение с укороченным капотом оригинальное. Среди особенностей конструкции: гидропривод сцепления и тормозов (конструкция комбинированная — воздух давит на жидкость), гипоидная главная передача, передние дисковые тормоза, низкопрофильные 16-дюймовые колеса с бескамерными шинами, низкорасположенная (погрузочная высота 1050 мм) металлическая грузовая платформа с тентом, небольшой радиус разворота (7 м) и среднюю погрузочную высоту. Максимальная скорость (паспортная) составляет 95 км/ч.
Модификации
Грузопассажирский фургон ЗиЛ-5301А3 в специсполнении для аварийной службы «Мосводоканала» МЧС Москвы- ЗиЛ-5301В2 шасси
- ЗиЛ-5301Е2 шасси
- ЗиЛ-5301Е3 шасси
- ЗиЛ-5301К2 шасси
- ЗиЛ-5301М2 шасси
- ЗиЛ-5301ЕЕ бортовой
- ЗиЛ-5301МЕ бортовой
- ЗиЛ-5301Р1 цельнометаллический фургон
- ЗиЛ-5301Е4 термокузов
- ЗиЛ-5301В3 изотермический кузов
- ЗиЛ-5301В2 Фургоны на базе шасси
- ЗиЛ-5301Е2 Фургоны на базе шасси
- ЗиЛ-5301К2 Фургоны на базе шасси
- ЗиЛ-5301ВЕ бортовой
- ЗиЛ-5301КЕ бортовой
- ЗиЛ-5301В4 термокузов
- ЗиЛ-5301К4 термокузов
- ЗиЛ-5301Е3 изотермический кузов
- ЗиЛ-530120 реанимобиль
Интересные факты
Отраслевой индекс 5301 «Бычок» получил по ошибке. По отраслевому ГОСТу 1966 года индекс должен был начинаться с тройки, что как раз соответствовало бы малотоннажному классу, но при выдаче свидетельства на автомобиль в Министерстве автомобильной и тракторной промышленности просто перепутали первую цифру, а когда через полгода ошибка обнаружилась, исправлять её было уже поздно — индекс «5301» был внесён во всю технологическую документацию, переделка которой была бы слишком дорогой. Таким образом, «Бычок» несёт индекс соответствующий тяжёлому классу грузоподъёмности.
Галерея
Реанимобиль ЗиЛ-530120 (32502М)
См. также
- ЗиЛ-3250 — семейство малых автобусов
Примечания
Ссылки
Шаблон:Автомобили ЗиЛ
dic.academic.ru
По вопросам покупки данной техники (ЗИЛ 5301СС Бычок автофургон цельнометаллический), условиях кредита и лизинга, сервисного и гарантийного обслуживания просьба обращаться к дилерам завода или в официальные представительства. Поставка ЗИЛ 5301СС Бычок автофургон цельнометаллический может осуществляться как напрямую с завода-изготовителя, так и с площадок в Москве и других регионах РФ. Цельнометаллический фургон ЗИЛ Бычок с колесной формулой 4×2 предназначен для перевозки различных грузов по всем видам дорог. Габаритные размеры цельнометаллического фургона ЗИЛ 5301СС Бычок![]() Для просмотра схемы в увеличенном размере, перейдите по этой ссылке. Технические характеристики цельнометаллического фургона ЗИЛ-5301СС
* — Перераспределение максимальных нагрузок на оси должно соответствовать полной массе 6950 кг. Двигатель фургона ЗИЛ 5301СС
Предусматривается также установка дизельных двигателей:
При этом фургоны, соответственно, имеют обозначения:
По специальному заказу модель может поставляться с двигателями при их наличии:
Стандартное оборудование цельнометаллического фургона ЗИЛ-5301СССредство облегчения пуска двигателя
Сцепление
Коробка передач
Ведущий мост
Карданная передача
Колеса и шины ЗИЛ 5301СС
Рулевое управление
Тормозная система
Система электрооборудования
Кузов цельнометаллического фургона ЗИЛ-5301СС
Дополнительное оборудование фургона ЗИЛ 5301СС
Фотографии ЗИЛ 5301СС Бычок автофургон цельнометаллический | Смотрите такжеКатегории |
www.specautopartner.ru
Городская легенда, или ЗИЛ 5301 :: SYL.ru
Существует множество автомобилей-грузовиков, предназначенных для больших перевозок на средние и дальние расстояния. Это может быть знаменитая модель Минского Автомобильного Завода 6303 или Камского завода 55111, даже ГАЗ 66 подойдёт к такой миссии. А вот модели машин, задачей которых в лучшем случае является перевоз груза по городу, знают не многие. Такой автомобиль должен обладать массой особых качеств: компактностью, вместимостью, небольшим весом и резвостью на дороге. Непросто соединить всё это воедино, но автомобилестроение способно на «чудеса». Поэтому уже более двадцати лет по разным городам неизменно ездит знаменитый и всеми любимый ЗИЛ 5301, в простонародье за свои формы передней части кузова именуемый прозвищем «Бычок».
История создания
ЗИЛ 5301 «Бычок» начал свой путь в 1994 году на Московском автомобильном заводе имени Лихачева.
![](/wp-content/uploads/bychok-gruzovik_2.jpg)
Характеристики ЗИЛ 5301
«Бычок» стал одним из лучших в своём классе благодаря особенным техническим характеристикам. Они помогают ему до сих пор выполнять свою непростую работу.
Двигатель на ЗИЛ 5301 в разное время устанавливался в нескольких модификациях. На первых моделях можно было видеть «Ммз д-245,12С» и «Ммз д-245,9 ЕО». Они не отвечали никаким нормам евростандартов, оттого их в скором времени заменили на более новый мотор – «Ммз д-245, 9 ЕЗ».
![](/wp-content/uploads/bychok-gruzovik_3.jpg)
Тормозной системе следует уделить особое внимание, так как именно она является одной из самых важных частей в любом транспортном средстве. ЗИЛ 5301 «Бычок» имеет двухконтурную систему торможения. Обе её части полностью независимы друг от друга. Это придаёт грузовику большую безопасность. Передние колеса оснащены тормозами дискового типа, а задние – барабанного типа.
Кабина
Полукапотная кабина имеет различные модификации. Первая и самая распространенная – это классическая. Она не большая и не маленькая, можно сказать, уютная.
![](/wp-content/uploads/bychok-gruzovik_4.jpg)
Разносторонность «Бычка»
ЗИЛ 5301 можно назвать универсальной машиной благодаря особенному строению шасси, а именно наличию лонжеронной рамы и отдельной кабины, никак не связанной с остальными сегментами. Такая комбинация даёт неограниченный запас вариаций последней, несущей части. Часто можно видеть комплектацию ЗИЛ 5301 «самосвал». Причем кузов бывает разного объёма, зависящего от требуемых эксплуатационных нужд.
![](/wp-content/uploads/bychok-gruzovik_5.jpg)
ЗИЛ 5301: цена вопроса
Одно из немалых достоинств ЗИЛа – это относительно небольшая цена. За это его и любят многие транспортные компании. Оказавшись дешевле заграничных аналогов в разы, ЗИЛ 5301 «объявил монополию» на своём авторынке малотоннажных грузовиков. Сейчас «Бычка» (конечно же, б/у) без труда можно достать за 2000 долларов. Но цена может и расти. На это влияет год выпуска модели, степень состояния и технические характеристики.
ЗИЛ 5301 «Бычок» зарекомендовал себя как надежный грузовик, поэтому спрос на него еще долго не будет падать.
www.syl.ru