5301 — это… Что такое ЗИЛ-5301?
ЗиЛ-5301
Общие данные
Годы пр-ва: | 1996—настоящее время |
Иные обозначения: | «Бычок» |
ММЗ Д-245.7; Д-245.9 Е2 /Е3
5-ст. механическая синхр.
Характеристики
Массово-габаритные
Колея задняя: | 1690 мм |
Колея передняя: | 1832 мм |
Масса: | снаряжённая (с тентом) 3695 кг/ полная (допустимая) 6950 кг |
Динамические
Макс. скорость: | 95 км/ч |
На рынке
Преемник ПреемникЗиЛ «Тапир» |
Связанные: | ЗиЛ-4331, ЗиЛ-43336 |
Похожие модели: | Mercedes-Benz Vario |
Другое
Грузоподъёмность: | 3000 кг |
Расход топлива: | при постоянной скорости 60 км/ч 16 л/100 км |
Объём бака: | 125 л |
Дизайнер: | К.В.Потехин |
ЗиЛ-5301 «Бычок» —- российский малотоннажный грузовой автомобиль производства Завода имени Лихачёва. Серийно выпускается с 1996 года.
История семейства «Бычок»
1990-е
В результате перехода в начале 90-х российской экономики на рыночные рельсы основная продукция АМО ЗиЛ — среднетоннажные бензиновые грузовики, попала под обвальное сокращение спроса, поэтому на предприятии в начале 1992 года в срочном порядке был запущен проект создания развозного трёхтонного грузовика с максимальным использованием уже выпускаемых комплектующих от более тяжелых грузовиков, в частности кабины типа 4331 и коробки передач типа 130. В качестве прототипа по ходовой части был взят «Мерседес-Бенц Т2». Два первых ходовых образца трёхтонного ЗиЛ-5301 были изготовлены в конце 1994 года, а в 1995 году произведена опытно-промышленная партия из 219 машин на «мерседесовском» шасси (кабины с высоким расположением фар). Массовое производство серии ЗиЛ-5301, получившей собственное название «Бычок» (по неподтверждённым данным по личной инициативе московского мэра Ю. М. Лужкова). Массовое серийное производство «Бычка» развернулось с 1996 года (1348 ед.). В 1996—1997 гг. была разработана модульная конструкция панельного цельнометаллического кузова фургона позволявшая создавать 2-х, 3-х и 4-секционные фургоны объемом от 10,5 м³ ЗиЛ-5301НС до 20,5 м³ ЗиЛ-5301ЕС (колёсная база 3245—4505 мм). Базовой моделью фургона стал 3-секционный ЗиЛ-5301СС объёмом 15,5 м³.
Низкая погрузочная высота фургонов (765 мм), небольшой радиус разворота и наличие сдвижной боковой двери грузового отсека (под заказ изготовляли также исполнения без боковых дверей) позволили создать на их базе грузопассажирские версии с 6-местной (включая водителя) кабиной и сокращёнными грузовыми отсеками: 5,5 м³ на ЗиЛ-5301А3; 10,5 м³ на ЗиЛ-5301А2 и 15,5 м³ на ЗиЛ-5301А1 со съёмно-разборной перегородкой между кабиной и грузовым отсеком. По заказу «Мосводоканала» в 2004—2005 гг. было изготовлено 15 фургонов ЗиЛ-5301А2.
В 1998 году на базе фургонов было создано семейство малых автобусов ЗиЛ-3250, включающее 15- и 19-местную модификации (база, соответственно, 3650 и 4505 мм). Автобусы получили стабилизаторы обеих подвесок и АБС. В семейство автобусов «Бычок» входит также реанимобиль ЗиЛ-32502М с односкатной ошиновкой и пневмоподвеской заднего моста и штабной автобус ЗиЛ-325ША.
2000-е
К 2000 г. доля «Бычка» в общем выпуске АМО ЗиЛ достигла 56 %, что составило 12,3 тыс. автомобилей. Таким образом, данное семейство смогло обеспечить заводу необходимую загрузку мощностей. Во второй половине 2000-х, из-за ухудшения финансовых показателей предприятия и усиления конкуренции со стороны отечественных аналогов (ГАЗ-3310 «Валдай») и иностранных (прежде всего китайских) марок, доля «Бычка» в производстве начала стремительно падать. В 2008 году на долю «Бычка» в общем (значительно сократившемся) выпуске АМО ЗиЛ пришлось лишь 11,6 % (527 ед.). Производство семейства фургонов и автобусов фактически свелось к единичным заказам. Невысокое качество сборки и отсутствие подходящего дизеля снизили популярность модели даже у госорганов, традиционно закупающих продукцию АМО ЗиЛ. Запуск в серию модернизированного семейства «Тапир» намеченное ещё на 2008 год, постоянно переносится, что также не усиливает конкурентных позиций семейства. На базе «Бычка» создано усиленное 4,5-тонное семейство ЗиЛ-4362, серийное производство которого переносится, начиная, с 2006 года и, на сегодня предполагается уже в составе семейства «Тапир».
До 2005 года на ЗиЛ-5301 устанавливались дизельные двигатели ММЗ Д-245.12С и ММЗ Д-245.9 (оба Евро-0). В январе 2005 года, всё семейство «Бычков» получило дизельные двигатели ММЗ Д-245.9 Е2 (Евро-2), а с апреля 2008 года — ММЗ Д-245.9 Е3 (Евро-3). Модификации с модернизированными двигателями получили иные заводские индексы (см. Модификации).
2010-е
26 декабря 2011 года на ЗАО «Петровский завод автозапчастей АМО ЗиЛ» (Саратовская область,Петровск) состоялся торжественный запуск линии по сборке автомобилей ЗиЛ-5301 (ЗиЛ «Бычок»). Производство автомобилей ЗиЛ-5301 было перенесено из Москвы с головной площадки АМО ЗиЛ[1].
Особенности
Малотоннажный грузовик ЗиЛ-5301 оснащён автомобильной модификацией тракторного 4-цилиндрового дизельного двигателя Д-245 (4750 см³) Минского моторного завода (ММЗ). За полтора десятилетия данный дизель с турбонаддувом прошёл несколько модернизаций, благодаря которым его мощность возросла со 109 до 136 л.с., а экологический класс поднялся с Евро-0 до Евро-3 (в перспективе Евро-4). На автомобиле 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач типа ЗиЛ-130, гидроусилитель рулевого управления и 3-местная кабина типа 4331. Оперение с укороченным капотом оригинальное. Среди особенностей конструкции: гидропривод сцепления и тормозов (конструкция комбинированная — воздух давит на жидкость), гипоидная главная передача, передние дисковые тормоза, низкопрофильные 16-дюймовые колеса с бескамерными шинами, низкорасположенная (погрузочная высота 1050 мм) металлическая грузовая платформа с тентом, небольшой радиус разворота (7 м) и среднюю погрузочную высоту. Максимальная скорость (паспортная) составляет 95 км/ч.
Модификации
Грузопассажирский фургон ЗиЛ-5301А3 в специсполнении для аварийной службы «Мосводоканала» МЧС Москвы- ЗиЛ-5301В2 шасси
- ЗиЛ-5301Е2 шасси
- ЗиЛ-5301Е3 шасси
- ЗиЛ-5301К2 шасси
- ЗиЛ-5301М2 шасси
- ЗиЛ-5301ЕЕ бортовой
- ЗиЛ-5301МЕ бортовой
- ЗиЛ-5301Р1 цельнометаллический фургон
- ЗиЛ-5301Е4 термокузов
- ЗиЛ-5301В3 изотермический кузов
- ЗиЛ-5301В2 Фургоны на базе шасси
- ЗиЛ-5301Е2 Фургоны на базе шасси
- ЗиЛ-5301К2 Фургоны на базе шасси
- ЗиЛ-5301ВЕ бортовой
- ЗиЛ-5301КЕ бортовой
- ЗиЛ-5301В4 термокузов
- ЗиЛ-5301К4 термокузов
- ЗиЛ-5301Е3 изотермический кузов
- ЗиЛ-530120 реанимобиль
Интересные факты
Отраслевой индекс 5301 «Бычок» получил по ошибке. По отраслевому ГОСТу 1966 года индекс должен был начинаться с тройки, что как раз соответствовало бы малотоннажному классу, но при выдаче свидетельства на автомобиль в Министерстве автомобильной и тракторной промышленности просто перепутали первую цифру, а когда через полгода ошибка обнаружилась, исправлять её было уже поздно — индекс «5301» был внесён во всю технологическую документацию, переделка которой была бы слишком дорогой. Таким образом, «Бычок» несёт индекс соответствующий тяжёлому классу грузоподъёмности.
Галерея
Реанимобиль ЗиЛ-530120 (32502М)
См. также
- ЗиЛ-3250 — семейство малых автобусов
Примечания
Ссылки
Шаблон:Автомобили ЗиЛ
dic.academic.ru
По вопросам покупки данной техники (ЗИЛ 5301СС Бычок автофургон цельнометаллический), условиях кредита и лизинга, сервисного и гарантийного обслуживания просьба обращаться к дилерам завода или в официальные представительства. Поставка ЗИЛ 5301СС Бычок автофургон цельнометаллический может осуществляться как напрямую с завода-изготовителя, так и с площадок в Москве и других регионах РФ. Цельнометаллический фургон ЗИЛ Бычок с колесной формулой 4×2 предназначен для перевозки различных грузов по всем видам дорог. Габаритные размеры цельнометаллического фургона ЗИЛ 5301СС БычокДля просмотра схемы в увеличенном размере, перейдите по этой ссылке. Технические характеристики цельнометаллического фургона ЗИЛ-5301СС
* — Перераспределение максимальных нагрузок на оси должно соответствовать полной массе 6950 кг. Двигатель фургона ЗИЛ 5301СС
Предусматривается также установка дизельных двигателей:
При этом фургоны, соответственно, имеют обозначения:
По специальному заказу модель может поставляться с двигателями при их наличии:
Стандартное оборудование цельнометаллического фургона ЗИЛ-5301СССредство облегчения пуска двигателя
Сцепление
Коробка передач
Ведущий мост
Карданная передача
Колеса и шины ЗИЛ 5301СС
Рулевое управление
Тормозная система
Система электрооборудования
Кузов цельнометаллического фургона ЗИЛ-5301СС
Дополнительное оборудование фургона ЗИЛ 5301СС
Фотографии ЗИЛ 5301СС Бычок автофургон цельнометаллический | Смотрите такжеКатегории |
www.specautopartner.ru
Городская легенда, или ЗИЛ 5301 :: SYL.ru
Существует множество автомобилей-грузовиков, предназначенных для больших перевозок на средние и дальние расстояния. Это может быть знаменитая модель Минского Автомобильного Завода 6303 или Камского завода 55111, даже ГАЗ 66 подойдёт к такой миссии. А вот модели машин, задачей которых в лучшем случае является перевоз груза по городу, знают не многие. Такой автомобиль должен обладать массой особых качеств: компактностью, вместимостью, небольшим весом и резвостью на дороге. Непросто соединить всё это воедино, но автомобилестроение способно на «чудеса». Поэтому уже более двадцати лет по разным городам неизменно ездит знаменитый и всеми любимый ЗИЛ 5301, в простонародье за свои формы передней части кузова именуемый прозвищем «Бычок».
История создания
ЗИЛ 5301 «Бычок» начал свой путь в 1994 году на Московском автомобильном заводе имени Лихачева.
Тогда была потребность в малолитражных грузовиках, способных быстро осуществлять перевоз груза в районе города. В основном из-за нехватки техники страдал малый и средний бизнес, поэтому акцент был сделан на покупателей именно этого класса.Характеристики ЗИЛ 5301
«Бычок» стал одним из лучших в своём классе благодаря особенным техническим характеристикам. Они помогают ему до сих пор выполнять свою непростую работу.
Двигатель на ЗИЛ 5301 в разное время устанавливался в нескольких модификациях. На первых моделях можно было видеть «Ммз д-245,12С» и «Ммз д-245,9 ЕО». Они не отвечали никаким нормам евростандартов, оттого их в скором времени заменили на более новый мотор – «Ммз д-245, 9 ЕЗ».
Он уже подогнан под стандарт «Евро 3», что не может не радовать. Этот рядный четырёхцилиндровый дизельный двигатель имеет общий объём в 4,7 литра. Максимальная его мощность составляет примерно 125 лошадиных сил (погрешность может составлять 10 «лошадок», в зависимости от степени износа движка). Пусть ЗИЛ 5301 относительно тяжеловат для своей категории (полностью оснащенный и загруженный автомобиль весит 6,9 тонн), но все-таки он может разогнаться до внушительных 90 километров в час всего за сорок пять секунд. Это даёт полное право «Бычку» посоревноваться со своими заграничными конкурентами. Расход топлива при скорости в 60 км/ч на сто километров составляет ни много ни мало, а 14 литров. Топливный бак вмещает в себя 125 литров дизеля. Пользуясь несложными математическими расчетами, можно понять, что без дозаправки грузовик протянет 850 километров. К технической базе прилагается пятиступенчатая коробка передач. Она проста, хорошо отрегулирована, поэтому и вызывает симпатии у механиков-водителей.Тормозной системе следует уделить особое внимание, так как именно она является одной из самых важных частей в любом транспортном средстве. ЗИЛ 5301 «Бычок» имеет двухконтурную систему торможения. Обе её части полностью независимы друг от друга. Это придаёт грузовику большую безопасность. Передние колеса оснащены тормозами дискового типа, а задние – барабанного типа.
Кабина
Полукапотная кабина имеет различные модификации. Первая и самая распространенная – это классическая. Она не большая и не маленькая, можно сказать, уютная.
Обита мягким материалом, который трудно испачкать и порезать. Кресла удобные, а главное, регулируемые, каждый может настроить сиденье под свои параметры. Вторая модель отличается чуть большими размерами. Удлиненная кабина даёт больше объёма, также там есть спальные места, но при этом она весит больше, что уменьшает номинальную грузоподъёмность. Есть и двухрядная двойная кабина. Такое водительское место способны занять семь человек! Очень важно – любая кабина обладает рамной конструкцией, которую впоследствии обшили металлом, звукоизоляцией и теплоизоляцией. Такое строение даёт надежную защиту при любых столкновениях, так как основа – рама – сделана из сверхпрочного материала.Разносторонность «Бычка»
ЗИЛ 5301 можно назвать универсальной машиной благодаря особенному строению шасси, а именно наличию лонжеронной рамы и отдельной кабины, никак не связанной с остальными сегментами. Такая комбинация даёт неограниченный запас вариаций последней, несущей части. Часто можно видеть комплектацию ЗИЛ 5301 «самосвал». Причем кузов бывает разного объёма, зависящего от требуемых эксплуатационных нужд.
Также на данный грузовик устанавливаются автоцистерны, эвакуаторы, салоны для гражданских перевозок, сегменты экстренных служб (пожарное оборудование), различная техника. И этот список еще не кончается.ЗИЛ 5301: цена вопроса
Одно из немалых достоинств ЗИЛа – это относительно небольшая цена. За это его и любят многие транспортные компании. Оказавшись дешевле заграничных аналогов в разы, ЗИЛ 5301 «объявил монополию» на своём авторынке малотоннажных грузовиков. Сейчас «Бычка» (конечно же, б/у) без труда можно достать за 2000 долларов. Но цена может и расти. На это влияет год выпуска модели, степень состояния и технические характеристики.
ЗИЛ 5301 «Бычок» зарекомендовал себя как надежный грузовик, поэтому спрос на него еще долго не будет падать.
www.syl.ru