Масштабные модели КрАЗ-255Б и КрАЗ-255Б1 из серии «Наш автопром»
КрАЗ-255 без остатков
Сергей Труфанов, фото Игоря Денисовца
Модели кременчугских вездеходов компании «Наш Автопром», поступившие в продажу в конце 2014 года, стали ярким и обсуждаемым дебютом нового семейства, основной выход которого пройдёт в 2015 году.
Хотел бы сразу сказать: взгляды, изложенные в статье, для некоторых будут не совсем привычные. И на это есть две существенные причины. Во-первых, я не первый год являюсь консультантом фирмы «Наш Автопром» и соответственно в догадках на тему, «почему же именно так поступил производитель?» не теряюсь, так как изначально участвовал в создании моделей и знал истинные причины. Более того, деятельность консультанта подразумевает авторство или соавторство многих из принятых решений. Во-вторых, будучи моделистом-стендовиком, сравнительно недавно увлекшимся автомобилями в масштабе 1:43 с «автолегендовской» серии, я сохранил свой «неправильный» с точки зрения некоторых коллекционеров подход.
О прототипах
Описание истории создания, производства и службы КрАЗ-255 в армии и народном хозяйстве заслуживает монографии, превышающей по своему объёму несколько журналов сразу. (см. «Лаптёжники» без лаптей» и «Лесной красавец») Знаменитые «Болотники» или «Лапотники/ Лаптёжники» стали истинно народными вездеходами. Очередная попытка воплощения образа КрАЗов в виде масштабных моделей-копий – это ещё одна из граней известности знаменитого прототипа. И поскольку КрАЗ-255 в дополнительном прославлении не нуждается, я только кратко упомяну две модификации, выпущенные компанией «Наш Автопром». Одна модель представляет КрАЗ-255Б выпуска 1967–1969 годов, первую модификацию семейства кременчугских вездеходов с четырёхтактным дизелем ЯМЗ-238 и ранней оптикой, отдельными фарами и габаритными огнями, установленными на крыльях. С 1969 года появилось новое расположение передней светотехники в коробчатых кожухах на крыльях, модель тоже именовалась КрАЗ-255Б, но внешне стала заметно отличаться. Другая модель – КрАЗ-255Б1, модернизированная версия, получившая двухконтурную систему тормозов, выпускали её в период с 1979 по 1994 год.
О моделях вчерашних и нынешних
Это не первая модель КрАЗ-255 в масштабе 1:43. Достаточно давно мастерская «Киммерия» выпустила малую серию. Лет шесть назад вышла промышленная модель саратовско-украинского происхождения. Ещё одна модель КрАЗ-255 заявлена в планах у SSM/ АИСТ. Таким образом, две уже существующие модели не смогли удовлетворить всех желающих получить в коллекцию долгожданную модель «болотника».
По техническому заданию, при проектировании, модельный ряд включал не только «255-е» модели, но и предшествующие им КрАЗ-214 и сменившее на конвейере КрАЗ-255 новое семейство КрАЗ-260. Унификация семейств и бюджетная ниша моделей подразумевала некоторые компромиссы, на которые пришлось пойти сознательно. В частности, модель КрАЗ-255Б получила двойные воздушные ресиверы и их местоположение от КрАЗ-255Б1, так как на литьевых рамках уже не оставалось места для отливки отдельных деталей, а габаритные огни ПФ-10 на крыльях «255Б» пришлось выполнить вместе с крылом. Однако общий уровень «жертв унификации» заметно ниже в сравнении с предыдущими разработками НАПа.
Бюджетные ограничения не позволили применить прозрачные детали во всей оптике, что в случае с КрАЗом менее критично, так как у этого семейства оптика в целом не такая развитая в сравнении с более поздними автомобилями 1980-х и 1990-х годов, имевших большие и яркие фонари, габаритные огни и указатели поворотов.
О технологических уступках
Первые 3D-модели, полученные от китайских разработчиков, озадачили: кабина оказалась непропор-ционально узкой, остальные пропорции были хоть и не идеальны, но близки к истине. Впоследствии выяснилось, что разработчики исходной математической модели попались на кажущуюся внешнюю схожесть КрАЗов с их ярославскими предками. Из-за чего ширина кабины была принята близкой к таковой от ЯАЗ-210, которая в оригинале была меньше почти на 300 мм. После исправления этого недочёта основные размеры модели вошли в норму и далее существенно не изменялись.
Ещё одной исходной ошибкой разработчиков стала неверная ширина шин, появившаяся из-за путаницы с более узкими шинами «214-го» семейства. После нормализации базовых размеров вся дальнейшая правка велась в направлении уточнения формы по фотографиям. Чертежи КрАЗ-255 в варианте экскаватора и понтонного транспорта ранее были опубликованы в модельной периодике и использованы при разработке модели. К чертежам подошли критически, уточняя спорные моменты по фотографиям, в результате чего форма кабины и особенно крыши вышла точнее, чем на упомянутых чертежах. Вообще крыша оказалась самым сложным местом в кабине, её дольше всего доводили. Но зато в результате кабина модели НАП вышла наиболее точной по форме среди других моделей, превзойдя даже сборную модель в масштабе 1:35.
Мне, как стендовику, часто приходится сталкиваться с досадной ситуацией, когда из-за невозможности выемки отливки из формы при литье имитации целого узла модели в одну деталь приходилось отказываться от воспроизведения некоторых особенностей формы или фактуры, присущей прототипу. И если бы при изготовлении сборной модели эта проблема зачастую решалась бы разделением детали на несколько частей, то для выпускающейся готовой модели 43-го масштаба такой вариант не подходил. Преодолеть эту проблему в принципе можно только литьём из смолы в мягкие формы, но это совершенно не подходит для массового промышленного производства.
После проведения правок модели в несколько этапов в конечную конфигурацию просочилась только пара мелких неточностей. Одну ошибку как консультант прозевал лично. Что верхняя дудка сигнала коротковата относительно нижней, заметил уже тогда, когда исправлять было поздно, и это удалось поправить только на моделях 6х4. Вторую ошибку внесли непосредственно китайские производители: на утверждённой к выпуску 3D-модели на боковинах шин имелся рельеф, который, к сожалению, не был воплощён в готовой модели из-за технологических проблем.
Относительно столь обсуждаемого отсутствия усов-габаритных указателей спешу заверить: это не ошибка, а совершенно сознательный выбор авторов проекта. Прекрасно осознавая, что сделать эти детали изящно не получится, а иметь вместо масштабно тонких деталей две палицы, торчащих из крыла, не хотелось, то от убогой имитации просто отказались. Такой вариант был сочтён допустимым – при эксплуатации многие машины быстро теряли габаритные указатели. По тем же соображениям не стали имитировать швы стыков жести на дверях кабины. При имевшихся технологических возможностях получилось бы немасштабно грубо и утрированно.
В сравнении с моделями МАЗов удалось более удачно разместить узлы крепления модели к подставке, посадочные практически нигде не проходят сквозь детали модели, пострадала только ось балансирной тележки. Новинкой в модели стал материал зеркал заднего вида. Пластик, из которого сделана модель, очень мягкий, почти резиноподобный, мнения обладателей моделей по этому вопросу разделились – кому-то больше по душе старый, более жёсткий пластик. Однако другие коллекционеры, а тем более продавцы моделей, наоборот, в восторге от такого решения, так как отломанных зеркал практически не стало. Вероятно, в данном случае практичность такого решения побеждает.
О буйстве красок
По выбору цвета моделей особого разнообразия не было, автомобили данного типа в основном армейские, поэтому доминирующей по определению становилась окраска зелёных оттенков. К моделям армейская мудрость «хорошо, когда всё хоть и безобразно, но единообразно» не применима, поэтому пришлось посильно разнообразить цвета разными оттенками зелёного. Дожившие до наших дней КрАЗы, спустя 20 лет после окончания производства, в том числе и армейская техника, уже неоднократно подкрашены и перекрашены, поэтому наряду с заводским хаки были сделаны и другие оттенки, подсмотренные на фотографиях.
КрАЗ-255Б получил и песочно-бежевую окраску (такая цветовая схема применялась не только на поставляемых в Азию и Африку военных машинах), она встречалась и на КрАЗах, передаваемых для использования в народном хозяйстве южных республик СССР. Кроме того, для каждой модификации предусмотрели по одному цветовому варианту окраски из каталогов «Автоэкспорта» 1970-х годов, что порадует любителей яркой, но в то же время достоверной окраски автомобилей. И хотя выставочные экземпляры редки, но лично для меня КрАЗ-255Б1 со светло-оранжевой кабиной и тёмно-красно-оранжевым кузовом в своём роде является каноническим.
О проделанной работе
Несмотря на все технологические и бюджетные ограничения, в целом модель получилась. Удалось воплотить практически всё задуманное. Как один из её авторов искренне считаю, что общий уровень получился выше, чем у предшествующей и весьма удачной разработки МАЗов «500-го» семейства. Правильная по форме кабина стала хорошей базой для развития остальных моделей семейства как полноприводных, так и с колёсной формулой 6х4, разработка которых уже закончена и модели ушли в производство. Для рукастых автомоделистов новинка предоставляет возможность малой кровью довести её деталировку до уровня премиальных моделей. Высокая общая точность позволит не тратить время на исправление ошибок в геометрии, а бросить все силы на детализацию. Выход наборов травления и деколей, облегчающих эту работу, уже не за горами. Демократичная цена порадует любителей конверсий и спецтехники, благо КрАЗ-255 как прототип для этого крайне благодатный: один только экскаватор ЭОВ-4421 чего стоит! А если ещё и замахнуться на понтонный парк и прочие армейские спецмашины, так такую модельную линейку ни одна полка не выдержит.
Что же имеем в сухом остатке? На сегодняшний день две ранние модели КрАЗ-255 явно уступают новинке «Нашего Автопрома» по точности обводов, что видно невооружённым глазом. А ещё одна, пока только заявленная модель, если и выйдет, то, скорее всего, будет иметь кабину от выпущенных КрАЗ-256 и -257, обладающую заметными и трудноустранимыми ошибками в геометрии. Всё это делает КрАЗ-255 от «НАП» в обозримом будущем самой точной моделью КрАЗа.
О надписях и рисунках на коробке
Вот незадача, у новинок «Нашего Автопрома» получилась путаница с названиями: модели и их коробки на этапе упаковки были перепутаны, из-за чего на коробке с «255Б1» написано «255Б» и наоборот.
Рисунки на тыльной стороне коробки, которые так любят обсуждать, на самом деле вполне точно иллюстрируют уже проделанную работу. Большинство из изображённого уже воплощено в металле, над остальным идёт работа или выпуск моделей. «Воздушных замков» там нет…
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Схема КрАЗ | новости СпецМаш
При разработке грузовых автомобилей разрабатывались различные принципы устройства автомобиля, но схема КрАЗ 255 была столь удачной, что многие до сих пор считают данную модель автомобиля одной из самых удачных из выпущенных Кременчугским автозаводом. И все же, когда встал вопрос о разработке «приемника» создатели не побоялись внести множество изменений, в целях повышения проходимости и других характеристик.
Так общая схема КрАЗ 260 сразу же привлекала внимание «надвинутой» на мотор кабиной. Данное изменение решило сразу две задачи – улучшился обзор, и стала более длинной грузовая платформа. Для силового агрегата был выбран модифицированный ЯМЗ-238Л с системой турбонаддува, более мощный, чем у предшественника. В итоге, по сравнению с 255-ым чистая грузоподъемность возросла на полторы тонны.
Также переделали трансмиссию – вместо пятиступенчатой коробки на 260-й установили четырехступенчатую, скомпоновав ее с демультипликатором. Поэтому схема переключения передач КрАЗ 260 тоже отличается – восемь скоростей, плюс две передачи заднего хода.
На фоне столь кардинальных изменений, остальные выглядят не столь впечатляюще, но при этом не нужно недооценивать их важность. С другой стороны были и системы, которые практически не менялись. Например, схема электрооборудования КрАЗ 260 генератор Г288-Е, с номинальным напряжением 24 В, оснащенный регулятором, пару аккумуляторных батарей 6СТ-190ТР и стартер СТ25.3708.
Интересен тот факт, что хотя данная машина КрАЗ имела все шансы увидеть свет еще в начале 70-х годов (разработка началась еще в предыдущем десятилетии), из-за нехватки производственных мощностей ее выпуск задержали. Причиной задержки стало именно одно из новшеств.
Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич |
Какой бы ни была модель автомобиля и, соответственно схема КрАЗ, и какие бы запчасти вам бы не понадобились для ее ремонта или плановой замены, вы сможете найти их в каталоге нашего Интернет-магазина. Компания «СпецМаш» специализируется на производстве комплектующих для грузовиков отечественно производства, в том числе и запчастей для КрАЗов. Вся продукция одобрена производителем автомобилей и сертифицирована органами МАДИ.
210-3715010 Лампа переносная ПЛ64Р1 в сборе
210-3715020 Розетка штепсельная переносной лампы ШР51
210-3715020 Розетка штепсельная переносной лампы ШР51
210-3724045-А Жгут проводов между фарами
210-3724050-А Провод плафона освещения кабины
210-3724076 Провод «массы» розетки переносной лампы
214-3724085 Провод блока предохранителей
214-3724088 Провод выключателя ламп указателей поворота
214-3724093 Провод «массы» фонаря контрольной лампы указателей поворота
214Б-3724007 Провод «массы» вентилятора кабины
214Б-3724008 Провод вентилятора кабины
214Б-3724057-01 Провод двигатель-рама
214Б-3724066-01 Провод выключателя «массы»
214Б-7905024 Провод от конденсатора к электродвигателю вентилятора обдува ветрового стекла
214Б-8104010-А Вентилятор кабины в сборе
255Б-3721026 Провод кнопки сигнала с контактом
255Б-3724059-01 Перемычка батарей
255Б-3724110 Жгут проводов сигналов
255Б-3724120-В Жгут проводов фар
255Б-3724220-10 Жгут проводов фонарей знака автопоезда
255Б-3724221 Жгут проводов знака автопоезда
255Б1-3724010 Жгут проводов основной
256-3704010 Перемычка выключателя «массы»
256-3724020 Жгут проводов стартера
256Б-3724035 Жгут проводов освещения
256Б-3724093 Провод «массы» выключателя подъема платформы
256Б-3724180 Провод подкапотного фонаря
256Б1-3724010-01 Жгут проводов основной
256Б1-3724016 Жгут проводов генератора
256Б1-3724030 Жгут проводов по лонжерону
256Б1-3724055 Жгут проводов панели приборов
256Б1-3724064-01 Провод от аккумуляторных батарей к выключателю «массы»
256Б1-3724105 Провод «массы»
256Б1-3724160 Жгут проводов подогревателя по лонжерону
256Б1-3724162 Жгут проводов подогревателя
257Б1-3724030-10 Жгут проводов по лонжерону
257Б1-3724040 Жгут проводов задних фонарей
257Б1-3724055 Жгут проводов панели приборов
258-3724040-20 Жгут проводов задних фонарей правый
258-3724041-20 Жгут приводов задних фонарей левый
258-3724062-13 Провод к реле стартера
258Б1-3724030-10 Жгут проводов по лонжерону
258Б1-3724076 Провод «массы» к выключателю света стоп
5102-3709010 Переключатель отопителя
62. 3730000 Электродвигатель 62.3730
А24-2 Лампа
А24-21-2 Лампа
А24-32+4 Лампа фонаря
А24-5 Лампа
А24-55+50 Лампа
АП110-3811010 Амперметр АП110
БМ146-3806600-ДТ Датчик указателя уровня топлива
ВК26-3720000-А2 Выключатель приборов ВК26-А2
ВК318Б-3704000-ХЛ Выключатель ««массы»» ВК318-Б
ВК34-3720000 Выключатель проверки ламп сигнализации снижения давления воздуха ВК34
ВК403-3716000 Выключатель сигнализации подъема платформы и заднего хода ВК403
ВК700-3710000 Выключатель ламп указателей поворота
ВК856-3708000 Замок-выключатель ВК856
Г288-3701000 Генератор Г288 в сборе
МД213-3810500-Г Манометр МД213
ММ124Б-3810600 Датчик сигнализации снижения давления воздуха ММ124Б
ММ125-3810600 Датчик пневматический сигнала торможения ММ125
МЭ252 Электродвигатель предпускового подогревателя
П110-3709000-А Переключатель указателей поворота
П19-3710000-А2 Переключатель датчиков уровня топлива П19А2
П20-3710000-А2 Переключатель освещения приборов и вентилятора обдува ветровых стекол
П20-3710000-А2 Переключатель освещения приборов и вентилятора обдува ветровых стекол
П305-3709000 Переключатель света центральный П305
П39-3710000 Переключатель света ножной П39
ПД20-3803000-К Фонарь сигнализации снижения давления воздуха ПД20К
ПД20-3803000-Л Фонарь контрольной лампы указателя поворота и знака автопоезда ПД20Л
ПД20-3803000-Л Фонарь контрольной лампы указателя поворота и знака автопоезда ПД20Л
ПД308А-3715300 Лампа подкапотная ПД308А
Грузовик КрАЗ-255 — чертежи, размеры, фото | Скачать чертежи, чертежи, блоки Autocad, 3D модели
- Грузовые автомобили
- Все картинки
Узнайте, как скачать этот материал
Telegram бот для поиска материалов
Подпишитесь на получение информации о новых материалах:
t. me/alldrawings
vk.com/alldrawings
Описание
В архиве чертежи (картинки) с габаритными размерами
Содержание проекта 902016
Аналогичные материалы
Грузовой автомобиль КрАЗ-6510 Самосвал 6х4 (2007 г. ) — чертежи, размеры, фото
Автомобиль КрАЗ-65055-063 Самосвал 6х4 (2007 г.) — чертежи, размеры, фото
Грузовой автомобиль КрАЗ 258 — чертежи, размеры, фото
Грузовой автомобиль КрАЗ 256 — чертежи, размеры, фото
Грузовой автомобиль КрАЗ-А181Б2 Прицеп (2007 г.) — чертежи, размеры, фото
Автобус Ikarus 255 City Bus — чертежи, размеры, фото автомобиля
Грузовой автомобиль КрАЗ-255Б — чертежи, размеры, фото
Чертежи грузовика Икарус 255 (рисунки)
Прочие материалы
Танк 7ТП (1938 г.) — чертежи, размеры, фото
Vauxhall Cavalier 1.6L Estae (1986) — Воксхолл — чертежи, размеры, фото автомобиля
Ford Galaxy (2008) — Форд — чертежи, размеры, фото автомобиля
Самосвал Ford BR Cargo 1723 (2012) — чертежи, размеры, фото
КрАЗ-255Б чертежи (рисунки) грузовика | Скачать чертежи, чертежи, блоки Autocad, 3D модели
- Грузовые автомобили
- Все картинки
Узнайте, как скачать этот материал
Telegram бот для поиска материалов
Подпишитесь на получение информации о новых материалах:
t. me/alldrawings
vk.com/alldrawings
Описание
В архиве чертежи (картинки) с габаритными размерами
Содержание проекта 902016
КрАЗ-255Б |
255б. jpg [ 177 КБ ] |
Аналогичные материалы
Грузовой автомобиль КрАЗ-6510 Самосвал 6х4 (2007 г.