Грузовой автомобиль. Большая российская энциклопедия
Технические устройства
- Области знаний:
- Техника, Грузовое и специальное автомобилестроение
Грузово́й автомоби́ль, автомобиль, предназначенный главным образом для перевозки грузов или специального оборудования.
Классификация грузового автомобиля связана в основном с полной массой (максимально допустимая масса автомобиля, которая включает в себя массу базового шасси, кузова с оборудованием, перевозимого груза, водителя и пассажиров) и типом кузова автомобиля. В РФ принято деление на 7 классов по полной массе (1-й класс до 1,2 т, 7-й класс свыше 40 т), европейская классификация предусматривает три класса по полной массе: до 3,5 т, от 3,5 до 12 т и свыше 12 т. Чем выше полная масса грузового автомобиля, тем выше, как правило, его грузоподъёмность. Грузовые автомобили могут быть универсальными (обычно в качестве грузового кузова используется открытая бортовая платформа, иногда – со съёмным тентом), специализированными (самосвалы, фургоны, цистерны и т. п.), специальными (для перевозки специального технологического оборудования). Грузовой автомобиль и автопоезда со специализированными кузовами обычно приспособлены для перевозки одного или нескольких однородных видов груза, и в зависимости от назначения их называют мебелевозами, бензовозами, цементовозами, лесовозами, контейнеровозами и т. п. Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ некоторые грузовые автомобили оборудуют различными механизмами для подъёма и опускания груза, кузова или бортов, перемещения груза внутри кузова и других операций. Имеется класс грузовых автомобилей, предназначенных исключительно для буксировки прицепного состава: седельные тягачи для полуприцепов, балластные тягачи для прицепов (обычно тяжеловозов).
Количество осей грузовых автомобилей зависит от полной массы автомобиля и разрешённой нагрузки от отдельной оси на дорогу. Чем большую массу груза (или специального оборудования) необходимо транспортировать, тем большее число осей должно иметь транспортное средство. Увеличение числа осей усложняет конструкцию автомобиля. В основном применяются двух- и трёхосные грузовые автомобили, реже – четырёхосные. Грузовые автомобили, имеющие свыше 4 осей, предназначены для перевозки тяжеловесных неделимых грузов и оборудования. Полная масса тяжеловозов может превышать 1000 тн.
Грузовместимость грузовых автомобилей определяется объёмом его кузова. Высокая грузовместимость требуется при перевозке грузов с малой объёмной массой (легковесных) и обеспечивается увеличением габаритных размеров грузовых автомобилей, а также уменьшением расстояния от пола кузова до дороги (погрузочной высоты). Вместе с тем максимальные габаритные размеры автомобилей ограничены законодательством с целью обеспечения безопасности движения. В РФ максимальная высота автомобиля не должна превышать 4 м, ширина – 2,55 м (для грузовых автомобилей с изотермическими кузовами – 2,6 м), длина – 12 м (для автопоезда – 20 м).
Значительное повышение грузоподъёмности и грузовместимости обеспечивается применением грузовых автомобилей с прицепами (автопоезд). Для буксировки прицепов грузовых автомобилей оборудуют сцепными устройствами, а также электро- и пневмовыводами для световой сигнализации и приведения в действие тормозной системы прицепа.
Несущая система большинства грузовых автомобилей выполнена в виде рамы, двигатель расположен продольно впереди, ведущие колёса – задние (классическая компоновка). Автомобили, предназначенные для движения как по дорогам, так и вне дорог, имеют все ведущие колёса (полноприводная компоновка), но спроектированы они на базе грузовых автомобилей классической компоновки. Лишь незначительная часть грузовых автомобилей, предназначенная преимущественно для движения вне дорог, имеет компоновку, отличающуюся от классической (автомобили-амфибии, специальные транспортёры и т. п.). Лёгкие грузовые автомобили (полной массой до 3,5 т) могут базироваться на шасси легкового автомобиля, в этом случае их компоновка аналогична компоновке базового легкового автомобиля.
Для лёгких грузовых автомобилей применяются двигатели бензиновые или дизельные. Грузовые автомобили большой грузоподъёмности в подавляющем большинстве оснащаются дизельными двигателями.
Ежегодно в мире выпускается около 16 млн грузовых автомобилей, из них около 14 млн полной массой до 6 т.
Основные направления совершенствования конструкции грузовых автомобилей – повышение их грузоподъёмности и грузовместимости, снижение токсичности и эксплуатационных затрат, внедрение систем повышения безопасности и облегчение условий труда водителя.
Редакция технологий и техникиДата публикации: 19 января 2023 г. в 12:20 (GMT+3)
Белоруссия. Разрешенные параметры и особенности дорожного движения
Ограничение скорости (км/час)
В городах и населенных пунктах |
|
грузовой автомобиль (более 3,5 т) |
60 |
автобус |
60 |
На автомобильных дорогах вне населенных пунктов |
|
грузовой автомобиль (более 3,5 т) |
70 |
автобус |
90 |
На автомагистралях |
|
грузовой автомобиль (более 3,5 т) |
90 |
автобус |
90 |
Допустимые габаритные размеры (м)
Ширина |
|
рефрижератор |
2,60 |
автомобиль КрАЗ, автомобили-лесовозы МАЗ-509А и МАЗ-543 |
2,63 |
другие транспортные средства |
2,55 |
Высота |
4,00 |
Длина |
|
грузовой автомобиль |
12,00 |
прицеп |
12,00 |
автопоезд |
20,00 |
автобус |
12,00 |
автобус с числом осей более 2 |
15,00 |
выступ груза |
2,00 |
В соответствии со статьей 185 Правил дорожного движения Республики Беларусь груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 метр или сбоку более чем на 0,4 метра от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги, кроме того, спереди — фонарем, излучающим белый свет, сзади — фонарем, излучающим красный свет.
Требования к ТС в зимний период
Цепи противоскольжения
Иметь на борту автомобиля, а также использвать цепи противоскольжения не обязательно.
Зимние шины
Использование зимних шин не обязательно.
Допустимые общие массы транспортных средств, допустимые осевые массы транспортных, допустимые габариты транспортных средств утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2010 г. N 613 «О ПРОЕЗДЕ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ И (ИЛИ) КРУПНОГАБАРИТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ».
Допустимая высота, ширина и длина
ВЫСОТА, ШИРИНА И ДЛИНА
Административное правило штата Юта R909-2-4
Ниже приведены максимальные допустимые размеры транспортных средств, загруженных или незагруженных, которые могут использоваться без специальных разрешений на автомагистралях штата Юта:
Высота: 14 футов
Измеряется от ровной поверхности дороги до верхней части груза или транспортного средства.
Ширина: 8 футов 6 дюймов
С нагрузкой или без. Измеряется снаружи наружу от самых широких концов, за исключением сопутствующих устройств, как указано в UCA 72-7-402(1).
Длина: Максимальная длина для различных транспортных средств указана в Административном правиле штата Юта R909-2-4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ
Определение и измерение разрешенной высоты: Коммерческие транспортные средства могут работать в пределах разрешенной высоты 14 футов. Это определяется путем измерения от поверхности проезжей части до самой высокой точки груза или транспортных средств.
Определение и измерение разрешенной ширины: Коммерческие автомобили могут работать в пределах допустимой ширины 8 футов 6 дюймов. Это определяется путем измерения самых широких точек с каждой стороны транспортного средства или груза.
Определение и измерение разрешенной длины (примеры можно увидеть, нажав на каждый тип транспортного средства) :
Одноместный автомобиль: Одноместный автомобиль — это силовая установка, которая не буксирует и не тянет другое транспортное средство. Эти транспортные средства не должны превышать 45 футов в длину. Это определяется путем измерения от самой передней точки автомобиля до самой задней точки автомобиля, исключая свесы. В большинстве случаев это будет измеряться от переднего бампера до заднего бампера.
Комбинации полуприцепов или полных прицепов: Полуприцепы или полные прицепы — это транспортные средства, которые не могут перемещаться своим ходом и предназначены для перевозки груза, буксируемого за силовым агрегатом. Допустимая длина полуприцепа — 53 м. ноги. Законная длина полного прицепа составляет 48 футов. Это определяется путем измерения от самой передней точки прицепа до самой задней точки прицепа и не должно включать в себя какой-либо груз при измерении.
Примечание. Для комбинации тягача и полуприцепа нет ограничений по общей длине, если длина прицепа составляет 53 фута или менее.
Комбинации грузовых автомобилей с прицепом: Комбинация грузового автомобиля с прицепом может иметь общую длину до 65 футов. Это определяется путем измерения расстояния от переднего бампера грузовика до заднего бампера прицепа, включая дышло или соединительные устройства. Передний и задний свесы в общую длину не входят.
Задний свес: Определяется путем измерения от задней части или кузова транспортного средства или от центра ближайшей оси при отсутствии бампера/платформы транспортного средства.
Передний свес: Определяется путем измерения от передней части силового агрегата.
Двойные комбинации прицепов: Двойная комбинация прицепов, состоящая из тягача и двух прицепов, может иметь общую длину прицепа до 61 фута. Это определяется путем измерения расстояния от передней части ведущего прицепа до задней части заднего прицепа, включая соединительное оборудование. Это измерение называется длиной перевозки груза. Для комбинации тягача и двойного прицепа нет ограничений по общей длине, если сцепленные прицепы имеют длину 61 фут или менее.
Транспортеры с управлением Stinger: Транспортеры с управлением Stinger считаются специализированным оборудованием, и Федеральное управление автомобильных дорог предоставило им дополнительные допуски по длине. Эти дополнительные допуски по длине доступны только при перевозке автомобилей, лодок или кемпинговых прицепов и могут включать в себя нагрузку общего груза на обратной дороге. Транспортер с управляемым стингером представляет собой комбинацию грузовика и прицепа, в которой седельно-сцепное устройство расположено на откидной раме. позади и ниже самой задней оси силового агрегата. Эти устройства наиболее известны как автомобильные или лодочные транспортеры.
Допустимая длина транспортера, управляемого стингером, составляет 80 футов от бампера до бампера. Этим комбинациям разрешено иметь дополнительные 4 фута переднего свеса и 6 футов заднего свеса. Для определения надлежащих точек измерения в этих комбинациях при использовании выдвижных пандусов или флипперов, а также для обеспечения согласованности и единообразия в рамках Дивизиона измерения будут выполняться следующим образом:
- Грузоподъемная длина 80 футов измеряется от переднего бампера силового агрегата до заднего бампера прицепа. Когда используются ласты или пандусы, а расстояние от переднего бампера силового агрегата до заднего бампера прицепа составляет менее 80 футов, измерение будет производиться от переднего бампера назад на 80 футов.
Примечание. Эта 80-футовая точка может выступать за задний бампер прицепа и располагаться внутри расширенной аппарели или флиппера.
4 фута переднего свеса измеряются от переднего бампера силового агрегата до конца свеса.
6 футов заднего свеса измеряются от заднего бампера прицепа до конца свеса или от 80-футовой точки на флиппере или аппарели до конца свеса.
Допустимая общая габаритная длина, включая свесы с пандусами или ластами или без них, не должна превышать 9 м.0 футов.
Примечание. Комбинации управляемых машин Stinger с передним свесом более 4 футов, задним свесом 6 футов и общей длиной 90 футов не допускаются, и перед возвращением на шоссе необходимо принять корректирующие меры. Корректирующие действия могут включать, помимо прочего, перемещение или удаление транспортных средств.
Комбинации с седельным креплением: Конфигурация с седельным креплением состоит из грузовика или трактора, перевозящего до четырех дополнительных грузовиков, тракторов или транспортных средств. Следует отметить, что в отрасли эта конфигурация может называться «контейнерной». Дополнительные грузовики или тягачи соединяются седлом с рамой или пятым колесом силового агрегата или предшествующего транспортного средства. Конфигурация с седельным креплением допустима до 9Общая длина 7 футов и может состоять из:
- Силовой агрегат
- Не более трех автомобилей с седельной конструкцией и/или
- Один полностью смонтированный автомобиль, загруженный без касания какой-либо частью дорожного покрытия.
- Чтобы определить допустимые размеры, измерьте расстояние от переднего бампера силового агрегата до крайней задней точки последнего автомобиля.
Дромадер Единицы: Двугорбый верблюд представляет собой ящик, деку или плиту, установленную за кабиной трактора и перед седельно-сцепным устройством на его раме. Седельный тягач, незагруженный кузов/дека и прицеп. Верблюжий верблюд считается конфигурацией грузового прицепа, независимо от того, загружен он или нет.
Исключение: Двугорбые верблюды, перевозящие взрывчатые вещества класса 1 или материалы для обеспечения безопасности, связанные с боеприпасами, как указано Министерством обороны, могут иметь общую длину до 75 футов на межштатных автомагистралях, автомагистралях США и разумных подъездных путях без требования разрешения. Разумный доступ означает любую другую автомагистраль, которая облегчает доступ к системе автомагистралей между штатами или США.
Коммерческая поставка прицепов малой и средней грузоподъемности: Состоит из тягача прицепа-транспортера и 2 прицепов или полуприцепов общей массой не более 26 000 фунтов; и которые прицепы или полуприцепы не несут собственности и представляют собой инвентарную собственность производителя, дистрибьютора или дилера таких прицепов и полуприцепов, могут иметь общую длину 82 фута на буксируемом прицепе-транспортере. Измеряется от передней части первого автомобиля до задней части самого заднего автомобиля.
Все другие комбинации: Все другие конфигурации, не указанные выше, считаются «другими комбинациями». Максимальная разрешенная длина для «других комбинаций» составляет 65 футов. Это определяется путем измерения от передней части первого транспортного средства до задней части самого заднего транспортного средства в комбинации, включая соединительные устройства.
Исключение: Принадлежности, прикрепленные к бокам или задней части транспортного средства для отдыха (некоммерческого назначения), не учитываются при измерении ширины и длины при условии, что дополнительная ширина или длина не превышает 6 дюймов, например, дверные ручки, осветительные приборы и навесы.
Дышло длиной более 15 футов требуется для получения разрешения на негабарит при превышении установленных законом пределов.
Примечание: При измерении длины дышла на транспортных средствах, которые имеют сцепное устройство, сцепное устройство, установленное на конце кузова, станины или рамы, не учитывайте сцепное устройство/сцепное устройство при измерении. Примером этого может быть дышло, которое, когда оно не прикреплено к тягачу, не превышает 15 футов, но когда оно прикреплено к тягачу, расстояние от рамы до рамы или коробки до рамы превышает 15 футов в результате сцепное устройство/сцепка.
ГРУЗОВОЙ ТЯГАЧ С ПОЛУПРИЦЕПОМ
Исключение: При измерении транспортного средства для определения разрешенных размеров не включайте аксессуары. Дополнительные принадлежности включают следующее:
- Холодильные агрегаты
- Сцепки
- Соединения воздуховодов
- Устройства крепления груза
Примечание: Это исключение не относится к устройствам, предназначенным или используемым для перевозки грузов.
Ограничения по размеру и весу | Генеральная ассамблея Колорадо
Ограничения по размеру и весу транспортных средств на автомагистралях штата и между штатами устанавливаются правительством штата и федеральным правительством. В Колорадо Департамент транспорта Колорадо (CDOT) отвечает за регулирование движения крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств на автомагистралях штата. CDOT достигает этого, выдавая разрешения и предоставляя указания по маршруту для коммерческих транспортных средств, которые превышают нормальные пределы размера и веса, разрешенные законом. В приведенной ниже таблице указаны государственные и федеральные ограничения по размеру и весу транспортных средств.
Федеральные и государственные ограничения по размеру и весу транспортных средств
| Федеральные правила | Закон штата |
Общая длина автомобиля | Для большинства седельных тягачей-полуприцепов, работающих в Национальной системе автомобильных дорог (NHS), федеральные ограничения по длине не применяются. Однако в NHS комбинированные транспортные средства, разработанные и используемые специально для перевозки автомобилей или лодок в специально разработанных багажниках, не могут превышать максимальную общую длину транспортного средства 65 футов или 75 футов, в зависимости от типа соединения между тягачом и прицепом. | Максимальная общая длина одного транспортного средства 45 футов Длина автопоезда 70 футов для всех дорог |
Длина прицепа | Федеральный закон предусматривает, что ни один штат не может налагать ограничение длины менее 48 футов (или более, если это предусмотрено дедушкиными правами) на полуприцеп, работающий в любой комбинации седельный тягач-полуприцеп в соответствии с Национальной службой здравоохранения. Штат может разрешить движение более длинных трейлеров по автомагистралям своей национальной сети. Аналогичным образом, федеральный закон предусматривает, что ни один штат не может налагать ограничение по длине менее 28 футов на полуприцеп или прицеп, работающий в составе седельного тягача, полуприцепа и прицепа в системе NHS. | 57,3-футовый полуприцеп на дорогах штата, дополнительных дорогах и дорогах NHS Длина прицепа 28,5 футов на государственных, дополнительных автомагистралях и автомагистралях NHS |
Ширина автомобиля | В NHS штаты ограничивают ширину транспортного средства до 8,5 футов. | 8,5 футов |
Высота автомобиля | Федеральный лимит высоты транспортных средств не установлен. | 14,5 футов на шоссе NHS; CDOT обозначает автомагистрали с надземными конструкциями с просветом менее 14,5 футов . |
Масса одного транспортного средства с 2 осями | 36 000 фунтов | 36 000 фунтов шоссе NHS; 40 000 фунтов шоссе штата |
Вес одного транспортного средства с 3 или более осями | 54 000 фунтов | 54 000 фунтов |
Грузовик/трейлер или комбинация транспортных средств | 80 000 фунтов | 85 000 фунтов |
Источник: Разделы с 42-4-502 по 42-4-509, C. R.S.
Масса автомобиля. Полная общая масса коммерческого автомобиля (GCWR) — это максимально допустимая полная масса тягача и его прицепа. Это включает в себя топливо транспортного средства, пассажиров и груз. Грузовики и комбинации грузовиков и прицепов с массой пустого более 16 000 фунтов, а также любые транспортные средства с полной массой более 26 000 фунтов должны получить разрешение через порты въезда штата, находящиеся в ведении Патруля штата Колорадо (CSP). Коммерческие транспортные средства также должны пройти очистку всех портов въезда, которые находятся в пределах пяти миль от маршрута, по которому они едут, если только оператор ранее не получил разрешение или специальное разрешение.
Пустой вес транспортного средства фиксируется в процессе оформления права собственности в Департаменте доходов (DOR). Государственные системы регистрации и налогообложения полагаются на вес транспортного средства, чтобы:
- определить базовые сборы за регистрацию транспортного средства;
- определяет, должно ли транспортное средство участвовать в программе Федерального налога на использование большегрузных транспортных средств; и
- фиксирует максимальный предел полной массы транспортного средства для печати на регистрационной карточке, которая используется портом въезда и правоохранительными органами.
В зависимости от налогового класса транспортного средства DOR также определяет, в каком типе регистрации полной массы транспортного средства будет участвовать владелец транспортного средства (например, частный перевозчик или коммерческий перевозчик), или, для транспортных средств налогового класса A, сообщает вес в План международной регистрации. (ИРП). IRP — это соглашение между США и Канадой об уплате регистрационных сборов коммерческого автотранспортного перевозчика.
Крупногабаритные автомобили. Если коммерческое транспортное средство превышает стандарты размера или веса, установленные законом, оператор транспортного средства должен получить разрешение от CDOT на превышение размера или веса, которое позволит транспортному средству законно двигаться по обозначенным автомагистралям. Для крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств, эксплуатируемых на городских и уездных дорогах, оператор также должен получить разрешение или соответствующее разрешение от органов местного самоуправления на эксплуатацию.