описание, характеристика, особенности, ремонт, тюнинг
Двигатель ЗМЗ 53 — это силовой агрегат, который устанавливался на легендарный Газон (ГАЗ 53). Выпускал движок Заволжский Моторный завод, который делает моторы для автомобилей ГАЗ и по этот день.
Достаточно высокие показатели и характеристики мотора сделали его популярным и любимым среди владельцев сельскохозяйственных предприятий. Двигатель простой в обслуживании и ремонте, а низкая стоимость запасных частей делает его популярность еще выше.
Технические характеристики
Двигатель ЗМЗ 53 имеет достаточно высокие технические характеристики. Производство моторов длилось более 30 лет, и в 1992 году конвейерная линия производящая силовые агрегаты была остановлена.
Случилось это в связи с появлением более улучшенного аналога — ЗМЗ-5231, а также морально устаревшей технологией. Конечно, была и более усовершенствованная версия с маркировкой ЗМЗ 53 11, которая выпускалась с 1983 года по 1993 год.
Итак, рассмотрим, технические характеристики двигателя ЗМЗ 53:
Наименование | Характеристика |
Маркировка | ЗМЗ 53 |
Тип | Бензин |
Объем | 4,2 литров (4250 см куб) |
Конфигурация, параметр | V-образная |
Количество цилиндров | 8 |
Количество клапанов | 16 |
Диаметр цилиндра | 92 мм |
Степень сжатия | 7,6 |
Система впрыска | Карбюратор К-126Б |
Охлаждение | Жидкостное |
Клапанный механизм | OHV |
Материал исполнения блока и головки | Чугун |
Ресурс | 300 000 — 500 000 км пробега |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Двигатель оснащался 4-х ступенчатой коробкой передач.
Также, в начале девяностых на ограниченную серию моторов устанавливались 5-ступенчатые КПП, что позволяло мотору поднять тяговые возможности.Особенности и обслуживание
Поскольку, устройство двигателя ЗМЗ 53 достаточно простое, то и обслуживать его значительно проще остальных аналогов, таких как силовые агрегаты ЗИЛ. Плановое техническое обслуживание проводится каждые 15 000 км пробега.
Итак, чтобы увеличить ресурс силового агрегата необходимо правильно и главное вовремя проводить плановое техническое обслуживание. Многие автомобилисты не понимают, что должно входить в этот процесс. Итак, разберем, какие операции входят в плановое ТО:
- Замена смазочной жидкости двигателя.
- Замена фильтрующего элемента масла.
- Регулировка клапанного механизма (каждые 30000 км).
- Замена воздушного фильтра (спустя 25 000 км).
- Диагностика свечей зажигания (каждые 20 000 км).
- Проверка состояния газораспределительного механизм (через каждые 30 000 км пробега).
Если разобраться, то зачастую автомобилисты только меняют масла и фильтра Регулировка клапанов проводится только в том случае, если уже слышен характерный металлический звон.
Совет! Рекомендуются проводить плановое техническое обслуживание вовремя. Это позволит увеличить ресурс и двигатель до следующего капитального ремонта прослужит больше.
Ремонт мотора
Двигатель ГАЗ 53 считается одним из самых ремонтнопригодных, поскольку легко поддается восстановлению, а стоимость запасных частей — низкая. Но, как и другие старые моторы, этот двигатель все чаще нуждается в ремонте, особенно капитальном. Для начала стоит рассмотреть наиболее распространенные поломки, которые могут случиться с 53-м.
Ремонт водяного насоса
Ремонт водяного насоса на 53-м проводится по аналогии с Волгой. Чтобы отремонтировать помпу необходимо понимать, подлежит ли она ремонту. Показателем ремонтнопригодности узла является целостность и отсутствие выработке на корпусе крышки и внутри блока, где крепится вал на подшипниках.
Итак, если выработка отсутствует, то понадобятся следующие детали — вал водяного насоса, крыльчатка, а также сальник. Далее, стоит слить половину охлаждающей жидкости с системы и можно приступать к процессу восстановления.
- Демонтируем приводной ремень водяного насоса.
- Снимаем шкив привода помпы.
- Откручиваем болты крепления помпы к блоку цилиндров.
- Вытаскиваем вал, крыльчатку и сальник.
- С крышки необходимо вынуть вал с подшипником, а затем уплотнительный сальник.
- Сборку проводим в обратном порядке.
Замена масла
Заменить смазочную жидкость в моторе достаточно просто. Ждем, пока двигатель остынет. Находим сливное отверстие и подставляем под него тару в размере — 10 литров. Обычно в двигатель ЗМЗ 53 влезает 9,6 — 9,8 литра. Теперь, когда все готово, можно приступить непосредственно к выполнению работы по замене масла:
- Выкручиваем сливную пробку.
- Ждем, пока стечет масло.
- Закручиваем сливную пробку, заменив уплотнительное кольцо.
- Через заливную горловину, заливаем масло.
Как показывает практика, большое количество владельцев двигателя ЗМЗ 53, пользуется моторным маслом с маркировкой М-10 или М-10Г.
Оно прекрасно подходит для этого силового агрегата и имеет все необходимые технические и физические свойства, чтобы обеспечить нормальную работу и защиту деталей мотора.
Особенности капитально ремонта
Капитальный ремонт ЗМЗ 53 — нехлопотливая и достаточно простая работа. Поскольку двигателю минимум 25 лет с момента выпуска, то большинство из них уже давно гильзованы, что упрощает проведение капитального ремонта.
Итак, рассмотрим ремонтные размеры коленчатого вала для двигателя ЗМЗ 53:
Вид ремонта | Толщина, мм | Эффективность по сравнению с новым |
Ремонт № 1 | 0,25 | 80-90% |
Ремонт № 2 | 0,50 | 70-75% |
Ремонт № 3 | 0,75 | 65-70% |
Ремонт № 4 | 1,00 | 50-55% |
Ремонт № 5 | 1,25 | 40-45% |
Ремонт № 6 | 1,50 | Меньше 30% |
Ремонт № 7 | 2,00 | Не применяется с 1995 года |
Также, существуют и ремонтные размеры для расточки блока цилиндров:
Вид ремонта | Ремонтная толщина цилиндра, мм | Эффективность по сравнению с новым |
Ремонт № 1 | 92,5 | 80-90% |
Ремонт № 2 | 93,0 | 70-75% |
Ремонт № 3 | 93,5 | 65-70% |
Ремонт № 4 | 94,0 | 50-55% |
Тюнинг и доработка
Многие знают, что двигатель ЗМЗ 53 используется в ежегодных гонках грузовых автомобилей. Так, владельцы Газона проводят доработку мотора, чтобы увеличить мощность или тяговые характеристики.
Для того, чтобы увеличить технические характеристики движка необходимо расточить цилиндры до размера 95,0 мм. При этом в блок цилиндров устанавливаются не простые поршни, а облегченные тюнинг версии, такие используются при доработке двигателя ЗМЗ 402. Также, рекомендуется заменить шатуны, втулки шатунов и клапанный механизм, на более легкий.
Для того, чтобы расточенный двигатель лучше функционировал, рекомендуется установить улучшенную систему охлаждения двигателя. Для этого необходимо поставить на автомобиль 3-х рядный алюминиевый радиатор и кит комплект силиконовой системы охлаждения.
Также, некоторые автолюбители устанавливают «улитку». Это специальный турбонаддув, который позволяет увеличить мощность двигателя на 20%. Стоимость такого изделия составляет 200-300 долларов. Еще один народный способ увеличить мощность силового агрегата — установка системы для впрыска воды и цилиндры.
Совет! Стоит понимать, что излишнее количество воды, может привести к гидроудару, что повлечет за собой капитальный ремонт мотора и все усилия тюнинга сведет на ноль. Поэтому, рекомендуется устанавливать электронную систему впрыска воды в цилиндры с дозатором.
Вывод
Двигатель ЗМЗ 53 — это легендарный советский мотор, который служил верой и правдой целому поколению. Даже сейчас использование этого силового агрегата можно найти на просторах полей в отделенных регионах СНГ. Легкое обслуживание и дешевый ремонт сделали этот силовой агрегат почти незаменимым.
Сборная модель Двигатель ЗМЗ-53
Категории …Коллекционные моделиИнструментКраска, химия, материалыМаскиКаталоги, Книги, ЖурналыСборные моделиФототравлениеБоксы и стеллажи Журнальные серииИгрушкиРадиоуправляемые моделиСувенирыConcept CarАвтоспортАэродромная техникаВоенныеКиноМедицинаПожарныеПолицияПочта / mailСпецслужбыСтроительная техникаТакси
Производители .
..3D Karton3DF Express3DM78artA-ModelAA ModelsAberAbordageAbrexAbteilung502AcademyACEACMEAD-ModumAdvanced ModelingAFV clubAGMAHC ModelsAIM Fan ModelAiresAirFixAJ ModelAK InteractiveAKhobbyAlanAlangerAlclad IIAlex MiniaturesAlezanALFAlmost RealALRAltayaAmercomAmerican DioramaAmerican Heritage ModelsAMG ModelsAmigo ModelsAMKAMLAMMO MIGAmodelAmourAMPAMTAmusing HobbyAnsonAnswerAoshima (DISM)Apex RacingApplywood workshopARK modelsARM.PNTArmada HobbyArmaHobbyARMOR35ArmoryArmour CollectionARS ModelArt ModelART-modelAscensioASK ModelsASQATCAtlasAudi MuseumAuhagenAurora HobbyAuthentic DecalsAuto PilenAuto WorldAutoArtAutobahn / BauerautocultAutomodelle AMWAutomodelloAutotime / AutograndAvanstyle (Frontiart)Avart ArhiveAVD ModelsAVD дополненияAVD покрышкиAvisAWMAZModelAzurBachmannBalaton ModellBangBare-Metal Foil Co.BauerBaumiBBRBburagoBegemotBest ModelBest of ShowBetexaBianteBingBisonDecalsBizarreBlu TackBM CreationsBM-ToysBobcat dealerBorder ModelBravo-6BrekinaBrengunBroncoBrooklin ModelsBrummBS DesignBuschby AKBy VolkCaesar miniaturesCapitanCar BadgeCararama / HongwellCarlineCarNelCartrixCBModelsCeleroCentauriaCenturyCentury DragonCentury WingsCHIEFF ModelsChina ModelsClassic 43Classic CarlectablesClassicbusClassy HobbyCLC ModelsClearPropCM ModelCMCCMFCMKCMRColibri DecalsCollector’s ClassicsCondorConradCopper State ModelsCorgiCrazy Classic TeamCrown PremiumsCult Scale ModelsCursorCYBER HOBBYD.Марки моделей …AbarthACAcuraADLERAECAGUSTAWESTLANDALFA ROMEOALPHA TAURIALPINE ALVISAMCAMERICAN LaFranceAMPHICARArmstrongAROArrowsARTEGAASCARIASTON MARTINAUBURNAUDIAURUSAUSTINAustro DaimlerAUTO UNION AutobianchiAVIAAWZBACBARKASBarreirosBATMOBILEBEDFORDBEIJINGBenelliBENETTONBENTLEYBERLIETBERNARDBESTURNBIANCHIBIZZARINIBLUEBIRDBMWBobcatBORGWARDBRABHAMBrawner-HawkBRISTOLBRMBUCCIALIBUFFALOBUGATTIBUICKBussingBWTCADILLACCAPAROCASECATERHAMChanganChangheCHAPARRALCHAUSSONCHECKERCHEETAHCHEVROLETCHEVRONCHRYSLERCISITALIACITROENCOBRACOMMERCooperCOPERSUCARCORDCORVETTE CORVIAR MONZACsepelDACIADaewooDAFDAIHATSUDAIMLERDALLARADATSUNDE DION BOUTONDe SotoDE TOMASODELAGEDELAHAYEDeLOREANDENNISDerwaysDESOTODEUTZ DevonDIAMONDDKWDODGEDongfengDONKERVOORTDUBONNETDUCATIDUESENBERGDYNAPACEAGLEEBROEDSELEMWENVISIONFACEL-VEGAFAWFENDTFERRARIFIATFORDFORDSONFOTONFRAMOFREIGHTLINERFSOFWDGINAFGMCGOGGOMOBILGOLIATHGORDONGRAHAMGREAT WALLGreyhoundGUMPERTHAMMHANOMAGHARLEY DAVIDSONHEALEYHENSCHELHindustan HINOHISPANO SUIZAHITACHIHOLDENHONDAHORCHHOTCHKISSHUDSONHUMBERHUMMERHYUNDAIIAMEIFAIKARUSIMPERIALINFINITIINGINNOCENTIINTERNATIONALINVICTAIRISBUSISOISOTTA FraschiniISUZUIVECOJAGUARJAWAJEEPJELCZJENSENKAISERKalmarKAWASAKIKENWORTHKIAKOENIGSEGG KOMATSUKRAMERKRUPPKTMLA SALLELAGONDALAMBORGHINILANCIALAND ROVERLANDINILanzLatilLaurin & KlementLaverdaLDSLEXUSLEYATLEYLANDLEYTONLIAZLIEBHERRLIGIERLINCOLNLISTERLLOYDLOCOMOBILELOLALORENZ & RANKLLORRAINE-DIETRICHLOTECLOTUSLUBLINLYKANMACKMAD MAXMAGIRUSMANMARCHMARMONMARUSSIA-VIRGINMASERATIMASSEY MATRAMAVERICKMAXIMMAYBACHMAZDAMAZZANTIMCAMcLARENMEGAMELKUSMERCEDES-BENZMERCERMERCURYMESSERSCHMITTMGBMIGMIKRUSMINARDIMINERVAMINIMIRAGEMITSUBISHIMONICAMORETTIMORGANMORRISMOTO GUZZIMULTICARMVMZNASH AMBASSADORNEOPLANNEW HOLLANDNISSANNIVA CHEVROLETNOBLENORMANSUNYSAOLDSMOBILE OLTCITOM LEONCINOOPELOPTIMASORECAOscaPACKARDPAGANIPanhardPANOZPANTHERPEGASOPESCAROLOPETERBILTPEUGEOTPHANOMEN PIERCE ArrowPLYMOUTHPOLONEZPONTIACPORSCHEPRAGAPRIMAPRINCE PUMARAMRAMBLERRED BULLRENAULTRoburROCARROLLS-ROYCEROSENBAUERROSENGARTROVERRUFSAABSACHSENRINGSALEENSALMSONSAMSUNGSANSANDEROSATURNSAUBERSaurerSAVASAVIEM SCAMMELSCANIASCIONScuderiaSEAGRAVESEATSETRASHADOWSHANGHAISHELBYSIMCASIMPLEXSIMSONSINPARSKODASMARTSOMUASoueastSPYKERSSANG YONGSSCSTANLEYSTARSTEYRSTUDEBAKERSTUTZSUBARUSUNBEAMSUZUKISYRENATALBOTTARPANTATATATRATEMPOTeslaTHOMASTolemanTOYOACETOYOPETTOYOTATRABANT TRIUMPHTUCKERTUKTVRTYRRELLUNICVan HoolVANWALLVAUXHALLVECTORVELOREXVENTURIVERITASVESPAVincentVOISINVOLKSWAGENVOLVOWANDERERWARSZAWAWARTBURGWESTERN STARWHITEWIESMANNWILLEMEWILLIAMSWillysYAMAHAYOSHIMURAYUGOZAGATOZASTAVAZUKZUNDAPPZunderZYTEKАМОБЕЛАЗВИСВНИИТЭ-ПТВолжскийГорькийЕрАЗЗАЗЗИLЗИSЗИМЗИУИЖКАЗКамскийКИМКРАЗКубаньКурганскийЛАЗЛенинградЛикинскийЛуаЗМинскийМоАЗМОСКВИЧМТБМТЗНАМИНАТИОДАЗПавловскийПЕТРОВИЧПУЗЫРЁВЪРАФРУССО-БАЛТСаранскийСемАРСМЗСТАРТТАРТУУАЗУралЗИSУральскийЧЕТРАЧМЗАПЯАЗЯТБ
Типы товаров . ..ДекалиЗапчасти, аксессуарыЭлементы диорамАвиацияВоенная техникаВодный транспортЖ/Д транспортАвтобусВнедорожник / КроссоверГрузовикКемперГужевая повозкаЛегковой автомобильМикроавтобус / ФургонМотоциклПикапПрицепыТракторы, комбайныТроллейбусФигурки
Масштаб …1:11:21:31:41:51:61:81:91:101:121:141:161:181:201:211:221:241:251:261:271:281:291:301:321:331:341:351:361:371:381:391:401:421:431:441:451:461:471:481:501:511:521:531:541:551:561:571:601:641:681:691:721:751:761:801:831:871:901:951:961:1001:1031:1081:1101:1121:1201:1211:1251:1261:1301:1421:1441:1451:1481:1501:1601:2001:2201:2251:2501:2851:2881:3001:3501:3901:4001:4261:4501:5001:5301:5351:5501:5701:6001:7001:7201:8001:10001:11001:12001:12501:15001:20001:25001:27001:3000
СброситьНайти
газ 53, газ 53 Производители, поставщики и оптовая продажа
газ 53, газ 53 Производители, поставщики и оптовая торговля — Tradechina.comВсе категории > (31 результатов)0021
долл. США $ 1,00 — 0
> = 1 часть
Meorient Import & Export Co.LTD
Inquire
ADD
Автомобильный мотор. — 0
>=30 Шт.
Meorient Import & Export Co.LTD
Запросить
Добавить
Россия часть Беларусь часть ГАЗ-53 трактор часть ГАЗ водяной насос
USD $ 9.00 — 0
> 900 шт.Меориент Импорт & Экспорт Co.LTD
Enquire
Add
Cooling Gaz Refrigerant R134a Gas Refrigerante R404a 404a
USD $ 1.50 — 0
>=100 Piece
Meorient Import & Export Co.LTD
Enquire
Add
GAZ GAZ-53 Запчасти для грузовиков Водяной насос 53-1307010-B
1,00 долл. США — 0
>=50 шт.0021
USD $ 50,00-0
> = 5 кусок
Meorient Import & Export Co.ltd
Inquire
ADD
BIT Auto Gast 10,00 долл. США — 0
> = 100 штук
Meorient Import & Export Co.LTD
АНКУС
ADD
BIT AUTO PATE
>=100 Piece
Meorient Import & Export Co.LTD
Enquire
Add
Deheng brand KAMAZ ZIL GAZ led tail lamp 5320-3716010/11
USD $ 3.50 — 0
>=20 Piece
Meorient Import & Export Co.LTD
Запросить
Добавить
Рынок России Высококачественный автомобильный грузовик Универсальные запасные части двигателя Топливный насос для ЗМЗ 511 ГАЗ 53 902-1106010
5,00 долларов США — 0
9 > = 1001 шт. 0022 Meo Bio Energy Sales Co.LTD
Enquire
Add
12V 2KW STARTER BPS31103 for GAZ 53 3307 3308 for PAZ 672 3205 for ZMZ with ENGINE 511.10 5234.10
USD $ 1.00 — 0
>=1 Piece
Meorient Import & Export Co.LTD
Запросить
Добавить
Запчасти для сельскохозяйственных тракторов ГАЗ 53 Водяной насос
USD $ 7.00 — 0
>=100 шт.0021
Добавить
КРЫШКА ПЕРЕДНЯЯ FC-BPS31070 для ГАЗ для ЗМЗ 53 66 66-30 672 71 73 для ПАЗ СТАРТЕР
1,00 долл. США — 0
>=1 шт.
Add
copper/aluminum gaz truck radiator 33027A-1301010
USD $ 50.00 — 0
>=5 Piece
Meorient Import & Export Co.LTD
Enquire
Add
BENDIX D-BPS31070 FOR GAZ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ВОЛГИ С ЗМЗ-53-66-66-03-672-71-73 ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ПАЗ АВТОБУС СТАРТЕР ДВИГАТЕЛЯ ЗАПЧАСТИ БАТЭ
долл. США $ 1,00 — 0
> = 1 часть
Meorient Import & Export Co.LTD
Прогношение
ADD
Троллейной инфракрасной гриль. 0
>=200 Piece
Meo Food Co., Ltd.
Enquire
Add
12V 1.5KW STARTER BPS31070 for VLOGA for GAZ with ENGINE ZMZ 53 66 66-03 672 71 73 for PAZ
USD $ 1.00 — 0
> = 1 кусок
Meorient Import & Export Co.LTD
Inquire
ADD
Соленоид S-BPS31070 230A1 для GAZ для ZMZ 53 66 66-03 672 71 73 Engine Angine Bus For Paz Star Starts
$ $
0 $
0 $
ANTS
0220 $ANTS
020 ANTS020 ANTS0220 $. 1.00 — 0
>=1 шт. 1,00 — 0
>=1 шт.
Meorient Import & Export Co.ltd
Спросите
Добавить
2021 с инфракрасным кулинарным грилем троллей , Ltd.
Best Price China Manufacturers GAZ 53 Water Pump 53-1307010- B
USD $ 7.00 — 0
>=100 Piece
Meorient Import & Export Co.LTD
Enquire
Add
141.1301010-0 53- 1301010-02 ГАЗ 53
50,00 долларов США — 0
>=5 шт. — 0
>=5 Piece
Meorient Import & Export Co.LTD
Enquire
Add
Hamburger Porpane Gaz Grill Bbq Tabletop Barbecue Folding Barbeque Gas Grill
USD $ 16.00 — 0
>=200 Piece
Meo Food Co. , Ltd.
Запросить
Добавить
КОЛЕСА Y-BPS31070 для ВЛОГА для ГАЗ для ЗМЗ 53 66 66-03 672 71 73 для ПАЗ СТАРТЕР
USD $ 1.00 — 0
1 > 90 Меориент Импорт & Экспорт Co.LTD
Inquire
ADD
Цилиндрийный тормозный мастер 51-3505010 51-3505211 для Car GAZ-53
USD $ 5.00-0
> = 1 кусок
Meorient Import & Export Co.ltd
2 2 2 2 2.QQPump 4/7 глубинных насосов водяной насос
49,09 долларов США — 0
>=1 шт. 01 5311350521101 Главный тормозной цилиндр ГАЗ 53 66
USD $ 10.00 — 0
>=100 Piece
Meorient Import & Export Co. LTD
Enquire
Add
Quality Guaranteed r 404 Gaz Refrigerante R-404a Gas
USD $ 1.50 — 0
> =100 шт.
Meorient Import & Export Co.LTD
Запросить
Добавить
Высокоточный автомобильный водяной насос для российского автомобиля ГАЗ 53 66 3307 Паз 3205 и модификации
USD $ 149.00 — 10 909 (с)
Meorient Import & Export Co.LTD
Запросить
Добавить
О продуктах и поставщиках:
Исследуйте большой выбор gaz 53 на Tradechina.com и найдите наиболее подходящий для вас. Независимо от ваших намерений, вы получите идеальный gaz 53 , который позволит вам достичь желаемого уровня производительности, будь то дома или на производстве. gaz 53 выпускаются в различных размерах и конструкциях, чтобы обеспечить охват всех.
gaz 53 изготовлены с использованием самых прочных материалов, которые надежно удерживают продукты внутри и высвобождаются только при необходимости. Они обладают высокой устойчивостью к воздействиям окружающей среды и способны выдерживать высокое давление. В производстве газ 53 используются высокотехнологичные изобретения, гарантирующие высокую степень устойчивости к коррозии и механическим воздействиям. Таким образом, gaz 53 хранят газы и другие товары в течение длительного времени без поломок и утечек.
Все gaz 53 на Tradechina.com строго соответствуют стандартам качества, чтобы убедиться, что все покупки приводят к первоклассным продуктам с идеальной безопасностью. gaz 53 Оптовые торговцы и поставщики на сайте тщательно проверяются, чтобы убедиться, что они соответствуют рекомендуемым спецификациям ISO для этой категории. gaz 53 предназначены для идеального выполнения своих функций, а также для защиты от опасностей, таких как тепло. Их превосходные клапаны и механизмы блокировки и разблокировки регулируют скорость высвобождения их содержимого.
Наслаждайтесь сегодня лучшим соотношением цены и качества при совершении покупок на Tradechina.com. Перемещайтесь по сайту и откройте для себя удивительные gaz 53 и выберите наиболее подходящий. Ваш опыт покупок будет очень удобным, потому что вы сэкономите много времени и денег, приобретая товары премиум-качества.
请开启浏览器的JavaScript功能ГРУЗОВИК ГАЗ-53А МОДЕЛИСТ
Одним из самых популярных советских послевоенных грузовиков стал ГАЗ-51 или, как его называли водители, «Газон». Выпущен в 1946, эта 2,5-тонная машина стала основой для многих специализированных машин — грузовиков, тягачей, фургонов, автоцистерн, кранов и автобусов. Однако время шло, и завоевавший всенародную любовь грузовик постепенно сдавал свои позиции — стране требовалась более мощная, большая полная масса и более скоростная машина.
Прежде всего, для нового грузовика понадобился современный двигатель. Тот, что был оснащен «торфом» — рядным, шестицилиндровым 70-сильным, ГАЗ-11 выпуска 1940 года, уже не мог соответствовать требованиям, предъявляемым к 4-тонным грузовикам на десятилетия вперед. Наиболее перспективным способом увеличения его мощности и повышения экономичности могло бы быть увеличение степени сжатия горючей смеси в цилиндрах двигателя, но отсутствие высокооктанового бензина не позволяло использовать этот метод.
Конструкторы ГАЗ, воспользовавшись открытием специалистов Института химической физики АН СССР, создали двигатель с факельным зажиганием ГАЗ-51 Ф. В цилиндры двигателя подается бедная смесь, который зажигал мощный факел, возникающий при сгорании в отстойнике небольшого количества богатой смеси. Выброс в камеру сгорания цилиндра горячих газов привел к созданию особой турбулентной структуры, которая носила лавинный характер активации горения. Этот процесс позволил сдвинуть порог детонации бензина А-66 и повысить степень сжатия в цилиндрах с 6,2 до 6,8 соответственно, подняв мощность с 70 до 85 л. с. При этом значительно улучшилась динамика грузовика и его экономичность.
Двигатель ГАЗ-51, ф выпускался с 1961 по 1966 год и был снят с производства из-за архаичной довоенной концепции нижнекаянча с рядным шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11.
Изменение рядной «шестерки» Специалисты завода приступили к проектированию V-образного восьмицилиндрового двигателя, аналогичного тому, которым оснащался легковой ГАЗ-13 «Чайка» выпуска 1959 года. Однако для нового грузовика был создан мотор с чуть меньший рабочий объем (4254 л) и мощность (115 л.с.) в соответствии с техническим заданием на разработку автомобиля. Интересно, что многие узлы «восьмерки» были такими же, как у двигателя «Волги» ГАЗ-21 — в частности, «мокрые» гильзы и головки цилиндров, поршни, шатуны и многое другое. Кстати, в отечественной науке это был первый случай установки двигателя такого типа на грузовик.
При создании силовой установки для нового грузовика широко использовались алюминиевые сплавы, из которых изготавливались основные детали кузова — блок цилиндров, головка, крышка зубчатого колеса, корпус масляного насоса, корпус привода клапанов, поршни, впускной патрубок и шланги термостата, что значительно уменьшит вес мотора. Серийное производство двигателя осуществлялось Заволжским моторным заводом (ЗМЗ).
Процесс формирования нового грузовика был на удивление долгим. Изначально завод выпускал автомобиль, отличавшийся от ГАЗ-51 именно кабиной. Далее малой серией была выпущена модификация двигателя с форкамерным зажиганием ГАЗ, 51 F. С 1964 и 1965 г. выпускали ГАЗ-53 грузоподъемностью 3 т, а с 1965 г. был развернут выпуск четырехтонн. базовой модели ГАЗ-53 А.
Интересно отметить, что с 1966 по 1978 г. выпускалась длиннобазная модификация ГАЗ-52-ОЗ грузоподъемностью 2,5 тонны, а с 1975 по 1989 год — и повышенной проходимости той же грузоподъемности с рядным шестицилиндровым 75-сильным двигателем. Став, по сути, аналогом ГАЗ-51, ГАЗ-52-04 предназначался для сельской местности, где эксплуатация машин с /-образной «восьмеркой» была затруднена.
Освоение в производстве нового автомобиля ГАЗ-53А также осуществлялось постепенно: с 1964 по 1965 год выпускался трехтонный вариант этого грузовика, а в 1965 году начался выпуск базового автомобиля — четырехтонного, длиннобазного, восьмицилиндрового. /рядный двигатель.
Шасси автомобиля ГАЗ-53А:
1—восьмицилиндровый V-образный двигатель ЗМЗ-53;
2—лист подвески передний;
3—передний мост;
4—механизм сцепления;
5—коробка передач;
6—центральный трансмиссионный тормоз;
7—карданный привод;
8—вакуумный усилитель тормозов;
9— рессора задней подвески;
10 -задний ведущий мост;
11—рама автомобиля;
12—рулевое управление.
В целом грузовой автомобиль ГАЗ-5АКРОСС представлял собой вполне современный для тех лет грузовик с усовершенствованной (по сравнению с ГАЗ-51) подвеской, гипоидной главной передачей, с уже упомянутым восьмицилиндровым двигателем и удобной и просторной цельнометаллической кабиной. с панорамным лобовым стеклом. В отличие от предыдущих моделей, в кабине имелся отопительный прибор с вентилятором, обеспечивающим приток воздуха, вакуумный привод стеклоочистителей, работающий от специального насоса, а также поворотные дефлекторы и опускные стекла на дверях.