Как отрегулировать рулевой механизм с гидроусилителем автомобиля Газель
Регулировка рулевого механизма нужна при низкой курсовой устойчивости автомобиля на большой скорости движения (руль как бы не чувствуешь на большой скорости)
Этот дефект связан с нарушением регулировки упорных подшипников винта, и в паре рейка-поршень – вал-сектор рулевого механизма.
После регулировки усилие, необходимое для вращения входного вала, не должно заметно возрасти.
В процессе эксплуатации следует постоянно следить за состоянием шлангов, особенно высокого давления.
При трещинах, вздутиях и порезах шланги необходимо заменить.
Также следует проверить отсутствие утечек рабочей жидкости (масла) из-под хомутов шлангов, крышек рулевого механизма или насоса усилителя.
При повышении давления в системе из-за заклинивания перепускного клапана может выдавить технологические заглушки в корпусе насоса, поэтому следует следить за системой и качеством заливаемой рабочей жидкости, вовремя производить ее доливку, замену и смену фильтра.
Не следует надолго задерживать рулевое колесо в крайних положениях. Это может привести к повреждению и даже заклиниванию насоса усилителя.
Слабый шум при работе усилителя не является признаком неисправности.
Снимаем рулевой механизм, не снимая сошки.
Зажимаем механизм в тисках штуцерами вниз и сливаем остатки масла в емкость, поворачивая вал механизма ключом на 17.
Нажав рукой на вал-золотник, покачиваем сошку.
Если при этом ощущается осевой люфт вала, регулируем упорные подшипники.
Для этого через бородок или выколотку выправляем буртик регулировочной гайки, закерненный в пазы картера.
Специальным ключом поворачиваем гайку по часовой стрелке до устранения зазора.
При этом контролируем момент вращения вала, который должен составлять не более 0,2 кгсм.
Для этого динамометром зацепленным за ключ на 17 измеряем момент проворачивания вала-золотника.
При длине рычага равной 200 мм усилие не должно превышать 1,0 кгс.
Бородком загибаем буртик гайки в паз
Покачиваем рукой сошку рулевого механизма.
Если ощущается зазор, регулируем зубчатое зацепление
Для этого снимаем сошку с вала сектора.
Чтобы снять сошку, отворачиваем гайку сошки
Зубилом помечаем взаимное положение сошки и вала рулевого механизма
Съемником спрессовываем сошку с вала.
Снимаем сошку с вала
Поддев отверткой или лезвием ножа, снимаем верхнюю защитную крышку
Снимаем нижнюю защитную крышку
Ключом на 13 отворачиваем контргайки стопорных винтов
Ключом на 12 отворачиваем стопорные болты на 2 – 3 оборота
Специальным ключом поворачиваем регулировочные эксцентриковые обоймы подшипников вала сектора
При регулировке следует исключить возможность перекоса вала-сектора, поэтому поворачиваем обоймы поочередно на небольшой угол до устранения зазоров в зацеплении.
Устанавливаем рулевой механизм в обратной последовательности.
Бывает, что на автомобиле установлен механизм другой конструкции, тогда можно посмотреть еще вот эту статью – Регулировка рулевого управления ГАЗ-2705
Рулевая колонка газели: устройство, регулировка
Особенности рулевого управления автомобиля Газель
На автомобиле Газель может быть установлено рулевое управление как без гидроусилителя, так и с гидроусилителем руля.
Рулевое управление без гидроусилителя
На автомобиле установлено рулевое управление, состоящее из рулевой колонки с колесом, рулевого механизма и привода рулевого управления.
Рулевая колонка позволяет изменять положение рулевого колеса по высоте и углу наклона.
Верхний конец вала рулевой колонки соединен с рулевым колесом коническими шлицами, а нижний – через карданные шарниры связан с винтом рулевого механизма.
Рулевой механизм состоит из алюминиевого картера, винта с шариковой гайкой и вала-сектора.
Винт установлен в картере на двух радиально-упорных шариковых подшипниках.
На винте установлена шариковая гайка, имеющая внутри винтовую канавку.
Между гайкой и винтом размещен набор шариков. При вращении винта шарики перекатываются по винтовой канавке и шариковая гайка перемещается вдоль винта.
При этом своими зубьями гайка поворачивает вал-сектор, установленный в картере на двух роликовых подшипниках.
На конических шлицах вала-сектора закреплена рулевая сошка.
Винт с шариковой гайкой и набор шариков подобраны друг к другу и при необходимости заменяются только в сборе.
Регулировка зацепления шариковой гайки с валом- сектором производится поворотом эксцентриковых обойм подшипников вала-сектора.
Рулевой механизм смазывается трансмиссионным маслом (0,5 л), залитым в картер через пробку с конической резьбой.
Рулевой привод состоит из сошки, продольной и поперечной рулевых тяг, рычагов поворотных кулаков колес и шарниров рулевых тяг.
Рулевая сошка продольной тягой связана с рычагом поворотного кулака левого переднего колеса.
Поперечная рулевая тяга связывает рычаги обоих колес, синхронизируя их поворот.
Ее длина может быть отрегулирована, что позволяет изменять угол схождения колес. Угол продольного и поперечного наклона оси поворота и развал передних колес заданы конструкцией передней подвески и в процессе эксплуатации не регулируются.
Все шарниры, соединяющие элементы рулевого привода, унифицированные, неразборные и не требуют обслуживания в эксплуатации.
Рулевое управление с гидроусилителем, совмещенным с рулевым механизмом
В рулевом механизме со встроенным гидроусилителем вместо ролика на валу сошки нарезан трехзубый сектор, а роль червяка выполняет винт, связанный с поршнем-рейкой, установленный на двух упорных подшипниках, преднатяг которых регулируется гайкой.
В картере рулевого механизма выполнен цилиндр гидроусилителя, в котором по винту перемещается поршень-рейка.
Поршень выполнен заодно с шариковой гайкой и имеет зубья, входящие в зацепление с зубьями сектора вала сошки.
Поршень делит цилиндр на две полости. При неподвижном рулевом колесе давление в них одинаковое.
В зависимости от направления вращения рулевого колеса, соответствующая полость цилиндра соединяется через гидрораспределитель с нагнетающей магистралью высокого давления, а другая – с отводящей.
Давление жидкости (масла) в гидросистеме рулевого усилителя создает насос лопастного типа с ременным приводом от шкива коленчатого вала, установленный на передней части двигателя.
В расширительном бачке гидросистемы рулевого усилителя размещен фильтрующий элемент, задерживающий частицы размером более 45 мкм.
Рулевой привод состоит из тяг рулевой трапеции, тяги сошки и рычагов.
В проушину маятникового рычага и в наконечники тяг запрессованы самоподжимающиеся разборные шарниры с полусферическими пальцами.
Тяги рулевой трапеции имеют регулировочные трубки, а на буртиках их наконечников напрессованы гофрированные резиновые уплотнители с металлической обоймой.
Шарниры тяги сошки и маятникового рычага защищены колпачковыми резиновыми уплотнителями.
Диагностика неисправностей гидроусилителя рулевого управления
— Причина неисправности
Метод устранения
Увеличенный угол свободного хода рулевого колеса:
— Увеличенный зазор в зацеплении пары гайка-сектор
Отрегулировать зацепление пары гайка-сектор
— Появление зазора в подшипниках винта
Отрегулировать подшипник винта
— Чрезмерный износ детали шарниров тяг и их крепления
Заменить изношенные детали
— Повышенный люфт ступиц колес
Отрегулировать зазор в подшипниках ступиц колес
— Ослабление клиньев крепления вилок и гайки крепления сошки
Затянуть ослабленные гайки
Заедание, скрипы или щелчки в рулевом механизме:
— Чрезмерный износ винта или вала-сектора, выкрашивания или вмятины на их поверхности
Заменить винт-гайку или вал-сектор
Слабая фиксация рулевой колонки:
— Ослабление механизма фиксации колонки
Отрегулировать механизм фиксации колонки
Повышенное усилие поворота рулевого колеса «тяжелый руль»:
— Задир втулок шкворня
Заменить втулки и шкворень
— Проворачивание втулок шкворня в бобышках кулака
Заменить втулки и шкворень
— Загрязнение опорного подшипника шкворня (при повороте колес слышен скрип в опорном подшипнике)
Промыть опорный подшипник через пресс-масленку смесью из 50% керосина и 50% трансмиссионного масла.
Смазать опорный подшипник через пресс-масленку до появления смазки из-под уплотнителя
Течь смазки из рулевого механизма:
— Износ или потеря эластичности сальника и уплотнений рулевого механизма
Заменить изношенные сальник и уплотнительные резиновые кольца
Люфт рулевой колонки:
— Осевое перемещение вала рулевого колеса относительно кожухов
Заменить изношенные втулки подшипников вала рулевой колонки
Диагностика неисправностей гидроусилителя рулевого управления
— Причина неисправности
Метод устранения
Постоянный шум со стороны насоса:
— Изношены подшипники
Замените подшипники
Усилитель не работает или мала его эффективность (повышенное усилие на рулевом колесе):
— Засорен фильтр в бачке
Замените фильтр (на части двигателей фильтр заменяется с бачком в сборе) и, желательно, жидкость
— Засорились расходный и предохранительный клапаны
Промойте клапаны и насос
— Ремень проскальзывает по шкиву насоса
Подтяните или замените ремень
— Залита жидкость несоответствующей вязкости (как правило, ее вязкость мала)
Замените жидкость
Руль в одну сторону поворачивается значительно легче, чем в другую:
— Засорение гидросистемы
Промыть гидросистему и усилитель
— Дефект усилителя: разрушение его деталей, негерметичность клапанов
Замените усилитель в сборе
Утечка жидкости из системы:
— Изношены сальники
Замените сальники
— Трещины шлангов, неплотно затянуты их хомуты
Подтяните хомуты, замените штанги
— Течь из-под крышек усилителя или насоса
Замените прокладки, резиновые кольца
— Течь через технологические отверстия в корпусе насоса (выдавило заглушки)
Запрессуйте новые заглушки или замените насос
— Повышенное давление в системе из-за заклинивания расходного клапана в закрытом положении
Устраните неисправность или замените насос
— Чрезмерный уровень жидкости в бачке
Отберите излишки жидкости шприцем или резиновой грушей
Низкая курсовая устойчивость на большой скорости:
— Нарушение регулировки подшипников винта и в паре гайка-рейка – вал-сектор рулевого механизма
Отрегулируйте зазоры между деталями
Как отрегулировать ГУР автомобиля Газель
Регулировка рулевого механизма нужна при низкой курсовой устойчивости автомобиля на большой скорости (не чувствуется руль на большой скорости)
Дефект связанный с нарушением регулировки подпятников гребного винта, а в паре реечная-поршень — вал-сектор рулевого механизма.
После регулировки усилие, необходимое для вращения входного вала, не должно заметно увеличиваться.
В процессе эксплуатации следует постоянно следить за состоянием шлангов, особенно высокого давления.
В случае появления трещин, вздутий и порезов шланги необходимо заменить.
Также следует проверить наличие утечек рабочей жидкости (масла) из-под хомутов, крышек рулевого механизма или гидронасоса.
При повышении давления в системе из-за заедания перепускного клапана он может выдавливать технологические пробки в корпусе насоса, поэтому следует следить за системой и качеством заливаемой рабочей жидкости, доливать , своевременно заменяйте и меняйте фильтр.
Не держите руль в крайних положениях длительное время. Это может привести к повреждению или даже заклиниванию бустерного насоса.
Небольшой шум при работе усилителя не является признаком неисправности.
Снять рулевой механизм, не снимая сошки.
Зажимаем механизм в тисках штуцерами вниз и сливаем остатки масла в емкость, повернув вал механизма ключом на 17.
Прижав рукой вал шпули, качаем сошку.
Если при этом чувствуется осевой люфт вала, отрегулируйте упорные подшипники.
Для этого выправляем буртик регулировочной гайки через бородку или оправку, которая затачивается в пазы картера.
Специальным ключом поверните гайку по часовой стрелке до устранения зазора.
При этом контролируем момент вращения вала, который должен быть не более 0,2 кгсм.
Для этого динамометром, зацепленным за шпонку на 17, измеряем момент проворачивания вала золотника.
При длине рычага 200 мм усилие не должно превышать 1,0 кгс.
Загибание буртика гайки в паз с бородкой
Рукой качаем сошки рулевого механизма.
При наличии зазора отрегулировать зацепление
Для этого снять сошку с секторного вала.
Для снятия сошки откручиваем гайку сошки
Стамеской отмечаем взаимное положение сошки и рулевого вала
Съемником отжимаем сошку от вала.
Снять сошку с вала
Поддев отверткой или лезвием ножа, снять верхнюю защитную крышку
Снять нижнюю защитную крышку
Ключом на 13 открутить контргайки фиксатора винты
Ключом на 12 отворачиваем стопорные болты на 2 — 3 оборота
Специальным ключом проворачиваем регулировочные эксцентриковые обоймы подшипников секторного вала секторный вал должен быть исключен, поэтому обоймы проворачиваем одну за другой на небольшой угол до устранения зазоров в зацеплении.
Установите рулевой механизм в обратном порядке.
Бывает, что на автомобиль устанавливается механизм другой конструкции, тогда вы также можете посмотреть в этой статье — Регулировка руля ГАЗ-2705
Регулировка углов установки передних колес ГАЗель Next
Проверка и регулировка углов установки колес на специальных стендах согласно инструкции к ним.
Перед регулировкой подвески проверьте:
- — давление в шинах;
- — свободный ход рулевого колеса;
- — исправность передней подвески и элементов рулевого управления.
Параметр — Угол
Угол наклона +3˚±1˚
Разность углов левого и правого колес при регулировке продольного наклона оси вращения, не более 0˚30′
Угол развала каждого колеса 0˚30′±30′
Разница между углами левого и правого колес при регулировке развала, не более 0˚30′
Угол сходимости каждого колеса с продольная ось автомобиля 0˚0′-0˚7′
После установки автомобиля на стендовую площадку (непосредственно перед измерением углов установки колес) необходимо «выжать» подвеску, кратковременно приложив усилие 60-70 кгс сверху вниз.
Если углы не соответствуют значениям, указанным в таблице, они регулируются в следующем порядке:
- — угол продольного наклона оси вращения колес;
- — угол развала;
- — угол схождения.
Угол продольного наклона оси поворота регулируется изменением положения переднего и заднего регулировочных болтов верхнего рычага в кронштейнах подрамника при их вращении в разные стороны на одинаковое количество меток (или части меток) на эксцентриковых шайбах.
Ослабьте гайки регулировочных болтов для регулировки.
рис. 2. Направление вращения регулировочных болтов (вид спереди)Главное условие при регулировке — обеспечить разницу углов не более 30′ между левой и правой сторонами.
При невозможности задать продольный уклон, указанный в таблице, допускается только это условие.
Угол развала регулируют изменением положения переднего и заднего регулировочных болтов верхнего рычага в кронштейнах подрамника при их повороте в одну сторону на одинаковое количество меток (или частей меток) на эксцентриковых шайбах ( см. таблицу 2).
При повороте только одного регулировочного болта или обоих болтов в одну или разные стороны, но на разное количество отметок (или частей отметок) как угол развала колеса, так и угол продольного наклона оси вращения о смене колеса.
После регулировки продольного угла и угла развала затяните гайки регулировочных болтов верхних рычагов моментом 120-160 Нм.
Угол схождения регулируется отдельно для левого и правого колеса.