Грузовой полиспаст – Полиспаст — Википедия

Полиспаст — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Крюковая подвеска с полиспастом

Полиспа́ст (др.-греч. πολύσπαστον от πολύσπαστος) — натягиваемая многими верёвками или канатами таль, грузоподъёмное устройство, состоящее из собранных в подвижную и неподвижную обоймы блоков, последовательно огибаемых канатом или цепью, и предназначенное для выигрыша в силе (силовой полиспаст) или в скорости (скоростной полиспаст)[1][2].

Шлюпбалка с полиспастом для спуска на воду и подъёма шлюпок на борт

Определение сопротивлений в неподвижных блоках.

Скорость каната при огибании неподвижного блока не меняется. При движении каната неподвижный блок приводится во вращение силами трения, возникающими между канатами и ручьём (канавкой) блока[2]. При этом натяжение S2 сбегающей ветви каната будет больше натяжения S1 набегающей ветви на сопротивление жёсткости каната и сопротивление трения в подшипниках блока:

S2 = S1 + Wж + Wоп,

где:

  • Wж — сопротивление жёсткости каната, приведённое к ободу блока;
  • Wоп — сопротивление в подшипниках блока, приведённое к ободу блока[2].

В этой формуле не учтено дополнительное сопротивление трения каната о реборду блока в момент набегания и сбегания каната, возникающее при отклонении каната от плоскости блока[2]. Вследствие жёсткости канат при набегании на блок не сразу входит в его ручей, а при сбегании не сразу приобретает прямолинейное положение[2].

Пример схемы степенного (потенциального) полиспаста

В силовом полиспасте груз подвешивается к подвижной обойме, а тяговое усилие прикладывается к ветви каната, сбегающей с последнего из последо

ru.wikipedia.org

Полиспасты. Назначение и устройство | ПроИнструмент

Полиспастами называют систему, образуемую подвижными и неподвижными блоками, которые соединяются между собой канатными (реже – цепными) передачами. Известные ещё в античные времена, полиспасты и сейчас являют собой устройство, без которого не может функционировать подъёмно-транспортная техника. По сути, за тысячелетия не очень изменились и составляющие этого механизма. Полиспасты, их назначение и устройство – вопросы, важные для эффективного использования всех конструкций механизмов подъёма.

 

Устройство полиспаста и условия его работы

Основная область применения полиспастов – стреловые механизмы кранов. Всё многообразие полиспастов может быть сведено к двум требованиям: либо увеличить силу (силовые полиспасты), либо поднять скорость (скоростные полиспасты). В подъёмных кранах чаще используются первые, а подъёмниках – вторые. Таким образом, схемы скоростных и силовых полиспастов взаимно обратные.

В состав полиспаста входят следующие составляющие:

  1. Блоки с неподвижными осями
  2. Блоки с подвижными осями.
  3. Обводные блоки.
  4. Обводочные барабаны.

Все вышеперечисленные элементы располагаются преимущественно в вертикальной компоновке, причём место размещения барабана зависит от наличия обводных блоков: сверху, если такие блоки отсутствуют, и снизу – если присутствуют.

Количество блоков с неподвижными осями всегда на один меньше, чем с подвижными. При этом общее количество блоков определяет (для силовых полиспастов) кратность увеличения суммарного усилия на механизме. Количество обводных блоков определяется размерами узла: с увеличением числа таких блоков усилие также увеличивается.

Силовые полиспасты, назначение и устройство которых характеризуется несколькими параметрами, важнейшим из которых является нагрузка, развиваемая в подъёмном механизме. Она увеличивается с увеличением расчётной грузоподъёмности крана, кратности устройства (количества ветвей каната, на которых подвешен груз) и КПД блока. КПД учитывает потери на трение в осевых опорах, а также потери, определяемые жёсткостью каната или цепи.


Полиспастов может быть несколько, тогда суммарная нагрузка на блок пропорционально уменьшается. Одинарные полиспасты конструктивно проще, но и наименее эффективны. В них один конец неподвижно закрепляется на неподвижном элементе, а второй – на барабане. При этом угол отклонения весьма ограничен из-за опасности схода каната с блока. Наличие обводного блока существенно улучшает условия работы механизма: нагрузка становится симметричной, что снижает износ каната, и увеличивает допустимую скорость вращения блоков. Устойчивость действия полиспаста зависит также от расстояния между обводным и основными блоками. С увеличением этого параметра надёжность полиспаста как функционального узла возрастает, хотя одновременно увеличивается (из-за наличия соединительной оси) и его сложность.

Другими схемами полиспастов, применяемых на практике, являются:

  • Сдвоенные трёхкратные, когда в схеме присутствует три рабочих блока и два обводных;
  • Сдвоенные трёхкратные, снабжённые уравнительной траверсой. Вариант используется в грузоподъёмной технике, которая эксплуатируется в тяжёлых и особо тяжёлых условиях.

Эксплуатационные характеристики полиспастов и их выбор

На эффективность, которой обладают полиспасты, на их назначение и устройство в конкретном механизме влияние оказывают следующие факторы:

  1. Грузоподъёмность основного механизма, в составе которого работают данные узлы.
  2. Количество обводных блоков: с ростом их числа потери на трение возрастают.
  3. Углы отклонения канатов от средней плоскости барабана.
  4. Диаметры блоков.
  5. Диаметр каната/высота цепи.
  6. Материал каната.
  7. Характер опор (в подшипниках качения или скольжения).
  8. Условия смазки всех осей полиспаста.
  9. Скорость вращения блоков или перемещения тяговых канатов (в зависимости от назначения устройства).

Наибольшие потери в полиспастах связаны с условиями трения. В частности, КПД рассматриваемых механизмов, которые работают в подшипниках скольжения, в зависимости от условий их эксплуатации, составляет:

  • При неудовлетворительной смазке и при повышенных температурах — 0,94…0,54;
  • При редкой смазке – 0,95…0,60;
  • При периодической смазке — 0,96…0,67;
  • При автоматической смазке – 0,97…0,74.

Меньшие значения соответствуют полиспастам с максимально возможной кратностью. Потери на трение для узлов, которые работают в подшипниках качения, гораздо ниже, и составляют:

  • При недостаточной смазке и высоких температурах эксплуатации – 0,99…0,83;
  • При нормальных рабочих температурах и смазке – 1,0…0,92.



Таким образом, применяя современные антифрикционные покрытия контактной поверхности блоков, можно практически исключать потери на трение.

Углы отклонения каната, располагающегося на блоке/блоках полиспаста, определяют не только износ канатов и блоков, но и безопасность производственного персонала грузоподъёмного устройства. Объясняется это тем, что при превышении допустимых показателей сход каната с блока чреват производственной аварией. На данный параметр влияют материал канатов, профиль канавки барабана, а также направление навивки.
Материалами канатов чаще всего служат типы ТЛК-О по ГОСТ 3079, ЛК-Р по ГОСТ 2688 и ТК по ГОСТ 3071. Третий тип имеет наименьшую жёсткость (не более 1,7), что положительно сказывается на предельно допустимом угле отклонения каната на полиспасте. Соответственно для канатов двух первых типов жёсткость достигает 2.

Нормальными углами отклонения от оси полиспаста считаются углы 7,5…2,50 (меньшие значения принимаются для максимальных соотношений диаметра блока к диаметру каната). Вообще при проектировании данных устройств это соотношение всегда стараются выбирать в диапазоне значений 12…40. Допустимый угол отклонения канатов из маложёстких материалов меньше: до 6,5…20.

ГОСТ допускает увеличение предельного отклонения, по сравнению с рекомендуемым не более, чем на 10…20% (зависит от режима работы грузоподъёмной техники). На уравнительном блоке допустимые углы отклонения могут увеличиваться, но не более, чем в 1,5 раза.

Для снижения углов отклонения на барабанах полиспастов изготавливают профильные канавки, причём угол их направления зависит от направления навивки. Поэтому барабаны в механизмах современной конструкции всегда выполняют с крестовым профилем, пригодным под оба типа навивки.

Запасовка полиспастов

Запасовка – технологическая операция изменения расположения основных грузовых блоков полиспаста, а также расстояний между ними. Целью запасовки является изменение скорости или высоты подъёма грузов путём определённой схемы прохождения канатов по блокам устройства.

Схемы запасовки определяются типом грузоподъёмной техники. Известно, в частности, что механизмы изменения вылета стрелы различны для ручной или электротали – с одной стороны, и для кранов – с другой. Поэтому для лебёдок запасовка производится изменением расположения оси направляющего блока, и предназначается только для изменения длины вылета стрелы. В грузовых кранах запасовкой исправляют возможную криволинейность перемещения груза. Кроме грузовых канатов, запасовку применяют также и для канатных устройств перемещения рабочей тележки.

Различают следующие схемы запасовок:

  1. Однократная, которая применяется для грузоподъёмных механизмов стрелового типа с гуськом. Крюк при этом подвешивается на одной нитке каната, последовательно проводится через все неподвижные блоки, после чего наматывается на барабан. Такой способ запасовки наименее эффективен.
  2. Двухкратная, которая может быть применена на кранах, как с подъёмной, так и балочной стрелой. В первом случае неподвижные блоки располагаются на головке стрелы, а противоположный конец каната закрепляется в грузовой лебёдке. Во втором случае один из концов каната закрепляют на корне стрелы, а второй последовательно пропускают через обводной барабан, блоки крюковой подвески, стреловые блоки, блоки оголовка башни и затем подводят к грузовой лебёдке.
  3. Четырёхкратная, используемая для механизмов большой грузоподъёмности. Здесь реализуется одна из схем, описанных выше, но отдельно по каждому из блоков крюковой подвески. Две рабочих ветви каната при этом направляются на блоки рабочей стрелы. Соединение смежных полиспастов производится через дополнительный неподвижный блок, который устанавливается на стойке платформы поворота крана.
  4. Переменная, суть которой состоит в изменении грузоподъёмности крана. При таком виде запасовки (она может быть и двух-, и четырёхкратной) возможно соответствующее увеличение массы поднимаемого груза. Для этого в подвижные блоки дополнительно устанавливают по одной или две подвижных обоймы. Удержание обойм производит сам грузовой канат из-за разницы в усилиях, которые создаются наличием крюковой подвески. Изменение кратности запасовки выполняется опусканием крюковой подвески на опору при продолжающемся сматывании каната.

Двух- и особенно – четырёхкратная запасовка позволяет производить безопасный подъём груза, который практически вдвое превышает тяговое усилие, развиваемое лебёдкой. При этом проворот канатов под нагрузкой исключается, что существенно снижает их износ.


proinstrumentinfo.ru

Устройство, принцип работы и виды полиспастов, обзор систем.

Подъем тяжелого груза даже на небольшую высоту без применения специальных инструментов возможен не всегда. Речь идет не только про подъемные краны, автокраны и погрузчики — есть и другие приспособления для решения этой задачи.

Одним из механизмов для подъема грузов является полиспаст.

Что такое полиспаст, зачем он нужен и где применяется?

Полиспаст — блочная система с цепной или канатной передачей. Ее задача — упростить и ускорить подъем любого тяжелого груза, используя человеческую силу. Такие схемы (или их близкие аналоги) использовались еще до нашей эры — при строительстве египетских пирамид и Великой Китайской стены.

Стационарно подъемники применяются на складах и в производственных помещениях, в которых необходимо поднимать разные тяжести. Переносные блочные системы используются в строительстве, логистике, для спасательных работ.

Устройство и принцип работы

Полиспаст позволяет поднимать тяжесть, используя меньшее усилие человека. Принцип похож на действие рычага для подъема груза, только вместо рычага используется трос.

Конструктивно, самый простой полиспаст являет собой 1 блок и веревку. Ролик закрепляется над грузом (на потолке, балке, или перемещаемой специальной опоре). Один конец веревки с крюком спускается к грузу. Второй конец веревки человек держит в руках и тянет за него, поднимая тяжесть.

На выигрыш в силе влияют такие факторы:

  1. Количество роликов.
  2. Длина веревки.

1 блок увеличивает силу примерно в 2 раза (примерно — потому что какие-то потери спишутся из-за силы трения). То есть если человек без подъемника сможет поднять 30 кг на высоту 1 метр, то с полиспастом — это будут уже 60 кг. Если роликов будет больше — то и вес можно будет поднимать больший.

Что касается длины веревки: чем она длиннее, тем больше вес сможет поднять человек, но и тем больше времени на это придется тратить.

Виды полиспастов

Полиспасты делятся по нескольким признакам:

  1. По назначению. Бывают силовые, а бывают скоростные схемы. Силовые позволяют поднимать больше груза, но медленнее. Скоростные позволяют поднимать тяжесть быстрее, но «осилят» меньший вес.
  2. По количеству блоков. Самый простой вариант — 1 ролик. Но их может быть и 2, и 3, и 4, и больше. Чем больше их — тем больший вес получится поднять.
  3. По сложности схемы. Бывают простые схемы (когда ролики объединены последовательно 1 канатом) и сложные (когда используется 2 или больше отдельных полиспастов). Сложные системы более производительны, дают больше результата при меньшем количестве блоков. К примеру, если объединить 2 полиспаста (из 1 и из 2 блоков) — получится выигрыш в силе в 6 раз. Тогда как простая схема даст выигрыш в 6 раз только при использовании 6 роликов.

Что влияет на эффективность подъемника?

Выше упоминалась кратность (выигрыш в силе) очень приблизительная, округленная в большую сторону. На практике она меньше.

На эффективность подъемника (на то, какой точный выигрыш в силе он даст) влияют такие факторы:

  • количество блоков;
  • материал троса;
  • тип подшипников;
  • качество смазки всех осей;
  • диаметр и длина каната;
  • угол между канатом и средней плоскостью ролика.

Как крепится веревка к механизму?

Закрепить грузоподъемный механизм к тросу можно следующими способами:

  1. Узлами, связанными из репшнуров. Количество оборотов — 3-5.
  2. Зажимом общего назначения.

Что такое запасовка, как она делается и какой бывает?

Запасовкой называют изменение положения блоков и расстояния между ними. Ее проводят, чтобы изменить скорость или высоту подъема тяжести.

Схемы запасовки бывают:

  1. Однократная: крюк вешают за 1 канат, который затем проводится последовательно через каждый неподвижный блок и наматывается на барабан.
  2. Двукратная. Для балочных кранов 1 конец веревки крепят на корне стрелы, а второй конец пускают через обводной барабан, все блоки, после чего крепят к лебедке. Для подъемных кранов канат крепится к лебедке, а неподвижные блоки находятся на головке стрелы.
  3. Четырехкратная. Используется сочетание схем, перечисленных выше, для каждого блока крюковой подвески.
  4. Переменная. Подвижные ролики дополняются 1 или 2 подвижными обоймами.

Как сделать полиспаст своими руками?

Рассмотрим схему создания двукратного полиспаста.

Понадобится:

  • 2 втулки.
  • 2 ролика.
  • 2 обоймы.
  • Подшипники.
  • Крюк (чтобы цеплять груз).
  • Канат.

Пошаговая конструкция:

  1. Втулки, ролики и подшипники соединяются и вставляются в обойму. В результате получается 2 вращающихся блока.
  2. Трос пропускают через блок.
  3. Обойма с пропущенным канатом крепится к опоре, под которой будет располагаться груз.
  4. Второй конец каната пропускается через второй блок.
  5. Ко второй обойме крепят крюк.
  6. Оставшийся висеть конец каната фиксируют (за него необходимо будет тянуть для подъема груза).

После этого останется только закрепить груз (подцепить его крюком), и можно начинать подъем.

remboo.ru

Грузовой полиспаст

 

Использование: в подъемных кранах. Сущность изобретения: грузовой полиспаст содержит основную блочную подвеску 1, дополнительную подвеску 2, грузовые канаты 3. В режиме изменения кратности полиспаста основная блочная подвеска 1 соединяется вспомогательными стропами 5 с грузовыми канатами 3 и поднимается до неподвижной оси 4. На оси 4 закреплен отрезок цепи 6, нижнее звено которого надевается на гак 7 подвески 1. В щеках 8 подвески 1 закреплены поворотные скобы 9, гайка 10 крепления гака 7 имеет кольцевую канавку 11. Скобы 9 установлены с возможностью упора в канавке 11 для фиксации продольного положения гака 7 в подвеске 1. Когда подвеска 1 поднята на наружную высоту, нижнее звено отрезка цепи 6 надевается на гак 7. Благодаря тому, что гак 7 зафиксирован, операция закрепления основной блочной подвески на неподвижной оси значительно упрощается и может выполняться одним рабочим. 6 ил. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 66 D 3/04

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ 4

О (Л

О.К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1294761 (21) 4820066/11 (22) 26.04.90 (46) 23.01.93, Бюл. N 3 (71) Ленинградское производственное объединение подъемно-транспортного оборудования им. С.М.Кирова (72) И.С.Мазовер, cD,Í.Прелов, Б.И.Плавник, А.А, Кави н и В. В, Е рофеев (56) Авторское свидетельство СССР

N 1294761, кл, В 66 D 3/04, 1986. (54) ГРУЗОВОЙ ПОЛИСПАСТ (57) Использование; в подъемных кранах.

Сущность изобретения: грузовой полиспаст содержит основную блочную подвеску 1. дополнительную подвеску 2, грузовые канаты

3. В режиме изменения кратности полиспа„„5U„„1789501 А2 ста основная блочная подвеска 1 соединяется вспомогательными стропами 5 с грузовыми канатами 3 и поднимается до неподвижной оси 4, На оси 4 закреплен отрезок цепи 6, нижнее звено которого надевается на гак 7 подвески 1, B щеках 8 подвески 1 закреплены поворотные скобы

9, гайка 10 крепления гака 7 имеет кольцевую канавку 11. Скобы 9 установлены с возможностью упора в канавке 11 для фиксации продольного положения гака 7 в подвеске 1. Когда подвеска 1 поднята на наружную высоту, нижнее звено отрезка цепи 6 надевается на гак 7. Благодаря тому, что гак 7 зафиксирован, операция закрепления основной блочной подвески на неподвижной оси значительно упрощается и может выполняться одним рабочим, 6 ил.

1789501

Изобретение относится к подъемнотранспортному машиностроению, в частности к подъемным кранам, и является усовершенствованиемм известного устройства по а вт,св.

N 1294761 (кл. В 66 0 3/04, 1983), Грузовой полиспаст по авт.св. К 1294761 содержит закрепленные на неподвижной оси блоки, сгибаемые грузовыми канатами, основную блОчную йодвеску с канатами и дополнительную блочную подвеску, канаты которой соединены одними концами с канатами ocHoBHQA подвески, а другими — с грузовыми канатами, при этом основная блочная подвеска закреплена на неподвижной оси полиспаста при помощи гака, Недостатком этого устройства является следующее. При изменении кратности полиспаста основную блочную подвеску поднимают до неподвижной оси гаком вверх.

При этом центр тяжести гака расположен выше горизонтальной оси его вращения, и при подъеме гак опрокидывается в горизонтальное или наклонное положение, Поэтому после того как подвеска поднята на нужную высоту, гак,приходится вручную поднимать до вертикального положения. Кроме того, чтобы надеть гак на неподви>кную ось, его надо вместе с подвеской переменить на некоторое расстояние, Эта операция производится на высоте 20-30 м, на открытой площадке ограниченных размеров, Для кранов небольшой грузоподьемности вес подвески с гаком позволяет ограничиться усилиями 1 рабочего. При грузоподъемности крана 10 т и более только для того, чтобы поднять гак до вертикального положения (его вес порядка 100 кг), понадобятся дватри человека, что весьма неудобно, а в ряде случаев небезопасно, напоимер при неблагоприятных погодных условиях. Кроме того, пока гак не соединен с неподвижной осью, он может быть причиной травмы, если выскользнет из рук рабочего, Те же трудности возникают и при обратном переходе на первоначальную кратность полиспаста, Все это значительно усложняет эксплуатацию грузового полиспаста при выполнении работ, связанных с изменением его кратности.

Целью изобретения является упрощение эксплуатации устройства, что улучшит условия техники безопасности, а также расширит диапазон его использОвания по грузоподъемности кранов, Поставленная цель достигается тем, что в грузовом полиспасте по авт.св. N 1294761 основная блочная подвеска снабжена двумя поворотными скобами, а гак установлен в ней с помощью гайки, наружная поверхность которой выполнена с кольцевой канавкой с возможностью упора в нее поворотных скоб, при этом неподвижная ось снабжена подвешенным к ней отрезком цепи для зацепления с гаком подвески.

На фиг.1 изображен грузовой полиспаст в режиме перехода на другую кратность, общий вид; на фиг.2 — основная блочная подвеска в рабочем положении; на фиг. 3 — то же, в режиме перехода на другую кратность; на фиг.4 дан разрез А-А фиг,2; на фиг.5 показана

"0 основная блочная подвеска без поворотных скоб (гак находится в промежуточном положении) в режиме изменения кратности полиспаста; на фиг.6 — разрез Б-Б на фиг.5.

Грузовой полиспаст содержит основ15 ную блочную подвеску 1, дополнительную блочную подвеску 2, грузовые канаты 3, которые идут на механизм подъема через блоки, установленные на неподвижной оси 4. В режиме изменения кратности полиспаста

20 подвеска 1 соединена с канатами 3 при помощи стропов 5. К оси 4 подвешен отрезок цепи 6 для зацепления с гаком 7 подвески 1 при переходе на удвоенную грузоподъемность (в приведенном примере дополни25 тельная подвеска 2 содержит в два раза больше блоков, чем подвеска 1). В шнеках 8 подвески 1 закреплены поворотные скобы

9, а гайка 10, наружная поверхность которой выполнена с кольцевой канавкой 11, за30 крепляет гак 7 в траверсе 12, установленной в отверстиях щек 8.

При отсутствии в подвеске 1 скоб 9 гак

7 (во время подъема подвески гаком вверх) поворачивается вместе с траверсой 12 в от35 верстиях щек 8 вокруг горизонтальной оси

Х-Х (фиг.5 и 6) и занимает горизонтальное или наклонное положение.

Работа устройства происходит следующим образом.

40 Когда надо перейти на удвоенную грузоподъемность, основную блочную подвеску 1 поднимают механизмом подъема до неподвижной оси 4, соединив ее стропами 5 с грузовыми канатами 3 и предварительно

45 повернув скобы 9 подвески до упора в канавку 11 на поверхности гайки 10. Этим фиксируется продольное положение гака 7 в подвеске.

Когда подвеска 1 поднята до оси 4, от50 резок цепи 6 отклоняют и его звено надевают на гак 7, которые при этом занимает вертикальное положение. Благодаря тому, что гак зафиксирован, эта простая операция может выполняться одним рабочим.

После соединения основной подвески с неподвижной осью полиспаст работает с дополнительной блочной подвеской.

При переходе на малую грузоподъемность работа производится в обратном порядке.

1789501

35

А-А

Когда основная блочная подвеска находится в рабочем положении, скобы 9 сцепляют со стропами 5 для взаимной

Формула изобретения

Грузовой полиспаст, содержащий закрепленные на неподвижной оси блоки, огибаемые грузовыми канатами, и блочную подвеску с канатом, дополнительную блочную подвеску, канаты которой соединены одними концами с канатами основной блочной подвески, а другими — с грузовыми канатами, при этом основная блочная подвеска закреплена на неподвижной оси фиксации, Это предохраняет их от раскачивания и задевания за выступающие части. полиспаста при помощи гака, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью упрощения

10 эксплуатации, основная блочная подвеска снабжена двумя поворотными скобами, а наружная поверхность хвостовой части гака выполнена с кольцевой канавкой с возможностью упора в нее поворотных скоб, при

15 этом неподвижная ось полиспаста снабжена подвешенным к ней участком цепи для зацепления с гаком основной блочной подвески.

1789501

Составитель И.Самохина

Редактор Т,Иванова: Техред М.Моргентал Корректор П.Гереши

Заказ 326 Тира>к Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательскии комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

    

findpatent.ru

Полиспасты для спасательных работ. Часть II — Risk.ru

Ф. Фарберов 2007г

Часть II. Практические аспекты применения полиспастов в спасательных работах.

В этой части речь идет об общих принципах работы полиспастами.

Вопросы техники безопасности при работе с полиспастами и конкретные рекомендации по использованию различного снаряжения будут рассмотрены в третьей, заключительной части
статьи. Эта часть пока еще находится в работе, но, надеюсь, что скоро будет закончена.

Неожиданно для меня самого материал получился довольно объемный.
Потому заранее благодарен всем тем заинтересованным и терпеливым читателям кто осилит этот труд до конца.
Отработать все приведенные ниже схемы и оценить их плюсы и минусы вполне возможно в домашних условиях. Это очень помогает потом при работе в реальных условиях.
Думаю, что как начинающие так «продвинутые» пользователи полиспастов смогут найти здесь полезную для себя информацию.

Я не возражаю против размещения данной статьи на других сайтах.
Ссылка на автора и Риск обязательна.
Буду признателен за Ваши замечания и дополнения.
Для тех, кто захочет обсудить данную тему подробнее, мой e-mail farberovf mail.ru

Примечание:
Разумеется, вся приведенная ниже информация не является исчерпывающей.
В различных кругах пользователей полиспастов (альпинисты, промальп, спасатели, спелеологи и т.д.) существуют свои наработки и методики.
Я не располагаю полной информацией по всем существующим наработкам в этой области, и не ставил перед собой задачу рассказать сразу обо всем.
Основная задача данной статьи познакомить заинтересованных российских пользователей с базовыми основами практических методик, применяемых профессиональными и волонтерскими спасательными подразделениями в Канаде, США и Новой Зеландии, и канадскими профессиональными горными гидами IFMGA/UIAGM/IVBV.
У них есть чему поучиться.
Также использован мой личный опыт. Я в течение многих лет регулярно провожу занятия по спасательным работам с камчатскими альпинистами и спасателями. Так что все, о чем написано ниже, проверено на практике и многократно «пропущено через руки» мои и моих учеников.
Ссылки на печатные и Интернет источники приводятся в конце статьи.

Основные термины:

1. Рабочая длина полиспаста – это расстояние от грузовой станции до 1го (ближайшего к грузу) грузового схватывающего узла (зажима). Обычно это расстояние определяется размерами рабочей площадки или расстоянием от станции до направляющего ролика
(см. п. 2.6.1).
Чем дальше от станции можно разместить грузовой схватывающий (зажим) – тем большее расстояние он сможет пройти (а вместе с ним и груз) за один рабочий ход полиспаста.

2. Рабочий ход полиспаста – расстояние, которое проходит 1й грузовой схватывающий (и на которое поднимается груз) за один подъем груза. Рабочий ход зависит от рабочей длины полиспаста и от того, насколько полно полиспаст «складывается» – то есть насколько близко 1й грузовой ролик подтягивается к грузовой станции при полностью выбранной веревке.

3. Перестановки системы – те манипуляции со снаряжением, которые надо делать
спасателям, для того, чтобы снова растянуть полиспаст на всю рабочую длину, после того как он «сложился». Это может быть перестановка схватывающих узлов (зажимов) и другие действия.

1. На практике простые и сложные полиспасты также подразделяются по типу используемой веревки:

1.1. Полиспасты сделанные из отдельной веревки.

В этих случаях отдельный полиспаст прикрепляется к грузовой веревке грузовым схватывающим узлом или зажимом.
В этой системе для предотвращения обратного хода грузовой веревки требуется
фиксирующий схватывающий узел (зажим), который необходимо передвигать вручную.
Для этого нужен отдельный спасатель. Рис. 12.

Плюсы полиспастов из отдельной веревки:
● Быстрота организации за счет того, что полиспаст может быть собран заранее. Этим часто пользуются профессиональные спасатели.
● Возможность использования грузовой веревки на всю длину.
● Облегчается переход от подъема к спуску и наоборот.
● Облегчается пропуск узлов через систему.

Минусы полиспастов из отдельной веревки:
● Невозможно организовать автоматическую фиксацию грузовой веревки.
● Необходимость выделения отдельного человека для перестановки фиксирующего
схватывающего узла (зажима).

1.2. Полиспасты, сделанные из грузовой веревки. Рис. 13

Плюсы полиспастов из грузовой веревки:
● Можно организовать автоматическую систему фиксации веревки
(подробнее об этих системах будет сказано в третьей части).
● Не требуется дополнительная веревка.

Минусы полиспастов из грузовой веревки:
● Для организации полиспастов с большими ТВ требуется много веревки.
● При необходимости подъема груза с большой глубины может не хватить длины веревки
● Сложный переход от подъема к спуску.
● Сложно пропускать узлы через систему.

1.3. Практические советы:
В работе с полиспастами может потребоваться быстро перейти от полиспаста с меньшим ТВ к полиспасту с большим ТВ и наоборот.
Например, подъем пострадавшего идет по склону переменной крутизны: после крутой осыпи идет отвес, потом крутой травянистый склон. Или по каким либо причинам изменилось количество людей тянущих полиспаст.
У профессионалов эти переходы заранее планируются и отрабатываются на тренировках.
Ниже приведены две основные последовательности таких переходов.

1.3.1.
При работе с полиспастом из отдельной веревки чаще всего начинают с конструкции 2:1. Это самый быстрый способ подъема.
Добавив один ролик на станцию и один на груз можно быстро перейти к полиспасту 4:1.
А от 4:1 очень просто перейти к 6:1 – надо снять первый (от тянущих) ролик с груза и пристегнуть его схватывающим узлом к грузовой веревке.
Также быстро можно сделать обратный переход 6:1 – 4:1 – 2:1. Рис. 14
Можно также быстро перейти от 2:1 к 6:1 и обратно напрямую, минуя схему 4:1. Этот переход часто применяется на практике.

1.3.2. При работе с полиспастом из грузовой веревки обычно начинают со схемы 3:1.
Добавляем один ролик на станцию и один на груз и получаем схему 5:1.
Снимаем первый грузовой ролик и переносим его на грузовую веревку – получается 9:1. Рис.15.
Также можно быстро перейти от 3:1 к 9:1 и обратно напрямую.

2. Борьба с трением в полиспастах.

В реальной работе с полиспастами трением пренебречь не удастся.
За счет потерь на трение эффективность работы полиспаста может быть существенно ниже теоретически возможной.
Большие потери происходят как за счет трения в самом полиспасте, так и за счет трения всей системы или отдельных ее частей о рельеф (скалу, лед, снег и т.п.).
Как с этим бороться?

Есть три главных способа:

● Использовать ролики на всех точках огибаемых движущейся веревкой.
● Использовать оптимальную конструкцию полиспаста.
● Оптимально размещать всю систему полиспаста на местности.

Для эффективной работы полиспаста все эти способы должны использоваться одновременно.
Рассмотрим их по порядку:

2.1 Ролики –
● Главный критерий качества ролика – это его эффективность. У самых качественных
спасательных роликов она составляет примерно 90%. Это значит, что потери на трение при
работе такого ролика составляют 10%.
Эффективность большинства стандартных роликов находится в пределах 80%-70%.
То есть потери на трение составляют 20%-30%.

● При использовании одного ролика высокого качества с 90% эффективностью
(10% потери на трение) в полиспасте 2:1 фактический выигрыш в усилии
(далее в тексте ФВ) составит 1.9:1
● Для полиспаста 3:1 (2 ролика 90%) ФВ составит 2.7

2.2. Карабины –
● Потери на трение для карабинов в среднем составляют 50%.
● Стальные карабины несколько более эффективны (в среднем 48%) по сравнению с
алюминиевыми (52%).
● При 50% потере эффективности на карабине, ФВ для полиспаста 2:1 составит 1.5:1
● Для полиспаста 3:1 ФВ составит всего 1.75:1
Примечание:
Сравнение показателей фактического выигрыша в усилии при использовании роликов разного качества и карабинов в полиспастах различных конструкций приводится в Таблице 1, п. 2.4.1.

Практические советы:

● Какие ролики лучше? Не углубляясь в технические подробности можно сказать, что при прочих равных показателях, чем больше у ролика диаметр – тем выше его эффективность.

● Для организации полиспаста у вас есть несколько карабинов и всего один ролик. Или несколько роликов разного качества, из которых один порядком лучше остальных. Как расположить этот ролик в полиспасте, чтобы он работал наиболее эффективно?

Как показывают расчеты приведенные на рисунках 16А и 16Б, общая эффективность простых и сложных полиспастов существенно зависит от эффективности первого (от тянущих) грузового ролика.

Поэтому наибольший эффект от ролика при работе с простыми и сложными полиспастами будет если поставить его в качестве первого грузового (если считать от тянущих) на выходе веревки из полиспаста. рис. 16.
Общий вывод следующий:
Даже один ролик правильно расположенный в системе полиспаста может существенно повысить его общую эффективность. Для примера: все горные гиды, при работе на закрытых ледниках, где есть риск провалиться в трещину и высока вероятность применения полиспаста для вытаскивания провалившегося, обязательно имеют при себе как минимум один легкий ролик.



● Если в наличии только карабины – то их можно встегивать в каждую точку парами.
Пара должна состоять из одинаковых карабинов. За счет большего радиуса огибания веревки трение вокруг пары карабинов меньше чем вокруг одного.

2.3.Также важно бороться с трением внутри самого полиспаста. Это значит:
● Избегать заклинивания веревок между роликами и другими компонентами системы.
● Избегать перекручивания веревок в полиспасте.

Практический совет:
● Для предотвращения заклинивания и перекручивания веревки в полиспастах необходимо, чтобы веревка располагалась в одной плоскости. Для этого надо организовать грузовую станцию так, чтобы точки крепления стационарных роликов были разделены и не сходились вместе под нагрузкой. Профессионалы используют для этого специальные пластины-органайзеры, закрепленные на грузовой станции. Рис. 17.
● Также желательно пристегивать движущиеся ролики отдельными карабинами.

2.4. Для уменьшения трения полиспаста и грузовой веревки о рельеф, можно использовать
любые подручные средства, например ледорубы или молотки, а также направляющие ролики (подробнее о них будет сказано ниже).
Для профессиональных спасателей и промальпа выпускается много различных приспособлений для снижения трения веревки на перегибах. Одно из самых простых и доступных средств – это кусок плотного брезента с люверсами или петлями по углам для крепления к рельефу. Подобную защиту нетрудно сделать самостоятельно.

2.4.1

2.5. Выбор оптимальной конструкции полиспаста.

2.5.1. У каждой конструкции полиспастов, кроме выигрыша в усилии есть и другие важные
показатели, влияющие на общую эффективность её работы.

Общие конструктивные особенности, способствующие повышению эффективности работы полиспастов:

1. Чем больше рабочая длина полиспаста – тем больше его рабочий ход и расстояние, на
которое поднимается груз за один рабочий ход.

2. При одинаковой рабочей длине быстрее работает полиспаст с большим рабочим ходом.

3. При одинаковой рабочей длине и рабочем ходе быстрее работает полиспаст, требующий
меньше перестановок.

4. Простые полиспасты 2:1 и 3:1 дают самый быстрый подъем с минимумом перестановок системы.
Прежде чем переходить к полиспастам с большим усилием, необходимо убедиться, что приняты все меры борьбы с трением в простом полиспасте.

Часто за счет уменьшения потерь на трение удается продолжить работу более простым полиспастом и сохранить высокую скорость подъема.

Но в целом все зависит от конкретной ситуации, в которой должен применяться тот или иной вид полиспаста. Поэтому однозначные рекомендации дать невозможно.
Для того чтобы подобрать оптимальный полиспаст для работы в каждой конкретной ситуации спасатели должны знать основные плюсы и минусы каждой системы.

2.5.2. Общие рабочие характеристики простых полиспастов[/b]

Плюсы простых полиспастов:
● Просты и понятны в сборке и в работе.
● В простых полиспастах рабочий ход близок к рабочей длине полиспаста, так как они
достаточно полно «складываются» в работе - 1й грузовой ролик вплотную подтягивается к
станции. Это - серьезный плюс, особенно в тех случаях, когда общая рабочая длина
полиспаста ограничена (например, короткая рабочая полка на скале и т.п.)
● Требуется передвигать только один схватывающий (зажим).
● При достаточном количестве людей, выбирающих веревку, простые полиспасты 2:1 и 3:1
дают самую большую скорость подъема.

Минусы простых полиспастов:
● Большее (по сравнению со сложными полиспастами аналогичных усилий) количество
роликов. Следовательно, большие общие потери на трение.
По этой причине в спасательной практике не применяются простые полиспасты больше
чем 5:1.
А при использовании карабинов нет смысла делать простой полиспаст больше чем 4:1
● При одинаковой общей рабочей длине простые полиспасты используют больше веревки чем
сложные полиспасты аналогичных усилий. Рис.18

2.5.3. Общие рабочие характеристики сложных полиспастов.

Плюсы сложных полиспастов:
● При равном количестве роликов и схватывающих узлов (зажимов) позволяют создать
полиспасты больших усилий. Например:
3 ролика требуется для сложного полиспаста 6:1 и простого 4:1.
4 ролика для сложного полиспаста 9:1 и простого 5:1. Рис. 19, 20.

● Требуют меньше веревки по сравнению с аналогичными простыми полиспастами. Рис 16.
● По сравнению с близкими по значению простыми сложные полиспасты дают больший фактический выигрыш в усилии, так как задействовано меньше роликов.
Например: в сложном полиспасте 4:1 работает 2 ролика, в простом 4:1 – 3 ролика.
Соответственно в сложном полиспасте потери на трение будут меньше, а ФВ будет больше.
Пример на рис. 21:
В сложном полиспасте 4:1 (2 ролика) при использовании роликов с потерей на трение 20%
ФВ составит - 3.24:1. В простом полиспасте 4:1 (3 ролика) – ФВ = 2.95:1

[b]Минусы сложных полиспастов:[
● Сложнее в организации.
● Некоторые конструкции сложных полиспастов требуют больше перестановок, так как для того чтобы снова растянуть полиспаст на всю рабочую длину, надо передвигать 2 схватывающих узла (зажима)
● При одинаковой рабочей длине, рабочий ход у сложных полиспастов меньше чем у простых, так как они
не складываются полностью при каждом рабочем ходе (к станции подтягивается ролик, ближайший к
тянущим, а 1й грузовой ролик останавливается, не доходя до станции).
Это существенно снижает эффективность работы, особенно в тех случаях, когда общая
рабочая длина полиспаста ограничена (например, короткая рабочая полка на скале и т.п.)
Это также может осложнить работу на последних этапах подъема, когда надо поднимать
груз на рабочую площадку.
● В целом существенно проигрывают простым полиспастам в скорости подъема

Практические советы по работе со сложными полиспастами:

● Для того чтобы сложный полиспаст более полно складывался при каждом рабочем ходе, и
требовалось меньше перестановок, необходимо разнести станции простых полиспастов,
входящих в состав сложного. Рис.22

● Система сложного полиспаста требует меньше перестановок в работе, если простой
полиспаст с большим усилием тянет за полиспаст с меньшим усилием.
Пример на рис.22А
А – полиспаст 6:1 (2:1 тянет за 3:1) В этом случае при каждом рабочем ходе требуется
переставлять 2 схватывающих узла.
Б – другая схема полиспаста 6:1 – 3:1 тянет за 2:1. Требуется перестановка только одного
схватывающего узла (зажима). Соответственно система работает быстрее.

2.5.4. Во всех приведенных выше конструкциях полиспастов веревку необходимо тянуть в сторону грузовой станции. В горах, на ограниченной площадке или на стене тянуть снизу – вверх может быть очень тяжело и неудобно. Для того чтобы тянуть вниз и включить в работу свой вес, а также, чтобы не рвать спины, часто встегивают дополнительный стационарный ролик (карабин). Рис. 23.
Однако, согласно Правилу полиспастов №1 - стационарные ролики не дают выигрыша в усилии.
Потери на трение в такой схеме, особенно при использовании карабина, могут свести на нет все преимущества от тяги вниз.

Что можно сделать в такой ситуации?
Ниже приводятся варианты возможных решений:

а. Если место и снаряжение позволяют – то можно сделать еще одну станцию ниже и собрать один из вариантов полиспаста как показано на Рис. 24.

б. Использовать комплексный полиспаст.
Комплексные полиспасты не являются ни простыми, ни сложными – это отдельный
вид.
Отличительная особенность комплексных полиспастов – наличие в системе роликов движущихся навстречу грузу.

В этом заключается главное преимущество комплексных полиспастов в тех случаях, когда станция расположена выше спасателей и надо тянуть полиспаст вниз.
На Рис 25. приведены две схемы комплексных полиспастов, применяемых в спасработах.
Существуют и другие схемы, но они не находят применения в спасательной практике и в данной статье не рассматриваются.

Примечание:
Схема показанного на Рис. 25 комплексного полиспаста 5:1 приводится в книге «Школа альпинизма. Начальная подготовка» 1989года издания, стр. 442.

Основные недостатки комплексных полиспастов подобны недостаткам сложных полиспастов:
Комплексные полиспасты не складываются полностью, имеют малый рабочий ход и требуют много перестановок. Например, схема 5:1 требует перестановки двух схватывающих узлов.

2.5.5. В тех случаях, когда усилия собранного полиспаста недостаточно, а длины тянущей веревки не хватает для сборки более мощной схемы, может помочь дополнительный полиспаст 2:1, присоединенный к грузовой веревке схватывающим узлом или зажимом.
Для этого достаточно иметь короткий конец веревки или сложенный в 2-3 раза репшнур, 1 ролик (карабин) и 1 схватывающий (зажим). Пример на Рис. 26.

Это один из самых быстрых и простых в организации способов повысить усилие полиспаста - своеобразная «палочка - выручалочка». Добавив схему 2:1 к любому полиспасту вы автоматически получите 2х кратный теоретический выигрыш в усилии. Каков будет фактический выигрыш, зависит от ситуации.
О недостатках этой схемы уже сказано выше – это короткий рабочий ход и много перестановок (необходимо переставлять два схватывающих).
Однако случаются ситуации, когда этот способ может помочь. Например, такой способ нередко применяют в тех случаях, когда часть тянувших полиспаст спасателей вынуждена переключиться на выполнение других задач, а усилий оставшихся работать на полиспасте недостаточно и надо быстро повысить усилие.

2.5.6. На рисунке 27 приводится схема, так называемой «встроенной двойки».
В этой схеме простой полиспаст 2:1 встроен в систему простого полиспаста 3:1. В результате получился полиспаст с ТВ 5:1. Этот полиспаст не относится ни к простым, ни к сложным.
Мне не удалось найти его точного названия. Приведенное на рисунках название составной придумано мной.

В сравнении со схемой на рис. 26 эта система имеет ряд преимуществ:

Несмотря на небольшой проигрыш в ТВ по сравнению со схемой на рис. 26 (5:1 против 6:1) эта система имеет ряд практических преимуществ:

● Это еще более экономичный способ, так как кроме веревки дополнительно требуется только один ролик (карабин).
● Этот способ требует перестановки только одного схватывающего (зажима) и потому более
эффективен в работе.
● Еще один пример системы «встроенной двойки» показан на рис. 27А.
Здесь работает составной полиспаст 10:1 - полиспаст 2:1 «встроен» в полиспаст 6:1.
Подобная система может применяться при вытаскивании пострадавшего в одиночку. В такой схеме неизбежны большие потери на трение и подъем идет медленно. Но в целом система
довольно практична, работает хорошо и позволяет одному спасателю работать не надрываясь.

2.6. Способы оптимизации расположения полиспаста на местности.

Здесь важно не только уменьшить трение о рельеф всей системы полиспаста или отдельных его частей. Также важно создать необходимое рабочее пространство для эффективной работы полиспаста.

2.5.1. Основной способ – это использование направляющих роликов (далее НР). Рис. 28

Направляющие ролики размещают на отдельной станции непосредственно над местом подъема (спуска).
Станция может быть размещена на скале, на дереве, на специальной или импровизированной треноге и т.п. см. рис.30-37.
При подъеме и спуске с наращиванием веревок используют направляющие ролики самого большого диаметра, через которые свободно проходит веревка с узлами.

Важно!
Станция для направляющего ролика должна быть рассчитана на большие нагрузки.
рис. 29.

Что дает использование направляющих роликов?
Если коротко – то грамотное применение НР позволяет спасателям работать более эффективно и безопасно.
Ниже приведены примеры основных плюсов использования направляющих роликов:

● Сползание веревки под нагрузкой в сторону по краю рабочей площадки при работе спасателей (не важно - подъем это или спуск, скала или здание) крайне нежелательно и опасно перетиранием веревки!
Оптимально веревка должна подходить к краю под углом 90градусов. В противном случае неизбежно сползание грузовой веревки в сторону.
НР позволяет направить грузовую веревку под правильном углом к краю площадки. Рис.31

● В тех случаях, когда нет подходящей рабочей площадки непосредственно над местом подъема или спуска, НР позволяет расположить грузовую станцию для спуска и подъема в стороне от линии подъема, в более удобном для работы месте.
Кроме того, расположение станции в стороне от линии подъема (спуска) снижает вероятность поражения спасателя, пострадавшего, грузовой и страховочной веревок камнями и т.п., которые могут быть сброшены работающими наверху спасателями.

● НР дает возможность полностью или частично поднять систему полиспаста над рельефом. Это существенно повышает эффективность работы за счет снижения потерь на трение полиспаста и его компонентов о рельеф. За счет этого также повышается общая безопасность работы, так как снижается вероятность перетирания, заклинивания или заедания какого либо компонента полиспаста.

● НР позволяет уменьшить или полностью исключить трение грузовой веревки об край
(перегиб) рабочей площадки. Это также очень большой плюс с точки зрения безопасности.

● НР может существенно облегчить переход через край спасателя и пострадавшего, как на подъеме, так и на спуске. Это один из самых сложных и трудоемких моментов в транспортировке, особенно для сопровождающего спасателя.

Направляющие ролики исключительно широко применяется профессионалами в самых разных ситуациях, как в горах, так и в техногенных условиях. Поэтому хочу проиллюстрировать этот способ оптимизации расположения полиспастов на местности поподробнее. Рис. 30-37.

2.6.2 Использование направляющих роликов при организации переправ. Рис. 37

НР позволяет:
● Поднять переправу выше.
● Удобно расположить систему полиспаста.
● Тянуть полиспаст вниз.
● Регулировать натяжение переправы в процессе работы.

Важно! При сильном натяжении переправы возникают очень большие нагрузки на
крайние точки крепления переправы. Рис. 38.

Выводы из приведенной выше схемы следующие:
● Следует избегать чрезмерного натяжения переправ – это опасно!
Например:
При одновременной переправе по сильно натянутой переправе двух человек
(Пострадавший + сопровождающий. Общий вес ~ 200кг), за счет неизбежного
раскачивания переправы, пиковые нагрузки на крайние точки могут достигать 20KN (2000кг)
и выше! Такая нагрузка близка к пределу прочностных характеристик
альпинистских карабинов, оттяжек и веревок (с учетом потери прочности веревки в
узлах).

● Все точки крепления переправы, включая станцию крепления направляющего ролика и
все её компоненты, должны быть исключительно надежны!

Продолжение следует…

www.risk.ru

Грузовая стрела, полиспасты, ограничители

Строительные машины и оборудование, справочник
Грузовая стрела, полиспасты, ограничители

Категория:

   Краны-трубоукладчики



Грузовая стрела, полиспасты, ограничители

Грузовая стрела (рис. 56)—сварная А-образной формы; состоит из двух сходящихся балок коробчатого сечения, верхней косынки и поперечины для связи балок, а также пяты и оголовка. Поперечина является также упорной площадкой для штока буферного устройства. Пята имеет проушины для установки стрелы в опорные кронштейны левой гусеничной тележки. На оголовке стрелы расположевы проушины для подвески обойм блоков.

Для удержания грузовой стрелы и груза на трубоукладчиках применены канаты, которые для увеличения удерживающего тягового усилия запасо-ваны (см. рис. 9) в четырехкратные грузо» вой и стреловой полиспасты (на трубоукладчике ТГ-201 грузовой полиспаст шестикратный).

Отношение тягового усилия полиспаста к тяговому усилию одной его ветви без учета потерь на трение канатов и блоков называется кратностью полиспаста. Кратность определяют по числу ветвей каната, образующего полиспаст: полиспаст, состоящий из двух ветвей, называется двукратным, трехкратным и т. п.

Помимо полиспастов грузовая стрела оснащена указателем 6 вылета крюка и грузоподъемности, а также ограничителем подъема стрелы.

Рис. 56. Грузовая стрела:
1, 4, 5 — проушины, 2 — поперечина, 3 — косынка, 6 — указатель вылета крюка и грузоподъемности, 7 — балка

Грузовой полиспаст. На трубоукладчиках он состоит из каната и двух обойм блоков — подвижной и подвесной.

Подвижная обойма (рис. 57, а) трубоукладчиков Т-3560М и ТО-1224Г состоит из двух блоков на шарикоподшипниках, их опорной оси, подвешенных на этой оси щек, заключенной в основании щек траверсы И с грузоподъемным крюком и стяжных болтов с надетыми на них втулками-распорками. Крюк подвешен к траверсе через упорный подшипник, допускающий полный поворот крюка в плане, и закреплен гайкой, которая опирается на подшипник своей заточкой. Крюк имеет паспорт и клеймо, на которых указаны его заводской номер и грузоподъемность. Для защиты элементов обоймы от загрязнения и предохранения канатов от соскальзывания с блоков обойма снабжена кожухом.

Подвижная обойма смещается вверх или вниз в зависимости от укорочения или удлинения полиспаста, производимых включением в работу грузового барабана лебедки.

Подвесная обойма состоит из двух блоков (рис. 57, б) на шарикоподшипниках, их опорной оси, несущих эту ось щек, верхней гребенки, а также стяжных болтов для затяжки щек обоймы. К проушине (см. рис. 56) грузовой стрелы обойму подвешивают через серьгу (см. рис. 57, б), которая пальцем соединена с гребенкой. Вокруг оси пальца обойма может перемещаться в горизонтальном направлении, если поднимаемый груз находится в стороне от вертикальной оси полиспаста. Это предохраняет канат от переломов при упоре в щеку обоймы. Для крепления каната к одной из щек обоймы приварено клиновое крепление под коуш.

Оси подвижной и подвесной обойм фиксируются от выскальзывания из щек закладными планками, застопоренными болтами. К подшипникам, располагающимся на осях, смазочный материал подается по каналам этих осей, закрытым снаружи пресс-масленками.

Отличие обойм трубоукладчиков Т-3560М и ТО-1224Г в том, что подшипники на осях у трубоукладчика ТО-1224Г роликовые.

Оба полиспаста трубоукладчика ТГ-201 — шестикратные, поэтому в каждом есть третий блок на осях, а подвесная обойма (см. рис. 9, б) помимо третьего блока имеет еще и четвертый блок, а также расположенный под ним обводной блок. Четвертый блок на оси обоймы подводит концевую ветвь полиспаста к цилиндру-датчику прибора контроля нагрузки, расположенному на верхней раме, а обводной блок изменяет стороны подвода ветви полиспаста к четвертому блоку,

Все подшипники обойм шариковые.

Стреловой полиспаст состоит из канатов, стреловой обоймы, которая присоединена к проушине (см. рис. 56) стрелы, и обводного блока, установленного вместе с коушем концевой ветви полиспаста в подвеске лебедки (на трубоукладчиках Т-3560М и ТГ-201) или портала верхней рамы (на трубоукладчике ТО-1224Г).

Стреловая обойма всех трубоукладчиков имеет два блока и по конструкции аналогична показанной на рис. 57, б подвесной обойме грузового полиспаста. Отличается она лишь тем, что в подвеске исключено одно шарнирное соединение и поэтому отсутствует гребенка.

Рис. 57. Подвижная (а) и подвесная (б) обоймы грузового полиспаста трубоукладчика ТО-1224Г:
I — грузовой крюк, 2 — стопорная шайба, 3 — щека, 4 — защитный кожух, 5 — пресс-масленка, 6 — стяжной болт, 7 — втулка-распорка, 8 — блок, 9 — ось, 10 — упорная гайка,
II — траверса, 12 — гребенка, 13 — палец, 14 — серьга, 15 — закладная планка, 16 — коуш, 17 — клиновое крепление коуша

На трубоукладчике Т-3560М в качестве подшипников стреловой обоймы использованы бронзовые втулки. Указатель вылета крюка и грузоподъемности установлен на внутренней стороне стрелы в зоне видимости машиниста и работает по принципу отвеса. Указатель (см. рис. 56) состоит из свободно подвешенной стрелки и закрепленного сектора со шкалой. На шкале нанесены риски, соответствующие наименьшему, наибольшему и нескольким промежуточным значениям вылетов. Под этими делениями проставлены значения допустимых в грузоподъемностей трубоукладчика при данных вылетах.

Рис. 58. Ограничитель подъема стрелы трубоукладчика ТГ-201:
1 — пакет регулировочных прокладок, 2 — фланец, 3 и 7 — гидрораспределитель-прерыватель и его золотник, 4 — защитная плита, 5 — регулировочный винт, 6 — опорная площадка, 8 — рычаг, 9 — ролик, 10 — шток подпружиненного буферного устройства

Ограничитель подъема стрелы. Во избежание упора грузовой стрелы в верхнюю раму и поломки применяют ограничитель ее подъема. Его монтируют на верхней раме слева по ходу и он работает от усилия нажатия стрелы.

На трубоукладчике Т-3560М усилие нажатия стрелы передается через шток буферного устройства (см. рис. 55) золотнику распределителя-прерывателя, который установлен в линии питания цилиндра, обеспечивающего управление подъемом стрелы. Включенный таким образом распределитель-прерыватель разрывает линию питания цилиндра, что приводит к отключению стрелового барабана лебедки от двигателя и затяжке тормоза барабана. При включении барабана на спуск стрелы ее отбрасывает через поперечину (см. рис. 56) от придвинутого положения мощная пружина буферного устройства.

На трубоукладчиках ТГ-201 и ТО-1224Г ограничитель подъема стрелы укреплен на цилиндре пружины буферного устройства. Ограничитель (рис. 58) состоит из фланца с площадкой, на которой закреплен распределитель-прерыватель, укрытый от механических воздействий и поломок плитой. При нажатии стрелы на пружину буферного устройства вместе с ее сжатием и перемещением вправо штока ролик «набегает» на хвостовик штока, рычаг нажимает на золотник распределителя-прерывателя и включает его.

Ход золотника регулируется прокладками, а отход рычага — регулировочным винтом.

Реклама:


Читать далее: Контргруз трубоукладчиков

Категория: - Краны-трубоукладчики

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Полиспаст грузовой - Энциклопедия по машиностроению XXL

При расчёте кранов-дерриков а) определяется кратность полиспастов грузового и стрелового канатов по заданным максимальным вылету, грузоподъёмности и скорости подъёма груза 6) производится выбор соответствующих параметров лебёдки (тягового усилия, диаметров и числа оборотов барабанов и т. п.) в) определяются прочностные размеры строительной части кранов (мачт, стрел, вант, подкосов) г) определяется глубина заделки вант (подкосов) д) определяются скорости вращения стрелы, диаметр поворотного круга и основные параметры  [c.890]
Кратность полиспастов основного подъема стреловых кранов грузоподъемностью от 4 до 100 т изменяется от 2 до 13, а стрелового полиспаста соответственно от 2 до 8. Число рабочих ветвей полиспаста (грузового и стрелового) может достигать 20, если оба конца каната закреплены на барабанах лебедок.  [c.36]

Для удержания в рабочем положении грузоподъемных механизмов и воспринятая рабочих нагрузок, возникающих в процессе подъема, применяются различные типы монтажных якорей (анкеров), к которым крепятся вантовые системы, полиспасты, грузовые лебедки и т. п. В зависимости от характера и условий работы якоря анкерные устройства подразделяются на следующие основные группы наземные (гравитационные), работающие за счет массы и сил трения, вызванных массой якоря  [c.81]

Полиспаст грузовой 43, 50 Преобразователь вращающийся 222  [c.298]

На поворотной платформе крана смонтированы лебедка основного подъема, лебедка подъема стрелы, механизм вращения, силовая установка, пульт управления и кабина. Рабочее оборудование гусеничных кранов состоит из стрелы, системы полиспастов, грузового крюка или грейфера.  [c.211]

Гусеничный кран КС-8161 (рис. 56) состоит из ходового устройства /, механизмов для поворота, передвижения, подъема груза и стрелы и рабочего оборудования, в состав которого входят стрела 3, система полиспастов, грузовой крюк или грейфер.  [c.120]

На рис. 53 показана одна из конструкций рычажного ограничителя грузоподъемности (верхняя проекция — горизонтальный разрез по рычагу). На коротком плече рычага 1 закреплен блок полиспаста грузового каната. Второе плечо рычага соединено штоком с пружиной 2. Для получения стабильного коэффи-  [c.114]

Сначала основание стрелы заводят в шарнир. Затем вспомогательным краном поднимают ее оголовок и крепят временными тягами к оголовку башни, после чего запасовывают стреловой полиспаст, грузовой полиспаст запасовывают до подъема стрелы. Стрелу противовеса поднимают вместе с тягой. Плиты противовеса поднимают инвентарными приспособлениями первоначально в таком количестве, чтобы уравновесить массу стрелы при выдвижении башни. Остальные плиты поднимают после закрепления башни в портале.  [c.152]

Диаметр каната, мм, для полиспаста грузового  [c.11]

Таблица 116. Характеристика канатов полиспастов грузового и стрелового гуська крана КС-6362

Грузовая тележка состоит из двух полурам, соединяющихся переставными связями, при помощи которых производится раздвижка полиспастов грузовой тележки в зависимости от диаметров монтируемых царг. На полурамах установлены четыре двухбарабанные лебедки, которые могут работать одновременно на любую пару крюков или на один крюк. На полурамах грузовой тележки установлены также верхние обоймы грузовых полиспастов и четыре ограничителя высоты подъема крюков.  [c.540]

Кран позволяет вести монтаж царг цементных печей диаметром 3,5—5 м.. Раздвижка полиспастов грузовой тележки в зависимости от диаметра монтируемых царг осуществляется при помощи вставки ригеля.  [c.544]

Стальные канаты являются необходимой частью большинства грузоподъемных механизмов. Наиболее часто стальные канаты используются в виде грузовых канатов в полиспастах, для расчалок и для стропов.  [c.105]

Расчет грузовых канатов типа 6 X 37 -f 1 можно производить по номограмме, приведенной на фиг. 62. На шкале слева обозначены величины натяжения каната Р, определяемые при расчете полиспаста, расчалки и т. п. Через точку на шкале, соответствующую заданному натяжению каната, проводят горизонтальную прямую до пересечения с одной из лучевых прямых, обозначенных разными значениями коэффициента запаса прочности f . Далее проводят вертикаль до пересечения с лучевой прямой, соответствующей пределу прочности при растяжении материала проволочек, и на правой шкале читают величину диаметра потребного каната.  [c.107]

Высокие решетчатые мачты поднимают несколькими способами. На фиг. 149, б показан подъем опрокидыванием с использованием грузового полиспаста. В первом положении (положение I—II) верхний конец мачты приподнимают самоходным краном, а затем подъем ведут грузовым, полиспастом, регулируя правильность подъема двумя боковыми расчалками. В некоторых случаях самоходный кран может быть заменен полиспастом, закрепленным за близко расположенные высокие сооружения. Иногда высокую мачту ставят с помощью вспомогательной мачты, подтаскивая при этом нижнюю часть мачты к опоре (фиг. 149, в).  [c.285]

Если (фиг. 3j Q —вес груза в кг. О,— вес крановой стрелы в кг, длина стрелы в л, /ц — расстояние от центра тяжести стрелы до оси вращения её в -и, 5( — усилие в грузовом (подъёмном) канате в кг, 6 — расстояние от точки приложения усилия Sj до крайней нижней точки опоры стреловой стрелки (мачты) в л и а — угол наклона стрел к горизонту в градусах, то натяжение в полиспасте механизма изменения взлёта при заданной величине будет равным  [c.786]

Для подъёма грузов краны снабжаются грузовыми крюками, закрепляемыми либо непосредственно к канату, либо к обоймам блоков полиспастов.  [c.799]

Кратность грузового полиспаста выбирается исходя из возможностей существующих лебёдок  [c.890]

В кранах, имеющих прямые стрелы со вспомогательными полиспастами, горизонтальное перемещение груза достигается при изменении вылета соответствующим изменением свободной длины грузового (подъёмного) каната с помощью вспомогательного (компенсирующего) полиспаста, помещаемого между барабаном подъёмного механизма и концевым стреловым блоком. В кранах с шар-нирно-сочленёнными стрелами горизонтальное перемещение груза при изменении вылета осуществляется соответствующим изменением положения хобота относительно стрелы.  [c.955]

Различные варианты выполнения пространственной системы грузового полиспаста представлены на рис. 1.21. Базовой является система из трех полиспастов, сходящихся на ГУ (рис. 1.21, а). Каждый полиспаст связан с отдельным барабаном, синхронно вращающимся с двумя другими, или, что чаще делается, с помощью отводных блоков канаты выводятся на общий барабан. Две подобные систе.мы обеспечивают стабилизацию траверсы (рис. 1.21, б). Так как применение трехветвевой подвески не всегда удобно, для крепления ГУ можно использовать четырехветвевую подвеску с четырьмя (рис. 1.21, в) или, что проще, с двумя длинными синхронно вращающимися барабанами (рис. 1.21, г). Можно применять и один барабан, но в этом случае канаты двух противоположных полиспастов грузовой подвески должны наматываться на барабан с противоположных сторон.  [c.43]

I — рама каретки, 2 — ходовой ролик, 3 — рама платформы, 4 — дрщатый настил, 5 — блок полиспаста грузового каната, 6 — вертикальная подвижная тяга, 7 — приводной канат ловителей, — пружина, 9 —рычаги, /О — клинья ловителей  [c.42]

Различают полиспасты (грузовые, расчалочные) грузоподъемных средств (кранов, трубоукладчиков и др.) и монтажные. Монтажным полиспастом называют подъемно-тяговое устройство, содержащее монтажные блочные обоймы с запасованным на них канатом монтажной лебедки.  [c.49]

Кран состоит из следующих основных узлов ходовой тележки портала башни поворотной головки решетчатой стрелы противовесной консоли стрелового полиспаста грузовой и стреловой электрических лебедок, установленных на противовес-нор консоли механизма поворота крана, располо-  [c.142]

Монтажный кран АЗИНМАШ-5 состоит из следующих основных узлов решетчатой стрелы, шарнирно связанной с кронштейнами трактора двухбарабанной лебедки с червячным редуктором, укрепленной к стенке картера заднего моста трактора колонны с тягами и направляющими роликами боковых противовесов деталей монта ка кабины управления рам противовесов переднего противовеса стрелового пятикратного полиспаста грузового трехкратного полиспаста и трактора С-80, на котором смонтированы все перечисленные узлы крана.  [c.189]

Внутри главной балки расположены две грузоподъемные двухбарабаи-ны-е лебедки, канатами которых запа-сованы полиспасты грузовых тележек, две тяговые лебедки для перемещения грузовых тележек по главной балке, одна лебедка для перемещения передней опоры по главной балке краиа и еще одна лебедка для перевода передней опоры крана в транспортное положение.  [c.167]

Применение в строительных башенных кранах шарнирно-сочлененных стрел нерационально, так как при этом увеличивается масса верхней части металлоконструкции, т. е. уменьшается устойчивость крана. Стрелы в башенных кранах обычно применяют в трех ьа-риантах с уравнительным полиспастом грузового каната, с уравнительным полиспастом стрелового каната и с соединенными полиспастами подъема стрелы и груза. В последнем случае барабан лебедки механизма изменения вылета состоит из стрелового 3 (рис. 7.7) и уравнительного 2 барабанов, жестко соединенных между собой. На стреловом барабане закреплен стреловой канат 5, на уравнительном — одна из ветвей грузового каната 6. Другая ветвь грузового каиата идет на барабан I подъемной лебедки. Канаты 5 и 5 подходят к барабанам 2 и 5 с разных сторон (см. рис. 7.7). При подъеме стрелы 7 стреловой барабан 3 вращается в сторону наматывания стрелового каната одновременно с уравнительного барабана 2 сматывается грузовой канат и груз опускается относительно стрелы. В результате при соответствующем выборе параметров схемы стрелового устройства крюк движется по траектории, близкой к горизонтали. Наи-  [c.195]

Основными эксплуатационными требованиями к стальным канатам являются гибкость, сопротивляемость поверхностному износу (истиранию), поперечная жесткость, устойчивость против раскручивания под нагрузкой. Канаты типа 6X19+1 считаются жесткими и применяются преимущественно для оттяжек, расчалок, вант и во всех других случаях, где отсутствует перегиб каната на блоках и барабанах. Канаты типа 6 X 37 + 1 являются гибкими и используются в качестве грузовых в лебедках, кранах, полиспастах и других подъемных механизмах. Канаты этой конструкции разрешается применять также и для изготовления стропов. Канаты типа 6X61 + 1 считаются мягкими и употребляются для изготовления стропов и других грузозахватных приспособлений.  [c.106]

Отклонение грузового полиспаста от мачты не должно превышать 15—20°, поэтому подъем негабаритных деталей (крановых мостов) одной мачтой требует значительного превьппения высоты мачты над высотой подъема. В таких случаях целесообразнее пользоваться двумя мачтами (фиг. 151, в).  [c.287]


mash-xxl.info

About the author

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о