Грузовик КАМАЗ 53212 — полная характеристика автомобиля. Технические параметры, Габаритные размеры. Отзывы владельцев
|
Габаритные размеры автомобиля КАМАЗ 53212
К середине 60-х годов 20-го века экономике СССР стало не хватать парка грузовых автомобилей. Выпуск имеющихся на то время моделей, даже при резком повышении их количества, не обеспечил бы необходимый рост грузооборота. Необходимо было выпустить новый… Продолжение |
Фотогалерея
Техническая характеристика КАМАЗ 53212
|
Дополнительная информация КАМАЗ 53212
|
Быстрый поиск грузовика |
технические характеристики (ТТХ), грузоподъёмность, габаритные размеры, военный, сколько весит
Грузовые автомобили Камского автозавода стали для Советского Союза чем-то большим, чем просто техника. Машины из Набережных Челнов были в своё время настолько современными и передовыми, что «КамАЗ» на какое-то время стало собирательным названием тяжёлых грузовиков вообще.
Однако обновления модельного ряда происходили, к сожалению, нечасто. Уже к началу 90-х годов татарские грузовики из новаторских стали, скорее, консервативными. Но, как оказалось, стране в тяжёлое время была нужна именно такая машина – простая и неприхотливая в обслуживании. Таким был и длиннобазный КамАЗ-53212.
Содержание статьи
- История создания
- Описание конструкции
- Модификации и производство
- Технические характеристики
- Видео
История создания
Сейчас уже не секрет, что корни КамАЗов надо искать в Москве. Завод ЗиЛ, производивший в 60-е годы машины, схожие по конструкции и дизайну с американскими бортовыми грузовиками «Форд» середины 50-х годов, не собирался на них останавливаться. Транспортное хозяйство Советского союза требовало современного большегрузного автомобиля, нетребовательного к дорожным условиям.
Так в 1967 году появился ЗиЛ-170 – трёхосный грузовик бескапотной компоновки. Но в 1969 году в Татарстане начали строить новый комплекс автомобильных заводов. Было решено передать перспективные машины именно туда. Так ЗиЛ-170 стал «КамАЗом».
В 1976 году стартовало производство новых автомобилей.
Первым с конвейера сошёл представитель базовой модификации – бортовой грузовик 5320. За ним последовали специализированные варианты. В 1978 году освоили выпуск модели КамАЗ-53202. От стандартного исполнения он отличался увеличенной колёсной базой и, как следствие – более длинным кузовом. Однако грузоподъёмность машины не изменилась, и составляла 8 т. «53202» выпускался недолго – уже в 1980 году его сменил КамАЗ-53212.
К этому времени завод завершил начатые ещё в 1974 году работы по созданию двигателя для машин повышенной грузоподъёмности. Первоначально для этой роли собирались разработать 10-цилиндровый вариант мотора ЯМЗ-740. Позже от этой идеи отказались в пользу оснащения 8-цилиндрового двигателя турбонаддувом. Удачные испытания турбодизеля позволили оснастить им длиннобазные бортовые грузовики КамАЗ-53212.
Описание конструкции
КамАЗ-53212 – бортовой грузовик, также пригодный к использованию в качестве тягача (с прицепом). Цифровой индекс модели обозначает её «весовую категорию» (до 20 т), принадлежность к классу грузовых автомобилей и порядковый номер модификации.
Основа конструкции машины – стальная рама, к которой крепятся агрегаты.
Двигатель КамАЗ-7403.10 имеет рабочий объём в 10,8 литров, диаметр поршня равен его ходу. Мотор имеет по 2 клапана на цилиндр, распредвал находится в развале блоков. Подачу горючего в цилиндры осуществляет топливный насос высокого давления. От базовой модели двигателя «7403.10» отличается наличием 2 турбонагнетателей, установленных в выпускном тракте. Степень сжатия пришлось несколько снизить, зато мощность возросла с 210 до 260 сил.
Крутящий момент также возрос до 785 Нм. Контрольный расход топлива вырос незначительно – с 29,6 до 31,5 л на 100 км при скорости в 80 км/ч. Двигатель мог оснащаться подогревателм для облегчения запуска в холода.
Надо сказать, что в настоящее время двигатели типа V8 на грузовиках применяются редко. Предпочтение отдаётся более простым по устройству рядным 6-цилиндровым двигателям. Редкостью становятся и индивидуальные головки цилиндров.
С двигателем агрегатирована 5-ступенчатая механическая коробка передач. Крутящий момент на КПП передаётся через 2-дисковое сцепление с пневмоусилителем механизма включения. Синхронизаторы в КПП обеспчивают включение передач (с 2 по 5) без двойного выжима сцепления и перегазовки. Коробку передач дополняет делитель, обеспечивающий фактически 10 скоростей переднего хода (и 2 задние).
Межосевой дифференциал оснащён механизмом блокировки.
Колёса грузовика КамАЗ-53212 бездисковые, с камерными покрышками. Диаметр колёс – 20 дюймов. На задних осях используются двухскатные шины.
Конструкция передней подвески – простая и традиционная. Она зависимая, оснащённая листовыми рессорами и амортизаторами. Подвеска задних осей – балансирная, с перевёрнутыми рессорами. Тормозные механизмы всех колёс – барабанные, двухколодочные. А вот в действие они приводятся целым комплексом систем.
Основной механизм привода тормозов – пневматический. В качестве стояночного тормоза выступают тормоза задних колёс, и в этом случае они работают от пружинных механизмов. Для замедления автомобиля может использоваться и вспомогательный моторный тормоз. Рулевое управление – типа «винт-шариковая гайка», для удобства водителя оснащённое гидроусилителем.
От базовых машин семейства КамАЗ-53212 выгодно отличался не только мощным турбодизелем. На него штатно устанавливалась удлинённая кабина со спальным местом, которую большинство камских грузовиков получали только опционально. «Спальник» не отличался рекордными габаритами или особенно богатой отделкой (кроме койки в нём ничего и не было), но большинство советских грузовиков не имело и этого. Кабина была рассчитана на 3 человек, причём водительское сиденье было самым комфортабельным – оно регулировалось и имело подрессоривание.
Параллельно с грузовиком КамАЗ-53212 был освоен в производстве прицеп ГКБ-8352.
Прицеп был максимально унифицирован с камскими автомобилями, его грузоподъёмность достигала 10 т. Таким образом, автопоезд мог перевезти до 20 т груза. Контрольный расход топлива при эксплуатации тягача с прицепом возрастал до 44,8 л на 100км при скорости в 80 км/ч.
Модификации и производство
Хотя КамАЗ-53212 сам являлся модификацией основной модели «5320», на его базе тоже выпускались «подмодификации». Для северных районов страны выпускалась «полярная» модификация «532121». Для внешнего рынка разработали модель «532126». Экспортный вариант мог отличаться правосторонним рулевым управлением и светотехникой европейского стандарта – с фарами в бампере. В южные страны поставлялся «532127», приспособленный для жаркого климата.
Отдельно в производственной гамме числилось длиннобазное шасси, отличающееся от КамАЗ-53212 только отсутствием кузова. Тропический вариант шасси имел индекс «532137». С конца 80-х годов в серию пошёл КамАЗ-53218 – модификация, способная использовать для работы не только солярку, но и сжатый газ. Мощность двигателя при этом снизилась до 210 л.с.
Грузовик КамАЗ-53212 выпускался два десятка лет, не подвергаясь значительным изменениям. В 90-е годы в Россию хлынул настоящий поток импортных грузовиков, зачастую превосходящих камские машины по мощности и комфорту. Но завод в Набережных Челнах выстоял, во многом за счёт того, что его машины были дёшевы и просты в эксплуатации. И даже невысокая надёжность частично компенсировалась простотой ремонта и доступностью запчастей.
В последние годы выпуска грузовики модели «53212» получили изменённое оформление – другую облицовку кабины и прямоугольные фары в бампере.
Производство грузовика-ветерана прекратилось в 2000 году. Ему на смену пришёл КамАз-53215 с доработанной высокой кабиной и более экологичным двигателем.
Технические характеристики
Чтобы лучше представить, чем был КамАЗ-53212 в СССР, сравним его с таким тяжёлым грузовиком, как КрАЗ-257.
КамАЗ-53212 | КрАЗ-257 | |
---|---|---|
Масса, т | 8 | 11 |
Длина, м | 8,5 | 9,6 |
Ширина, м | 2,5 | 2,6 |
Мощность двигателя, л.с. | 260 | 240 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 | 68 |
Грузоподъёмность, т | 10 | 12 |
КрАЗ, несколько превосходя грузовики из Набережных Челнов по грузоподъёмности, проигрывал им во всём, что касалось удобства эксплуатации. Модель «257» по устройству незначительно отличалась от ярославских грузовиков, переданных в Кременчуг ещё в 50-е годы.
А ярославские машины, в свою очередь, создавались под впечатлением американских ленд-лизовских тягачей. На фоне КрАЗов с тесной кабиной на деревянном каркасе КамАЗы могли показаться просто верхом совершенства и комфорта.
КамАЗ-53212 с честью выполнил свою задачу, став надёжным и неприхотливым работягой.
Грузовики этой модели не выпускаются уже почти 20 лет, но всё ещё трудятся, и их можно приобрести.
Правда, до сегодняшних дней дожили в основном машины поздних выпусков. А вскоре «53212» можно будет встретить только в музее – если кто-то озаботится сохранить экземпляр для потомков.
Видео
характеристик, фото. КамАЗ-43269 «Дозор» (БМП-97 «Выстрел»)
Отечественная бронетехника всегда отличалась высокими характеристиками и надежностью. Легкие бронеавтомобили появились на вооружении не так давно, всего десять лет назад с выпуском КамАЗ-43269 Камчатский «Выстрел».
Потребность в легком бронеавтомобиле
Вторая мировая война доказала свою эффективностьИспользование легких бронеавтомобилей, которые уже находились на вооружении многих стран. В Советском Союзе не было такой техники, которая бы не только мобильно доставляла небольшие подразделения к месту боя, но и участвовала в нем. Такой небольшой бронеавтомобиль был создан в пятидесятых годах прошлого века (БТР-40), но никакого распространения он не получил. В армии использовались крупногабаритные тяжелые бронеавтомобили, начиная с БТР-50.
Но опыт показал, что участия в вооруженных силах Афганистана БМП и БТР было недостаточно, необходимость перебрасывать незаметно небольшие группы спецназа вынуждала внедорожники УАЗ, вооруженные крупнокалиберными пулеметами «Утес», в то время как НАТО использовало легкие многоцелевые бронированные автомобили HAMWV (широко известные как Hummer).
КамАЗ-43269 «Выстрел» по замыслу создателей и должен был стать таким легким бронеавтомобилем, который при необходимости мог бы принять участие в бою.
История БМП-97
НПЦ при МГТУ им. Баумана в конце девяностых годов прошлого века совместно с КамАЗом, по мере того, как за базу был взят КамАЗ-4326, начались работы над проектом создания легкого бронеавтомобиля, получившего кодовое название «Выстрел». .
Позднее КамАЗ-43269 «Выстрел» получил обозначение БПМ-97, то есть «бронированная пограничная машина», в отличие от давно известной БМП — «БМП».
Предполагалось, что автомобиль со стальным корпусом обеспечит пограничным войскам охрану государственной границы.
Но первый прототип из-за дефолта 1998 года и отсутствия финансирования был выпущен только весной 2000 года, а в течение следующего года было изготовлено еще две машины.
Испытания опытной партии показали, что БПМ-97 может пройти без капитального ремонта более 270 тысяч километров.
Автомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97) был поставлен в Вооруженные Силы Российской Федерации и экспортирован в Казахстан и Азербайджан в 2005 году. его также разрешили покупать гражданским компаниям.
БПМ-97 собран из агрегатов производства ОАО «КамАЗ» и агрегатов на заводе ЗАО «Ремдизель» там же в Набережных Челнах. «Курганмашзавод» изготовил бронированный кузов для КамАЗ-43269 «Выстрел». Количество выпускаемых сегодня броневиков составляет около ста пятидесяти, и почти все они находятся в строю.
Строительство БПМ-97
Использование агрегатов серийного внедорожника КамАЗ-4326 позволило не только быстро собрать бронеавтомобили, но и удешевило их производство и эксплуатацию, упростить ремонт и использовать для него средства, предназначенные для автомобилей и шасси КамАЗ.
Конструктивно КамАЗ-43269 «Выстрел» представляет собой бронированный автомобиль, несущий сварной стальной кузов, который, как и в классическом автомобиле, разделен на отсек для десяти человек и моторный отсек. Кузов смонтирован на шасси КАМАЗ-432.
Боковые и кормовые двери и люки в крыше для персонала позволяют быстро загрузиться и покинуть автомобиль.
Экипаж из двух человек размещен в передней части отсека, а сиденья для восьми десантников установлены вдоль бортов спиной к ним. Большое наклонное лобовое стекло и небольшие окошки в кормовых дверях и бортах позволяют следить за обстановкой.
Автономный отопитель позволяет при работающем двигателе поддерживать рабочую температуру в кабине экипажа и посадочной площадке. Кроме того, машина оборудована системой коллективной защиты со специальной фильтрующей установкой.
Защита и вооружение
Броня кузова автомобиля КамАЗ-43269 выдерживает попадание с трехсот метров крупнокалиберного пулемета, а корма и нижняя часть корпуса — с тридцатиметровой винтовки калибра 7,62 мм.
Бронированное днище специальной формы защищает от осколков противопехотных мин.
Для стрельбы из ручного оружия десанта и экипажа в бортах между окнами предусмотрены амбразуры с закрылками.
Патрульная бронемашина может быть укомплектована вращающейся башней, в которой установлено вооружение различных типов. Это может быть пулемет «Корд» калибром 12,7 мм, пулемет КПВТ, калибр которого уже 14,5 мм, 30-мм гранатомет «Пламя», пушка 2А42 тоже калибра 30 мм или даже противотанковый ракетный комплекс.
По мощности оружия «Выстрел» полностью оправдывает свое название.
Тактико-технические характеристики КамАЗ-43269 «Выстрел»
Характеристики двигателя позволяют бронеавтомобилю, снаряженная масса которого составляет 10,86 т, а полная масса с грузом — 11,9 т, развивать скорость на хорошей дороге до 90 км/ч, при этом запас хода без дозаправки составляет более 1000 км. «Выстрел» может буксировать прицеп массой 5 тонн.
Дизельный двигатель КАМАЗ-740.10-20 V8 с жидкостной системой охлаждения, мощность которого 240 л.с., расположен в моторном отсеке, защищенном от прямого попадания наклонным листом брони.
Помимо двух основных защищенных (защищенных) топливных баков общей емкостью 250 литров, автомобиль оснащен дополнительным бронированным двадцатилитровым баком.
Для бронеавтомобиля КамАЗ-43269 «Выстрел» ТТХ, включающие высокий дорожный просвет 385 мм, что наряду с большими колесами 310-533 позволяет преодолевать броды глубиной 0,8 м, рвы, ширина которых 0,6 м, и стены в полметра в высоту.
Преимущества КамАЗ-43269
Большая вместительность при малых габаритах и высокая проходимость — основное преимущество, ради которого, собственно, и создавался КамАЗ-43269«Выстрел» (БПМ-97). На фото обитаемого отсека видно, что внутри него могут разместиться десять человек, не мешая друг другу.
Характерные обводы носовой части машины, позволившие установить лобовую броню под таким углом, обеспечили восьмой класс защиты носовой части БПМ-97.
Преимуществом этой легкой бронемашины является возможность варьировать вооружение от пулемета до ПТРК.
Даже перед замечательным БТР-80 КАМАЗ-43269 некоторые преимущества все же есть. Во-первых, он дешевле более чем в 1,5 раза, а ресурс намного выше. Кроме того, при обслуживании и ремонте требует меньше трудозатрат. Эксплуатационные расходы на уровне обычного армейского многоцелевого автомобиля позволяют эксплуатировать машину без ограничений на дорогах общего пользования. Водителям и обслуживающему персоналу не требуется специальной подготовки для его эксплуатации.
Недостатки КамАЗ-43269
Вряд ли какие-то конструктивные особенности КамАЗ-43269 можно считать недостатком. Большое запасное колесо закрывает одну заднюю дверь.
Вызывает затруднения при быстрой погрузке десанта и открытии люков, выполненных в нижних броневиках.
При эксплуатации в боевой обстановке стали заметны и значительно более серьезные недостатки. При длительных нагрузках у автомобилей выходили из строя пружины или мог оторваться кардан, а при длительном обстреле из крупнокалиберного пулемета трескалась броня, и не все они были совершенно бессистемными и неожиданными, что вызывало нарекания в войска и ведь БПМ-97 был заброшен.
КамАЗ 43269 «Выстрел» («Дозор»)
Однако конструкторы ОАО «КАМАЗ» исправили серьезные недочеты, немного изменили форму лобового стекла и усилили лобовую броню (она стала и противопульной, и противоосколочной). Так появилась модификация автомобиля «Выстрел» под названием «Дозор», которая позиционируется как пограничная патрульная машина, хотя может использоваться и для разведки.
При небольших габаритах (5300×2500×2300 мм) «Дозор» также очень подвижен, что защищает его от прямого попадания артиллерийских снарядов в условиях городского боя. Управляется «Дозор» как обычный большой внедорожник, например, «Урал».
Мощное вооружение также предполагает размещение серьезных боеприпасов. Это может быть 1300 патронов калибра 7,62 мм и 500 патронов к крупнокалиберному пулемету; 350 гранат или 300 тридцатимиллиметровых выстрелов вместо 500 патронов. В боекомплект могут входить 4 ЗРК «Стрела-3» или 8 ПТРК «Корнет-М».
Модификации КамАЗ-43269
Помимо двухосных машин БПМ-97, предназначенных для КамАЗ-43269 «Дозор» в качестве погранично-разведывательной машины и модернизированного автомобиля «Выстрел», в 2008 году предложили конструкторы КамАЗа, а в следующем году собрали опытный образец аналогичного бронеавтомобиля, но трехосной машины, предназначенной для перевозки тринадцати человек.
Еще одна машина на базе КамАЗ-43269 «Выстрел» была представлена в 2010 году и предназначалась для дистанционного поиска и уничтожения современных управляемых минно-взрывных заграждений.
В 2011 году был представлен специальный бронированный трехосный автомобиль СБА-60-К2 с красивым названием «Булат», в котором использованы многие агрегаты и технические решения КАМАЗ-43269 «Выстрел».