Коробка передач МТЗ 80 (КПП): устройство, регулировка
СодержаниеТрактор МТЗ 80 является технологически сложной сельскохозяйственной машиной, которая состоит из целого ряда различных систем и агрегатов. При этом одним из наиболее важных элементов, который обеспечивает функциональность машины, является коробка передач. Данный узел отвечает за работу техники в разных режимах, исходя из сложности условий работы.
Еще одной важной задачей коробки передач на МТЗ 80 является экономия топлива при энергозатратных работах. К тому же различные передачи МТЗ 80 существенно снимают нагрузку с двигателя и других узлов, продлевая общий срок эксплуатации трактора.
Конструкция коробки передач МТЗ 80
Конструкция коробки передач (КПП) включает в себя целый ряд взаимосвязанных узлов. Именно в ходе их взаимодействия и происходит переключение передачи на МТЗ 80. Все узлы механизма собраны в одном чугунном корпусе, форма которого, в общих чертах, напоминает куб.
Внутри корпуса расположено четыре стальных вала, на каждый из которых установлены шестерни, отвечающие за ту или иную передачу. К этим валам относятся:
Внешний вид коробки передач МТЗ 80
- первичный;
- вторичный;
- промежуточный;
- вал заднего хода и первой скорости.
Все четыре вала размещаются попарно, параллельно друг другу. Верхнюю ось занимают первичный и вторичный валы. Между собой они соединяются через шариковый подшипник, который крепится на специальную выточку, сделанную в торце вторичной оси. При этом второй торец первичного вала заходит в стакан, вмонтированный в корпус, и фиксируется вторым подшипником.
Основная задача первичного и вторичного вала – приводить в движение, установленные на них, шестерни. На верхнюю ось их установлено три:
- две подвижные ведущие: 3, 4 и 5 передачи;
- одна фиксированная ведомая: шестерня редуктора.
Оставшиеся промежуточный и вал задней и первой скорости установлены в КПП ниже первой оси. Данная ось фиксируется при помощи втулки на ведущей шестерне, которая также утоплена в корпус КПП. При этом фиксирующая шестерня дополнительно оборудована кулачком, который обеспечивает передачу крутящего момента на вал отбора мощности, и крыльчаткой по кромке. Крыльчатка обеспечивает более равномерное распределения масла внутри КПП, а также отвечает за включение главной передачи. Обе части оси стыкуются между собой еще одним подшипником.
На нижней оси в фиксированном неподвижном положении установлены три ведомых зубчатых колеса. На крайней шестерне в зацеплении установлена еще одно – промежуточное. Оно соединяет крайнюю ведомую с ведущей шестерней 3 передачи. Благодаря этому обеспечивается возможность работы трактора на пониженных скоростях. Еще одна дополнительная шестерня, которая сцепляется с промежуточной, обеспечивает задний ход машины. На дальнем отрезке оси расположена подвижная ведущая шестерня редуктора.
Люк коробки передач
Зубчатое колесо второй ступени редуктора (ведомая) расположено на вторичном валу. Здесь же, при помощи гайки, смонтирована шестерня главной передачи. На своей оси вал удерживается при помощи подшипников, выполненных в форме конуса.
По бокам корпуса МТЗ 80 коробки передач выполнены люки, которые открываются на случай обслуживания или ремонта шестеренчатых блоков. Также через эти люки проводится подключение вала отбора мощности, при работе с дополнительным оборудованием. Сюда же встраивается ходоуменьшитель.
к меню ↑
Принцип действия коробки передач
При помощи коробки передач на МТЗ 80 производится переключение между 9 передними скоростями и 2 задними. Переключение между режимами проводится при помощи рычага из кабины оператора. Рычаг, в свою очередь, передвигает одну из подвижных шестерен, которая, входя в сцепку с другими шестеренчатыми блоками, включает передачу. При этом КПП работает в двух ступенях переключения передач.
Первая ступень отвечает за 1,3,4,5 передние и 1 задние скорости. Эта ступень включается, когда шестеренчатый элемент нижней оси сцепляется с одним из венцов, установленных на вторичный вал. Когда шестеренка промежуточной оси перемещается в крайнее заднее положение, она входит в сцепку с ведущей шестерней редуктора. При этом включается вторая ступень работы коробки, которая отвечает за 2,6,7,9 передние и 2 заднюю передачи.
Положение рукояти переключателя скоростей
Работая в режиме первой ступени, шестеренчатый блок может двигаться вперед и назад. Смещаясь к переднему краю, он включает 5 передачу. При смещении в крайнее заднее положение, включается 4 передача. Основное зубчатое колесо верхней оси также двигается. Смещаясь в переднее положение, она активирует 3 (на первой ступени) или 6 (на второй ступени) скорость. В крайнем заднем положении шестерня контактирует с зубьями второго венца вторичного вала и включает главную или 9 (на второй ступени) передачу.
В случае смещения вперед скользящей шестерни включается движение назад (1 или 2 скорость – зависит от ступени). Когда этот же элемент смещается назад, включается первая или вторая передача.
Промежуточный шестеренчатый элемент зафиксирован на собственной оси. Он постоянно цепляет ведомую ось заднего хода.
к меню ↑
Устройство коробки передач трактора мтз 80 (видео)
к меню ↑
Работа коробки передач с ходоуменьшителем
Отдельное оборудование, на которое передается мощность двигателя техники, не способно выполнять свои функции на таких скоростях. В этом случае используют дополнительный блок, который понижает 1 и 2 передние скорости, а также 1 и 2 задние скорости трактора. Этот блок называется ходоуменьшитель.
Ходоуменьшитель устанавливается с левой стороны на коробку передач. Он состоит из чугунного корпуса, внутри которого расположен редуктор планетарного типа и несколько шестеренчатых блоков.
Когда устройство подключается к КПП, с промежуточной шестеренки вращение передается на ведомую шестеренку задней передачи и первой скорости. Эта шестерня установлена на вал первой скорости и заднего хода. Узлы ходоуменьшителя сдвигают пружинное кольцо в бурт. При этом шестерня включения прибора, выходит из зацепления с шестеренкой первой и задней передачи.
Шестерня включения соединена через вилку с валиком рычага управления устройством. Когда рычаг переводится в крайнее переднее положение, вилка включает шестеренку включения ходоуменьшителя в зацепление с промежуточным шестеренчатым элементом. При этом шестеренка первой передачи разъединяется с валом пониженной передачи.
Шестерня включения ходоуменьшителя
к меню ↑
Ремонт коробки передач МТЗ 80
Стальные и чугунные узлы, а также их компановка внутри коробки представляют собой вполне надежную конструкцию. Все они постоянно двигаются и взаимодействуют между собой.
Вследствие этого, все узлы постоянно должны смазываться и регулярно обслуживаться. Если пренебречь этим моментом, устройство может быстро выйти из строя. Ремонт лучше всего проводить сотрудникам сервисного центра, но отдельные неисправности при должном умении можно решить самостоятельно.
Исправление скрипов во время переключения передачи
Причин у такого явления может быть две:
- используемые в технике диски сцепления выполнены с браком;
- шестеренчатый блок отрегулирован неправильно.
В этом случае техника устанавливается на ремонтную яму и дефекты устраняются. Прежде всего, проверяются диски сцепления на наличие деформации. Если диски в порядке, проводится регулировка зубчатых колес.
В этом случае, прежде всего, фиксируются и правильно располагаются подшипники дифференциала. После этого регулируется уже сама коробка. Прямая передача выставляется и фиксируется в таком положении, чтобы боковые зазоры между зубцами колес располагались на расстоянии 0,18-0,4 мм. При помощи резиновых прокладок, ведомые зубчатые колеса устанавливаются на расстоянии 40,7 мм от стенки корпуса.
Во время вращения зубья должны соприкасаться по длине не менее чем на 50 % от общей длины зубца. Все значения выставляются при помощи установки, соответственно вырезанных, прокладок между стаканом шестерни (ведущей) и корпуса. Все расположенные прокладки в обязательном порядке должны быть одинаковыми по размеру.
Коробка раздаточная
Во время разборки агрегата, необходимо также проверить качество шестеренок. Если на одной из них видны следы износа, заменяется, как ведущая, так и ведомая, в паре.
Также минимальные скрипы могут возникать при износе пружины в блоке управления кулачками. В этом случае блок разбирается и проверяется длина пружины в сжатом положении. Эта величина должна составлять не более 32 мм. При наличии большего значения, ее необходимо поменять.
к меню ↑
Рычаг переключения болтается в гнезде
Как следствие такого явления – переключение скорости без участия оператора. Основных причин здесь также может быть две:
- сильное ослабление фиксирующих пружин;
- деформировались или износились вилки переключения.
В любом случае, необходимо разобрать узел и индивидуально проверить каждое из комплектующих. Особое внимание во время осмотра необходимо уделить расстоянию зева, а также трущим поверхностям вилок. Если вилка или пружина износились, их ремонтировать нельзя. Сразу же необходима замена.
к меню ↑
Посторонние стуки внутри агрегата
Стуки внутри трансмиссии возникают в том случае, если износились шестеренки.
Ремонт коробки передач
Решить такую проблему можно следующим образом:
- трактор выставляет на домкрат или на ремонтную яму;
- снимается крышка раздаточной коробки и боковой люк коробки переключения;
- дальше одно из колес постепенно прокручивается вручную, при этом ремонтирующий наблюдает за тем, какое из зубчатых колес работает не правильно;
- устройство полностью разбирается с извлечением всех узлов;
- колеса, на которых выявлены признаки деформации или износа заменяются;
- проводится сбор техники в обратном порядке.
к меню ↑
Шумы внутри блока переключения
Если в случае работы машины, со стороны КПП слышны посторонние шумы, то это свидетельствует об износе креплений валов. В этом случае вал шатается внутри блока и ударяется об стенки и другие запчасти.
Чтобы исправить положение, коробка разбирается. Дальше при помощи лома проверяется жесткость фиксации вала (он поддевается с попыткой потянуть его на себя). Если ось шатается, значит необходимо проверить степень затяжки фиксирующей гайки. Если не помогло – дело в подшипниках. Их необходимо извлечь из стаканов и заменить на новые.
moezerno.ru
Устройство, принцип работы и ремонт коробки переключения передач (КПП) МТЗ-80 — Agrovesti.net
Одной из важнейших частей трактора МТЗ-80/82 и других агрегатов является коробка переключение передач (КПП). Она предназначена для выполнения передвижения на разных скоростях и разной тяговой мoщности.
Также КПП предназначается для работы заднего хода и бокового вала отбора мощностей. В КПП МТЗ-80 имеется 9 ступeней привода в переднюю и 2 ступени в заднюю сторону. Таким образом, КПП МТЗ 80 имеет возможность переключать 18 скоростей при направлении движения вперед и 4 скорости зaднего хода. В то же время существует возможность поставить ходоуменьшитель в КПП для достижения меньшей скорости движения, нежели при стандартной КПП.
Устройство коробки передач МТЗ 80 не совсем можно назвать простым. В корпусе коробки на одной оси находятся первичный и вторичный вал. Парaллельно первичному и вторичному валу вместе с валом пeрвой передачи и заднего хода устроен промежуточный вал. Первичный вал крепится двумя подшипникaми, один из которых находится в стакане корпуса КПП. Вторым подшипником пeрвичный вал крепится к вторичному через переднюю крайнюю часть последнего.
На шлицы первичного вала присоединены ведущие шестерни III, IV и V передачи. Также на шлицы первичного вала прикреплен понижaющий редуктор через ведомую шестерню.
Промежуточная шестерня регулирует понижение передачи. Данная запчасть сцепляeтся с ведомой шестерней и со скользящей шeстерней III передачи.
Промежуточный вал КПП МТЗ 80
Промежуточный вал КПП вращается на втулке и шaрикоподшипниках. Втулка в свою очередь крепится к главной шестерне II ступени редуктора (она установлена на двух роликовых подшипниках). За шестерней находятся кулачки для заднего синхрoнного вала отбора мощности. Над главной шестерней находится крыльчатка. Ее функция заключается в смазывании шестеренки главной передачи и дифференциала КПП.
При помощи шлицов ведущая шестерня глaвной передачи и ведомая шестерня второй ступeни редуктора одеваются с помощью гайки на вторичный вал коробки передач МТЗ 80.
Редуктор и коробка передач трактора МТЗ 80
При включении любой ступени редуктора задействован блок шестерен. В зависимости, какая ступень редуктора включена, движение трактора осуществляется на опрeделенной скорости. Первая ступень КПП переключает I, II, III, IV и V передачи и также регулирует скорость на заднем ходу. Вторая же ступень предоставляет возможность осуществлять все остальные передачи.
Неисправности и ремонт коробки передач МТЗ 80
Состоянию КПП трактора МТЗ 80 стоит уделять должное внимание. Со временем даже самые надежные детали могут прийти в непригодность, и настанет час, когда их нужно будет заменить.
Если вам слышен шум и стук при работе КПП, шестеренки сами по себе могут выключаться, либо же зубчатые муфты и шестерены выключаются довольно туго при переключении передачи, но вам стоит заняться ремонтом коробки передач. Чаще всего неисправность возникает из-за дефектов вилок переключения, фиксаторов, подшипников, валов коробки. Есть доля вероятности, что причина в зацеплении шестерен.
Если вам слышно скрежетание шестерен при перeключении передачи, то у трактора износились диски аппaрата управления сцепления. Также возможно неправильно отрегулировано сцeпление шестерней.
В то же время, если после такого осмотра, регулировки, замены деталей скрежет не прошел, возможно проблема с аппаратом управления тормозками. Необходимо отрегулировать пружину механизма. Ее длина в сжaтом состоянии не должна быть больше 32 мм.
Могут возникать и другие неисправности. К примеру, если заметен свобoдный ход переключaтеля ступеней понижaющего редуктора, то причина в износе вилки.
Шум при работе КПП МТЗ 80 также может наблюдаться из-за сломавшихся подшипников. Они могут зaклиниваться или быть вообще разрушенными.
Одним из вариантов стука при переключeнии передач может быть то, что стерлись некоторые зубцы шестерене КПП МТЗ 80. Необходимо проверить их состояние и заменить порченные детали.
agrovesti.net
Коробка передач МТЗ-80: Устройства, схема, ремонт
Как устроена КПП на тракторе МТЗ-80? Что необходимо знать для ремонта коробки передач?
Одним из важнейших узлов трактора МТЗ-80 является коробка передач. Ее назначение — изменение скорости движения трактора, переключение на задний ход и включение в работу навесного оборудования через боковой вал отбора мощности. Стандартная коробка передач МТЗ-80 оснащена 9-ю ступенями для движения вперед и 2-мя для хода задом.
Понижающий редуктор удваивает количество передач для переднего и заднего хода. Таким образом, для хода вперед есть 18 ступеней, для заднего хода — 4 ступени. Стандартную КПП можно оснастить дополнительным приспособлением для движения на малой скорости — ходоуменьшителем. Это целесообразно в том случае, если трактор выполняет работы на скорости, меньшей стандартной.
Устройство КПП
Если смотреть на КПП МТЗ-80 в разрезе по продольной оси, то первичный и вторичный вал имеют одноосное размещение. Расположение промежуточного вала вместе с валом первой передачи и заднего хода — параллельное первичному. Передний конец первичного вала закреплен в подшипнике в стакане корпуса КПП, задний конец соединен с передним концом вторичного вала в торец в подшипнике.
Ведущие шестерни III, IV и V передач насажены на шлицы первичного вала. Через ведомую шестерню на первичном валу закреплен и понижающий редуктор. На шлицах пустотелого промежуточного вала крепятся ведомые шестерни III, IV и V переключателя передач. Промежуточная шестерня имеет зацепление с ведомой шестерней III передачи.
В продольном разрезе:
1 — первичный вал; 2 — ведущая шестерня IV и V передач; з — корпус коробки передач; 4 — ведущая шестерня III передачи; 5 — заливная пробка; 6 — рычаг переключения передач; 7 — крышка коробки; 8 — вторичный вал; 9 — регулировочные прокладки; 10 — стакан подшипника вторичного вала; 11 — ведомая шестерня II ступени редуктора; 12 — ведущая шестерня главной передачи; 13 — гайка вторичного вала; 14 — внутренний вал; 15 — ведущая шестерня II ступени редуктора; 16 — ведущая шестерня I ступени редуктора; 17 — промежуточная шестерня; 18 — ведомая шестерня III передачи; 19 — ведомая шестерня IV передачи; 20 —- ведомая шестерня V передачи и заднего хода; 21 — промежуточный вал; 22 — переднее гнездо внутреннего вала.
В поперечном разрезе:
1 — кольцо стопорное; 2 — подшипник ШРО-208; 3 — кольцо пружинное; 4 — шестерня ведомая включения ходоуменьшителя; 5 — шестерня ведомая I передачи и заднего хода; 6 — шайба упорная; 7 — кольцо стопорное; 8 — шестерня скользящая I передачи и заднего хода; 9 — подшипник ШРО-50308; 10 — вал первой передачи и заднего хода; 11 — левая крышка бокового люка; 12 — прокладка крышки бокового люка; 13 — шестерня промежуточная привода переднего ведущего моста; 14 — ось промежуточной шестерни; 15 — втулка; 16 — гайка; 17 — лоток.
Промежуточный вал
Вращение вала происходит на втулке и шарикоподшипниках. Втулка соединена с главной шестерней второй редукторной ступени, имеющей внутренний вал с поддерживающей втулкой. Сзади данной шестерни размещены кулачки заднего синхронного вала для отбора мощности. Для смазывания деталей сверху главной шестерни размещается крыльчатка для разбрызгивания масла на активные детали КПП МТЗ-80.
Редуктор КПП
Стандартная коробка передач трактора МТЗ-80 оснащается двухступенчатым редуктором. Схема его работы следующая: первая ступень включает I, II, III, IV и V передачи переднего хода и I передачу хода задом. Вторая редукторная ступень включает все остальные передачи. Для включения первой ступени редуктора необходимо сцепить ведущую шестерню первой ступени с наружным венцом на вторичном валу. Работа редуктора на второй ступени происходит при зацеплении главной шестерни первой ступени с зубчатым венцом шестерни второй ступени.
Ремонт КПП
Устройство данного узла довольно простое и надежное, но вечного нет ничего. Со временем трущиеся детали изнашиваются, и работа КПП имеет отклонения от нормы. Слышимые шумы или стук при движении, самопроизвольное выключение передач, а также очень тугое переключение передач сигнализируют о необходимости ремонта КПП. Как правило, из строя выходят вилки переключения, изнашиваются подшипники, возникают дефекты в фиксаторах. Реже изнашиваются зубцы шестерен, так как они изготовлены из износостойкого сплава.
Скрежет при переключении может быть последствием износа дисков аппарата управления сцеплением. Иногда неправильно отрегулированное сцепление шестерней приводит к скрежету. Следует заменить изношенные детали и произвести регулировку. Если скрежет не прошел, возможная его причина в следующем: неправильная длина пружины в аппарате управления тормозками. Ее длина в сжатом состоянии не должна быть более 32 мм.
Не будет лишней ревизия зазоров между накладками тормозкового диска, а также между цапфами отводки и вилкой включения. Минимально допустимая толщина диска тормозка — 1,5 мм. При меньшей толщине его следует заменить. Для вилки включения и отводки допустимый зазор составляет 2,2 мм. При меньшем зазоре требуется замена изношенных деталей.
Сильный люфт рычага переключения передач, их произвольное выключение или неполное отключение являются последствиями недостаточного трущего усилия вилок переключения. Могли потерять упругость пружинные фиксаторы. Для выяснения причины необходимо отсоединить механизм переключения передач и произвести осмотр с замерами следующих деталей: щеки вилок, зазор между планками переключения передач, ширина зева. Изношенные детали заменяются новыми.
Шумы в КПП могут возникнуть при износе подшипников, крепящих валы. Если их не заменить своевременно, возможно их разрушение и заклинивание всей коробки. Сняв крышку КПП, монтировкой пробуют сдвинуть валы. Они должны быть жестко посажены в гнездах. Любое видимое смещение валов в гнездах свидетельствует о дефекте подшипников. Увеличенный осевой зазор вторичного вала также приводит к повышенному шуму при работе коробки передач. Сначала необходимо проверить крепление гайки вала, если она в порядке — значит проблема в подшипнике.
Периодический стук в коробке, исчезающий при переключении передач, говорит об износе некоторых шестеренок. Для поиска дефекта снимают раздаточную коробку, крышку КПП. Подымают одно колесо домкратом и прокручивают его вручную. Визуально определяют изношенную шестерню. Для ее замены потребуется разборка всей коробки передач.
mtz-80.ru
коробка передач на мтз 80
Краткое описание работы и устройства коробки передач МТЗ-80
МТЗ 80 является одним из самых распространенных тракторов известной белорусской марки, которая широко известна не только на постсоветском пространстве, но также и во всём мире. Особенно широко он славится в странах бывшего соцлагеря. Сейчас он прошёл большую модернизацию, сменилась схема расположения основных агрегатов. Двигатель стал более экологически чистым, но зато неизменной осталась коробка переключения передач. Она надежна, как всегда, проста в обслуживании и готова к пиковым нагрузкам, которые не подведут в процессе выполнения полевых работ. К этой коробке переключения передач изначально предъявлялись такие требования, чтобы она легко ремонтировалась в условиях полевого стана. Хотя ей такая процедура бывает нужна достаточно редко.
Устройство коробки переключения передач МТЗ 80
Оба вала, первичный и вторичный, находятся на одной оси внутри узла. Промежуточный вал при этом сопряжен с валом 1-ой передачи, и с валом заднего хода. Все эти валы расположены относительно первичного и вторичного валов. Первичный вал жестко установлен на паре роликовых подшипников, которые несут опорную функцию. Один из них запрессован в стакан, находящийся в корпусе коробки переключения передач МТЗ 80, а второй сопрягает первичный и вторичный валы через торцевую проточку вторичного вала.
На первичном валу нарезаны шлицы, которые удерживают ведущие зубчатые колеса 3-5 передач. Также к шлицам первичного вала присоединен редуктор, работающий на понижение через промежуточное ведомое зубчатое колесо. На пустом месте промежуточного вала находятся ведомые шестерни, которые зацепляются с переключателями 3-5.
Промежуточная шестерня находится в зацеплении с ведущим зубчатым колесом 3-ей передачи. Эта самая шестерня находится в зацеплении со скользящим зубчатым колесом 3-ей передачи, и она же работает на понижение. Такая схема позволила существенно снизить массу коробки и уменьшить количество зубчатых колёс, что снизило нагрев, а также позволило снизить потребность в маслах высшего качества. Именно неприхотливость этой коробки переключения передач МТЗ 80 и получила признание всех техников тракторов. Она достаточно функциональна для того, чтобы выполнять большое количество полевых задач.
Краткое описание промежуточного вала
В силу того, что схема вала достаточно сложна, ему необходимо отдельное описание.
Вал посажен на шариковых подшипниках, а также на втулке. Эта втулка, в свою очередь, сопряжена с главным зубчатым колесом 2-й ступени понижающего редуктора, а оно установлено на паре роликовых подшипников. Внутри зубчатого колеса и находится внутренний вал, посаженный на силовую поддерживающую втулку. Это достаточно сложная схема, но она оправдывается компактностью малонагруженных частей механизма, позволяющих снизить общий размер и без того крупной коробки переключения передач МТЗ 80.
Сзади этого зубчатого колеса расположены парные кулачки, которые приводят в движение вал отбора мощности в синхронном режиме. Над главным зубчатым колесом находится зачерпывающее лопаточное колесо, которое поливает смазкой это самое колесо. Также смазка с лопаточной конструкции попадает на зубчатые колеса главное передачи, а также на зубчатые колеса дифференциала КПП. Лопаточное колесо вращается настолько быстро, что получается взвесь из масляной пыли, равномерно смазывающая большинство механизмов в пространстве корпуса коробки. Торцевая часть вала вторичной КП содержит на себе пару венцов – внутренний и внешний, которые работают совместно с валом. Конические роликовые подшипники выполняют роль силовой опоры для вторичного вала.
На вторичном валу коробки переключения передач трактора МТЗ-80 надеты ведущее зубчатое колесо главное передачи, а также ведомое зубчатое колесо 2-ой ступени редуктора. Эта схема также использовалась для того, чтобы снизить размеры коробки.
Краткое описание работы редуктора КПП МТЗ-80
Редуктор используется, по сути, простейший, двухступенчатый. Он работает с передачами от 1 до 5 (передними), и с 1-ой задней передачей. Для того, чтобы запустилась первая ступень редуктора, необходимо, чтобы ведущее зубчатое колесо 1-й ступени смогло войти в зацепление с наружным венцом, который расположен на вторичном валу. Для включения второй ступени редуктора необходимо большее количество операций: главное зубчатое колесо 1-й степени редуктора должно сцепиться с внутренний зубчатым венцом зубчатого колеса 2-й степени редуктора. Это достаточно сложная схема, но она обеспечивает компактность размеров данного узла.
В случае включения первой или второй ступени этого узла коробки переключения передач МТЗ-80, скользящее зубчатое колесо 4-й или 5-й передачи продвигается вперёд, и тогда происходит переход трактора на 5-ю или 8-ю скорость.
В случае, если это же зубчатое колесо идёт в обратном направлении, то тогда происходит переключение на 4-ю или 7-ю передачу. Скользящее зубчатое колесо 3-й передачи при своем движении вперёд позволяет трактору двигаться на 3-й или 6-й передаче. Когда она движется назад, то происходит её сцепка с внутренним венцом вторичного вала, что позволяет включить 9-ю передачу.
В случае с задним перемещением скользящего зубчатого колеса пониженных передач, мы получаем на выходе передачи 1 или 2, а если он скользит вперёд – то включается режим задних передач.
Промежуточное зубчатое колесо заднего хода имеет дополнительную степень свободы и может вращаться вокруг своей оси, но при этом оно входит в зацепление с венцом ведомого зубчатого колеса 5-й скорости, а также с венцом ведомого зубчатого колеса заднего хода.
Итог
Коробка передач МТЗ-80 имеет сложное устройство, но при этом каждая пара шестерен и зубчатых венцов выверена длительным периодом эксплуатации, в течение нескольких десятилетий. Устройство коробки можно рассматривать более подробно, но это уже нюансы на уровне геометрических параметров, прочностных взаимодействий и усталостных характеристик, которыми, обычно, интересуются только конструкторы подобных механизмов.
На самом деле ремонт коробки передач, это одна из самых сложных работ по ремонту и техническому обслуживанию трактором МТЗ – 80. При ремонте КПП необходимы соответствующие знания и навыки, как знание самого механизма, так способа дефектовки и отбраковки изношенных деталей КПП. В Москве и Московской области, ремонт коробки передач трактора МТЗ, возможно произвести в компании «Трактор Сервис». Опытные мастера компании имеют огромный опыт в ремонте тракторной техники и ее узлов. Качество работ, произведенных компанией «Трактор Сервиса» проверено временем.
Смотреть видео — Ремонт КПП МТЗ
Поделиться ссылкой:
Похожее
traktorservice.ru
Коробка передач МТЗ (КПП трактора)
СодержаниеКоробка переключения передач является одним из самых важных конструктивных элементов трансмиссии любого транспортного средства, в частности, трактора, и предназначена для изменения скорости, направления движения, крутящего момента. В соответствии с принципом работы различают такие типы КПП, как механические, автоматические, роботизированные.
На любом тракторе, произведенном Минским тракторным заводом до 1985 года, установлена трансмиссия механического типа. Механика отличается простотой конструкции, возможностью ручного управления во всех режимах передвижения, надежностью. Давайте подробнее рассмотрим устройство КПП, составные элементы, их распространенные поломки и способы их устранения.
Устройство коробки передач на МТЗ тракторы
Коробка передач трактора – значимый узел машины, который не только отвечает за переключение скоростей, но и функционирование навесного оборудования. Для этого предусмотрен вал отбора мощности (ВОМ), располагающийся сбоку. При рассмотрении КПП в продольном разрезе невооруженным глазом видно идущих рядом два вала – первичный и вторичный. Оба механизма размещены на одной оси, за их соединение отвечает опорный подшипник.
Эта обязательная часть колесной техники, работающей от ДВС, обеспечивает стабильную работу всей системы. Вся конструкция трансмиссии слагается из таких элементов:
- КПП;
- раздаточная коробка;
- тормозок для коробки переключения скоростей;
- дифференциал;
- муфта сцепления, система сцепления;
- тормозная система;
- карданный привод;
- приводный шкиф;
- ведущий передний мост;
- боковой/задний ВОМы.
Полная схема коробки переключения передач МТЗ
Стандартный агрегат оснащен 9 ступенями для движения вперед и 2 задними ходами, что свидетельствует о возможности КПП переключать 18 скоростей (при движении вперед) и 4 скорости (при движении назад). Удваивать количество передач помогает понижающий редуктор. Если есть необходимость двигаться на скорости ниже, можно установить ходоуменьшитель.
Промежуточный вал расположен параллельно первичному. К этой же части относятся вал заднего хода и вал у первой передачи. Приводные шестеренки 3,4,5-ой скоростей располагается на первичном валу. Шлицевой тип соединения. Промежуточный оснащен шестеренкой, зубьями зацепляемой с шестерней третьей передачи.
Вращающий момент происходит за счет втулки, находящейся в обойме подшипника. Она соединена с центральной шестеренкой второй ступени редуктора. За зубчатым колесом помещены кулачки ВОМ. Над главной деталью зубчато передачи установлена система, разбрызгивающая смазку на трущиеся элементы, чтобы предотвратить быстрый выход из строя техники.
МТЗ коробку передач дополняет 2-ступенчатый понижающий редуктор. На первой ступени завязаны 5 скоростей, один режим заднего хода. Она включается вследствие зацепления шестерни с зубчатым колесом первой ступени. На вторую ступень редуктора приходятся иные рабочие режимы.
Система сцепления оборудована между коробкой передач и двигателем на специальном маховике. Она выполняет следующий комплекс задач:
- надежная передача от трансмиссии к двигателю крутящего момента;
- защита мотора и трансмиссии от резких нагрузок;
- плавное соединение вращающегося коленчатого вала двигателя с неподвижным входным валом;
- кратковременная легкая остановка трактора во время работы на необходимые небольшие промежутки времени.
Коробка передач МТЗ в сборе
Межосевой дифференциал имеет сложное строение, снабжено прочным разъемным корпусом. Как правило, раздаточная коробка – место трактора КПП, куда устанавливается устройство, отвечающее за распределение крутящего момента (КМ). Его вращение совершается под воздействием роликовых конусовидных подшипников. Крестовина механизма фиксируется между половинами корпуса.
к меню ↑
Раздаточная коробка
Раздаточная коробка без проблем передает крутящий момент к переднему ведущему мосту благодаря карданному приводу основными составляющими которого, являются два одинаковых по конструкции и длине вала (полный, открытый), опора. Промежуточную опору составляют: фланец, предохранительная муфта, подшипниковый узел. В КПП на МТЗ тракторах можно встретить несколько разновидностей карданных валов: с защитным кожухом, без дополнительной защиты.
Раздатка необходима для распределения КМ между внутренними деталями, передачи момента от двигателя к приводным механизмам. Ее основными функциями называют:
- Увеличение крутящего момента на каждом ведущем колесе, что облегчает преодолевание выступов, крутых подъемов.
- Сохранение во время передвижения устойчивости (также при небольших скоростях).
- Распределение момента силы между ведущими мостами, благодаря чему повышается проходимость трактора.
Раздаточная коробка имеет такие конструктивные особенности: ведущий вал, вал привода задней/передней оси, межосевой дифференциал с механизмом блокировки, передачи зубчатого понижающего типа.
к меню ↑
Устройство коробки передач трактора мтз 80 — 82 (видео)
к меню ↑
Ремонт неисправностей, способы их решения
Коробка скоростей, которой оснащается трактор производства МТЗ на основе гарантий изготовителя и положительных отзывов считается надежным узлом. Однако, как и любой, состоящий из множества трущихся механизмов агрегат КПП нуждается в техническом обслуживании, регулярной чистке и смазке. Если пренебрегать данными обязательными мероприятиями, появляется риск столкновения с разного рода поломками
к меню ↑
Скрип при переключении передач
Скрип при переключении скоростей, что говорит о дефекте дисков сцепления, неправильной регулировке зацепления зубчатых колес. Следует заменить отслужившие свой эксплуатационный срок узлы. Если после этого резкий звук от трения остался, требуется осуществить проверку длины пружины, расположенной в блоке управления кулачками. Нормальной является длина, не превышающая 3,2 см в состоянии максимального сжатия.
Установка вала в коробку передач
Если предыдущие действия не привели к устранению поломки, придется снять крышку корпуса сцепления, а также крышку понижающего редуктора, проверить зазоры между накладками тормозкового диска, щели между цапфами отводки и вилкой включения. Толщина накладок должна быть меньше 1,5 мм, в противном случае ее заменяют. Относительно отводки и вилки включения те же действия (норма зазора – не более 2,2 мм).
Стоит отметить, что зачастую проблемы возникают с неисправностью вилок переключения, фиксаторов, подшипников, валов коробки. Нередко ключ к разгадке поломки кроется в зацеплении шестерен.
к меню ↑
Заклинивание подшипников
Для исправления слейте машинное масло из КПП, снимите ее корпус и пол кабины. Если этого не достаточно, потребуется открыть доступ через извлечение боковых крышек и раздатки. Покрутите насколько возможно с помощью монтажного лома все валы вокруг оси, а затем по радиусу. Если движение вала ощутимо, а подшипники не находятся в своих гнездах, нужно с трактора полностью снять коробку передач, разобрать ее и заменить за счет съемников старые органы.
Иногда причины поломки могут находится во вторичном вале. Специальным прибором обратите внимание на зазор в опорах, содействующих его вращению. Для этого оптыне мехники распологают индикатор ножкой в упор на торец зубца шестерни, после чего проводят проверку вторичного вала по его оси. Щель в оси возникает даже по причине ненадежности крепления гайки вала. Потому, прежде чем делать вывод о стертости подшипников и отправляться за покупкой новых, убедитесь, что гайка находится к крепко затянутом положении.
Схема положения переключателя передач
Возникший осевой зазор исправляют путем разъединения КПП и занего моста, выпрессовании стакана подшипника вторичного вала, выключением передачи, проверкой степени затяжки сборочного узла. Для проверки применябт динамометрический ключ. Замена толщины прокладки вала ведет к исправлению его осевого движения. Исправное состояние характеризуется пределами вращения 7-8 Нм.
к меню ↑
Люфт рычага переключения передач
В результате недостаточного трущегося усилия вилок переключения появляется произвольное выключение, неполное отключение. Могли пружинные фиксаторы утратить свою упругость.
Для выяснения загвоздки отсоединяют механизм переключения передач, производят ревизию с замерами щек вилок, ширины зева, зазора между планками переключения. Замена изношенных запчастей ликвидирует проблему.
moezerno.ru
КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАКТОРОВ МТЗ-80 И МТЗ-100 — КиберПедия
Коробка передач трактора МТЗ-80механическая, с девятью передачами переднего хода и двумя заднего хода. Она состоит из корпуса / (рис. 50), первичного 4, промежуточного 3, вторичного 15 валов и вала заднего хода, зубчатых колес и механизма переключения передач. Корпус коробки изготовлен из чугуна.
Вторичный вал установлен в корпусе на конических роликоподшипниках, а остальные вращаются в шарикоподшипниках.
Передний подшипник первичного вала размещен в стакане, вставленном в расточку передней стенки коробки передач; задний установлен в расточке переднего конца вторичного вала. На шлицах первичного вала перемещаются две подвижные каретки 5 и 6 ведущих зубчатых колес. Перемещая каретку 5 вперед по ходу трактора, включают V или VIIIпередачу (в зависимости от включенной ступени редуктора), при перемещении назад — IV или VIIпередачу. Задняя каретка 6 может включать следующие передачи: в переднем положении — IIIили VIпередачу, а заднем положении — IX (прямую) передачу, в среднем положении каретка передает вращение зубчатому колесу вала заднего хода через блок зубчатых колес 19 промежуточного вала (вал заднего хода на рисунке условно не показан). На шлицах вала заднего хода находится подвижная каретка, которая при передвижении вперед включает передачи заднего хода, а назад — I или IIпередачу переднего хода.
Промежуточный вал выполнен пустотелым. Внутри его проходит вал 2 независимого привода ВОМ. Передний подшипник промежуточного вала установлен в стакане, вставленном в расточку передней стенки коробки передач. Задняя опора вала — бронзовая втулка, запрессованная в расточку ступицы ведущего зубчатого колеса 17 второй ступени редуктора.
На шлицы промежуточного вала надеты зубчатые колеса, первое из которых двухвенцовое. Большой венец является ведомым зубчатым колесом заднего хода. Второе и третье зубчатые колеса ведомые соответственно IVи IIIпередач. Четвертое зубчатое колесо 19 также выполнено двухвенцовым и свободно вращается на ступице третьего зубчатого колеса.
Каретка зубчатых колес 18 перемещается на шлицах вала. При перемещении вперед она включает первую ступень редуктора, а назад — вторую. Во второй ступени редуктора используется зубчатое колесо с внутренними и наружными
Рис. 50. Коробка передач трактора МТЗ-80:
1 — корпус; 2 — вал независимого привода ВОМ; 3 — промежуточный вал; 4 – первичный вал; 5 – каретка зубчатых колес IV; V; VII и VIII передач; 6 — каретка зубчатых колес III, VI и IX передач; 7 — крышка; 8 -ползун с вилкой; 9 — замковая пластина; 10 – зубчатое колесо вторичного вала; 11 — фиксатор; 12 — сапун; 13 — рычаг переключения 14 — регулировочные прокладки; 15 — вторичный вал; 16 -шайба- 17 -ведущее зубчатое колесо второй ступени; 18 — каретка зубчатых колес переключения диапазонов (ступеней) редуктора; 19 — зубчатое колесо с двумя венцами
зубьями, а на его торце, выступающем из коробки, предусмотрены зубья для синхронного привода ВОМ. Это зубчатое колесо вращается в двух шарикоподшипниках, которые установлены в стакане, вставленном в расточку задней стенки корпуса коробки. Передний подшипник вторичного вала размещен в расточке перегородки корпуса коробки, задний — в стакане, вставленном в расточку задней стенки коробки.
Вторичный вал выполнен как одно целое с ведомым зубчатым колесом 10 первой ступени редуктора. Внутренние зубья этого зубчатого колеса предназначены для включения IX передачи. На шлицах вторичного вала установлены ведомое зубчатое колесо второй ступени редуктора и ведущее коническое зубчатое колесо главной передачи. Под ведущим коническим зубчатым колесом установлена шайба 16, с помощью которой добиваются необходимого положения зубчатого колеса относительно задней плоскости корпуса коробки передач. С помощью прокладок 14 регулируют необходимый осевой зазор в конических подшипниках.
Механизм переключения передач состоит из рычага 13 переключения ползунов 8 с вилками, замковых пластин 9 и фиксаторов 11. Ступени редуктора переключаются ползуном, к которому приварен поводок, соединенный с валиком, имеющим вилку для перемещения зубчатого колеса 18. Остальные вилки переключения приварены непосредственно к ползунам. Шариковые фиксаторы 11 удерживают ползуны и каретки в определенном положении. С помощью замковых пластин 9 добиваются того, что рычаг переключения не может передвигать одновременно два ползуна и включать две передачи.
Коробка передач трактора МТЗ-100обеспечивает переключение четырех передач каждого диапазона под нагрузкой без разрыва потока мощности. Передачи включают с помощью многодисковых гидроподжимных фрикционных муфт. При этом поток мощности, идущий от дизеля к ведущим колесам, в момент перехода с одной передачи на другую не разрывается, что повышает динамические показатели трактора. В момент переключения не требуется управлять сцеплением и подачей топлива. Коробка передач обеспечивает 24 передачи вперед (1,73…34,28 км/ч) и 8 назад (3,09…16,9 км/ч), а также гидровключение и привод переднего ведущего моста и синхронного заднего ВОМ. При оборудовании коробки гидроходоуменьшителем количество передач первого и второго диапазонов и заднего хода увеличивается вдвое.
Как вариант на тракторах МТЗ-100 может устанавливаться синхронизированная коробка передач, обеспечивающая тот же диапазон скоростей, что и коробка с переключением под нагрузкой.
Коробка передач с переключением под нагрузкой трактора МТЗ-100 состоит из редукторной части, механизма управления и гидросистемы.
Редукторная часть включает в себя первичный вал 32 (рис. 51), промежуточный вал 31, вал 12, вторичный вал 8, а также валы пониженных и повышенных передач и заднего хода (на рисунке условно не показаны).
Первичный вал 32 вращается в подшипниках. На его шлицах установлены ведущие барабаны двух двойных гидроподжимных муфт, ведомые диски которых через шлицы соединены с ведущими зубчатыми колесами (слева направо) I, II, III и IV передач, установленными на подшипниках. Носок вала имеет канавки и бурты с чугунными уплотнительными кольцами 33 и является частью направляющего распределителя 1.
Промежуточный вал 31 установлен на двух подшипниках и соединен с валом 12 зубчатой полумуфтой 23. Ведомые зубчатые колеса посажены на промежуточный вал с натягом, затянуты гайкой и находятся в постоянном зацеплении с соответствующими ведущими колесами первичного вала. Вал 12 имеет два шлицевых венца, на которых размещены зубчатые колеса 20, 19 и 17, причем последнее центрируется на валу 12 двумя кольцевыми поясками. Подшипник 22 и зубчатые колеса 19 и 20 фиксируются на валу стопорным кольцом 18, а в корпусе кольцом 21.
Задняя опора вала 12 установлена в ступице зубчатого колеса 16 привода синхронного ВОМ и переднего ведущего моста на двух подшипниках.
Вторичный вал 8, выполненный заодно с ведущим коническим зубчатым колесом, также установлен в корпусе на подшипниках 7 и 24. На нем неподвижно насажены ведущее зубчатое колесо 5 привода переднего ведущего моста и синхронного ВОМ, на ступице которой установлено на подшипнике 6 ведомое зубчатое колесо 4 первого, второго и четвертого диапазонов; полумуфта 30, на ступице которой на подшипнике 6 установлено ведущее зубчатое колесо 29 третьего, пятого и шестого диапазонов. В валу 8 имеются осевое и радиальные отверстия для принудительного подвода масла к подшипникам зубчатых колес.
Вал пониженных передач и заднего хода установлен в корпусе коробки на подшипниках. На нем на роликовых подшипниках установлены зубчатые колеса первого, третьего диапазонов и заднего хода. На шлицах вала посажена втулка с наружными и внутренними шлицами с установленным на ней зубчатым колесом ходоуменьшителя. На валу через бронзовую втулку установлено также ведомое зубчатое колесо. Если ходоуменьшитель отсутствует, то это колесо соединяется с валом посредством шлиц зубчатого колеса ходоуменьшителя, фиксируемого в этом положении стопорным кольцом на втулке. Вал имеет отверстия для смазывания подшипников и втулки под давлением.
На валу повышенных рабочих передач, установленном в корпусе на двух подшипниках, расположены ведомое зубчатое колесо и ведущее второго и пятого диапазонов. Ведущее зубчатое колесо жестко закреплено на валу с помощью шпонки. Ведомое зубчатое колесо вращается в подшипнике. Вал также имеет сверления для подвода смазки под давлением. Соединение ведущих и ведомых зубчатых колес с валами осуществляется с помощью зубчатых муфт.
С промежуточного вала 31 возможно получить потоки мощности четырех передач, обеспечиваемых двумя двойными гидроподжимными муфтами. В зависимости от направления потока мощности на вторичном валу 8 можно получить восемь скоростей четвертого и шестого диапазонов, восемь скоростей второго и пятого диапазонов, восемь скоростей первого и третьего диапазонов, восемь скоростей первого и второго диапазонов заднего хода.
Фрикционная гидроподжимная муфта обеспечивает переключение передач без разрыва потока мощности. В барабане 1 (рис. 52) с двух сторон выполнены
Рис. 51. Коробка передач трактора МТЗ-100:
1 — распределитель; 2 — узел передач; 3 — полумуфта зубчатая подвижная; 4 — ведомое зубчатое колесо первого, второго и четвертого диапазонов; 5 — ведущее зубчатое колесо привода переднего ведущего моста и синхронного ВОМ; 6 и 14 — роликовые подшипники; 7, 11, 15, 22 и 24—подшипники; 8—вторичный вал; 9 — планка стопорная; 10, 13, 18, 21 и 28 — стопорные кольца; 12 — вал; 16 — зубчатое колесо привода синхронного ВОМ; 17, 19 и 20 — зубчатые колеса; 23 и 30— полумуфты зубчатые; 25 — гайка; 26 — регулировочная шайба; 27 — ограничительная шайба; 29 — ведомое зубчатое колесо третьего, пятого и шестого диапазонов; 31 — промежуточный вал; 32 — первичный вал; 33 — уплотнительное кольцо
Рис. 52. Фрикционная гидроподжимная муфта:
1 — барабан; 2 — поршень; 3 и 4 — уплотнительные кольца; 5 — отжимная пружина; 6 и 11 — опорные диски; 7 и 12 — стопорные кольца; 8 — центробежный шариковый клапан сброса давления; 9 — ведущие стальные диски; 10 — ведомые металлокерамические диски
расточки, в которые установлены поршни 2. Герметичность этой полости обеспечивается чугунными кольцами 3 и 4. В гнездах каждого из поршней установлено по 16 отжимных пружин 5. Они опираются на опорный диск 6, зафиксированный на ступице барабана стопорным кольцом 7. Поршень имеет по два центробежных шариковых клапана 8 сброса давления рабочей жидкости из рабочих полостей цилиндров после их отсоединения от нагнетательной магистрали управления коробкой передач. В пазах барабана установлены ведущие стальные диски 9, а между ними — ведомые металлокерамические диски 10 с внутренними шлицами. Каждый пакет дисков ограничивается опорным диском, фиксируемым стопорным кольцом 12. Для включения передачи необходимо с помощью распределителя направить масло под давлением по сверлениям в валу в полость между барабаном 1 и поршнем 2. Под действием давления масла поршень перемещается в сторону и сжимает диски 9 и 10. Муфта включается и через пару ее зубчатых колес передает вращение с первичного вала на промежуточный.
При включении следующей передачи масло нагнетается в другую полость, где также происходит перемещение поршня и включение муфты. При этом гидросистема работает так, что разгрузка предыдущей полости от давления и, следовательно, выключение муфты происходит с опозданием. В результате при включении следующей передачи, предыдущая на небольшой промежуток времени остается включенной, а затем давление в ее гидромуфте плавно снижается. Это обеспечивает непрерывный подвод крутящего момента к ведущим колесам без разрыва потока мощности.
Гидравлическая система коробки передач (рис. 53) предназначена для обеспечения переключения передач, фильтрации масла, смазывания подшипников, охлаждения элементов трансмиссии трактора. Она состоит из шестеренного насоса 2 НМШ-25 с механизмом привода, предохранительного клапана 3, фильтра грубой очистки 4, фильтра-распределителя 5, направляющего распределителя 6 с гидроаккумулятором соединительных трубопроводов и штуцеров.
Для облегчения обслуживания насос, предохранительный клапан, фильтр—заборникустановлены в съемном корпусе привода насоса. Масло из картера трансмиссии через фильтр-заборник 1 насосом всасывается и подается под давлением в напорную магистраль гидросистемы. Предохранительный клапан 3 ограничивает повышение давления в магистрали свыше 2,0 МПа.
Масло, проходя через полнопоточный фильтр, установленный на корпус коробки передач, очищается от механических частиц и поступает по двум магистралям. Первая магистраль — через распределитель 6 переключения передач и кран управления передним ведущим мостом. Вторая — через фильтр-распределитель 5, после чего оно поступает на смазывание, сборочных единиц коробки передач. Очищенное масло сливается в картер.
Проходя по каналам распределителя масло поступает по соответствующему каналу первичного вала 7 в полость цилиндра многодисковой фрикционной гидроподжимной муфты 8. Часть масла поступает в гидроаккумулятор.
Шестеренный насос НМШ-25 предназначен для создания давления в гидросистеме управления и обеспечения принудительного смазывания подшипников коробки передач. Подача насоса 38 л/мин. Привод насоса предусматривает два варианта. При нахождении пластины привода в верхнем фиксируемом положении «ОТ ДИЗЕЛЯ» осуществляется независимый привод от дизеля. При повороте пластины привода в нижнее фиксированное положение «ОТ ХОДОВОЙ СИСТЕМЫ» обеспечивается привод от ведомого зубчатого колеса II передачи, установленного на промежуточном валу коробки передач. От ходовой системы насос включается при буксировке трактора с неработающим двигателем, при этом включают шестой транспортный диапазон, а рычаг передач устанавливают в нулевое положение. То же выполняют при пуске дизеля буксированием трактора. На разные виды привода насос коробки передач переключают при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала и только из кабины, предварительно установив рычаги переключения диапазонов и передач в нейтральное инулевое положение.
Фильтр-заборникнеобходим для предохранения попадания крупных частиц размером до 2,5мм в гидросистему коробки передач.
Полнопоточный сетчатый фильтр 4 предназначен для грубой очистки подаваемого насосом масла с тонкостью фильтрации 0,08мм. В случае чрезмерного загрязнения фильтрующих элементов или в условиях низких температур срабатывает предохранительный шариковый клапан фильтра, перепуская неочищенное масло в гидросистему. Клапан регулируют на давление 0,3…0,35 МПа.
Фильтр-распределитель 5 предназначен для тонкой очистки масла. Ротор фильтра унифицирован с деталями фильтра смазочной системы дизеля Д-245. В корпусе расположены три клапана.
Переливной клапан поддерживает давление 0,9 МПа в гидросистеме управления, которое регулируется за счет изменения суммарной толщины прокладок, находящихся под пружиной клапана. Переливной клапан: фильтра поддерживает давление 0,75±0,025 МПа перед ротором фильтра, которое также регулируется за счет изменения суммарной толщины прокладок, находящихся под пружиной клапана.
Клапан смазывания предназначен для поддержания необходимого давления в смазочной системе коробки передач и регулируется на давление 0,2±0,05 МПа за
Рис. 53. Гидросистема коробки передач трактора МТЗ-100:
1 — фильтр-заборник; 2 — шестеренный насос НМШ-25; 3 — предохранительный клапан; 4 — фильтр; 5 — фильтр-распределитель центробежный; 6 — распределитель; 7 — каналы для подвода масла к многодисковым муфтам КП; 8 — многодисковая муфта; 9 — канал для подвода масла к механизму включения ПВМ; 10—вал повышенных передач; 11 — вал вторичный; 12 — вал пониженных передач
счет изменения суммарной толщины прокладок, находящихся под пружиной клапана. В его конструкции имеется стержень, который ограничивает излишнее перемещение и заброс клапана.
Избыточное масло сливается в корпус коробки передач. Очистка масла фильтром-распределителем осуществляется аналогично очистке масла в смазочной системе дизеля.
Распределитель 6 предназначен для переключения передач путем направления потока масла из нагнетательной магистрали управления в одну из четырех полостей цилиндров фрикционных гидроподжимных муфт, соединяя при этом полости остальных муфт со сливом.
Распределитель состоит из корпуса 1 (рис. 54), в расточки которого запрессованы втулки 2 и 3. Третья расточка соединена с двухполостным гидроаккумулятором, состоящим из поршней 4 с уплотнительными кольцами 5, между которыми расположены пружины 6 и 7. Поршни установлены на оси 8 и стянуты болтами 9. Гидроаккумулятор регулируют на давление начала разрядки 0,75 + 0,05 МПа и конца разрядки 0,4+0,05 МПа регулировочными кольцами 10.
Во втулке 2 расположены золотник 11 переключения передач и золотник 12 переключения гидроаккумулятора, соединенные между собой торцевыми выступами. За счет этого достигается свободный поворот одного золотника относительно другого на угол, равный повороту золотника 11 на одно фиксированное положение. Золотник 12 фиксируется в четырех положениях шариковым фиксатором 13. Золотник 11 поворачивается сектором 14, зубчатый венец которого находится в зацеплении с зубчатым венцом золотника. На другом конце сектора 14 выполнены лунки для шарикового фиксатора 15, поджимаемого пружиной 16, которую регулируют винтом 17 на момент 8…9 Н*м поворотом сектора из одного фиксированного положения в другое.
Крышка 18 с одной стороны и стопорное кольцо 19 с другой ограничивают осевое перемещение золотников. При сборке зубчатый сектор 14 и золотник 11 устанавливают так, чтобы совпали метки А, нанесенные на торцы зубьев.
При включении распределителя часть масла направляется в рабочую полость гидроподжимной муфты, обеспечивающей включение выбранной передачи, а часть идет на зарядку соответствующей рабочей полости гидроаккумулятора. Излишнее масло сливается через клапан (см. рис. 53) в корпус коробки передач. Одновременно с зарядкой одной из полостей гидроаккумулятора происходит разрядка другой полости, из которой масло продолжает поступать на подпитку в рабочую полость гидроподжимной муфты выключенной передачи и муфта некоторое время находится во включенном состоянии. Вследствие этого трактор продолжает движение без остановки.
Механизм привода управления коробкой передач предназначен для переключения диапазонов скоростей посредством зубчатых муфт, а передач — с помощью гидрогюджимных муфт.
Рис. 54. Распределитель: 1 — корпус; 2 и 3 — втулки; 4 — поршень; 5 — уплотнительное кольцо; б и 7 — пружины; 8 — ось; 9 — болт; 10 — регулировочные кольца; 11 — золотник переключения передач; 12 — золотник переключения гидроаккумулятора; 13 и 15 — фиксаторы; 14 — сектор; 16 — пружина фиксатора; 17 — регулировочный винт; 18 — крышка; 19 — стопорное кольцо
Необходимый диапазон выбирают вращением рукоятки, зафиксированной от проворачивания на валу, а включают поворотом рычага в продольном направлении относительно оси трактора согласно схеме переключения диапазонов. Для предотвращения одновременного включения зубчатых муфт в отверстиях корпуса коробки передач установлены блокирующие шарики. Положение зубчатых муфт в нейтральном и во включенных положениях фиксируется.
Механизм привода переключения передач обеспечивает перемещение сектора распределителя с помощью рычагов и троса. Рычаг управления имеет пять фиксированных положений: нейтральное (крайнее заднее) и четыре положения, соответствующих I, II, III и IV передачам. Крайнее переднее положение соответствует IV передаче.
cyberpedia.su
Коробка передач МТЗ-80
_______________________________________________________________________________________________
Коробка передач МТЗ-80
Устанавливаемые на тракторах коробки передач МТЗ-80 в зависимости от года выпуска и комплектации имеют три типа: с подвижными шестернями, с шестернями постоянного зацепления (с переключением под нагрузкой), с шестернями постоянного зацепления (синхронизированная).
Коробка передач с подвижными шестернями имеет 18 передач вперед и четыре назад. Конструкция коробки позволяет устанавливать ходоуменьшитель для получения замедленных (технологических) скоростей.
Рис. 1. КПП тракторов МТЗ-80 с подвижными шестернями
1 — рычаг переключения передач; 2 — крышка; 3 — ведомая шестерня
первой ступени редуктора; 4 — вторичный вал; 5 — пластинчатая
пружина; 6 — регулировочные прокладки; 7, 14. 25 и 27
— стаканы; 8 — ведомая шестерня второй ступени редуктора; 9 —
ведущая шестерня главной передачи; 10 — гайка; 11 — конические
роликовые подшипники; 12 — вал привода ВОМ, 13 —
втулка; 15 — ведущая шестерня второй ступени редуктора; 16 — ведущая
шестерня первой ступени редуктора; 17 — упорное кольцо; 18 —
промежуточная шестерня; 19 и 20 -ведомые
шестерни третьей и четвертой передач; 23 — промежуточный вал; 22 —
ведомая шестерня пятой передачи и заднего хода; 23, 24, 28 и 35 —
шариковые подшипники; 26 — шестерня
понижающего редуктора, 29 — первичный вал; 30 — ведущие шестерни
четвертой и пятой передач; 31 — корпус; 32 — ведущая шестерня
третьей передачи; 33 -вилка; 34 — ползун: 36 —
шариковый фиксатор; 37 — кулиса; 38 -шаровая опора; 39 — чехол; 40 —
пружинное кольцо; 41 — шестерня включения ходоуменьшителя; 42
ведомая шестерня первой передачи и заднего
хода: 43 — упорная шайба; 44 — стопорное кольцо: 45 — скользящая
шестерня первой передачи и заднего хода; 46 — вад пониженных передач
и заднего хода; 47 — промежуточная
шестерня заднего хода; 48 – ось
Смонтирована КПП МТЗ-80 в корпусе 31 (рис. 1), а одноступенчатый понижающий редуктор — в корпусе, соединяющем двигатель и коробку передач. Корпуса скреплены болтами.
В коробке передач размещены первичный 29, промежуточный 21, вторичный 4 валы, вал пониженных передач и заднего хода 46, промежуточная шестерня заднего хода 47 и шестерни редуктора. Промежуточный вал трубчатый, внутри его проходит вал 12 привода ВОМ.
Редуктор коробки передач трактора МТЗ-80 имеет две ступени: первая ступень обеспечивает получение первой, третьей, четвертой и пятой передач переднего хода и первую передачу заднего хода; остальные передачи обеспечиваются второй ступенью. При перемещении шестерни 16 назад включается вторая ступень редуктора.
При перемещении шестерни 41 включения ходоуменьшителя до упора в ведомую шестерню, она внутренними шлицами соединится с наружными шлицами ступицы шестерни 42 и обе шестерни и вал 46 будут составлять жесткую систему. Такое положение шестерен 41 и 42 соответствует работе трактора МТЗ без ходоуменьшителя.
Механизм переключения передач состоит из прямоугольных ползунов 34 с приваренными вилками 33, пластинчатых замков и шариковых фиксаторов 36.
Рычаг 1 переключения передач установлен на крышке 2, снабжен кулисой 37 и чехлом 39, предупреждающим попадание пыли и грязи в рабочие полости. Понижающий редуктор размещен между коробкой передач и редуктором ВОМ.
Редуктор КПП МТЗ-80 имеет две ступени: первая ступень обеспечивает получение первой, третьей, четвертой и пятой передач переднего хода и первую передачу заднего хода; остальные передачи обеспечиваются второй ступенью. При перемещении шестерни 16 назад включается вторая ступень редуктора.
При перемещении шестерни 41 включения ходоуменьшителя до упора в ведомую шестерню, она внутренними шлицами соединится с наружными шлицами ступицы шестерни 42 и обе шестерни и вал 46 будут составлять жесткую систему. Такое положение шестерен 41 и 42 соответствует работе трактора без ходоуменьшителя.
Механизм переключения передач состоит из прямоугольных ползунов 34 с приваренными вилками 33, пластинчатых замков и шариковых фиксаторов 36.
Рычаг 1 переключения передач установлен на крышке 2, снабжен кулисой 37 и чехлом 39, предупреждающим попадание пыли и грязи в рабочие полости. Понижающий редуктор размещен между коробкой передач и редуктором ВОМ.
Рис. 2. Понижающий редуктор коробки передач КПП МТЗ-80
1 — ведущая шестерня редуктора; 2 — зубчатая муфта; 3 -вилка; 4 — зубчатый венец вала сцепления; 5 -рычаг управления редуктором; 6 — ведомая шестерня редуктора; 7 первичный вал коробки передач; 8 – корпус сцепления; 9 -блок шестерен; 10 – шариковый подшипник; 11 -кронштейн; 12 -игольчатый подшипник; 13 – вал сцепления,вал коробки передач; 8 – корпус сцепления; 9 -блок шестерен; 10 – шариковый подшипник; 11 -кронштейн; 12 — игольчатый подшипник; 13 – вал сцепления
На переднем конце ступицы шестерни 6 (рис. 2) выполнен зубчатый венец. Когда рычагом 5 с помощью вилки 3 сдвигают назад зубчатую муфту 2, она, оставаясь соединенной с зубцами вала сцепления 13, входит в зацепление с зубчатым венцом ступицы шестерни 6. Вал сцепления и первичный вал коробки передач соединяются, редуктор выключается.
Для включения редуктора зубчатую муфту 2 сдвигают вперед. Оставаясь соединенной с валом 13, она входит в зацепление с малым зубчатым венцом ведущей шестерни 1 редуктора и соединяет ее с этим валом.
При этом вращение от вала 13 сцепления через шестерню 1 передается на большой венец блока шестерен 9 и далее через его малый венец на ведомую шестерню 6 редуктора к первичному валу 7 коробки передач. Передаточное число понижающего редуктора равно 1,36.
Коробка передач МТЗ-80 с переключением под нагрузкой — с шестернями постоянного зацепления, гидравлическим управлением фрикционами (гидроподжимными муфтами ГПМ), с помощью которых происходит переключение передач без разрыва потока мощности, что существенно улучшает динамические качества трактора.
Применение коробок передач с гидроподжимной муфтой позволяет упростить процесс переключения передач, так как в момент переключения не требуется управлять сцеплением и подачей топлива.
Процесс переключения передач сводится к выбору оператором необходимой передачи установкой рычага в соответствующее положение — направление потока рабочей жидкости в цилиндр ГПМ выбранной передачи.
Коробка передач обеспечивает 24 передачи вперед и 8 — назад, а также: гидровключение и приводпереднего ведущего моста; привод синхронного заднего ВОМ. При оборудовании коробки гидроходоуменьшителем количество передач I и II диапазонов и заднего хода увеличивается вдвое.
Рис. 3. Коробка передач тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 с переключением под нагрузкой
1 — распределитель; 2 — узел передач; 3 — полумуфта зубчатая
подвижная; 4 — ведомая шестерня Г, II, IV диапазонов; 5 — шестерня
привода переднего ведущего моста и синхронного
ВОМ; 6 — роликовые подшипники; 7 — подшипник; 8 — вторичный вал; 9 —
планка стопорная; 10 — стопорное кольцо; И — подшипник; 12 — вал; 13
— стопорное кольцо; 14 — роликовый
подшипник; 15 — подшипник; 16 — шестерня привода синхронного ВОМ; 17
— шестерня; 18 — стопорное кольцо; 19, 20 — шестерни; 21 — стопорное
кольцо; 22 — подшипник; 23 — полумуфта
зубчатая; 24 — подшипник; 25 — гайка; 26- регулировочная шайба; 27 —
стопорная шайба; 28 — стопорное кольцо; 29 — ведомая шестерня III,
IV и VI диапазонов; 30 — полумуфта зубчатая.
Коробка передач МТЗ-80, МТЗ-82 состоит из редукторной части, механизма управления коробкой и гидросистемы. Редукторная часть включает в себя узел передач 2 (рис. 3), состоящий из первичного вала 13 (рис. 4), промежуточного вала 14, гидрораспределителя 2, стакана 3; вал 12 (см. рис.3) и вторичный вал 8; вал пониженных передач и заднего хода 15 (рис.5), вал повышенных передач 9.
Первичный вал 13 (см. рис. 4) расположен на подшипниках 22 и 11, узел подшипников, ГПМ и шестерен стягивается гайками 23 и 12. В канавках вала установлены чугунные уплотнительные кольца 1.
На первичном валу установлен распределитель 2, на подшипниках 8 — ведущие шестерни 7 и 9, соответственно I и II передач, а на подшипниках 4 -шестерни 5 и 10, соответственно II и IV передач.
Рис. 4. Узел передач тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 с переключением под нагрузкой
1 — кольцо уплотнительное; 2 — распределитель; 3 — стакан; 4. — подшипник роликовый; 5 — ведущая шестерня II передачи; 6 — ГПМ; 7 — ведущая шестерня I передачи; 8 — роликовые подшипники; 9 — ведущая шестерня III передачи; 10 — ведущая шестерня IV передачи; 11,22 — подшипники; 12, 23 — гайки; 13 — первичный вал; 14 — промежуточный вал; 15 — подшипник шариковый; 16 — ведомая шестерня IV передачи; 17 — ведомая шестерня III передачи; 18 — ведомая шестерня I передачи; 19 — ведомая шестерня II передачи; 20-подшипник; 21 -гайка; 24 — каналы для подвода масла к ГПМ
Рис. 5. КПП МТЗ-80, 82 с переключением под нагрузкой
3, 5, 27 — вилки; 2, 4, 6, 26 повышенных передач; 10 — стопорное кольцо; 11 — подшипник; 32, 21 — гайки; 13 — шестерня заднего хода; 14 -роликовые подшипники; 15 — шестерня I и III диапазонов; 16 — вал пониженных передач и заднего хода; 17 — втулка; 18 — стопорное кольцо; 19 — шестерня ходоуменьшителя; 20 — подшипник; 22 — втулка; 23 — шестерня; 24 — ведущая шестерня II и V диапазонов: 25 — шпонка; 28-32 — шарики механизма блокировки зубчатых муфт.
На шлицах вала установлены двойные ГПМ 6. На промежуточный вал 14, установленный в корпусе на двух подшипниках 20 и 15, посажены с натягом шестерни 18, 19 и 17, 16, соответственно I, II и III, IV передач.
Шестерни ГПМ первичного вала находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. Пакет шестерен с подшипниками затянут на валу 14 гайкой 21.
Промежуточный вал 14 узла КПП МТЗ-80, МТЗ-82 соединен с валом 12 (см. рис. 3) зубчатой полумуфтой 23. Вал 12 с двумя шлицевыми венцами смонтирован в корпусе на подшипниках 22, 15 и 11.
На шлицевых венцах расположены шестерни 20, 19 и 17, причем шестерня 17 центрируется на валу 12 двумя кольцевыми поясками. Подшипник 22 вместе с шестернями 19 и 20 фиксируется на валу стопорным кольцом 18, а в корпусе — кольцом 21.
Задняя опора вала 12 находится в ступице шестерни 16 привода синхронного ВОМ и переднего ведущего моста на двух роликовых подшипниках 15 и 14. Шестерня 16 установлена в корпусе на подшипнике 11, фиксируемом на ступице кольцом 13, а в корпусе — кольцом 10 и планками 9.
Вторичный вал КПП МТЗ-80, МТЗ-82, выполненный за одно целое с ведущей конической шестерней, установлен в корпусе на конических подшипниках 7 и 24.
На нем неподвижно посажены: ведущая шестерня 5 привода переднего ведущего моста и синхронного ВОМ, на ступице которой находится на подшипнике 6 ведомая шестерня 4 — I, II и IV диапазонов; полумуфта 30, на ступице которой на подшипнике 6 установлена ведомая шестерня 29 — III, V и VI диапазонов.
Шестерня и полумуфта удерживаются ограничительной 27 и регулировочной 26 шайбами и затянуты на валу гайкой 25. Вал 8 имеет осевое и радиальные сверления для подачи смазки к подшипникам шестерен.
Вал пониженных передач и заднего хода 16 (рис. 5) установлен в корпусе коробки на подшипниках 20 и 11. На нем находятся на роликовых подшипниках 14 шестерни 15 — I и Ш диапазонов и 13 заднего хода.
На шлицах вала посажена втулка 17 с наружными и внутренними шлицами с установленной на ней шестерней 19 ходоуменьшителя. Ведомая шестерня 23 находится на валу 16 на бронзовой втулке 22.
При отсутствии ходоуменьшителя шестерня 23 соединяется с валом 16 шлицами шестерни 19, фиксируемой в этом положении стопорным кольцом 18 на втулке 17.
Шестерни вала пониженных передач и заднего хода коробки передач МТЗ-80, МТЗ-82 вместе с подшипниками затянуты на валу гайками 21 и 12. В валу 16 выполнены осевое и радиальные сверления для подвода смазки (под давлением) к подшипникам 14 и втулке 22.
Вал повышенных рабочих передач 9 установлен в корпусе на двух подшипниках 20 и 11. На нем расположены ведомая шестерня 24 и ведущая 8 — II и V диапазонов. Шестерня 24 на валу посажена на подшипнике 14, к которым подводится под давлением смазка по осевому и радиальному сверлениям.
Шестерня 8 жестко связана с валом при помощи шпонки 25. Соединение шестерни 24 с шестерней 8 вала 9 и шестерен 75 и 13 с валом 16 осуществляется зубчатыми муфтами 7.
Валы 16 и 9 фиксируются от осевых перемещений в задних опорах подшипников стопорными кольцами 10 (см. рис. 3) и планками 9. Мощность от двигателя через сцепление передается на первичный вал коробки передач(см. рис. 4), с которого через двойные ГПМ 6 четырьмя потоками передаются шестернями 5 и 19; 7 и 18: 9 и 17; 10 и 16 на промежуточный вал 14, обеспечивая получение 4-х передач II, I, III и IV соответственно.
Крутящий момент с промежуточного вала КПП МТЗ-80, МТЗ-82передается по 4-м направлениям: через муфту 23 (см. рис, 3) на вал 12, двумя потоками через шестерни постоянного зацепления 20, 29 и 17, 4, муфту 3 на вторичный вал 8, обеспечивая, таким образом, получение восьми скоростей IV и VI диапазонов; через свободно сидящую шестерню 24 (см. рис. 5), зубчатую муфту 7, вал повышенных передач 9, шестерню 8 на шестерню 19 (см. рис. 3), вал 12 на шестерни 17, 20.
Дальше крутящий момент двумя потоками через шестерни 29, 4 и муфту 3 передается на вторичный вал 8. обеспечивая получение еще восьми скоростей II и V диапазонов; через шестерни 23 и 19 (см. рис. 5), втулку 17, вал пониженных передач и заднего хода 16 через муфту 7 на свободно сидящую шестерню 15 и через шестерню 20 (см. рис. 3) на вал 12, далее опять двумя потоками через шестерни 29. 4 муфту 3 на вторичный вал обеспечивая девять пониженных скоростей I и III диапазонов; получение передач заднего хода происходит при передаче крутящего момента через шестерни 23, 19 (см. рис. 5), втулку 17 и вал 16 через муфту 7 на шестерню 13 заднего хода и шестерню 4 (см. рис, 3).
При соответствующем включении муфты 3 крутящий момент с шестерни 4
передается либо сразу на вал 8, либо через шестерни 4, 17, вал 12 и
шестерни 20, 29, обеспечивая на
вторичном валу восемь скоростей I и II диапазонов заднего хода.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
specsts.ru