Армейские грузовики «Урал» и «Камаз»: какой лучше
С советских времён УралАЗ и КамАЗ борются за военный заказ. Армия закупает грузовики обоих заводов, а водители продолжают спорить, какой автомобиль лучше.
Теги:Нетленка
Сделано в России
Техника
Авто
Армия России
Druschba 4 / Википедия
Судя по онлайн-форумам, водители до сих пор спорят о преимуществах уральских и камских грузовиков и не могут прийти к согласию.
Первое отличие, которое сразу бросается в глаза – это разная компоновка. Военные грузовики «Урал» – капотного типа, у них мотор находится впереди кабины, а «Камазы» – бескапотные, с кабиной над мотором. Есть другие отличия, не столь бросающиеся в глаза.
Начать с того, что «Уралы» разрабатывались по техническим заданиям Министерства обороны. Это изначально военные машины, как и внедорожники УАЗ.
В отличие от них, «Камаз» всегда ориентировался в первую очередь на мирный заказ.
Практически все водители согласны с тем, что Камаз более динамичный и маневренный. Он ещё и экономичнее. Однако «Урал» — более серьёзный вездеход.
Разный взгляд на ремонтопригодность
На гражданке бескапотная компоновка оказалась удобнее в обслуживании. Откидывающаяся кабина целиком открывает двигатель и трансмиссию для обслуживания.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕОднако в полевых условиях, в которых приходится действовать военным, капотные грузовики более ремонтопригодны. Когда машину ремонтируют на морозе, можно не высаживать пассажиров из кабины. А на широких крыльях «Уралов» можно разложить инструмент и запчасти. Кроме того, конструкцию армейских «Уралов» намеренно сохраняют простой, чтобы даже солдат-срочник мог в ней разобраться.
Защита
Есть ещё один фактор, который оценят только военные водители. Даже небронированный «Урал» даёт водителю лучшую защиту в случае обстрела или наезда на мину. Большой мотор частично закрывает людей в кабине от пуль и осколков.
Передние колёса грузовик несколько выдвинуты вперёд относительно кабины. Благодаря этому, при подрыве на мине у водителя больше шансов остаться в живых.
Какой грузовик лучше?
Напрашивается вывод, что однозначного ответа не существует. Скорее, нужны оба грузовика под разные цели.
Подразделениям МВД и Росгвардии, которые больше действуют в городах и на дорогах с твёрдым покрытием, точно больше подходят «Камазы».
Что касается Министерства обороны, выбор может зависеть от предполагаемой зоны действий и способа применения машины.
Но нужно заметить, что взгляды на тактику боевых действий постоянно меняются. А это отражается на требованиях к военной технике. Если у вас есть свой взгляд, поделитесь им в комментариях. Какие грузовики сейчас больше подойдут российским военным?
«Урал» для минной войны Каким будет бронированный транспорт на базе основного армейского грузовика: Оружие: Силовые структуры: Lenta.

Автомобильный завод «Урал», один из основных поставщиков грузовых автомобилей для вооруженных сил, разработал собственную версию транспорта с повышенной противоминной защитой, аналог западных машин класса MRAP. «Лента.ру» узнала у представителей оборонки подробности о новой машине.
«Лента.ру»: Какие автомобили входят в семейство «Тайфун-У»?
Изначально завод «Урал» получил ТТЗ на разработку автомобильной платформы и семейства автомобилей на базе этой платформы с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8. В защищенном и незащищенном исполнении. Тактико-техническое задание было выдано одинаковое, что КамАЗу, что «Уралу». Единственно, для КамАЗа было указано: «на базе автомобилей бескапотной компоновки», а для «Урала»: «на базе автомобилей капотной компоновки». Получив ТТЗ, специалисты проанализировали все компоновочные решения, включая бескапотные варианты и различное расположение осей по длине, в том числе, у 6х6. Пришли к выводу, что 4х4 можно сделать только капотным, а 8х8 сделали все-таки два варианта: бескапотный и капотный с расположением осей 2+2. Такие машины известны, они есть, не сильно широко распространены, но тем не менее. Вторая ось получается примерно под кабиной.
Можно подробнее о машине 4х4?
«Урал-53099» с формулой 4х4 сделан как концепт. Завод показал, что может эту идею реализовать, но для производства машины в оптимальном виде требуется уточнение ТТЗ от Министерства обороны. В таком ли виде необходимо делать эту машину, либо нужен более легкий вариант по типу «Тайфуненка» КамАЗа. Ответ пока не получен. По большому счету судьба «Тайфунов» пока не определена. Если они нужны, то в каком виде, если не нужны, то зачем ими 7 лет занимались… И так по всему семейству. У 8х8 вообще очень туманные перспективы, поскольку машина сложная, дорогая. Потребность-то в ней есть, но ответа заказчика на вопрос конструкторов: «Если мы ее сделаем для таких-то нужд, в таком-то виде и вот за такие-то деньги, она вам будет нужна?» — нет.
8х8 уже в металле?
Нет. Машина слишком дорогая, чтобы делать ее в инициативном порядке, силами завода. Да и вообще все «Тайфуны» недешевы. Завод сейчас предложил Министерству обороны, которое уже склоняется к согласию, вариант с перенесением бронекапсулы «Тайфуна-У» на платформу нового автомобиля «Торнадо-У». В результате цена на машину сразу же упадет в два раза.
Бронеавтомобиль повышенной защищенности «Тайфун-У»
Фото: Александр Вильф / РИА Новости
Не так давно в программе «Военная приемка» телеканала «Звезда» была показана обновленная версия «Тайфуна-У». Что изменилось в машине по сравнению с макетными образцами?
Основные изменения следующие. Смягчены требования по железнодорожному габариту, в результате чего удалось увеличить забронированный объем, упростить производство деталей и повысить их качественные характеристики. Изменены форма и размер дверей (уменьшен размер и снижена масса), убраны пневматические помощники. Появилась аппарель в корме машины для более удобной погрузки/выгрузки десанта.
В той же программе было рассказано и о предварительных испытаниях «Тайфуна-У».
Испытания были проведены в августе 2014 года. По ГОСТу. Первые испытания — пробеговые: образцы прошли каждый более чем по 50 тысяч км (в том числе, по дорогам асфальтовым, грунтовым, с прицепом). Каждый образец прошел специспытания: воздействие электромагнитного импульса, ударной волны, химических веществ (в том числе, напалма). Прошел стрельбовые испытания и дистанционно-управляемый модуль в Нижнем Тагиле. На заключительной стадии испытали машины обстрелом, проверили на стойкость при поражении осколками и взорвали последовательно 2, 6 и 8 кг под колесами и днищем. «Тайфун» все успешно выдержал.
Отмечу, что в базовой версии «Тайфун-У» по периметру защищен от попаданий пуль калибра 7,62 мм. По желанию заказчика может навешиваться защита от пуль калибра 12,7 или 14,5 мм. Стекла в базовой версии защищают от попаданий пуль калибра 14,5 мм.
Не было планов ставить на лобовое стекло бронежалюзи?
Нет. Какой смысл? Оно и так держит пули калибра 14,5 мм на дальностях от 200 метров.
На машине ведь для лучшего обзора и видеокамеры есть?
Есть. Они нужны для того, чтобы водитель в случае попадания в лобовые стекла мог беспрепятственно вести машину. Стекло-то и попадание пуль калибра 14,5 мм удержит, но после этого будет покрыто сетью трещин, что может существенно снизить обзор. Водитель переключится на видеомонитор в кабине, и будет дальше ориентироваться в движении по нему. Камеру заднего обзора, например, удобнее всего использовать при открытии аппарели, чтобы случайно не зацепить людей. Ну, и видеокамеры могут использоваться десантом, чтобы вести наблюдение за окружающей обстановкой. Всего установлено 8 камер на модели 63099 и по 6 — на 63095, 53099.
Для чего козырек над лобовым стеклом?
У него несколько функций. Первая — это дань традициям, дань узнаваемости: на «Урал-4320» тоже он был. Конструкторы считают, что такой козырек вписывается в образ машины. Вторая — функциональность: это небольшая, но защита от солнца, плюс в козырьке находятся стеклоочистители.
Грузовой автомобиль «Урал-4320»
Фото: Сергей Самохин / РИА Новости
Планируется ли какая-либо дополнительная защита «Тайфуна-У» от выстрелов РПГ? На «Тайфун-К» как опция заявлены специальные маты, снижающие вероятность пробития брони.
Военное ведомство не выдвигало таких требований. Сделать-то можно, в частности, те же металлические решетки поставить.
Были ли какие-нибудь требования в ТТЗ по составу брони?
Нет, там просто указали необходимый уровень защиты. «НИИ стали» представило заключение, что для защиты от пуль калибра 7,62 мм вполне хватит и просто стальной брони. Для защиты от 14,5 мм (а на макетных образцах лобовая проекция должна была защищать и от 30-миллиметровых снарядов) устанавливаются керамические панели. В основном они прикрывают десантное отделение.
Насколько керамические панели утяжеляют машину?
Примерно на тонну.
Кто производитель керамики?
Завод «НЭВЗ-Керамикс». Пробовали панели и питерских производителей, но в итоге остановились на продукции новосибирской фирмы.
Сообщалось, что ахиллесова пята отечественной керамики — ее нестабильное качество?
Имелась такая проблема. Не всегда выдерживаются размеры бронероликов в одной партии, их качество. Сейчас вроде бы эти недостатки устранили. Во всяком случае на предварительных испытаниях «Тайфуна-У» проблем не было.
Как в машине размещается снаряжение десанта?
В ТТЗ эти требования не были четко прописаны. На уточняющий вопрос, что и в каком исполнении должно перевозиться внутри, Минобороны ответило в духе «разберитесь сами, как лучше». В итоге было решено выделить под снаряжение каждому десантнику пространство объемом 20 литров. Это не считая той экипировки, что находится на нем самом. Поскольку при подрыве имущество может служить вторичным поражающим фактором, разлетаясь по салону, разместили его за спинками десантных сидений. Неидеальный вариант, но все же там все более-менее закреплено.
Для машин класса MRAP нужны специальные колеса. ..
После получения ТТЗ конструкторы задались вопросом, какие колеса можно использовать, чтобы соответствовать заявленным требованиям. Быстро выяснилось, что в России нет производства боестойких вставок. Тогда представители АЗ «Урал» обратились к зарубежному производителю — Hutchinson Group. На макетные образцы «Тайфуна-У» были поставлены два альтернативных варианта:
1) боестойкая алюминиевая вставка и колесо Hutchinson, шина Michelin;
2) опытная разработка от ЗАО ЧОЗ — боестойкое колесо с устройством BEAD-LOCK, шина — «Бел-95».
Когда был заключен контракт с Минобороны на производство 30 «Тайфун-У», из-за определенных проблем с Челябинским опытным заводом пришлось ставить на все машины колеса Hutchinson. С этими колесами «Тайфун-У» прошел все предварительные испытания, они хорошо себя зарекомендовали. Но был у них и существенный минус: цена. Поэтому АЗ «Урал» параллельно наладил работу с ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод». Были проведены стендовые испытания колеса их производства, испытания шины «Бел-95» с боестойкой вставкой. В итоге есть надежда получить два варианта колес с шинами для «Тайфуна-У»: «натовский» и отечественный.
Предусмотрена ли установка дистанционно управляемого вооружения?
По техническому заданию требовалось установить на «Тайфун-У» дистанционно управляемый модуль вооружения (ДУМВ). Ни «Урал», ни КамАЗ ранее не занимались этим, поэтому они обратились к Минобороны с просьбой предоставить сам модуль, необходимые параметры жесткости крыши, диаметр погона, размеры креплений. Военное ведомство ответило, что вопросы с модулями заводам необходимо самостоятельно решать со своими подрядчиками. АЗ «Урал» наладил сотрудничество с НПО «Электромашина» (Челябинск). ДУМВ «Электромашины» прошел на «Тайфуне-У» специальные стрельбовые и пробеговые испытания. Это основной вариант модуля для «Тайфуна-У». Также прорабатываются и альтернативы. Был опробован модуль ОАО «Буревестник» на макетных образцах, но от него отказались из-за стоимости: очень дорогой. Недавно к АЗ «Урал» обратился концерн «Калашников» с предложением опробовать на «Тайфуне-У» их модуль. В демонстрационных целях он был установлен на машине, демонстрировавшейся на форуме «Армия-2015». Но пока Министерство обороны окончательно не решило, какой ДУМВ должен стоять на «Тайфуне-У».
Кстати, у военных бродили мысли: «А не поставить ли нам на машину модуль с пушкой?» Им пришлось объяснить, что на высоте 4 метра возникнут большие проблемы с точностью стрельбы. В итоге от этой идеи отказались. Основным вариантом вооружения ДУМВ остается пулемет «Корд».
Система постановки дымовых завес появится?
Этот вопрос прорабатывался, никаких сложностей нет, но Минобороны отказалось от этой опции из-за удорожания машины. Кстати, рассматривался вариант и с установкой на «Тайфун-У» комплекса активной защиты, но от него также отказались, поскольку стоимость машины с КАЗ выросла бы вдвое.
Что с уже произведенными тридцатью «Тайфун-У»? Где они сейчас находятся?
Эти машины собраны на заводе «Урал» в рамках государственного контракта и находятся в Южном военном округе, в бригаде спецназа. В одной бригаде 30 камазовских «Тайфун-К», в другой — 30 «Тайфун-У» (модульный 63095).
Бронеавтомобиль «Тайфун-К»
Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
Какие впечатления у спецназа от машины?
Отзывы можно разделить на два типа. Первый: «Зачем нам такая машина? Нам необходимо проводить боевые операции, разведывательные операции, но «Тайфун» — это не машина для боя и не машина для разведки. Он большой и шумный». Второй тип отзывов: «Машина, конечно, защищенная, удобная, можно нормально сидеть, есть куда пристроить снаряжение».
То есть надо просто Минобороны определиться, кому поставлять данную технику?
Да. Было удивление, конечно, почему машины отдали в спецназ, а не мотострелкам, но поступил ответ, мол, у них есть специфические задачи на Кавказе.
Однообъемный и модульный «Тайфун-У» будут и дальше сосуществовать параллельно?
Это зависит от Министерства обороны. Мне представляется, что однообъемные задумывались как некие командные пункты, санитарные машины. Модульные же машины, возможно, нужны были только для испытаний или же как шасси для спецтехники.
Возвращаясь к вашей фразе об открытости дальнейшей судьбы машин семейства «Тайфун»: определенность в судьбе — это…?
Прописывание «Тайфунов» в Государственной программе вооружений, их появление в Государственном оборонном заказе. Хотя бы те же 30 штук каждый год. Возможно, судьба «Тайфунов» решится после государственных испытаний. Есть договоренность, что испытания «Тайфун-У» и «Тайфун-К» будут проходить в равных условиях, по одним и тем же методикам, с одной и той же комиссией. Две машины 6х6 (63095 и 63099) на АЗ «Урал» стоят уже два месяца, готовы выехать в Бронницы. 99-й — с дистанционно-управляемым боевым модулем. Дело за приказом начальника Генштаба о проведении испытаний.
Ангола заказала у России крупную партию военных грузовиков КАМАЗ и Урал ТАСС 11011164 | Ноябрь 2016 г. Индустрия новостей Global Defense Security | Глобальная новостная индустрия Defense Security армия 2016
youtube.com/embed/qpdOkSWK9gk?rel=0;showinfo=0;autoplay=1;mute=1″ frameborder=»0″>- Опубликовано
Новости обороны и безопасности — Ангола |
Ангола заказала в России крупную партию военных грузовиков КАМАЗ и Урал. |
Бортовая служба Анголы заказала в России крупную партию грузовиков КАМАЗ и Урал, сообщает газета «Известия». В указанную партию входят как легкие грузовики, так и машины, оснащенные бронекапсулой. |
Бронеавтомобиль Горец-М 4х4 российского производства |
Представитель Уральского автозавода (входит в «Группу ГАЗ») сообщил «Известиям», что с начала года Ангола получила более 120 грузовиков в различных комплектациях.![]() — Ангольская сторона выявила заинтересованность в приобретении автотехники российского производства для своей бортовой полицейской службы. Она работала напрямую с производителями техники, — сообщил «Известиям» источник в военно-дипломатическом ведомстве. Бронеавтомобиль «Горец» предназначен для перевозки личного состава на современном поле боя и защиты от пуль и осколков самодельных взрывных устройств (СВУ). В его основе лежит грузовик повышенной проходимости КАМАЗ-43501 4х4 разработки компании КАМАЗ (дочерняя компания госкорпорации Ростех). Кабина экипажа и капсула «Горца» имеют бронирование 5 уровня ГОСТ Р 50963-96 (1 уровень STANAG 4569, круговая защита от пуль калибра 5,56 мм и 7,62 мм на дистанции 30 м). Бронекапсула имеет противоминную защиту 1 уровня STANAG 4569 (защищает от подрыва 2 кг взрывчатой массы под днищем машины и от осколков и разрывов ручных гранат Ф-1 и РГО), а кабина защищает экипаж от ручных гранат Ф-1 и РГО. |
Бронеавтомобиль Горец-К 4×4 российского производства (Автор изображения Виталий Кузьмин) |
Институт специального оборудования, разработчик автомобиля «Горец», также предлагает обновленный бронированный автомобиль повышенной проходимости «Горец-К» на базе КАМАЗ-4326 с колесной формулой 4х4. Согласно официальной технической спецификации. Горец-К имеет длину 7 565 мм, ширину 2 500 мм, высоту 3 270 мм, полную массу 11 700 кг, полезную нагрузку 900 кг, а максимальная скорость по шоссе 90 км/ч.![]() Кабина и капсула экипажа «Горец-К» имеют бронирование по 5 уровню ГОСТ Р 50963-96 (1 уровень STANAG 4569, круговая защита от пуль калибра 5,56 мм и 7,62 мм на дистанции 30 м). Также машина имеет противоминную защиту 1 уровня STANAG 4569 (защищает от подрыва 2 кг взрывчатой массы под днищем машины и от осколков и разрывов ручных гранат Ф-1 и РГО). |
© Copyright 2016 ТАСС. Все права защищены. Этот материал нельзя публиковать, транслировать, переписывать или распространять. |
Кажется, что проблемы России с военной автомобильной промышленностью будут решены с помощью Ирана
Нынешнее состояние российской автомобильной промышленности даже для самих россиян является видимым маркером реального воздействия западных санкций.
Но теперь у россиян появится новый выбор: иранская сайпа, ввоз которой в Россию уже объявлен, сообщает ТАСС. При этом есть планы начать их сборку в Санкт-Петербурге, скорее всего, на тех же заводах, которые ранее занимались сборкой Nissan, Toyota и Hyundai.
Подробнее: Немецкие танки Leopard 2A6 и БМП Marder уже в УкраинеSaipa Saina / Иллюстративное фото из открытых источников
Также за новостями об импорте иранских легковых автомобилей, которые имеют косвенное отношение к профилю Defense Express , там может быть и другой процесс уже связанный с боевой техникой. Так как российский военный автопром крайне зависим от западных комплектующих. Мощный санкционный удар испытали и основные российские производители военных грузовиков КамАЗ и Урал.
В частности, Уральский автомобильный завод остался без передних мостов, а для собственного производства в апреле прошлого года пытались закупить оборудование. Чтобы понять уровень зависимости, для производства Урал-6370 только основные узлы завод закупил трансмиссию немецкой фирмы ZF, а передний мост – венгерской Rába. А Урал-6370 — это не только база для броневика «Торнадо-У», но и тягачи для бронетехники.
Как заявляет представитель завода, единственным самостоятельным изделием из зарубежных комплектующих является Урал-4320. Но у него двигатели ЯМЗ и трансмиссия КамАЗ. И эти два завода тоже борются с импортозамещением.
Например, с марта 2022 года КамАЗ остался без комплектующих от Daimler Truck AG. А в такой модели, как КамАЗ-6560, которая используется в качестве шасси ЗРК «Панцирь», еще и немецкая трансмиссия фирмы ZF. В двигателях КамАЗа есть доля западных комплектующих, его моторостроительные подразделения, в частности Тутаевский моторный завод, активно жаловались на санкции, оставшись без комплектующих.
А реальное состояние российского двигателестроения в полной мере демонстрирует разборка популярного двигателя серии ЯМЗ-530, который устанавливается на Урал и КамАЗ.