Четырехосный МАЗ-543М: колеса комплекса С-300
- Главная
- Статьи
- Четырехосный МАЗ-543М: колеса комплекса С-300
Автор: Евгений Кочнев
Ракетный комплекс С-300, несмотря на солидный возраст, все еще актуален – его размещение в Сирии для защиты нашей военной группировки от атаки с воздуха усугубило и без того натянутые отношения России с Западом. Сегодня поговорим о машине, которая выполняла роль базового шасси этого комплекса, а также других советских ракетных систем – четырехосном МАЗ-543М.
Это уже третий материал, посвященный минскому тягачу – в первой части мы подробно изучили его конструкцию и достоинства, а во второй – вспомнили советские ракетные комплексы «Темп-С» и «Рубеж». Теперь перейдем к боевым профессиям самого совершенного для своего времени базового автомобиля-шасси МАЗ-543М.
Система залпового огня «Смерч»
До настоящего времени реактивная система залпового огня (РСЗО) на шасси МАЗ-543М остается наиболее мощной, точной и дальнобойной, одной из лучших и самых совершенных отечественных установок такого типа, не имевшей иностранных аналогов. Ее первые образцы появились в начале 1980-х. После государственных испытаний машина была принята на вооружение в конце 1987 года как РСЗО 9К58 «Смерч» и поступила для серийного изготовления на Пермский машиностроительный завод имени В. И. Ленина (с 1991 года — ОАО «Мотовилихинские заводы»).
Прототип пусковой установки системы залпового огня «Смерч» (фото автора)Пусковая установка 9А52, или боевая машина БМ-30, снабжалась П-образным пакетом из 12 гладкостенных трубчатых направляющих калибра 300 мм, с которых производился запуск различных типов реактивных снарядов с твердотопливными двигателями и раскрывавшимися при старте стабилизаторами. С внутренней стороны направляющие имели винтовые пазы для раскрутки снарядов вокруг продольной оси, что обеспечивало повышенную точность попадания (до 150 м) и поражение сил противника на площади до 40 гектаров при дальности стрельбы 70 км.
Пусковая установка 9А52 комплекса «Смерч» на шасси МАЗ-543М (из проспекта «Росвооружение»)Запуск реактивного снаряда из установки «Смерч» (из архива НИИЦ АТ)На базовом шасси были смонтированы поворотная платформа для боевой установки, электрогенератор и гидравлические опоры для вывешивания задней части машины при стрельбе. За моторным отсеком помещалась дополнительная закрытая остекленная кабина с рабочими местами для четырех членов боевого расчета, аппаратурой наведения и пультом управления. При массе около 44 т машина развивала скорость 60 км/ч.
Модернизированная пусковая установка «Смерч-М» в российской армии (фото автора)Боевая 12-зарядная установка «Смерч-М» в боевом положении (из проспекта «Росвооружение»)С 1989 года выпускалась модернизированная РСЗО 9К58-2 «Смерч-М» с пусковой установкой 9А52-2, стрелявшей несколькими новыми видами снарядов повышенной точности. В ее состав входили автоматизированные электронные системы наведения и управления огнем, обеспечивавшие спутниковую связь, навигацию и ориентирование боевой машины на местности. Модернизация позволила сократить боевой расчет до трех человек, увеличить дальность стрельбы до 90 км и поражаемую площадь — до 67 гектаров.
РСЗО «Смерч-М» с остекленной четырехместной кабиной управления огнем (фото автора)Установка залпового огня «Смерч-М» возвращается с военного парада (фото автора)В состав РСЗО «Смерч» входила транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т234 на шасси МАЗ-543А с открытой низкобортной цельнометаллической грузовой платформой для перевозки 12 реактивных снарядов, достаточных для проведения одного залпа. Их перегрузка на боевую машину производилась с помощью собственного двухсекционного гидрокрана.
Бортовая ТЗМ 9Т234 комплекса «Смерч» на шасси МАЗ-543А с гидрокраном (из архива НИИЦ АТ)В комплексе «Смерч-М» применялась модернизированная ТЗМ 9Т234-2, весившая на одну тонну больше. В дальнейшем на шасси МАЗ-543М была разработана оригинальная бикалиберная РСЗО «Торнадо» с артиллерийской частью из комбинации систем «Смерч» и «Ураган».
Модернизированная бортовая ТЗМ системы залпового огня «Смерч-М»Заряжающая машина 9Т234-2 с запасом из 12 снарядов (из проспекта «Росвооружение»)После того как в середине 1980-х к лицензионной сборке базового автомобиля МАЗ-543 приступила китайская фирма Wanshan, различные варианты советского «Смерча» монтировали на четырехосном шасси WS-2400 с более просторной кабиной. В китайской маркировке они носили обозначения А-100 и PHL-03. По официальным данным дальность поражения таких систем достигала 80 км, максимальная скорость — 80 км/ч.
Китайский «Смерч» — пусковая установка А-100 на шасси Wanshan WS-2400Береговой артиллерийский комплекс «Берег»
Уникальный подвижный комплекс береговой обороны А-222 «Берег» ВМФ СССР служил для охраны морского побережья, поражения надводных кораблей и десанта противника на подступах к береговой линии и был способен к ведению активных автономных боевых действий в течение семи суток. Его разработка началась в конце 1976-го в СКБ-2 предприятия «Баррикады», в 1980 году его сборку передали на одноименный завод. Первый опытный образец появился там только в январе 1987-го и поступил на испытания под Севастополем.
Береговой артиллерийский комплекс «Берег» на трех автомобилях МАЗ-543М (из архива завода «Баррикады»)Главной составляющей комплекса А-222 являлась мощная самоходная артиллерийская установка (САУ) А222-С1 на шасси МАЗ-543М с четырьмя домкратами и опорно-поворотным устройством с массивной башней и морским артиллерийским орудием калибра 130 мм с дальностью эффективной стрельбы 23 км. В ней размещались также места шести членов экипажа, системы управления, наблюдения и наведения, а также боезапас на 44 выстрела. Для питания электрооборудования за кабиной водителя автомобиля имелся отсек с электрогенератором и блоком аккумуляторных батарей. Боевая масса всей системы достигала 44 т.
Самоходная артиллерийская установка А222-С1 с пушкой калибра 130 ммСАУ комплекса «Берег» с шестиместной поворотной башней (из архива СКБ-1 МАЗ)В начале 1990-х в Крыму проводили государственные испытания береговой батареи из двух комплексов «Берег», после чего в одностороннем порядке они были включены в состав военно-морских сил Украины. После разрешения взаимных притязаний в 1996-м комплекс «Берег» был поставлен на вооружение ВМФ Российской Федерации и в августе 2003-го заступил на боевое дежурство.
Пусковые установки зенитной ракетной системы С-300
С начала 1980-х годов важнейшей сферой применения автомобилей МАЗ-543М стало использование их в качестве мобильной основы нескольких типов ракетных пусковых установок серии 5П85 новой наиболее совершенной советской зенитной ракетной системы (ЗРС) С-300 войск ПВО СССР. Она служила для обороны важнейших промышленных, военных и жилых объектов от нападения различных видов вражеских летательных аппаратов. Доработка шасси состояла в установке четырех гидравлических опор и отдельных кабин-контейнеров для боевого расчета с аппаратурой наведения и управления.
Первая пусковая установка 5П85С комплекса С-300ПС на шасси МАЗ-543М (из архива НИИЦ АТ)Впервые автомобили МАЗ-543М появились в составе ЗРС С-300ПС (экспортное обозначение — С-300ПМУ), принятой на вооружение в 1982 году. Она обеспечивала поражение воздушных целей, летящих со скоростями до 1 300 метров в секунду (м/с) на дальностях до 90 км. На минских шасси монтировали два типа пусковых установок — основная 5П85С с высокой кабиной управления и автономным питанием и дополнительная 5П85Д без собственной кабины с управлением от СПУ 5П85С по радиолинии или по кабелю и питанием от внешней сети.
Основная пусковая установка 5П85С комплекса С-300ПМУ на шасси МАЗ-543МСерийная машина 5П85С с кабиной управления и автономным питаниемПерегрузка ТПК с зенитной ракетой комплекса С-300ПМУ на пусковую установкуКаждая машина снабжалась четырьмя цилиндрическими герметизированными транспортно-пусковыми контейнерами (ТПК) с боевыми твердотопливными ракетами. Их запуск осуществлялся с помощью катапульты, а затем на высоте 20 метров включались собственные двигатели и системы управления, что позволяло вести стрельбу в условиях сложного рельефа.
В 1983 году началась разработка модернизированной ЗРС С-300ПМ (на экспорт — С-300ПМУ-1), но принятие ее на вооружение состоялось лишь в трудные 1990-е. От первого комплекса С-300ПС она отличалась повышенными тактико-техническими данными, новой электронной базой и иными ракетами, поражавшими воздушные цели на дальностях до 150 км, перемещавшиеся со скоростью до 2 800 м/с.
Экспортная зенитная система 5П85СЕ комплекса С-300ПМУ-1 в болгарской армии В этот комплекс входили модернизированные универсальные СПУ 5П85СМ (в экспортном варианте — 5П85СЕ) на шасси МАЗ-543М с увеличенной стартовой массой ракет, более совершенной аппаратурой предстартовой подготовки и управления, системами автономного электропитания и гидрооборудования.Пусковая установка 5П85СЕ2 зенитного комплекса С-300ПМУ-2 «Фаворит» (из архива СКБ-1 МАЗ)Установка 5П85СЕ2 на шасси МАЗ-543М с четырьмя ракетами на боевой позиции (из архива НИИЦ АТ)Этим комплексом завершился советский этап развития ЗРС С-300, которая, несмотря на разоружение, перестройку и экономические реформы, достаточно активно совершенствовалась с началом демократического развития Российской Федерации.
Главной новинкой второй половины 1990-х годов стала ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит», признанная в свое время самой эффективной в мире мобильной системой ПВО с дальностью поражения до 200 км. Она обладала расширенными возможностями, полной автономностью и оснащалась новыми ракетами с дальностью поражения до 200 км. В этой системе роль МАЗ-543М вновь заключалась в несении пусковых установок 5П85СЕ2 с четырьмя ракетами в ТПК.
Модернизированные машины комплекса С-300 «Фаворит» во время военных парадов в Москве в 2000-е годы (фото автора) |
Впоследствии первые образцы СПУ новой ЗРС С-400 «Триумф» с удвоенным радиусом действия также базировались на автомобилях МАЗ-543М, но с середины 2000-х годов их стали размещать на специальных полуприцепах с новым трехосным седельным тягачом БАЗ-6402. К тому времени комплексы С-300 состояли на вооружении 18 стран мира, ну а потом, с появлением новых союзников и врагов России, все перепуталось…
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997».
На заглавной фотографии — пусковая установка залпового огня 9А52-2 комплекса «Смерч-М» на автомобиле МАЗ-543М
военная техника
Новые статьи
Статьи / Ремонт и обслуживание Индекс воздушного фильтра, май 2023: как изменились цены на запчасти за последний год Вот уже год мы следим за изменением цен на новые запчасти и расходники для самых разных легковых машин. За прошедший период рубль не раз прокатился на американских горках, рушились и перестр… 53 0 0 24.05.2023
Статьи / Обзор На стыке двух миров: первое знакомство с гибридным кроссовером Skywell HT-i Может ли большой кроссовер весом под две тонны проехать 1000 км на одном баке горючего, если объем этого бака составляет 60 литров? Достаточно ли мотора объемом 1,5 литра и мощностью чуть бо. .. 387 1 0 23.05.2023
Статьи / Популярные вопросы Реверсивное движение: как оно работает и что будет, если выехать под красный сигнал Мы разбирались в том, что грозит за проезд на красный сигнал светофора и за пересечение сплошной линии разметки, в том числе в ситуации, когда водитель не успел завершить обгон. Сегодня ж… 276 0 0 22.05.2023
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo? В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в… 12663 8 9 07.04.2023
Тест-драйвы / Тест-драйв Наппа, блокировки и танковый разворот: тест-драйв внедорожника Tank 300 Горная Хакасия, массив Сундуки. Крутой подъем и колея с глубокими промоинами, ведущая на вершину. Кажется, будет трудно – ведь в каждой такой промоине автомобиль попадает на диагональное выв… 7728 12 4 02.03.2023
Тест-драйвы / Тест-драйв Любовь по инструкции: тест-драйв ГАЗ Соболь NN Соболь NN ждали долго. Появилась ГАЗель NEXT – а Соболя NEXT нет. Вышла ГАЗель NN – а Соболя NN не видно. Вроде и отличий между ГАЗелью и Соболем не так уж много, можно было бы построить его… 6523 0 1278 03.03.2023
29012014 Амортизатор МАЗ,КАМАЗ-43118,КРАЗ,УРАЛ 300/475 MEGAPOWER — 290-12-014 15.2905006-21
РаспечататьГлавная Запчасти для наших машин и тракторов
155
1
Применяется: МЗКТ, МАЗКод для заказа: 777877
Добавить фото2 900 ₽
Дадим оптовые цены предпринимателям и автопаркам ?
Наличные при получении VISA, MasterCard, МИР Долями Оплата через банк
Уточняем
ДоставкаУточняем
Доступно для заказа — больше 10 шт.
Данные обновлены: 24.05.2023 в 08:30
- Все характеристики
- Отзывы о товаре
- Вопрос-ответ
- Аналоги
- Где применяется
Сообщить о неточности
в описании товара
Ходовая часть Ширина, м: 0.06 Высота, м: 0. 06 Длина, м: 0.65 Вес, кг: 7.2 Код ТН ВЭД: 8708803509
Отзывы о товаре
Вопрос-ответЗадавайте вопросы и эксперты
помогут вам найти ответ
Чтобы задать вопрос, необоходимо
авторизоваться/зарегистрироваться
на сайте
Чтобы добавить отзыв, необходимо
авторизоваться/зарегистрироваться
на сайте
Чтобы подписаться на товар, необходимо
авторизоваться/зарегистрироваться
на сайте
Mazda CX-30 2023 года — кроссовер-внедорожник
- Внешний вид
- Интерьер
- 2,5 с
- 2. 5 С Выбор
- 2,5 с предпочтительно
- 2.5S карбоновая версия
- 2,5 С Премиум
- 2.5 Турбо Премиум
- 2.5 Турбо Премиум Плюс
Снежинка Белая жемчужная слюда | Дополнительные $395
угольно-черная слюда
Глубокая кристально-голубая слюда
Снежинка Белая жемчужная слюда | Дополнительные $395
Машинно-серый металлик | Дополнительные $595
красный кристалл души металлик | Дополнительные $595
платиновый кварц металлик
Глубокая кристально-голубая слюда
угольно-черная слюда
Снежинка Белая жемчужная слюда | Дополнительные $395
Машинно-серый металлик | Дополнительные $595
красный кристалл души металлик | Дополнительные $595
платиновый кварц металлик
Глубокая кристально-голубая слюда
угольно-черная слюда
Снежинка Белая жемчужная слюда | Дополнительные $395
Машинно-серый металлик | Дополнительные $595
красный кристалл души металлик | Дополнительные $595
платиновый кварц металлик
Глубокая кристально-голубая слюда
угольно-черная слюда
Снежинка Белая жемчужная слюда | Дополнительные $395
Машинно-серый металлик | Дополнительные $595
красный кристалл души металлик | Дополнительные $595
платиновый кварц металлик
Глубокая кристально-голубая слюда
угольно-черная слюда
Полиметалл Серый Металлик
Снежинка Белая жемчужная слюда | Дополнительные $395
Машинно-серый металлик | Дополнительные $595
красный кристалл души металлик | Дополнительные $595
платиновый кварц металлик
Глубокая кристально-голубая слюда
угольно-черная слюда
Снежинка Белая жемчужная слюда | Дополнительные $395
Машинно-серый металлик | Дополнительные $595
красный кристалл души металлик | Дополнительные $595
платиновый кварц металлик
Глубокая кристально-голубая слюда
угольно-черная слюда
Снежинка Белая жемчужная слюда | Дополнительные $395
Машинно-серый металлик | Дополнительные $595
красный кристалл души металлик | Дополнительные $595
платиновый кварц металлик
Глубокая кристально-голубая слюда
полиметаллический серый металлик | Дополнительные $395
угольно-черная слюда
Снежинка Белая жемчужная слюда | Дополнительные $395
Машинно-серый металлик | Дополнительные $595
красный кристалл души металлик | Дополнительные $595
платиновый кварц металлик
Глубокая кристально-голубая слюда
полиметаллический серый металлик | Дополнительные $395
угольно-черная слюда
Снежинка Белая жемчужная слюда | Дополнительные $395
Машинно-серый металлик | Дополнительные $595
красный кристалл души металлик | Дополнительные $595
платиновый кварц металлик
Глубокая кристально-голубая слюда
полиметаллический серый металлик | Дополнительные $395
угольно-черная слюда
Снежинка Белая жемчужная слюда | Дополнительные $395
Машинно-серый металлик | Дополнительные $595
красный кристалл души металлик | Дополнительные $595
платиновый кварц металлик
Глубокая кристально-голубая слюда
полиметаллический серый металлик | Дополнительные $395
угольно-черная слюда
Нажмите и перетащите автомобиль
СОЗДАЙТЕ СВОИ
Черная ткань
Черная ткань
Черный кожзаменитель
Черный кожзаменитель
Черный кожзаменитель
Серый кожзаменитель
Черный кожзаменитель
Серый кожзаменитель
Красная кожа
Красная кожа
Черная кожа
Белая кожа
Черная кожа
Белая кожа
Черная кожа
Белая кожа
Черная кожа
Белая кожа
Черная кожа
Белая кожа
Черная кожа
Белая кожа
Нажмите и перетащите внутрь
СОЗДАЙТЕ СВОИ
Пиццерия Max’s Coal Oven — Центр Атланты, Атланта, Джорджия
Мы все о пицце
С 2009 года пиццерия Max’s Coal Oven предлагает настоящую пиццу в нью-йоркском стиле, классические салаты, пасту, итальянские сэндвичи, фирменные крылышки из угольной печи и свежеприготовленные десерты.
Узнайте больше о нас
Max’s может похвастаться теплой и гостеприимной атмосферой, площадью 1500 квадратных футов и может вместить большую вечеринку до 25 гостей или частную вечеринку, вмещающую до 100 гостей в стиле приема!
Узнайте здесь о бронировании
отзыв от — Yelp
Апрель К:
Здесь потрясающая и вкусная еда. Сервис — это то, что действительно сияет. Я вышел из-под проливного дождя, и ди-джей в баре заставил меня чувствовать себя таким теплым и желанным гостем. Подали мне вкусную еду, вкусное пиво и даже зарядили мой телефон! Это место — жемчужина в центре города ATL. Настоятельно рекомендую.
отзыв от — Yelp
Богатый С:
Остаюсь в Атланте всего на неделю, пока я в командировке. Наткнулся на эту жемчужину всего в нескольких минутах ходьбы от моего отеля. Воскресный вечер, место было хорошим и оживленным. Есть одно из немногих свободных мест в баре. Заказали пиццу и влюбились. Ручной бросок, свежий, отличное тесто, отличный вкус, настоящие ингредиенты! Просто идеально. Именно то, что я хотел. Я был бы еженедельным клиентом, если бы жил рядом. Обслуживание тоже было потрясающим!
отзыв от — Yelp
Мэтью К:
Я просто зашел перекусить. Имел половину салата и чесночные узлы. Оба были хороши. Бармен был супер хорош. У них был хороший выбор местных проектов. Тесто для пиццы готовят там и раскатывают свежее. Я мог видеть, как они делают это из бара. Печь для пиццы выглядела великолепно. Надеюсь вернуться к ужину и съесть пиццу.
отзыв от — Yelp
Кристи Джи:
О боже мой!! Эта пицца была лучшей! У меня был свежий шпинат.