Маз 300: Четырехосный МАЗ-543М: колеса комплекса С-300

Четырехосный МАЗ-543М: колеса комплекса С-300

  • Главная
  • Статьи
  • Четырехосный МАЗ-543М: колеса комплекса С-300

Автор: Евгений Кочнев

Ракетный комплекс С-300, несмотря на солидный возраст, все еще актуален – его размещение в Сирии для защиты нашей военной группировки от атаки с воздуха усугубило и без того натянутые отношения России с Западом. Сегодня поговорим о машине, которая выполняла роль базового шасси этого комплекса, а также других советских ракетных систем – четырехосном МАЗ-543М.

Это уже третий материал, посвященный минскому тягачу – в первой части мы подробно изучили его конструкцию и достоинства, а во второй – вспомнили советские ракетные комплексы «Темп-С» и «Рубеж». Теперь перейдем к боевым профессиям самого совершенного для своего времени базового автомобиля-шасси МАЗ-543М.

Помимо С-300 вспомним также мощную установку залпового огня «Смерч» и артиллерийский береговой комплекс «Берег». Все они, кстати, до сих пор остаются на вооружении.

Мощная боевая машина «Смерч-М» на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)Первая четырехзарядная зенитная установка комплекса С-300 на шасси МАЗ-543МНаиболее совершенная пусковая система зенитного комплекса «Фаворит» (фото автора)

Система залпового огня «Смерч»

До настоящего времени реактивная система залпового огня (РСЗО) на шасси МАЗ-543М остается наиболее мощной, точной и дальнобойной, одной из лучших и самых совершенных отечественных установок такого типа, не имевшей иностранных аналогов. Ее первые образцы появились в начале 1980-х. После государственных испытаний машина была принята на вооружение в конце 1987 года как РСЗО 9К58 «Смерч» и поступила для серийного изготовления на Пермский машиностроительный завод имени В. И. Ленина (с 1991 года — ОАО «Мотовилихинские заводы»).

Прототип пусковой установки системы залпового огня «Смерч» (фото автора)

Пусковая установка 9А52, или боевая машина БМ-30, снабжалась П-образным пакетом из 12 гладкостенных трубчатых направляющих калибра 300 мм, с которых производился запуск различных типов реактивных снарядов с твердотопливными двигателями и раскрывавшимися при старте стабилизаторами. С внутренней стороны направляющие имели винтовые пазы для раскрутки снарядов вокруг продольной оси, что обеспечивало повышенную точность попадания (до 150 м) и поражение сил противника на площади до 40 гектаров при дальности стрельбы 70 км.

Пусковая установка 9А52 комплекса «Смерч» на шасси МАЗ-543М (из проспекта «Росвооружение»)Запуск реактивного снаряда из установки «Смерч» (из архива НИИЦ АТ)

На базовом шасси были смонтированы поворотная платформа для боевой установки, электрогенератор и гидравлические опоры для вывешивания задней части машины при стрельбе. За моторным отсеком помещалась дополнительная закрытая остекленная кабина с рабочими местами для четырех членов боевого расчета, аппаратурой наведения и пультом управления. При массе около 44 т машина развивала скорость 60 км/ч.

Модернизированная пусковая установка «Смерч-М» в российской армии (фото автора)Боевая 12-зарядная установка «Смерч-М» в боевом положении (из проспекта «Росвооружение»)

С 1989 года выпускалась модернизированная РСЗО 9К58-2 «Смерч-М» с пусковой установкой 9А52-2, стрелявшей несколькими новыми видами снарядов повышенной точности. В ее состав входили автоматизированные электронные системы наведения и управления огнем, обеспечивавшие спутниковую связь, навигацию и ориентирование боевой машины на местности. Модернизация позволила сократить боевой расчет до трех человек, увеличить дальность стрельбы до 90 км и поражаемую площадь — до 67 гектаров.

РСЗО «Смерч-М» с остекленной четырехместной кабиной управления огнем (фото автора)Установка залпового огня «Смерч-М» возвращается с военного парада (фото автора)

В состав РСЗО «Смерч» входила транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т234 на шасси МАЗ-543А с открытой низкобортной цельнометаллической грузовой платформой для перевозки 12 реактивных снарядов, достаточных для проведения одного залпа. Их перегрузка на боевую машину производилась с помощью собственного двухсекционного гидрокрана.

Бортовая ТЗМ 9Т234 комплекса «Смерч» на шасси МАЗ-543А с гидрокраном (из архива НИИЦ АТ)

В комплексе «Смерч-М» применялась модернизированная ТЗМ 9Т234-2, весившая на одну тонну больше. В дальнейшем на шасси МАЗ-543М была разработана оригинальная бикалиберная РСЗО «Торнадо» с артиллерийской частью из комбинации систем «Смерч» и «Ураган».

Модернизированная бортовая ТЗМ системы залпового огня «Смерч-М»Заряжающая машина 9Т234-2 с запасом из 12 снарядов (из проспекта «Росвооружение»)

После того как в середине 1980-х к лицензионной сборке базового автомобиля МАЗ-543 приступила китайская фирма Wanshan, различные варианты советского «Смерча» монтировали на четырехосном шасси WS-2400 с более просторной кабиной. В китайской маркировке они носили обозначения А-100 и PHL-03. По официальным данным дальность поражения таких систем достигала 80 км, максимальная скорость — 80 км/ч.

Китайский «Смерч» — пусковая установка А-100 на шасси Wanshan WS-2400

Береговой артиллерийский комплекс «Берег»

Уникальный подвижный комплекс береговой обороны А-222 «Берег» ВМФ СССР служил для охраны морского побережья, поражения надводных кораблей и десанта противника на подступах к береговой линии и был способен к ведению активных автономных боевых действий в течение семи суток. Его разработка началась в конце 1976-го в СКБ-2 предприятия «Баррикады», в 1980 году его сборку передали на одноименный завод. Первый опытный образец появился там только в январе 1987-го и поступил на испытания под Севастополем.

Береговой артиллерийский комплекс «Берег» на трех автомобилях МАЗ-543М (из архива завода «Баррикады»)

Главной составляющей комплекса А-222 являлась мощная самоходная артиллерийская установка (САУ) А222-С1 на шасси МАЗ-543М с четырьмя домкратами и опорно-поворотным устройством с массивной башней и морским артиллерийским орудием калибра 130 мм с дальностью эффективной стрельбы 23 км. В ней размещались также места шести членов экипажа, системы управления, наблюдения и наведения, а также боезапас на 44 выстрела. Для питания электрооборудования за кабиной водителя автомобиля имелся отсек с электрогенератором и блоком аккумуляторных батарей. Боевая масса всей системы достигала 44 т.

Самоходная артиллерийская установка А222-С1 с пушкой калибра 130 ммСАУ комплекса «Берег» с шестиместной поворотной башней (из архива СКБ-1 МАЗ)

В начале 1990-х в Крыму проводили государственные испытания береговой батареи из двух комплексов «Берег», после чего в одностороннем порядке они были включены в состав военно-морских сил Украины. После разрешения взаимных притязаний в 1996-м комплекс «Берег» был поставлен на вооружение ВМФ Российской Федерации и в августе 2003-го заступил на боевое дежурство.

Пусковые установки зенитной ракетной системы С-300

С начала 1980-х годов важнейшей сферой применения автомобилей МАЗ-543М стало использование их в качестве мобильной основы нескольких типов ракетных пусковых установок серии 5П85 новой наиболее совершенной советской зенитной ракетной системы (ЗРС) С-300 войск ПВО СССР. Она служила для обороны важнейших промышленных, военных и жилых объектов от нападения различных видов вражеских летательных аппаратов. Доработка шасси состояла в установке четырех гидравлических опор и отдельных кабин-контейнеров для боевого расчета с аппаратурой наведения и управления.

Первая пусковая установка 5П85С комплекса С-300ПС на шасси МАЗ-543М (из архива НИИЦ АТ)

Впервые автомобили МАЗ-543М появились в составе ЗРС С-300ПС (экспортное обозначение — С-300ПМУ), принятой на вооружение в 1982 году. Она обеспечивала поражение воздушных целей, летящих со скоростями до 1 300 метров в секунду (м/с) на дальностях до 90 км. На минских шасси монтировали два типа пусковых установок — основная 5П85С с высокой кабиной управления и автономным питанием и дополнительная 5П85Д без собственной кабины с управлением от СПУ 5П85С по радиолинии или по кабелю и питанием от внешней сети.

Основная пусковая установка 5П85С комплекса С-300ПМУ на шасси МАЗ-543МСерийная машина 5П85С с кабиной управления и автономным питаниемПерегрузка ТПК с зенитной ракетой комплекса С-300ПМУ на пусковую установку

Каждая машина снабжалась четырьмя цилиндрическими герметизированными транспортно-пусковыми контейнерами (ТПК) с боевыми твердотопливными ракетами. Их запуск осуществлялся с помощью катапульты, а затем на высоте 20 метров включались собственные двигатели и системы управления, что позволяло вести стрельбу в условиях сложного рельефа.

Дополнительная пусковая установка 5П85Д с питанием от внешней электросетиМашина 5П85Д с системой управления от основной пусковой установки 5П85С

В 1983 году началась разработка модернизированной ЗРС С-300ПМ (на экспорт — С-300ПМУ-1), но принятие ее на вооружение состоялось лишь в трудные 1990-е. От первого комплекса С-300ПС она отличалась повышенными тактико-техническими данными, новой электронной базой и иными ракетами, поражавшими воздушные цели на дальностях до 150 км, перемещавшиеся со скоростью до 2 800 м/с.

Экспортная зенитная система 5П85СЕ комплекса С-300ПМУ-1 в болгарской армии

В этот комплекс входили модернизированные универсальные СПУ 5П85СМ (в экспортном варианте — 5П85СЕ) на шасси МАЗ-543М с увеличенной стартовой массой ракет, более совершенной аппаратурой предстартовой подготовки и управления, системами автономного электропитания и гидрооборудования.

Пусковая установка 5П85СЕ2 зенитного комплекса С-300ПМУ-2 «Фаворит» (из архива СКБ-1 МАЗ)Установка 5П85СЕ2 на шасси МАЗ-543М с четырьмя ракетами на боевой позиции (из архива НИИЦ АТ)

Этим комплексом завершился советский этап развития ЗРС С-300, которая, несмотря на разоружение, перестройку и экономические реформы, достаточно активно совершенствовалась с началом демократического развития Российской Федерации.

Главной новинкой второй половины 1990-х годов стала ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит», признанная в свое время самой эффективной в мире мобильной системой ПВО с дальностью поражения до 200 км. Она обладала расширенными возможностями, полной автономностью и оснащалась новыми ракетами с дальностью поражения до 200 км. В этой системе роль МАЗ-543М вновь заключалась в несении пусковых установок 5П85СЕ2 с четырьмя ракетами в ТПК.

Ракетная установка зенитного комплекса «Фаворит» на параде в Минске (из архива СКБ-1 МАЗ)
Модернизированные машины комплекса С-300 «Фаворит» во время военных парадов в Москве в 2000-е годы (фото автора)

Впоследствии первые образцы СПУ новой ЗРС С-400 «Триумф» с удвоенным радиусом действия также базировались на автомобилях МАЗ-543М, но с середины 2000-х годов их стали размещать на специальных полуприцепах с новым трехосным седельным тягачом БАЗ-6402. К тому времени комплексы С-300 состояли на вооружении 18 стран мира, ну а потом, с появлением новых союзников и врагов России, все перепуталось…

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997».

На заглавной фотографии — пусковая установка залпового огня 9А52-2 комплекса «Смерч-М» на автомобиле МАЗ-543М

военная техника

 

Новые статьи

Статьи / Ремонт и обслуживание Индекс воздушного фильтра, май 2023: как изменились цены на запчасти за последний год Вот уже год мы следим за изменением цен на новые запчасти и расходники для самых разных легковых машин. За прошедший период рубль не раз прокатился на американских горках, рушились и перестр… 53 0 0 24.05.2023

Статьи / Обзор На стыке двух миров: первое знакомство с гибридным кроссовером Skywell HT-i Может ли большой кроссовер весом под две тонны проехать 1000 км на одном баке горючего, если объем этого бака составляет 60 литров? Достаточно ли мотора объемом 1,5 литра и мощностью чуть бо. .. 387 1 0 23.05.2023

Статьи / Популярные вопросы Реверсивное движение: как оно работает и что будет, если выехать под красный сигнал Мы разбирались в том, что грозит за проезд на красный сигнал светофора и за пересечение сплошной линии разметки, в том числе в ситуации, когда водитель не успел завершить обгон. Сегодня ж… 276 0 0 22.05.2023

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo? В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в… 12663 8 9 07.04.2023

Тест-драйвы / Тест-драйв Наппа, блокировки и танковый разворот: тест-драйв внедорожника Tank 300 Горная Хакасия, массив Сундуки. Крутой подъем и колея с глубокими промоинами, ведущая на вершину. Кажется, будет трудно – ведь в каждой такой промоине автомобиль попадает на диагональное выв… 7728 12 4 02.03.2023

Тест-драйвы / Тест-драйв Любовь по инструкции: тест-драйв ГАЗ Соболь NN Соболь NN ждали долго. Появилась ГАЗель NEXT – а Соболя NEXT нет. Вышла ГАЗель NN – а Соболя NN не видно. Вроде и отличий между ГАЗелью и Соболем не так уж много, можно было бы построить его… 6523 0 1278 03.03.2023

29012014 Амортизатор МАЗ,КАМАЗ-43118,КРАЗ,УРАЛ 300/475 MEGAPOWER — 290-12-014 15.2905006-21

Распечатать

Главная   Запчасти для наших машин и тракторов

155

1

Применяется: МЗКТ, МАЗ

Код для заказа: 777877

Добавить фото

2 900 ₽

Дадим оптовые цены предпринимателям и автопаркам ?

Наличные при получении VISA, MasterCard, МИР Долями Оплата через банк

Производитель: MEGAPOWER Получить информацию о товаре или оформить заказ вы можете по телефону 8 800 6006 966.

Есть в наличии

Самовывоз

Уточняем

Доставка

Уточняем

Доступно для заказа — больше 10 шт.

Данные обновлены: 24.05.2023 в 08:30

  • Все характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Вопрос-ответ
  • Аналоги
  • Где применяется
Характеристики

Сообщить о неточности
в описании товара

Код для заказа777877

Артикулы290-12-014, 15.2905006-21

ПроизводительMEGAPOWER

Каталожная группа: ..Подвеска автомобиля
Ходовая часть

Ширина, м: 0.06

Высота, м: 0. 06

Длина, м: 0.65

Вес, кг: 7.2

Код ТН ВЭД: 8708803509

Отзывы о товаре

Вопрос-ответ

Задавайте вопросы и эксперты
помогут вам найти ответ

Чтобы задать вопрос, необоходимо
авторизоваться/зарегистрироваться
на сайте

Чтобы добавить отзыв, необходимо
авторизоваться/зарегистрироваться
на сайте

Чтобы подписаться на товар, необходимо
авторизоваться/зарегистрироваться
на сайте

Mazda CX-30 2023 года — кроссовер-внедорожник

  • Внешний вид
  • Интерьер
  • 2,5 с
  • 2. 5 С Выбор
  • 2,5 с предпочтительно
  • 2.5S карбоновая версия
  • 2,5 С Премиум
  • 2.5 Турбо Премиум
  • 2.5 Турбо Премиум Плюс

Снежинка Белая жемчужная слюда | Дополнительные $395

угольно-черная слюда

Глубокая кристально-голубая слюда

  • Снежинка Белая жемчужная слюда | Дополнительные $395

  • Машинно-серый металлик | Дополнительные $595

  • красный кристалл души металлик | Дополнительные $595

  • платиновый кварц металлик

  • Глубокая кристально-голубая слюда

  • угольно-черная слюда

Снежинка Белая жемчужная слюда | Дополнительные $395

Машинно-серый металлик | Дополнительные $595

красный кристалл души металлик | Дополнительные $595

платиновый кварц металлик

Глубокая кристально-голубая слюда

угольно-черная слюда

  • Снежинка Белая жемчужная слюда | Дополнительные $395

  • Машинно-серый металлик | Дополнительные $595

  • красный кристалл души металлик | Дополнительные $595

  • платиновый кварц металлик

  • Глубокая кристально-голубая слюда

  • угольно-черная слюда

Снежинка Белая жемчужная слюда | Дополнительные $395

Машинно-серый металлик | Дополнительные $595

красный кристалл души металлик | Дополнительные $595

платиновый кварц металлик

Глубокая кристально-голубая слюда

угольно-черная слюда

Полиметалл Серый Металлик

  • Снежинка Белая жемчужная слюда | Дополнительные $395

  • Машинно-серый металлик | Дополнительные $595

  • красный кристалл души металлик | Дополнительные $595

  • платиновый кварц металлик

  • Глубокая кристально-голубая слюда

  • угольно-черная слюда

Снежинка Белая жемчужная слюда | Дополнительные $395

Машинно-серый металлик | Дополнительные $595

красный кристалл души металлик | Дополнительные $595

платиновый кварц металлик

Глубокая кристально-голубая слюда

угольно-черная слюда

  • Снежинка Белая жемчужная слюда | Дополнительные $395

  • Машинно-серый металлик | Дополнительные $595

  • красный кристалл души металлик | Дополнительные $595

  • платиновый кварц металлик

  • Глубокая кристально-голубая слюда

  • полиметаллический серый металлик | Дополнительные $395

  • угольно-черная слюда

Снежинка Белая жемчужная слюда | Дополнительные $395

Машинно-серый металлик | Дополнительные $595

красный кристалл души металлик | Дополнительные $595

платиновый кварц металлик

Глубокая кристально-голубая слюда

полиметаллический серый металлик | Дополнительные $395

угольно-черная слюда

  • Снежинка Белая жемчужная слюда | Дополнительные $395

  • Машинно-серый металлик | Дополнительные $595

  • красный кристалл души металлик | Дополнительные $595

  • платиновый кварц металлик

  • Глубокая кристально-голубая слюда

  • полиметаллический серый металлик | Дополнительные $395

  • угольно-черная слюда

Снежинка Белая жемчужная слюда | Дополнительные $395

Машинно-серый металлик | Дополнительные $595

красный кристалл души металлик | Дополнительные $595

платиновый кварц металлик

Глубокая кристально-голубая слюда

полиметаллический серый металлик | Дополнительные $395

угольно-черная слюда

Нажмите и перетащите автомобиль

СОЗДАЙТЕ СВОИ

  • Черная ткань

Черная ткань

  • Черный кожзаменитель

Черный кожзаменитель

  • Черный кожзаменитель

  • Серый кожзаменитель

Черный кожзаменитель

Серый кожзаменитель

  • Красная кожа

Красная кожа

  • Черная кожа

  • Белая кожа

Черная кожа

Белая кожа

  • Черная кожа

  • Белая кожа

Черная кожа

Белая кожа

  • Черная кожа

  • Белая кожа

Черная кожа

Белая кожа

Нажмите и перетащите внутрь

СОЗДАЙТЕ СВОИ

Пиццерия Max’s Coal Oven — Центр Атланты, Атланта, Джорджия

Мы все о пицце

С 2009 года пиццерия Max’s Coal Oven предлагает настоящую пиццу в нью-йоркском стиле, классические салаты, пасту, итальянские сэндвичи, фирменные крылышки из угольной печи и свежеприготовленные десерты.

Узнайте больше о нас

Max’s может похвастаться теплой и гостеприимной атмосферой, площадью 1500 квадратных футов и может вместить большую вечеринку до 25 гостей или частную вечеринку, вмещающую до 100 гостей в стиле приема!

Узнайте здесь о бронировании

отзыв от — Yelp

Апрель К: