Маз 500 характеристика: МАЗ-500: технические характеристики

МАЗ-500А () (500А)- описание, характеристики, история.

ДВИГАТЕЛЬ

Модель двигателя ЯМЗ-236
Тип двигателя Четырехтактный, с воспламенением от сжатия
Число цилиндров 6
Расположение цилиндров V-образное, с углом развала 90°
Порядок работы цилиндров 1 – 4 – 2 – 5 – 3 – 6
Диаметр цилиндров в мм 130
Ход поршня в мм 140
Рабочий объем цилиндров в л 11,15
Степень сжатия 16,5
Номинальная мощность в л. с 180
Номинальная скорость в об/мин 2100
Максимальный крутящий момент в кг-м 68
Скорость вращения при максимальном крутящем моменте в об/мин 1500, не более
Минимальная скорость холостого хода в об/мин 450 — 550
Максимальная скорость холостого хода под воздействием регулятора в об/мин 2225 — 2275
Минимальный удельный расход топлива по скоростной характеристике в г/л. с. ч 167+5%
Способ смесеобразования — Непосредственный впрыск
Камера сгорания — Нераздельного типа в поршне Фазы газораспределения впускного клапана:
открытие 20° до в. м. т.
закрытие 56° после н. м. т.
выпускного клапана:
открытие 56° до н. м. т.
закрытие 20° после в. м. т. Число клапанов на цилиндр — Один впускной и один выпускной
Диаметр тарелки клапана в мм:
впускного 61,5
выпускного 48
Подъем клапанов в мм 13,5
Зазор между клапаном и коромыслом толкателя (в холодном состоянии) в мм 0,25 — 0,30
Распределительный вал — Общий для обоих рядов цилиндров с шестеренным приводом
Топливоподающая аппаратура — Разделенная
Подкачивающий насос — Поршневой, установлен на корпусе топливного насоса высокого давления
Установочный угол опережения впрыска в градусах 20
Муфта опережения впрыска — Автоматическая, центробежная
Топливный насос высокого давления — Шестиплунжерный
Плунжеры — Золотникового типа
Порядок работы секций топливного насоса — 1 – 4 – 2 – 5 – 3 – 6, нумерация секций со стороны привода
Регулятор скорости — Центробежный, всережимный
Форсунки — Закрытые, с многодырчатыми распылителями
Давление начала подъема форсуночной иглы в кГ/см. кв. 165+5
Топливные фильтры:
грубой очистки — Со сменным фильтрующим элементом из хлопчатобумажной ровницы
тонкой очистки — Со сменным фильтрующим элементом из древесной муки на пульвербакелитовой связке. В крышке фильтра установлен перепускной жиклер

Топливо — Дизельное по ГОСТу 4749 — 49 или 305 — 62. В зависи­мости от температуры окружающего воздуха применяются следующие марки топлив:

Система смазки — Смешанная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки верхней головки шатуна, втулки коромысел клапанов, втулка промежуточной шестерни масляного насоса, сферические опоры штанг, втулки толкателей. Зубчатые передачи, подшипники качения, зеркало цилиндров и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием
Давление в масляной системе в кГ/см. кв.:
при номинальной скорости 4 — 7
при минимальной скорости холостого хода 1, не менее
Масляные фильтры — Два: грубой очистки с фильтрующим элементом из металлической сетки; тонкой очистки — центробежный с реактивным приводом
Система охлаждения масла — Масляный радиатор, устанавливаемый вне двигателя
Масло для двигателя, топливного насоса высокого давления, регулятора, стартера и для воздушных фильтров Летом (при температуре воздуха выше +5°С):
— моторное масло М10В по ТУ 38-1-210-68;

— моторное масло М12В по МРТУ 12Н-3-62;
— моторное масло М12В по МРТУ 38-1-182-65, изготовленное на базе масла ДС-11 с присадками: 5% ВНИИ НП. 370; 2% ПМС; 0,5% Л3-23к; 0,005% ПМС-200А.
Кроме того, летом допускается применять:
— дизельное масло ДС-11 (МЮБ) по ГОСТу 8581 — 63 с присадками: 6% ВНИИ НП-360 и 0,003% ПМС-200А. Зимой (при температуре воздуха ниже +5° С):
— дизельное масло ДС-8 (М8В) по ГОСТ 8581 — 63 с присадками: 5% ВНИИ НП-370; 2% ПМС; 0,5% Л3-23к; 0,005% ПМС-200А; 1% В-167. Кроме указанных, зимой допускается применять:
— дизельное масло ДС-8 (М8Б) по ГОСТу 8581 — 63 с присадками: 6% ВНИИ НП-360; 1% АзНИИ-ЦИАТИМ-1; 0,003% ПМС-200А.
При эксплуатации двигателей на малосернистом ди­зельном топливе по ГОСТу 4749 — 49, кроме указанных выше масел, допускается применять:
— летом дизельное масло ДС-11 (МЮБ) по ГОСТу 8581 — 63 с присадками; 5% ЦИАТИМ-339; 0,003% ПМС-200А;
— дизельное масло Дп-11 по ГОСТу 5304 — 54 с присадкой 3% ЦИАТИМ-339;
— зимой — дизельное масло ДС-8 (М8Б) по ГОСТу 8581 — 63 с присадками: 5% ЦИАТИМ-339; 1% АзНИИ-ЦИАТИМ-1;
— дизельное масло Дп-8 по ГОСТу 5304—54. с присадкой 3% ЦИАТИМ-339.

Система охлаждения — Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, оборудована термо­статическим устройством для поддержания постоянного теплового режима работы двигателя Пусковое устройство — Электрический стартер типа СТ-103, 24 в
Блок цилиндров — Отлит из легированного чугуна вместе с верхней частью картера
Гильзы цилиндров — Мокрого типа, отлиты из легированного чугуна

Головки цилиндров — Две, по одной на каждый ряд цилиндров, отлиты из легированного чугуна
Коленчатый вал — Кованый с привертными противовесами; поверхности шеек закалены с нагревом т. в. ч.
Число опор коленчатого вала 4
Подшипники коренные — Скольжения, со сменными вкладышами
Подшипники шатунные — Скольжения, со сменными вкладышами
Поршни — Из алюминиевого сплава
Пальцы поршневые — Плавающие, осевое перемещение ограничивается стопорными кольцами
Шатуны — Стальные, двутаврового сечения, в верхних головках запрессованы бронзовые втулки
Маховик — Чугунный со стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером
Габаритные размеры двигателя в мм:
длина 1020
длина с коробкой передач и сцеплением 1844
ширина 1041
высота 1195
Масса незаправленного двигателя в кг:
без вспомогательного оборудования (по ГОСТу 491-55) 820
со вспомогательным оборудованием, с коробкой передач и сцеплением 1195
Пусковой подогреватель двигателя — Жидкостной, ПЖД-44

СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА

Сцепление — Фрикционное, сухое, двухдисковое Коробка передач — Механическая, пятискоростная, трехходовая с синхронизаторами на 2 — 3-й и 4 — 5-й передачах Передаточные числа коробки передач:
первая передача 5,26
вторая передача 2,90
третья передача 1,52
четвертая передача 1,00
пятая передача 0,66
задний ход 5,48
Карданные валы — Один, открытого типа, средняя часть вала трубчатая. Шарниры с игольчатыми подшипниками
Главная передача — Пара конических шестерен со спиральным зубом
Колесная передача — Цилиндрические прямозубые шестерни (центральная, три сателлита и коронная шестерня внутреннего зацепления)
Общее передаточное число заднего моста 7,24
Дифференциал — Конический, с четырьмя сателлитами
Полуоси — Полностью разгруженные
Картер заднего моста — Литой, из стали с запрессованными трубчатыми кожухами

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ

Рулевой механизм — Винт, гайкарейка с перекатывающимися шариками, сектор
Передаточное число рулевого механизма 23,6
Усилитель рулевого управления — Гидравлический Максимальный угол поворота передних колес в граду­сах:
вправо 38
влево 38

Ножной тормоз — Колодочный, на все колеса
Привод ножного тормоза — Пневматический, тормозные камеры с резиновыми диа­фрагмами
Воздушный компрессор — Двухцилиндровый, с жидкостным охлаждением головки
Ручной тормоз — Центральный, колодочного типа, расположен на фланце ведущей шестерни заднего моста

Моторный тормоз — Компрессионный с вращающейся заслонкой в выхлопной системе

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Рама — Клепаная из штампованных деталей
Буксирный прибор — Двустороннего действия с упругим элементом и запорным замком
Подвеска автомобиля — Четыре продольные полуэллиптические передние и задние рессоры, установлены передними концами на пальцах в кронштейнах рамы, задними концами — на скользящих опорах. На задней подвеске две дополнительные продольные полуэллиптические рессоры
Амортизаторы — Гидравлические, телескопического типа, двойного действия
Передняя балка — Кованая, двутаврового сечения Установка передних колес:
угол развала колес в градусах 1
поперечный наклон шкворня в градусах 8
продольный наклон шкворня в градусах 2,5
схождение колес (по торцам тормозных бараба­нов) в мм 3 — 5
Колеса — Бездисковые, с бортовыми и замочными кольцами
Шины — Низкого давления, размером 11,00 — 20 с 14 слоями корда. Передние — односкатные, задние — двухскатные
Давление воздуха в шинах 11,00—20 в кГ/см. кв.:
передних колес 6,0
задних колес 6,5
Давление воздуха в шинах 12,00—20 в кГ/см кв.:
передних колес 5,0
задних колес 5,5

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Генератор — Г-271 переменного тока работает совместно с релерегулятором РР-127
Аккумуляторные батареи — 2 шт. , типа 6ТСТ-165ЭМС
Стартер — Типа СТ-103, 24 в, 9,5 л. с. с электромагнитным механизмом включения
Фары — Две основные (двухсветные с ближним и дальним светом) и две противотуманные
Подфарники — Двухсветные, для указания габарита и сигнала поворота
Задний фонарь, левый — С двумя лампами, служит для обозначения габарита, освещения номерного знака, сигнала торможения и указателя поворота
Задний фонарь правый — С двумя лампами, служит для обозначения габарита, сигнала торможения и указателя поворота.
Рассеиватели задних фонарей являются одновременно и задними отражателями света
Переключатель сигналов поворота — Позволяет использовать задние фонари в качестве указателей сигналов поворота
Внутреннее освещение кабины — Плафон, лампы освещения приборов
Сигнал — Вибрационного типа, двухтональный
Стеклоочиститель — Два, электрического типа
Радиоприемник — АТ-64М, 24 в, двухдиапазонный

КАБИНA И КУЗОВ

Кабина — Трехместная, цельнометаллическая, сварная, с боковыми дверями, спальным местом, со спинками сидений.
Для обеспечения удобного доступа к двигателю кабина опрокидывается относительно передних шарниров на угол 45°. В рабочем положении фиксируется на раме запорным механизмом
Оборудование кабины — Спускающиеся стекла дверей, противосолнечные козырьки, стеклоочистители, резиновые коврики пола, зеркала заднего вида, вещевой и инструментальный ящик, устройства для отопления и вентиляции
Сиденья — Раздельные для водителя и пассажиров; сиденье водителя регулируемое
Платформа — Деревянная, основание и борта с металлическими усилителями, задний и боковые борта откидные

ЗАПРАВОЧНЫЕ ЕМКОСТИ в литрах

Топливный бак автомобиля 200
Система охлаждения двигателя 28 — 30
Система смазки двигателя 21
Картер коробки передач 5,5
Картер главной передачи заднего моста 11,5
Картер колесной передачи 1,5
Картер рулевого механизма 1,2
Система гидроусилителя руля 4
Котел пускового подогревателя 8

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Грузоподъемность в кг. 8000
Масса буксируемого прицепа или полуприцепа с грузом в кг 12000
Полная масса автомобиля с грузом в кг. 14825
Распределение массы без груза в кг.  
на переднюю ось 3350
на задний мост 3250
Распределение массы с грузом в кг.  
на переднюю ось 4825
на задний мост 10000
База автомобиля в мм 3950
Колея задних колес (между серединами двойных скатов) в мм 1865
Колея передних колес в мм 1970
Дорожные просветы в мм:  
до передней оси 270
до картера заднего моста 270
Наименьший радиус поворота в обе стороны в м  
по бамперу 9,5
по колее переднего наружного колеса 8,5
Углы свеса (с полной нагрузкой) в градусах:  
передний 28
задний 26
Габаритные размеры в мм:  
длина 7140
ширина 2500
высота (без груза) 2650
Размеры платформы (внутренние) в мм:  
длина 4810
ширина 2480
высота 605
Емкость кузова (без дополнительных бортов) в м. куб. 8,2
Наибольшая скорость при полной нагрузке на горизонтальном участке прямой дороги в км/ч 85
Путь торможения автомобиля (с полной нагрузкой без прицепа), движущегося со скоростью 40 км/ч на  
горизонтальном участке сухой дороги с твердым покрытием, не должен превышать, в м 18
Контрольный расход топлива на 100 км пути в л 22

МАЗ 500: цена МАЗ 500, технические характеристики МАЗ 500, фото, отзывы, видео

МАЗ 500: цена МАЗ 500, технические характеристики МАЗ 500, фото, отзывы, видео — Avto-Russia.ru
  1. Главная
  2. Каталог авто
  3. МАЗ
  4. МАЗ 500

Поиск по каталогу

Тип кузова: Любой Седан Хэтчбек Лифтбек Универсал Кроссовер Внедорожник Компактвэн Минивэн Купе Кабриолет Родстер Пикап Фургон Автобус Микроавтобус Грузовик Самосвал Шасси ТягачДиапазон цен: Любой от 600 000 до 700 000 руб от 700 000 до 800 000 руб от 800 000 до 900 000 руб от 900 000 до 1 000 000 руб до 1 000 000 руб от 1 250 000 до 1 500 000 руб от 1 250 000 до 1 500 000 руб от 1 500 000 до 1 750 000 руб от 1 750 000 до 2 000 000 руб до 2 000 000 руб от 2 000 000 до 2 500 000 руб от 2 500 000 до 3 000 000 руб от 3 000 000 до 3 500 000 руб от 3 500 000 до 4 000 000 руб от 4 000 000 до 4 500 000 руб от 4 500 000 до 5 000 000 руб свыше 5 000 000 рубДлина: Любая До 3 метров 3 — 3,5 метра 3,5 — 4 метра 4 — 4,5 метра 4,5 — 5 метров 5 — 5,5 метра 5,5 — 6 метров Свыше 6 метровШирина (с зеркалами): Любая До 1,4 метра 1,4 — 1,5 метра 1,5 — 1,6 метра 1,6 — 1,7 метра 1,7 — 1,8 метра 1,8 — 1,9 метра 1,9 — 2 метра Свыше 2 метровВысота: Любая До 1,3 метра 1,3 — 1,4 метра 1,4 — 1,5 метра 1,5 — 1,6 метра 1,6 — 1,7 метра 1,7 — 1,8 метра 1,8 — 1,9 метра 1,9 — 2 метра Свыше 2 метровЧисло дверей: Любое 1 2 3 4 5Число мест: Любое 2 3 4 5 6 7 8 9 и большеОбъем багажника: Любой 100-200 литров 200-300 литров 300-400 литров 400-500 литров 500-1000 литров Свыше 1000 литровГарантия: Любая 1 год 2 года 3 года 4 года 5 летСтрана сборки: Любая Бельгия Бразилия Великобритания Германия Индия Иран Италия Испания Канада Китай Мексика Нидерланды Польша Россия Румыния Словакия США Таиланд Турция Украина Узбекистан Чехия Швеция Южная Корея ЮАР Япония

От официальных дилеров

Модели 2023 года

Поиск Все марки

МАЗ 500 — фото 1

МАЗ 500 — фото 2

МАЗ 500 — фото 3

МАЗ 500 — фото 4

МАЗ 500 — фото 5

Назад Вперед



  • Обзор
  • Модификации
  • Одноклассники
  • Отзывы
  • Обои
  • Видео
  • Продажа

Технические характеристики МАЗ 500

Год выпуска1965
Тип кузоваГрузовик
Длина, мм7140
Ширина, мм2500
Высота, мм2650
Количество дверей2
Количество мест3
Объем багажника, л
Страна сборкиСССР

Модификации МАЗ 500

МАЗ 500 11.

1 MT
Максимальная скорость, км/ч85
Время разгона до 100 км/ч, сек
ДвигательДизельный
Рабочий объем, см311150
Мощность, л.с. / оборотах180/2100
Момент, Н·м / оборотах667/1500
Расход комби, л на 100 км25.0
Тип коробки передачМеханическая, 5 передач
ПриводЗадний
Показать все характеристики

Одноклассники МАЗ 500 по цене

К сожалению, у этой модели нет одноклассников…

Отзывы владельцев МАЗ 500

МАЗ 500, 1980 г

МАЗ 500, «МАЗурик» или «Лобач» — грузовик сделан из железа в самом прямом и переносном смыслах. Очень крепкий и выносливый. Таких больше не делают. Да, мало комфорта, очень шумно в кабине, и т.п., но работу он свою выполняет. В настоящее время таких МАЗов осталось очень мало. Но они ездят. Машину можно приобрести под восстановление и ездить еще долго. Главное, чтобы руки росли из нужного места. Расходы на эксплуатацию сравнительно небольшие – ремонта просит МАЗ 500 не часто при грамотной эксплуатации, разве что расходует солярки много – 35-38 л. Емкость бака стандартная -200 литров. Кабина откидывается вперед, что удобно при ремонте, отличный доступ к двигателю при техническом обслуживании. С полуприцепом МАЗ способен тащить на себе груз в 12 тонн, а скорость такого автопоезда около 90 км/ч. На ходу машинка кажется тяжелой, маневренность не лучшая, но держит дорогу хорошо.

   Достоинства: очень крепкий. Надежный. Справляется со своим основными обязанностями.

   Недостатки: устарел.

  Юрий, Новосибирск

 

Обои рабочего стола МАЗ 500

 

Обои МАЗ 500

 

Видео МАЗ 500 — тест драйвы

 

Объявления о продаже МАЗ 500

Объявления о продаже новых автомобилей

Объявления о продаже подержанных автомобилей

 

  • Обзор
  • Модификации
  • Одноклассники
  • Отзывы
  • Обои
  • Видео
  • Продажа

МАЗ 500 — обзор автомобиля


MAZ 500 / МАЗ 500

МАЗ 500 — легендарные грузовики производства Минского автомобильного завода, выпускаемые с 1965 года. Первые экземпляры модели были собраны на заводе еще в далеком 1958 году. Это было событие, которое сыграло положительную роль в дальнейшем развитии МАЗа. МАЗ 500 серийно начали выпускать с 1966 года, хотя пробные версии завод выпускал с 1963-го года. За этот, 2-летний период инженеры дорабатывали технические погрешности и тестировали автомобиль. 31 декабря 1965 года с конвейера МАЗа сошел последний автомобиль 200-го семейства и завод перешел на производство МАЗ 500, наращивая его производство. МАЗ 500 получил компоновку с двигателем под кабиной, что позволило немного снизить вес автомобиля и добавило возможность удлинения платформы.

Бортовой МАЗ 500 с деревянной платформой стал базовым вариантом. Грузоподъемность модели составляла 7500 кг, а колесная база — 3850 мм. Внешне грузовик отличался массивной кабиной с характерной решеткой радиатора и большими фарами головного света округлой формы. МАЗ 500 агрегатировался 6-цилиндровым, V-образным дизельным двигателем Ярославского моторного завода (ЯМЗ), объемом 11. 1 л. Расход топлива модели в среднем составлял 25.0 л/100 км. В 1970 году появилось обновленное поколение автомобилей МАЗ 500, модификации которого получили индекс «А».


  • Обзор
  • Модификации
  • Одноклассники
  • Отзывы
  • Обои
  • Видео
  • Продажа

Все модели MAZ

Сообщить об ошибке


МАЗ-500, МАЗ-504 и др. — Страница Глеба ЮКИ

Модель МАЗ-500 МАЗ-504
Сиденье 3
Вес нетто, кг [фунт] 6 500 [14 300] 6 000 [13 200]
Вес полной загрузки, кг [фунт] 14 225 [31 295] 13,925 [30 635]
Вес груза, кг [фунт] 7 500 [16 500]
Полная масса прицепа, кг 12 000 [26 400] 18 000 [39 600]
Длина, мм [дюйм] 7330 [288] 5555 [219]
Ширина, мм [дюйм] 2650 [104]
Высота, мм [дюйм] 2640 [104]
Основание, мм [дюйм] 3850 [152] 3200 [126]
Минимальный зазор, мм [дюйм] 295 [11,6] (под передним ось)
Минимальный радиус поворота, м [ярдов] 9,0 [9,9] 7,5 [8,25]
Максимальная скорость, км/ч [миль/ч] 75 [47]
Максимальная мощность, л. с. [кВт] 180 [134] (при 2100 об/мин)
Объем двигателя, л [см 3 ] 11,15 [11 500]
Степень сжатия 16,5:1
Передаточные числа 6,17/3,40/1,79/1,00/0,78/R-6,69
Передаточное число главной передачи
Пробег, л/100 км [ми/гал] 23 [10,2]
Разрывной путь, м
Емкость топливного бака, литры [гал] 200 [53] 175 х 2 [46 х 2]
Год выпуска 1965-конец 1980-х
Тип двигателя ЯМЗ-236, 4-х тактный, V6 дизель, о. в.
Колесная формула 4 х 2
Фотографии 56 КБ (ч/б, вид сбоку, с прицеп, 1965 г.в. [МАЗ-500] [3])

20 КБ (ч/б, вид сбоку, цистерна молочная [МАЗ-500] [92])

63 КБ (ч/б, вид спереди, 1959 прототип [редкий радиатор] [3])

68 КБ (цв., прототип 1961 г.) [5])

21 КБ (ч/б, вид сбоку [МАЗ-500] [1])

77 КБ (цвет, вид спереди, чертеж [МАЗ-500А] [106])

56 КБ (ч/б, вид сбоку, мусоровоз [МАЗ-5335] [3])

100 КБ (ч/б, вид сбоку, металл платформа [МАЗ-5335] [3])

185 КБ (цвет, вид сбоку, платформа металлическая с тентом [МАЗ-5335] [3])

87 КБ (цв, вид сбоку, молочный цистерна с прицепом цистерны [3])

18 КБ (ч/б, вид спереди с полуприцеп-цистерна [92])

35 KB (ч/б, вид спереди [1])

21 КБ (ч/б, вид сбоку с полуприцеп-цементовоз [92])

46 КБ (цв, вид сбоку [4])

56 КБ (цв, вид сбоку, чертеж, МАЗ-504А [106])

ПЕРВЫЙ «БЕСКАПОТНИКИ» (Автомобиль МАЗ-500) МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР

оснащен двухтактным 4-цилиндровым 120-сильным дизелем модели ЯАЗ-204, позволяющим развивать скорость до 65 км/ч, потребляя при этом 30 – 35 литров дизельного топлива на 100 км.

 

Первыми самодельными грузовиками Минского автозавода стали полноприводный 7-тонный вездеход МАЗ-501 с двухскатной задними колесами и выпущенные на его базе армейские грузовики МАЗ-502 и МАЗ-501. 502А с односкатными задними колесами / рядный 6-рядный ландровер с дизельным двигателем ЯМЗ-236 мощностью 180 л.с. и лебедкой самовытаскивания на переднем бампере.

На базе 7-тонного дизельного грузовика конструкторами Минского автомобильного завода была разработана модель МАЗ-200Г с решетчатыми бортами и откидными скамьями в кузове, трактор МАЗ-200В, которые работали в паре со сборными КМ-24, УПП и УПП 9М-12 и для перевозки стеновых панелей и бетонных блоков для строительства домов.

 

В середине 1950-х годов на Минский автомобильный завод обратились к руководству Куйбышевской ГЭС с просьбой создать самосвал с боковой разгрузкой кузова. Прототип такого грузовика с индексом МАЗ-506 появился в 1954. Он имел стальной самосвальный кузов с гидравлическим механизмом его наклона в правую или левую сторону, закрепленный спереди и сзади. Опытные образцы новой машины прошли серьезные испытания и были рекомендованы в производство. А в 1956 году МАЗ освоил его ограниченный выпуск.

 

На автомобиль МАЗ-200 были смонтированы краны, мощные пожарные автоцистерны использовались для тушения пожаров на нефтехранилищах и пожарных лестницах АЦЛ-45 – самых длинных в Советском Союзе.

 

С 1962 года часть автомобилей МАЗ-200 стали оснащать более совершенным дизелем – V-образным 6-цилиндровым ЯМЗ-236 мощностью 165 л.с.; топливная экономичность этого мотора была на 10 процентов выше, чем у рядного 4-цилиндрового ЯАЗ-204.

 

В начале 1960-х годов конструкторы Минского автозавода приступили к проектированию совершенно нового бескапотного грузовика МАЗ-500 с кабиной, расположенной над двигателем.

 

Следует отметить, что европейские автомобильные компании выпускали грузовики данного типа в довоенные годы, и к началу 1960-х годов эти машины составляли значительную часть парка грузовых автомобилей.

 

Однако у «бескапотников» был один недостаток, который не устраивал военных – проходимость была ниже, чем у машин с капотом. Дело в том, что распределение нагрузки на капот грузовика разгружало передние ведущие колеса, не позволяя им зарываться в почву. Однако вес таких машин при прочих равных условиях был меньше, чем у обычных грузовиков, что позволило сэкономить металл и снизить расход топлива, увеличить грузоподъемность грузовика и улучшить его маневренность.

 

В середине 1950-х годов на нескольких отечественных заводах началось проектирование «бескапотников», но наибольших успехов добились конструкторы МАЗ-Н. Кузьмин, Л. Гилельс, А. Вагон, И. Демидович, Н. Янков, Л. Лаврентьева и Ф. Ревзина, работавшие под руководством талантливого конструктора и организатора М. С. Высоцкого. За создание большегрузных автомобилей и автопоездов МАЗ-500 группе специалистов Минского автомобильного завода присвоено звание лауреатов Государственной премии СССР.

Схема шасси автомобиля МАЗ-500:

1 – бампер передний; 2 – передняя рессора; 3 – двигатель; 4 – муфта; 5 – коробка передач; 6 – рама; 7 – карданный вал; 8 – задняя рессора; 9 – задний мост; 10 – центральный трансмиссионный тормоз; 11 – охладитель; 12 – рулевое управление

 

 

Бортовая тележка МАЗ-500

 

Переход на производство нового грузовика, не унифицированного с автомобилем-предшественником, позволил его создателям внедрить в конструкцию многие передовые технические решения . На МАЗ-500 появились телескопические амортизаторы двойного действия, гидроусилитель руля, планетарные редукторы в ступицах задних колес. И, что самое необычное, кабина сдвинута вперед, что значительно упростило обслуживание и ремонт машины. Но более рациональное распределение нагрузки по осям позволило увеличить грузоподъемность автомобиля, а также уменьшить базу и габаритную длину автомобиля.

 

Первые прототипы «бескапотников» выкатились из ворот МАЗа в ноябре 1958 года – это бортовой МАЗ-500 и самосвал МАЗ-503. МАЗ-500 был на 300 мм короче «капота» бортового МАЗ-200, но платформа у него была на 300 мм длиннее, и это позволяло МАЗ-500 брать на борт груза на 0,5 т больше, чем его предшественник. При этом новый автомобиль МАЗ-500 имел просторную кабину с удобным спальным отсеком. Соответственно, бескапотный самосвал МАЗ-503 имел грузоподъемность на 0,4 тонны больше, чем обычный предшественник.

 

В процессе проектирования «бескапотников» конструкторы Маза большое внимание уделили внешнему виду этих грузовиков, и в первую очередь – дизайну кабины с округлыми формами, подходящему больше для автобусов, чем для советских грузовиков того времени. В частности, не сразу отдали художникам-конструкторам кожух радиатора – им пришлось нарисовать и облететь не менее шести вариантов, прежде чем сделать выбор в пользу самой технологичной решетки с тринадцатью вертикальными прорезями.

Так и стал первый серийный бескапотный МАЗ, сошедший с заводского конвейера 16 марта 1965 года.

Помимо компоновки и дизайна, новый грузовик отличался от предшественника принципиально другим двигателем. Напомню, что МАЗ-200 оснащался рядным 4-цилиндровым двухтактным дизелем мощностью 120 л.с., а МАЗ-500 – четырехтактным 6-цилиндровым V-образным 180-сильным дизелем ЯМЗ-236.

Восьмилетний разрыв между готовностью опытных образцов МАЗ-500 и началом их серийного производства был обусловлен тем, что Ярославский моторный завод смог начать устойчивое производство нового V-образного 6-цилиндрового дизеля двигатели ЯМЗ-236 только в 1962.

 

В конце 1970 года в результате дальнейшего совершенствования автомобилей МАЗ-500 МАЗ приступил к выпуску модернизированных автомобилей МАЗ-500А, обладающих высокими технико-экономическими показателями и отвечающих требованиям, предъявляемым к современным грузовым автомобилям. Кабина новых автомобилей, как и кабина предшественников, автомобилей МАЗ-500, располагалась над двигателем и могла опрокидываться вперед.

 

Кабина грузовика цельнометаллическая, просторная, в ней кроме водителя легко могли разместиться два пассажира. За спинками сидений – место отдыха с плюшевым матрасом для водителей-дальнобойщиков.

 

Грамотно выполненный интерьер кабины с радио и регулируемым мягким мягким сиденьем, хорошая тепло- и шумоизоляция двигателя снизили утомляемость водителя и создали ему комфортную работу.

 

Высокое совершенство конструкции машины и ее надежность подтверждены присвоением Знака качества бортовому автомобилю МАЗ-500А и тягачу МАЗ-504-А.

 

 

Автомобиль-самосвал МАЗ-504

Четырехтактный 6-цилиндровый дизель ЯМЗ-236 автомобиля МАЗ-500

Передний мост и подвеска автомобиля МАЗ-500

Задняя ось автомобиля МАЗ-500

 

Как уже говорилось ранее, автомобили МАЗ-500 оснащались V-образным четырехтактным 6-цилиндровым дизелем ЯМЗ-236, обладавшим хорошими пусковыми качествами и высоким КПД. Электросистема обеспечивает надежный запуск двигателя без использования предпускового подогрева при температуре воздуха минус пять градусов.

 

На МАЗ-500 устанавливалось однодисковое сухое сцепление с пневмоусилителем, а на МАЗ-500А уже устанавливались повышенное сухое двухдисковое сцепление и трансмиссия с оптимально подобранными передаточными числами трансмиссии, обеспечивающими более высокую среднюю рабочую скорость и , следовательно, увеличилась производительность грузовика. Для облегчения расцепления в конструкции его привода также используется пневмоусилитель. Переключение «со второй на третью» и «с четвертой на пятую» осуществлялось с помощью двух синхронизаторов.

 

Главная передача МАЗ-500 – конкретная, состоящая из центральной конической зубчатой ​​передачи и планетарной передачи.

Особенностью конструкции заднего моста было наличие колесных редукторов в ступицах задних колес и центральной шестерни. Такая конструкция заднего моста обеспечивает увеличенный дорожный просвет, возможность выбора наиболее эффективных передаточных чисел моста.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *