Военный грузовик / тягач СССР МАЗ-537
Бурное развитие ракетной техники требовало в Советской Армии тягачей соответствующего формата и в большом количестве. Минский автозавод, разработавший семейство первых в стране тяжелых тягачей МАЗ-535/537, к 1960 году сумел собрать всего 15 машин. Рассказывает wofmd.com
Причин было много. Не хватало рабочих и инженерно-технических работников, оборудования для изготовления деталей, а также площадей для размещения сборочного производства. Цех опытного производства МАЗа не был до конца готов и хронически не справлялся с выполнением плановых показателей. И вот на 1960 год спецпроизводство Минского автозавода получает заказ сразу на 90 тягачей.
О том, что продукция стратегического назначения была на особом контроле в Министерстве обороны СССР, упоминалось в предыдущих частях повествования. Но и этот план было еще не окончательным. 15 января 1960 года комиссия Президиума Совета Министров СССР обязывает спецпроизводство МАЗа с учетом образовавшейся задолженности поставить в течение года уже 116 машин!
Это был стресс не только для минского завода, но и для всей республики. К выполнению заказа Министерства обороны привлекли Белорусский автозавод, могилевский «Электродвигатель», а также ведущие предприятия столицы БССР: тракторный, подшипниковый, моторный, станкостроительный заводы и завод автоматических линий. Цеху опытного производства в авральном порядке выделили 218 единиц металлорежущего, 25 кузнечно-прессового, 20 термического, 30 сварочного и 115 единиц лабораторного оборудования, а также 15 спецстанков.
Еще раньше для расширения производства минскому СКБ-3 оформили заказ на разработку и производство 750 особых приспособлений, стендов и 120 холодных штампов. Это позволяет понять, насколько серия МАЗ-535/537 была новой для отечественной промышленности – отдельно было организовано производство оснастки для сборки тягачей. Немалой проблемой стал кадровый голод. Для освоения производства сложной техники в столь сжатые сроки требовалось пополнение опытным инженерно-техническим персоналом.
Найти за пределами Минского автозавода таких спецов было практически невозможно, поэтому рабочих снимали с других производственных линий и переводили на секретные стапеля цеха опытного производства. Не хватало инженеров и СКБ-1, главному разработчику новых спец МАЗов, поэтому для закрепления кадров на местах было решено выделить не менее 1000 квадратных метров ведомственного жилья. Для решения проблемы государственного значения руководство республики и автозаводчане не жалели никаких ресурсов.
По мере того как раскручивался маховик серийного производства тяжелых МАЗов, возникала проблема оценки эксплуатации новой техники. В армии со столь сложной техникой никогда раньше не сталкивались – во многом даже танки были проще по конструктивным решениям, поэтому вопросов к работе многоосных тягачей было немало. Для эффективного взаимодействия с военными, эксплуатирующими МАЗ-535/537, 2 августа 1960 года было создано бюро эксплуатации автомобилей.
Примечательно, что только спустя два года после запуска в серийное производство с мая по ноябрь 1960 года провели первые масштабные испытания новых машин. Три тягача МАЗ-535А прошли под надзором госкомиссии 20 тысяч километров, а машины МАЗ-537 и -537А в рамках внутризаводских полигонных испытаний — более 16 тысяч.
Летом 1960 года заводское СКБ-1 получило небывалый ранее приток свежих кадров: практически весь выпуск автотракторного факультета Белорусского политехнического института пополнил ряды инженеров. Именно эти вчерашние студенты на долгие годы сформировали инженерный костяк кадров специального производства Минского автозавода.
Итогом вышеописанной работы стало не просто выполнение заказа Министерства обороны, но выпуск сверхплановых машин – вместо 116 в армию отправили 153 тягача.
1961 год стал для специального производства МАЗа во многом переломным. Во-первых, начались работы по 543-й машине, ставшей основной целого семейства ракетовозов, а во-вторых, 9 февраля правительство СССР приняло постановление о переводе производства тягачей МАЗ-535/537 на курганский «Уралсельмаш». В очередной раз минчане отдавали машину стороннему производителю, освобождая ресурсы для новой модели. Наконец венцом всей напряженной работы стало принятие на вооружение Советской армии тягачей семейства МАЗ-535/537. Случилось это 16 июля 1962 года, когда в войска было поставлено более 200 машин. После этого минские богатыри пошли в армию широкой серией – в 1963 году был оформлен заказ сразу на 360 тягачей. Завод должен был выпускать не менее одного четырехосного гиганта в день! Кроме этого, военные после опытной эксплуатации возвращали тягачи на завод для модернизации и доработки. Так, в 1963 году вернули почти 150 машин, из которых только 7 удалось привести в надлежащее состояние. В итоге в городе Борисове родился завод, занятый исключительно доработкой стратегических тягачей и танковозов под чутким руководством минчан.
Тягачи из Кургана, инженеры из Воронежа
Начавшийся в 1961 года перевод производства тяжелых МАЗов из Минска в Курган закончился в 1964 года, когда из ворот завода колесных тягачей имени Д. М. Карбышева вышли первые машины. Это был седельный тягач МАЗ-537 и балластный 15-тонный тягач 537А, оснащенный дополнительно гидравлическим толкающим брусом. В данном исполнении машина могла исполнять функции тягача-толкача, дополняя своей тягой основной тянущий тягач. Примечательно, что первое время, пока не были внесены серьезные изменения, вся техника, выпускаемая на КЗКТ, именовалась по старинке МАЗ. На новом заводе выпускали также технику, применяемую на гражданке. Это, естественно, были седельные тягачи, которые перевозили на полуприцепах широкую номенклатуру тяжелой строительной техники. Небольшими сериями с 1970 года для строящихся нефте- и газопроводов выпускали машину МАЗ-537Р с установленным редуктором отбора мощности и прицепом-роспуском ТТ-2, который использовался в составе трубоплетевоза ПВ-481. Однако широкого распространения такие МАЗы в мирной жизни не получили. Во-первых, ресурс танкового мотора не превышал 1500 часов, во-вторых, расход солярки и масла была очень велик, и, в-третьих, для обслуживания такой техники требовались высококвалифицированные ремонтники и обширная техническая база.
Первенцем собственной курганской разработки, который получил имя КЗКТ, стал 15-тонный бортовой балластный тягач 537Л. Он появился в 1976 году и формально предназначался для службы на аэродромах, где тягач должен был буксировать 200-тонные транспортные самолеты. На платформе КЗКТ-537Л расположили 16 тонн балласта, удлинили передний и задний свесы, а также модернизировали систему выпуска выхлопных газов, дабы не загазовывать рабочее пространство вокруг сцепки. На базе модели «Л» был разработан опытный седельный тягач КЗКТ-537М, в котором впервые заменили мотор Д-12А на ЯМЗ-240НМ мощностью 500 л. с. Это уже был автомобильный мотор (а не вариация танкового В-2) с соответствующим ресурсом. В самом конце 70-х этот 12-цилиндровый V-образный мотор все-таки установили на серийные машины 537Л.
Помимо модификаций, о которых шла речь в предыдущей статье, в производстве также появилась версия эвакуационного транспортера КЭТ-Т. Правда, выпускался он на Воронежском центральном авторемонтном заводе №172, а разработан был в 21 НИИИ в середине 80-х годов. Но колесное шасси было курганское – МАЗ-537Г. Экипаж машины состоит из трех человек: командира, механика-водителя и такелажника, отвечающего за зачалку поврежденной техники и раскладку такелажного оборудования. Кроме того что КЭТ-Т может эвакуировать технику полупогрузкой и на жесткой сцепке, он способен вытаскивать застрявшие машины подъемно-блоковым устройством. В такелажное оборудование входит двухроликовый блок, позволяющий получить усилие для вытаскивания застрявших машин до 46 тс. Если и этого мало, то блок-полиспас в зависимости от конфигурации дарит возможность тянуть из грязевого плена технику с усилием до 80 тс! Основной «целевой аудиторией» спасателя КЭТ-Т были КрАЗы, специальные шасси БАЗ и колесные шасси МАЗ. Дополнительными бонусами у эвакуатора было оборудование для газопламенной резки металла, а также кран-стрела, рассчитанная на полторы тонны груза. Наконец, в самых крайних случаях экипаж мог вести разведку химического и радиоактивного заражения местности и даже осуществлять взрывные работы. Для этого в эвакуационном тягаче имеется комплект подрывника №77.
Еще одной инженерной техникой на базе МАЗ-537Г, производимой в Воронеже, был МТП-А4.1, или машина технической помощи. Основной задачей разработанного 1984 году в 21 НИИИ колесного гиганта была техническая помощь тяжелой колесной технике и специальным шасси. Отличительной особенностью этой редкой инженерной машины был небольшой тент с остеклением. Помимо того, что МТП-А4.1 мог буксировать технику массой до 45 тонн на жесткой сцепке или в полупогружном состоянии, в распоряжении трех членов экипажа был запас масел, спецжидкостей, топлива и запасных частей.
В дальнейшем вся инженерная техника и тягачи курганского завода перешли на новую базу КЗКТ-7428, являющуюся глубокой модернизацией серии МАЗ-535/537. Случилось это в начале 90-х годов и связано было уже с Российской Армией.
Историю многочисленных версий и вариацией на тему МАЗ-535/537 можно продолжать долго, но формат данного материала не позволяет объять необъятное. Однако нельзя упустить из виду одну знаковую машину – МАЗ-545, разработанный в 1969 году.
До сих пор не окончательного ответа на вопрос, кто был головным разработчиком машины: минское СКБ-1 или курганский КЗКТ? В разных источниках приводятся противоречивые данные. Как бы то ни было, скорость, мощность и вместимость — именно так можно охарактеризовать основные параметры модернизации классического тяжелого МАЗа. Поставили новый турбированный дизель В-38 мощностью 650 л. с., что увеличило среднюю скорость переброски бронетехники по шоссейным дорогам. Ранее марш-броски экипажи танков стойко переносили на своих штатных местах, теперь же у тягача для танкистов появился второй ряд сидений – кабину сдвоили. Важной новинкой стала вальная механическая 4-ступенчатая КПП с электрогидравлическим включением фрикционных дисковых муфт управления, обеспечивающая более широкий диапазон крутящего момента и позволявшая отказаться от раздаточной коробки. Кроме седельного тягача, был построен балластный тягач МАЗ-545А, во многом сходный по параметрам с предшественником.
545-й тягач из Кургана в серию не пошел. Во многом из-за разрабатывающейся параллельно в Минске серии тягачей «Оплот». Но наработки по технике в дальнейшем были эффективно применены на автомобилях КЗКТ-7426 и 7427.
Военная техника 1946-1980 Военная техника СССР Военные грузовики Военные грузовики СССР Вспомогательная техника Вспомогательная техника СССР МАЗ Оружие и техника Энциклопедия военной техники
Грузовики в погонах. Антология военных МАЗов
Военные контракты — мечта любого производителя грузовиков. Это гарантированная оплата и, как правило, хорошая прибыль. Военные машины для Минского автозавода — не основная, но важная часть производственной гаммы. Вспоминаем историю белорусских военных грузовиков с момента основания предприятия до наших дней. Речь пойдет только об, условно говоря, «обычных» военных МАЗах. Многоосные шасси разработки СКБ-1 (ныне Минский завод колесных тягачей), которые в советское время выпускались под маркой МАЗ, остаются за рамками этого обзора.
Военные МАЗы первого поколения
Начнем с того, что сам по себе Минский автозавод появился на свет, если так вообще можно выразиться, «благодаря» войне. В оккупированной столице на базе бывшей советской танковой военной части немцы создали сначала ремонтные мастерские — для обслуживания и ремонта автомобилей и танков Вермахта. А затем уже на базе хорошо оснащенных мастерских стали строить автосборочный завод Mercedes-Benz. Завод предполагался основательный, потому инфраструктуру развивали серьезно, возводя новые цеха и производственные помещения. Часть оборудования успели завезти. К середине 1944 года завод был готов примерно наполовину.
Об этом не любят вспоминать ни в Mercedes-Benz (поскольку при строительстве использовался принудительный труд пленных и гражданского населения), ни на самом МАЗе. Однако это объективный факт. Именно достаточно мощная инфраструктура, созданная при немцах во время оккупации, и послужила фундаментом для принятого Сталиным решения о размещении и продолжении строительства автосборочного завода в Минске.
Первой продукцией Минского автосборочного завода после освобождения столицы стали собранные из американских машинокомплектов грузовики Studebaker и Mack. Первые автомобили марки МАЗ появились в 1947 году и представляли собой не что иное, как конструкции Ярославского автомобильного завода с некоторыми доработками.
У бортового грузовика МАЗ-200 была военная версия. Называлась она МАЗ-200Г. От гражданского варианта машина отличалась металлической платформой и наличием скамеек для перевозки личного состава.
Для военных нужд Минский автозавод выпускал и специальные шасси без кабины МАЗ-200Ш, которые затем отправлялись на Урал, в Свердловскую область, где на их основе строили а-ля автобусный кузов. В столь специфичных кузовах размещали оборудование для добычи из атмосферного воздуха кислорода и азота, которым заправляли технологические емкости военных самолетов. Так МАЗ-200 получил одну из своих военных аэродромных специальностей. А еще на этом шасси были топливозаправщики и специальные ремонтные мастерские.
Полноприводный внедорожный МАЗ-502 — это уже разработка минских конструкторов. Опытные образцы появились на свет в 1954 году, с 1957-го модель пошла в серию. Возили на них как личный состав, так и боеприпасы. Существовало на этом шасси и «специзделие» для транспортировки ядерных боеголовок баллистических ракет.
Грузовик МАЗ-502 в версии седельного тягача назывался МАЗ-502В и входил в состав нескольких зенитных ракетных комплексов. На фото ниже — МАЗ-502В, буксирующий транспортные полуприцепы с ракетами 5В11 комплекса «Даль». Но важно понимать, что это не пусковая установка, а транспортная машина.
Второе поколение
Следующей, как нынче говорят, «генерацией» минских грузовиков принято считать бескапотное семейство МАЗ-500. Такие машины тоже служили в армии. Полноприводный внедорожный «пятисотый» назывался МАЗ-505. Он был прямым наследником МАЗ-502, но в серию не пошел, хотя военные специалисты его испытывали.
Стандартные шасси семейства МАЗ-500 с колесной формулой 4×2 трудились в армии, но на тыловых должностях. На них устанавливали разнообразные ремонтные мастерские, а также строили топливные цистерны и авиационные топливозаправщики.
Грузовики поколения №3
В третьем поколении МАЗы с колесной формулой 4×2 также использовались только для нужд тылового обеспечения. Самыми массовыми были топливоцистерны.
Служили в армии такие МАЗы и в качестве самосвалов, автокранов и так далее. То есть размещение на них оружия даже не предполагалось.
К третьему поколению мазовской техники относится и самый знаменитый его военный представитель — МАЗ-6317 с колесной формулой 6×6. Путь его в армию был долог, но в итоге успешен. Самый первый опытный образец собрали еще в 1976 году, и назывался он тогда МАЗ-Э6310.
Затем один за одним строились опытные образцы, машины очень тщательно и долго испытывали. Закончена обширнейшая программа испытаний была только к 1991 году, тогда же грузовик приняли на вооружение еще Советской армии. Но в конце 1991 года СССР развалился, и реальных поставок в войска модель ждала еще пять лет. Естественно, это были войска уже независимой Беларуси, российская армия такие автомобили не закупала. Грузовик МАЗ-6317 выпускается и по сей день, получив массовое распространение в белорусской армии.
Служит МАЗ-6317 не только в качестве транспортной машины, но и для размещения армейских спецкузовов и оборудования.
А это одна из новейших и сложных систем, которые несет на себе МАЗ-6317 белорусской армии, — аппаратная связи Р-414МБРП-А цифровой радиорелейной станции на мобильной и быстро развертываемой платформе комплекса связи Р-414МБРП «Сосна-2». Не пытайтесь запомнить полное название, просто поверьте, что это крутая техника. Принята на вооружение в 2018 году.
Существует у МАЗ-6317 и очень мирная версия — самосвал. Называется МАЗ-6517. У белорусских военных строителей такие есть.
Модель МАЗ-6317 примечательна еще и тем, что это первый минский грузовик, на который установили оружие. Реактивная система залпового огня «БелГрад» поступила на вооружение белорусской армии во второй половине 1990-х. По сути, это модернизированный советский «Град», который в Борисове ставят на шасси МАЗ. Больше 20 лет «БелГрад» был единственным МАЗом с оружием, но все изменилось в прошлом году.
Зенитный ракетный комплекс 9А33-2Б «Оса» тоже родом из Борисова. Именно там на шасси МАЗ установили глубоко модернизированную советскую «Осу» и там же, на предприятии «Пожснаб», сделали дополнительную кабину для операторов комплекса. Машина — новинка 2019 года.
В том же 2019 году уже в Минске силами предприятия «Волат-Авто» на МАЗ-6317 установили пусковую среднекалиберную реактивную систему залпового огня «Ураган». В таком виде машина называется БМ 9П140МБ РСЗО «Ураган-М». Двойная кабина — также работа «Пожснаба», а само изделие ориентировано на экспорт. О наличии таких моделей в белорусской армии неизвестно. По крайней мере, пока.
Еще один очень интересный военный автомобиль — «Защитник» на базе МАЗ-6317 — создали опять же в Борисове. Это первый броневик на шасси Минского автозавода. Пока только опытный образец, но с многообещающими экспортными перспективами.
У трехосного МАЗ-6317 есть и «младший брат» — двухосный МАЗ-5316, который создали в начале нулевых. Сегодня это уже массовый транспортный автомобиль белорусской армии.
Так же, как и «старший брат», МАЗ-5316 используется для установки спецкузовов. Например, эта машина — подвижной информационный центр ИЦ-2006, то есть, по сути, современный потомок «кинопередвижек» с совмещением функций полевой типографии.
Военные МАЗы четвертого поколения
К четвертому поколению (семейство МАЗ-6430) принято относить грузовики с так называемой новой кабиной. Ну как новой… Первые опытные образцы появились еще при СССР, летом 1991 года. В мелкосерийное производство они пошли с середины 1990-х. Сейчас машины поколения №4 составляют подавляющее большинство выпуска, но третье поколение тоже до сих пор в производстве, потому и говорят «с новой кабиной», хотя кабине почти тридцать лет.
Специальных армейских версий в поколении №4 нет, но в небольших количествах автомобили этого семейства в армии есть. Например, этот МАЗ-5440 только с виду обычная фура. На самом деле под тентом полуприцепа скрыт трансформируемый кузов-контейнер. Из трех таких трансформируемых кузовов быстро собирается полноразмерное здание, в котором размещается большой командный центр.
Среднетоннажники МАЗ-4371 несколько лет назад были массово заказаны белорусским Министерством обороны. Используются как машины для перевозки личного состава по асфальтовым дорогам.
Грузовики МАЗ в других странах
Главный потребитель военных МАЗов — белорусская армия, но есть они и в вооруженных силах некоторых других стран.
Вторым после Беларуси эксплуатантом армейских грузовиков Минского автозавода является Украина, которая закупила немало МАЗ-6317 / МАЗ-5316 и даже организовала у себя их сборку под маркой «Богдан». На фото ниже — эксклюзив для украинской армии: спецброневик для перевозки ракет и боеприпасов, изготовленный на шасси МАЗ-6317 киевским предприятием «Практика».
О поставках военных грузовиков в Северную Корею никогда не сообщалось, но факт остается фактом — МАЗы с оперативно-тактическими ракетами ездили по Пхеньяну во время одного из военных парадов. Правда, какие-то странные. Отчетливо видно, что это МАЗ-63171, но с базой такой длины, какую Минский автозавод не выпускает. Вероятно, шасси подвергали доработкам непосредственно в КНДР.
Отсутствует в каталогах МАЗа и представленная ниже пятиосная сверхдлиннобазная модель, но на военном параде в Баку в 2018-м таких автомобилей проехало сразу два. Вероятно, спецплатформу для демонстрации тяжелых беспилотников сделали на одном из азербайджанских предприятий на основе четырехосного самосвального шасси МАЗ-6516, удлинив раму и добавив подкатную пятую ось.
На том же параде в Баку засветился еще один МАЗ — классический 6317, но с уникальным оружием. Это пусковая установка, которая «стреляет» атакующими беспилотниками Harop (израильского производства). В чем-то эта система даже страшнее «Града», так как дроны-камикадзе, которые вылетают из нее, могут менять траекторию, а поражающая способность у них очень большая.
Кроме того, военные МАЗы точно состоят на вооружении армии Туркменистана, найдутся в некоторых африканских странах и, возможно, где-то в Азии. В любом случае грузовики Минского автозавода в последнее десятилетие получили много новых военных профессий и распространились далеко за пределы нашей страны.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]
Военная техника :: МАЗ 537 Г (полуприцеп)
Паспорт автомобиля
« Назад к автомобилям
Еще фото
Еще видео
МАЗ 537 Г (полуприцеп)
Описание
Конструкция автомобиля МАЗ-537 в начале 19-й серии (МИНСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД)60-х годов для производства тяжелого грузового автомобиля и строительной машины для использования в отдаленных районах. Является дальнейшим развитием артиллерийского тягача МАЗ-535 8х8. Производство МАЗ-537 началось в 1963 году, а впервые он был замечен в 1964 году. Производство всех модификаций осуществлялось на Минском автомобильном заводе. Большинство модификаций МАЗ-537 используются как транспортеры-цистерны. Несмотря на почтенный возраст, эта тяжелая боевая машина до сих пор стоит на вооружении ряда стран, в том числе и России.
Автоцистерна МАЗ-537 может буксировать полуприцепы со средними и основными боевыми танками максимальной массой 50 000 кг как по дорогам, так и по пересеченной местности. Он по-прежнему способен буксировать любой ОБТ, стоящий на вооружении российской армии.
В передней кабине управления есть место для водителя и трех пассажиров.
МАЗ-537 оснащен стандартным танковым двигателем мощностью 525 л.с. Стоит отметить, что этот двигатель имел короткий срок службы. Автомобиль имеет постоянный полный привод. Имеется гидроусилитель руля передних четырех колес. Стандартное оборудование включает в себя предпусковой подогреватель двигателя, облегчающий запуск двигателя в холодном климате, и мощные обогреватели кабины. Установлена центральная система подкачки шин, обеспечивающая лучшее сцепление с песком и мягким грунтом.
Источники контента
ПЕРВЫЙ ЧЕТЫРЕХОСНЫЙ АВТОМОБИЛЬ
Создан первый четырехосный автомобиль с колесной формулой 8х8 МАЗ-535. МАЗ-535 предназначался для перевозки артиллерийских систем массой до 10 тонн.
Разработка этого автомобиля стала настоящей научно-технической революцией в автомобилестроении СССР. Он имел гидромеханическую трансмиссию, полуавтоматическую бесступенчатую трансмиссию, независимую подвеску с торсионной балкой, централизованную систему подкачки шин, семь дифференциалов в системе силового привода и многое другое, для чего не было подобных конструкций в мире.
МАЗ-535 комплектовался двигателем Д12А-375 (производства Барнаульского завода транспортного машиностроения) мощностью 375 л. с.; благодаря этому возможна средняя скорость движения до 35-40 км/час. В 1958 году было запущено серийное производство этих машин.
Знаменитый балластный тягач МАЗ-535А получил широкое распространение в армии для перевозки артиллерийских систем и занял достойное место в истории и памяти народов. Именно эта машина использовалась на многочисленных военных парадах на Красной площади для перевозки фанерных макетов лютых советских ракет, наводивших такой ужас на возможных врагов.
В результате модернизации автомобиля МАЗ-535А (расширена область применения его грузовой платформы) созданы седельные тягачи МАЗ-535В и МАЗ-537 с полуприцепом МАЗ-5247, предназначенные для перевозки советских гусеничных машин, таких как танки и САУ.
В дальнейшем вся техническая документация на эти автомобили была отправлена на вновь созданный Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ), и производство этих грузовиков было перенесено на этот завод. Помимо КЗКТ, СКБ-1 было предшественником для других предприятий, таких как Белорусский автомобильный завод (БелАЗ), с технической документацией на самосвал МАЗ-525 (1958), направленный в него, и Могилевский автомобильный завод (МоАЗ), где начато производство кузова МАЗ-529 (1960 г. )
- 1950
- 1955
- 1960
- 1965
- 1970
- 1975
- 1980
- 1985
- 1990
- 1995
- 2000
- 2005
- 2010
- 2015
- 2020
- 1974
ШАССИ ДЛЯ ПИОНЕРА
С модификацией ракетного комплекса «Пионер-УТТХ» («Пионер») (наименование по классификации НАТО СС-20 мод.1 «Сабля») изготовлен МАЗ-547В
- 1978 г.
ШАССИ ДЛЯ ТОПОЛЯ
Конструкторам пришлось решать задачи, не описанные даже в теории
- 2007 г.
ШАССИ ДЛЯ ТОР
Принципиально новая разработка конструкторов «Волата» для размещения зенитно-ракетного комплекса «Тор»
- 1970 г.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕРИИ «ОПЛОТ»
В 1970 году работы были начаты в СКБ-1 под общим руководством Б.Л. Шапошника на проектирование самого большого сверхсекретного автомобиля «Оплот» третьего поколения («Оплот»), предназначенного для перевозки особо сильного вооружения и замены двух серий МАЗ-537 и МАЗ-543
- 1958 г.
ПЕРВАЯ СЕРИЙНАЯ МОДЕЛЬ
Одноосный тягач МАЗ-529В, предназначенный для гражданских целей, стал первой машиной, запущенной в серийное производство в 1958
- 1954 г.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Создание СКБ-1 Специального конструкторского бюро тяжелых колесных артиллерийских тягачей и связанных с ними двигателей с испытательной базой.
Первый проект, МАЗ-528
- 2015
ЗАПУСК НОВОЙ СЕРИИ «ЗАСТАВА»
В 2015 году в Пограничные войска Республики Беларусь впервые поступил бортовой многоцелевой автомобиль МЗКТ-500200.
- 1997 г.
МЗКТ-74135 получил высокую оценку в ОАЭ
Трактор-дорожник МЗКТ-74135 — победитель тендера в ОАЭ.
- 1999 г.
ЕЩЕ ОДИН ЭТАЖ
ОАО «МЗКТ» перешагнуло рубеж: 20 000 единиц продукции!
- 2020
период с 2015 по 2020 год
- 1992 г.
ОТВЕТ «ЗВЕЗДНЫМ ВОЙНАМ»
МАЗ-79Восьмиосное полноприводное колесное шасси пр. 221 предназначено для размещения автономной пусковой установки ракетного комплекса «Тополь-М», сопутствующих систем и специального оборудования в/ч
. - 1957 г.