Тягач МТЛБ 🔥 конструкция, технические характеристики, место работы
После войны, когда насыщались техникой сухопутные части, остро стоял вопрос об эффективном тягаче, который мог доставлять личный состав, различные грузы, несамоходную технику. Так на свет появился МТЛБ, расшифровка которого звучит как многоцелевой транспортер (или тягач) легкий бронированный, на сленге часто называемый «мотолыгой».
Рассмотрим боевую машину более подробно, историю ее создания, особенности конструкции, технические характеристики, где проходит службу.
Содержание
- История создания
- Конструкция МТЛБ
- Технические характеристики МТЛБ
- Модификации МТЛБ
- Машины на базе МТЛБ
- Место работы
История создания
В начале 60-х годов советское военное руководство решило обновить транспортный парк и заменить давно отслужившие свой срок гусеничные артиллерийские тягачи АТ-П новой машиной. А чтобы сделать этот процесс дешевле, было принято решение взять за основу что-нибудь из гражданской техники. Наиболее подходящим претендентом оказался легкий транспортер МТ-Л, который и переделывать особо было не нужно, только разработать для него бронированный корпус. Большинство же систем и механизмов машины осталось прежним.
Разработкой тягача занимались конструкторы КБ Харьковского тракторного завода, она началась в 1964 году, а уже через два года было развернуто серийное производство новой машины.
Корпус гусеничного транспортера был выполнен из стальных плит небольшой толщины, что обеспечивало защиту только от огня легкого стрелкового оружия и осколков. Однако такое решение позволило сохранить небольшую массу машины – менее десяти тонн. Благодаря этому у конструкторов не возникло особых проблем с плавучестью транспортера – он может преодолевать водные преграды со скоростью 5-6 км/ч. А гусеницы МТ-ЛБ обеспечивают машине низкое удельное давление на грунт, что является залогом отличной проходимости тягача.
В 1966 году машина была принята на вооружение, производством МТ-ЛБ занимался Харьковский тракторный завод. В конце 60-х транспортер стал массово поступать в подразделения советской армии. МТ-ЛБ активно поставлялся на экспорт, благодаря чему принял участие в большом количестве региональных конфликтов. Советские войска использовали «мотолыги» во время Афганской войны, после распада СССР этой машине довелось повоевать еще и на просторах бывшего «великого и могучего».
Прекрасные тактико-технические характеристики машины позволили создать на ее базе целый ряд специальных машин как военного, так и гражданского назначения. Особенно популярными стали вездеходы на шасси этого бронетранспортера. Уже в 70-е годы подобные машины стали привычным транспортным средством в Сибири и в районах Крайнего Севера.
После распада СССР конструкторское бюро и производственная база, которая занималась выпуском МТ-ЛБ, остались на Украине. С того момента харьковчане сумели создать несколько удачных военных и гражданских модификаций машины.
В России модернизацией МТ-ЛБ занимаются несколько предприятий. Наиболее известными из них являются «Муромтепловоз» (г. Муром) и рубцовский филиал «Уралвагонзавода». Эти производители сотрудничают с российским оборонным ведомством, МЧС, регулярно представляют свою продукцию на различных выставках. Хотя, на самом деле восстановлением и «апгрейдом» МТ-ЛБ, конечно же, занимается гораздо больше компаний, предприятий и обычных народных умельцев, которым просто нравится эта замечательная машина.
Время от времени появляются публикации о том, что тягач МТ-ЛБ устарел и его необходимо заменить на что-то более новое. Обычно они сопровождаются рассказами о недостаточной защищенности машины и ее слабом вооружении. В качестве возможного преемника МТ-ЛБ нередко называют бронетранспортер БТР-3Ф.
Подобная идея не кажется слишком удачной. О боевых характеристиках и назначении МТ-ЛБ было написано выше. Что касается БТР-3Ф, то эта машина была создана на базе БМП-3, отзывы о которой, мягко говоря, весьма неоднозначны. Кроме того, стоимость МТ-ЛБ и БТР-3Ф просто несопоставимы. Конструкторы «мотолыги» заложили столько возможностей для модернизации этой машины, что сравнительно небольшие вложения позволяют создать на ее базе вполне современные транспортные средства.
Конструкция МТЛБ
Корпус машины состоит из нескольких броневых листов толщиной несколько миллиметров, эффективно броня защищает только от осколков и стрелкового оружия. Это же дает плюс, тягач обладает высокой плавучестью и проходимостью. При весе всего 9,7 тонн это не вызывает удивления.
Корпус внутри вместительный и удобный, как для экипажа, так и для пассажиров, это главная особенность параметров, как и низкий силуэт.
Компоновка состоит из трансмиссионного отделения, располагающегося в носовой части. Отделения управления впереди, здесь же установлена башенка с пулеметом, который находится в ведении командира машины. Моторный отсек и отделение для грузов и пассажиров находятся, соответственно, в середине и конце тягача.
Движение обеспечивает 8-ми цилиндровый дизель ЯМЗ-238В мощностью 240 лошадиных сил. Подвеска независимая, торсионного типа. Управление осуществляется, как на всей советской гусеничной технике, с помощью рычагов. Место механика-водителя мтлб приспособлено для управления всей электроникой в машине. С помощью щитка приборов можно наблюдать за всеми электронными и механическими системами.
В разработанных для севера конструкциях установлена дополнительная печка. Гусеницы, имеющие ширину 350 мм, обеспечивают отличное прохождение практически по любому покрытию.
Они же, благодаря движению, позволяют плавучей конструкции сравнительно быстро перемещаться по водной поверхности. Играет роль небольшая, всего 9,7 тонн, масса аппарата. Но за все нужно платить, в данном случае расходом топлива. Кушает аппарат 80-100 литров топлива на 100 километров.
Технические характеристики МТЛБ
Масса, кг | 9,700 |
Грузоподъемность, кг: | 2500 |
Количество мест: | |
в кабине | 2 |
в кузове | 11 |
Размеры, мм | |
длина | 6,454 |
ширина | 2,850 |
высота | 1,865 |
Вооружение | 7,62-мм ПКТ |
Максимальная скорость, км/час | 61,5 |
Двигатель | ЯМЗ-238 |
Модификации МТЛБ
Отличные технические характеристики, простота эксплуатации и ремонта, высокая проходимость сделали этот вездеход очень популярным в России и далеко за ее пределами. Неудивительно, что МТЛБ – настоящий чемпион по количеству модернизаций. Значительным является и число специальных машин, созданных на его базе. Этот тягач используют не только военные, он очень востребован геологами, охотниками, специалистами спасательных служб. Ниже перечислены некоторые наиболее удачные модификации МТЛБ, разработанные в разных странах:
- МТЛБ-В. Эта модификация машины обладает большей проходимостью по сравнению с базовой. Она имеет более широкие гусеницы и меньшее давление на грунт.
- МТЛБ-ВН и МТЛБ-ВНС «Алтай» — тягачи, адаптированные для нужд народного хозяйства.
- МТЛБ-ВМ. Модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом НСВТ.
- МТЛБ-ВМ1К. Модификация, созданная для работы в условиях высокогорья. Она оснащена более мощным дизелем ЯМЗ-238БЛ-1.
- МТЛБ-М1А7. Модификация вездехода с башней БТР-80. Она может быть оснащена пулеметами ПКТМ (7,62 мм), «Корд» (12,7 мм) или автоматическим гранатометом. Также на башне могут быть установлены мортиры для отстрела дымовых гранат.
- Несколько модификаций МТЛБ созданы инженерами российской компании ОАО «Муромтепловоз». Их основным отличием являются боевые модули, установленные на вездеход. МТЛБ-ЛПТ – это пожарный трактор, созданный на «Муромтепловозе».
- МТЛБМ2. Модификация вездехода, изготовленная конструкторами «Курганмашзавода». От базовой модели она отличается новым двигателем и трансмиссией.
- МТЛБ-Р6. Модификация тягача, созданная на Харьковском тракторном заводе. Установлен более современный дизельный двигатель, новая башня с 30-мм пушкой, 7,62-мм пулеметом и системой постановки дымовых завес «Туча». Улучшена защищенность экипажа.
- МТЛБ-Р7. Это еще одна украинская модификация бронетранспортера с боевым модулем «Штурм». В его состав входит 30-мм пушка, 7,62-мм пулемет, два ПТРК, автоматический гранатомет, дымовые гранаты.
- MT-LB. Польская модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом ДШКМ.
- «Айбат» — самоходный миномет на базе МТЛБ, созданный для ВС Казахстана израильской фирмой «Солтам».
- MTLB-AM. Азербайджанская модификация машины, кроме стандартного 7,62 мм пулемета, вооружена еще 57-мм пусковой установкой с 15-ю НАР серии С-5 и автоматическим гранатометом.
Машины на базе МТЛБ
Примеры машин, созданных на базе МТЛБ:
- МТП-ЛБ – это машина техпомощи, вместо башенки на крыше установлена грузовая платформа.
- Объект 26 – это САУ «Гвоздика», установленная на удлиненном шасси МТЛБ.
- 2С24. Минометный комплекс «Дева», установленный на шасси МТЛБ.
- РХМ «Кашалот». Машина химической разведки, установленная на базе вездехода.
- «Тунджа» — самоходный 120-мм миномет на базе МТЛБ.
На базе тягача в разное время были созданы минные заградители, машины радиационной разведки, медицинские транспортеры, комплексы РЭБ, штабные машины, БМП с более мощной защитой и вооружением, зенитные и противотанковые самоходные комплексы.
Место работы
МТЛБ является типичной машиной «рабочего» типа. В культуре и обыденной жизни обыватели немного знают о существовании этого многоцелевого тягача, а уж тем более как расшифровывается аббревиатура.
Для связанных с работой в тяжелых условиях севера или военных, без этой машины сложно представить нормальную службу или работу.
Грузоподъемность и вместительность, безотказность в эксплуатации, сравнительно дешевые запчасти и простой ремонт дают неоспоримые преимущества гусеничному вездеходу МТЛБ перед конкурентами, как среди бойцов вооруженных сил, так и среди геологов Транснефти из ХМАО. Модификации можно увидеть в фильмах и на постаментах в Сибири и на Дальнем Востоке, в краях, где суровые люди делали суровую работу на этих суровых машинах.
Тягач МТЛБ 🔥 конструкция, технические характеристики, место работы
После войны, когда насыщались техникой сухопутные части, остро стоял вопрос об эффективном тягаче, который мог доставлять личный состав, различные грузы, несамоходную технику. Так на свет появился МТЛБ, расшифровка которого звучит как многоцелевой транспортер (или тягач) легкий бронированный, на сленге часто называемый «мотолыгой».
Рассмотрим боевую машину более подробно, историю ее создания, особенности конструкции, технические характеристики, где проходит службу.
Содержание
- История создания
- Конструкция МТЛБ
- Технические характеристики МТЛБ
- Модификации МТЛБ
- Машины на базе МТЛБ
- Место работы
История создания
В начале 60-х годов советское военное руководство решило обновить транспортный парк и заменить давно отслужившие свой срок гусеничные артиллерийские тягачи АТ-П новой машиной. А чтобы сделать этот процесс дешевле, было принято решение взять за основу что-нибудь из гражданской техники. Наиболее подходящим претендентом оказался легкий транспортер МТ-Л, который и переделывать особо было не нужно, только разработать для него бронированный корпус. Большинство же систем и механизмов машины осталось прежним.
Разработкой тягача занимались конструкторы КБ Харьковского тракторного завода, она началась в 1964 году, а уже через два года было развернуто серийное производство новой машины.
Корпус гусеничного транспортера был выполнен из стальных плит небольшой толщины, что обеспечивало защиту только от огня легкого стрелкового оружия и осколков. Однако такое решение позволило сохранить небольшую массу машины – менее десяти тонн. Благодаря этому у конструкторов не возникло особых проблем с плавучестью транспортера – он может преодолевать водные преграды со скоростью 5-6 км/ч. А гусеницы МТ-ЛБ обеспечивают машине низкое удельное давление на грунт, что является залогом отличной проходимости тягача.
В 1966 году машина была принята на вооружение, производством МТ-ЛБ занимался Харьковский тракторный завод. В конце 60-х транспортер стал массово поступать в подразделения советской армии. МТ-ЛБ активно поставлялся на экспорт, благодаря чему принял участие в большом количестве региональных конфликтов. Советские войска использовали «мотолыги» во время Афганской войны, после распада СССР этой машине довелось повоевать еще и на просторах бывшего «великого и могучего».
Прекрасные тактико-технические характеристики машины позволили создать на ее базе целый ряд специальных машин как военного, так и гражданского назначения. Особенно популярными стали вездеходы на шасси этого бронетранспортера. Уже в 70-е годы подобные машины стали привычным транспортным средством в Сибири и в районах Крайнего Севера.
После распада СССР конструкторское бюро и производственная база, которая занималась выпуском МТ-ЛБ, остались на Украине. С того момента харьковчане сумели создать несколько удачных военных и гражданских модификаций машины.
В России модернизацией МТ-ЛБ занимаются несколько предприятий. Наиболее известными из них являются «Муромтепловоз» (г. Муром) и рубцовский филиал «Уралвагонзавода». Эти производители сотрудничают с российским оборонным ведомством, МЧС, регулярно представляют свою продукцию на различных выставках. Хотя, на самом деле восстановлением и «апгрейдом» МТ-ЛБ, конечно же, занимается гораздо больше компаний, предприятий и обычных народных умельцев, которым просто нравится эта замечательная машина.
Время от времени появляются публикации о том, что тягач МТ-ЛБ устарел и его необходимо заменить на что-то более новое. Обычно они сопровождаются рассказами о недостаточной защищенности машины и ее слабом вооружении. В качестве возможного преемника МТ-ЛБ нередко называют бронетранспортер БТР-3Ф.
Подобная идея не кажется слишком удачной. О боевых характеристиках и назначении МТ-ЛБ было написано выше. Что касается БТР-3Ф, то эта машина была создана на базе БМП-3, отзывы о которой, мягко говоря, весьма неоднозначны. Кроме того, стоимость МТ-ЛБ и БТР-3Ф просто несопоставимы. Конструкторы «мотолыги» заложили столько возможностей для модернизации этой машины, что сравнительно небольшие вложения позволяют создать на ее базе вполне современные транспортные средства.
Конструкция МТЛБ
Корпус машины состоит из нескольких броневых листов толщиной несколько миллиметров, эффективно броня защищает только от осколков и стрелкового оружия. Это же дает плюс, тягач обладает высокой плавучестью и проходимостью. При весе всего 9,7 тонн это не вызывает удивления.
Корпус внутри вместительный и удобный, как для экипажа, так и для пассажиров, это главная особенность параметров, как и низкий силуэт.
Компоновка состоит из трансмиссионного отделения, располагающегося в носовой части. Отделения управления впереди, здесь же установлена башенка с пулеметом, который находится в ведении командира машины. Моторный отсек и отделение для грузов и пассажиров находятся, соответственно, в середине и конце тягача.
Движение обеспечивает 8-ми цилиндровый дизель ЯМЗ-238В мощностью 240 лошадиных сил. Подвеска независимая, торсионного типа. Управление осуществляется, как на всей советской гусеничной технике, с помощью рычагов. Место механика-водителя мтлб приспособлено для управления всей электроникой в машине. С помощью щитка приборов можно наблюдать за всеми электронными и механическими системами.
В разработанных для севера конструкциях установлена дополнительная печка. Гусеницы, имеющие ширину 350 мм, обеспечивают отличное прохождение практически по любому покрытию.
Они же, благодаря движению, позволяют плавучей конструкции сравнительно быстро перемещаться по водной поверхности. Играет роль небольшая, всего 9,7 тонн, масса аппарата. Но за все нужно платить, в данном случае расходом топлива. Кушает аппарат 80-100 литров топлива на 100 километров.
Технические характеристики МТЛБ
Масса, кг | 9,700 |
Грузоподъемность, кг: | 2500 |
Количество мест: | |
в кабине | 2 |
в кузове | 11 |
Размеры, мм | |
длина | 6,454 |
ширина | 2,850 |
высота | 1,865 |
Вооружение | 7,62-мм ПКТ |
Максимальная скорость, км/час | 61,5 |
Двигатель | ЯМЗ-238 |
Модификации МТЛБ
Отличные технические характеристики, простота эксплуатации и ремонта, высокая проходимость сделали этот вездеход очень популярным в России и далеко за ее пределами.
- МТЛБ-В. Эта модификация машины обладает большей проходимостью по сравнению с базовой. Она имеет более широкие гусеницы и меньшее давление на грунт.
- МТЛБ-ВН и МТЛБ-ВНС «Алтай» — тягачи, адаптированные для нужд народного хозяйства.
- МТЛБ-ВМ. Модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом НСВТ.
- МТЛБ-ВМ1К. Модификация, созданная для работы в условиях высокогорья. Она оснащена более мощным дизелем ЯМЗ-238БЛ-1.
- МТЛБ-М1А7. Модификация вездехода с башней БТР-80. Она может быть оснащена пулеметами ПКТМ (7,62 мм), «Корд» (12,7 мм) или автоматическим гранатометом. Также на башне могут быть установлены мортиры для отстрела дымовых гранат.
- Несколько модификаций МТЛБ созданы инженерами российской компании ОАО «Муромтепловоз». Их основным отличием являются боевые модули, установленные на вездеход. МТЛБ-ЛПТ – это пожарный трактор, созданный на «Муромтепловозе».
- МТЛБМ2. Модификация вездехода, изготовленная конструкторами «Курганмашзавода». От базовой модели она отличается новым двигателем и трансмиссией.
- МТЛБ-Р6. Модификация тягача, созданная на Харьковском тракторном заводе. Установлен более современный дизельный двигатель, новая башня с 30-мм пушкой, 7,62-мм пулеметом и системой постановки дымовых завес «Туча». Улучшена защищенность экипажа.
- МТЛБ-Р7. Это еще одна украинская модификация бронетранспортера с боевым модулем «Штурм». В его состав входит 30-мм пушка, 7,62-мм пулемет, два ПТРК, автоматический гранатомет, дымовые гранаты.
- MT-LB. Польская модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом ДШКМ.
- «Айбат» — самоходный миномет на базе МТЛБ, созданный для ВС Казахстана израильской фирмой «Солтам».
- MTLB-AM. Азербайджанская модификация машины, кроме стандартного 7,62 мм пулемета, вооружена еще 57-мм пусковой установкой с 15-ю НАР серии С-5 и автоматическим гранатометом.
Машины на базе МТЛБ
Примеры машин, созданных на базе МТЛБ:
- МТП-ЛБ – это машина техпомощи, вместо башенки на крыше установлена грузовая платформа.
- Объект 26 – это САУ «Гвоздика», установленная на удлиненном шасси МТЛБ.
- 2С24. Минометный комплекс «Дева», установленный на шасси МТЛБ.
- РХМ «Кашалот». Машина химической разведки, установленная на базе вездехода.
- «Тунджа» — самоходный 120-мм миномет на базе МТЛБ.
На базе тягача в разное время были созданы минные заградители, машины радиационной разведки, медицинские транспортеры, комплексы РЭБ, штабные машины, БМП с более мощной защитой и вооружением, зенитные и противотанковые самоходные комплексы.
Место работы
МТЛБ является типичной машиной «рабочего» типа. В культуре и обыденной жизни обыватели немного знают о существовании этого многоцелевого тягача, а уж тем более как расшифровывается аббревиатура.
Для связанных с работой в тяжелых условиях севера или военных, без этой машины сложно представить нормальную службу или работу.
Грузоподъемность и вместительность, безотказность в эксплуатации, сравнительно дешевые запчасти и простой ремонт дают неоспоримые преимущества гусеничному вездеходу МТЛБ перед конкурентами, как среди бойцов вооруженных сил, так и среди геологов Транснефти из ХМАО. Модификации можно увидеть в фильмах и на постаментах в Сибири и на Дальнем Востоке, в краях, где суровые люди делали суровую работу на этих суровых машинах.
Танковая энциклопедия, первый онлайн-музей танков
- Бразильские колесные транспортные средства времен холодной войны
Даррен Хейз / 6 марта 2023 г.
Бразилия (конец 1970-х) Бронетранспортер — построен 1 прототип Когда Engesa начала производство Cascavel и Urutu в…
Подробнее
- Итальянские САУ времен Второй мировой войны
- Броня RSI времен Второй мировой войны
Артуро Джусти / 4 марта 2023 г.
Королевство Италия/Repubblica Sociale Italiana (1942-1945) Самоходка – построено 146 (1 прототип + 145 серийных) Semovente M42M da…
- Холодная война, Бразилия CCL X1
Даррен Хейз / 1 марта 2023 г.
Федеративная Республика Бразилия (1976-1988 гг.) Гусеничный мостоукладчик — 1 прототип и 4 построенных В 1973 г. Бразилия начала разработку…
Подробнее
- Современная сербская броня
Марко Пантелич / 27 февраля 2023 г.
Республика Сербия (2016 г.) Беспилотная платформа с дистанционным управлением – 10+ построенных В последние годы большинство современных армий по всему миру…
Подробнее
- Западногерманские прототипы холодной войны
Даррен Хейз / 25 февраля 2023 г.
Федеративная Республика Германия — 1959 г. Истребитель танков — построен 1 прототип и 1 прототип из низкоуглеродистой стали Когда Запад. ..
Подробнее
- Советский КВ-4 Второй мировой войны
Павел Алексей / 22 февраля 2023 г.
Советский Союз (1941 г.) Сверхтяжелый танк — Только чертежи Программа КВ-4 была начата в марте 1941 г. для борьбы с…
Подробнее
Если вы интересуетесь историей в целом и войной в частности, «Танковая энциклопедия» — это место, где можно найти ВСЕ бронетранспортеры, которые когда-либо бороздили поле боя, от «сухопутных броненосцев» Герберта Уэллса до новейших основных боевых танков, наши статьи охватывают все эпохи разработка бронетехники и охватывает широкий спектр конструкций бронетехники, от мостоукладчиков и инженерных машин до истребителей танков и бронетранспортеров. Вы также можете найти статьи о «мягкой» технике, противотанковом вооружении, тактике, боях и технике. Десять лет занудной одержимости гусеничными моделями.
Товарищи на гусеницах
Четыре эпохи, которые мы освещаем:
Первая мировая война: грязь, колючая проволока и окопы Великобритания и Франция начали разработку танков для прорыва вражеских линий. Они предназначались для проникновения на нейтральную полосу, но танк быстро превратился в машину для убийств, интегрированную в общевойсковые операции.
Вторая мировая война: испытательный полигон для боевых бронированных машин: Впервые большое количество танков и бронетехники будет сражаться друг с другом. От джунглей тихоокеанских атоллов до засушливых пустынь Ливии, ледяных и ветреных степей Советского Союза и дождливых бокажей Нормандии.
Холодная война: Восток против Запада: Две противоборствующие сверхдержавы привели к расколу мира на Восток и Запад. США и СССР вместе со своими альянсами создали новое поколение бронетехники, извлекая уроки из многочисленных опосредованных войн.
Современная эпоха: танки все еще актуальны?: Несмотря на многочисленные пророчества, предвещающие кончину танков, бронетехника по-прежнему остается важной отраслью вооруженных сил всего мира. Нет никаких признаков того, что это скоро изменится, поскольку разработка танков продолжает адаптироваться к современному полю боя.
⚠ Об иллюстрациях на сайте: Вы можете свободно использовать и публиковать иллюстрации танков/ББМ на этом сайте только ДЛЯ ЛИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. Для любого коммерческого использования , в том числе на YouTube (поскольку в большинстве видеороликов используется реклама), свяжитесь с нами, заполнив контактную форму . Tank Encyclopedia может предлагать лицензии для одноразового использования или глобальные лицензии для более широкого и долгосрочного использования.
С участием (уже десять лет!)
Партнерские сайты
Сообщество
Более 60 участников и авторов из многих стран, включая писателей, корректоров, исследователей, переводчиков, иллюстраторов, фотографов, менеджеров сообществ, документалистов и признанных авторов .
Удивительный материал
Более 3000 специальных иллюстраций от десятков авторов, десятки тысяч фотографий и данных. Охвачены все эпохи, все страны.
Для всех
Один из лучших информационных центров по доспехам. Прикрытие всех боевых бронированных машин мира. Для историков, моделистов или энтузиастов.
Подпишитесь на нас в Twitter
Твиты от tanksenc Follow @tanksencМногоцелевая бронированная машина МТ-ЛБ
МТ-ЛБ — это многоцелевой тягач, который широко использовался в советское время в качестве бронетранспортера в мотострелковых подразделениях. Кроме того, он использовался как санитарно-эвакуационная машина, как тягач противотанковых пушек Т-12 и МТ-12 «Рапира», самоходный миномет и зенитная самоходка. Машина использовалась во время войны в Афганистане, Чечне и других вооруженных конфликтах. Транспортно-грузовое отделение расположено в задней части МТ-ЛБ и позволяет перевозить до 2,5 т груза или до 11 человек. На базе МТ-ЛБ было разработано целое семейство боевых машин.
Плавающая бронированная гусеничная машина МТ-ЛБ является полностью амфибийной, передвигается по воде на гусеницах. Низкий силуэт МТ-ЛБ имеет подвеску с плоской гусеницей, состоящую из шести опорных катков без опорных катков. Коробчатый корпус из сварных стальных листов имеет боевое отделение спереди, двигатель сразу позади с левой стороны и десантное отделение сзади, в котором установлены откидные брезентовые сиденья для 10 пехотинцев, обращенные внутрь. Плоская крыша корпуса имеет два открывающихся вперед люка для выхода десанта. Пехота входит и выходит из машины через две задние двери, снабженные бойницами. Всего четыре порта для стрельбы также включают по одному с каждой стороны машины. В небольшой башенке справа от места командира установлен одиночный 7,62-мм пулемет. В стандартную комплектацию всех автомобилей входит система защиты от ОМП.
МТ-ЛБ представляет собой гусеничную бронированную машину-амфибию с низким силуэтом, коробчатым корпусом из сварных стальных листов и небольшой башенкой в правой передней части с установкой одного 7,62-мм пулемета. Есть четыре порта для стрельбы, по одному с каждой стороны машины и по одному в каждой из двух задних выходных дверей. Два дополнительных открывающихся вперед люка для выхода десанта расположены на плоской крыше корпуса. Подвеска с плоской гусеницей состоит из шести опорных катков без возвратных катков.
На МТ-ЛБ может быть установлена очень широкая гусеница с «агрессивным» грунтозацепом для облегчения движения по снегу и болоту. Версия с широкой гусеницей, получившая обозначение MT-LBV, имеет ширину гусеницы 565 мм по сравнению с обычной шириной гусеницы 350 мм. Более широкая гусеница снижает давление на грунт с 0,46 до 0,28 кг/см 9 .0136 2 .
МТ-ЛБ — многоцелевая машина. При использовании в качестве ARC или командирской машины он может перевозить десять человек помимо экипажа из двух человек (водитель и командир-стрелок). Он также используется в качестве тягача для различных видов артиллерии. В этом случае он также может нести артиллерийский расчет (от шести до десяти человек). Часто используется в качестве тягача 100-мм противотанковой пушки Т-12. В качестве грузового и общего транспортного средства он имеет грузоподъемность 2,0 метрических тонны (буксируемая нагрузка 6,5 метрических тонны). В качестве машины повышенной проходимости используется широкогусеничный МТ-ЛБВ.
МТ-ЛБ легко вооружен и легко бронирован. МТ-ЛБ впервые получил обозначение М 1970, поскольку он был первоначально идентифицирован Западом в 1970 году. Его конструкция основана на легкой транспортной машине МТ-Л и тягаче. МТ-Л, небронированный и безбашенный, был впервые разработан для геологических исследований на Крайнем Севере.
Глубокая модернизация бронетранспортера МТ-ЛБ облегчает машину на 800 килограммов и позволяет зашить ее дополнительной броней в рамках гособоронзаказа. Об этом сообщили представители завода «Ремдизель». «В рамках гособоронзаказа «Ремдизель» проводит модернизацию МТ-ЛБ с целью увеличения мощности и управляемости машины, а также снижения массы, в первую очередь за счет установки нового двигателя КамАЗ-740.50. Мощность увеличена до 360 лошадиных сил, а общая масса бронетранспортера уменьшится на 500 килограммов», — сообщил РИА Новости представитель завода.
Также стало известно, что новая гидромеханическая поворотная коробка позволит механику-водителю развернуть бронетранспортер на всех передачах с контролируемым вылетом. Инженеры «Ремдизеля» намерены снизить вес машины за счет установки гусениц с закрытым шарниром. Это облегчит советский «Мотолиг» еще на 300 килограммов, в результате чего общий вес снизится на 800 килограммов. «Это позволяет поставить дополнительную броню и защитить машину», — сообщили на заводе 22 мая 2018 года.
«МТ-ЛБ — очень надежный тягач, зарекомендовавший себя как работяга, как машина, которая не выходит из строя в сложных условиях. Поэтому такой проект был бы просто преступным броском, не использовавшим весь модернизационный задел. Да , можно сказать, что «Мотолыга» — устаревшая техника, что надо создать что-то современное, но нельзя забывать, что новая техника должна пройти обкатку, пострадать детскими болезнями и т.д. И тогда все готово , все работает, и отмечу — работает очень хорошо», — сказал Андрей Кошкин, эксперт Ассоциации военных политологов, заведующий кафедрой политологии и социологии Российской академии экономических наук имени Г.В. Плеханов в интервью Федеральному агентству новостей.
По его словам, снижение веса положительно скажется не только на усилении бронирования МТ-ЛБ, но и позволит технике, выпускаемой с 1966 года, стать более опасной на поле боя. «МТ-ЛБ можно и нужно использовать не просто как своего рода тягач, а как боевую машину, способную выполнять специальные задачи в условиях огневого воздействия. И это будет очень востребовано в различных локальных войнах, во время контртеррористические операции на Северном Кавказе.