Мотоблоки схемы: Схемы к БЕНЗОИНСТРУМЕНТУ :: Мотоблоки и культиваторы

Содержание

Всё о мотоблоках — устройство, виды, какой выбрать для дачи

Мотоблок является довольно популярной разновидностью продуктивного малогабаритного трактора. Этот механический одноосный агрегат используется для обработки земли, а помогает ему в этом специальное навесное оборудование.

Само понятие стало актуальным еще в 80-е годы, ведь в тот период началось активное развитие аграрной сферы. Мотоблок сконструирован очень грамотно, поскольку во время работы человек без особых физических усилий может управлять машиной.

Зачем нужен мотоблок: детальное знакомство с возможностями агрегата

Даже если приобрести недорогой и надежный мотоблок, человек получит хорошего представителя сельскохозяйственной/садовой техники. Разнообразие выполняемых задач просто впечатляет. Для чего нужен этот мини-трактор? Для того, чтобы:

  • культивировать землю;
  • осуществлять обработку почвы;
  • садить культуры;
  • ухаживать за клумбами;
  • собирать урожай;
  • пропалывать землю между грядками;
  • избавлять почву от мусора;
  • убирать снег;
  • перевозить груз;
  • рыхлить землю;
  • окучивать грядки;
  • косить газон;
  • распиливать древесину;
  • собирать сено и т. п.

Естественно, все это возможно только с помощью специального дополнительного оборудования, которое подходит для определенных марок мотоблоков и соответствует их рабочим параметрам, весу и мощности.

Устройство мотоблока

Важный момент: практически все машины имеют одинаковое устройство и отличаются только мелкими деталями. Чтобы у человека было базовое представление о конструкции, следует отметить, что «земельный помощник» состоит из ходовой части, двигателя, органов управления и трансмиссии. Нужно рассмотреть схему мотоблока на примере модели МТЗ-05:

Что касается двигателя, то в этом плане современные производители отдают предпочтение классическим вариантам внутреннего сгорания. Множество не особо мощных изделий сопровождаются четырехтактными бензиновыми двигателями внутреннего сгорания, а на более тяжелые варианты устанавливаются дизельные двигатели.

Одноцилиндровый четырехтактный двигатель (бензиновый) может использоваться в тех агрегатах, которые рассчитаны на небольшую обрабатываемую территорию и маленький сад. Он состоит из:

  • кривошипно-шатунного механизма;
  • системы управления;
  • распределяющего газ механизма;
  • составных деталей;
  • системы смазки, зажигания, охлаждения;
  • системы запуска, отвода отработанных газов, подачи воздуха.

Что касается трансмиссии, то ее основной задачей является передача вращающего движения от двигателя к колесам. Также она определяет направление и скорость передвижения.

Редуктор осуществляет изменение передаточного отношения и передачи вращения от шкива редуктора к колесам. Следует рассмотреть схему указанного компонента более детально.

Благодаря коробке передач происходит переключение скоростей. Зачастую это 6 (вперед) и 2 (назад).

Ходовая часть очень напоминает раму с закрепленными на ней колесами и базовыми узлами мотоблока. Сами же органы управления состоят из рулевой колонки, тяги переключения скоростей, рычагов управления газом, сцеплением и т. п.

Чтобы работа мотоблоком на огороде от посадки до сбора урожая была комфортной и результативной, следует выбрать среди разновидностей мотоблоков именно те, которые смогут продуктивно выполнять поставленные перед ними задачи.

Виды мотоблоков

Современный ассортимент устройств настолько велик, что прежде чем сделать окончательный выбор мотоблока, следует внимательно изучить все о мотоблоках и оборудовании к ним. Если оценивать по весу и мощности, следует выделить:

Легкие

Агрегаты такого плана довольно распространены среди владельцев маленьких земельных участков. Устройства зачастую не особо мощные (не больше 4 л. с.), а это значит, что обрабатывать они смогут землю на глубине не больше 20 см.

Малый вес (около 20-30 кг) и небольшие габариты способствуют отличной маневренности, но нередко для лучшей устойчивости такие изделия необходимо утяжелять навесным оборудованием. Выбрать подобную технику для огорода и сада можно только в том случае, если у человека несколько десяток соток земли, не больше.

Средние

Подобные варианты также известны как полупрофессиональные мотоблоки. Их вес зачастую варьируется в пределах 40-60 кг, поэтому транспортировать такой агрегат вручную будет довольно сложно.

Отличаются наличием четырех фрез и способностью выкапывать корнеплоды. Мощность устройства – 5-6 л. с., поэтому даже в зимнее время можно успешно его эксплуатировать, приспособив в качестве снегоуборочной машины. Для дома подобный вариант будет идеальным.

Тяжелые

Будучи профессиональными мотоблоками, такие машины имеют внушительные размеры и вес, который нередко превышает 100 кг. Они выдерживают невероятные нагрузки, отлично справляются с самым тяжелым грунтом, отличаются высокой мощностью (до 13 л. с.) и могут выполнять задачу классического транспортного средства, перевозя довольно объемные и тяжелые грузы.

Если отталкиваться от вида двигателя, тогда актуальным становится распределение мотоблоков на бензиновые и дизельные.

Бензиновые: особенности

  • небольшой вес и цена;
  • низкий уровень шума;
  • отсутствие проблем с функциональностью из-за не особо приятных погодных условий;
  • практически неощутимая вибрация руля.

Следует отметить, что ухаживать за таким устройством довольно просто, так же как и ремонтировать его.

Дизельные: особенности

  • экономный расход дизельного топлива;
  • максимальная устойчивость и высокий уровень сцепления с землей;
  • присутствует возможность водяного и воздушного охлаждения;
  • простота ремонтного обслуживания;
  • надежность.

Такой агрегат стоит недешево, но цена топлива позволит быстро окупить приобретение и наслаждаться его продолжительной эксплуатацией.

Как выбрать надежный мотоблок для дачи и огорода? Какими критериями руководствоваться?

Если вопросы: «Что выбрать? Какой мотоблок лучше? Как грамотно подобрать «огородного помощника» и не прогадать?» являются актуальными для вас, тогда следует прислушаться к описанным ниже советам.

  • Для начала необходимо определиться с условиями, в которых будет работать агрегат. Конструктивная специфика должна полностью соответствовать площади участка;
  • Чтобы качественно обработать целинные земли, следует выбрать профессиональные модели, обладающие большим весом и мощностью, поскольку легкие модели будут «прыгать» и приносить дискомфорт оператору;
  • Лучшим выбором для постоянно обрабатываемой почвы станут легкие мотоблоки, поскольку они смогут свободно передвигаться, а не грузнуть как тяжелые;
  • Следует определиться с видами выполняемых работ, ведь большие мотоблоки отлично подойдут для работы с навесным оборудованием, тогда как для акцентирования на фрезах нужно выбрать варианты попроще;
  • Если человек планирует чаще всего использовать заднее дополнительное оборудование, ему нужно выбрать модели весом более 100 кг. Поклонникам маневренности и удобства лучше накопить средств и купить модели с валом отбора мощности и активной фрезой;
  • Всегда обращайте внимание на характеристики и не игнорируйте информацию, представленную в инструкциях по эксплуатации, поскольку каждый мотоблок имеет свои особенности.

На отечественном рынке представлен невероятный выбор мотоблоков, поэтому каждый, кто поставит перед собой цель приобрести действительно надежный и функциональный агрегат, сумеет отыскать соответствующую всем требованиям модель. Главное серьезно подойти к этому вопросу и иметь представления о том, какими возможностями обладает механический помощник.

КОМПОНОВКА И ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО МИНИ-ТРАКТОРОВ. Схемы компоновки.

Широкий диапазон выполняемых мини-тракторами технологических операций, а также использование их в различных климатических и рельефных зонах стран мира вызвало появление различных компоновочных схем мини-тракторов, и в первую очередь мотоблоков и мотоорудий, а также микротракторов.

Главной отличительной особенностью компоновочных схем мотоблоков и мотоорудий является расположение двигателя. Из всего многообразия их конструкций можно выделить четыре основные компоновочные схемы.

1. Мотоблоки с передним продольным расположением двигателя, для которых характерна классическая компоновка двигателя и трансмиссии (рис. 2.1). Коленчатый вал двигателя и входной вал трансмиссии расположены вдоль продольной оси мотоблока в плоскости, перпендикулярной к оси ведущих колес. Двигатель и трансмиссия жестко соединены между собой и представляют единый агрегат; относительно ходовых колес двигатель часто вынесен вперед.

Вал отбора мощности расположен в задней части коробки передач. Центр тяжести у мотоблоков этой компоновочной схемы находится сравнительно низко, что позволяет использовать их для работы на склонах. При необходимости фронтального навешивания агрега-тируемых орудий штангу управления разворачивают на 180° (см. рис. 1.8, г), тогда мотоблок выполняет работу, двигаясь на реверсивной передаче (при заднем расположении двигателя).

Примером этой компоновочной схемы являются отечественные мотоблоки «Беларусь» МТЗ-05, «Кутаиси Супер-600», а также мотоблоки итальянской фирмы «Гольдони», западногерманской фирмы «Гутброд» и других западноевропейских фирм.

2. Мотоблоки с поперечным расположением двигателя, когда двигатель представляет собой отдельный агрегат и установлен на раму под углом 90° относительно продольной оси мотоблока (рис. 2.2, см. вклейку). Коленчатый вал двигателя и входной вал трансмиссии расположены параллельно друг другу и оси ведущих колес. Кинематическая и силовая связи двигателя и ведущих органов осуществляются с помощью цепной, клиноременной или плоскоременной передачи. По этой компоновочной схеме был выполнен отечественный садово-огородный мотоблок СОТ [10], в котором вращающий момент от двигателя к ведущим колесам передавался с помощью открытых цепных передач, что было его существенным недостатком. На современных мотоблоках и мотоорудиях, имеющих такую компоновку (МБ-1, МК-1, «Кубота Т-720», «Исеки КЕ100», «Пума 300», «Мотостандарт 60-30» и др.

), используют закрытые цепные передачи.

На некоторых мотоблоках японских фирм («Кубота», «Янмар» и др.) успешно применяют двухступенчатую клиноременную передачу, а на мотоблоке «Исеки KS 650E» — плоскоременную. Валы отбора мощности на таких мотоблоках обычно имеют боковое расположение и выполняются в виде шкивов. Клино-ременная передача ограничивает мощность двигателей, применяемых на мотоблоках, так как обеспечивает передачу мощности до 7,36 кВт. Такая конструкция передачи является естественным предохранительным устройством от поломок двигателя и рабочих органов агрегатируемых орудий, так как при перегрузках происходит проскальзывание ремней. Характерным для мотоблоков этой компоновочной схемы является высокое положение центра тяжести и большой дорожный просвет (клиренс), поэтому главной областью применения таких мотоблоков является обработка гряд в овощеводстве, использование их на рисовых чеках и равнинных участках.

3. Мотоблоки с задним расположением двигателя, у которых в отличие от первой компоновочной схемы двигатель вынесен относительно ходовых колес назад (см. рис. 1.11). Коленчатый вал двигателя и входной вал трансмиссии расположены вдоль продольной оси мотоблока в плоскости, перпендикулярной к оси ведущих колес. Так выполнены отечественные мотоблоки М-3 и «Риони-2», мотоблоки зарубежных фирм «Грейвели» (США), «Ранид» (Швейцария), «Хако» (ФРГ) и др. Интересной является компоновочная схема мотоблоков фирмы «Хако вариетти» (Hako variette, ФРГ) (рис. 2.3). Двигатель мотоблока расположен сзади и установлен на колесах через специальный брус. Смена орудий, агрегатируемых с мотоблоком, обеспечивается посадкой их на этот брус, а включение привода этих орудий осуществляется при установке автоматически. Быстроразъемное соединение для привода активных органов орудий упрощает монтаж орудий и их регулировку, а следовательно, повышает эффективность их использования.

4. Мотоблоки с верхним расположением двигателей (рис. 2.4, см. вклейку), коленчатый вал которых распо-ложен вертикально и перпендикулярно к оси ведущих колес. Так, основным узлом мотоблока, входящего в модульную систему «Терра» (рис. 2.5), является легкосъемный энергетический модуль (двигатель) /, который соединяется с тремя технологическими модулями (трансмиссиями): тяговым 2, косилочным 10 и насосным 19 (или 21), а также приспособлениями (орудиями) 17, 18 и 22. При такой компоновке многократно и универсально исполь-зуется двигатель, набор сельскохозяйственных орудий 3- 9, 11, 15, 17 и приспособлений 12-14, 18-22 обычно включает несколько конструкций узлов трансмиссий и ходовых частей.

В этом случае сменным является уже не рабочее орудие, а сам двигатель, который переставляется с одного типа орудия на другой. В этих мотоблоках используются быстросъемные соединения двигателя с рабочими приспособлениями посредством центробежного сцепления, исключающие применение инструмента, что сокращает время переналадки и подготовки агрегатов к работе.

По числу ходовых колес различают двух- и одноко-лесные мотоблоки. Одноколесные мотоблоки обычно выполняются небольшими по размерам и массе и чаще всего используются как мотоорудия в агрегате с почвенными фрезами. При использовании мотоблоков с прицепными сменными орудиями (транспортными тележками, опрыскивателями, опыливателями и т. д.), имеющими собственные колеса, оператор часто размещается на специальном сидении, расположенном на прицепной машине. Близкие к мотоблокам компоновки имеют и мотоорудия.

Микротракторы (четырехколесные ездовые малогабаритные тракторы) выполняются по классическим компоновочным схемам, принятым в тракторостроении, и представляют собой самые миниатюрные сельскохозяйственные тракторы, причем рабочее место оператора всегда располагается на самом микротракторе (см. рис. 1.4 и 1.17). Микропогрузчики оборудуются подъемными и поворачивающимися рабочими органами. Малые габа-ритные размеры (по длине, ширине и высоте) дают возможность эффективно- использовать их внутри животноводческих и складских помещений.

В микротракторах и микропогрузчиках обычно используется четырехколесная (двухосная) ходовая часть с приводом на все четыре или только на два колеса. На микротракторах двигатель устанавливается, как правило, в передней, а в микропогрузчиках — в задней части. Как и в обычных тракторах, в микротракторах используются либо цельные, либо шарнирно сочлененные рамы, а рабочее место оператора микропогрузчика должно быть закрытым (находиться в специальной кабине).

  • Автор: Ольга