Тягач МТЛБ 🔥 конструкция, технические характеристики, место работы
После войны, когда насыщались техникой сухопутные части, остро стоял вопрос об эффективном тягаче, который мог доставлять личный состав, различные грузы, несамоходную технику. Так на свет появился МТЛБ, расшифровка которого звучит как многоцелевой транспортер (или тягач) легкий бронированный, на сленге часто называемый «мотолыгой».
Рассмотрим боевую машину более подробно, историю ее создания, особенности конструкции, технические характеристики, где проходит службу.
Содержание
- История создания
- Конструкция МТЛБ
- Технические характеристики МТЛБ
- Модификации МТЛБ
- Машины на базе МТЛБ
- Место работы
История создания
В начале 60-х годов советское военное руководство решило обновить транспортный парк и заменить давно отслужившие свой срок гусеничные артиллерийские тягачи АТ-П новой машиной. А чтобы сделать этот процесс дешевле, было принято решение взять за основу что-нибудь из гражданской техники. Наиболее подходящим претендентом оказался легкий транспортер МТ-Л, который и переделывать особо было не нужно, только разработать для него бронированный корпус. Большинство же систем и механизмов машины осталось прежним.
Разработкой тягача занимались конструкторы КБ Харьковского тракторного завода, она началась в 1964 году, а уже через два года было развернуто серийное производство новой машины.
Корпус гусеничного транспортера был выполнен из стальных плит небольшой толщины, что обеспечивало защиту только от огня легкого стрелкового оружия и осколков. Однако такое решение позволило сохранить небольшую массу машины – менее десяти тонн. Благодаря этому у конструкторов не возникло особых проблем с плавучестью транспортера – он может преодолевать водные преграды со скоростью 5-6 км/ч. А гусеницы МТ-ЛБ обеспечивают машине низкое удельное давление на грунт, что является залогом отличной проходимости тягача.
В 1966 году машина была принята на вооружение, производством МТ-ЛБ занимался Харьковский тракторный завод. В конце 60-х транспортер стал массово поступать в подразделения советской армии. МТ-ЛБ активно поставлялся на экспорт, благодаря чему принял участие в большом количестве региональных конфликтов. Советские войска использовали «мотолыги» во время Афганской войны, после распада СССР этой машине довелось повоевать еще и на просторах бывшего «великого и могучего».
Прекрасные тактико-технические характеристики машины позволили создать на ее базе целый ряд специальных машин как военного, так и гражданского назначения. Особенно популярными стали вездеходы на шасси этого бронетранспортера. Уже в 70-е годы подобные машины стали привычным транспортным средством в Сибири и в районах Крайнего Севера.
После распада СССР конструкторское бюро и производственная база, которая занималась выпуском МТ-ЛБ, остались на Украине. С того момента харьковчане сумели создать несколько удачных военных и гражданских модификаций машины.
В России модернизацией МТ-ЛБ занимаются несколько предприятий. Наиболее известными из них являются «Муромтепловоз» (г. Муром) и рубцовский филиал «Уралвагонзавода». Эти производители сотрудничают с российским оборонным ведомством, МЧС, регулярно представляют свою продукцию на различных выставках. Хотя, на самом деле восстановлением и «апгрейдом» МТ-ЛБ, конечно же, занимается гораздо больше компаний, предприятий и обычных народных умельцев, которым просто нравится эта замечательная машина.
Время от времени появляются публикации о том, что тягач МТ-ЛБ устарел и его необходимо заменить на что-то более новое. Обычно они сопровождаются рассказами о недостаточной защищенности машины и ее слабом вооружении. В качестве возможного преемника МТ-ЛБ нередко называют бронетранспортер БТР-3Ф.
Подобная идея не кажется слишком удачной. О боевых характеристиках и назначении МТ-ЛБ было написано выше. Что касается БТР-3Ф, то эта машина была создана на базе БМП-3, отзывы о которой, мягко говоря, весьма неоднозначны. Кроме того, стоимость МТ-ЛБ и БТР-3Ф просто несопоставимы. Конструкторы «мотолыги» заложили столько возможностей для модернизации этой машины, что сравнительно небольшие вложения позволяют создать на ее базе вполне современные транспортные средства.
Конструкция МТЛБ
Корпус машины состоит из нескольких броневых листов толщиной несколько миллиметров, эффективно броня защищает только от осколков и стрелкового оружия. Это же дает плюс, тягач обладает высокой плавучестью и проходимостью. При весе всего 9,7 тонн это не вызывает удивления.
Корпус внутри вместительный и удобный, как для экипажа, так и для пассажиров, это главная особенность параметров, как и низкий силуэт.
Компоновка состоит из трансмиссионного отделения, располагающегося в носовой части. Отделения управления впереди, здесь же установлена башенка с пулеметом, который находится в ведении командира машины. Моторный отсек и отделение для грузов и пассажиров находятся, соответственно, в середине и конце тягача.
Движение обеспечивает 8-ми цилиндровый дизель ЯМЗ-238В мощностью 240 лошадиных сил. Подвеска независимая, торсионного типа. Управление осуществляется, как на всей советской гусеничной технике, с помощью рычагов. Место механика-водителя мтлб приспособлено для управления всей электроникой в машине. С помощью щитка приборов можно наблюдать за всеми электронными и механическими системами.
В разработанных для севера конструкциях установлена дополнительная печка. Гусеницы, имеющие ширину 350 мм, обеспечивают отличное прохождение практически по любому покрытию.
Они же, благодаря движению, позволяют плавучей конструкции сравнительно быстро перемещаться по водной поверхности. Играет роль небольшая, всего 9,7 тонн, масса аппарата. Но за все нужно платить, в данном случае расходом топлива. Кушает аппарат 80-100 литров топлива на 100 километров.
Технические характеристики МТЛБ
Масса, кг | 9,700 |
Грузоподъемность, кг: | 2500 |
Количество мест: | |
в кабине | 2 |
в кузове | 11 |
Размеры, мм | |
длина | 6,454 |
ширина | 2,850 |
высота | 1,865 |
Вооружение | 7,62-мм ПКТ |
Максимальная скорость, км/час | 61,5 |
Двигатель | ЯМЗ-238 |
Модификации МТЛБ
Отличные технические характеристики, простота эксплуатации и ремонта, высокая проходимость сделали этот вездеход очень популярным в России и далеко за ее пределами. Неудивительно, что МТЛБ – настоящий чемпион по количеству модернизаций. Значительным является и число специальных машин, созданных на его базе. Этот тягач используют не только военные, он очень востребован геологами, охотниками, специалистами спасательных служб. Ниже перечислены некоторые наиболее удачные модификации МТЛБ, разработанные в разных странах:
- МТЛБ-В. Эта модификация машины обладает большей проходимостью по сравнению с базовой. Она имеет более широкие гусеницы и меньшее давление на грунт.
- МТЛБ-ВН и МТЛБ-ВНС «Алтай» — тягачи, адаптированные для нужд народного хозяйства.
- МТЛБ-ВМ. Модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом НСВТ.
- МТЛБ-ВМ1К. Модификация, созданная для работы в условиях высокогорья. Она оснащена более мощным дизелем ЯМЗ-238БЛ-1.
- МТЛБ-М1А7. Модификация вездехода с башней БТР-80. Она может быть оснащена пулеметами ПКТМ (7,62 мм), «Корд» (12,7 мм) или автоматическим гранатометом. Также на башне могут быть установлены мортиры для отстрела дымовых гранат.
- Несколько модификаций МТЛБ созданы инженерами российской компании ОАО «Муромтепловоз». Их основным отличием являются боевые модули, установленные на вездеход. МТЛБ-ЛПТ – это пожарный трактор, созданный на «Муромтепловозе».
- МТЛБМ2. Модификация вездехода, изготовленная конструкторами «Курганмашзавода». От базовой модели она отличается новым двигателем и трансмиссией.
- МТЛБ-Р6. Модификация тягача, созданная на Харьковском тракторном заводе. Установлен более современный дизельный двигатель, новая башня с 30-мм пушкой, 7,62-мм пулеметом и системой постановки дымовых завес «Туча». Улучшена защищенность экипажа.
- МТЛБ-Р7. Это еще одна украинская модификация бронетранспортера с боевым модулем «Штурм». В его состав входит 30-мм пушка, 7,62-мм пулемет, два ПТРК, автоматический гранатомет, дымовые гранаты.
- MT-LB. Польская модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом ДШКМ.
- «Айбат» — самоходный миномет на базе МТЛБ, созданный для ВС Казахстана израильской фирмой «Солтам».
- MTLB-AM. Азербайджанская модификация машины, кроме стандартного 7,62 мм пулемета, вооружена еще 57-мм пусковой установкой с 15-ю НАР серии С-5 и автоматическим гранатометом.
Машины на базе МТЛБ
Примеры машин, созданных на базе МТЛБ:
- МТП-ЛБ – это машина техпомощи, вместо башенки на крыше установлена грузовая платформа.
- Объект 26 – это САУ «Гвоздика», установленная на удлиненном шасси МТЛБ.
- 2С24. Минометный комплекс «Дева», установленный на шасси МТЛБ.
- РХМ «Кашалот». Машина химической разведки, установленная на базе вездехода.
- «Тунджа» — самоходный 120-мм миномет на базе МТЛБ.
На базе тягача в разное время были созданы минные заградители, машины радиационной разведки, медицинские транспортеры, комплексы РЭБ, штабные машины, БМП с более мощной защитой и вооружением, зенитные и противотанковые самоходные комплексы.
Место работы
МТЛБ является типичной машиной «рабочего» типа. В культуре и обыденной жизни обыватели немного знают о существовании этого многоцелевого тягача, а уж тем более как расшифровывается аббревиатура.
Для связанных с работой в тяжелых условиях севера или военных, без этой машины сложно представить нормальную службу или работу.
Грузоподъемность и вместительность, безотказность в эксплуатации, сравнительно дешевые запчасти и простой ремонт дают неоспоримые преимущества гусеничному вездеходу МТЛБ перед конкурентами, как среди бойцов вооруженных сил, так и среди геологов Транснефти из ХМАО. Модификации можно увидеть в фильмах и на постаментах в Сибири и на Дальнем Востоке, в краях, где суровые люди делали суровую работу на этих суровых машинах.
Тягач МТЛБ 🔥 конструкция, технические характеристики, место работы
После войны, когда насыщались техникой сухопутные части, остро стоял вопрос об эффективном тягаче, который мог доставлять личный состав, различные грузы, несамоходную технику. Так на свет появился МТЛБ, расшифровка которого звучит как многоцелевой транспортер (или тягач) легкий бронированный, на сленге часто называемый «мотолыгой».
Рассмотрим боевую машину более подробно, историю ее создания, особенности конструкции, технические характеристики, где проходит службу.
Содержание
- История создания
- Конструкция МТЛБ
- Технические характеристики МТЛБ
- Модификации МТЛБ
- Машины на базе МТЛБ
- Место работы
История создания
В начале 60-х годов советское военное руководство решило обновить транспортный парк и заменить давно отслужившие свой срок гусеничные артиллерийские тягачи АТ-П новой машиной. А чтобы сделать этот процесс дешевле, было принято решение взять за основу что-нибудь из гражданской техники. Наиболее подходящим претендентом оказался легкий транспортер МТ-Л, который и переделывать особо было не нужно, только разработать для него бронированный корпус. Большинство же систем и механизмов машины осталось прежним.
Разработкой тягача занимались конструкторы КБ Харьковского тракторного завода, она началась в 1964 году, а уже через два года было развернуто серийное производство новой машины.
Корпус гусеничного транспортера был выполнен из стальных плит небольшой толщины, что обеспечивало защиту только от огня легкого стрелкового оружия и осколков. Однако такое решение позволило сохранить небольшую массу машины – менее десяти тонн. Благодаря этому у конструкторов не возникло особых проблем с плавучестью транспортера – он может преодолевать водные преграды со скоростью 5-6 км/ч. А гусеницы МТ-ЛБ обеспечивают машине низкое удельное давление на грунт, что является залогом отличной проходимости тягача.
В 1966 году машина была принята на вооружение, производством МТ-ЛБ занимался Харьковский тракторный завод. В конце 60-х транспортер стал массово поступать в подразделения советской армии. МТ-ЛБ активно поставлялся на экспорт, благодаря чему принял участие в большом количестве региональных конфликтов. Советские войска использовали «мотолыги» во время Афганской войны, после распада СССР этой машине довелось повоевать еще и на просторах бывшего «великого и могучего».
Прекрасные тактико-технические характеристики машины позволили создать на ее базе целый ряд специальных машин как военного, так и гражданского назначения. Особенно популярными стали вездеходы на шасси этого бронетранспортера. Уже в 70-е годы подобные машины стали привычным транспортным средством в Сибири и в районах Крайнего Севера.
После распада СССР конструкторское бюро и производственная база, которая занималась выпуском МТ-ЛБ, остались на Украине. С того момента харьковчане сумели создать несколько удачных военных и гражданских модификаций машины.
В России модернизацией МТ-ЛБ занимаются несколько предприятий. Наиболее известными из них являются «Муромтепловоз» (г. Муром) и рубцовский филиал «Уралвагонзавода». Эти производители сотрудничают с российским оборонным ведомством, МЧС, регулярно представляют свою продукцию на различных выставках. Хотя, на самом деле восстановлением и «апгрейдом» МТ-ЛБ, конечно же, занимается гораздо больше компаний, предприятий и обычных народных умельцев, которым просто нравится эта замечательная машина.
Время от времени появляются публикации о том, что тягач МТ-ЛБ устарел и его необходимо заменить на что-то более новое. Обычно они сопровождаются рассказами о недостаточной защищенности машины и ее слабом вооружении. В качестве возможного преемника МТ-ЛБ нередко называют бронетранспортер БТР-3Ф.
Подобная идея не кажется слишком удачной. О боевых характеристиках и назначении МТ-ЛБ было написано выше. Что касается БТР-3Ф, то эта машина была создана на базе БМП-3, отзывы о которой, мягко говоря, весьма неоднозначны. Кроме того, стоимость МТ-ЛБ и БТР-3Ф просто несопоставимы. Конструкторы «мотолыги» заложили столько возможностей для модернизации этой машины, что сравнительно небольшие вложения позволяют создать на ее базе вполне современные транспортные средства.
Конструкция МТЛБ
Корпус машины состоит из нескольких броневых листов толщиной несколько миллиметров, эффективно броня защищает только от осколков и стрелкового оружия. Это же дает плюс, тягач обладает высокой плавучестью и проходимостью. При весе всего 9,7 тонн это не вызывает удивления.
Корпус внутри вместительный и удобный, как для экипажа, так и для пассажиров, это главная особенность параметров, как и низкий силуэт.
Компоновка состоит из трансмиссионного отделения, располагающегося в носовой части. Отделения управления впереди, здесь же установлена башенка с пулеметом, который находится в ведении командира машины. Моторный отсек и отделение для грузов и пассажиров находятся, соответственно, в середине и конце тягача.
Движение обеспечивает 8-ми цилиндровый дизель ЯМЗ-238В мощностью 240 лошадиных сил. Подвеска независимая, торсионного типа. Управление осуществляется, как на всей советской гусеничной технике, с помощью рычагов. Место механика-водителя мтлб приспособлено для управления всей электроникой в машине. С помощью щитка приборов можно наблюдать за всеми электронными и механическими системами.
В разработанных для севера конструкциях установлена дополнительная печка. Гусеницы, имеющие ширину 350 мм, обеспечивают отличное прохождение практически по любому покрытию.
Они же, благодаря движению, позволяют плавучей конструкции сравнительно быстро перемещаться по водной поверхности. Играет роль небольшая, всего 9,7 тонн, масса аппарата. Но за все нужно платить, в данном случае расходом топлива. Кушает аппарат 80-100 литров топлива на 100 километров.
Технические характеристики МТЛБ
Масса, кг | 9,700 |
Грузоподъемность, кг: | 2500 |
Количество мест: | |
в кабине | 2 |
в кузове | 11 |
Размеры, мм | |
длина | 6,454 |
ширина | 2,850 |
высота | 1,865 |
Вооружение | 7,62-мм ПКТ |
Максимальная скорость, км/час | 61,5 |
Двигатель | ЯМЗ-238 |
Модификации МТЛБ
Отличные технические характеристики, простота эксплуатации и ремонта, высокая проходимость сделали этот вездеход очень популярным в России и далеко за ее пределами.
- МТЛБ-В. Эта модификация машины обладает большей проходимостью по сравнению с базовой. Она имеет более широкие гусеницы и меньшее давление на грунт.
- МТЛБ-ВН и МТЛБ-ВНС «Алтай» — тягачи, адаптированные для нужд народного хозяйства.
- МТЛБ-ВМ. Модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом НСВТ.
- МТЛБ-ВМ1К. Модификация, созданная для работы в условиях высокогорья. Она оснащена более мощным дизелем ЯМЗ-238БЛ-1.
- МТЛБ-М1А7. Модификация вездехода с башней БТР-80. Она может быть оснащена пулеметами ПКТМ (7,62 мм), «Корд» (12,7 мм) или автоматическим гранатометом. Также на башне могут быть установлены мортиры для отстрела дымовых гранат.
- Несколько модификаций МТЛБ созданы инженерами российской компании ОАО «Муромтепловоз». Их основным отличием являются боевые модули, установленные на вездеход. МТЛБ-ЛПТ – это пожарный трактор, созданный на «Муромтепловозе».
- МТЛБМ2. Модификация вездехода, изготовленная конструкторами «Курганмашзавода». От базовой модели она отличается новым двигателем и трансмиссией.
- МТЛБ-Р6. Модификация тягача, созданная на Харьковском тракторном заводе. Установлен более современный дизельный двигатель, новая башня с 30-мм пушкой, 7,62-мм пулеметом и системой постановки дымовых завес «Туча». Улучшена защищенность экипажа.
- МТЛБ-Р7. Это еще одна украинская модификация бронетранспортера с боевым модулем «Штурм». В его состав входит 30-мм пушка, 7,62-мм пулемет, два ПТРК, автоматический гранатомет, дымовые гранаты.
- MT-LB. Польская модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом ДШКМ.
- «Айбат» — самоходный миномет на базе МТЛБ, созданный для ВС Казахстана израильской фирмой «Солтам».
- MTLB-AM. Азербайджанская модификация машины, кроме стандартного 7,62 мм пулемета, вооружена еще 57-мм пусковой установкой с 15-ю НАР серии С-5 и автоматическим гранатометом.
Машины на базе МТЛБ
Примеры машин, созданных на базе МТЛБ:
- МТП-ЛБ – это машина техпомощи, вместо башенки на крыше установлена грузовая платформа.
- Объект 26 – это САУ «Гвоздика», установленная на удлиненном шасси МТЛБ.
- 2С24. Минометный комплекс «Дева», установленный на шасси МТЛБ.
- РХМ «Кашалот». Машина химической разведки, установленная на базе вездехода.
- «Тунджа» — самоходный 120-мм миномет на базе МТЛБ.
На базе тягача в разное время были созданы минные заградители, машины радиационной разведки, медицинские транспортеры, комплексы РЭБ, штабные машины, БМП с более мощной защитой и вооружением, зенитные и противотанковые самоходные комплексы.
Место работы
МТЛБ является типичной машиной «рабочего» типа. В культуре и обыденной жизни обыватели немного знают о существовании этого многоцелевого тягача, а уж тем более как расшифровывается аббревиатура.
Для связанных с работой в тяжелых условиях севера или военных, без этой машины сложно представить нормальную службу или работу.
Грузоподъемность и вместительность, безотказность в эксплуатации, сравнительно дешевые запчасти и простой ремонт дают неоспоримые преимущества гусеничному вездеходу МТЛБ перед конкурентами, как среди бойцов вооруженных сил, так и среди геологов Транснефти из ХМАО. Модификации можно увидеть в фильмах и на постаментах в Сибири и на Дальнем Востоке, в краях, где суровые люди делали суровую работу на этих суровых машинах.
Как сделать матрицу в цикле в MATLAB — видео
Здравствуйте, и снова добро пожаловать в другое видео MATLAB. Сегодня мы поговорим о создании матрицы в цикле. Мы собираемся сделать это, ответив на несколько вопросов.
Итак, вопрос 1. Допустим, у меня есть вектор 1, 3, 6, 8, 9. И я хочу сделать из него следующую матрицу, вот эту. Как мне это сделать?
Если мы внимательно посмотрим на эту матрицу, мы увидим закономерность. Значения в каждой строке равны 1 плюс значения над ней. Видите, первый столбец читает 1, 2, 3, 4, 5. А второй столбец читает 3, 4, 5, 6, 7, и так далее, и так далее.
Итак, теперь, когда мы нашли шаблон, возникает вопрос, как создать эту матрицу в цикле? Что ж, первым шагом будет создание начального вектора. Я напишу равно 1, 3, 6, 8, 9. В этом примере я не буду подавлять выходные данные. И я покажу вам почему в конце видео.
Итак, теперь, когда у нас есть вектор, нам нужно подумать о создании нашей матрицы в цикле. Мы знаем, что нам нужно добавить четыре строки к нашему текущему вектору. Это означает, что нам понадобится четыре итерации в цикле. Я продолжу и создам индексную переменную для i равно от 2 до 5. Затем внутри цикла я напишу следующую команду: A of I запятая равна A of I минус 1 запятая плюс 1, а затем конец.
Итак, давайте пройдемся по оператору. Мы входим в цикл, и i равно 2. Запятая A of I означает, что мы индексируем все столбцы в строке I, которая в данном случае является строкой 2. И вторая часть равна A of I минус 1 запятая двоеточие плюс 1 означает, что мы устанавливаем вторую строку равной 1 плюс значения в строке перед ней, в данном случае строку 1, а затем заканчиваем. Итак, после одной итерации A теперь представляет собой матрицу 2 на 5.
Возвращаемся к началу цикла. И на этот раз I равно 3. Мы индексируем все столбцы в третьей строке и устанавливаем эти значения равными 1 плюс строка над ней. Результатом будет то, что A представляет собой матрицу 3 на 5. И мы будем продолжать повторять цикл, пока не пройдем все индексные переменные.
Теперь давайте посмотрим, что произойдет, когда мы нажмем кнопку «Бежать». Как видим, мы получили ожидаемую матрицу. А так как мы оставили выражение неподавленным, мы также можем видеть каждую итерацию.
Давайте сделаем немного другой пример. На этот раз мы начнем с этого вектора-столбца. И мы хотим создать следующую матрицу. Как нам это сделать?
Итак, первый шаг — выяснить закономерность. В этом случае значения каждого столбца в два раза превышают значения в столбце перед ним. Итак, как и раньше, давайте создадим наш начальный вектор B. И на этот раз мы добавим еще три столбца к B.
Итак, когда мы настроим нашу петлю, мы скажем, что I равно 2:4. Далее нужно написать шаблон в коде MATLAB. Итак, я напишу B запятой двоеточия I равно 2 раза B запятой двоеточия I минус 1, а затем конец. Итак, если мы запустим это, мы должны получить ожидаемую матрицу. И мы делаем. Теперь я просто хочу отметить, что решение, которое я предлагаю, не уникально. Вы можете придумать что-то немного другое, что все еще работает.
Итак, теперь некоторые из вас могут указать, что этот процесс был бы быстрее, если бы мы заранее выделили память. И вы, ребята, будете правы. Предварительное выделение — это способ оптимизировать ваш код MATLAB путем явного определения окончательного размера растущего массива или растущей матрицы. Это может не повлиять на производительность нашего текущего примера. Потому что матрица действительно маленькая. Но это заметно для матриц, которые вырастают действительно большими в размерах.
Давайте воспользуемся предварительным размещением в первом примере. Наш код будет очень похож на предыдущий, за исключением двух строк. Эта первая строка будет определять, насколько большой будет окончательная матрица. В данном случае это 5 на 5. Итак, я создам матрицу-заполнитель нулей такого размера.
В остальном мой код почти идентичен. Я продолжу и скопирую его из первого примера и сделаю одну небольшую настройку. Здесь мы должны проиндексировать первую строку нулевой матрицы и перезаписать эти значения значениями, содержащимися в этом векторе. Но это все. Теперь, если мы нажмем «Выполнить», мы увидим, что A не увеличивается в размере, а просто перезаписывает уже существующие строки.
Итак, давайте вернемся к первому вопросу и посмотрим, как здесь наша матрица становится все больше и больше. Чтобы проверить свое понимание этого, посмотрите, сможете ли вы применить тот же процесс ко второму вопросу, который мы сделали. В любом случае, спасибо, ребята, за внимание. Увидимся в другом видео.
Работа с массивами в MATLAB — Видео
MATLAB хранит все типы данных в массивах. Сюда входят не только числовые данные, но и данные других типов, такие как строки или даже сложные объекты. Таким образом, работа с массивами является фундаментальной для работы с MATLAB. С помощью языка MATLAB вы можете создавать массивы, получать доступ и присваивать значения элементам массива, используя ряд методов индексации, а также выполнять множество других операций для управления содержимым массива.
Сначала рассмотрим создание массивов. Вы можете создать массив, указав конкретные значения, используя квадратные скобки и запятые или пробелы для разделения столбцов в строке, например A равно 1, 2, 3, 4, и точку с запятой для разделения строк. Вы можете создавать одномерные массивы с равными интервалами с помощью оператора столбца, такого как A равно от 1 до 10, A равно от 1 до 10 с шагом 2 или A равно от 10 до 1 с шагом минус 2.
Функция пространства linspace аналогична к оператору двоеточия, что позволяет указать начальное и конечное значение, но дает контроль над количеством точек, например 7. Вы можете преобразовать строки в столбцы с помощью оператора транспонирования. Вы также можете вызывать ряд функций, которые генерируют элементарные матрицы с различным содержимым, таким как единицы, нули или случайные числа. Может быть удобнее просматривать содержимое массива, открыв его в редакторе переменных.
Теперь посмотрим, как можно получить доступ и изменить значения элементов массива с помощью различных форм индексации. Вы можете указать элементы массива с помощью простой индексации строк и столбцов. Вот элемент A во втором столбце первой строки.
Вы можете указать диапазон строк и столбцов для доступа к разделам массива, таким как строка 1, столбцы с 1 по 2. Элементы не обязательно должны быть непрерывными, например, строка 1, столбцы 1 и 3. Вы можете указать все строки или столбцы с помощью оператора двоеточия, в данном случае указывая все столбцы. Вы также можете использовать ключевое слово конца, такое как строка 1, столбцы 2 до конца или 2 конец минус 1.
Вы можете присвоить значения определенным элементам, указав индексацию в левой части уравнения, например, строки 1, столбцы 2 до конца минус 1 равно 10 10. Вы можете удалить одну или несколько строк массива, таких как строки 1 до 2, все столбцы, сопоставив их с пустой матрицей, обозначенной квадратными скобками. A теперь на две строки короче.
Иногда бывает удобно рассматривать двумерные массивы, такие как эти, как одномерный массив, как если бы все столбцы были сложены вместе в один столбец и указать один индекс. Это называется линейной индексацией. Например, к элементу в строке 1 столбца 2 можно получить доступ через один линейный индекс, 5.
Это возможно, потому что массивы MATLAB хранятся в памяти по столбцам. Другими словами, каждый столбец в массиве сохраняется один за другим. Таким образом, элемент в строке 1 столбца 2 фактически является пятым сохраненным элементом. Оператор двоеточия, используемый сам по себе, указывает все элементы при использовании линейной индексации и возвращает один вектор-столбец со всем содержимым массива.
Вы также можете получить доступ к элементам с помощью так называемого логического индексирования, когда вы указываете массив индексации одинакового размера, заполненный истинными или ложными значениями, например маску. Это полезно для работы с элементами, значения которых соответствуют некоторому критерию, такому как A меньше 0,5, что создает массив логических значений того же размера, что и A, с истинными значениями, отображаемыми здесь как 1, когда A меньше 0,5. Обратите внимание, что логические значения, такие как истина и ложь, отображаются как 1 и 0 соответственно.
Мы можем использовать логические массивы, такие как этот, для выполнения логического индексирования, такого как установка элементов A, где A меньше 0,5, на отрицательную 1. Чтобы найти индексы элементов массива, которые соответствуют вашим критериям, используйте функцию Find, которая находит ненулевые значения вместе с логическим выражением. Это дает линейные индексы элементов, которые удовлетворяют условию А меньше 0,5. Вместо этого вы можете получить индексы строк и столбцов. Вы можете увидеть информацию обо всех методах индексации в документации.
И, наконец, давайте посмотрим, как можно извлечь некоторую полезную информацию о массиве и выполнить некоторые основные операции.