4.4 Определение опасных зон, образующихся при работе грузоподъёмных машин (кранов) и механизмов
При работах в условиях производственного риска необходимо выделить опасные для людей зоны, в которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполняемых работ.
На выполнение работ в зонах действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, должен быть выдан наряд-допуск.
Граница зоны обслуживания кранов определяется максимальным вылетом (Кз) на участке между крайними стоянками башенного крана на рельсовом крановом пути согласно рисунку 4.22 и стреловых кранов согласно рисунку 4.23.
Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузоподъемными кранами, а также вблизи строящегося здания (рисунок 4.24) принимаются от крайней точки горизонтальной проекции наружного наименьшего габарита перемещаемого груза или стены здания с прибавлением наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза и минимального расстояния отлета груза при его падении согласно таблице 4.
Таблица 4.4 — Минимальное расстояние отлета груза при его падении
Высота возможного падения груза (предмета), м | Минимальное расстояние отлета перемещаемого (падающего) предмета, м | |
перемещаемого краном груза в случае его падения | предметов в случае их падения со здания | |
До 10 | 4 | 3,5 |
« 20 | 7 | 5 |
« 70 | 10 | 7 |
« 120 | 15 | 10 |
«200 | 20 | 15 |
« 300 | 25 | 20 |
«450 | 30 | 25 |
Примечание. |
Под высотой возможного падения груза при его перемещении краном следует понимать расстояние от поверхности земли (или площадки, для которой определяется граница опасной зоны) до низа груза, подвешенного на грузозахватном приспособлении (строп, траверса и др.)
Рисунок 4.24 – Определение границы опасной зоны:
Вгр – наименьший габарит перемещаемого груза; Lгр – наибольший габарит перемещаемого груза; X – минимальное расстояние отлета груза
В необходимых случаях в стесненных условиях строительства величина опасной зоны может быть сокращена за счет уменьшения максимальной высоты подъема и перемещения грузов. Уменьшение максимальной высоты подъема обуславливается техническими и организационными решениями.
К техническим решениям по сокращению величины опасной зоны относятся: ограничение высоты подъема, зоны обслуживания путем ограничения поворота стрелы или ограничения вылета, применение кранов с меньшей высотой подъема, применение удлиненных стропов, и грузозахватных приспособлений, оборудованных устройствами для испытания прочности монтажных петель или страховочного приспособления, исключающих возможность падения грузов, применение защитных ограждений (экранов).
К организационным решениям относятся мероприятия, содержащие дополнительные требования, связанные с обеспечением производства работ (мероприятия по выполнению погрузочно-разгрузочных работ с обозначением на местности зон подъема груза не на полную высоту и т. п.).
Граница опасной зоны принимается:
— для грузопассажирских подъемников от габарита кабины и противовеса и составляет 5 м;
— для грузовых подъемников с платформой от габарита грузовой платформы согласно рисунку 4.26.
Граница опасной зоны для грузовых подъемников с консольной стрелой определяется согласно графику определения минимального расстояния отлета груза при его падении как при перемещении груза краном с учетом габарита наибольшего груза соответственно таблице 4. 4.
Рисунок 4.25 – График определения минимального расстояния отлета груза при его падении:
1 – при перемещении кранами груза в случае его падения; 2 – в случае падения предметов со здания
Рисунок 4.26 – Определение опасной зоны при работе грузового подъёмника:
1 – здание; 2 – подъемник; 3 – граница опасной зоны
Эксплуатация зданий и их отдельных частей, находящихся вблизи строящихся или реконструируемых зданий, допускается при условии, если перекрытие верхнего этажа эксплуатируемого здания не находится в опасной зоне возможного падения предметов, определяемой в зависимости от высоты возможного падения груза до перекрытия верхнего этажа эксплуатируемого здания и при выполнении следующих мероприятий:
— оконные, дверные проемы эксплуатируемого здания и его отдельных частей, попадающие в зону возможного падения предметов, должны быть закрыты защитными ограждениями; входы и выходы эксплуатируемого здания должны быть устроены за пределами опасной зоны;
— перемещение грузов у существующих (находящихся вблизи строящихся) зданий с глухими капитальными стенами или стенами с проемами, закрытыми защитными ограждениями, может производиться на расстоянии не менее 1 м от стены (рисунок 4.
В связи с тем, что нормативными документами не предусматривается возникновение опасных зон от падения крана и его отдельных узлов, противовесная консоль и часть крановой стрелы, на которую не может заходить грузовая техника при наличии соответствующего концевого выключателя (или упора), могут перемещаться за пределами строительной площадки и над местами, где могут находиться люди, при соблюдении требований техники безопасности.
При определении границы опасной зоны вдоль луча, ограничивающего поворот стрелы, у кранов, имеющих подъемную стрелу, необходимо учитывать изменение высоты подъема в зависимости от вылета, поэтому расстояние от линии ограничения (по лучу) до границы опасной зоны является переменной величиной при изменении вылета (при отсутствии мероприятий по ограничению высоты подъема).
Границу опасной зоны обозначают на местности знаками, предупреждающими о работе крана. Знаки устанавливаются из расчета видимости границы опасной зоны, в темное время суток они должны быть освещены.
Знаки устанавливаются на закрепленных стойках для предотвращения опасности от их падения при проходе людей и передвижении техники.
На границе опасной зоны и местах возможного прохода людей (дороги и пешеходные дорожки) устанавливаются знаки, предупреждающие о работе крана.
При строительстве объектов с применением грузоподъемных кранов, когда в опасные зоны, расположенные вблизи строящихся зданий, а также мест перемещения грузов кранами, граница которых определяется в соответствии с таблицей 4.4, попадают транспортные или пешеходные пути, санитарно-бытовые или производственные здания и сооружения, другие места постоянного или временного нахождения людей на территории строительной площадки или вблизи ее, необходимо предусматривать решения, предупреждающие условия возникновения там опасных зон, в том числе:
— устройство защитных сооружений (укрытий), обеспечивающих защиту людей от действия опасного фактора:
— оснащение башенных кранов «Системой ограничения зоны работы башенного крана в стесненных условиях».
— оснащение стреловых самоходных кранов координатной защитой;
— ограничение скорости поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны не менее 7м;
— перемещения грузов на участках, расположенных на расстоянии менее 7 м от границы опасных зон, следует осуществлять с применением предохранительных или страховочных устройств, предотвращающих падение грузов;
— на участках вблизи строящегося (реконструируемого) здания по периметру здания необходимо установить защитный экран, имеющий равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого грузоподъемным краном; зона работы крана должна быть ограничена таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитных экранов, расположение которых показано на рисунках 4.28-4.31.
Рисунок 4.28 – Возведение девятиэтажного здания административного назначения, расположенного между двумя жилыми зданиями равной высоты:
1 – граница зоны обслуживания краном; 2 – граница опасной зоны от действия крана; 3 – зона складирования грузов; 4 – площадка приёма раствора и бетонной смеси; 5 – стоянка транспорта под разгрузкой; 6 – место хранения грузозахватных приспособлений и тары; 7 – линия ограничения зоны обслуживания; 8 – линия предупреждения об ограничении зоны обслуживания; 9 – стенд схем строповок; 10 – шкаф электропитания крана; 11 – контрольный груз; 12 – ограждение крановых путей; 13 – временный забор; 14 – навес над выходом в здание; 15 – пешеходная дорожка; 16 – граница опасной зоны от строящегося здания; 17 –знак, предупреждающий о работе крана с пояснительной табличкой; 18 – пункт мойки колёс автотранспорта; * — стоянка крана в нерабочее время; α – угол принудительного ограничения поворота стрелы; α1 – угол привязки ограничения к оси пути.
Пояснения к рисунку 4.28.
1.Главным условием строительства примыкающих зданий без отселения людей и остановки производства в существующих зданиях является исключение возможности образования опасных зон в местах нахождения людей (в том числе при максимальной высоте подъема или вылете) за счет разработки соответствующих технических мероприятий (принудительное ограничение поворота стрелы, вылета или высоты подъема, устройство защитных ограждений, а также другие мероприятия).
2.Над зданием К груз не может перемещаться, так как максимальная высота перемещения груза ниже высоты стен этого здания.
3.Оконные проемы зданий К и Кпопадающие в опасную зону, должны быть закрыты защитными ограждениями.
4.Монтаж и перемещение конструкций в 7-метровой зоне у прилегающих зданий производится в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, все работы в зоне примыкания выполняются по наряду-допуску на производство работ повышенной опасности.
За 7 м (размер от габарита груза) от примыкающих зданий груз должен быть опущен на высоту 0,5м от встречающихся на пути препятствий при последующем перемещении и успокоен от раскачивания, а дальнейшее горизонтальное перемещение должно производиться на минимальной скорости с удерживанием от разворота оттяжками.
5. Перемещение стрелы в сторону здания К должно быть принудительно ограничено. Стрела не должна доводиться до примыкающего здания на 2 м.
6. Со стороны К должно быть установлено защитное ограждение из элементов трубчатых лесов на высоту не менее 3 м выше монтажного горизонта, а перемещение груза должно быть принудительно ограничено на высоте не менее чем на 0,5м ниже верха защитного ограждения.
7. При необходимости, когда стрела не доводится на 2 м до примыкающего здания и может образовываться участок мертвой зоны у здания, работы на этом участке должны выполняться вручную.
Намеченные мероприятия должны быть согласованы с организацией, эксплуатирующей соответствующие здания и территории.
Рисунок 4.30 — Возведение многоэтажного здания, примыкающего к более низкому жилому дому и выходящего на магистраль с интенсивным движением транспорта:
1- граница опасной зоны от действия крана; 2 – граница опасной зоны строящегося здания; 3 – зона складирования грузов; 4 – площадка приема раствора и бетонной смеси; 5- стоянка транспорта под разгрузкой; 6 – место хранения грузозахватных приспособлений и тары; 7 – линия ограничения зоны обслуживания; 8 – линия предупреждения об ограничении зоны обслуживания; 9 – стенд схем строповок; 12 — ограждение крановых путей; 13 – временный забор с козырьком; 14 -временный забор;15 — навес над входом в здании; 16 – пешеходная дорожка; 17 – знак, предупреждающий о работе крана; * — стоянка крана в нерабочем состоянии.
Пояснения к рисунку 4.30.
1. Перемещение грузов у примыкающего жилого здания К аналогично примечанию к рисунку 4.28. Поворот стрелы у здания К принудительно ограничен. Защитное ограждение у здания К устанавливается на консоли из металлоконструкции, заложенных в стены возводимого здания.
2. В связи с выходом строящегося здания на городскую магистраль с интенсивным движением городского транспорта, когда не представляется возможным выгородить опасную зону от действия крана, работы производить аналогично примыкающим зданиям — под защитой ограждения из элементов трубчатых лесов и с принудительным ограничением высоты подъема. Максимальная высота перемещения груза должна быть ниже защитного ограждения не менее чем на 0, 5 м, а высота защитного ограждения должна быть не менее 3 м от уровня монтажного горизонта. Со стороны проезжей части строительные леса должны быть защищены на всю высоту синтетической или проволочной сеткой.
Пешеходный переход вдоль защитного ограждения должен иметь козырек, сплошную обшивку со стороны строящегося здания и расположен от него не ближе 2 м.
Подаваемый груз за 7 м от защитного ограждения должен быть опущен на высоту 0,5 м от монтажного горизонта (или препятствий, встречающихся на пути), успокоен от раскачивания и на минимальной скорости с удерживанием от разворота оттяжками должен перемещаться к наружной стене с защитным ограждением. Работы должны производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, по наряду-допуску на работы в зонах постоянно действующих опасных производственных факторов.
Для уменьшения или ликвидации опасной зоны у реконструируемых зданий (сооружений), выходящих на городские магистрали с интенсивным движением транспорта, когда не представляется возможным выгородить на длительное время опасную зону как от реконструируемого здания, так и от перемещаемого краном груза, необходимо выполнить следующие мероприятия:
— установить сплошное ограждение, закрепляемое за наружные стены реконструируемого здания или за инвентарные трубчатые леса, устанавливаемые у реконструируемого здания;
— принять высоту защитного ограждения не менее 3 м от верха существующих наружных стен;
— на лесах установить два защитных настила и наружную сторону лесов выгородить тканой сеткой;
— закрыть все оконные и дверные проемы защитными ограждениями;
— максимальную высоту перемещения грузов (до низа груза) принять ниже верха защитного ограждения на величину не менее 0,5 м;
— вдоль лесов или здания выполнить для пешеходов защитный козырек;
— при выполнении работ в зоне, примыкающей к наружной стене с защитным ограждением, необходимо груз за 5 м опустить на 0,5 м над перекрытием или выступающими конструкциями и подводить к месту установки у наружной стены на минимальной скорости, удерживая его оттяжками;
— при нахождении стропальщика вне видимости крановщика между ними должна быть организована радиосвязь;
— монтаж или перестановку ограждений без устройства лесов производить в ночное время в период наименьшего движения транспорта с установкой на проезжей части сигнальных ограждений за границей опасной зоны от перемещения грузов и необходимых дорожных знаков по согласованию с ГАИ.
Опасные зоны при перемещении грузов кранами
- Подробности
- Категория: Погрузочно-разгрузочные
- грузоподъемные
В энергетике для выполнения технологических операций применяют различные по назначению грузоподъемные краны: козловые, мостовые электрические, в том числе специальные энергетические, консольные.
Козловые краны могут перемещать грузы с относительно большой скоростью, при этом не требуется возведения дорогостоящих надземных подкрановых эстакад. По конструктивным признакам козловые краны подразделяют на консольные и бесконсольные. Первые имеют пролетное строение с консолями для выхода грузовой тележки за габариты опор, что позволяет перемещать груз через проемы опор за пределы пролетного строения. У бесконсольных кранов такая возможность отсутствует, что несколько упрощает конструкцию, но делает эти краны менее эффективными при выполнении погрузо-разгрузочных работ.
Мостовые электрические краны являются одним из наиболее распространенных типов грузоподъемных кранов в черной металлургии. Они различаются по назначению, грузоподъемности и конструкции. Мостовой электрический кран состоит из собственно моста крана с механизмом передвижения, грузовой тележки с подвеской и кабины управления. Кран перемещается вдоль цеха или рабочей площадки по подкрановым путям. В зависимости от назначения крана механизм подъема оснащают различными грузозахватными органами: крюком, траверсами, клещами, пратценами, электромагнитом или грейфером. В отличие от крюкового крана на тележке грейферного, кроме механизма передвижения, установлены два одинаковых механизма: один — для подъема грейфера, другой — для его замыкания.
Для выполнения вспомогательных технологических операций и ремонтных работ широкое распространение получили консольные краны. Они более маневрены, так как имеют свои, независимые от основных технологических кранов подкрановые пути.
В коксохимическом и агломерационном производствах, на угольных и рудных дворах козловые и мостовые краны используют для выгрузки угля и руды из вагонов, погрузки их в вагоны и приемные бункера, перемещения угля и руды из штабеля в штабель с целью усреднения состава шихты. В зоне работы козловых кранов люди обычно отсутствуют. Необходимо обеспечивать безопасность крановщика, ремонтного персонала, обслуживающего кран. Ремонтные работы производят в неблагоприятных условиях, на открытом воздухе, зачастую без средств механизации. Поэтому безопасность персонала, обслуживающего краны, определяется правильной эксплуатацией и четкой организацией ремонтных работ.
Козловые краны оснащают следующими средствами сигнализации, приборами и устройствами безопасности: концевыми выключателями, механизмов передвижения кранов, грузовой тележки, подъема грузозахватного органа; блокировкой двери входа в кабину в целях исключения передвижения крана с открытой дверью; ограничителями перекоса автоматического действия для предотвращения опрокидывания крана; противоугонными устройствами; звуковым сигнальным прибором.
Специальные энергетические краны обеспечены следующими средствами безопасности: ограничителями подъема и передвижения крана; ограждениями рабочих площадок, движущихся и вращающихся частей крана, токоведущих деталей; блокировками открывания двери, выходных люков на мост крана; звуковым сигналом. Для обеспечения безопасности рабочих сталеплавильных цехов разрабатывают четкие организационно-технические мероприятия, регламентирующие порядок работы оборудования цеха.
Кроме специальных энергетических кранов, в основном и вспомогательных цехах установлено большое число мостовых электрических кранов общего назначения различной грузоподъемности. С помощью этих кранов выполняют большое число вспомогательных операций по уборке производственных помещений, ремонту основного оборудования. В зоне действия этих кранов находится большое число работающих. Перемещение грузов кранами общего назначения осуществляют, как правило, два человека: машинист и подкрановый рабочий; они отвечают за безопасную эксплуатацию крана.
Основными причинами несчастных случаев могут быть нарушения инструкций и правил по безопасному ведению работ машинистами кранов и подкрановыми рабочими; неудовлетворительная организация профилактических ремонтов оборудования; отсутствие, неисправность или неиспользование приборов и устройств безопасности.
Наиболее часто встречающиеся нарушения — это провоз грузов над работающими; разгрузка и погрузка краном в железнодорожные вагоны в момент нахождения в них стропальщиков; подъем груза при нахождении стропальщика в опасной зоне и т. п.
- Назад
- Вперёд
зон ниже Подъемные операции — CableSafe
Операция подъема полностью соответствует своему названию. Он позволяет поднимать рабочих или предметы на необходимую высоту. Подъемные работы являются необходимостью в строительной отрасли. Подъемные операции могут выполняться как вручную, так и с помощью автоматизированных механических средств.
Поскольку подъемное оборудование зависит от высоты, с ним обычно связана опасность падения или падения. Они подвергают рабочих большому риску получения травм.
Подъемное оборудование
Любое оборудование, используемое для подъема определенного груза, считается подъемным оборудованием. Он включает в себя аксессуары и приспособления для крепления или фиксации оборудования. Некоторые другие примеры грузоподъемного оборудования подробно описаны ниже.
Подъемное устройство представляет собой подъемное оборудование, в котором используется барабан или подъемное колесо и канатная система для подъема принадлежностей или людей. В зависимости от использования он может иметь ручной или электрический привод.
Кран является наиболее неотъемлемой частью строительной площадки в различных отраслях промышленности. Это тип машины, обычно используемый для подъема тяжелых грузов и их горизонтального перемещения. Вот некоторые примеры кранов; Башенный кран представляет собой балансировочный кран, закрепленный на земле. Обеспечивает высокую грузоподъемность на больших высотах. Телескопический кран — это кран-манипулятор, стрелы которого вставлены одна в другую. Их также называют мобильными кранами, и они обычно используются для временных проектов.
Вилочный погрузчик — это промышленный грузовик для перемещения материалов из одного места в другое. Приподнятые рабочие платформы используются для доступа к областям на определенной высоте. Для перевозки рабочих используется пассажирский лифт или строительный лифт.
Опасная зона во время подъемных работ
Опасная зона — это зона с ограниченным доступом, доступ к которой запрещен во время выполнения работ. Одна из многих причин несчастных случаев во время подъемных работ связана с входом рабочих в опасную зону. Хотя несчастные случаи не всегда случаются в опасной зоне, абсолютно необходимо распознавать опасные зоны и держаться подальше от них.
Зона, которая может быть помечена как опасная зона во время операции подъема, может находиться непосредственно под грузом или вокруг него. Иногда подъемное оборудование может сломаться при падении и нанести вред не только людям, находящимся под ним, но и людям в соседних районах.
Несмотря на то, что работники могут распознать опасную зону, возможно, что наблюдатели или посторонние лица могут попасть в нее случайно, не подозревая об опасности. В таких случаях должен быть знак опасности, указывающий на опасную зону, чтобы свести несчастные случаи к минимуму.
Связанные часто задаваемые вопросы
Каковы опасности подъемных операций?
Типичные опасности, связанные с подъемными работами, могут быть вызваны выходом из строя подъемного оборудования, падением груза или падением груза с высоты. Существует также риск падения и раздавливания рабочих движущимся или подъемным оборудованием.
Какие существуют типы подъемного оборудования?
Различные типы подъемного оборудования включают краны, подъемники, вилочные погрузчики, подъемные рабочие платформы и пассажирские подъемники.
Контакты
Есть вопросы?
Свяжитесь с нами
Cablesafe здесь, чтобы предоставить вам дополнительную информацию, ответы и вопросы, которые могут у вас возникнуть, и создать эффективное решение для обеспечения вашей безопасности.
Свяжись с нами
ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНУЮ ЦЕНУ
Продукция высочайшего качества с индивидуальным подходом к вашим потребностям. Изучите все наши продукты.
Каковы наиболее распространенные опасности при работе с краном?
Безопасность крана
Краны являются важным оборудованием во многих отраслях промышленности. Из-за того, что он такой большой и перемещает такие тяжелые предметы, он также может быть очень опасным. Изучение различных опасностей, связанных с использованием кранов, поможет определить риски на рабочем месте. Читайте дальше, чтобы узнать о некоторых наиболее распространенных угрозах безопасности крана, чтобы можно было предпринять шаги для защиты всех.
Падающие грузы: Когда груз перемещается по воздуху, может произойти что-то, что приведет к его падению. В худшем случае линия обрывается, и весь груз падает на область ниже. Однако гораздо чаще один или несколько объектов неправильно закрепляются, так что они падают. Любой человек, находящийся ниже груза, подвергается серьезному риску получения травмы в случае удара этими падающими предметами.
Перегрузка крана: Каждый кран имеет максимальный вес груза, который он может выдержать. В некоторых случаях эта максимальная нагрузка будет варьироваться в зависимости от таких факторов, как расстояние до крана, фундамент, на котором он стоит, и многое другое. Если перемещаемый груз превышает максимальное номинальное значение, это может привести к опрокидыванию крана, чрезмерному раскачиванию груза или другим проблемам. Никогда не бывает безопасно превышать максимальный предел нагрузки, даже немного.
Опасность поражения электрическим током: Краны обычно работают на большой высоте, что означает, что они могут находиться в той же зоне, что и электрические линии и источники опасности. Если оператор не будет осторожен, кран может задеть электрические провода, что очень опасно. Это может привести к поражению оператора электрическим током или обрыву линии, подвергая находящихся на земле большому риску.
Точки защемления: Большинство кранов могут перемещаться у основания, чтобы доставить груз туда, куда ему нужно.