как построить вездеход своими руками
Тема внедорожного транспорта всегда пользовалась успехом у самодельщиков. Вездеходы самоделки появляются во всех уголках нашей страны, и очень сложно найти две одинаковые машины (скорее всего, просто невозможно). Хочется представить вашему вниманию небольшой обзор вездеходной техники, построенной умельцами самодельщиками, и разобрать основные моменты конструирования подобных образцов.
Самыми популярными схемами вездеходов можно назвать две: машины на пневматиках низкого давления и гусеничные вездеходы. Коротко остановимся на каждой из них.
Пневмоходы
Эта категория самодельных вездеходов появилась в 60-х годах прошлого века с изготовлением первых самоделок довольно оригинальной конструкции. Это были аппараты с компоновкой трицикла, но вместо переднего колеса на них устанавливали лыжу. Такая схема сохранилась и до наших дней, правда сейчас она используется гораздо реже.
Самодельный вездеход из мотоцикла
В наши дни популярны схемы с количеством колес от трех до шести (схемы 3х2, 4х4, 6х6).
Гусеничные машины
Схема вездехода на гусеницах имеет много приверженцев среди самодельщиков. Вездеходы, построенные по такому принципу, конструктивно сложнее чем колесные машины, соответственно затраты на их изготовление выше, но в эксплуатации они кое в чем превосходят пневматики.
Самодельный гусеничный вездеход
Вообще конечно нелогично сравнивать эти два класса вездеходов, потому что в каждой конкретной ситуации превосходство будет иметь та или иная схема (по моему мнению).
С чего начинаются вездеходы самоделки своими руками?
Прежде чем взяться за создание вездехода, самодеятельный конструктор должен выяснить для себя назначение будущей машины. На этом этапе уточняется предполагаемое количество мест, масса полезного груза, время года и условия эксплуатации.
После того как ответы на заданные выше вопросы получены, можно определиться с концепцией будущего самоходного аппарата. Только уяснив для себя общий замысел, следует переходить к вопросу выбора элементов вездехода.
На этом этапе определяется тип и модель двигателя, состав трансмиссии, конструкция и тип рамы, оборудование кабины и другие элементы. Наибольшее внимание необходимо уделить выбору формулы ходовой системы, если это гусеничный движитель – то какой именно, если колеса – сколько всего, сколько из них ведущих и сколько управляемых колес.
После анализа желаний и возможностей делается окончательный выбор в пользу той или иной схемы вездехода. Так проектируются вездеходы самоделки, и чертежи являются обязательным этапом этой деятельности.
Двигатели для самодельных вездеходов
Зачастую отсутствие достаточного объема финансов накладывает ограничения при выборе двигателя, поэтому весь выбор сводится к формуле “то, что есть под рукой”. А под рукой, как правило, оказываются двух – и четырехтактные мотоциклетные двигатели, реже присутствуют старенькие автомобильные силовые установки.
Если же ситуация со свободными деньгами позволяет выбирать двигатель не задумываясь о его цене, то можно рекомендовать такие варианты:
- Для вездеходов на пневматиках предпочтительнее применять мотоциклетные двигатели, при этом нужно стараться выбрать наиболее подходящий по мощности и условиям эксплуатации мотор.
Будет очень хорошо, если мотор имеет систему принудительного охлаждения (воздушную или водяную), поскольку на вездеходе отсутствуют условия для нормального естественного охлаждения.
- Четырехтактные моторы имеют ряд преимуществ перед двухтактными собратьями, поэтому рекомендуется обращать свое внимание именно на них. В качестве примера можно привести оппозитные двигатели от ирбитских тяжелых мотоциклов.
- Автомобильные моторы хорошо подходят для установки на вездеходы самоделки на гусеницах. Такие двигатели обеспечивают достаточный крутящий момент, надежны в эксплуатации и имеют приемлемое соотношение цена/требуемые характеристики. Выбор типа двигателя, дизель или карбюраторный, дело конструктора. Обе схемы имеют свои плюсы и минусы. Так, например, дизель экономичнее, чем бензиновый двигатель, но не факт что в условиях сильных морозов будет легко обеспечить его стабильный запуск и работу без применения дополнительного оборудования (предпусковой подогреватель).
(Хотя, это так же относится и к бензиновым моторам, но в меньшей мере)
Движители для вездеходов
Колеса для вездеходов на пневматиках изготавливаются силами умельцев по четырем основным принципам:
- На втулку крепятся 2 диска из листового металла с перемычками между ними, затем одевается камера и фиксируется отрезками транспортерной ленты. Дополнительно сверху камеры может одеваться протектор из другой камеры.
- На втулке закрепляется один диск, к нему крепятся перемычки, а к перемычкам привариваются или приклепываются боковые кольца.
- Схема аналогична предыдущей, но роль центрального диска выполняют спицы из листового металла или трубы.
- На втулке монтируются два диска наподобие дисков колеса от мотороллера (разъемное колесо).
Гусеничные вездеходы самоделки могут использовать гусеницы от промышленных образцов снегоходов и вездеходов (например, снегоход “Буран”), или же передвигаться на самодельных гусеницах.
Самодельные гусеницы
В подавляющем большинстве самодельная гусеница представляет собой отрезок транспортерной ленты, на котором закреплены грунтозацепы и вырезаны отверстия для зубьев ведущей звездочки. Есть и более совершенные конструкции гусениц, например с литыми в условиях домашней мастерской траками. Но это очень трудоемкое занятие.
В заключение хотелось бы остановиться на одном очень интересном экземпляре для тех, кому не нужен полноразмерный вездеход, а передвигаться по бездорожью надо. Например, доехать на легковой машине до охотничьего домика, вынуть это чудо из багажника и отправиться на охоту. Наверное, стоит приглядеться ближе к этой крохе и взять на заметку оригинальные технические решения, заложенные в ней.
Самодельный вездеход-каракат с четырьмя ведущими колесами
Постройку нового вездехода я начал с подготовки подробных чертежей. Знаю, что многие самодельщики творят без документации — все собирают, как говорится, на коленке, но это не лучший вариант, поскольку при таком методе в процессе работы приходится многое подгонять и переделывать.
На подготовку основных чертежей у меня ушло два месяца. При разработке документации уже давно пользуюсь САПР SolidWorks. В начале главное -определиться с компоновкой, прикинуть расположение основных узлов и агрегатов. Но, как показывает практика, на начальном этапе проектирования не стоит глубоко погружаться в детали, и тратить время на мелочи, поскольку доработки в процессе постройки и эксплуатации все равно неизбежны.
Сначала сложилась картинка в голове, какой силовой агрегат, тип трансмиссии, какие мосты и все остальное буду использовать. На этот раз решил поэкспериментировать с шарнирно-сочлененной схемой с четырьмя ведущими колесами, о конструкции моего гусеничного вездехода «Мишутка» можно прочитать в сентябрьском номере журнала за 2018 год.
Проектирование новой модели вездехода начал с шарнирно-сочлененного узла, за его основу взял ступицу от автомобиля ВАЗ-2108. Предварительно определился с размерами (1500×800 мм) верхней части передней рамы, а нижнюю часть рамы я уже подгонял позднее при установке коробки передач. Элементы рамы ферменного типа сделаны из стального профиля размером 60×40 мм, верхний подрамник для двигателя из профилей 40×20 и 20×20 мм.
После начального этапа проектирования занялся закупкой основных узлов и агрегатов. Приобрел два двигателя Lifan мощностью 18,5 л.с. поскольку была идея построить сразу два вездехода, один колесный, другой гусеничный, и оценить преимущества и недостатки каждой конструкции в ходе сравнительных испытаний. В итоге пока решил остановиться на колесном варианте. В идеале, конечно, нужен компактный мотор мощностью не менее 24 л.с., однако на момент постройки за приемлемые деньги в продаже таких не нашел. Мосты укороченные от ГАЗ-3110, главную пару в них поменял на 1:5,125. Трансмиссия комбинированная, коробка передач и сцепление от ВАЗ-2110 в сочетании с вариатором. Такая конструкция более надежна, чем при использовании одного вариатора, и обеспечивает значительно больший диапазон передаточных чисел. На вариаторе установлен фланец под карданный вал от «Нивы», который передает крутящий момент на коробку передач. Двигатель стоит на металлической плите толщиной 6 мм, которая закреплена на верхнем подрамнике. Топливный бак смонтирован слева от двигателя, на специальных кронштейнах. Коробка передач размещена на нижней части рамы.
Рулевое управление с гидравлическим приводом, так как в условиях бездорожья оно надежнее, и усилие на руле значительно меньше, нет риска при ударах сломать пальцы. Насос-дозатор и рулевой гидроцилиндр взял от трактора МТЗ-82.
Водительское кресло самодельное, на пружинно-рычажной подвеске с амортизатором, установлено на отдельном подрамнике. Каркас сиденья выполнен из металлического профиля. Под креслом предусмотрен отсек для установки аккумулятора. Рулевая колонка регулируется по углу наклона. Педальный узел автомобильного типа.
Для упрощения процесса проектирования и постройки силовая структура задней рамы, на которой впоследствии будет установлен кузов, примерно такая же, как и у передней рамы. В моем вездеходе шарнирно-сочлененный узел работает только на поворот. При этом задний мост установлен на качалке. Как показала практика, такой вездеход менее склонен к перевороту в отличие от стандартной схемы перелома рам, где обе части подвижны друг относительно друга в нескольких плоскостях.
Привод на заднюю ось от коробки передач осуществляется с помощью карданного вала от ГАЗ-3110. Колеса ВИ-3 взял от автомобиля КрАЗ-255Б, диски на бедлоках, для герметизации борта шин использовал специальный герметик.
Трансмиссионный тормоз находится внутри рам. Так что даже если вездеход при переезде через высокое препятствие повиснет на рамах, можно не опасаться за сохранность тормозного диска и суппорта.
После сборки вездеход загрунтовал, покрасил, провел ходовые испытания. У машины хорошие показатели геометрической проходимости, что позволяет уверенно преодолевать самые сложные препятствия, также она обладает большим запасом плавучести.
После проведения испытаний решил сделать кузов. Размеры кузова 1800×1600 мм, каркас собран из профиля 20×20 мм. При постройке кузова возникали проблемы с его жесткостью. Задние двери у меня открываются влево-вправо и вниз. Поскольку верхнего профиля в силовом каркасе нет, то при открытых бортах кузов теряет жесткость. Есть «калитка», открывается как у меня, то есть нужно приобретать замок с фиксацией на растяжение. Если двери открываются вниз, то достаточно сделать фиксаторы из уголка.
После сборки каркас кузова загрунтовал. Затем нарезал листы обшивки, которые надежно закрепил с помощью заклепок. Всего на вездеход ушло около 700 заклепок диаметром 4 мм и длиной 8 мм. Пол, лавочки, элементы обшивки изготовлены из ламинированной фанеры толщиной 8 мм. Лавочки закреплены на длинных рояльных петлях. Под лавками установлены рундуки для экспедиционного снаряжения. Кузов не стал приваривать к раме, а закрепил его 6 болтами, приварив на раме дополнительные ушки, а в профиле кузова просверлил отверстия под болты. При желании можно вместо пассажирского кузова установить упрощенную бортовую платформу, например, чтобы ездить в лес за хворостом, или перевозить другие грузы. Также установил большие зеркала заднего вида, светодиодные фары, автомобильную радиостанцию, сзади на специальных кронштейнах закрепил две экспедиционные канистры емкостью по 10 л.
Как показали испытания, для данного вездехода мотор Lifan при движении с полной нагрузкой все же слабоват, как я и предполагал вначале. Решил доработать машину. Для этого прибрел двигатель Loncin мощностью 30 л. с. Поставил винтовую блокировку ТЗС на 10 кг на задний мост, на переднем мосту блокировка «Автоспринтер» на 8 кг была установлена еще раньше. Также заменил подшипники редуктора и полуосей заднего моста, так как старые уже износились. В коробке передач сначала планировал только заменить главную пару 3.9 на 5.3, но в итоге пришлось заменить и саму коробку, так как у меня была от ВАЗ-2110, а я заказывал пару на ВАЗ-2108, а они разные. Разобрал моторный отсек, примерил новый двигатель. Но вскоре поставил Lifan обратно,
поскольку для установки нового силового агрегата надо полностью переделывать моторный отсек, так как по длине движок не помещался. Нужно было пилить нижнюю раму, у двигателя Loncin коленчатый вал на 20 мм выше, а это значит, что надо поднимать выше вариатор. Проще построить новый вездеход. В итоге вернулся к первоначальному варианту, обновил только трансмиссию. Также, пока двигатель был снят, заменил гидравлические тяги, так как они уже имели надрезы, рукоятку переключения коробки передач для лучшей эргономики перенес к рулевой колонке.
Испытания показали, что с измененной главной пары в коробке передач тяга значительно увеличилась, и особой необходимости в установке более мощного двигателя нет.
Чертежи самодельного вездехода
Вездеход-каракат
Вездеход-каракат
Вездеход-каракат
Вездеход-каракат
Вездеход-каракат
Вездеход-каракат
Видео самодельного вездехода
Максим ЧИНЁНОВ
American Track Truck — Система резиновых гусениц для легковых автомобилей и внедорожников
Системы переоборудования резиновых гусениц для передвижения по бездорожью
по снегу, льду, заболоченной местности, грязи и другой сложной местности.
![](/800/600/https/modelist-konstruktor.com/img/2268/2.jpg)
Простая установка болтами за считанные минуты!
Серия DOMINATOR XL HD для многих автомобилей массой 3/4 и 1 тонны. Mount Washington Auto Road с гордостью управляет DOMINATORS с 2012 года!
Смотрите фотографии клиентов со всего мира!
Доминатор отслеживает корабли по всему миру морским, воздушным и грузовым транспортом. Мы являемся экспертами в поиске самых быстрых и наименее дорогих способов доставки. Каждая гусеничная система Dominator поставляется на одном стандартном поддоне длиной 48 дюймов, шириной 48 дюймов и высотой 67 дюймов. Обычно морские перевозки стоят менее 1500 долларов США, а авиаперевозки — менее 2500 долларов США в любую страну мира. Мы отправляем в таможенный порт въезда в вашей стране и позволяем вам организовать обработку оттуда.
Краткая информация
Легко переоборудуйте свой автомобиль в гусеничный грузовик для передвижения по бездорожью с помощью гусеничных систем DOMINATOR® от American Track Truck! Гусеничные системы, или комплекты гусениц, как их иногда называют, доступны практически для любого полноприводного или полноприводного автомобиля. легковой автомобиль. Сюда входят почти все автомобили, грузовики и внедорожники, такие как:
Chevy / GMC / Geo : Astro, Safari, Tracker, Blazer, Jimmy, Bravada, S-10, Sonoma, Silverado, Sierra, 1500, Suburban, Tahoe, Yukon, Colorado, Canyon, Escalade и т. д.
Ford : Escape, Explorer, Ranger, F-150, Raptor, Expedition, Excursion, Transit, Lincoln Navigator и др.
Jeep : Liberty, Cherokee, Grand Cherokee, Wrangler, Rubicon, Gladiator, Unlimited, Compass, Commander, и т. д.
Dodge : Durango, Dakota, Ram, Ramcharger, Powerwagon, Nitro, 1500 и т. д.
Suzuki : Samurai, Sidekick
Isuzu : Rodeo, Trooper, D-Max и т. д.
Land Rover : Range Rover, Discover, LR2, LR4, Defender и т. д.
Toyota 9 0028 : Хайлюкс, 4раннер, Tacoma, Tundra, Sequoia, Land Cruiser, FJ Cruiser, Highlander и т. д.
Nissan : Armada, Frontier, Titan, Pathfinder, Rogue, Xterra, Juke, Murano и т. д.
Subaru : Impreza, WRX, STI, Outback , Forester и др.
Mitsubishi : L200 и др.
Porsche : Cayenne и т. д.
VW : Toureg и т. д.
Хотя гусеничные системы DOMINATOR® можно использовать круглый год и почти на всех типах местности, их основное назначение и наилучшие характеристики — на снегу и аналогичном мягком покрытии. местности, которые требуют исключительной плавучести и сцепления, обеспечиваемых гусеницами.
В большинстве случаев наши гусеницы DOMINATOR® устанавливаются менее чем за час без дополнительных модификаций автомобиля. Гусеницы можно так же легко снять, вернув транспортное средство в исходное состояние.
Гусеницы DOMINATOR® двигаются почти без усилий, поэтому даже самые маленькие двигатели без проблем приводят их в действие. А гусеницы DOMINATOR® практически не требуют технического обслуживания, что обеспечивает удобную и надежную работу даже в самых неблагоприятных погодных условиях и в самых сложных и требовательных условиях.
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
Книги и программное обеспечение | |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
|