Ттх зил 130 63б: АЦ-40(130)-63Б пожарная автоцистерна на шасси ЗиЛ-130-76, насос ПН-40УВ — Каталог К.В.Х.

АЦ-40(130)-63Б пожарная автоцистерна на шасси ЗиЛ-130-76, насос ПН-40УВ — Каталог К.В.Х.

Изготовитель — прилукское производственное объединение «Противопожарное оборудование» ВПО «Союзпожмаш» Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР.

  Автоцистерна пожарная АЦ-40(130) модель 63Б предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, средств пожаротушения, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и служит для тушения пожаров водой и воздушно-механической пеной.

  АЦ-40(130) модель 63Б является более современным вариантом автоцистерны АЦ-30(130) модель 63А. Серийный выпуск был начат в 1978 г и до 1983 года обе модели (-63А и -63Б) выпускались параллельно. В результате изменений надстройка стала заметно шире, из-за чего отказались от декоративных накладок на колёсные арки. Ещё одним заметным отличием модели -63Б от -63А стали напорные патрубки. Теперь их убрали внутрь надстройки и закрыли лючками. За время производства АЦ-40(130)-63Б во внешний вид надстройки вносились изменения, упрощавшие её производство. С конца 1980-х, периодически выпускались машины без окошка в дверце насосного отсека.

 С 1986 года, в соответствии с ОСТ 37.001-269-83 шасси автомобиля ЗиЛ-130 получают новый индекс ЗиЛ-431412. Но на индексе пожарной цистерны это не отразилось — до второй половины 1990-х она выпускалась с прежним названием АЦ-40(130)-63Б. В сентябре 1992 года завод ЗиЛ прекратил выпуск шасси ЗиЛ-431412. В связи с этим, -63Б выпускавшиеся в середине 1990-х г. базировались на шасси УАМЗ-ЗиЛ-431412 производства Уральского автомоторного завода. Характерной чертой этих машин была кабина ЗиЛ-131 на ходовой части ЗиЛ-130.

 На рубеже 1980–90-х годов прилукская «Пожмашина» построила на шасси ЗиЛ-4331 с 8-цилиндровым V-образным дизелем ЗиЛ-645 производства Ярцевского моторного завода, входившего в ПО «ЗиЛ», пожарную автоцистерну АЦ-40/4 модель 209, которая должна была прийти на смену выпускавшейся уже более четверти века с небольшими усовершенствованиями цистерне АЦ-40 (130) на шасси ЗиЛ-130.

 Вместо привычных цельнометаллических дверей надстройки, открывавшихся вверх, у АЦ-40 (4331) появились двери шторной конструкции, позволявшие быстро получить доступ к пожарному оборудованию. На крыше кузова находились лафетный ствол и 3-коленная лестница, но отсутствовали привычные пеналы — рукава были спрятаны в нишах кузова. Главной особенностью перспективной автоцистерны стало наличие стволов-распылителей высокого давления (сокращенно — СРВД, или так называемых пистолетов), конструкция которых была аналогична конструкции стволов производства компании Rosenbauer. СРВД располагались в передней части кузова, справа и слева от ступенек кабины, и были подсоединены к резиновым шлангам длиной 30 метров, намотанным на катушки и имевшим специальные насадки, позволяющие эффективно распылять струю воды. Такая конструкция позволяла выиграть время до развертывания основных рукавов.

 АЦ-40 (4331) намного превосходил другие отечественные автомобили аналогичного класса по скоростным характеристикам и маневренности. Однако появление нового автомобиля совпало с распадом СССР, поэтому заводу так и не удалось наладить его серийный выпуск.

 

Из книги А.В. Карпова Пожарный автомобиль в СССР: в 6 ч. , Ч. 2: Пожарный типаж т. 1: Краеугольный камень, Москва, 2012.

 Лебединой песней ОКБ ПМ становится разработка в 1977 году документации на выпуск автоцистерны АЦ-40(130)-63Б. Серийный выпуск автомобиля начнётся Прилукским заводом в 1978 году с выпуска установочной партии из 20 автомобилей. Выпуск автомобилей будет идти по нарастающей и в 1984 году достигнет абсолютного рекордного показателя за 40 лет выпуска пожарных автомобилей в послевоенном СССР. За один год будет выпущено 1710 единиц автоцистерн одной марки!  

 По сравнению с моделью 63А увеличилась ёмкость цистерны для воды, она составила уже 2350 л и 165 л пенообразователя (по сравнению с 2100 л воды и 150 л пенообразователя у АЦ-30(130)-63А). Общее увеличение массы автомобиля составило 500 кг.

 В зависимости от времени выпуска модели 63Б отличаются внешне. Машины ранних выпусков выглядят гораздо тяжелее, массивнее за счет длинной «юбки» кузова. Она укорачивается у автоцистерн 80-х годов выпуска, и внешний вид автомобиля снова становится привычно эстетичным.

С моделью 63Б связан, наверное, самый большой технический конфуз в нашей истории, хотя рука как-то не поднимается бросить камень в огород изготовителя последних советских автоцистерн — Прилукского завода. В 1982 году начинается вторая и последняя реконструкция Завода имени Лихачева. В результате её завершения в 1986 году завод приступает к выпуску шасси ЗИиЛ-431410 и его многофункциональной модификации ЗиЛ-431412. Именно последний тип шасси начинает поступать на Прилукский завод, и именно на нём начинают сборку пожарных автомобилей. Казалось бы, надо радоваться новинке. Но нет, возникает серьёзная проблема.

 Речь идёт о применении на пожарных автомобилях тормозной системы, аналогичной системе автомобиля КамАЗ. При долгой стоянке автомобиля, после потери воздуха из-за разного рода утечек и негерметичности тормозная система требовала подкачки до определенных значений давления перед выездом. На это уходили драгоценные секунды или даже минуты! Эксплуатация серийных автомобилей с заводской системой тормозов не вызывала никакого беспокойства. Там не поджимало время. Ну, выйдет автомобиль на линию на 10 минут позже — что тут такого? Для пожарных автомобилей с их спецификой такой подход не годился, на местах стали предлагаться разного рода решения, позволяющие таких простоев избежать. И тут получалось так, что пожарные вторгались в «святая-святых» — в заводскую тормозную систему!

 За разрешением спора рационализаторы обратились, как обычно, в редакцию журнала «Пожарного дела», которая, в свою очередь, обратилась в ГУ ПО. Специалисты разъяснили водителям, что существует инструкция, которая гласит: «…в соответствии с правилами дорожного движения, эксплуатация транспортных средств с измененной конструкцией тормозных систем запрещена, если внесение изменений не было согласовано с предприятием-изготовителем автомобилей». Когда же был задан вопрос — а что делать? — Главк молча предоставил подразделениям самим решать эти проблемы. Как они решались на местах, я хорошо помню: караулы стали просто позже выезжать. Не рисковать же техникой и боевым расчетом на дороге! Да, ещё отменили норматив «Сбор и выезд по тревоге». ..

 Вторым неприятным моментом стало применение нового способа жесткого крепления цистерны к раме, благодаря которому течь цистерны для пожарных автомобилей моделей 63Б и 137А, эксплуатирующихся в условиях пригородных и сельских дорог, стала хроническим недостатком. На решение этой проблемы, напрямую связанной с производством, потребовались годы.

 В 80-е годы ситуация на предприятиях-изготовителях пожарной техники ухудшалась. В сложных экономических условиях трудно было создавать что-то новое. Вот что писал по поводу плановой модернизации модели 63Б журнал «Пожарное дело» в 1988 году, когда новую модернизированную автоцистерну на шасси ЗИЛ-130 представлял в Москве заместитель главного инженера ПО «Пожмашина» Ю. Мартыненко: «… Новшества в ней такие, что сразу и не заметишь. Как выяснилось, конструкторы в сравнении с выпускающейся АЦ-40(130)-63Б несколько спрямили кузов, а дверь насосного отделения сделали глухой, без смотрового окна. Все остальное осталось по-старому. Как говорится, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно». Статья журнала так и называлась.

 

Показатели назначения

Полная масса, кг:                                               9600

Удельная мощность, л.с./кг:                             150/110

Вместимость цистерны для воды, л:              2350

Вместимость пенобака, л:                                165

Модель насоса:                                              ПН-40УВ

Шасси автомобиля:                                      ЗиЛ-130

Двигатель:                                          ЗиЛ-130 или ЗиЛ-508.10

Скорость максимальная, км/ч:                     80

Число мест для боевого расчета (включая водителя): 7

Запас напорных рукавов, шт.:                             18

Вместимость топливных баков, л.:                   150

 

Показатели экономного использования топлива

Расход топлива на 100км пробега (базовая), л: 41.5

Расход топлива при стационарной работе на привод спецагрегата, л/мин:           0. 33

Расход топлива при при холостой работе, л/мин:                                                     0.15

Расход топлива при холостой работе, л/мин:                                                     0.15

 

Показатели транспортабельности

Длина, мм.:                                                         7680

Ширина, мм.:                                                     2500

Высота в транспортном положении (без боевого расчета, воды и пенообразователя, с 5-10 л запасом горючего), мм.                                    2780

Дорожный просвет, мм.:                                    265

АЦ-40(130)-63Б пожарная автоцистерна на шасси ЗиЛ-130-76 — Каталог К.В.Х.

Эта модель по времени изготовления прототипа занимает промежуточное положение между моделями 01-143 и 01-308.

Разработчик: Особое конструкторское бюро пожарных машин (ОКБ ПМ, до 1966 г. ОКБ-8) прилукского производственного объединения «Противопожарное оборудование» ВПО «Союзпожмаш» Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения. Основано в 1950 г.

Изготовитель: Прилукское производственное объединение «Противопожарное оборудование» (с 1975 г.) ВПО «Союзпожмаш» Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР, пос. Ладан Прилукского района Черниговской обл. Основан в 1938 г.

 

 Автоцистерна предназначена для тушения пожаров водой из цистерны или от внешнего водоисточника и воздушно-механической пеной с использованием вывозимого пенообразователя или с забором его из посторонней ёмкости, а так же для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарного оборудования, воды и пенообразователя.  

 АЦ-40(130) модель 63Б является более современным вариантом автоцистерны АЦ-30(130) модель 63А. Серийный выпуск был начат в 1978 г и до 1983 года обе модели (-63А и -63Б) выпускались параллельно. В результате изменений надстройка стала заметно шире, из-за чего отказались от декоративных накладок на колёсные арки. Ещё одним заметным отличием модели -63Б от -63А стали напорные патрубки. Теперь их убрали внутрь надстройки и закрыли лючками. За время производства АЦ-40(130)-63Б во внешний вид надстройки вносились изменения, упрощавшие её производство. С конца 1980-х, периодически выпускались машины без окошка в дверце насосного отсека.

 С 1986 года, в соответствии с ОСТ 37.001-269-83 шасси автомобиля ЗиЛ-130 получают новый индекс ЗиЛ-431412. Но на индексе пожарной цистерны это не отразилось — до второй половины 1990-х она выпускалась с прежним названием АЦ-40(130)-63Б. В сентябре 1992 года завод ЗиЛ прекратил выпуск шасси ЗиЛ-431412. В связи с этим, -63Б выпускавшиеся в середине 1990-х г. базировались на шасси УАМЗ-ЗиЛ-431412 производства Уральского автомоторного завода. Характерной чертой этих машин была кабина ЗиЛ-131 на ходовой части ЗиЛ-130.

 

Из каталога-справочника «Пожарная техника. Часть 1. «Пожарные автомобили и мотопомпы». М. 1979.

АВТОЦИСТЕРНА ПОЖАРНАЯ АЦ-40(130), МОДЕЛЬ 63Б (ТУ 22-4098—77)

 Автоцистерна предназначена для тушения пожаров в городах и поселках и служит для доставки к месту пожара боевого расчета, воды, пенообразователя, противопожарного оборудования.

 Автоцистерна представляет собой более современную конструкцию автоцистерны АЦ-40(130), модель 63А. В результате модернизации изменены отдельные параметры с целью повышения тактико-технических показателей автоцистерны, улучшения ее ремонтопригодности, повышения надежности и долговечности отдельных узлов.

 При модернизации автоцистерны была повышена грузоподъемность шасси до 5000 кг, за счет чего увеличился запас вывозимой воды и пенообразователя.

 Конструкция автоцистерны разработана с учетом эксплуатации ее в различных климатических условиях с колебанием температуры от —35 до + 35°С.

 Однако при соответствующем дооборудовании и при соблюдении специальных правил она может быть использована и при более низкой температуре.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Тип шасси ЗиЛ-130

Грузоподъемность шасси, кг  5000

Двигатель: тип V-образный, 4-тактный, карбюраторный, с верхним расположением клапанов

мощность, л. с. 150;

вид топлива: автомобильный бензин А76

удельный расход топлива на полном дросселе, г/э л. с.-ч: 240:

.Максимальная скорость движения в полной боевой готовности, км/ч: 90

Число мест для боевого расчета  7

Емкость цистерны для воды, л: 2350,

Емкость бака для пенообразователя, л. 165

Давление масла в системе смазки двигателя при 1200 об/мин, кгс/см2, не менее 2,5

Давление воздуха в тормозной системе автомобиля, кгс/см2: 5,6—7,4

Схождение колес, мм:. 5—8

Свободный ход педали сцепления, мм 35—50

Насос пожарный: тип центробежный одноступенчатый

подача при высоте всасывания 3,5 м и рукаве 0 125 мм, длиной 8 м, л/с. 40

напор, м вод. ст: 100

максимальная высота всасывания, м. 7

условный проход всасывающего патрубка, мм: 125

условный проход напорных патрубков, мм: 80

частота вращения, об/мин. 2700

Пеносмеситель: тип водоструйный эжекторный

производительность (по пене кратностью 10), м’/мин: 4,7; 9,4; 14; 8,8; 23,5

Насос вакуумный: тип газоструйный эжектор

высота всасывания, м: 7

время заполнения водой насоса (при высоте 7 м и рукаве 0 125 мм), с, не более 35

Сигнал тревоги:газовая сирена

Сигнал звуковой: электрический, типа сирена

 В автоцистерне модернизированы основные узлы и агрегаты, хотя внешне машина мало чем отличается от АЦ-40(130), модель 63А.

 Кабина боевого расчета представляет собой цельнометаллическую панельного типа конструкцию, жестко соединенную с кабиной водителя. В целях удобства размещения боевого расчета кабина выполнена в виде единого помещения полусалонного типа. Подножки кабин водителя и боевого расчета представляют собой единую конструкцию, что улучшает внешний вид и создает удобства обслуживающему персоналу при боевом развертывании. Кузова автоцистерны также видоизменились. В связи со снижением центра тяжести цистерны изменился объем кузовов. Кроме того, кузова оборудованы прокладками, предотвращающими преждевременный износ пожарных рукавов, размещенных в скатках. Прокладки в виде фартуков, выполненные из пластиковых материалов, расположены между скатками, что заметно увеличивают срок службы рукавов.

 Цистерна для воды увеличенной емкости (более чем на 250 л) установлена на специальной подвеске, которая разгружает цистерну при изменении положения рамы шасси. Положение цистерны на раме автомобиля по сравнению с ранее выпускаемой снижено, что позволило также снизить расположение противопожарного оборудования и в целом понизить центр тяжести автомобиля. Внутри цистерны установлены волноломы для гашения колебаний при движении.

В новой конструкции значительно облегчено пользование рукавной катушкой. Для облегчения доступа к насосу и органам управления, находящимся в насосном отсеке, крепление катушки выполнено таким образом, что, не снимая катушку с кронштейнов, может отвести ее в сторону один человек.

 Заметно облегчено управление муфтой сцепления двигателя из насосного отделения за счет установки пневмопривода на рычаг привода выжимного подшипника. Пневмоцилиндр привода крепится на корпусе двигателя и управляется из насосного отсека.

 В целях повышения ремонтоспособности и долговечности одного из основных агрегатов автоцистерны — газоструйного вакуум-насоса — переработана его конструкция. Изменена форма клапана и сопряженной с ним детали-седла, которое выполнено в виде сменной втулки из жаропрочного материала. Крепление крышки корпуса аппарата также изменено с целью улучшения разборки. Шпильки выполнены из жаропрочного материала.

Автоцистерна укомплектована противопожарным оборудованием и инструментом:

ствол переносной лафетный ПЛС-П-20 (ТУ 22-2873—72) … 1

катушка рукавная (РК4А-00-00)……………………………………………. 1

рукава всасывающие:

0 125 мм (00-27-29-00Б)…………………………………………………….2

0 75 мм (00-27-32-00)…………………………………………………………2

рукава пожарные напорные прорезиненные:

0 51Н2……………………………………………………………………………..2

0 66Н4……………………………………………………………………………..3

0 77Н6-1……………………………………………………………………………..2

рукава пожарные напорные льняные:

0 51Н1 …………………………………………………………………………4

0 77Н7………………………………………. …………………………………….8

шланг 137-21-01-00 …………………………………………………………………..1

колонка пожарная КП (ГОСТ 7499—71)……………………………….. 1

сетка всасывающая СВ-125 (ГОСТ 12963—67)………………………. 1

водосборник для пожарных насосов ВС-125 (ГОСТ 14279—69) . 1

головки соединительные ГП (ГОСТ 2217—76):

70X50 …………………………………………………………………………………2

80X70 ………………………………………………………………………………….2

80X50 ………………………………………………………………………………….2

стволы пожарные ручные:

РСК-50 (ГОСТ 9923—67)…………………………………………………….4

РС-70 (ГОСТ 9923—67)…………………………………………………….8

разветвление РТ 80 (ГОСТ 8037—66)……… ………………………………..2

генератор ГВП-600 (ГОСТ 5.1061—71)……………………………………2

гидроэлеватор Г-600 (ГОСТ 7498—75)…………………………………… 1

огнетушитель ОУ-5 (ГОСТ 7276—69)……………………………………….. 1

лестницы:

Л60 (ТУ 22-3184—75)……………………………………………………….. 1

Л III (ГОСТ 8556—72)………………………………………………………… 1

ЛП (ГОСТ 8556—72)……………………………………………………….. 1

зажим рукавный ЗР-80 (ГОСТ 2071—69)……………………………….4

крюк для открытия крышки гидранта Н8………………………………. 1

канатик льняной 0 12 мм (капроновый), длиной 10 м (для всасывающей сетки) (ГОСТ 1765—70) 1

аптечка медицинская транспортная ……………………………………….. 1

знак аварийной остановки (00-00-35-00 СБ)………….. ………………. 1

лом пожарный ЛПЛ (ГОСТ 16714—71)……………………………………2.

 Завод-изготовитель гарантирует исправную работу автоцистерны в течение 12 месяцев, но не более 18 месяцев со дня ее отгрузки, при условии соблюдения потребителем требований инструкций по эксплуатации и уходу. В течение гарантийного срока завод безвозмездно заменяет узлы и детали, вышедшие из строя по его вине. Рабочие чертежи автоцистерны разработаны конструкторским бюро пожарных машин прилукского производственного объединения «Противопожарное оборудование» ВПО «Союзпожмаш» Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения.

Серийный выпуск — с 1977 г.

Изготовитель — прилукское производственное объединение «Противопожарное оборудование» ВПО «Союзпожмаш» Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения.

 

Из книги А.В. Карпова Пожарный автомобиль в СССР: в 6 ч., Ч. 2: Пожарный типаж т. 1: Краеугольный камень, Москва, 2012.

 Лебединой песней ОКБ ПМ становится разработка в 1977 году документации на выпуск автоцистерны АЦ-40(130)-63Б. Серийный выпуск автомобиля начнётся Прилукским заводом в 1978 году с выпуска установочной партии из 20 автомобилей. Выпуск автомобилей будет идти по нарастающей и в 1984 году достигнет абсолютного рекордного показателя за 40 лет выпуска пожарных автомобилей в послевоенном СССР. За один год будет выпущено 1710 единиц автоцистерн одной марки!  

 По сравнению с моделью 63А увеличилась ёмкость цистерны для воды, она составила уже 2350 л и 165 л пенообразователя (по сравнению с 2100 л воды и 150 л пенообразователя у АЦ-30(130)-63А). Общее увеличение массы автомобиля составило 500 кг.

 В зависимости от времени выпуска модели 63Б отличаются внешне. Машины ранних выпусков выглядят гораздо тяжелее, массивнее за счет длинной «юбки» кузова. Она укорачивается у автоцистерн 80-х годов выпуска, и внешний вид автомобиля снова становится привычно эстетичным.

ЗИЛ Пожарная машина ЗИЛ 130 по запчастям Литва Taurage, JU32637

MAN KAT1 4×4 14. 440

18 940 $

ЗИЛ 130

цена по запросу

ЗИЛ 431412 (АС-40/130/63Б)

цена по запросу

Новый ЗИЛ 131

45 000 $

ЗИЛ 131

10 820 $

ЗИЛ 130

цена по запросу

Посмотреть все фотографии

1/4

PDF Делиться Фейсбук WhatsApp Вайбер Телеграмма

Цена:

по запросу

По запросу

Связаться с продавцом

Марка ЗИЛ

Модель ЗИЛ 130

Тип пожарная машина

Расположение Литва Таураге

Размещено на 13 мая 2023 г.

Идентификатор Machineryline JU32637

Двигатель

Мощность 150 л. с. (110 кВт)

Топливо бензин

Оси

Количество осей 2

Состояние

Состояние на запчасти

Подробнее

Цвет красный

Важно

Это предложение носит ознакомительный характер. Пожалуйста, запросите более точную информацию у продавца.

Советы по покупке

Советы по безопасности

Продажа техники или транспортных средств?

Вы можете сделать это с нами!

Похожие объявления

ЧЕЛОВЕК КАТ1 4×4 14.440 18 940 долларов США Пожарная машина 1983 г. 34180 миль Литва, Диевогала ЗИЛ 130 цена по запросу Пожарная машина Эстония, Таммику Новый ЗИЛ 131 45 000 долларов Пожарная машина 04/2022 3107 миль Украина, Харьков ЗИЛ 131 10 820 долларов США Пожарная машина Эстония, Таммику ЗИЛ 130 цена по запросу Пожарная машина 130 3 Украина, Ладан 9Купить пожарную машину ЗИЛ 0000, Пожарная машина ЗИЛ
б/у. Результаты поиска: 9 объявлений

Показать

Получить новые результаты поиска:

Подписаться

Размещено на Размещены на Наименее дорогой сверху Самый дорогой сверху Год выпуска — новые сверху Год выпуска — старый сверху

Связаться с продавцом

ЗИЛ 131

40 000 $

Количество мест 3

Год 01/2023 Пробег 3107 миль Электропитание

Украина, Харьков

Связаться с продавцом

ЗИЛ ЗИЛ ЗИЛ-131

1212 $ евро €1120

Год Пробег Сила

Литва, Таураге

Связаться с продавцом

ЗИЛ ЗИЛ 130

цена по запросу

Год Пробег Мощность

Литва, Таураге

Связаться с продавцом

ЗИЛ 131

45 000 $

Количество мест 7

Год 04/2022 Пробег 3107 миль Электропитание

Украина, Харьков

Связаться с продавцом

ЗИЛ 130

цена по запросу

Модель 130 Количество мест 3

Год Пробег Силовой

Украина, Ладан

Связаться с продавцом

ЗИЛ 131

цена по запросу

Подвеска пружина/пружина

Год 1992 г.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *