Тягач баз: Внедорожный тягач БАЗ-69096 — Брянский автомобильный завод

Тягач БАЗ 6402: характеристики

Главная » БАЗ » 6402

Седельный тягач БАЗ-6402, который входит в состав унифицированного семейства автомобилей двойного назначения “Вощина-1”, начал разрабатываться в НТЦ Брянского завода еще в 1996 году, а первый его опытный образец появился уже в следующем в 97 году. Первый опытный образец БАЗ-6402 был трехосным седельным тягачем с колесной формулой 6х6, с нагрузкой на седельно-сцепное устройство до 11,5 тонн.

На этом образце, в отличие от всех остальных машин семейства, установили оригинальную раму с лонжеронами Z-образного листового профиля толщиной 10 миллиметров, без традиционных поперечин. Поперечины рамы, кроме первой и последней, были выполнены из труб, к которым приваривались литые кронштейны. Крепление поперечин осуществлялось болтовыми соединениями.

В процессе проведения предварительных (заводских) испытаний (пробег 5000 километров) были обнаружены трещины на кронштейнах поперечин. При подготовке седельного тягача к приемочным испытаниям, усилили конструкцию кронштейнов поперечин, что обеспечило работоспособность рамы.

Однако в дальнейшем такая конструкция на шасси и тягачах семейства не применялась. После доработок первый опытный образец БАЗ-6402 был направлен на государственные испытания в 21 НИИИ МО Российской Федерации.

Второй опытный образец БАЗ-6402 был изготовлен в 2000 году. В него были внесены изменения по результатам испытаний первого опытного образца и учтены появившиеся к тому времени дополнения к ТТЗ на опытно-конструкторские работы. Тягач был направлен в то же 21 НИИИ, где прошел специализированные испытания по определению возможности использования в составе зенитно-ракетных комплексов семейства С-300. Как и первый опытный образец седельного тягача БАЗ-6402, второй опытный образец был изготовлен в одном экземпляре.

По требованиям ПВО ВВС и ГАБТУ МО РФ для включения седельного тягача БАЗ-6402 в составе пусковой установки ЗРК С-300ПМУ вместо тягача КрАЗ без доработок оборудования, установленного на полуприцепе пусковой установки, совместно с ОАО “Автодизель” и Тутаевским моторным заводом (ТМЗ) были проведены мероприятия по разработке и освоению серийного производства новой модификации коробки передач ЯМЗ-2394 с несоосным выходным фланцем, что позволило опустить раздаточную коробку и исключить возможность вредного контакта полуприцепа с раздаточной коробкой при максимальных углах складывания.

БАЗ-6402 прошел приемочные испытания, был принят на снабжение ВС РФ в 2003 году, и с того же года начато его серийное производство. Седельный тягач БАЗ-6402, на сегодняшний день являющийся самым востребованным представителем семейства “Вощина-1” и одной из наиболее успешных моделей в линейке завода, поставляется в составе различных ЗРС на экспорт и по государственному оборонному заказу. Седельные тягачи БАЗ-6402 применяются в составе ЗРС, например, под монтаж пусковых установок и транспортных машин ЗРС С-300 и С-400 «Триумф».

Благодаря полному приводу трех мостов, независимой подвеске, шинам с регулируемым давлением воздуха, тягачи обладают высокой проходимостью и способны передвигаться по дорогам всех категорий и бездорожью. Подвеска для колес первой оси независимая, торсионная, для второй и третьей осей – комбинированная, независимая, одно торсионная для нижних рычагов и балансирно-рессорная для верхних рычагов, без амортизаторов.

На тягачах установлен многотопливный двигатель Ярославского моторного завода. Трансмиссия механическая с девятиступенчатой КП типа ЯМЗ-2394 или ЯМЗ-2395, с мостовой схемой раздачи мощности по колесам. Рама лестничного типа, лонжеронная, с лонжеронами Z-образного типа, сварная. Кабина каркасно-панельная металлическая, закрытого типа, с двумя дверями для посадки экипажа и командирским люком.

Тягач БАЗ-6402 рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от -50 до +50С, относительной влажности до 98 процентов при 25 градусах, запыленности воздуха до 2,0 грамма на метр, в районах, расположенных на высоте до 4,5 тысяч метров и при преодолении горных перевалов до 4650 метров над уровнем моря. БАЗ-6402 может развивать скорость до 80 километров в час и преодолевать брод глубиной 1,4 метров.

Минимальный радиус поворота составляет 13 метров, запас хода по контрольному расходу топлива одиночного тягача – 1000 километров. Машина приспособлена для перевозки транспортными самолетами Ан-22, Ан-124, Ил-76. Дополнительное оборудование тягача всех комплектаций включает комплект специальной обработки БКСО, светозащитные шторы окон кабины, фильтро-вентиляционную установку ФВУА-100А-24.

БАЗ-6402 предназначен для буксирования полуприцепов полной массой до 32,7 тонн. Ведутся работы по включению тягачей в состав других комплексов вооружения. Следует отметить, что на Брянском автозаводе постоянно проводится совершенствование конструкции. Еще не так давно в тактико-технических характеристиках седельного тягача БАЗ-6402 приводились несколько иные данные – допустимая полная масса буксируемого полуприцепа по всем видам дорог и местности составляла до 28 тонн.

А по дорогам с твердым покрытием и улучшенным грунтовым – до 29,5 тонн, и вот теперь в официальном пресс-релизе указано до 32,7 тонн. Баз-6402 – гордость Брянского автомобильного завода, он был представлен на московском военном параде в честь Дня победы в 2009 году в составе современной пусковой установки зенитно-ракетной системы С-400 “Триумф”.

9 мая 2009 года четыре буксируемые пусковые установки на шасси БАЗ-6402-015 прошли по Красной площади в колонне колесных зенитно-ракетных систем. А чуть позже 23 августа тягач был представлен на международном авиационно-космическом салоне МАКС 2009, который проходил в подмосковном Жуковском.

Но Баз-6402 это не единственная модель седельных тягачей, разработанных на Брянском автомобильном заводе. В 2000 году в единственном экземпляре был изготовлен четырехосный седельный тягач БАЗ-6403-011 для колтюбинговой установки, ну о этом мы расскажем позже.

©. Авторы фотографий: Е.Дунаев, Mulex,

  • Автор: Евгений Смольников