МТЛБ, многоцелевой гусеничный тягач, описание, вооружение и ТТХ легкого бронированного транспортера, история создания и эксплуатации вездехода
Любая война – это не только непосредственный огневой контакт с неприятелем, а и сложнейшая логистическая задача, без решения которой рассчитывать на успех бессмысленно. В войска ежедневно нужно доставлять сотни тонн грузов, так что без значительного парка транспортных средств любая современная армия воевать просто не сможет. Кроме грузов, на передовую нужно доставлять и личный состав, а также различные виды вооружения. Понятно, что военная специфика накладывает свои требования к конструкции и техническим характеристикам транспортных средств.
Типичным примером транспортного средства, созданного для армейских нужд, является советский гусеничный вездеход МТ-ЛБ, который был разработан конструкторами Харьковского тракторного завода в начале 60-х годов. Аббревиатура МТ-ЛБ расшифровывается, как «многоцелевой транспортер (или тягач) легкий бронированный».
Изначально этот легкий гусеничный транспортер создавался для доставки людей и грузов и в качестве тягача для артиллерийских орудий. В армии МТ-ЛБ нередко используют для перевозки мотострелков, хотя для этой роли он никогда не предназначался.
Вообще, эту машину можно смело назвать легендарной. Долгие годы она была настоящей «рабочей лошадкой» сначала советской, а потом и российской армии. Введя в название транспортера слово «многоцелевой», его создатели, наверное, даже не догадывались, насколько они будут правы. Трудно даже перечислить все таланты, которыми обладает МТ-ЛБ: на базе этого тягача было создано более восьмидесяти специальных машин и модификаций.
Для чего только не использовали МТ-ЛБ военные: и для проведения разведки (артиллерийской, радиационной и химической), оказания технической помощи и медицинской помощи, в качестве минного заградителя или передвижной радиостанции. Список можно продолжать еще долго. Также можно добавить, что на базе этого легкобронированного многоцелевого тягача были созданы несколько самоходных минометов, ЗРК «Стрела» и САУ «Гвоздика».
Существует мнение о слабой защищенности и тихоходности МТ-ЛБ, но те, кто говорит об этом, слабо представляет себе, для чего вообще создавался этот тягач. Да, действительно, броня этого вездехода может защитить только от огня стрелкового оружия и осколков. Но он не предназначен ходить в атаки, а 7,62-мм пулемет, установленный на машине, нужен, скорее, для самообороны. Основная задача МТ-ЛБ – доставка на передний край грузов и людей, а не участие в боевых действиях. Фактически МТ-ЛБ – это армейский грузовик с гусеничным ходом и защищенный пускай и слабой, но все же броней. В этом случае отсутствие тяжелого вооружения – это не недостаток, а, скорее, преимущество транспортера. К тому же опыт Афганской войны и двух кампаний на Северном Кавказе показал, что пулемет Калашникова позволяет бронетранспортеру защитить не только себя, но и оружейный расчет, закрепленный за машиной.
В армии МТ-ЛБ ласково называют «мотолыгами». Эксплуатация машины продолжается и сегодня, на 2010 год в российской армии находилось около 4 тыс. этих гусеничных тягачей.
Сегодня эта машина находится на вооружении нескольких десятков армий мира, она принимала участие в бесчисленном множестве военных конфликтов разной локальности и очень неплохо себя зарекомендовала. С момента начала серийного производства всего было выпущено 9,6 тыс. единиц МТ-ЛБ, а модернизацией «мотолыг», кажется, не занимался только ленивый.
Бронетранспортеры МТ-ЛБ выпускались в Польше и Болгарии по советской лицензии.
Отличная надежность тягача, его высокая ремонтопригодность и простота обслуживания были по достоинству оценены и на «гражданке»: МТ-ЛБ нашел свое применение в геологоразведке, стал излюбленным транспортом у охотников, лесников, нефтяников и газовиков.
История создания
В начале 60-х годов советское военное руководство решило обновить транспортный парк и заменить давно отслужившие свой срок гусеничные артиллерийские тягачи АТ-П новой машиной. А чтобы сделать этот процесс дешевле, было принято решение взять за основу что-нибудь из гражданской техники. Наиболее подходящим претендентом оказался легкий транспортер МТ-Л, который и переделывать особо было не нужно, только разработать для него бронированный корпус. Большинство же систем и механизмов машины осталось прежним.
Разработкой тягача занимались конструкторы КБ Харьковского тракторного завода, она началась в 1964 году, а уже через два года было развернуто серийное производство новой машины.
Корпус гусеничного транспортера был выполнен из стальных плит небольшой толщины, что обеспечивало защиту только от огня легкого стрелкового оружия и осколков. Однако такое решение позволило сохранить небольшую массу машины – менее десяти тонн. Благодаря этому у конструкторов не возникло особых проблем с плавучестью транспортера – он может преодолевать водные преграды со скоростью 5-6 км/ч. А гусеницы МТ-ЛБ обеспечивают машине низкое удельное давление на грунт, что является залогом отличной проходимости тягача.
В 1966 году машина была принята на вооружение, производством МТ-ЛБ занимался Харьковский тракторный завод. В конце 60-х транспортер стал массово поступать в подразделения советской армии. МТ-ЛБ активно поставлялся на экспорт, благодаря чему принял участие в большом количестве региональных конфликтов. Советские войска использовали «мотолыги» во время Афганской войны, после распада СССР этой машине довелось повоевать еще и на просторах бывшего «великого и могучего».
Прекрасные тактико-технические характеристики машины позволили создать на ее базе целый ряд специальных машин как военного, так и гражданского назначения. Особенно популярными стали вездеходы на шасси этого бронетранспортера. Уже в 70-е годы подобные машины стали привычным транспортным средством в Сибири и в районах Крайнего Севера.
После распада СССР конструкторское бюро и производственная база, которая занималась выпуском МТ-ЛБ, остались на Украине. С того момента харьковчане сумели создать несколько удачных военных и гражданских модификаций машины.
В России модернизацией МТ-ЛБ занимаются несколько предприятий. Наиболее известными из них являются «Муромтепловоз» (г. Муром) и рубцовский филиал «Уралвагонзавода». Эти производители сотрудничают с российским оборонным ведомством, МЧС, регулярно представляют свою продукцию на различных выставках. Хотя, на самом деле восстановлением и «апгрейдом» МТ-ЛБ, конечно же, занимается гораздо больше компаний, предприятий и обычных народных умельцев, которым просто нравится эта замечательная машина.
Время от времени появляются публикации о том, что тягач МТ-ЛБ устарел и его необходимо заменить на что-то более новое. Обычно они сопровождаются рассказами о недостаточной защищенности машины и ее слабом вооружении. В качестве возможного преемника МТ-ЛБ нередко называют бронетранспортер БТР-3Ф.
Подобная идея не кажется слишком удачной. О боевых характеристиках и назначении МТ-ЛБ было написано выше. Что касается БТР-3Ф, то эта машина была создана на базе БМП-3, отзывы о которой, мягко говоря, весьма неоднозначны. Кроме того, стоимость МТ-ЛБ и БТР-3Ф просто несопоставимы. Конструкторы «мотолыги» заложили столько возможностей для модернизации этой машины, что сравнительно небольшие вложения позволяют создать на ее базе вполне современные транспортные средства.
Описание
Герметичный корпус МТ-ЛБ выполнен из броневых стальных плит, соединенных между собой сваркой. Их толщина составляет 7-14 мм. Внутреннее пространство машины разделено на несколько отделений. Следует отметить, что транспортер имеет значительный внутренний объем, в котором вполне комфортно размещаются члены экипажа машины и ее пассажиры. Еще можно добавить, что на машины, предназначенные для работы в условиях низких температур, устанавливаются дополнительные системы обогрева.
В передней части машины располагается трансмиссионное отделение, в котором находится коробка передач и поворотный механизм, а также компоненты системы смазки и бортовые передачи. Чтобы получить доступ к элементам трансмиссии, необходимо открыть крышку, находящуюся на верхней передней броневой плите.
Отделение управления расположено сразу за трансмиссионным, их разделяет броневая перегородка. В нем находятся рабочие места механика-водителя и командира машины. Наблюдение за местностью водитель ведет через лобовое окно, которое при необходимости можно закрыть броневой стальной крышкой, или с помощью трех перископов. Над его головой находится люк, через который он и попадает на свое рабочее место. Следует отметить, что транспортер имеет хороший обзор, который позволяет уверенно управлять машиной как днем, так и ночью. В темное время суток для освещения пути используются две фары и фара-искатель.
В крыше корпуса над местом командира машины находится башенка кругового вращения с 7,62-мм пулеметом. Обзор командиру обеспечивает такое же лобовое окно, как и у водителя или три перископа. На свое место командир попадает через люк в крыше корпуса.
Вдоль левого борта машины сразу за отделением управления установлен двигатель. Там же находится и главный фрикцион. Чтобы получить доступ в моторное отделение, необходимо снять съемную панель в крыше корпуса.
Транспортно-десантное отделение занимает всю заднюю часть тягача. С отделением управления оно сообщается лазом, который идет по правой стороне корпуса. МТ-ЛБ может перевозить до 11 десантников. Вход и выход осуществляется через задние двери или люки в крыше корпуса машины. В стенках предусмотрены амбразуры, через которые бойцы могут вести огонь из личного оружия.
Транспортер МТ-ЛБ оснащается дизельным мотором ЯМЗ-238В с мощностью 192 кВт. Удельная мощность составляет 19,0 кВт/т – очень высокий показатель для середины 60-х годов.
Ходовая часть транспортера включает пару ведущих и пару направляющих колес, а также двенадцать опорных катков, выполненных из алюминиевого сплава. Внутри каждого из них находится воздушная камера, которая улучшает плавучесть машины. Регулировка натяжения гусениц осуществляется изнутри бронетранспортера. Для действий на заболоченной местности или в глубоком снегу на транспортер могут устанавливаться более широкие гусеницы.
Подвеска МТ-ЛБ торсионного типа. Герметичный корпус транспортера позволяет ему неплохо плавать. Движение на воде осуществляется за счет перематывания гусениц, его скорость составляет 5-6 км/ч. На передней части корпуса находится водоотражательный щиток, который поднимается во время форсирования водных преград. Кроме того, верхняя часть гусениц закрыты специальными экранами, которые во время плавания образуют гидродинамические туннели.
В стандартную армейскую комплектацию МТ-ЛБ входит прибор ночного видения, а также комплекс защиты от оружия массового поражения.
Аренда вездехода МТЛБ — «Доброход»
Компания ДОБРОХОД имеет в собственности 6 вездеходов, снегоболотоходов МТЛБ.
МТЛБ, многоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный, это быстроходный гусеничный плавающий вездеход, аналог МТЛБУ, предназначен для работы в сложных климатических условиях, доставки людей в теплых отапливаемых кунгах, либо грузов на открытой площадке. МТЛБ отличается от МТЛБУ длинной базы (МТЛБ короче на 1 каток), что снижает его проходимость и грузоподъемность. Однако стоимость аренды МТЛБ ниже стоимости аренды МТЛБУ, тк МТЛБУ более сложный и дорогостоящий вездеход.
Технические характеристики МТЛБ | |
Двигатель | ЯМЗ-238В, ЯМЗ-238Н |
Максимальная скорость | 60 км/ч |
Средняя скорость по сухой грунтовой дороге с грузом и прицепом | 25-30 км/ч |
Масса в рабочем состоянии (без груза на платформе и экипажа, но с комплектом возимого ЗИП и ГСМ) | 9,7 т |
Мест в кабине | 2 |
Мест на платформе | 11 |
Средний расход топлива с грузом на платформе и прицепом | 11 |
Грузоподъемность номинальная, при буксировке прицепов | 2 т |
Грузоподъемность максимальная, при перевозке грузов без прицепа | 2,5 т |
Масса буксирного прицепа | 6,5 т |
Колея | 2,5 м |
База | 3,7 м |
Длина (по тягово-сцепному прибору) | 6,454 м |
Ширина (по гусенице) узкая или РМШ/широкая снегоболтоходная | 2,85/3,15 м |
Аренда МТЛБ способствует выполнению тех же задач, что и МТЛБУ.
Однако не всегда есть необходимость использовать МТЛБУ. Для выбора вездехода необходимо знать маршрут передвижения и места использования машины. Оптимально произвести трассировку маршрута. Наша компания производит модернизацию МТЛБ, наращивая кабину, смонтировав кунг и дооборудовав вездеход под определенные цели.Компания ДОБРОХОД, предоставляя в аренду МТЛБ, выполняла работы по обеспечению сварочных мероприятий при монтаже трубы СЕВЕРНЫЙ ПОТОК-2.
Наши вездеходы базируются и работают в различных регионах России:
- База и аренда вездеходов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области;
- База и аренда вездеходов в Мурманске и Мурманской области;
- База и аренда вездеходов в Петрозаводске и Республике Карелии;
- База и аренда вездеходов в Сургуте и ХМАО;
- База и аренда вездеходов в Великом Новгороде;
- База и аренда вездеходов в Новом Уренгое, Ямало-Ненецком ОА, на Камчатке, Краснодаре и других городах.
Стоимость аренды вездеходов МТЛБ оговаривается индивидуально с каждым заказчиком и зависит от сроков аренды вездеходов, удаленности места проведения работ от места базирования вездеходов, качества несущих поверхностей и условий работы.
Так же мы занимаемся перевозкой техники тралами и осуществляем доставку вездеходов МТЛБ к месту проведения работ и обратно с минимальными сроками согласования провоза негабарита по всей России.
Имеем много различного дополнительного оборудования для выполнения нестандартных задач: лебедки, сани, волокуши, краны, тросы, полиспасты, электростанции, сварочные агрегаты и прочее.
Видео
Заказать аренду вездехода МТЛБ — ООО ДОБРОХОД
Многоцелевая бронированная машинаМТ-ЛБ Многоцелевая бронированная машина
МТ-ЛБТехнические характеристики | |
---|---|
Альтернативные обозначения | МТ-ЛБ-Т |
Дата введения | 1970 г., модернизирован в 1995 г. |
Распространение | Не менее 9 стран |
Описание | |
Экипаж | 2 |
Вместимость войск | 11 пассажиров |
Боевая масса (т) | 11,9 |
Общая длина шасси (м) | 6,35 |
Высота общая (м) | 1,87 |
Ширина Габаритная (м) | 2,85 |
Давление на грунт (кг/см 2 ) | Стандартная колея 0,46 / широкая колея 0,28 |
Автомобильная производительность | |
Тип двигателя | Дизель 290 л. |
Запас хода (км) | 500 |
Скорость (км/ч) | |
Макс Роуд | 61,5/70 модернизированный |
Макс для бездорожья | 30/45 модернизированный |
Средняя проходимость | ИНА |
Макс Плавать | 3-4 |
Глубина брода (м) | Амфибия |
Радио | R-123 или модернизация до -123M/-173 |
Защита | |
Броня передней части башни (мм) | 7-14 |
Броня аппликации (мм) | Н/Д |
Взрывоопасная реактивная броня (мм) | ИНА |
Система активной защиты | Н/Д |
Оборудование для разминирования | Н/Д |
Самозахватывающееся лезвие | Да |
Система защиты от ядерного оружия | Коллективный |
Дымовое оборудование | Н/Д |
ВООРУЖЕНИЕ | |
Основное вооружение | |
Калибр, тип, наименование | 7,62-мм (7,62x 54R) пулемет ПКТ |
Скорострельность (выстр/мин) | 250 практических / 650 циклических, 2-10 очередей |
Погрузчик Тип | Ленточная подача |
Готовые/убранные раунды | ИНА |
Высота над уровнем моря () | -5/ +35 |
Огонь в движении | Да |
Вспомогательное оружие | Н/Д |
Пусковая установка ПТУР | Н/Д |
Стрелковые порты | По 1 с каждой стороны и по 1 в каждой задней двери. |
ПОЖАРНЫЙ КОНТРОЛЬ | |
Имя ФТС | ИНА |
Стабилизация главного орудия | Н/Д |
Дальномер | Н/Д |
Инфракрасный прожектор | Н/Д |
Прицелы с увеличением | |
Наводчик | |
День | ПП-61АМ, 2,6х |
Поле зрения () | 23 |
Дальность захвата (м) | 1 500 (оценка) |
Ночь | Н/Д |
Основное орудие командира огня | Нет |
БОЕПРИПАСЫ ДЛЯ ОСНОВНОГО ВООРУЖЕНИЯ | |
Калибр, тип, наименование | 7,62 мм API, API-T |
Максимальная прицельная дальность (м) | 1 500 |
Максимальная эффективная дальность (м) | |
День | 1000/400-500 на ходу |
Ночь | ИНА |
Тактическая дальность ПВО | ИНА |
Бронепробиваемость (мм) | 8 (RHA) на 500 м |
Другие типы боеприпасов | Легкий шар, Шар-Т, Тяжелый шар, Зажигательный |
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity. |
Введите свой адрес электронной почты |
Реклама у нас | О нас | GlobalSecurity.org В Новостях | Карта сайта | Конфиденциальность
Последнее изменение страницы: 07.11.2011 15:48:55 ЗУЛУ
Бронетранспортер МТ-ЛБ-С10-СА13 | EXARMYVEHICLES.com
- EXARMYVEHICLES.com
- Предложение
- Как купить
- Логистика
- Услуга
- Запчасти
- Часто задаваемые вопросы
- Контакты
Price from (+ VAT)
SOLD
SALE OF MILITARY MACHINERY FOR PRIVATE COLLECTORS WEAPONS SYSTEMS CAN BE DISARMED IN ACCORDANCE WITH CURRENT LEGISLATION IN ACCORDANCE WITH THE REGULATIONS OF EACH STATE Originally owned by AFCR. Очень хорошее техническое состояние.
Система управления стрельбой 9А35М «СТРЕЛА-10» входит в состав зенитно-ракетной группы 9К35М «Стрела-10М» (С-10М). Он используется в качестве командирской машины для еще 3-х идентично спроектированных 9-ти.Системы А34М. Полная зенитно-ракетная группировка 9К35М «СТРЕЛА-10М», код НАТО SA-13 GOPHER, дополняется машинами с другим техническим оборудованием. Каждая огневая единица может действовать самостоятельно, без командирской и вспомогательной техники. Система управления огнем 9А35М смонтирована на шасси автомобиля МТ-ЛБ, ее характеристики и отличные внедорожные качества идентичны.
Параметры
Название параметра | Значение |
---|---|
Общая информация | |
Максимальная скорость | 62 км/ч по дороге / 30 км/ч по местности / 5–6 км/ч по навигации |
Длина | 6,50 м |
Ширина | 2,86 м |
Высота | 1,87 м |
Общий вес | 11,9 т |
Макс. |