Википедия зис 5: 5 | это… Что такое ЗИС-5?

Как появился советский грузовик ЗИС-5? | ШколаЖизни.ру

Как появился советский грузовик ЗИС-5? Фото: ru.wikipedia.org

Автомобильная промышленность зародилась в СССР в конце 20-х годов ХХ столетия. До этого времени советский автопарк представлял собой довольно разношёрстное зрелище. Тут были автомобили совершенно разных производителей, и самым сложным являлись их ремонт и обслуживание. В общем, руководство страны поставило задачу перед отечественной промышленностью — дать стране надёжную и неприхотливую машину широкого применения. Желательно, не одну модель.

Как известно, вскоре появился грузовик серии АМО, прототипом для которого был американский грузовик «Форд».

Полностью советским грузовиком стал ЗИС-5, который проектировался как надёжная машина, простая в производстве и ремонте. Главным конструктором этой машины выступил инженер Е. И. Важинский.

Интересный факт из истории автомобиля — что грузовик ЗИС-5 стал выпускаться сразу, без опытного образца. Важинский использовал в своём детище простые и проверенные детали, поэтому решил не тратить времени на испытания автомобиля.

Расчёт оказался верным. ЗИС-5 встал на конвейер 1 октября 1933 года, и вскоре первые машины отправились к потребителям.

Новый советский грузовик был рассчитан на перевозку грузов весом до трёх тонн. Кабина у машины была деревянной, обшитой жестью. Для амортизации при езде использовали полуэллиптические рессоры, а двигатель был по нынешним меркам весьма слаб — всего 73 лошадиных силы. Но для своего времени автомобиль оказался весьма успешным.

Разумеется, грузовики ЗИС-5 стали отправлять и в армию. К июню 1941 года в Рабоче-Крестьянской Красной Армии насчитывалось 104 тысячи трёхтонных грузовиков ЗИС-5.

Советские бойцы на грузовиках ЗиС-5 из Москвы отправляются на фронт Фото: Наум Грановский, warallbum.ru

С началом военных действий почти все гражданские ЗИС-5 приспособили для нужд фронта либо эвакуации. На передовой описываемые советские грузовики использовались для переброски пехоты, боеприпасов, а также как тягачи для орудий.

Однако с приближением гитлеровских частей к Москве Государственный Комитет Обороны принял решение остановить московский завод и эвакуировать его в глубокий тыл.

15 октября 1941 года производство грузовиков ЗИС в Москве прекратилось, а вскоре всё заводское оборудование перевезли в Ульяновск, Челябинск, Миасс и Шадринск. Для этого потребовалось в общей сложности 7708 вагонов!

Производство грузовиков ЗИС в Москве возобновилось лишь в июне 1942 года. Но к этому моменту ценой напряжённых усилий в Ульяновске уже был построен автомобильный завод, который ещё в феврале 1942 года приступил к сборке столь нужных для фронта грузовиков.

Добавьте к этому и завод в Миассе, который также в феврале 1942 года удалось достроить и загрузить выпуском грузовиков.

А двигатели и коробки передач для этих трёх заводов стал изготавливать Челябинский автозавод. В общем, наша промышленность даже с поправкой на эвакуационные мероприятия показала себя с лучшей стороны.

Сборка бортового трехтонного грузовика универсального назначения ЗИС-5 В (завод имени Сталина, военный) на советском заводе Фото: warallbum. ru

Нужно пояснить, что с учётом условий военного времени и сложностей с ремонтом грузовики ЗИС-5 стали выпускать в несколько упрощённом варианте. Эта модификация именовалась ЗИС-5 В.

Так, в ЗИС-5 В фара была всего одна — слева. Кабина водителя теперь не обшивалась железом, а обивалась деревом. Откидным был только задний борт. Крылья над передними колёсами стали плоскими (ранее они были закруглёнными), рулевое колесо получило деревянную обкладку, а тормоза действовали только на задние (сдвоенные) колёса.

Понятное дело, двигатель и трансмиссию не стали упрощать или минимизировать. Все изменения в грузовике коснулись лишь внешних, так сказать, второстепенных моментов.

Интересно, что немецкие солдаты иногда захватывали наши грузовики и после их изучения довольно высоко оценивали простоту и проходимость советских машин.

Советские войска на марше. По обочинам дороги движется пехота, в центре — грузовик ЗиС-5В Фото: Аркадий Шайхет, warallbum.ru

О большом потенциале ЗИС-5 В говорит и тот факт, что в Миассе его выпускали вплоть до 1958 года! При этом местные конструкторы постоянно улучшали свою машину, ведь война уже закончилась, и теперь можно было обстоятельно заниматься доводкой проверенного автомобиля.

Грузовики ЗИС-5 и ЗИС-5 В официально ещё колесили по нашим дорогам до середины 70-х годов. Теперь же эти знаменитые автомобили можно увидеть в кино, либо на военно-исторических выставках, где в прямом смысле можно прикоснуться к легенде автомобилестроения.

Автор — Максим Мищенко

Источник — ШколаЖизни.ру

Поделиться в социальных сетях

Вам может понравиться

Как появился советский грузовик ЗИС-5? | Авто-мото

Как известно, вскоре появился грузовик серии АМО, прототипом для которого был американский грузовик «Форд».

Полностью советским грузовиком стал ЗИС-5, который проектировался как надёжная машина, простая в производстве и ремонте. Главным конструктором этой машины выступил инженер Е. И. Важинский.

Интересный факт из истории автомобиля — что грузовик ЗИС-5 стал выпускаться сразу, без опытного образца. Важинский использовал в своём детище простые и проверенные детали, поэтому решил не тратить времени на испытания автомобиля.

Расчёт оказался верным. ЗИС-5 встал на конвейер 1 октября 1933 года, и вскоре первые машины отправились к потребителям.

Новый советский грузовик был рассчитан на перевозку грузов весом до трёх тонн. Кабина у машины была деревянной, обшитой жестью. Для амортизации при езде использовали полуэллиптические рессоры, а двигатель был по нынешним меркам весьма слаб — всего 73 лошадиных силы. Но для своего времени автомобиль оказался весьма успешным.

Разумеется, грузовики ЗИС-5 стали отправлять и в армию. К июню 1941 года в Рабоче-Крестьянской Красной Армии насчитывалось 104 тысячи трёхтонных грузовиков ЗИС-5. Советские бойцы на грузовиках ЗиС-5 из Москвы отправляются на фронт

Фото: Наум Грановский, warallbum.ru

С началом военных действий почти все гражданские ЗИС-5 приспособили для нужд фронта либо эвакуации. На передовой описываемые советские грузовики использовались для переброски пехоты, боеприпасов, а также как тягачи для орудий.

Однако с приближением гитлеровских частей к Москве Государственный Комитет Обороны принял решение остановить московский завод и эвакуировать его в глубокий тыл.

15 октября 1941 года производство грузовиков ЗИС в Москве прекратилось, а вскоре всё заводское оборудование перевезли в Ульяновск, Челябинск, Миасс и Шадринск.

Для этого потребовалось в общей сложности 7708 вагонов!

Производство грузовиков ЗИС в Москве возобновилось лишь в июне 1942 года. Но к этому моменту ценой напряжённых усилий в Ульяновске уже был построен автомобильный завод, который ещё в феврале 1942 года приступил к сборке столь нужных для фронта грузовиков.

Добавьте к этому и завод в Миассе, который также в феврале 1942 года удалось достроить и загрузить выпуском грузовиков.

А двигатели и коробки передач для этих трёх заводов стал изготавливать Челябинский автозавод. В общем, наша промышленность даже с поправкой на эвакуационные мероприятия показала себя с лучшей стороны.

Сборка бортового трехтонного грузовика универсального назначения ЗИС-5 В (завод имени Сталина, военный) на советском заводе
Фото: warallbum.ru

Нужно пояснить, что с учётом условий военного времени и сложностей с ремонтом грузовики ЗИС-5 стали выпускать в несколько упрощённом варианте. Эта модификация именовалась ЗИС-5 В.

Так, в ЗИС-5 В фара была всего одна — слева. Кабина водителя теперь не обшивалась железом, а обивалась деревом. Откидным был только задний борт. Крылья над передними колёсами стали плоскими (ранее они были закруглёнными), рулевое колесо получило деревянную обкладку, а тормоза действовали только на задние (сдвоенные) колёса.

Понятное дело, двигатель и трансмиссию не стали упрощать или минимизировать. Все изменения в грузовике коснулись лишь внешних, так сказать, второстепенных моментов.

Интересно, что немецкие солдаты иногда захватывали наши грузовики и после их изучения довольно высоко оценивали простоту и проходимость советских машин. Советские войска на марше. По обочинам дороги движется пехота, в центре — грузовик ЗиС-5В

Фото: Аркадий Шайхет, warallbum.ru

О большом потенциале ЗИС-5 В говорит и тот факт, что в Миассе его выпускали вплоть до 1958 года! При этом местные конструкторы постоянно улучшали свою машину, ведь война уже закончилась, и теперь можно было обстоятельно заниматься доводкой проверенного автомобиля.

Грузовики ЗИС-5 и ЗИС-5 В официально ещё колесили по нашим дорогам до середины 70-х годов.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *