Ямз 236 устройство: Особенности устройства двигателя ЯМЗ 236

технические характеристики, вес, объем масла, мощность Турбо

Легендарный дизельный мотор ЯМЗ 236 выпускается с 1962 года по настоящее время на Ярославском заводе. Агрегат получил большую популярность благодаря надежному чугунному блоку и продуманной конструкции, что обеспечивает повышенную надежность и неприхотливость.

Содержание

  • 1 Устройство ЯМЗ 236
    • 1.1 Схема ЯМЗ 236
    • 1.2 Принцип работы ЯМЗ 236
    • 1.3 Порядок зажигания ЯМЗ 236
  • 2 Технические характеристики ЯМЗ 236
    • 2.1 Расход топлива ЯМЗ 236
    • 2.2 Вес двигателя ЯМЗ 236
    • 2.3 Объем масла
    • 2.4 Давление масла
  • 3 Неисправности мотора ЯМЗ 236
  • 4 Итог

Опытные водители отмечают, что указанная модификация необычайно проста в обслуживании и не требует наличия сложных инструментов для ремонта.

Устройство ЯМЗ 236

V-образный ДВС представляет стандартную конструкцию на 6 цилиндров с развалом 90 градусов. В изначальном варианте, система непосредственного впрыска топлива сочетается с атмосферной воздушной магистралью. Для увеличения производительности изготовитель монтирует на агрегат турбонагнетатель.

Коленчатый вал мотора толкает шатуны попарно, что позволяет силовому агрегату работать ровно и сохранить требуемую эффективность.

Размеры 11 литрового агрегата внушительные, что накладывает некие ограничения на транспорт применения. Моторы обычно ставят на тяжелые грузовики, трактора и автобусы.

Схема ЯМЗ 236

Принцип работы ЯМЗ 236

Функционирование двигателя ЯМЗ стандартно для большинства нижневальных конструкций. Привод распределителя выполнен шестеренный с штангами толкателей. Подобная конструкция громоздка и тяжела. Достоинством является повышенная надежность.

Привод КПП подключается к мотору через стандартный маховик.

Порядок зажигания ЯМЗ 236


Приведен на фото выше.

Технические характеристики ЯМЗ 236

Параметры двигателя без турбины.

ПараметрЗначение
Годы выпуска1962 – н.в.
Материал блокаЧугун
Тип топливаДизель
КонфигурацияV-образный
Количество цилиндров6
Клапанов на цилиндр2
Ход поршня140
Диаметр цилиндра130
Степень сжатия16,5
Рабочий объем11150
Мощность без турбиныДо 210 л.с.
Масса890 кг
Количество масла в картере, атм.21 л
-//- турбо24 л.
Тип маслаМ10/8Г2к
Межсервисный интервал10000 км.
Тип охлажденияЖидкостное
Крутящий моментДо 1078 н.м.

Расход топлива ЯМЗ 236

В зависимости от типа материнской техники, двигатель потребляет до 35 литров дизеля в час. Современные модификации имеют более скромные показатели по расходу, что вызвано доработкой конструкции и применением технологий.

Вес двигателя ЯМЗ 236

Чугунная версия мотора в сборе вместе с турбиной весит до 950 кг. Современная модификация, изготавливаемая из алюминиевого сплава, массой около 500 кг, что значительно облегчило ремонтные работы агрегата, но негативно сказалось на долговечности блока.

Объем масла

На атмосферной версии, изготовитель устанавливает в 21 литр. Для турбированных модификаций следует заливать не менее 24 л жидкости.

Давление масла

При исправном масляном насосе и полностью работоспособной конструкции, оптимальным считается 3-4 кПа. Параметр актуален для силовой установки, работающей на нормальной температуре блока.

Неисправности мотора ЯМЗ 236

Надежный агрегат полюбился многим водителям за свою неприхотливость и простоту эксплуатации. Основные проблемы начинаются у мотора, если техника эксплуатируется без должного обслуживания и ухода.

При правильной эксплуатации и соблюдении регламента производителя, ДВС выдерживает серьезные перегрузки и длительные прогоны без обнаружения неполадок.
Турбо.
Технические характеристики мотора с установленной нагнетателем практически идентичны атмосферным модификациям. Основное отличие заключается в установке турбины и замене поршневой группы на более выносливую.

Итог

ЯМЗ 236 – представляет простую и предельно надежную конструкцию. Дизельный мотор производится уже пол века, и получил множество положительных отзывов от механизаторов и профессиональных водителей.

Оставить отзыв

 

Двигатель ЯМЗ-236: устройство и ремонт

ЯМЗ-236 – это легендарный дизель, который выпускает ОАО «Автодизель», ранее известный как Ярославский моторный завод.

Популярность V-образная «шестерка» набрала еще в Советском Союзе, а после распада страны распространилась на территории СНГ. Мотор применяется до сих пор на грузовых машинах, комбайнах и тракторах. Агрегат можно увидеть на таких известных автомобильных марках как ЗИЛ, УРАЛ, КРАЗ, МАЗ, а также на тракторах К-700.

Содержание

  • Устройство и технические характеристики
  • Ремонт
    • Разборка

Устройство и технические характеристики

Мотор ЯМЗ-236 обладает довольно высокими техническими характеристиками. Силовая установка оснащена шестью цилиндрами, расположенными параллельно под прямым углом наклона. Топливо подается непосредственно в цилиндры, то есть происходит впрыск прямого типа. В моторе давление достигает 16,5 атмосферы. Диаметр поршня — 130 мм в базе, в ремонтном варианте — 140 мм, столько же при своем ходе. На агрегате смонтирован механического типа насос топливный высокого давления и форсунки. Они и совершают непосредственно впрыск на каждый цилиндр. По шесть клапанов имеет каждая головка блока – три впускных и три выпускных. Система охлаждения — жидкостная с возможностью принудительной циркуляцией, выполняемой с помощью водяного насоса. Ремень служит приводом, который поворачивает шкив помпы от шкива коленвала.

Объем мотора 11 литров. Мощность варьируется от 150 до 420 лошадиных сил. Последние версии могут развивать мощность до 500 л.с. Из-за роста тарифов на горючее производители мотора ЯМЗ-236, который расходует 40 литров на сотню километров, снизили цифру до 25 литров. Основная силовая установка производилась из чугуна до 2010 года. Позже было принято решение делать ее из алюминия, как и головку блока цилиндров. Такой шаг позволил сделать проще процедуру ремонта, а также расточки шеек цилиндров, более точной стало хонингование цилиндров. Вместе с тем блок агрегата не утратил былую прочность. Характеристики ЯМЗ-236 говорят, что мотор имеет довольно простую конструкцию, которая обеспечивает простоту обслуживания и ремонта.

Ремонт

Мотор ЯМЗ-236 ремонтируется только в автосервисах, потому что нуждается в наличии специального оборудования и соответствующего инструмента. В разряд спецсредств входят стенды: для демонтажа и сборки силового агрегата и его составляющих, регулировочный, балансировочный, испытательный.

К специальному оборудованию относятся станок расточно-хонинговальный; устройства для шлифовки и полировки коленвала; стенд с ванной для опрессовки; развертки, с помощью которых шлифуют посадочные места седел клапанов; оснащение для монтажа клапанов направляющих; станки токарный и фрезерный; стенд для чистки форсунок; пресс, на котором прессуют сальники и подшипники; сварка аргонная (в некоторых случаях). Также может пригодиться другой инструмент и оборудование особого назначения для ремонта дизелей.

Как видим, потребуется довольно много оборудования, которое не каждый автосервис может себе позволить. Ремонт мотора ЯМЗ-236 выполняется в несколько этапов. Они достаточно сложны. За каждый отвечает специалист узкого профиля.

Разборка

Понятно, что двигатель разбирается при помощи расширенного набора инструментов и пневмопистолета. Выполнятся диагностика неисправностей, определяется перечень запчастей, необходимых к замене. Шлифуется коленвал. Делается подготовка блока цилиндров.

Все запасные части и узлы моются. Как правило, мойка выполняется горячим керосином. Далее следует сборка элементов. Процедура разборки мотора длится около 6-8 часов. Чтобы подготовить детали к сборке, потребуется примерно 16-20 часов (это зависит от сложности неисправности). Сборки занимает до 36 часов. Процесс зависит от степени изношенности основных агрегатов и узлов, насколько хорошо подготовили элементы к последней стадии работы.

Читайте также:

  • Какие неполадки считаются типичными для дизельного ТНВД
  • АКПП Кия Сид: частые неисправности агрегата
  • Профессиональное удаление трещин и сколов на стеклах авто
  • Регулировка фар — зачем она нужна и как правильно ее выполнить
  • Как проверить автомобиль на арест перед покупкой
  • Цифровая автошкола: преимущества и процесс обучения
  • Как правильно подобрать запчасти для своего автомобиля и не попасть на подделку
  • Рекомендации по выбору и покупке качественных запчастей для автомобиля
  • Зарядные станции для электромобилей: выбор, виды и установка

Разборка дизеля ЯМЗ-236, автомобилей МАЗ 238

Снятый с автомобиля для ремонта двигатель полностью или частично разбирается в зависимости от характера повреждения

Полная разборка двигателя проводится в три этапа: частичная разборка, разборка двигателя на узлы и детали, разборка узлов двигателя на детали.

Разборка двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 производится с учетом конструктивных особенностей.

Перед разборкой двигатель временно поставить на подставку, предохранив поддон от повреждений, открутить болты крепления картера сцепления.

Коробка передач снимается вместе с картером сцепления, поддерживая ее снизу, чтобы не повредить диски сцепления или ведущий вал коробки передач, откручивают болты крепления картера сцепления к маховику и снимают нажимной диск с картером в сборе.

Болты необходимо откручивать постепенно, ослабляя один за другим, иначе последние оставшиеся болты могут быть сорваны усилием нажимных пружин.

Далее необходимо извлечь ведомый диск.

Для сцепления ЯМЗ-238К, ЯМЗ-2Z8, ЯМЗ-236К также необходимо снять средний ведущий и передний ведомые диски.

После этого необходимо расшплинтовать и вывернуть два стяжных болта 2 (рис. 1) крепления стартера, снять стартер 3, генератор и компрессор воздушного тормоза, отвернув болты, снять крыльчатку 10 (рис. 2) вентилятора, отвернуть шток 17 и снять воздушный фильтр 16, снять четыре боковые заглушки 23 (см. рис. 1), по две с правой и левой стороны .

Установив двигатель на стенд (рис. 3) и закрепив его четырьмя хомутами, вставленными в отверстия водяных каналов, необходимо:

  • — снять указатель уровня масла;

  • — ослабить винты хомутов, снять байпас 14 (рис. 2) и соединительные 15 трубки водяных термостатов;
  • — снять соединительный патрубок 15 (рис. 1) впускных коллекторов и кронштейны крепления топливопроводов высокого давления;
  • — отсоедините трубки 12 и отводящую топливную трубку 11, предварительно освободив ее от хомута.

Сняв крышки 10 ГБЦ, необходимо:

  • — отсоединив дренажные трубки форсунок, отвернуть гайки крепления кронштейнов форсунок и снять форсунки 9
  • — снять коромысла 18 с осями в сборе, снять толкатели 5;
  • — снять 8 ГБЦ и их прокладки.

Повернув двигатель на стенде кожухом маховика вниз, снимите картер 27, масляный насос 28 с дифференциальным клапаном 26 и трубки.

Откручиваем шатунные болты и снимаем крышки шатунов, вынимаем поршни 4 в сборе с шатунами 24.

Надеваем крышки шатунов на соответствующие шатуны, ориентируясь по меткам, и прикручиваем болтами.

Повернуть двигатель в рабочее положение и отсоединить трубки низкого давления, снять топливный фильтр 12 (рис. 2) тонкой очистки;

  • — снять ТНВД 18;
  • — отвернуть гайку крепления полумуфты на валу ведомой шестерни привода топливного насоса и снять полумуфту 13 вместе с шайбой полумуфты и выпрессовать шпонку из вала 9;
  • — снять фильтр грубой и центробежной очистки масла (ЦМО) и маховик 22.

Для снятия маховика используем две ручки 1 (рис. 3), которые вкручиваем в специальные отверстия с резьбой М12 х 1,75 до упора в коленчатый вал 2.

Чтобы не перекосить маховик 3, закручиваем ручки одновременно.

Затем снимите кожух маховика 25 (рис. 2), боковину шкива масляного насоса и ремень привода масляного насоса.

Открутив болт крепления шкива коленчатого вала, съемником (рис. 130) снимите шкив 2 (рис. 2) и извлеките шпонку из коленчатого вала.

После этого снимите кронштейн 6 передней подушки двигателя и верхнюю крышку 11 блока, корпус привода вентилятора, крышку 4 распределительного механизма в сборе с водяным насосом.

Повернув двигатель на стенде картером вверх, следует:

  • — расшплинтовать и вывернуть болты крепления крышек коренных подшипников, снять крышки 26, извлечь коленчатый вал 3 из блока цилиндров 23, используя специальную подвеску (рис. 5), предохраняющую шейки вала от повреждений;

  • — снять вкладыши и упорные полукольца с опор и крышек коренных подшипников, установить крышки коренных подшипников на свои места, ориентируясь по меткам;
  • — отвернуть болты крепления упорного фланца 5 (см. рис. 2) распределительного вала, предварительно отогнув стопорные шайбы, снять распределительный вал 21 в сборе с шестернями;
  • — выпрессовать, начиная с заднего моста 20 толкателей и снять толкатели 19 и выносные втулки толкателей.

Повернув двигатель на стенде картером вниз, отверните болты крепления упорного фланца ведомой шестерни привода топливного насоса.

Предварительно отогнув стопорные шайбы, снимите шестерню 7 в сборе с валом 9 и подшипниками, а также все гильзы цилиндров.

Гильзы снимаются с блока цилиндров с помощью приспособления, показанного на рис. 6.

Устройство вводят во внутреннюю полость втулки, буртики упорной пластины 1 надевают на нижний конец втулки 2, втулки 6 надевают на шпильки 5 блока цилиндров 3 и, навернув за ручки 7 гайку на винт 4, втулку снимают с блока цилиндров.

>

При разборке ГБЦ отвернуть гайки крепления впускного и выпускного патрубков и водораспределительного патрубка, снять трубопроводы, водораспределительный патрубок и прокладки.

Сжав пружину клапана, снимите фиксаторы клапана и коническую втулку тарелки, а затем тарелку, наружную и внутреннюю пружины.

В такой же последовательности выполняются работы для остальных клапанов.

Затем поверните ГБЦ головками клапанов вверх, снимите клапаны с направляющих втулок.

Чтобы отделить поршень от шатуна плоскогубцами, снимите стопорные кольца поршневого пальца и вытолкните его оправкой.

Затем с поршня снимают компрессионное и маслосъемное кольца.

Разборка распределительного вала производится в устройстве, показанном на рис. 8.

Распределительный вал устанавливается задней опорной щекой в ​​упорный подшипник с передней шейкой в ​​хомут 4 и фиксируется поворотом рукоятки 3.

Для предотвращения проворачивания вала в верхней пластине 1 имеется призматический вырез, куда входит кулачок распределительного вала. .

Затем, ввернув болты 5 съемника в два технологических резьбовых отверстия в корпусе распределительной шестерни (рис. 9), поворачивая винт 2 с упором 8 в сторону конца вала, нажимаем на шестерню.

Разборка картера маховика заключается в выпрессовке заднего сальника коленчатого вала.

Крышка люка картера маховика и указатель верхней мертвой точки поршня не снимаются, а необходимость их замены определяется в процессе ремонта.

После разборки двигателя очистить все сопрягаемые поверхности от остатков прокладок и грязи и тщательно промыть детали.

Регулировка клапанов ЯМЗ-236. Дизельный двигатель для большегрузных автомобилей

В продуктовой линейке ЯМЗ много силовых агрегатов. Один из них ЯМЗ-236. Ими укомплектовано огромное количество самой разной строительной и дорожной техники. Этот двигатель устанавливается на МАЗ, «Урал», дизель-генераторы, а также некоторые модели автобусов. ЯМЗ-236 — разработка 55-летней давности, но на сегодняшний день альтернативы ему практически нет, как и сверстников по характеристикам. Естественно, надежная работа двигателя требует регулярного обслуживания. Рассмотрим особенности этого мотора и выясним, как осуществляется регулировка клапанов ЯМЗ-236.

Универсальный и конкурентоспособный

Пожалуй, единственным предприятием в России, способным производить конкурентоспособные дизельные силовые агрегаты для грузовых автомобилей, а также для строительной техники, является Ярославский моторный завод.

Любой двигатель из линейки олицетворяет собой брутальность, надежность, неприхотливость в обслуживании и простоту. И чаще всего эти моторы показывают отличные возможности для интеграции в технику нового века.

Как создать мотор

В 1950-е годы Ярославский завод получил специальный заказ от государства на разработку и дальнейшее освоение производства мощных дизельных силовых агрегатов, которые должны были заменить уже устаревший на тот период ЯАЗ. Эти двигатели должны были стать не только мощнее, но и экономичнее ЯАЗа. В СССР хотели получить универсальный дизельный двигатель внутреннего сгорания, который можно было бы устанавливать на самые разные автомобили.

Инженеры работали под руководством известного талантливого конструктора Чернышева Г.Д. Под его чутким руководством был создан не только 236-й двигатель, но и другие механизмы из этого семейства. Так родился двигатель, которому по сей день нет равных. Он устанавливается на «Урал». Машина от этого очень сильно выиграла в технических характеристиках. Это также лучший двигатель для тракторной и строительной техники.

ЯМЗ-236: производство сейчас

Сейчас ОАО «Автодизель» по-прежнему выпускает этот агрегат, но также собирает его преемника — ЯМЗ-530.

Продажи двигателей не падают, хотя сейчас они не поставляются в Украину. Но производство стабильно растет.

Устройство и технические характеристики

Двигатель имеет шесть цилиндров, которые расположены в два ряда под прямым углом. Такое V-образное расположение используется для уменьшения габаритов агрегата и его веса. Это также сделано для снижения веса автомобиля в целом. Одним из главных отличий этих моторов от всех остальных является рациональное размещение каждого агрегата. Все это прекрасно сочетается с высокой простотой конструкции. К каждому узлу имеется хорошая доступность для обслуживания или ремонта. Детали двигателя требуют регулярного обслуживания. В частности, регулировку клапанов ЯМЗ-236 необходимо выполнять каждые 40 000 км пробега. Все те элементы, которые требуют регулярного обслуживания, находятся в передней части двигателя, а также между цилиндрами.

На передней части расположен топливный фильтр, компрессор тормозной системы и электрогенератор. Эти элементы крепятся к верхней крышке агрегата. И компрессор, и генератор используют в качестве привода ремень. Слева на передней части агрегата расположены масляные фильтры грубой и тонкой очистки. Стартер расположен с правой стороны. Картер надежно защищен поддоном. Кстати, поддон одновременно играет роль емкости для масла. На соседних плоскостях каждого ряда цилиндров расположены головки цилиндров. Там можно найти клапаны системы газораспределения и дизельные форсунки. Клапанный механизм скрыт под стальными кожухами. В одном из них есть патрубок — через него заливают масло.

Блок двигателя

Блок двигателя ЯМЗ-236 изготовлен из низколегированного серого чугуна. Затем литье обрабатывается с использованием технологии искусственного старения. Это делается для того, чтобы снять термические напряжения и сохранить точную геометрию в процессе эксплуатации. Гильза цилиндра имеет толстые стенки. Они центрируются по двум отверстиям в нижней и верхней части блока. Правый ряд камер сгорания немного смещен относительно левого на 35 см. Это необходимо для размещения шатунов.

Головка блока цилиндров

Головка базового двигателя от ОАО «Автодизель» представляет собой цельную отливку из чугуна. Он крепится к блоку специальными штифтами. Последние изготовлены из хромоникелевой легированной стали и прошли термообработку. Для отвода тепла при работе мотора головка снабжена рубашкой для охлаждающей жидкости и остальной части агрегата. Внутри головки блока цилиндров находятся клапаны под давлением. Они оснащены пружиной и застежками. Там же находятся форсунки и коромысла. Клапан седельный вставной из специальных жаропрочных чугунных сплавов. Он вдавливается в гнездо. Между головкой и блоком установлена ​​единая на каждые три цилиндра многослойная прокладка.

Механизм ГРМ

Механизм газораспределения на ЯМЗ-236 — верхний клапан. Распределительный вал расположен внизу. Клапан приводится в действие с помощью системы толкателей, коромысла и тяг. Распределительный вал изготовлен методом ковки из углеродистой стали 45. Толкатели также стальные, изготовлены по штамповочной технологии. Клапаны, как впускные, так и выпускные, изготовлены из жаропрочных сталей. Периодически дизельный двигатель требует обслуживания. Нужна регулировка клапанов ЯМЗ-236 и некоторые другие стандартные операции.

Как отрегулировать клапана?

Этот механизм газораспределения должен иметь тепловой зазор. Это делается для герметизации седла клапана в седле, а также для компенсации теплового расширения. Размеры зазоров в выпускных и впускных клапанах должны быть равны друг другу. Этот параметр составляет от 0,25 до 0,3 миллиметра. Если двигатель эксплуатируется достаточно долго, то зазор можно увеличить до 0,4 миллиметра. Клапана ЯМЗ-236 регулируются только на холодном моторе. Процесс выглядит следующим образом. Сначала отключите подачу топлива. Затем отверните гайки, удерживающие крышку ГБЦ. Снимается крышка и динамометрическим ключом проверяется момент затяжки болтов на коромыслах. Затем коленчатый вал проворачивается по часовой стрелке. Затем наблюдайте за движением впускного клапана на первом цилиндре и ждите, пока он закроется.

После этого коленвал проворачивают еще на четыре оборота. Затем с помощью щупа проверьте зазор. При необходимости параметр корректируется поворотом контргайки на регулировочном винте коромысла. Болт фиксируется отверткой. Процедура регулировки клапанов ЯМЗ-236 ничем не отличается от такой же процедуры для других моделей двигателей. После окончания процесса необходимо проверить состояние прокладок и при необходимости заменить их.

Современный ЯМЗ-236

Чугун в качестве основного материала на заводе использовался до 2010 года. Но позже инженеры и конструкторы решили, что пора использовать алюминий. Теперь из этого металла делают блок и головку блока, что значительно упростило ремонт ЯМЗ-236, расточку горловин камер сгорания.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *