Цветная электрическая схема электрооборудования ЗИЛ 131 и 130 с описанием проводов
02.03.202313 785 3 5 ЗИЛ
Автор:Иван Баранов
Многоцелевой грузовик ЗИЛ 131 многие годы использовался в армии, и после модернизации его продолжают эксплуатировать в различных отраслях народного хозяйства. В статье рассматривается электрооборудование грузовика, основные неисправности, дается схема электрооборудования ЗИЛ 131 цветная.
Содержание
- 1 Особенности электрооборудования
- 2 Как определить неисправность?
- 3 Возможные неполадки проводки
- 4 Электрическая схема
- 4.1 Фотогалерея «Схемы электрооборудования ЗИЛ»
- 5 Видео «О двигателе ЗИЛ 131 »
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Особенности электрооборудования
С 1966 по 1086 год ЗИЛ 131 выпускался в неизменном виде (автор видео — Иван Зенкевич PRO автомобили).
youtube.com/embed/2dXOS4ZrSzs?rel=0″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Затем вышли три его модификации:
- с карбюраторным двигателем;
- с дизельным двигателем;
- с неэкранированной проводкой для гражданских нужд.
Грузовик имеет высокие эксплуатационные качества, но кроме них в его конструкции есть особенности, которые отечественные производители не применяли на других машинах:
- установлен бензиновый двигатель с 8-ю V-образным расположением цилиндров, имеющий 16 клапанов;
- традиционная система зажигания заменена на бесконтактную, оборудованную электронным коммутатором;
- использование экранированной герметичной электропроводки позволило эксплуатировать ЗИЛ 131 в любых погодных условиях.
Как определить неисправность?
Неполадки, связанные с электрооборудованием, можно определить по следующим признакам:
- Генератор: не дает зарядный ток, шум подшипников во время работы, зарядный ток большой силы.
- Стартер: не работает; не вращает коленвал двигателя; ротор вращается, но не вращает коленвал; при включении слышны частые щелчки втягивающего реле; после пуска мотора стартер не отключается.
- Аккумуляторная батарея: быстро разряжается; быстро уменьшается уровень электролита в батарее; из отверстий для вентиляции проливается электролит; во время зарядки незначительное повышение плотности электролита.
- Система зажигания: нарушены контакты в соединениях компонент системы зажигания, не запускается силовой агрегат.
Возможные неполадки проводки
Недостатком бесконтактной системы грузовика в былые времена являлось недостаточное количество электронных деталей и их надежность для эксплуатации в суровых погодных условиях.
Неполадки проводки могут возникнуть по причине:
- обрыва цепи;
- повреждения токоведущих элементов: жил, контактов, проводов;
- плохого контакта в местах соединения;
- окисление клемм и контактов;
- повреждения изоляции;
- отсутствия питания.
Обрыв в электрической цепи можно определить с помощью вольтметра или контрольной лампочки.
Оборванные провода нужно заменить целыми. Если нет возможности сделать замену, можно временно соединить оборванные концы провода, обмотав их изоляционной лентой.
Следует следить за чистотой контактов, иначе ток не сможет пробивать образовавшуюся из масла или окиси пленку.
Электрическая схема
В грузовом автомобиле ЗИЛ 131 установлена однопроводная система электрооборудования с номинальным напряжением 12 В. С корпусом машины соединены минусовые клеммы источников питания.
Фотогалерея «Схемы электрооборудования ЗИЛ»
1. Система зажигания ЗИЛ 2. Порядок работы цилиндров 3. Электрическая схема ЗИЛ 131 Загрузка …Видео «О двигателе ЗИЛ 131 »
В этом ролике рассказывается о двигателе ЗИЛ 131 с описанием его работы (автор видео — Азбука Автозапчастей Острогожск).
youtube.com/embed/UuxOVuAtTO8?rel=0″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Была ли эта статья полезна?
Спасибо за Ваше мнение!
Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями
Да (62.50%)
Нет (37.50%)
Бесконтактная система зажигания зил 131 схема подключения
Содержание
Бесконтактная система зажигания ЗИЛ-131
Бесконтактная экранированная система зажигания устанавливается на автомобиле ЗИЛ-1З1 и его модификациях
Схема системы зажигания показана на рис. 1.
Система состоит из катушки зажигания Б118, датчика-распределителя 4902.3706, транзисторного коммутатора ТК200-01, свечей СН-307В проводов высокого напряжения в экранирующих шлангах и коллекторах, выключателя зажигания ВКЗ50 и добавочного резистора СЭЗ26, который автоматически замыкается накоротко при пуске двигателя.
Для защиты радиоприема от помех, создаваемых системой зажигания, в цепь питания системы зажигания включен фильтр подавления радиопомех ФР82Ф.
Катушка зажигания Б118 (рис. 2) экранированная, герметизированная. В отличие от других катушек зажигания один конец вторичной обмотки соединен внутри с корпусом катушки.
Добавочный резистор (рис 3 ) неэкранированный, предназначен для ограничения электрического тока, протекающего в цепях системы зажигания в рабочем и аварийном режимах. Нихромовая спираль 3 смонтирована на фарфоровом изоляторе 4 в штампованном металлическом корпусе 5.
Концы спирали соединены с выводными клеммами 1, укрепленными на изоляционных втулках 2, установленных в металлическом дне корпуса. При замене спирали добавочный резистор снимают с автомобиля.
Транзисторный коммутатор предназначен для коммутации электрического тока в первичной обмотке катушки зажигания (разрыва первичной цепи катушки зажигания в необходимый момент путем включения большого омического сопротивления выходного транзистора)
Транзисторный коммутатор установлен на левой стенке в кабине автомобиля и может работать только при температуре окружающей среды не выше 70˚ С и не ниже минус 60° С.
В условиях эксплуатации он не ремонтируется и в случае выхода из строя заменяется.
Для проверки работоспособности коммутатора на стенде необходимо собрать схему бесконтактной системы зажигания (рис. 1▲)
Включив напряжение питания (12,6 ± 0,6) В и изменяя частоту вращения датчика-распределителя от 20 до 1600 мин -1 , можно наблюдать устойчивое искрообразование на разрядниках.
При использовании генератора вместо датчика на генераторе устанавливается выходное напряжение синусоидальной формы амплитудой 2 — 10 В и, изменяя частоту вращения генератора от 2,6 до 213 Гц, можно наблюдать устойчивое искрообразование на разряднике, подключенном непосредственно к катушке зажигания.
Отсутствие искрообразования указывает на неисправность коммутатора, который необходимо заменить.
Срабатывание защиты коммутатора от аварийного повышения напряжения питания происходит при частоте вращения валика датчика-распределителя 1000 мин -1 или частоте сигнала генератора 135 Гц путем плавного повышения напряжения питания до полного прекращения искрообразования, но не более 23 В.
При проверке работоспособности приборов бесконтактной системы зажигания на автомобиле, необходимо снять крышку экрана датчика-распределителя, вытащить из центрального гнезда крышки распределителя высоковольтный провод; установив зазор между торцом наконечника высоковольтного провода и корпусом экрана распределителя 4 — 6 мм, включить зажигание, и повернуть коленчатый вал стартером или рукояткой с частотой вращения не менее 40 мин -1 .
Наличие искрового разряда в зазоре указывает на исправность системы зажигания в целом.
При отсутствии искры в зазоре надо отсоединить от датчика низковольтный разъем, идущий на вход «Д» коммутатора, и прикоснуться вилкой разъема к любой точке в бортовой сети автомобиля, находящейся под напряжением 12 В (вывода добавочного резистора, вывода «+» аккумуляторной батареи).
Наличие искры в зазоре между торцом наконечника высоковольтного провода и корпусом экрана указывает на неисправность датчика-распределителя, а отсутствие искры — на неисправность других приборов.
Датчик-распределитель (см рис. 4) экранированный, работает совместно с катушкой зажигания Б118, предназначен для управления работой коммутатора, распределения импульсов высокого напряжения по цилиндрам двигателя в необходимой последовательности, для автоматического регулирования опережения момента зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, а также для установки начального момента зажигания.
Снятие датчика-распределителя с двигателя
Снять датчик-распределитель с двигателя можно двумя способами:
- — отсоединить крепление кронштейнов свечных проводов, отвернув эти провода от свечей, отсоединить провода низковольтного и высоковольтного выводов на датчике-распределителе и, отвернув два болта крепления датчика-распределителя к блоку, снять его с двигателя вместе со свечными проводами и их кронштейнами,
- — отвернуть низковольтный и высоковольтный провода от клемм датчика- распределителя, отвернуть болты (см. рис 4) и снять крышку 8 экрана.
Затем вынуть свечные провод датчика-распределителя и, отвернуть болт 20 крепления регулировочных пластин, снять датчик-распределитель с двигателя. Надо соблюдать осторожность, чтобы не уронить болт 20 и шайбы в двигатель.
Разборка датчика-распределителя зажигания
Для разборки датчика-распределителя зажигания надо закрепить его в тисках за корпус 16 и, отвернув болт крепления экрана 9 к корпусу, его, предохраняя резиновые уплотнительные кольца от выпадения или повреждения.
Снять крышку 10 и бегунок 11, отвернуть два винта 15 и вынуть статор в сборе с помощью бородка или отвернуть.
С помощью бородка выбить штифт 23 из валика 3, снять втулку 24 в сборе с шайбой и вынуть валик 3 в сборе с центробежным регулятором и ротором 14. После этого из корпуса 16 вынуть опорный подшипник 25 с пластиной.
Для снятия ротора 14 с валика, надо вынуть фильц 28 и отвернуть винт 27.
Пружина 26 регулятора легко снимается со стоек с помощью плоскогубцев или отвертки.
Проверка деталей датчика-распределителя
После разборки все детали датчика-распределителя необходимо промыть керосином или бензином и насухо протереть салфеткой. После этого их надо тщательно осмотреть.
На крышке 10 распределителя не допускается наличие трещин, сколов, прогаров высоковольтных выводов и других дефектов. Надо проверить свободу перемещения уголька в гнезде, крышки и заменить его при сильном износе.
Затем необходимо проверить люфт валика 3 в корпусе 16 и, при его наличии, выпрессовать две втулки 29, заменив их. При наличии дефектов пружин 26 их необходимо также заменить.
Для проверки работоспособности ротора 14 к клемме обмотки и к пластине низковольтного вывода надо подсоединить тестер или контрольную лампу с батареей и определить отсутствие обрыва обмотки.
При наличии обрыва обмотки ротор надо заменить.
Сборка датчика распределителя
Перед началом сборки смазать поверхность валика 3 моторным маслом, установить на него ротор 14 и закрепить винтом 27. Затем капнуть на винт 27 2—3 капли моторного масла и поставить в отверстие ротора фильц 28.
Установить, в случае если они снимались, пружины 26 на стойки пластик.
далее в корпус 16 установить опорный подшипник 25, смазав его и устанавливаемую на него сверху опорную шайбу, смазкой Литол-24.
Затем вставить валик 3 в сборе с ротором в корпус 16, надеть на нижний его конец шайбу и втулку 24 и установить в отверстие на валике штифт 23, раскрепив его с помощью керна.
Установить в корпус 16 статор 13, расположив его клеммами с проводами вверх. При этом пластину низковольтного вывода, протерев ее спиртом, расположить напротив клеммы 4 корпуса 16. Закрепить статор двумя винтами 15.
Установить на валик бегунок 11 и закрыть распределитель крышкой 10, совместив пазы в крышке и корпусе 16.
Проверив наличие резиновых уплотнительных колец в корпусе 16, установить на корпус экран 9 и закрепить его болтами 19. После этого надо заполнить масленку 2 смазкой Литол-24.
При сборке клеммы 4 надо, чтобы провод 7 был припаян к контакту 9, а экранирующая оплетка 1 хорошо заправлена и зажата шайбами 4 и 5.
Для проверки работоспособности датчика-распределителя его необходимо установить на испытательный стенд и проверить.
- — характеристики центробежного автомата;
- — максимальное напряжение на низковольтном входе, которое должно быть 45 В при частоте вращения валика 1600 мин -1 .
Датчик-распределитель должен обеспечивать амплитудное значение выходного напряжения, имеющего форму, близкую к синусоидальной, не менее 1,4 В на эквиваленте нагрузки 3,9 кОм при частоте вращения валика 20 мин -1 .
Установка датчика-распределителя зажигания на двигатель
Установку датчика распределителя зажигания на двигатель проводят в порядке, обратном его демонтажу.
Метка шкива коленчатого вала должна совпадать с риской 9 на указателе установки момента зажигания.
Источник
Бесконтактная система зажигания ЗИЛ-131
Бесконтактная экранированная система зажигания устанавливается на автомобиле ЗИЛ-1З1 и его модификациях. Схема системы зажигания показана на рис. 1. Система состоит из катушки зажигания Б118, датчика-распределителя 4902.3706, транзисторного коммутатора ТК200-01, свечей СН-307В проводов высокого напряжения в экранирующих шлангах и коллекторах, выключателя зажигания ВКЗ50 и добавочного резистора СЭЗ26, который автоматически замыкается накоротко при пуске двигателя.
Для защиты радиоприема от помех, создаваемых системой зажигания, в цепь питания системы зажигания включен фильтр подавления радиопомех ФР82Ф.
Катушка зажигания Б118 (рис. 2 ◄-) экранированная, герметизированная. В отличие от других катушек зажигания один конец вторичной обмотки соединен внутри с корпусом катушки.
Добавочный резистор (рис 3 -►) неэкранированный, предназначен для ограничения электрического тока, протекающего в цепях системы зажигания в рабочем и аварийном режимах. Нихромовая спираль З смонтирована на фарфоровом изоляторе 4 в штампованном металлическом корпусе 5.
Концы спирали соединены с выводными клеммами 1, укрепленными на изоляционных втулках 2, установленных в металлическом дне корпуса. При замене спирали добавочный резистор снимают с автомобиля.
Транзисторный коммутатор предназначен для коммутации электрического тока в первичной обмотке катушки зажигания (разрыва первичной цепи катушки зажигания в необходимый момент путем включения большого омического сопротивления выходного транзистора)
Транзисторный коммутатор установлен на левой стенке в кабине автомобиля и может работать только при температуре окружающей среды не выше 70˚ С и не ниже минус 60° С.
В условиях эксплуатации он не ремонтируется и в случае выхода из строя заменяется.
для проверки работоспособности коммутатора на стенде необходимо собрать схему бесконтактной системы зажигания (рис. 1▲)
Включив напряжение питания (12,6 ± 0,6) В и изменяя частоту вращения датчика-распределителя от 20 до 1600 мин -1 , можно наблюдать устойчивое искрообразование на разрядниках.
При использовании генератора вместо датчика на генераторе устанавливается выходное напряжение синусоидальной формы амплитудой 2 — 10 В и, изменяя частоту вращения генератора от 2,6 до 213 Гц, можно наблюдать устойчивое искрообразование на разряднике, подключенном непосредственно к катушке зажигания.
Отсутствие искрообразования указывает на неисправность коммутатора, который необходимо заменить.
Срабатывание защиты коммутатора от аварийного повышения напряжения питания происходит при частоте вращения валика датчика-распределителя 1000 мин -1 или частоте сигнала генератора 135 Гц путем плавного повышения напряжения питания до полного прекращения искрообразования, но не более 23 В.
При проверке работоспособности приборов бесконтактной системы зажигания на автомобиле, необходимо снять крышку экрана датчика-распределителя, вытащить из центрального гнезда крышки распределителя высоковольтный провод; установив зазор между торцом наконечника высоковольтного провода и корпусом экрана распределителя 4 — 6 мм, включить зажигание, и повернуть коленчатый вал стартером или рукояткой с частотой вращения не менее 40 мин -1 .
Наличие искрового разряда в зазоре указывает на исправность системы зажигания в целом.
При отсутствии искры в зазоре надо отсоединить от датчика низковольтный разъем, идущий на вход «Д» коммутатора, и прикоснуться вилкой разъема к любой точке в бортовой сети автомобиля, находящейся под напряжением 12 В (вывода добавочного резистора, вывода «+» аккумуляторной батареи).
Наличие искры в зазоре между торцом наконечника высоковольтного провода и корпусом экрана указывает на неисправность датчика-распределителя, а отсутствие искры — на неисправность других приборов.
Датчик-распределитель (см рис. 4 ◄-) экранированный, работает совместно с катушкой зажигания Б118, предназначен для управления работой коммутатора, распределения импульсов высокого напряжения по цилиндрам двигателя в необходимой последовательности, для автоматического регулирования опережения момента зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, а также для установки начального момента зажигания.
Снятие датчика-распределителя с двигателя
Снять датчик-распределитель с двигателя можно двумя способами:
— отсоединить крепление кронштейнов свечных проводов, отверну эти провода от свечей, отсоединить провода низковольтного и высоковольтного выводов на датчике-распределителе и, отвернув два болта крепления датчика-распределителя к блоку, снять его с двигателя вместе со свечными проводами и их кронштейнами,
— отвернуть низковольтный и высоковольтный провода от клемм датчика- распределителя, отвернуть болты (см. рис 4 ◄-) и снять крышку 8 экрана. Затем вынуть свечные провод датчика-распределителя и, отвернуть болт 20 крепления регулировочных пластин, снять датчик-распределитель с двигателя. Надо соблюдать осторожность, чтобы не уронить болт 20 и шайбы в двигатель.
Разборка датчика-распределителя зажигания
Для разборки датчика-распределителя зажигания надо закрепить его в тисках за корпус 16 и, отвернув болт крепления экрана 9 к корпусу, его, предохраняя резиновые уплотнительные кольца от выпадения или повреждения.
Снять крышку 10 и бегунок 11, отвернуть два винта 15 и вынуть статор в сборе с помощью бородка или отвернуть. С помощью бородка выбить штифт 23 из валика 3, снять втулку 24 в сборе с шайбой и вынуть валик З в сборе с центробежным регулятором и ротором 14. После этого из корпуса 16 вынуть опорный подшипник 25 с пластикой.
Для снятия ротора 14 с валика, надо вынуть фильц 28 и отвернуть винт 27.
Пружина 26 регулятора легко снимается со стоек с помощью плоскогубцев или отвертки.
Проверка деталей датчика-распределителя
После разборки все детали датчика-распределителя необходимо промыть керосином или бензином и насухо протереть салфеткой. После этого их надо тщательно осмотреть.
На крышке 10 распределителя не допускается наличие трещин, сколов, прогаров высоковольтных выводов и других дефектов. Надо проверить свободу перемещения уголька в гнезде, крышки и заменить его при сильном износе.
Затем необходимо проверить люфт валика З в корпусе 16 и, при его наличии, выпрессовать две втулки 29, заменив их. При наличии дефектов пружин 26 их необходимо также заменить.
Для проверки работоспособности ротора 14 к клемме обмотки и к пластине низковольтного вывода надо подсоединить тестер или контрольную лампу с батареей и определить отсутствие обрыва обмотки.
При наличии обрыва обмотки ротор надо заменить.
Сборка датчика распределителя
Перед началом сборки смазать поверхность валика З моторным маслом, установить на него ротор 14 и закрепить винтом 27. Затем капнуть на винт 27 2—3 капли моторного масла и поставить в отверстие ротора фильц 28.
Установить, в случае если они снимались, пружины 26 на стойки пластик.
далее в корпус 16 установить опорный подшипник 25, смазав его и устанавливаемую на него сверху опорную шайбу, смазкой Литол-24.
Затем вставить валик З в сборе с ротором в корпус 16, надеть на нижний его конец шайбу и втулку 24 и установить в отверстие на валике штифт 23, раскрепив его с помощью керна.
Установить в корпус 16 статор 13, расположив его клеммами с проводами вверх. При этом пластину низковольтного вывода, протерев ее спиртом, расположить напротив клеммы 4 корпуса 16. Закрепить статор двумя винтами 15.
Установить на валик бегунок 11 и закрыть распределитель крышкой 10, совместив пазы в крышке и корпусе 16.
Проверив наличие резиновых уплотнительных колец в корпусе 16, установить на корпус экран 9 и закрепить его болтами 19. После этого надо заполнить масленку 2 смазкой Литол-24.
При сборке клеммы 4 надо, чтобы провод 7 был припаян к контакту 9, а экранирующая оплетка 1 хорошо заправлена и зажата шайбами 4 и 5.
Для проверки работоспособности датчика-распределителя его необходимо установить на испытательный стенд и проверить.
— характеристики центробежного автомата;
— максимальное напряжение на низковольтном входе, которое должно быть 45 В при частоте вращения валика 1600 мин -1 .
Датчик-распределитель должен обеспечивать амплитудное значение выходного напряжения, имеющего форму, близкую к синусоидальной, не менее 1,4 В на эквиваленте нагрузки 3,9 кОм при частоте вращения валика 20 мин -1 .
Установка датчика-распределителя зажигания на двигатель
Установку датчика распределителя зажигания на двигатель проводят в порядке, обратном его демонтажу. Метка шкива коленчатого вала должна совпадать с риской 9 на указателе установки момента зажигания.
Источник
ЗИЛ-131 (Многоместный) Обход Страница 1
ЗИЛ-131 (Многоместный) Обход Страница 1
| |||||||||||||||||||||||
ICM 1/35 Набор моделей советского аварийного грузовика ЗиЛ-131 — Wonderland Models | ICM35518
Отличные отзывы
Добавление… Товар добавлен
- Марка: org/Brand»> Iсм
- Штрих-код:
- 4823044403967
- Номер модели:
- 35518
- Масштаб:
- 1/35
- Тип:
- Военная техника
- Страна:
- Советский/Российский
- Период:
- Холодная война
- Сборка:
- В разобранном виде (комплект)
- Производитель:
- ЗиЛ
ICM 1/35 Советский аварийный автомобиль ЗиЛ-131
из линейки пластиковых моделей грузовиков точно воссоздает настоящий русский грузовик. Для сборки этой пластиковой модели требуются краска и клей. Производитель: ICM
Модель: 35518 Советский автомобиль скорой помощи ЗиЛ-131
Масштаб: 1/35
Модели Wonderland доставляются по всей Великобритании и за границу. Мы стараемся отправлять заказы немедленно, но обязательно в течение 48 часов с момента получения. Заказы будут отправлены только после получения оплаты.
Доставка по Великобритании:
Стоимость заказа (включая почтовые расходы) | Стоимость доставки и тип |
---|---|
До 70 фунтов стерлингов | 4,99 фунта стерлингов — Королевская почта первого класса (доставка в течение 1–5 дней) |
Свыше 70 фунтов стерлингов | 7,99 фунтов стерлингов — DPD 7,99 фунтов стерлингов (курьерская доставка на следующий рабочий день) |
Пожалуйста, не забудьте указать номер своего мобильного телефона при заказе, так как DPD предлагает возможность отправки текстовых/электронных сообщений, чтобы вы могли получать уведомления об отправке и предполагаемом времени доставки.