Зил 131 технические характеристики с кунгом: ЗИЛ-131: технические характеристики

Содержание

Грузовик ЗиЛ 131 — полная характеристика автомобиля. Технические параметры, Габаритные размеры. Отзывы владельцев

Тип авто

Бортовой автомобиль
Колесная формула 6×6
Полная масса авто, кг 10425
Полная масса автопоезда, кг нет данных
Допустимая нагрузка на переднюю ось , кг 6
Допустимая нагрузка на заднюю ось , кг 8
Грузоподъемность, кг 5000

Площадь платформы, м2

8,2

Объем платформы, м3

6,6
Масса снаряженного авто, кг 6790
Максимальная скорсть (км/ч) 80
Двигатель карбюраторный, четырехтактный, 8-ми цилиндровый, V-образный 90°, верхнеклапанный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя (л.с.) 150
Коробка передач механическая, 5-ти ступенчатая (синхронизаторы 2-3 и 4-5)
Число передач 5
Передаточное число ведущих мостов 7,34
Подвеска рессорная
Размер шин
12,00-20
Топливный бак 170 х 2
Кабина капотной компоновки цельнометаллическая без спального места
Екологический тип Euro-0

Грузовик ЗИЛ-131: характеристики, описание, фото, видео..

Фото: РСЗО «Град-1» на базе ЗиЛ-131. Подборка-8
Фото: РСЗО «Град-1» на базе ЗиЛ-131. Подборка-7
Фото: АРС-14 на базе ЗИЛ-131. Подборка-6
Фото: ТРМ-90 на шасси ЗИЛ-131. Подборка-5
Фото: ЗИЛ-131. Подборка-3
Фото: БМ-13НММ / 2Б7Р / «Катюша» на шасси ЗИЛ-131. Подборка-4
Фото: АПА-50М на базе ЗИЛ-131. Подборка-2
Фото: ЗИЛ-131. Подборка-1

ЗиЛ-131-советский грузовик повышенной проходимости выпускавшегося с 1966 по 2002 год. Выпуска грузовика был налажен на Московском Заводе имени Лихачева ЗиЛ. Грузовик должен был прийти на смену грузовику ЗиЛ-157.  Грузовик предназначен для перевозки грузов и буксировки прицепов/орудий по шоссейным и грунтовым дорогом, а также бездорожью. Имеет грузовое отделение приспособлено для перевозки людей в деревянном кузове со складными скамейками вдоль бортов. Основным эксплуатантом грузовика стала армия и промышленные предприятия Советского Союза. Поставлялся на экспорт в дружественные страны Советского Союза.

История создания

История производства грузовика началась в 1956 году, когда конструкторы ЗиЛа представили партийным чиновникам опытный образец ЗиЛ-131 созданный на базе ЗиЛ-132. Параллельно с ЗИЛ-131 разрабатывался грузовик ЗиЛ-130. Грузовик успешно прошел испытания на автомобильных полигонах и различные климатические тесты. В 1961 году грузовик планировалось запустить в массовое производство, но из-за различных бюрократических проблем производство задержалась на пять лет. За время задержки грузовик продолжался совершенствоваться, о чем говорит первая модернизации машины спустя 20 лет производства. Во время проектирования ближайшим конкурентом ЗиЛ-131 был ЗиЛ-132 с колесной формулой 6х6 имевший равноудаленные мосты с более широкими колесами. Тактик-технические характеристики ЗиЛ-132 были выше, чем у ЗиЛ-131, но ЗИЛ-131 был дешевле и проще в производстве. Хоть и ЗИЛ-131 должен был заменит ЗИЛ-157 (года производства 1958-1994) им было суждено производиться вместе в одних и тех же цехах московского завода ЗИЛ на протяжении 25 лет. Производство ЗИЛ-131Н продолжалось до 1994 на московском заводе ЗИЛ (по некоторым данным до 1990 года), производство грузовика прекращено с началом производства ЗИЛ-4334. Производство грузовика было продолжено в Новоуральске на автомобильном заводе АМУР до 2010 года, с 2003 года была начато производство грузовика АМУР-531350, грузовик представлял копию ЗИЛ-131, но с дизельным двигателем. Производство ЗИЛ-131 было полностью завершено на заводе АМУР в 2011 после его банкротства. Шасси грузовика стала платформой для создания множества фургонов и специальной техники для военных и гражданских нужд. В 1974 машина была удостоена Государственного знака качества.

На грузовом шасси ЗИЛ-131 можно встретить автокраны, военные КУНГи (командные, радиостанции, мобильные мастерские и т.д.), машины для обслуживания аэродромов и самолетов, пожарные машины, военные грузовики для перевозки личного состава, РСЗО «Град-1» и «Катюша» и т.д. КУНГи военных ЗИЛ-131 оборудовались фильтровентиляционной установкой ФВУА-100Н-12, способная очищать воздух от радиоактивной пыли и газовых отравляющих веществ, при этом создается избыточное давление, которое не позволяет проникать воздух с улицу в кузов через щели.
За время производства было выпущено 998 429 грузовиков ЗИЛ-131 и его модификаций. С 1987 по 2007 год было произведено 52 349 грузовиков ЗИЛ-131Н. Максимальный объем производства грузовика пришёлся в 1980-ые годы, ежегодно завод выпускал с конвейера почти по 50 000 ЗИЛ-131 в год. Над производством грузовиков на заводе трудился штат из 120 000 сотрудников. Во время Афганской войны военные грузовики ЗИЛ-131 стали кустарно вооружать зенитными пушками ЗУ-23-2 или автоматическими миномётами «Василек», данный способ кустарной модернизации продолжали использовать во время двух Чеченских компаний и во время военного конфликта на Востоке Украины.

Конструкция

1  — ведущий   фланец   цапфы   поворотного  кулака 2 — шинный  кран 3 — тормозной  барабан  переднего колеса 4 — переднее колесо с пневматической шиной переменного давления 5—продольная листовая рессора 6—педаль  сцепления 7 — продольная  рулевая  тяга 8 — рулевой  механизм 9 — передний буфер 10 — лебедка  барабанного  типа с  червячным  редуктором 11  —трубчатый  масляный  радиатор смазки  двигателя 12 — масляный радиатор гидроусилителя рулевого  управления 13 — бачок  насоса  гидроусилителя 14 —- радиатор  охлаждения двигателя 15 — маслоналивная   горловина  с  фильтром  вентиляции  картера  двигателя 16 — компрессор  пневматической системы привода  тормозов и  централизованной  подкачки  шин 17 — воздушный  фильтр 18 — двигатель 19 — педаль  ножного  тормоза 20 — рулевое  колесо 21  — рычаг  коробки  передач 22 — рычаг  переключения  передач раздаточной  коробки 23  — педаль  управления  дроссельной заслонкой  карбюратора 24  — рычаг  включения  лебедки 25 — рычаг  ручного  тормоза 26 — воздушный баллон для сжатого воздуха 27  — трубка  вентиляции  картера коробки  передач 28 — трубка  выпуска  воздуха  из  воздухораспределительного  клапана 29 — трубка  подвода  воздуха в  топливные баки 30 — задний  кронштейн  установки кабины  31  — электромагнитный  воздухораспределительный клапан для автоматического включения переднего ведущего  моста 32 — топливный бак 33 — карданный  вал  привода среднего ведущего  моста 34  — глушитель  шума  выпуска отработавших   газов 35  — труба  глушителя 36 — карданный  вал  привода  заднего моста 37  — верхняя  реактивная  штанга подвески  заднего  моста 38 — нижняя  реактивная штанга  подвески 39 — заднее  колесо 40 — розетка  для  переносной  лампы 41  — задний  буфер  рамы

ЗиЛ-131 представляет собой рамный грузовой автомобиль с колесной формулой 6х6. Все ТТХ создавались изначально под военные нужды, что подразумевает достаточно мощный мотор и крепкой рамой, возможность буксировки орудий и преодолевание водных препятствий в брод. Масса машины 6135 кг, грузоподъемность 5 тонн по шоссе и 3,5 тонны по грунтовым дорогам. Машина пригодна для эксплуатации во всех условиях, включая тропические, в любое время года при температуре от -40 до +55 градусов Цельсия. Машина оснащена 5 ступенчатой коробкой передачи с возможностью выбора понижающей передачи (1-ая передача используется при большой загруженности или подъеме в гору), передний привод можно отключать с помощи коробки передачи или электропневматическим приводом с помощи тумблера из кабины авто. Кабина авто представляет из себя цельнометаллический кузов в котором размещается водитель и два пассажира на отдельном двойном диване, под которым располагается небольшой багажник. Первые кабины для ЗИЛ-131 использовались от ЗИЛ-130, были заменены по просьбе военных. И наоборот  Кабина термоизолирована, для отопления салона используется печка, использующая систему охлаждения двигателя. Панорамное лобовое стекло из двух частей обеспечивает хорошую обзорность водителю и пассажирам. Механические дверные стеклоподъемники и форточки служат для вентиляции автомобиля. Машина оборудована предпусковым подогревателем Т-100, который подогревает двигатель для старта в течении 2 минут при минус 30 градусах. Для фильтрации используется масленый фильтр. Так как машина должна преодолевать броды все электрическое оборудование имеет герметизацию, как и многие другие агрегаты. Система газоотвода и глушители изготавливаются из чугунных металлов для увеличения ресурса, когда система оказывается в воде во время преодоления водного препятствия.

Машина обладает отличными характеристиками для езды по бездорожью за счет полного привода 6х6 с возможностью регулировки давления на грунт с помощи централизованной подкачки шин из кабины машины прямо во время движения. Централизованная подкачка шин повышает живучесть машины во время прокола/прострела колеса, подкачивая повреждённое колеса пока машина не доберётся до безопасного места или автомастерской. Многие машины оборудовались механической лебедкой (длина троса 50 метров) с отбором мощности от коробки передачи, что делало лебедку не «убиваемой» при полном погружении в грязь и воду. Мосты установленным на полуэллиптические рессоры с реактивными штангами. Тормоза-барабанные, пневматические.
Как правило на ЗИЛ-131 ставился карбюраторный 8-и цилиндровый V-образный двигатель объемом 6,28 литра. Мощность двигателя составляет 150 л.с., «пожирает» бензин А-76 из двух баков по 170 литров. Расход топлива по шоссе составляет 35 литров на 100 км и 60-70 литров при езде по пересеченной местности. Расход топлива при максимальной загрузке по бездорожью достигает 100 литров на 100 км. Запас хода 600-630 км. Двигатель обеспечивает максимальную скорость 85 км/час, крейсерскую скорость 50-60 км/час.

Основные модификации: 

  • ЗИЛ-131А-автомобиль имеет упрощенную сборку, посредством замены герметичных-экранированных электроприборов простыми приборами. Стали выпускать в январе 1971. Появления данной модели связано с тем, что автомобиль перестал быть сугубо военным и его унифицировали для гражданских задач.
  • ЗИЛ-131Н-модернезированный вариант грузовика выпускался с 1986 года. Модернизированный вариант ЗИЛ-131 стали выпускать с дизельными двигателями ЗИЛ-131Н1 (Д-245.20-105л.с.) и ЗИЛ-131Н2 (ЗИЛ-0550, 132-л.с.), новый карбюраторный двигатель отличался более высокой степенью сжатия и возможности использовать в качестве топлива бензин марки А-76 и АИ-93. Ресурс двигателя ЗИЛ-5081 увеличен до 250 00 км
  • ЗИЛ-131В-сиделный тягач имел сцепное устройство для транспортировки прицепов. Сидельный тягач послужил базой при создании автопоезда ЗИЛ-137 с колесной формулой 10х10
  • ЗИЛ-131НС-севреный вариант, предназначен для работы в условиях Крайнего Сервера при температуре до -60
  • ЗИЛ-131Д-самосвал, не получил распространения, производство было свернуто
  • ЗИЛ-131Х-вариант грузовика адаптированный для использования в тропических и пустынных климатах
  • ЗИЛ-131-137Б автопоезд с колесной формулой 10х10. Шасси часто использовалась при создании аэродромных пожарных машин, пусковых ракетных установок

Заключение

Грузовик по праву вошел в историю советского. Грузовики ЗИЛ-131 еще долго будут ездить по дорогам стран бывшего СССР и дружественных стран. Даже спустя несколько десятков лет бывшие водители с уважением отзываются о машине за ее качество, надежность и простоту обслуживания. Даже в мороз -30…-50 водители умудряются его заводить без проблем предварительно налив в карбюратор бензин и прогрев картер двигателям паяльной лампой. Отличная проходимость обеспечивается полным приводом 6х6 с возможностью регулировки давления в шинах. Машина имеет «спартанский» набор комфорта для водителей состоящий из ручных стеклоподъёмников и печки способной протопить салон машины до состояния «бани». Машина не рассчитана на дальние поездки из-за прожорливости и крейсерской скорости 50-60 км/час. Среда обитания грузовика-лесные дороги поля. 131-ый ЗИЛ еще долго будет служить в пожарной охране и выполнять боевые задачи в армии.

Если Вам интересны статьи про авто-мото тематику, то можете посетить наш сайт  сайта «Мустанг».

Характеристики ЗИЛ-131
 Колесная формула 6х6
 Тип подвески рессорная
 Двигатель ЗИЛ-131, карбюраторный, 8-целендровый, V-образный
 Объем двигателя 6 литров
 Мощность  150 л.с.
 ТопливоАИ-72 и АИ-76
 Объем бака  2х170
 КПП пятиступенчатая
 Габариты Длина 7040 мм, высота 2480 (без тента) и 2970 мм с тентом, щирина 2500 мм
 Колея 1820 мм
 Клиренс 330 мм
 Базовая масса 6135 кг без лебедки и 6235 с лебедкой
 Снаряженная масса 10185 кг
 Грузоподъемность 5000 кг по шоссе и 3500 по пересеченной местности
 Масса буксируемого прицепа 6500 кг по шоссе и 4000 по пересеченной местности
 Экипаж
 1 водитель+2 пассажира
 Скорость максимальная 85 км/час, крейсерская 50-60 км/час
 Запас хода 600-630 км по шоссе
 Расход топлива  35 литров на 100 км по шоссе, 60-70 по пересеченной местности
 Преодолеваемое препятствие
 подъем-30 гр., 1400 брод
 Броня нет
 Вооружение нет

 

Кунг от ЗИЛ 131 МО.

bazieri

Предложу коробочку,использовалась как бытовка для хоз.нужд.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУНГА:
Габаритные размеры, мм:
— длина: 4800
— ширина:2200
— высота:1950
— вес 1500-1800 кг(«голый»/снаряжён.)

Самовывоз с ЮГ МО,100км от МКАД.
Стоимость…хочется 30т.р.
За АП-пы спасибо!

leo77

Кунг отдельно сколько стоит? Печка есть, она работает?

vovan vovanich

Самовывоз с ЮГ МО,100км от МКАД.
Это в районе Каширы?

gryaznij

bazieri
Стоимость стала более доступной!
Доступной , это сколько? За кунг отдельно имеется в виду.

Vasil1980

а юг это где…?

Тайдак

отмечусь.

sti-sti

Кунг от 66-го «К66Н», была шишига именно с таким кунгом, внутри по идее еще и перегородка есть с дверью (грузовой\пассажирский отсеки).

хороший кунг, повесьте на gaz66.ru имхо за 40 000 за «всё» — там должны забрать.

sti-sti

Гирич Федор
Вообще это не КУНГ, а кузов-фургон К66Н для ГАЗ-66.

Давай не умничать если в вопросе не разбираетесь. 😛

«………………КУНГ — аббревиатура, обозначающая кузов унифицированный нулевого (нормального) габарита. Тип закрытого кузова-фургона для грузовых автомобилей, состоявших на вооружении Советской армии и армий стран Варшавского договора. Широкая распространенность автомобилей с КУНГами в армии и народном хозяйстве фактически сделало аббревиатуру именем нарицательным для обозначения закрытых кузовов вообще.
КУНГи выпускались для установки на шасси автомобилей ГАЗ-63, ЗИЛ-157, ГАЗ-66, ЗИЛ-131, КамАЗ-4310, Урал-375. Модификации для разных автомобилей имели однотипные элементы………………»

И я лично ничего не продаю, будьте внимательней.

Гирич Федор

Специально для «любителей» поумничать. Тут все разжевано. http://www.gruzovikpress.ru/ar…12_09-11_26_33/

От себя добавлю, что для перевозки грузов такой кузов слишком кошерно использовать-в основном они шли для КШМок типа Р-142 или СОБовозка 1В110. В первом случае малый отсек ипользовался для размещения 2-х радиотелефонистов и кучи радиостанций.бОльший же отсек мне запомнился большим могучим столом, который очень располагает к употреблению разного рада напитков в компании сотоварищей.

Вопрос по поводу фото был адресован продавцу.

limoor

Год назад купил бы кунг….

sti-sti

limoor
Год назад купил бы кунг….

Кунг!!!!!!!!!! 😀 😀 😀 😀

sergey31

Привет! Есть фотки? Контейнер интересен и кунг до кучи можно.

bazieri

sergey31
Привет!
Кому сарай на дачу…

bazieri

Тайдак
отмечусь.
В продаже однако!

ЗИЛ-131: лучший советский военный грузовик: родословная армейского автомобиля

Трёхосный капотный ЗИЛ-131 со всеми односкатными колёсами являлся первым отечественным армейским грузовиком среднего класса грузоподъемностью 3,5 тонны при эксплуатации на местности, который во время работы на дорогах с твёрдым покрытием доставлял армейские грузы массой до пяти тонн. Выпускавшийся в течение 34 лет ЗИЛ-131 стал основным грузовиком Советской армии и главной базой обширного семейства специальной военной автотехники.

Предшественники ЗИЛ-131 (1956-1966 гг.)

Опытные грузовики с маркировкой ЗИЛ-131 появились в 1956 году, но потом потребовалось целое десятилетие, чтобы довести их до совершенства и поставить на конвейер. Камнем преткновения был перспективный силовой агрегат V8, и потому трёхтонный первенец

ЗИЛ-131А получил 135-сильный мотор V6 и агрегаты от машин ЗИС-151, ЗИЛ-157К и пробного гражданского образца ЗИЛ-130.

Результатом этих комбинаций стал второй 2,5-тонный гибрид ЗИЛ-131 с наименованием ЗИЛ-165 и шестицилиндровым двигателем в 125 сил. В 1959-м на испытания поступил третий ЗИЛ-131 с пробным мотором V8 мощностью 148 л.с., ставший реальной базой будущей серийной машины.

Промежуточный вариант ЗИЛ-165 с кабиной и оперением от пробного двухосного автомобиля ЗИЛ-130А. 1957 год Опытный грузовик ЗИЛ-131 с характерным аллигаторным капотом и «хищной» штампованной облицовкой. 1959 год

Серийные автомобили ЗИЛ-131 (1966-1990 гг.)​

Долгий процесс созидания ЗИЛа-131 завершился в декабре 1966-го, серийный выпуск удалось развернуть только через год. Автомобиль оснащался совершенным для своего времени двигателем V8 мощностью 150 л.с., экранированным электрооборудованием, приводом передних колёс с шариковыми шарнирами, рулевым механизмом с гидроусилителем, регулировкой давления воздуха в шинах и цельнометаллической кабиной с панорамным лобовым стеклом. На части машин спереди монтировали пятитонную лебёдку.

Предсерийный ЗИЛ-131 с окошками на крыше во время приёмочных испытаний. 1966 год (архив 21 НИИЦ)Основной грузовик Советской армии ЗИЛ-131, внешне не отличавшийся от своих прототипов. 1977 год (фото автора)

В процессе серийного производства ЗИЛ-131 постоянно совершенствовался и оснащался новыми узлами и мелкими деталями, но его внешние черты практически не менялись. В апреле 1974-го всему семейству был присвоен почётный государственный Знак качества.

Развитием базовой модели был седельный тягач ЗИЛ-131В с укороченной рамой и полуавтоматическим сцепным устройством, служивший для буксировки на шоссе полуприцепов полной массой до 12 тонн и на местности – 7,5 тонн.

Армейский седельный тягач ЗИЛ-131В первого выпуска без лебёдки. 1968 год

В конце 70-х единственной и неудачной попыткой перейти на новый военный автомобиль стали экспериментальные образцы ЗИЛ-131М с многотопливным двигателем V8 в 170 сил, удлинённым капотом и разными исполнениями облицовки передка.

Второй вариант ЗИЛ-131М с верхнеклапанным многотопливным силовым агрегатом. 1980 год (архив 21 НИИЦ)

В 1986-м с конвейера начал сходить экономичный базовый автомобиль ЗИЛ-131Н с полезной нагрузкой 3,75 тонны и модернизированным 150-сильным мотором. Внешне он отличался едиными блоками фар с подфарниками, указателями поворотов на передних крыльях и тентом от КамАЗа. Эти наиболее удачные машины 131-го семейства имели достаточно высокий спрос в СССР и поступали в армии социалистических и соседних стран.

Наиболее совершенный грузовик ЗИЛ-131Н, выпускавшийся на ЗИЛе с 1986 года. Фото автора, 2011 годЧастично доработанные многоцелевые автомобили ЗИЛ-131Н в вооруженных силах Финляндии. 1988 год

Обновленный седельный тягач ЗИЛ-131НВ с увеличенной нагрузкой на сцепное устройство, передней лебёдкой и двумя «запасками» за кабиной в составе автопоездов развивал скорость 75 км/ч.

Выпуск на Московском автозаводе всех версий 131-го ЗИЛа завершился в 1990 году.

Военные варианты и оборудование на шасси ЗИЛ-131

В советских Вооруженных силах и в армиях зарубежных стран грузовики ЗИЛ-131 применялись для перевозки 18-24 человек на продольных или поперечных скамьях в кузове, установки армейских надстроек и буксировки прицепов и артиллерийских систем малого и среднего калибра.

Колонна тентованных военных грузовиков ЗИЛ-131Н для транспортировки личного составаЗИЛ-131Н с прицепной гаубицей Д-30 и боевым расчётом на военном параде в Хабаровске (фото А.Гуляева)Приспособленный к северному климату ЗИЛ-131Н с 122-мм орудием Д-30 в финской армии

В войсках грузовики дооборудовали светомаскировочными фарами, стойками для личного оружия, приборами ночного видения, ящиками для военных карт, а в ряде стран на них монтировали ферменные рамы для демонстрационного показа ракетного вооружения.

Автомобили ЗИЛ-131 на демонстрации противокорабельных ракет комплекса «Сопка». 1970 год

В 1980-е военный завод № 38 собрал опытный вариант серийного автомобиля ЗИЛ-131Н для перевозки военнослужащих в холодное время года. Его оборудовали автономной отопительно-вентиляционной установкой с дымовой трубой, смонтированной между кабиной и утеплённым кузовом.

Серийный ЗИЛ-131Н для доставки личного состава в кузове с отопительной системой. 1987 год (архив 21 НИИЦ)

Военизированные седельные тягачи серии 131В обычно работали в сцепе со штатными одно- и двухосными полуприцепами, разработанными по заказу Министерства обороны, и перевозили крупногабаритные грузы, секции мостовых переправ и мостостроительное оборудование.

Тягач ЗИЛ-131В с шеститонным полуприцепом ОдАЗ-9325 со всеми односкатными колёсами (архив 21 НИИЦ)

Типовые кузова-фургоны​

Первоначально на ЗИЛе-131 монтировали типовые армейские кузова КУНГ-1М в нескольких исполнениях. В конце 60-х, когда началась унификация войсковых фургонов, специально для него был налажен выпуск герметизированных бескаркасных конструкций К-131 и каркасно-металлических КМ-131 с характерными плоскими скосами крыши, смотровыми окнами и системами жизнеобеспечения. Помимо различного оборудования в них длительное время могли находиться члены экипажа, выполнявшие свои обязанности при экстремальных температурах, высокой влажности и в условиях радиоактивного заражения.


Наиболее прочный каркасно-металлический кузов КМ-131 на шасси ЗИЛ-131 для оснащения ремонтных мастерских

Радиотехнические средства связи и управления​

Основная масса новых лёгких, прочных и безопасных кузовов, базировавшихся на экранированных шасси ЗИЛ-131, применялась для размещения в них многочисленных систем радиосвязи, радиолокации, разведки и управления войсками, общее количество которых достигало нескольких сотен исполнений.

Радиорелейная станция Р-409М в кузове К-131, служившая в Чехословакии под индексом RDM-6. 1975 год

Приоритет в этой области постепенно перешёл к автономным радиорелейным станциям, создававшим последовательные участки линий армейской связи протяженностью до 300 километров. Они снабжались разными видами антенн высотой до 20 метров, наборами кабельных катушек и собственными бензоэлектрическими агрегатами.

Оперативно-тактическая радиорелейная станция Р-419А с телескопическими антеннами на крыше (фото А.Мельникова)

Период 60–70-х годов считался расцветом советских мобильных радиолокационных систем разной мощности и назначения. Их основой считался аэродромный радиолокатор РСП-7Т с дальностью действия 180 км, созданный для автомобиля ЗИЛ-157 и переставленный на ЗИЛ-131. Он также применялся для контроля перемещений самолётов в районе аэродромов и обеспечения их посадки в сложных метеорологических условиях.

Диспетчерский радиолокатор РСП-7Т для контроля за полётами самолетовРадиолокационная станция П-19 «Дунай» с поворотной антенной. 1978 год

В середине 70-х развитием прежней системы П-15М стала радиолокационная двухкоординатная станция П-19 «Дунай» на двух грузовиках ЗИЛ-131 с аппаратурой управления, складным поворотным антенным устройством и агрегатами электропитания. Её назначением были разведка и обнаружение воздушных целей на разных высотах и дальности до 160 километров, определение их координат, опознавание и передача информации на командные пункты или зенитные комплексы.

На обзорной станции дальнего обнаружения 1Л117 на расстояние до 350 км использовались два грузовика ЗИЛ-131 со специальными кузовами, в которых было смонтировано оборудование приёмопередающей станции и кабина первичной и вторичной обработки полученной информации.

Машина 1Л117 с кузовом КУНГ-1МД для обработки радиолокационной информации

В 70-80-е в состав автономной радиолокационной станции кругового обзора

П-37 «Меч», служившей для обнаружения воздушных объектов и обеспечения управления воздушным движением, входили машина на шасси ЗИЛ-131 с аппаратурой управления режимом работы локатора в кузове КУНГ-1М и двухосные прицепы с антеннами и электростанциями. Дальность обзора достигала 350 километров, точность определения координат – 500 метров.

Индикаторная машина из состава радиолокатора П-37Р «Меч»Аппаратная телеграфной связи П-241ТМ в армии ГДР (фото автора)

Менее обширным, чем для ГАЗа-66, являлся набор войсковых аппаратных на грузовиках ЗИЛ-131 с кузовами К-131 и КУНГ-1М. В него входили телеграфные аппаратные и машины уплотнения связи ракетных комплексов в семи вариантах исполнения.

Подвижный пункт ПУ-1 на двух автомобилях с типовыми фургонами применялся для управления дивизионом оперативно-тактического ракетного комплекса 9К72. В них размещались рабочие столы, первая советская электронно-вычислительная машина для расчёта полётного задания, телеграфное печатающее устройство и коммутатор, а также бензиновый электроагрегат.

Подвижный пункт ПУ-1 с кузовом КУНГ-1М для управления ракетными комплексами 9К72Штабной автопоезд высшего звена МШ-1 с головной машиной ЗИЛ-131 и прицепом ПШ-1. 1969 год (архив 21 НИИЦ)

К мобильным командно-штабным машинам высокого уровня относился комплекс МШ-1 на базе ЗИЛ-131 с цельнометаллическим кузовом КМ-131, в котором размещались рабочие столы для командиров и операторов, полки и шкафы для документации, системы жизнеобеспечения, электроснабжения, вентиляции и отопления. В буксируемом прицепе ПШ-1 находились места для отдыха боевых расчётов, санитарный блок и ёмкости для вспомогательного имущества.

Мобильная ферменная лестница ФЛ-95 «Сосна» на шасси ЗИЛ-131 для радиостанций дальней связиПодъём трёхсекционной мачты «Сосна-2М» радиорелейной станции Р-410М-5,5 на шасси ЗИЛ-131Н

В конце 60-х в категории машин обеспечения работоспособности средств дальней связи появились лёгкие мачтовые опоры

ФЛ-95 «Сосна» с телескопическими стрелами высотой до 35 метров, служившие для механизированного подъёма приемо-передающих устройств станций радиорелейной и тропосферной связи.

Односекционные мачтовые опоры тропосферной станции Р-410-7,5 на базе ЗИЛ-131Пятисекционная мачта «Сосна-М» радиорелейной станции оперативного звена Р-404М3

Такие устройства базировались на грузовиках ЗИЛ-131/131Н с откидными опорами и раздвижными телескопическими секциями длиной до шести метров с приводом от гидронасоса, работавшего от коробки отбора мощности автомобиля. Для повышения устойчивости применялись тросовые растяжки, обеспечивавшие стрелам вертикальное положение при скорости ветра до 30 метров в секунду.

На заглавной фотографии – главный грузовик Советской армии ЗИЛ-131Н средней грузоподъемности, хранившийся в коллекции Московского автозавода.

Зил 131 технические характеристики (ттх): грузоподъемность, двигатель, размеры


ЗИЛ 131 – легендарный грузовой автомобиль с долгой историей развития. Он начал служить людям в разных сферах жизнедеятельности еще в прошлом столетии и продолжает это делать по сегодняшний день. Востребованность модели связана с ее отличными техническими характеристиками и оптимальной конструкцией машины.

История автомобиля ЗИЛ 131

Первая модель ЗИЛ 131 вышла с конвейера в 1966 году на Московском заводе имени Лихачева. Она является модификацией грузовика ЗИЛ 130, который отличался не менее эффективными техническими характеристиками. Усовершенствованная модель должна была использоваться в качестве военного автомобиля, но она активно применялась для гражданских нужд.

Зил 131 изначально проектировался для военных нужд

Московский завод прекратил производство грузовой машины в 1994 году. Но некоторые модификации данной модели продолжали выпускаться в других местах еще некоторое время.

Известные модификации автомобиля ЗИЛ 131

ЗИЛ 131 – насколько удачная модель, что она использовалась в качестве базы для выпуска многих модификаций. Особенно популярной и востребованной в народном хозяйстве оказалась машина ЗИЛ 131 КУНГ. Каркас данного автомобиля изготовлен из уголков и швеллеров. Сверху они обшиты металлическими листами, что обеспечивает повышенную стойкость и прочность.

Внутри кузов машины утепляется пенопластом или другим теплоизолирующим материалом, после чего обшивается фанерой, дополнительно обработанной антисептиком. Все это существенно улучшает технические характеристики автомобиля и расширяет сферу его применения. Данные грузовики отличаются от прочих модификаций разнообразным оснащением:

Фвуа -100Н-12Ф фильтровентиляционная установка

  • присутствием системы отопления;
  • оборудованием для вентиляции фургона;
  • разнообразными бытовыми приспособлениями;
  • системой освещения в виде плафонов.

Данная модификация оснащена уникальной в своем роде фильтрационной установкой ФВУА-100Н-12. Она осуществляет забор воздуха из окружающей среды, очищает его, после чего подает в кабину.

Отопительная система отличалась высоким уровнем автономности. Для производства тепла сжигалось дизельное топливо.

Другие популярные модификации легендарного грузовика ЗИЛ 131

На базе ЗИЛ 131 были выпущены и другие, не менее популярные, модели:

  • ЗИЛ 131НА. Оснащается неэкранированным электрическим оборудованием;
  • ЗИЛ 131В. Используется для перевозки грузов прицепом, седельный тягач;
  • ЗИЛ АТЗ-3. Данные машины преимущественно использовались в качестве заправщиков топлива;
  • ЗИЛ МЗ-131. Применяется в виде заправщиков масла;
  • ЗИЛ АЦ-40. Машина использовалась в качестве пожарной.

Технические характеристики грузовика

Технические характеристики ЗИЛ 131 помогли ему завоевать такую популярность, которую модель сохранила на долгие годы. Чтобы разобрать особенности данной машины, необходимо отдельно рассмотреть каждую ее часть.

Двигатель

Карбюраторный двигатель грузового автомобиля отличается высокой мощностью и отличными техническими характеристиками:

Тип двигателяЗИЛ-5081
Количество тактовЧетыре
ЦилиндрыВосемь штук
Особенность размещения цилиндровПод прямым углом, V-образное
Размер цилиндраДиаметр 100 мм
Ход поршня95 мм
Емкость5,97 л
Уровень сжатия6,5
Мощность110,3 кВт (150 л. с.)
Крутящий момент410 Нм
Максимальные возможности развития скорости85 км/час
Вид охлажденияЖидкостное
Рекомендуемое топливоБензин А-76 или с большим октановым числом
Средний расход топлива35 л/100 км

Трансмиссия

Трансмиссия отличалась следующими характеристиками:

Разновидность сцепления24
Коробка передач182ЭМ/6СТ-132ЭМ
Привод мостов заднихПроходной последовательный
Главная передачаДвойная
Передаточное число7,339:1

Отличительной чертой ЗИЛ 131 является доступ только к двум задним мостам. Включение переднего происходит в автоматическом режиме. Для этого в конструкции автомобиля присутствует электропневматический привод.

Электросистема

Система зажигания в данной модели значительно усовершенствована. Она экранирована, герметизирована, бесконтактно-транзисторная, что обеспечивает эффективную работу в любых условиях. Все электроприборы работают от одного аккумулятора 12 В и генератора переменного тока с большим мощностным запасом.

Герметичная экранированная система зажигания

Подвеска

Подвеска находится спереди. Она работает на двух рессорах. В конструкцию грузовика включены амортизаторы. Задняя подвеска балансирная, с шестью штангами. Тормоза работают за счет барабанов, пневматики и механического привода.

ЗИЛ-131 с пневматической подвеской

Габариты и грузоподъемность ЗИЛ 131

Габариты ЗИЛа модификации 131 и его грузоподъемные характеристики:

Габаритные размеры Зил-131

Размеры машины (ДхШхВ)7,04х2,5х2,48 м
Параметры платформы (ДхШхВ)3,6х2,322х0,346 м
Высота с тентом0,569 м
Высота погрузки1,43 м
Клиренс0,33 м
Колесная база3,35 м
Радиус поворота (наружный)10,2 м
Преодолеваемый брод и подъем1,4 м и 30°
Длина лебедки50 м
Грузоподъемность по асфальтированной дороге5 т
Грузоподъемность по грунтовой дороге3,5 т
Допустимый вес прицепадо 4 т
Максимальный вес грузовика10,425 т

Конструктивные особенности кабины ЗИЛ 131

Кабина грузовика ЗИЛ 131 – каркасная. Она обшита листовым металлом и утеплена изнутри. Все это необходимо для обеспечения высокого уровня комфорта для водителя, который сможет управлять автомобилем даже в самые сильные морозы. Проветривание кабины осуществляется при помощи форточек и путем открытия боковых окон. Подвижные элементы снабжаются качественными резиновыми уплотнителями. Это позволяет осуществить закрытие дверец максимально герметично.

На приборной панели машины находится целый комплекс оборудования, позволяющего осуществлять мониторинг основных технических параметров двигателя:

  • определение количества бензина в баке;
  • вольтметр и амперметр;
  • датчик, отображающий давление масла;
  • спидометр;
  • датчик уровня температуры;
  • тахометр.

Все инструменты для управления автомобилем находятся в зоне досягаемости. Кресла, размещающиеся в салоне, не отличаются большими возможностями в области регулировки положения. Но они разработаны максимально комфортными для среднестатистического человека.

Видео: Рассказ ЗИЛ 131/ ZIL 131


дизель, самосвал, манипулятор и бортовой, военный грузовой автомобиль, какие схема, сцепление, размеры и вес

ЗиЛ-131 является одним из самых запоминающихся грузовых автомобилей советского автомобилестроения. На всей территории советского союза ЗиЛ полюбили за его уникальную проходимость, надёжность и ремонтопригодность.

Вопреки бытующему мнению, ЗиЛ-131 был не только военный, существовало множество гражданских модификаций на его шасси. Из-за огромного расхода топлива данные автомобили сейчас непопулярны, однако ЗиЛ- 131 дизель часто можно встретить на дорогах нашей страны. Хотя дизельный двигатель никогда штатно не устанавливался на автомобиль ЗиЛ-131, многие автовладельцы самостоятельно переоборудуюn свои грузовики, меняя двигатель ЗиЛ-131 бензин на дизель (чаще всего производства МТЗ).

Как появился ЗиЛ-131

Первый опытный образец автомобиля ЗиЛ-131 был представлен в 1956 году. Данный грузовик разрабатывался как замена военному грузовику ЗиЛ-157, который к этому времени считался достаточно устаревшим. Опытный образец успешно прошёл все тесты и испытания, после чего был принят план по постановке его на конвейерное производство. Хотя выпуск ЗиЛ-131 планировали наладить к 1961 году, из-за некоторых проблем сроки выпуска данного автомобиля пришлось отложить на 6 лет.

Первая партия грузовых автомобилей ЗиЛ-131 была серийно выпущена только в 1967 году. За девять лет, которые прошли после того, как был представлен опытный образец, советские конструкторы успели досконально доработать свой автомобиль, поэтому он получился практически безупречным (на то время). ЗиЛ-131 разрабатывался на базе ЗиЛ-130, однако получил множество корректировок, так как военных не удовлетворяла кабина ЗиЛ-130, которая затрудняла доступ к узлам и агрегатам автомобиля.

ЗиЛ-131 превзошёл ЗиЛ-157 во всём:

  • Проходимость его была выше;
  • Грузоподъёмность больше;
  • Комфорт и скорость – совершенно на другом уровне.

Хотя данный автомобиль изначально разрабатывался для военной эксплуатации, было выпущено множество гражданских модификаций для сельскохозяйственной и других сфер жизни.

Преимущества ЗиЛ-131 перед ЗиЛ-157

Устройство шасси ЗиЛ-131 было разработано так, чтобы существовала возможность установки различных надстроек. Различные модификации этого грузовика использовались на стройках, в условиях крайнего севера и в тайге.

В отличие от ЗиЛ-157 расход топлива ЗиЛ-131 по трассе ниже, хотя так как эти два автомобиля эксплуатируются в основном по бездорожью, реальный расход всё равно очень высок и, по отзывам владельцев данных грузовиков, составляет около 50-60 литров на 100 километров.

Гидроусилитель руля, которого так не хватало ЗиЛ-157, сделал управление ЗиЛ-131 намного легче и приятнее (без гидроусилителя на бездорожье водителям иногда даже ломало пальцы и ключицы), а лебёдка ЗиЛ-131 позволяла без труда вытаскивать застрявшие в грязи автомобили.

Основные модификации ЗиЛ-131

Моделей на базе ЗиЛ-131 существовало великое множество:

  • Одна из основных моделей грузовых автомобилей – это ЗиЛ-131 бортовой. Он представляет собой классический грузовик с деревянным кузовом и железным каркасом. У этой модели открывался только один задний борт. В кузове имеются скамейки, на которых легко размещаются до 16 человек. Данные автомобили, снабжённые тентом, использовались в армии для перевозки солдат и грузов;
  • Другая известная модель – это ЗиЛ-131 манипулятор. Рама ЗиЛ-131 обладала огромной прочностью, поэтому данный автомобиль начали оснащать манипулятором, который прекрасно зарекомендовал себя на лесозаготовках. Такая же схема расположения была использована при оборудовании ЗиЛ-131 краном-манипулятором и другим специальным оборудованием;
  • ЗиЛ-131 самосвал также был выпущен заводом, но не приобрёл популярность в связи с отсутствием заказов на его производство. Схема его конструкции оказалась не очень удачной и проигрывала другим советским грузовикам, так как самосвалы не часто использовались на бездорожье, а в карьере отлично работал ЗиЛ-130, который был намного экономичнее;
  • Многим жителям СНГ знаком пожарный ЗиЛ-131. Именно эти автомобили составляли основу парка пожарных автомобилей в СССР. Несмотря на внушительный вес, и размеры, данные автомобили прекрасно зарекомендовали себя в пожарной службе.

Машина вообще отличалась превосходной проходимостью, так как делалась специально для бездорожья. Инновационной была схема мостов, если задний мост и средний были ведущими, то передний мост ЗиЛ-131 подключался одним щелчком тумблера из кабины. Раздатка ЗиЛ-131 оснащается запирающим устройством, предотвращающим включение двух передач сразу. Благодаря использованию специальных шин, проходимость ЗиЛ-131 практически не уступала гусеничной технике.

Общее количество модификаций, которые выпускались на базе ЗиЛ-131, было более 15. В армии, кроме бортовой модификации, ЗиЛ-131 часто использовали для оснащения вооружением. Легендарные катюши размещались именно на нём. Огромную популярность получили ЗиЛы, оснащённые крытыми КУнГами. В них перевозились передвижные лаборатории, мастерские и тому подобные мобильные точки.

Множество автомобилей ЗиЛ-131 оснащались специализированным оборудованием для обслуживания самолётов. Во время сильных снегопадов на улицы городов до сих пор иногда выезжают ЗиЛы, оборудованные снегоуборочным оборудованием. Схема шасси также позволяла размещать цистерны, в которых перевозили бензин и другие нефтепродукты.

ЗиЛ-131 технические характеристики

Тактико-технические характеристики (ттх) ЗиЛ-131 значительно превосходили параметры своего предшественника, ЗиЛ-157, который хотя и планировали снять с производства после выхода в серию ЗиЛ-131, но выпускали ещё 20 лет. Главным отличием новой модели был V-образный 6 литровый бензиновый двигатель, который оснащался принципиально новой системой зажигания. Данный карбюраторный двигатель ЗиЛ-131, развивающий 150 л.с., был модернизирован только в 1986 году, получив другие блоки головок цилиндров. За счёт этого была увеличена степень сжатия, что позволило немного снизить расход топлива.

Кабина ЗиЛ-131 рассчитана на двух пассажиров и водителя, при этом сиденье водителя раздельное, а пассажирское – общее. Водительское кресло регулируется в двух плоскостях, наклон спинки также можно изменить, что было роскошью на грузовых автомобилях тех лет.

Изначально на опытные образцы ЗиЛ-131 было решено устанавливать кабину от ЗиЛ-130. Но военные быстро скорректировали это, так как данная кабина была неудобна для обслуживания автомобиля. Кабину решили взять от ЗиЛ-165, внешний вид которой и сейчас приковывает любопытные взгляды, а во второй половине 60-х годов был вообще чем-то космическим. Благодаря большой кабине, салон получился просторным, а обзор панорамным.

Многие до сих пор путают Зил-131 с Уралом-373 и Зилом-157, которые также являлись известными грузовыми автомобилями повышенной проходимости в те годы. Это можно объяснить тем, что кроме единых стандартов, в СССР не считалось зазорным копировать лучшие конструкторские решения других заводов. Хотя данные автомобили внешне похожи (особенно Урал и ЗиЛ-131), многие их узлы значительно отличаются друг от друга и не являются взаимозаменяемыми.

ЗиЛ-131 был результатом долгой и кропотливой работы, в результате которой удалось создать надёжный и качественный грузовик, обладающий невысокой себестоимостью. При этом схема его устройства была настолько простой, что отремонтировать его можно было в полевых условиях.

Грузовик полюбился покупателям по следующим причинам:

  • Уникальная проходимость, которая стала возможна из-за применения полного привода на все колёса;
  • Прекрасная устойчивость на дорогах общего пользования;
  • Отличная управляемость, которая стала возможна из-за установки гидроусилителя руля.

Революционным нововведением стала система автоматической регулировки давления в шинах. При езде по бездорожью рекомендуется снижать давление в шинах для лучшей проходимости. Данная система поможет и при незначительном проколе шин,  постоянно подкачивая воздух автоматически.

ЗиЛ-131 имеет два топливных бака по 170 литров, заполнив которые можно проехать около 800 километров. Расход топлива составляет 40-50 литров на 100 км, что является огромной проблемой для современных владельцев этих автомобилей. В 60-70 годы бензин был дёшев, и его никто не считал, поэтому на расход не обращали внимания.

Сцепление и коробка передач ЗиЛ-131

Сцепление ЗиЛ-131 однодисковое, сухое. Располагается в чугунном картере и приспособлено для преодоления бродов и крутых подъёмов. Схема ухода за сцеплением заключается в регулировке привода и периодической очистке данного узла от грязи. Также необходимо следить за затяжкой болтов, которыми картер сцепления крепится к блоку цилиндров.

КПП ЗиЛ-131 – пятиступенчатая, имеющая высокую надёжность и порочность. Первые серьёзные проблемы с коробкой передач возникали не раньше чем после 200-300 тысяч километров.

Революционной для того времени была и схема подключения переднего привода, которая включалась за счёт электропневматики. Сам грузовик мог разогнаться на трассе до 80 километров в час.

Известность ЗиЛ-131 на территории СССР и за его пределами

ЗиЛ-131 был настолько популярен, что поставлялся не только во все уголки СССР. Его экспортировали в страны Африки, Азии и Южной Америки (на Кубу, например). Всего за 23 года выпуска ЗиЛ-131 с конвейера сошло более 1 миллиона экземпляров внедорожного грузовика. Все они нашли применение в различных сферах жизни, хотя в основном использовались в армиях.

Эксплуатация ЗиЛ-131 продолжается и сейчас. Они используются на заготовках леса, в пожарных частях и коммунальных службах (как снегоуборочные машины). Хотя дизельные двигатели за заводские модели ставились крайне редко (только в последние годы выпуска), многие автовладельцы сами переводят свои ЗиЛ-131 на дизельное топливо. Некоторые умельцы даже устанавливают газогенераторы, и переводят свои автомобили на дрова в качестве топлива.

Переоборудование ЗиЛ-131 в автодом на колёсах

Сейчас многие охотники и рыбаки приобретают ЗиЛ-131 вместо полноприводного внедорожника для охоты или рыбалки. Для этого используют военные модификации грузовика, оборудованного кунгами. Размеры данного грузовика позволяют оборудовать в кунге полноценное жилище для 4-6 человек.

Многие ставят дизельный двигатель, чтобы уменьшить расходы на топливо в два раза. Дизель чаще всего используется Минского производства, но рекомендуется ставить двигатель «мерседес» или «ман». Исходя из практики, групповые выезды на природу длятся не больше двух сезонов в году и происходят не чаще 1-2 раз в месяц.

ЗиЛ-131 – самый интересный грузовик советской эпохи. Благодаря энтузиастам-охотникам, которые «тюнингуют» этот автомобиль для многодневных походов, мы можем их видеть на наших дорогах до сих пор.

УСТРОЙСТВО И ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ГРУЗОВИКА ЗИЛ 131

Армейский грузовик ЗИЛ 131 можно смело считать настоящей легендой отечественного автомобилестроения. Этот автомобиль является свидетельством того, что критикуемый советский, а затем и российский автопром все же умел и умеет выпускать хорошие машины. Недаром 131-я модель ЗИЛа и по сегодняшний день широко востребована в самых различных сферах деятельности.

Автомобиль ЗИЛ 131 впервые увидел свет свыше 50 лет назад, придя на смену устаревшему ЗИЛ 157. Год 1986-й ознаменовался выпуском первых модификаций для автомашины, изначально предназначенной только для нужд Советской Армии.

Содержание

  1. Конструктивные особенности
  2. Модификации грузовика
  3. Технические характеристики

Конструктивные особенности

Грузовик обладал отличной для своего времени проходимостью: ЗИЛ 131 на бездорожье способен преодолевать броды глубиной до 140 см и подъемы под углом до 30°. А его грузоподъемность составляла до 5 тонн при движении по асфальту и до 3,5 т — на грунтовке. Благодаря этим преимуществам автомобиль получил широкое применение в различных отраслях народного хозяйства.

Военный ЗИЛ 131 представляет собой грузовик с капотной компоновкой, изначально заимствовавший цельнометаллическую трехместную кабину с водительским и двумя пассажирскими сиденьями у гражданской модели 130. Однако при первой демонстрации военным пришлись не по вкусу сложная форма изогнутых крыльев и замысловатая решетка радиатора, поэтому позже на машину была установлена еще более упрощенная кабина с опытной модели ЗИЛ 165.

Дизайн грузовика являлся просто революционным для середины 1960-х годов, и за последующую сорокалетнюю историю выпуска этого автомобиля его внешний вид оставался практически неизменным. Кабина ЗИЛ 131 и сегодня смотрится достаточно презентабельно, несмотря на простейшую облицовку радиатора и плоские крылья с изгибом. При этом грузовик 131-й модели был еще и более комфортабельным по сравнению со своим предшественником ЗИЛ 157. В частности, он был оснащен панорамным лобовым стеклом, разделенным на две части, обеспечивая лучший обзор для водителя.

Автомашина, обладавшая оригинальной конструкцией, была во многом схожа с другими советскими вездеходными грузовиками своего времени, такими как ЗИЛ 157К или Урал 375. Данная схожесть транспортных средств объяснялась тем, что советские грузовые автомашины этого класса проектировались в соответствии с едиными нормами, а основные различия между ними сводились к тем или иным нюансам решения поставленных задач, позволяющих повысить грузоподъемность, проходимость и другие показатели.

Инженеры приложили немало усилий для обеспечения относительного снижения стоимости и упрощения конструкции тех или иных узлов и устройства автомобиля в целом без снижения приоритетных эксплуатационных показателей. В конечном итоге им удалось добиться великолепного результата: новая модель оказалась действительно лучшей.

Выпуск новой модели ЗИЛ-131 не ознаменовал собой прекращение производства 157-й — эти грузовики изготавливались параллельно в течение еще почти двадцати лет.

Модификации грузовика

Грузовое шасси автомобиля ЗИЛ-131 позволяло выполнять установку различного дополнительного оборудования и надстроек, в связи с чем машина со временем получила широчайшее применение не только в военной, но и во многих других отраслях. Благодаря оснащению системами ГУР и контроля давления в покрышках водитель получал возможность преодолевать более сложные препятствия. Кроме того, грузовик имел сниженный в сравнении с предшественником расход бензина, а в случае оснащения лебедкой мог использоваться для спасения застрявших автомобилей.

Наибольшую известность получили следующие модификации ЗИЛ 131.

РазновидностиОсобенности
Бортовой ЗИЛ 131.Классический грузовой автомобиль с кузовом, выполненным из деревянных досок на металлическом каркасе. Все борта, за исключением заднего, являются замкнутыми, а вдоль внутренних боковых стенок кузова смонтированы складные скамейки, вмещающие до 16 пассажиров. Отличительной особенностью конструкции также являлось оперение, обеспечивающее защиту двигателя от проникновения посторонних предметов.
Манипулятор.Автомобиль, характеризующийся повышенной прочностью, поскольку его рама и кузов были изготовлены из углеродистой стали. Высокие прочностные характеристики пришлись по вкусу многим конструкторам, разрабатывавшим на базе данной модификации решения, предусматривающие оснащение различным спецоборудованием, включая краны.
Седельный тягач ЗИЛ 131 В.Предназначен для буксировки полуприцепов, а также его вариация, предназначенная для эксплуатации в условиях высоких температур и пустынных местностей — 131 Х.

 

В целом количество выпущенных за все время модификаций автомобиля — более пятнадцати. В частности, большой спрос на 131-ю модель проявлялся со стороны армии, где на грузовик устанавливалось различное вооружение, включая «Катюшу». Также достаточно распространенным оказался ЗИЛ модели 131 с кунгом.

Крытый фургон позволял военным осуществлять транспортировку станций обслуживания, радиоточек и другого оборудования.

Технические характеристики

Несмотря на назначение и отличные технические характеристики ЗИЛ 131, его габаритные размеры являются сравнительно небольшими. В базовой комплектации автомобиль имеет следующие габариты.

  • Длина от бампера на кабине до задней точки кузова — 704 см.
  • Высота с тентом и без него — 297,5 и 248 см.
  • Ширина от левого до правого колеса — 250 см.
  • Снаряженная масса с лебедкой и без нее — 6375 и 6135 кг.
  • Полная масса с лебедкой и без нее — 10425 и 10185 кг.

Несмотря на достаточно серьезный вес лебедки, она является очень важным элементом комплектации автомобиля, позволяющим успешно справляться с задачами в крайне сложных дорожных условиях, включая экстремальные. Предельная грузоподъемность грузовика — всего 3,5 тонны, однако в случае необходимости транспортное средство может эксплуатироваться с прицепом. Тест-драйв ЗИЛ 131 показывает, что допустимый вес прицепного устройства может варьироваться в зависимости от конкретных дорожных условий. В случае передвижения по твердому дорожному покрытию это значение составляет 6,5 тонны, в условиях грунтового покрытия — 4 тонны.

Протяженность тормозного пути составляет 29 метров при скорости 50 км/ч. Это связано со значительной инерцией, возникающей в связи с большим весом автомобиля в целом и его нагрузкой пассажирами или оборудованием. ЗИЛ-131 проектировался для передвижения в условиях бездорожья, чему способствовали усовершенствованные мосты, восьмислойные покрышки с особым протектором, повышающим сцепление с дорогой, и межосевой дифференциал.

Автомобиль комплектовался 8-цилиндровой карбюраторной силовой установкой мощностью в 150 лошадиных сил. Количество оборотов мотора составляет 3200 об/мин, величина крутящего момента — 41 кГм при 2000 об/мин. Расход топлива равен 240 г/ч на 1 л. с., то есть 30–50 литров на 100 км пути, что на сегодняшний день является достаточно высоким показателем. Однако в те времена бензин был достаточно дешев и этот факт не имел столь важного значения.

Большая часть модификаций грузовика выпускалась с бензиновыми двигателями, однако в 1986 году был налажен выпуск дизельной версии автомобиля. Эта модификация транспортного средства получила маркировку ЗИЛ 131Н. Благодаря достаточно большой величине дорожного просвета (33 см) и колесной формуле 6×6 131-й способен без особых проблем преодолевать даже пересеченную местность, включая поля, леса и т. д.

В целом автомобиль в любых модификациях характеризовался высочайшей надежностью и способностью успешно функционировать в самых сложных климатических условиях, включая тропические, при температурах окружающей среды от —40 до +50°С.

Универсал ЗиЛ-131 | Military-Today.com

Страна происхождения Советский Союз
Введен в сервис 1966
Конфигурация 6×6
Сиденья в кабине 1 + 2 мужчин
Размеры и вес
Масса (снаряженная) 6.7 т
Максимальная нагрузка 3,5 — 5 т
Длина 7,04 м
Ширина 2,49 м
Высота 2,49 — 2,97 м
Мобильность
Двигатель Бензиновый V8
Мощность двигателя 150 лс
Максимальная скорость по дороге 80 км / ч
Диапазон 650 км
Маневренность
Градиент 58%
Боковой откос 40%
Вертикальный шаг до 0.6 м
Траншея ~ 1 м
Брод 1,4 м

ЗиЛ-131 военный грузовик общего назначения. Он был разработан на основе коммерческий Грузовой автомобиль ЗиЛ-130 в конфигурации 4х4, который выпускался в большом количестве. Производство ЗиЛ-131 началось в 1966 году. Он пришел на смену предыдущему ЗиЛ-157. Производство прекратилось в 1994 году, и было выпущено около 1000000 таких грузовиков. произведено.Его широко использовали советские военные. Несмотря на свой возраст, ЗиЛ-131 до сих пор используется российскими военными, поскольку а также ряд других страны.

Автомобиль имеет обычная планировка. Исходный уровень Модель ЗиЛ-131 — грузовой автомобиль. Его полезная нагрузка составляет 3 500 кг на бездорожье и 5 000 кг на дорогах с твердым покрытием. Он используется для перевозить войска, грузы и другую военную технику. Грузовая зона покрыт бантами и брезентовым чехлом. Автомобиль также может буксировать прицепы или артиллерийские орудия максимальной массой 4 000 кг для бездорожья и 6 500 кг по дорогам с твердым покрытием.

Цельнометаллический кабина этого грузовик обеспечивает сидения для водитель и двое пассажиров.

ЗиЛ-131 питается от бензиновый двигатель V8, развивающий 150 л.с. Двигатель в паре с 5-ступенчатая механическая коробка передач. Автомобиль имеет штатную полный привод, однако передний мост можно отключить на жестком наземные дороги. Он оснащен системы централизованной подкачки шин. Установлена ​​самовосстанавливающаяся лебедка. на некоторых моделях.

Варианты ЗиЛ-131 включает в себя Седельный тягач ЗиЛ-131В для буксировки полуприцепов, самосвала ЗиЛ-131Д и топлива. и цистерны с водой.Используется как шасси для артиллерийской реактивной системы «Град-1». Улучшенный вариант, ЗиЛ-131Н, введен в эксплуатацию в 1986 году.

В 1995 г. Новый ЗиЛ-4334 предлагался как замена -131Н. Маленький количество этих грузовиков стоит на вооружении Российской Армии. Хоть в эксплуатации его обычно заменяли на Урал-4320 и КамАЗ Военные грузовики серии Мустанг.

131 — характеристики, модификации, фото, видео, обзор

Легендарный грузовик с военной запеканкой — ЗИЛ-131.История автомобиля, воплотившего задание руководителей СССР, продолжает служить в различных сферах и по сей день. Технические характеристики в таблицах и описание рабочих качеств позволяют понять, почему автомобиль имеет такую ​​ценную репутацию. Весь модельный ряд ЗИЛ.

История автомобиля

В 1959 году перед заводом имени Лихачева была поставлена ​​цель улучшить производство моделей «130» и модификации «131». Такой призыв к производительности был обусловлен XXI съездом партии, а точнее принятым на нем планом развития народного хозяйства.

Для достижения цели требовалось иметь приличные грузовики. Однако ЗИЛ-131 предназначался для особого хозяйства — для военных целей. Раньше в распоряжении Советской Армии находился ЗИЛ-157, который к концу 50-х годов начал устаревать.

Несмотря на то, что опытные образцы ЗИС-130 начали испытывать в середине 50-х годов, машину планировалось поставить на конвейер только в 1962 году. непредвиденные ситуации, которые хоть и не сразу, но успешно закончились.

Позже на базе этой модели был разработан ЗИЛ-131. Опытные образцы военной модификации появились в 1966 году и практически сразу успешно прошли все испытания. И вот в 1967 году завод имени Лихачева наконец приступил к выпуску 131-й модели.

Производительность и эксплуатационные возможности машины были значительно улучшены за относительно длительный период испытаний. Этому способствовало также постоянное совершенствование базового шасси ЗИЛ-130.В результате были улучшены основные характеристики машины, увеличена проходимость и грузоподъемность за счет новой конструкции рамы и улучшенного двигателя, рабочее место водителя вместе с кабиной приобрело первые признаки эргономичности.

В 1960-е годы эти инновации для внедорожников были с энтузиазмом приняты. Производство на этом не остановилось, и в 1986 году ЗИЛ-131 получил новый двигатель, позволивший поднять планку возможностей и снизить потери ресурсов при эксплуатации машины.

Внешний вид и салон

Как и большинство своих моделей, ЗИЛ выпускал капотную модель «131». Кабина была точной копией «сотника», но в основном все образцы были окрашены в цвет хаки. Конструкция также осталась цельнометаллической. Оказавшись непрактичной, передняя часть была заменена, и снова на готовую, только теперь от ЗИЛ-165. Изогнутые крылья и продуманная форма решетки радиатора были заменены более простыми, но более строгими элементами.

В 60-х годах прошлого века этот дизайн был сродни революционному, не говоря уже о сравнении новой модели с моделью «157».На протяжении почти сорока лет внешний вид военного грузовика менялся лишь в мелких деталях. Больше всего бросается в глаза новое лобовое стекло, сделавшее его панорамным.

Не рекомендуется прятать двигатель под кабиной, так как это негативно сказалось на нескольких факторах: доступ к моторному отсеку в полевых условиях ухудшался, а если двигатель был поврежден во время боевых действий, то не было повышенная опасность.

Учитывая ориентированность на военные нужды, внешний вид был похож на другого брата в классе — Урал-375.Страна была одна, а предприятия полностью подчинялись государству. Основным отличием было разное решение технических вопросов и инженерных сооружений.

Кузов имел типовые характеристики, с двумя откидными скамьями и одной съемной скамейкой на борту. Борта нельзя наклонять, кроме задней, но это не мешает удобной погрузке и разгрузке. Для натяжения тента можно установить специальные дуги. Конструкция машины позволяла устанавливать вместо грузового корпуса другие модули, такие как полевая кухня, медпункт, радиостанция, пусковые установки ракет «Катюша», «С-125», а также гражданские — стрела и люлька, огонь. грузовая машина.

Внутри было удобно разместиться за счет нескольких нововведений. Уже упомянутое лобовое стекло значительно улучшило обзор по сравнению с предыдущей версией «157». Улучшенная теплоизоляция позволяет управлять машиной в тепле даже в зимние морозы.

Сиденье водителя было отделено от двухместного пассажирского сиденья и регулировалось по высоте, вылету и углу наклона спинки. На приборной панели установлено минимальное количество датчиков, которые предоставляют водителю всю необходимую информацию:

  • Уровень бензина;
  • Вольтметр / амперметр;
  • Спидометр;
  • Давление масла;
  • Температурный уровень;
  • Тахометр.

На рулевой колонке находится только один из органов управления — рулевой рычаг. Большие зеркала заднего вида обеспечивают хороший обзор заднего вида, сводя к минимуму мертвую зону даже с прицепом.

Технические характеристики

Двигатель

Поскольку, в первую очередь, машина создавалась для покорения бездорожья, двигатель должен был быть достаточно мощным. Карбюратор ЗИЛ-5081 идеально подходил для этих целей, учитывая, что он был разработан специально для этой машины.

Позже агрегат был модифицирован в виде пускового подогревателя, встроенного в систему охлаждения.

Диск сцепления снабжен демпфирующими пружинами для смягчения перехода ступеней коробки передач. Основным отличием от ЗИЛ-157 был доступ только к двум задним мостам, передний мост автоматически приводился в действие специальным электропневматическим приводом.

Электрическая система

Важной особенностью было изучение герметичности и изоляции. В базовых версиях вся система — это экранированный бесконтактный транзистор, что обеспечивает хорошую работу даже в самых сложных климатических условиях.

Соответственно, экраны сводили к минимуму наличие помех зажигания, а герметизация обеспечивала устойчивость контактов к повреждениям при преодолении брода. Устройства питались от аккумулятора на 12 В и специального генератора.

Подвеска

Подвеска передняя зависимая, работающая на двух листовых рессорах со скользящими задними концами. Также используются амортизаторы. Что касается задней подвески, то здесь уравновешивающая, на двух рессорах с шестью стержнями. Тормоза представлены системой на базе барабанных механизмов и пневматического, а также механического привода.

Плюсы и минусы

Автомобиль ЗИЛ-131, как и большинство советских автомобилей периода 50-70-х годов, имеет уникальное шасси, позволяющее без лишних сложностей создавать необходимые модификации. Технические характеристики позволяют всем системам работать в самых экстремальных условиях, демонстрируя свою надежность. Грузовик использовался и используется не только в военных целях, но и в гражданских. Внешний вид грузовика не сильно способствует нынешнему существованию, ведь его простота и доступность всего необходимого налажены как в годы его создания, так и сейчас.

Несмотря на явное преимущество ЗИЛ-131 перед ЗИЛ-157, второй выпускался еще 20 лет после появления наследника.

Отрицательное качество — постепенное старение модели. Возникают все более высокие требования и более сложные задачи. В связи с этим в 2002 году ЗИЛ-131 был снят с производства. Также работа на бензине делает эту машину крайне неэкономичной, а дизельные версии встретить практически нереально. Цена будет для одних минусом, для других — плюсом.ЗИЛ-131 с небольшим пробегом и в хорошем состоянии можно купить в радиусе 160-270 тысяч российских рублей. Различные модификации с учетом стоимости модуля могут доходить до 600 тысяч рублей.

Модификации

  • ЗИЛ-131 — базовая модификация;
  • ЗИЛ-131А — вариант с неэкранированным электрооборудованием, полученный от ЗИЛ-130. От базовой версии он отличался отсутствием специальной военной техники, средней скамьи в кузове и дальномера.Производство автомобиля было завершено в 1971 году;
  • ЗИЛ-131Б — седельный тягач, построенный на базе ЗИЛ-131. Грузовик имел 2 запасных колеса, укороченную раму и седельно-сцепное устройство. Грузовик использовался для перевозки грузов вместе с полуприцепом массой 12000 кг (10 000 кг по грунтовым дорогам). Выпускался в 1968-1986 гг .;
  • ЗИЛ-131Д — опытное шасси для самосвалов; не был запущен в серийное производство из-за множества дефектов;
  • ЗИЛ-131Д — модель с аналогичным названием и двигателем «Катерпиллар», созданная в 1992 году.Его производство длилось 2 года;
  • ЗИЛ-131Н — модернизированная версия базовой модели. Основные отличия: новый двигатель «ЗИЛ-5081», увеличенный ресурс (250 тыс. Км), тент из синтетического материала и улучшенная оптика. Производство ЗИЛ-131Н было завершено в 1987 году;
  • ЗИЛ-131ХА — аналог ЗИЛ-131Н с неэкранированным электрооборудованием;
  • ЗИЛ-131НВ — седельный тягач с улучшенной платформой;
  • ЗИЛ-131х2 — модификация с дизельным двигателем «Д-245» мощностью 105 л.с.20 ”;
  • ЗИЛ-131х3 — вариант с дизельным агрегатом «ЗИЛ-0550» мощностью 132 л.с.
  • ЗИЛ-131С и ЗИЛ-131АС — версии в северном исполнении. Эти модели оснащались кабиной с автономным отопителем, резиновыми изделиями, устойчивыми к морозам, дополнительной теплоизоляцией, противотуманными фарами, изоляцией аккумуляторной батареи и двойным остеклением. Транспортные средства эксплуатировались при температурах до -60 градусов Цельсия;
  • ЗИЛ-131НС , ЗИЛ-131ХАС и ЗИЛ-131НВС — улучшенные версии в северном исполнении;
  • ЗИЛ-131Х — модель для пустынь и жарких мест;
  • ЗИЛ-131-137Б — автопоезд;
  • ЗИЛ-131 КУНГ (унифицированный нулевой габарит) — утепленное здание с топкой и станцией очистки воздуха (ФВУА-100Н-12) может быть использовано для самых разных военных нужд.
  • ЗИЛ-131-АТЗ-3 — топливозаправщик;
  • ЗИЛ-131-МЗ-131 — автозаправщик;
  • ЗИЛ-131-АЦ-40 — пожарная машина.

Специальная установка позволяла поддерживать автономное отопление, работающее за счет сжигания рабочего топлива.

Подводим итоги

С 1967 по 2002 год прошло 35 лет. За это время рассматриваемая модель многократно совершенствовалась, что положительно сказалось на ее характеристиках.В результате модель «131», созданная на заводе имени Лихачева, получила высшую награду за свою продукцию — Знак качества СССР.

Несмотря на прекращение производства и замену на более новые опытные образцы, ЗИЛ-131 до сих пор встречается на дорогах постсоветских стран. Автомобили верой и правдой служат в различных сферах народного хозяйства, воплощая план, установленный Съездом КПСС еще в 1959 году.

Советуем прочитать статью: ЗИЛ — история автогиганта

ЗИЛ -131 фото

Тест-драйв

Видеообзор

рабочая лошадка Советской Армии


Родом из Москвы


В книге Евгения Кочнева «Автомобили Советской Армии 1946–1991» представлена ​​идея влияния американских грузовиков РЭО М34 на конструкцию отечественного ЗИЛ-131.Даже если это так, то в Советском Союзе выбрали хороший вариант, чтобы последовать его примеру. Работы над американской машиной закончились в 1949 году, а через пару лет грузовик пошел в армию. Полноприводный трехосный M34 вместе с многочисленными модификациями стал одним из самых распространенных автомобилей в армии США и получил прозвище Eager Beaver, или «Добросовестный» за непревзойденную надежность. Внешний вид грузовика не отличался изяществом (как, впрочем, и для всей американской колесной техники), кабина в целом была открытой, но коробка передач имела 5 ступеней с синхронизаторами, а верхний 6-цилиндровый двигатель развивал вполне приличные 127 л.из. Грузоподъемность М34 по грунтовым дорогам не превышала 2,5 тонны, а твердое покрытие под колесами позволяло загружать до 4,5 тонн.

«Американец» M34. Возможно, именно его мотивы были использованы при создании ЗИЛ-131

В СССР прямым предшественником 131 машины является не самый удачный ЗИС-151, который, в свою очередь, ведет историю от ленд-лиза «Студебеккер». Помимо слабого двигателя и большой массы важным недостатком грузовика стала двускатная покрышка задних мостов.С одной стороны, этого требовали военные в погоне за большей грузоподъемностью, а с другой — это сильно ограничивало способность машины проезжать по мягким грунтам и снежной целине. Когда в войсках появился легендарный ЗИЛ-157, к нему тоже были претензии в части малой грузоподъемности и слабой тяги — на роль артиллерийского тягача он не подходил. Именно для артиллерийских частей в середине 50-х годов начали разрабатывать ЗИС-128, имевший, кстати, много общего с упомянутыми ранее «американскими» М34.


ЗИЛ-131 и аналоги


ЗИС-128 в тяговом исполнении для артиллерийского


ЗИС-128 в транспортном исполнении

В исходном варианте автомобиль назывался ЗИС-Э128В, но с Первые опытные образцы остановились на ЗИС-128. Этот автомобиль фактически не являлся продолжением линейки ЗИС-151, он отличался новой раздаточной коробкой, коробкой передач, централизованной системой подкачки шин и другими деталями. Платформа заряжания была опущена вниз, чтобы снизить центр тяжести и упростить выгрузку / заряжание боеприпасов.История не сохранила для нас ни одного экземпляра этой экспериментальной машины, но на фотографиях грузовики представлены как минимум с тремя кабинами, из которых только одна цельнометаллическая. Стоит напомнить, что опытный ЗИС-128 появился практически одновременно с первыми «классическими» машинами ЗИЛ-157. Подобные парадоксы проектных работ в рамках одного завода объяснялись требованиями и придирчивостью главного заказчика в лице Минобороны. Был еще один аналог будущей 131 машины — ЗИЛ-165, представлявший собой мешанину различных агрегатов, в частности, кабина была от 130.По одной из версий, именно тесная кабина, а также слабый рядный 6-цилиндровый двигатель заставили военных отказаться от этой конструкции в 1957 году. В то время все уже знали, что для новой машины требуется новый двигатель мощностью в полторы сотни лошадиных сил. Но он ушел.


ЗИЛ-165

Из-за голода в 1958 году военные оснастили опытный образец ЗИЛ-131Л (не путать с появившимся позже лесовозом ЗИЛ-131Л) экспериментальным V-образным 6-цилиндровым двигателем. Объем 135 л.из. Автомобиль отличался стальной грузовой платформой с невысокими бортами и коническими бортиками.

Первые прототипы с индексом 131


Первые автомобили ЗИЛ-131 появились в конце 1956 года и сначала оснащались 6-цилиндровыми двигателями, которые впоследствии были заменены V-образными «восьмерками». Машину предполагалось разработать в двух вариантах — ЗИЛ-131 для артиллерии и ЗИЛ-131А для транспортных нужд преимущественно мотострелковых войск.

ЗИЛ-131А

На самом деле ЗИЛ-131 изначально не планировался для широкого применения в сухопутных войсках — карьеру он готовил в основном для артиллерийского тягача.На тот момент в армии был ЗИЛ-157 «Тесак», который по большинству параметров подходил военным. То есть машина 131 не должна была заменять какое-либо оборудование, а изначально была самостоятельной нишевой разработкой. Возможно, поэтому особой срочности с принятием на вооружение машины не было. ЗИЛ-157, кстати, собирали до 1991 года, хотя в большей степени он был не для армии. Но манеры и стратегии Министерства обороны Советского Союза в те дни были разными, и в результате ЗИЛ-131 превратился из артиллерийского тягача в многоцелевой грузовик.


Опытный образец ЗИЛ-131 на разных этапах испытаний

История покажет, что по количеству возможных вариантов использования трехосный вездеход из Москвы будет едва ли не самым популярным в Советской Армии. Всего в конце 50-х было построено шесть прототипов, включая транспортные, тяговые модели и даже один седельный тягач. После предварительных испытаний к 1960 году заводчане представили военным серьезно доработанные грузовики. По сравнению с «Кливером» ЗИЛ-131 был экономичнее, брал больше груза, но несколько уступал по проходимости.Издание «Автоленды СССР» также упоминает, что военные выявили чрезмерную массу прототипов, недостаточный клиренс и низкую подвижность — не более 1,2 метра при требуемых полутора метрах. На ЗИЛе недостатки исправили к июлю 1960 года, но повторные испытания выявили склонность к заносу из-за неудачного рисунка протектора и неудовлетворительной работы межколесных дифференциалов повышенного трения. После устранения этих недостатков и модернизации экранированного электрооборудования военные специалисты оставили для дальнейших работ единственный вариант будущего грузовика в транспортном исполнении.От артиллерийского тягача было решено отказаться.


Опытный вариант лобового стекла ЗИЛ-131. Плоское стекло позволило быстро заменить битые секции и, главное, в будущем можно было подумать о бронировании


Еще один вариант ЗИЛ-131 с плоским стеклом и герметичной кабиной, 1983 год


Эрик Сабо — начальник ЗИЛ конструктор


Поисковый макет будущего ЗИЛ-131. В некоторых источниках пишут, что зиловцы не оставили оригинальную облицовку гражданского 130 в обмен на согласие военных с панорамным лобовым стеклом


В конце первой части материала привожу, наверное, самое необычное. ЗИЛ-131.Этот полукапотный автомобиль был разработан и собран на Черниговском заводе спецтехники в начале 80-х годов. Основная цель — сопровождать киноэкспедиции в дороге.

Описанные прототипы ЗИЛ-131 уже тогда было трудно отличить от будущих серийных моделей. Присутствовали брендовые, угловатые крылья, защитная решетка для головного освещения и решетчатый корпус из дерева. Трансмиссия отличалась относительной легкостью и простотой, имела средний проходной мост, что выгодно отличало ее от аналогичной конструкции ЗИЛ-157, в которой уже было пять карданов.К тому же салон 131 ЗИЛ был просторнее, а давление в колесах регулировалось системой с внутренней подачей воздуха. Имея высокую унификацию с гражданским ЗИЛ-130, армейский грузовик отличался панорамным лобовым стеклом, что для военной техники было своеобразной ерундой.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *