Коробка передач автомобиля ЗИЛ-131
Коробка передач автомобиля ЗИЛ-131
На автомобиле ЗИЛ-131 устанавливается пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 2—3-й, 4—5-й передачах. Передаточные отношения коробки: на первой передаче 7,44; на второй 4,10; на третьей 2,99; на четвертой 1,43; на пятой 1,00; на передаче заднего хода 7,09.
Картер пробки имеет пробку контрольно-заливного отверстия. При наличии коробки отбора мощности масло заливается через пробку в коробке отбора мощности. В обоих случаях масло заливается до уровня контрольно-заливного отверстия в коробке передач. В левой стенке картера внизу имеется сливное отверстие, закрываемое пробкой с магнитом. Все крышки картера уплотняются специальной пастой, предохраняющей от попадания в картер воды при преодолении бродов. Вентиляция картера осуществляется через трубку, выведенную на заднюю стенку кабины.
Каждый вал коробки установлен на двух подшипниках. Задние подшипники фиксируются гайками и упорными кольцами. В крышках подшипников первичного и вторичного валов расположены сальники. Вторичный вал дополнительно уплотняется маслоотражателем.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Рис. 1. Коробка передач автомобиля ЗИЛ-131:
1, 14 — первичный и вторичный валы; 2— шестерня первичного вала; 3 — шток включения первой передачи и передачи заднего хода; 4 — крышка картера; 5 — рычаг: 6 — фиксатор; 7—шток включения четвертой и пятой передач; 8 — шток включения второй и третьей передач: 9 — синхронизатор второй и третьей передач; 10 — шестерня второй передачи вторичного вала; 11 — вилка; 12 — шестерня первой передачи и передачи заднего хода вторичного вала; 13—вентиляционная трубка; 15 — маслоотражатель; 16, 18 — шестерни первой и второй передач; 17 — сливная пробка; 19 — шестерня отбора мощности; 20, 21 — шестерни третьей и четвертой передач промежуточного вала; 22 — промежуточный вал; 23 — шестерня привода промежуточного вала; 24— картер; 25 — ось блока шестерен передачи заднего хода; 26 — блок шестерен передачи заднего хода; 27— пробка контрольно-заливного отверстия; 28 — предохранитель от случайного включения передачи заднего хода; 29 — промежуточный рычаг; 30, 31 — шестерни третьей и четвертой передач вторичного вала; 22 — синхронизатор четвертой и пятой передач: 33 — шарики замкового устройства; 34 — штифт
Шестерня первой передачи промежуточного вала изготовлена заодно с валом, остальные шестерни этого вала установлены на шпонках. Шестерня вторичного вала установлена на шлицах, шестерня второй передачи и шестерня третьей передачи установлены непосредственно на шейках вала, шестерня четвертой передачи вращается на стальной втулке, закрепленной на валу. При вращении шестерен относительно вала соприкасающиеся поверхности шестерен и вала работают с трением — сталь по стали. Поэтому шейки вала и наружная поверхность втулки под шестерню имеют специальную поверхность в виде чередующихся выступов и впадин для лучшего удержания смазки. Шестерени имеют конусы и внутренние зубчатые венцы для соединения с синхронизаторами.
Синхронизаторы коробки передач инерционные, с блокировочными пальцами. Синхронизатор включает вторую и третью передачи, синхронизатор — четвертую и пятую передачи. Оба синхронизатора по устройству одинаковы, отличаются только размерами.
Синхронизатор состоит из каретки, двух конусных бронзовых колец, трех блокирующих пальцев, трех фиксаторов. Каретка имеет два зубчатых венца, в ее фланце выполнены отверстия со скосами (фасками) под блокирующие пальцы. Бронзовые кольца соединяются между собой блокировочными пальцами, в средней части каждого пальца выполнена кольцевая проточка со скошенными краями. Фиксатор состоит из двух полуцилиндров и двух пружин.
При переключении передач водитель перемещает каретку в сторону включаемой шестерни. Это движение через фиксаторы передается конусным пальцам. При соприкосновении конических поверхностей бронзового кольца и конуса шестерни из-за разности их угловых скоростей на этих поверхностях возникает сила трения, которая поворачивает бронзовое кольцо и вместе с ним блокировочные пальцы до упора их в края отверстий во фланце каретки, тем самым пальцы препятствуют дальнейшему перемещению каретки. После выравнивания угловых скоростей силы трения исчезают, каретка перемещается дальше, ее зубчатый венец и венец включаемой шестерни соединяются между собой бесшумно. Фланец каретки перемещает полуцилиндры фиксаторов, сжимая их пружины.
Блок шестерен заднего хода установлен на оси на двух роликовых подшипниках. От передней шестерни блока производится отбор мощности при установке коробки отбора мощности.
Замковое устройство состоит из четырех шариков и штифта.
При включении первой передачи и заднего хода нижний конец рычага соединяется с промежуточным рычагом, при этом утапливается упор и сжимается пружина предохранителя, что не допускает случайного включения этих передач.
Рис. 2. Синхронизатор коробки передач автомобиля ЗИЛ-131:
1 — конусное кольцо; 2 — блокировочный палец; 3 — пружина фиксатора; 4 — полуцилиндры фиксатора; 5 — зубчатый венец каретки; 6 — каретка
На первой передаче соединяются между собой шестерни, на второй — синхронизатор соединяет шестерню с вторичным валом, на третьей — этот же синхронизатор соединяет шестерню с валом, на четвертой — синхронизатор соединяет с валом шестерню.
На всех этих передачах крутящий момент передается через шестерни на промежуточный вал и далее через шестерни включенной передачи на вторичный вал. На пятой передаче синхронизатор соединяет между собой первичный и вторичный валы. На передаче заднего хода шестерня соединяется с задним зубчатым венцом блока шестерен заднего хода; крутящий момент от шестерни передается на передний зубчатый венец блока и далее на вторичный вал.
Смазка коробки передач осуществляется разбрызгиванием. В картер заливается 5,1 л, а при наличии коробки отбора мощности 6,7 л масла.
На автомобиле ЗИЛ-130 коробка передач такая же, как и на ЗИЛ-131. Отличие состоит в том, что в крышке заднего подшипника ведомого вала установлен привод спидометра.
Трансмиссия ЗИЛ-131Трансмиссия ЗИЛ 131 | схема трансмиссии ЗИЛ 131
Меню
- Новости
- Статьи
- Видеоматериалы
- Фотоматериалы
- Публикация в СМИ
- 3D-тур
Будь в курсе
Новости, обзоры и акции
24. 03.2021
ЗИЛ-131 считается советской трехосной грузовой машиной, обладающей лучшей проходимостью в своем классе. Грузовик делал завод им. Лихачева в период до 2002-го года. Основной массив выпуска производитель отправлял для нужд отечественной армии. В трансмиссии находилось множество полезных с передовыми для того периода технических новшеств.
Конструктивные особенности
Трансмиссия грузовика ЗИЛ-131 представляет собой агрегаты с механизмами, через которые происходит прокрутка механизма движения в коленчатом валу мотора с помощью видоизменения величины с направлением. Энергия селектора отправляется к ведущим колесным механизмам и запускает ход авто. В транспорте марки ЗИЛ-131 трансмиссия состоит из следующих частей:
- сцепления;
- коробки с передачами;
- раздающей системы;
- кардана;
- главной энергопередачи;
- дифференциала ;
- колесной приводной системы.
Главная передача с мостовой балкой и колесным приводом образует ведущий мост. В модели 1966-го года выпуска мостов главного типа три. С помощью моста на трехосном автомобиле образуется движение транспорта. Энергия идет от среднего моста к заднему, поэтому он именуется проходным.
На грузовом автомобиле прошлого века производитель использовал в-образный мотор на восемь цилиндров. Он имел карбюраторное строение и зажигался благодаря электронному коммутатору. Распределительный двигательный вал с системой запуска образуют такую схему работы цилиндров мотора: 1, 5, 4, 2, 6, 3, 7, 8. Благодаря мощной работе трансмиссии, мотор разгоняет машину на 150 лошадиных сил при 3200 оборотах за минуту.
Особенности переключения трансмиссии
Машина работает благодаря действию пятискоростной коробки передач. На всех скоростных режимах включаются синхронизаторы. Исключением служит первая энергопередача. Переключаются они через рычаг, который находится наверху КПП.
Первую скорость на механизме нужно использовать, только чтобы начать движение во время отсутствия качественного полотна дороги. Нужно включать также заднюю передачу. Это необходимо, чтобы раскачать систему, которая увязла в луже через стремительное применение заднего хода с первой скоростью.
Как устроена трансмиссия?
В автомобиле находится трехходовая пятиступенчатая коробка передач. Трансмиссия дает возможность автовладельцу передвигаться, используя пять режимов и одну для заднего движения. Согласно схеме действия, коробку передач производитель оборудует двумя синхронизаторами инерции. Они выполняют включение второй, третьей, четвертой и пятой передач.
Постановка вала для пятой скорости выполнена на подшипниковом картере. В шкивной расточке работает цилиндрический тип роликового подшипникового механизма. На него идет опора другого шкива. Промежуточный вал монтируется внизу картера. На этот вал поставлена шестеренка. Она зацепляется с диском. Тут создатель поставил и колеса 2-ой, 3-ей и 4-ой скорости.
Конструктивные особенности раздатки
Функция сводится к преобразованию, распределению энергии, получаемой от коробки к мосту спереди и сзади. Она нужна, чтобы грузовик приходил в движение. Привод спереди возможно активизировать вручную или другим способом. Коробка включает передачу при особых сложных условиях. Движение передается на колесные приводы, повышается в два раза. Это не перегружает мотор и трансмиссионные агрегаты во время движения в тяжелых условиях дороги.
Раздаточная коробка двухвального типа имеет косозубые шестерни. Корпус ее создается из чугуна. В конструкции находится задняя с верхней крышкой. Если есть необходимость, к верхней плоскости раздаточной системы монтируется коробка, ответственная за отбор мощности. Она необходима, чтобы подавать мощность мотора машины разным агрегатам и устройствам, которые входят в состав машин на ЗИЛ-131.
Из чего состоит раздаточная коробка?
В конструкцию детали входит крышка, которая прижата к корпусной части с помощью восьми гаек. В центре находится фланцевый ведущий вал. Внизу с правой части располагается фланец привода. С левой стороны внизу находится пневматика камеры включения привода спереди. Справа, там где располагается фланец, предусмотрены штоковые раздатки пониженной передачей.
Если смотреть на раздаточную коробку снизу, то можно заметить, что вверху с левой стороны находятся штоки управления скоростями. Вверху справа располагается крышка на восемь гаек, закрывающая фланец подключения коробки отбора мощности. Внизу справа находится барабан стояночного тормоза. Он совмещен с фланцем для карданного крепления привода задних мостов. Слева представлено маслозаливное раздаточное отверстие с четырехгранной пробочной резьбой.
Режимы работы раздаточной коробки
Работает раздатка трансмиссии ЗИЛ-131 на двух основных режимах. Прямая или вторая передача нужна для движения грузового автомобиля по твердым прямым дорогам. В этот момент рычаг управления переводится в зад с края. Крутящий момент карданного вала через фланец без потерь механики идет от ведущего вала к вторичному приводному валу заднего моста. Все коробочные шестерни производят вращение. Передний мост выключен.
Второй режим включается на опасном участке дороги. Водитель в таком случае через электрический тумблер активизирует тумблер у переднего моста. Включает пневматический электрический клапан, а сжатый воздух из системы поступает в пневматическую камеру. Она выдвигает вперед управляющий штор. Тот сдвигает вилку включения переднего моста и через ведущую с ведомой шестерней прямой подачи, карету муфты зубчатого типа передает крутящий момент к раздаточному фланцу. Энергия впоследствии идет к переду грузового автомобильного привода. На приборной панели загорается лампа, служащая индикатором приводного включения.
Основные неисправности трансмиссии
Основные проблемы трансмиссии связаны с невозможностью переключения передач на системе, самопроизвольным отключением коробки передач или раздатки и их поломкой. Затрудненное переключение передач связывается с тем, что задернуты шестеренчатые, синхронизационные зубья, заедают фиксаторные детали и погнуты штоковые запчасти. Самостоятельный или текущий тип выключения скоростей происходит из-за изнашивания шестеренчатых зубьев и синхронизационных деталей. Это осуществляется из-за того, что ослабляются крепления штоков у вилок и ломаются фиксаторные детали.
Еще одной популярной неисправностью является выкрашивание с поломкой зубьев. Она происходит, когда загруженный автомобиль резко трогается с места или же передачи с неисправным видом сцепления внезапно включаются. В список неисправностей также входит повышенный шум работы, сильный нагрев трансмиссии и подтек масла из картеров трансмиссии. Шум работы с нагревом происходит из-за того, что масла в системе недостаточно или оно имеет малую вязкость. Это может быть сопряжено с большим износом, разрушением подшипников, поломкой зубьев шестерни, неправильным регулированием показателя сцепления. Масло подтекает из картеров из-за того, что у трансмиссии повреждаются прокладки, изнашиваются сальники или же повышается картерное давление.
Отсутствие своевременного включения переднего моста — еще одна неисправность раздатки. Оно связано с повреждением микроволнового выключателя, примерзанием управляющего клапана и повреждением камерной диафрагмы.
Устранить обнаруженные проблемы возможно через текущий ремонт коробки, замену поврежденных запчастей и смену масла. Вне зависимости от видов поломок, трансмиссия ЗИЛ-131 считается одной из наиболее надежных и долговечных
Другие статьи
Смотреть
ещё
Ходовая часть трактора
29.04.2021 20:00:00
Регулировка сцепления ЗИЛ-131
29.04.2021 19:32:00
Ремонт ходовой части гусеничных тракторов
29.04.2021 17:42:00
Как отрегулировать клапаны на тракторе Т-40
29.04.2021 17:09:00
Тормозная система ЗИЛ-131
29.04.2021 15:55:00
Регулировка клапанов на ЗИЛ Бычок
29.04.2021 14:53:00
Устройство трактора МТЗ-80
29. 04.2021
Как снять сцепление ЗИЛ-130
23.04.2021
Устройство трактора МТЗ-82
16.04.2021 13:02:00
16.04.2021 12:08:00
Где находятся номера двигателя на тракторе
24.03.2021
Уровень масла моста ЗИЛ-131
24.03.2021
Техническое обслуживание трактора МТЗ 82
24.03.2021
Тюнинг трактора Т-40
19.03.2021
Схема и работа смазочной системы двигателя трактора
19.03.2021
Трансмиссия ходовой части тракторов
19.03.2021
Система смазки ЗИЛ-130
15.03.2021
Ремонт трактора Т25
12.03.2021
Тюнинг кабины ЗИЛ-131
11. 03.2021
Сколько масла в двигателе ЗИЛ Бычок
26.02.2021
Смотреть
ещё
Возврат к списку
1984 Zil 131 Spects, Руководство по коробке передач трансмиссии
ID: 2243469
Информация о фотографии (ширина: 339px, высота: 266px, размер: 13KB)
Подробнее Zil 131
РЕССИЯ РЕССИЯ — Номер. скорости: | Руководство |
Цена (устарела): | 11700 $ |
- ЗИЛ Технические характеристики
- ЗИЛ 131 Отзывы
- У вас есть проблемы с машиной?
- Написать обзор
- Добавить комментарий
- Сообщить модератору
|
ЗИЛ-131 является частью семейства двух грузовиков, использующих идентичные компоненты ЗИЛа, в которое также входит ЗИЛ-130. Оба грузовика были представлены в 1967 году. ЗИЛ-131 6х6 имеет то же оборудование, что и ГАЗ-66 и Урал-375Д. В отличие от ЗИЛ-131, ЗИЛ-130 предназначен для гражданского использования.
» Подробнее о ЗИЛ 131 |
Армейский справочник
В конце 1950-х годов Советской Армии был выдан запрос на новый колесный БТР для замены неамфибийного БТР-152 (6×6). Разработка БТР с колесной формулой 8×8 началась в двух конкурирующих КБ в 1957-58 годах, этот конкурс назывался «Проект 49». Победил коллектив ОКБ Дедкова со своей машиной «Тип 62Б». Он был принят на вооружение Российской Армии в 1960 году под обозначением БТР-60П.
Впервые машина была замечена на публике во время ноябрьского парада 1961 года в Москве. БТР-60П (8 × 8) и его варианты обычно использовались мотострелковыми дивизиями, тогда как танковые дивизии имеют гусеничные БМП-1 / БМП-2 ICV. Первоначальные БТР-60П и БТР-60ПА были переведены в резерв, вторую линию или для обучения.
Производство серии БТР-60 было завершено в 1976 году, и считается, что общий объем производства составил около 25 000 машин, включая множество модификаций.
Производство БТР-60 серии 8×8 было начато на Горьковском автомобильном заводе, известном сегодня как Арзамасский машиностроительный завод, где налажено производство новейших БТР-80 и БТР-80А (8×8). осуществляется для экспортного рынка по мере необходимости.
Дальнейшее развитие БТР-60ПБ было произведено в Румынии под обозначением TAB-71. Совсем недавно Румыния выпустила еще одну версию под названием TAB-77, которая, как теперь известно, основана на новейшем БТР серии БТР-80. Полная информация об этом приведена в отдельной записи.
Корпус БТР-60П выполнен из цельносварной стальной брони с местами механика-водителя и командира в передней части корпуса, открытым верхом отделения для личного состава за ними и моторным отделением в самой задней части корпуса. Салон БТР-60П открыт от места водителя и командира до моторного отсека в задней части.
Водитель сидит слева, командир машины справа. Оба имеют перед собой ветровое стекло, которое во время движения прикрывается откидной створкой вверху. Он имеет встроенный прибор дневного видения, который можно заменить инфракрасным перископом для ночного использования. Слева от механика-водителя и справа от командира находится блок обзора. Над закрылком перед командиром установлен инфракрасный прожектор, которым можно управлять изнутри машины.
Пехотинцы сидят на скамьях, которые проходят по всей ширине корпуса. В каждом борту корпуса по две полустворки и по три амбразуры. При необходимости поверх десантного отделения могут быть установлены носовые части и брезентовый чехол.
Основное вооружение состоит из 7,62-мм пулемета СГМБ или ПКБ, установленного на цапфе в носовой части корпуса. На этой позиции были замечены машины с более тяжелым 12,7-мм пулеметом ДШКМ. Также предусмотрены крепления для 7,62-мм пулеметов по обеим сторонам корпуса.
Два 8-цилиндровых бензиновых двигателя с водяным охлаждением установлены в задней части корпуса; первая и третья оси приводятся в действие через трансмиссию правого двигателя, а вторая и четвертая оси — через трансмиссию левого двигателя. Крутящий момент от каждого двигателя передается на колеса через однодисковое сцепление с гидравлическим управлением, четырехступенчатую коробку передач с синхронизаторами на третьей и четвертой передачах, двухступенчатую раздаточную коробку, бортовые передачи двух ведущих мостов с безредукторными дифференциалами. и четырехколесные редукторы. Крутящий момент от бортовых передач к колесным редукторам передается через полуоси и карданные приводы.
Все восемь колес имеют привод, а первые четыре, которые используются для рулевого управления, имеют усилитель. Транспортное средство может двигаться с отсутствующим одним колесом на второй оси. Подвеска торсионная, с первым и вторым опорными катками с каждого борта, снабженными двумя гидравлическими амортизаторами, а третьим и четвертым опорными катками с одним гидравлическим амортизатором. Центральная система регулировки давления в шинах, входящая в стандартную комплектацию всех БТР-60, позволяет водителю регулировать давление в шинах в соответствии с местностью, по которой он движется.
БТР-60П является полностью амфибийным и приводится в движение по воде одним водометом, установленным в задней части корпуса. Когда он не используется, выход в задней части корпуса закрыт круглой пластиной, состоящей из двух частей. Перед входом в воду в передней части корпуса устанавливается дифферентный флюгер и включается трюмная помпа. Когда триммер не используется, он убирается под нос автомобиля. Мощность передается на водомет через коробку отбора мощности (ВОМ) и редуктор водомета. Изменение направления на плаву осуществляется с помощью гидродинамического руля в водометном движителе и поворотом передних четырех опорных катков. Для реверса заслонки водометов закрываются и вода выбрасывается через боковые каналы в задней части автомобиля, обращенные вперед.
Базовый БТР-60П не имеет системы РХБ, так как имеет открытый верх. Все машины оснащены инфракрасными приборами ночного видения и передней лебедкой с максимальной грузоподъемностью 4500 кг.
Варианты
БТР-60ПА
Эта модель, известная также как БТР-60ПК, поступила на вооружение в 1963 году. Она имеет полную броню поверху десантного отделения и оснащена системой РХБ. Положения командира и водителя идентичны таковым на оригинальном БТР-60П, за исключением того, что у водителя есть установленный на крыше дневной перископ, и у обоих есть цельная крышка люка, которая открывается назад.
За люками командира и механика-водителя одиночный прямоугольный люк, открывающийся назад, перед которым установлен одиночный 7,62-мм пулемет СГМБ или ПКБ на цапфе. Многие машины также имеют 7,62-мм пулеметы, установленные по обе стороны крышки люка. В крыше боевого отделения ближе к задней части с правой стороны имеется еще одна крышка люка, которая открывается вправо.
По три огневых порта на каждой стороне корпуса, но без входных дверей. Пехотинцы сидят на многоместных сиденьях вдоль борта и кормы десантного отделения.
БТР-60ПБ
БТР-60ПБ по сути является БТР-60ПА с пулеметной башней и другими модификациями. Вместо смотровых блоков в люках непосредственно перед командиром и механиком-водителем имеется ряд установленных на крыше дневных перископов для наблюдения спереди и по бокам машины.
Башня, идентичная той, что установлена на российской машине-амфибии БРДМ-2 (4×4) и чешском БТР ОТ-64 (8×8), вооружена нестабилизированным 14,5-мм пулеметом КПВ и 7,62-мм пулемет ПКТ установлен соосно справа, с оптическим дневным прицелом соосно слева. Орудие имеет угол возвышения +30, угол наклона -5, а башню можно поворачивать на полные 360 градусов. Высота и наклон орудия, а также поворот башни выполняются вручную.
В задней части башни с правой стороны находится цельная крышка люка, которая открывается влево, а слева сзади от нее находится цельная крышка люка, которая открывается вправо.
Имеются одинарные двери, которые открываются вперед по обеим сторонам корпуса, два или три порта для стрельбы и смотровые блоки.
БТР-60ПБ предшествовал БТР-60ПАИ, который также имел башню. БТР-60ПБ позднего выпуска имеют то же улучшение прицела, что и БТР-70: небольшой дополнительный перископический прицел на крыше башни.
БТР-60ПБК
Командирская модель БТР-60ПБ с двумя радиостанциями Р-123 и одной Р-148. Эту версию можно узнать по дополнительной мачте антенны на левой стороне корпуса. Некоторые автомобили дополнительно оснащены выдвижной антенной PIN STICK.
БТР-60 1В18
Это артиллерийский наблюдательный пункт, колесный аналог гусеничного 1В14М с такой же системой связи и компьютерно-коммуникационным комплексом АПК.
1В18 Клен-1 имеет обозначение ACRV M1979/2a в армии США, при этом 1В18-1 является улучшенной версией.
БТР-60 1В19
Это машина центра управления огнем и колесный аналог 1В15М с такой же аппаратурой связи и вычислительной системой АПК. Колесные варианты остальных машин — 1В110 на шасси ГАЗ-66 (1В13М) и 1В111 на шасси ЗИЛ-131 (6×6) (1В16М).
1В19 Клен-2 также известен как ACRV M1979/2б и оснащен телескопической антенной для Р-130 на левом борту корпуса. IV19-1 — улучшенная модель. Известными пользователями являются Болгария, Финляндия, Румыния, Россия, Сербия и Черногория.
БТР-60 Р-145БМ
Оснащен двумя радиостанциями Р-111/171, одной Р-123/173, одной Р-130М и одной радиостанцией Р-8хх класса «земля-воздух».
БТР-60 Р-975
Это передовая машина управления воздушным движением с неизвестной установкой радиосистем R-8xx. Эта модель имеет стандартную башню. БТР-60 Р-975MI очень похож, но без башни.
БТР-60-З-351БР
Оснащен системой бронированного генератора для требований высокой мощности (например, 15 кВт и выше).
БТР-60-П-238БТ
Щит полевой бронированный с одной радиостанцией Р-123М. БТР-60-П-239БТ очень похож.
БТР-60-П-240БТ
Интегрированный радио/проводной коммутатор с одним R-405, одним R-123M и коммутационным оборудованием.
БТР-60-П-241БТ
БТР-60 с полевой телефонной системой П-241. Оснащен безопасным телефонным терминалом.
БТР-60-Р-137Б
БТР-60 с бронированной системой связи с одним комплектом УКВ Р-137, одним радиоприемником Р-405 и одним радиоприемником Р-123М. Он оснащен башней, но не имеет 14,5-мм пулемета серии КПВ.
БТР-60-Р-140БМ
БТР-60 с бронированной системой управления и связи с одной КВ радиостанцией Р-140, одной радиостанцией Р-405 и одной радиостанцией Р-123М. Он оснащен башней, но не имеет 14,5-мм пулемета.
БТР-60-Р-156БТР
Бронированная машина системы управления и связи с одной КВ радиостанцией Р-156, одной радиостанцией Р-405 и одной радиостанцией Р-123М. Это не оснащено башней.
БТР-60-Р-409БМ
БТР-60 использовался как бронированная радиорелейная станция с одной радиостанцией Р-409 и одной радиостанцией Р-123М. Это не оснащено башней.
БТР-60ПАу
Болгарский БТР-60 с неопознанным оборудованием связи для использования артиллерийскими подразделениями.
Командирская машина БТР-60Пу
По сути, это БТР-60П, оснащенный носовой частью и брезентом, а также внутренними сиденьями для командного состава, картографическими досками и дополнительным оборудованием связи. Командирский вариант БТР-60ПА также находится на вооружении с установленным на крыше генератором, радиоантенной высотой 10 м, которая используется в статической роли, и рельсовой антенной, идущей вдоль передней, левой и задней частей корпуса. Варианты БТР-60Пу включают БТР-60ПуМ и БТР-60ПуМ1.
Командирская машина БТР-60ПуМ
Это финский вариант Пу (Р-145БМ) без антенны Hawk Eye или Вешалки, оснащенный 12,7-мм пулеметом НСВТ и современным оборудованием связи. Он поступил на вооружение Финляндии в 1996 году.
БТР-60ПБ-МД Болгария
Это модернизированный болгарский БТР-60ПБ с 81-мм дымовыми гранатометами, дизельным двигателем VAMO DT 3900 или Rover TD-200, приборами ночного видения Melopa, новой системой NBC и современными радиостанциями.
БТР-60МБП
БТР-60МБП (Машина Боевого Пошта) используется в качестве машины охраны и сопровождения ракетных частей стратегического назначения.
Командирская машина БТР-60Пу-12
Командно-штабная машина БТР-60Пу-12 находится на вооружении бывшей советской, а теперь российской армии с конца 1970-х годов, а также идентифицирована на вооружении Болгарии, бывшей Чехословакии, Венгрии, Сербии и Черногории.
Машина представляет собой БТР-60ПА с большим вещевым ящиком с правой стороны корпуса, в задней части которого находится канистра с водой или топливом. На крыше находится бокс, в котором может размещаться генератор для питания установленного дополнительного оборудования связи. Непосредственно за люком командира в крыше находится телескопическая мачта, которая поднимается в рабочее положение поворотом рукоятки, расположенной с правой стороны мачты.
БТР-60Пу-12 используется в составе подразделений ПВО, оснащенных такими системами, как зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4, а также 9К33 «Оса» (СА-8 «Геккон») и 9К35 «Стрела 10» (СА-8). 13 самоходных зенитно-ракетных комплексов «Суслик».
БТР-60Пу-12 также известен как 9С482, а БТР-60Пу-12М — как 9С482М.
Основное усовершенствование -12М — установка новой ЭВМ АСПД-У взамен старой АСПД-12. В результате командный пункт теперь может обрабатывать 99 целей одновременно вместо 20.
Командно-штабные машины Пу-12 и Пу-12М созданы на базе шасси БТР-60ПБ, а не БТР-60ПА. Фактически практически все варианты БТР-60 созданы на базе БТР-60ПБ, за исключением МТР-2 и болгарского БТР-60ПАУ.
Помощь в обслуживании БТР-60П
Несколько старых БТР-60П (8 × 8) были переоборудованы для использования в качестве вспомогательного оборудования и имеют приподнятый брезентовый чехол над десантным отделением, который проходит почти сзади. Это может иметь российское обозначение МТП-2 (Машина Технической Помощи). Он основан на БТР-60П с более высокой линией крыши или БТР-60ПА и имеет небольшой кран, который устанавливается спереди при использовании. Кроме того, существует и версия на базе БТР-60ПБ.
Радиомашина БТР-60МС
Это серия БТР-60П, используемая в качестве радиостанции и оснащенная телескопической антенной High Ball (обозначение НАТО).
БТР-60 спаренная 30 мм ЗСУ
Кубинская армия использовала модифицированный БТР-60П с бывшей чешской спаренной 30-мм буксируемой зенитной установкой, установленной в открытой установке на крыше машины.
БТР-60 ВВС
По сути, это БТР-60ПБ со снятым с башни вооружением и получившимся люком, закрытым смотровым окном из плексигласа. Для обеспечения питания дополнительного оборудования связи снаружи на верхней части корпуса в задней части установлен генератор.
Другие версии команды БТР-60
К ним относятся П-219, П-238БТ, П-239БТ и П-241БТ, П-240, П-240БР, П-240БТ и П-240ТБР, П241ТБР, П251, П-286, П-537, Р118АМ3 , Р-137, Р-137Б, Р-137БР, Р-140, Р-145БМ, Р-145К и МБ Р-145, Р-156, Р-156Б, Р-156БТР, Р-396, Р-409, Р-409БМ и Р-409БР, Р-419Б, Р-419БР, Р-419БТР, Р-440Б, Р-975, Р975М и Р-975М1, З-351БР, БМУ, ЭПС, КОАМ, БТР-60КШМ, БТР- 60МС и БТР-60 Салон.
БТР-60 Джибути
Джибути оснастила как минимум один из своих российских БТР-60 (8 × 8) полной башней французского бронеавтомобиля Panhard General Defense AML-90 (4 × 4). Он вооружен 90-мм нарезной пушкой с дульным тормозом и 7,62-мм спаренным пулеметом.
Машина называется БТР-60 Н 90 и также была оснащена гидравлической системой наведения легкого танка АМХ-13.
Джибути также оснастила поставленный из США HMMWV (4 × 4) полной башней российского бронеавтомобиля БРДМ-2 (4 × 4), вооруженного 14,5-мм и 7,62-мм пулеметами.
Гражданские версии БТР-60
В связи с сокращением численности российской армии многие БТР-60 в настоящее время не соответствуют требованиям, а некоторые из них переоборудуются в гражданские автомобили. В их числе машина технической помощи МТР-2Б и транспортер помощи при бедствиях АТМ-2, обе разработки Каунасского авторемонтного завода.
Модернизация российского БТР-60
Арзамасский машиностроительный завод разработал и завершил испытания пакета модернизации для широко развернутой серии БТР-60/БТР-70 с колесной формулой 8×8.
Существующая силовая установка БТР-60 была заменена полной силовой установкой более поздней серии БТР-80 с колесной формулой 8 × 8, а также соответствующей раздаточной коробкой и карданными валами.
В состав силовой установки входит один дизельный двигатель КамАЗ-7403 V-8 с турбонаддувом мощностью 260 л.с., обеспечивающий автомобилю максимальную скорость по шоссе до 100 км/ч и запас хода 600 км/ч.
Установка нового дизельного силового агрегата не только увеличивает скорость и дальность полета БТР-60, но также снижает риск возгорания и способствует общей топливной политике, поскольку сегодня все новые боевые бронированные машины имеют дизельный двигатель в стандартной комплектации. .
Существующая башня заменена на более новую башню БПУ-1, которая устанавливается на серийный БТР-80 с аналогичным вооружением, но угол возвышения увеличен до +60. Это позволяет оружию поражать медленные и низколетящие воздушные цели, а также цели в более высоких зданиях при ведении боевых действий в городских условиях.
Броневая защита также была улучшена, а стандартное оборудование включает в себя оборудование для обнаружения и тушения пожара, систему NBC и систему жизнеобеспечения.
Существующее оборудование связи заменено более новой системой Р-168-25У или Р-173 и установлена наземная навигационная система «Гамма-2».
Утверждается, что боевая живучесть повышена за счет установки дополнительной пассивной бронезащиты. Другие улучшения включают новые приборы обзора командира и водителя, новые пуленепробиваемые шины, новый водомет и улучшенное расположение сидений.
Модернизированный БТР-60 также может быть оснащен новейшей одноместной башней БППУ, вооруженной внешней 30-мм пушкой 2А72 и 7,62-мм спаренным пулеметом ПКТМ.
В базовой модели 30-мм пушка 2А72 не стабилизирована, но опционально может быть установлен стабилизатор, что увеличивает вероятность поражения движущихся целей.
Башня БППУ уже серийно изготовлена для БТР-80А, состоящего на вооружении России и уже поставленного на экспорт в ряд стран.
Муромтепловоз Модернизация БТР-60
Компания «Муромтепловоз» разработала до стадии прототипа обширную модернизацию БТР-60ПБ, включающую огневую мощь и мобильность.
Серийный БТР-60ПБ оснащен башней, аналогичной той, что установлена на бронеавтомобиле БРДМ-2, вооруженном 14,5-мм и 7,62-мм пулеметами.
Для этой модернизации эта башня была удалена и заменена новой башней МБ2 (или боевым отделением, как ее называют русские), которая вооружена 30-мм пушкой 2А42 и 7,62-мм пулеметом ПКТМ с 30-мм АГ-17. Гранатомет крепился крайне с левой стороны башни.
Это оружие можно поднимать до +60 градусов, что позволяет использовать оружие в городских условиях, а также против медленно летящих самолетов и вертолетов.
Башня MB2 также устанавливалась на другие гусеничные и колесные шасси и доступна с системой стабилизации и различными дневными/ночными прицелами.
Продаются и другие системы вооружения, в том числе новейшая 30-мм пушка 2А72, а также 23-мм пушка ГШ-23 и 30-мм пушка ГШ-30. Также могут быть добавлены средства противовоздушной обороны и противотанковые управляемые средства, в том числе «Корнет» с лазерным наведением. Последний имеет максимальную дальность 5000 м и может быть оснащен различными типами боеголовок.
Серийный БТР-60ПБ оснащался двумя 6-цилиндровыми рядными бензиновыми двигателями ГАЗ-49Б мощностью 90 л.с. каждый, что позволяло машине развивать максимальную скорость 80 км/ч и запас хода 500 км.
В модернизированном БТР-60ПБ изменена задняя часть корпуса и установлен новый четырехтактный дизель ЯМЗ-236А мощностью 195 л.с. Это дает автомобилю максимальный запас хода 800 км и максимальную скорость 80 км/ч. Также была модернизирована трансмиссия и улучшена тормозная система.
Масса модернизированного БТР-60ПБ увеличилась до 13 тонн, а удельная мощность снизилась до 15 л.с./т. Максимальный крутящий момент был увеличен на 62 процента, и в то время как исходный БТР-60ПБ мог разгоняться от 0 до 60 км/ч за 83 секунды, модернизированная версия может сделать это всего за 63 секунды.
Муромтепловоз Модернизация ЗРК БТР-60
В середине 2007 года компания «Муромтепловоз» показала сильно модифицированное шасси БТР-60П (8х8), оснащенное 9К35М3-К «Стрела-10М3-К» (СА-13 «Суслик»), которая обычно устанавливается на полногусеничное шасси МТ-ЛБ.
Имеет турель с механическим приводом с четырьмя зенитными ракетами в положении готовности к пуску, установленную на сильно модифицированном шасси БТР-60П.
Для размещения ракетной установки борта корпуса были выдвинуты наружу над второй и третьей опорными катками для увеличения внутреннего объема.
Первоначальные два бензиновых двигателя заменены на более экономичный дизель ЯМЗ-236А, развивающий 195 л.с., что дает максимальную скорость по шоссе 80 км/ч и заявленный запас хода 800 км. Также была модернизирована трансмиссия и улучшена тормозная система.
Этот дизельный силовой агрегат также устанавливается на ранее упомянутый Муромтепловоз БТР-60.
Для противовоздушной обороны задняя часть моторного отсека кажется более высокой, что может свидетельствовать о дальнейших улучшениях, включая, возможно, вспомогательную силовую установку.
Модернизация иранского БТР-60ПБ
В конце 2001 года Иран объявил, что он модернизировал и отремонтировал 30 построенных в России бронетранспортеров БТР-60ПБ (8 × 8), которые были повреждены в ходе конфликтов 1980-88 и 1990-91 годов в Персидском заливе с Ираком.
Согласно иранским источникам, модернизация позволила машине улучшить проходимость по пересеченной местности, а также увеличить максимальную скорость по шоссе до 80 км/ч и скорость по воде до 10 км/ч.
Считается вероятным, что модернизация включала замену двух оригинальных бензиновых двигателей на один или два более экономичных дизельных двигателя.
Модернизация БТР-60 NIMDA
В ответ на неназванный зарубежный заказчик израильская NIMDA разработала пакет модернизации для БТР-60 БТР.
Старый силовой агрегат был заменен новым дизельным силовым агрегатом, разработанным NIMDA, в сочетании с новой полностью автоматической электронной коробкой передач.
Полный силовой агрегат состоит из двух дизельных двигателей Rover 300 TDI, двух автоматических трансмиссий Allison серии 1000 и двух отдельных систем охлаждения, включая гидравлические вентиляторы.