Зил история завода: История завода АМО ЗИЛ

История завода ЗИЛ

Главная⁄История⁄

Завод ЗИЛ основан в 1916 году, еще во времена Российской империи, под названием АМО. Основателями предприятия стали купцы, братья Рябушинские. На заводе стали выпускаться грузовики «Ф-15» по лицензии итальянской фирмы FIAT. Первым директором АМО стал Бондарев Дмитрий Дмитриевич. Однако, в развивающуюся деятельность завода вмешалась тяжелая политическая ситуация, связанная с революциями и последующей гражданской войной.
В 1918 г. предприятие АМО было национализировано. Однако, не смотря на все внутренние и внешние политические проблемы связи с итальянским заводом не были потеряны.

В 1924 г. на заводе был собран первый отечественный грузовик АМО Ф-15 (1,5 т.) системы «Фиат». В том же году на базе завода была образована футбольная команда, которая в последствии станет называться Торпедо. Через 4 года был выпущен тысячный автомобиль АМО Ф-15.

В 1927 г. директором завода стал Иван Алексеевич Лихачёв. Начинается новая эпоха в развитии предприятия.

В честь Лихачёва завод получит своё название ЗИЛ в 1956 г., после его смерти. До этого предприятие с 1931 г. называлось ЗИС, Завод имени Сталина.

В 1931 г. на предприятии запущен первый отечественный сборочный автоконвейер.
В 1933 г. на заводе выпустили легендарный грузовик ЗИС-5, ставший ключевым автомобилем Советской Армии во время Великой Отечественной Войны.

ЗИС также вносит вклад и в культурное развитие столицы. В 1937 г. заводом на Восточной улице открыт Дворец Культуры. В его стенах начинают заниматься разнообразные коллективы художественной самодеятельности.

В 1941 г. начинается Великая Отечественная Война. Большое число работников завода отправляется воевать на фронт. А на сам завод выпадает огромная ответственность по изготовлению автомобилей и другой продукции для нужд фронта. С этой задачей ЗИС справился на ура. В 1941 г. заводу пришлось пережить крупный немецкий авианалёт. Работники ЗИСа были награждены за выпуск минометного вооружения, сам завод был награжден первым орденом Ленина за выпуск оборонной продукции и орденом Трудового Красного Знамени за выполнение заказов фронта.


129 автозаводцев были награждены орденами и медалями за успехи в производстве стрелкового вооружения.
23 работника завода награждены орденами и медалями за выполнение заданий ГКО по производству боеприпасов.

В 50-е годы завод ещё сильнее расширяет спектр выпускаемой продукции. ЗИС начинает выпускать холодильники и велосипеды.
В 1956 завод получает новое название в честь своего бывшего заслуженного директора, Ивана Алексеевича Лихачёва. В 1958 г. И.А. Лихачеву торжественно открыт памятник у второй проходной завода.

В 1959 г. ЗИЛ делает крупный вклад в отечественный спорт, благодаря открытию стадиона Торпедо на Восточной улице, а годом позднее основывает Завод-втуз при ЗИЛе. Таким образом делая ценный шаг в развитии образовательной деятельности в Москве.

В 1962 г. выпущен легендарный ЗИЛ-130. В 1966 г. автомобили данные автомобили начинаются экспортироваться в страны социалистического содружества.

В 1981 г. ЗИЛ делает крупный вклад в здравоохранение столицы. Завод открывает современную многопрофильную больницу, которая стала одной из лучших в Москве.

Развал СССР и смена экономического курса очень сильно ударили по заводу. ЗИЛ был приватизирован. Продукция завода стала менее востребованной.
В 1994 был выпущен новый среднетонажный автомобиль ЗИЛ-53012, более известный, как «Бычок». На него возлагались большие надежды, которые все же не оправдались.
Продукция завода начала падать, начались задержки зарплаты. В 2000-е годы для завода начались поистине тяжелые времена. В результате в 2013 г. производство на ЗИЛе было остановлено. После чего он работал скорее номинально, а уже в 2016 , в год своего столетия, завод был закрыт. Ушла целая эпоха отечественной промышленности.

Завод ЗИЛ внёс огромный вклад в отечественное автомобилестроение. Но также оставил ценные подарки Москве в лице больницы, дворца культуры, стадиона, университета и техникума.

  • Даты в истории завода
  • ЗиЛ в годы Великой Отечественной Войны
  • История ТЭЦ-ЗИЛ
  • Испанцы на ЗиЛе
  • Все директоры завода c 1916 г.
  • Вклад ЗИЛа в китайский автопром
  • Рабочий день главного конструктора ЗИЛа А.М. Кригера
  • Складское хозяйство завода
  • Новый Кузовной Корпус
  • Автоматизация и оптимизация на заводе
  • Расшифровка АМО ЗиЛ и популярная ошибка
  • Реклама ЗИЛа на ТВ

Кроме того читайте материалы об истории завода ЗИЛ на нашем партнёрском сайте historbook.ru:
Вклад ЗИЛа в отечественный автопром

Завод имени Лихачева

Российский автогигант Завод имени Лихачёва ведёт свою богатую историю с 1916 года, когда в Москве был основан завод АМО. Весь модельный ряд ЗиЛ.

Планировалось, что в следующем году завод выпустит 150 грузовиков Fiat, однако революционные события привели к тому, что летом 1918 года предприятие было изъято в собственность государства и от выпуска автомобилей пришлось отказаться. Мощности завода были загружены ремонтом существующего парка грузовиков. Кроме того, предприятие выполняло ряд работ для новообразованной танковой промышленности.

Первая продукция

Промышленное производство грузовых автомобилей удалось наладить к началу 1925 года. Это были полуторатонные АМО-Ф-1. Через два года директором предприятия назначен Иван Алексеевич Лихачёв. Количество выпускаемых автомобилей постоянно нарастало, однако себестоимость единицы продукции была такова, что дешевле выходило приобрести грузовик за границей, даже с учетом доставки.

По этой причине в 1931 году была затеяна масштабная реконструкция. Кроме замены оборудования в уже имеющихся цехах, была значительно расширена площадь завода и построены новые производственные мощности. Предприятие переименовали в «Завод имени Сталина»

Реконструкция позволила наладить производство ЗиС-5 и ЗиС-6, а также первого отечественного лимузина ЗиС-101, созданная реверс-инжинирингом автомобиля «Бьюик».

Война

Наступление немецкой армии в 1941 году заставило власти остановить производство и приготовить завод к уничтожению, однако после разгрома наступавшей группировки войск уничтожение было отменено и вскоре уже завод постепенно начал снова налаживать производство.

С лета следующего года начался серийный выпуск грузовиков военного назначения и полугусеничных тягачей. Кроме того, предприятие выпускало различное вооружение.

Послевоенное развитие

По окончании войны предприятие опять было модернизировано для того, чтобы наладить выпуск послевоенных моделей ЗиС-150 и ЗиС-151. Кроме того, из цехов выходили также автобусы. Коренная реконструкция ЗиС 150 пришлась на 1957 год, он стал называться ЗИЛ 164.

А шестью годами позже появился абсолютно новый грузовик ЗИЛ 130, получивший новый V-образный восьмицилиндровый мотор мощностью 150 л.с., гидравлический усилитель рулевого управления, пятиступенчатую коробку передач. Надежность тоже стала отличительной особенностью данной модели.

Для того чтобы запустить производственную линию ЗИЛ-130 проведено обновление оборудования завода. Поскольку конвейер не был задействован на всю свою мощность, было принято решение разработать бескапотные грузовики, которые были популярны в Европе, поэтому считались перспективными. Так начались проектные работы над бескапотным ЗИЛ-170 и дизельного ЗИЛ-169, а также шла разработка ЗИЛ-133.

Но вскоре проектные работы по ЗИЛ 133 и ЗИЛ 169 были приостановлены, так как от завода требовались слишком большие затраты и вложения, нежели при разработке 170 модели, двигатель которой разрабатывал завод ЯМЗ. Конструкция и испытания ЗИЛов 170 оказались удачными настолько, что СовМин СССР принял решение построить завод по выпуску этих машин на территории Татарской АССР.

Техдокументация на новый завод перешла в 1976 и тогда же началось производство КамАЗ 5320. Но вплоть до 80-го года ЗИЛ работал над устранением недоработок этой модели и занимался обучением персонала КамАЗа. Уже к концу 70-х были очевидны результаты, и по большинству параметров КамАЗ 5320 оказался лучшим, не только среди отечественных, но и среди зарубежных аналогов этого класса.

Стоявший на конвейере уже два десятилетия ЗиЛ-130 устаревает и, чтобы оказаться на плаву, завод немного обновляет 133-ю модель, которая отличалась от своей предшественницы лишь количеством осей. Принято решение разморозить проект 169-го ЗИЛа, учитывая недочеты, производились переделки и, в конечном счете, новый ЗИЛ 4331 сошел с конвейера в 1985 г.

Упадок

В 2004 году ЗИЛ оказывал активную помощь при создании латвийского предприятия AMO Plant. На 2008 год предприятием планировалось совместное производство с китайской компанией Sinotruk тяжелых грузовиков, но наступивший экономический кризис этому помешал.

В настоящее время завод не функционирует и подавляющее большинство его территорий решением правительства Москвы будет отдано под строительства современных жилых кварталов. Примерно третья часть занята разрозненными подразделениями различных фирм.

Читайте далее:

От автозавода до потенциального нового сердца Москвы?

Амбициозный проект по возрождению крупнейшей заброшенной промзоны Москвы стартует.

Спустя почти сто лет после основания легендарного автомобильного завода ЗиЛ на юго-востоке Москвы его история, кажется, завершила круг.

Территория площадью 400 га, занятая производственными линиями, складами и даже собственной ТЭЦ, теперь должна быть интегрирована в городской ландшафт — с жилыми домами, парками, школами и зонами отдыха.

В прошлом месяце девелоперская компания «Группа ЛСР» представила проект района Зиларт, в который также войдут уникальный музейный комплекс «Эрмитаж Москва» и 150-метровая башня, спроектированные известным нью-йоркским архитектором Хани Рашидом.

В то же время Мэр Москвы Сергей Собянин обещает отремонтировать набережную Москвы-реки на территории бывшего завода, которая десятилетиями была закрыта для посещения, и открыть ее для посещения в 2017 году.

Автозавод

Автомобильный завод ЗиЛ («Завод имени Лихачева») был задуман как Первый автомобильный завод в 1916 году русским купеческим домом «Кузнецов, Рябушинские и Ко». После революции 1917 года он был национализирован большевистским правительством и начал функционировать как ремонтная мастерская для грузовиков.

В 1931 году заводу было присвоено имя Иосифа Сталина, а в 1956 году он был переименован в последний раз в честь Ивана Лихачева, одного из его первых директоров, в ходе широкой десталинизации, последовавшей за смертью советского диктатора.

В самые продуктивные годы компания производила сотни тысяч автомобилей в год.

В советское время одну из самых популярных моделей грузовиков ЗиЛ-130 можно было увидеть чуть ли не в каждой деревне и на каждой стройке. Он до сих пор используется в удаленных сельских районах.

Наряду с грузовыми автомобилями ЗиЛ известен тем, что производит автомобили-лимузины для высших советских и российских чиновников.

В 2009 году специально для Парада Победы на Красной площади было изготовлено несколько лимузинов. Последний был собран в 2012 году.

В разное время ЗиЛ также производил холодильники, велосипеды и даже церковные колокола.

Но, как вспоминают ветераны завода, главной его проблемой стала его плодовитость.

«Самой большой проблемой ЗИЛа был его размер, — вспоминает 72-летний Эдуард Ратников, инженер-конструктор, работавший на заводе в 1970-х и 1980-х годах.

«Вместо реконструкции строили дополнительные склады и мастерские, а иногда один компонент отвозили на машине на другую сторону завода, чтобы присоединить к другому компоненту», — сказал он. Был бесплатный автобус, возивший сотрудников с одного завода на другой.

Ратников вспоминает, что иногда на ЗиЛе было до 70 000 рабочих и «особо социалистическая атмосфера».

«Там не было никакой свободы, каждое ваше движение было прописано: когда вы приходите на работу, когда уходите, куда идете, когда отдыхаете.

Но большинство людей это устраивало», — сказал он.

Группа ЛСР

Вид с воздуха на планируемый район ЗиЛ, включая фирменную 150-метровую башню и жилой дом с ромбовидными фасадами.

Планы реконструкции

Московские власти задумывались о реконструкции ЗиЛа с 2011 года.

В то время ситуация на ЗиЛе была плачевной. Его основные производственные линии не функционировали, а предприятие накопило серьезную задолженность перед коммунальщиками. Одна из них, дочерняя компания «Газпрома», даже предъявила заводу иск о долге более 5 миллионов долларов и потребовала от суда признать его банкротом.

В конце 2011 года власти объявили конкурс на лучший проект развития ЗиЛа. В 2012 году российское архитектурное бюро Меганом выиграло тендер и разработало генеральный план территории.

В 2013 году мэр Собянин заявил, что промзона будет превращена в современный городской округ, в котором будет проживать около 30 000 жителей и будет создано более 40 000 рабочих мест.

Производство автомобилей должно было быть продолжено на одной территории, сокращенной до 50 га преимущественно сборочных цехов.

Согласно заявлению Собянина в 2013 году, это один из крупнейших проектов реконструкции, которые Москва когда-либо видела. Новый ЗиЛ потребует от 10 до 12 миллиардов долларов инвестиций, а его реализация займет от 10 до 15 лет.

Взгляд в будущее

В начале 2014 года мэрия объявила тендер на проект реконструкции части территории ЗиЛа, и в апреле победителем стал главный девелопер России — Группа ЛСР. ЛСР — один из крупнейших девелоперов в России, известный своими амбициозными высококлассными проектами в сфере недвижимости в Москве и Санкт-Петербурге.

Через год компания представила публике проект Зиларт.

Территория застройки площадью 65 га будет построена к 2022 году, сообщил в прошлом месяце представитель компании Константин Верюжский за незначительную сумму.

«Это будет стоить нам 125 миллиардов рублей [2 миллиарда долларов]», — сказал он.

На территории, по задумке авторов проекта, будут жилые дома, современные образовательные центры, большой парк и набережная реки с ресторанами, магазинами и всевозможными развлекательными заведениями.

LSR GRoup

Архитектор из Нью-Йорка Хани Рашид спроектировал 150-метровую башню так, чтобы она выглядела как волна, колеблющаяся на ветру.

Знаковые объекты района — музейный центр «Эрмитаж Москва» и 150-метровая башня — будут спроектированы известным нью-йоркским архитектором Хани Рашидом.

Hermitage Moscow станет филиалом всемирно известного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, посвященным почти исключительно современному искусству.

«Это алхимический эксперимент, попытка совместить в одном проекте русский идеализм и американский модернизм», — сказал Рашид во время презентации проекта в октябре.

150-метровая башня должна стать доминантой района: снаружи она будет волнистой, а на ветру будет как бы колыхаться.

Еще одно печально известное здание — комплекс из пяти 75-метровых жилых башен с ромбовидными фасадами — будет спроектировано голландской архитектурной фирмой Neutelings Riedijk. «Алмазный» вид достигается за счет стеклянных и стальных панелей.

Архитектурное наследие

Часть зданий, оставшихся на территории ЗиЛа, можно отнести к объектам культурного наследия за их уникальную архитектуру, считает историк архитектуры Денис Ромодин.

«Административное здание завода, построенное во время Первой мировой войны, является интересным образцом архитектуры неоклассицизма XIX в.10-е, и целый комплекс зданий, связанных с железнодорожной станцией Кожухово, построенных в 1907-08 годах, являются образцами транспортной архитектуры и рационального модернизма 1900-х годов», — сказал он. важно: создание новых пространств, комфортных как для жителей, так и для гостей, и сохранение существующих элементов промышленной архитектуры.

Тем не менее, застройщикам придется учитывать существующую планировку территории.

«[В данном случае] это большие и широкие аллеи, созданные в 1930-е годы, и островообразные элементы промышленной архитектуры первой половины ХХ века», — сказал Ромодин.

Меганом

План Зилартского района.

Оптимистичные ожидания

Вскоре после вступления в должность Собянин объявил, что мэрия приступит к реконструкции промзон Москвы, которые, по его словам, занимают до 20 процентов площади города.

Некоторые промзоны — например, Москвич на юго-востоке Москвы — превратились в современные индустриальные парки, в которых разместились высокотехнологичные предприятия. Некоторые, как территория бывшего сахарного завода в северной части города, стали творческими кластерами и выставочными площадками.

Самым громким опытом московских властей по превращению промзоны в жилой район стало строительство делового района Москва-Сити — крупнейший девелоперский проект предшественника Собянина Юрия Лужкова.

Собянин неоднократно называл проект «Москва-Сити» неудобством для города, ежедневно привлекающим тысячи водителей и не предлагающим адекватной инфраструктуры для их размещения.

По словам главного архитектора Москвы, заместителя председателя комитета мэрии по архитектуре и градостроительству Сергея Кузнецова, отношение городских властей к таким крупным проектам, как «Москва-Сити», за последние несколько лет кардинально изменилось.

«Есть несколько вещей, без которых мы сейчас не запускаем проект: внимание к инфраструктуре и понимание того, как он будет финансироваться. При планировании мы прибегаем к практике запуска конкурсов… и выбираем самые лучшие проекты из лучшие из них, — сказал он.

Осторожное «если»

Недавно «Группа ЛСР» начала активную кампанию, объявив о досрочных продажах квартир в еще не существующих домах — шаг, который на российском рынке недвижимости часто вызывает подозрения в том, сколько денег у компании на самом деле должен инвестировать в проект и сможет ли он довести его до конца.

Юрий Ильин, член правления Группы ЛСР, сказал, что у компании есть средства, чтобы гарантировать, что Зиларт станет реальностью.

«Группа ЛСР не первый год работает на российском рынке и обладает финансовыми резервами, гарантирующими реализацию проекта», — сообщил он The Moscow Times в письменных комментариях.

Тем не менее, специалисты и москвичи говорят о реализации Зиларта с осторожным «если». На протяжении многих лет в российской столице многие амбициозные проекты в сфере недвижимости начинались хорошо, но через несколько лет оставались пустыми недостроенными небоскребами, когда у застройщика не было денег на завершение, а у мэрии не было финансовых возможностей для участия в судебных баталиях. для сноса зданий.

Известный московский архитектурный критик и специалист по градостроительству Григорий Ревзин недавно заявил, что «качественной, дорогой архитектуры» в городе больше нет, но, по его словам, проект «Зиларт» может стать возвращением к форме.

«Если проект будет реализован, такая архитектура вернется [в город]», — сказал он The Moscow Times.

Связаться с автором по адресу d. [email protected]

Исправление: в предыдущей версии этой истории неправильно был назван г-н Ильин из правления Группы ЛСР.

ЗИЛ

ЗИЛ Автомобили ЗИЛ
       
   
Технические характеристики  Дорожные испытания  
 

ЗИЛ Автомобили
Страна Происхождение : Россия
Первый Автомобиль : 1916
Краткая история ЗИЛа


Российская компания ЗИЛ начала свою деятельность в 1916 году как АМО, производя свои первые базовые автомобили по концепциям, которые все еще были очень близки к старым вагонам. В 1919 году завод был полностью реконструирован и переименован в ЗАВОД ИМЬЕНИ СТАЛИНА (ЗИС).31. Впоследствии это было изменено на ЗИЛ. ЗАВОД ИМЬЕНИ ЛИХАЧЕВА по фамилии директора завода.

Первая небольшая серия автомобилей была выпущена в 1933 году с рядным 8-цилиндровым двигателем Buick 5650. ЗИС101 появился в 1936 году с обтекаемым аэродинамическим кузовом в соответствии с современной тенденцией в США. Модель 101 стала поворотным моментом в российских автомобильных технологиях с появлением антизапотевателей ветрового стекла, синхронизированной коробки передач и даже амортизаторов двойного действия с термостатом и двухкорпусного карбюратора. ЗИС101 оставался в производстве до 1940, когда в 1946 году был выпущен 101/а с модифицированной передней частью, ЗИС/ЗИЛ снова вступил в строй, представив на рынке новый флагман, который был виртуальной копией Packard 180. Он имел 6-литровый двигатель мощностью 140 л. 2,5 тонны и 6 метров в длину. Он использовался как служебный седан, такси и даже машина скорой помощи и оставался в производстве до 1958 года, когда появился 6-литровый 200-сильный V8 ЗИЛ3 с 3-ступенчатой ​​автоматической коробкой передач. Модель 114 1967 года выпуска имела более длинную колесную базу и кузов и оснащалась более мощным 7-литровым двигателем из легкого сплава вместо чугунного. На модели 114 были представлены дисковые тормоза и электронное зажигание, а также первая система центрального дверного замка. Короткобазный седан 117 длиной 3,30 метра вышел в 1919 году.72, а также был доступен с откидным верхом (117v). В 1978 году появился лимузин 4104 с двигателем V8 объемом 7,7 л.


Шведская компания Volvo в сентябре 1998 года попыталась создать совместное предприятие с правительством Москвы для сборки
своих грузовиков Fh22 в России. По словам аналитиков, с ЗиЛом проект Volvo провалился, потому что Volvo хотела использовать российские мощности
, не производя здесь никаких запасных частей.

Исполнительный вице-президент AB Volvo Леннарт Джинссон заявил тогда в официальном заявлении, что компания планировала
«Для обеспечения спроса на современные большегрузные автомобили на российском рынке» за счет сборки грузовых автомобилей в России и производства
прицепных мощностей. Volvo Truck Corp. в Москве утверждает, что совместное предприятие потерпело неудачу, потому что налоговые льготы, предложенные
московскими властями, были недостаточными для того, чтобы сделать сделку прибыльной.

14 апреля 1999 года городские власти Москвы заявили, что хотят продвигать соглашения между производителями легковых и грузовых автомобилей
и иностранными компаниями.

Французский автопроизводитель Renault, власти Москвы и московский завод АМО ЗиЛ подписали соглашение о начале переговоров
о производстве и продаже грузовых автомобилей в России.

«Углубленное обсуждение проекта началось с надежды на достижение определенного соглашения к концу 1999 года», — говорится в заявлении Renault
. Сделка будет посвящена «производству и продаже в России большегрузных автомобилей».

Ожидается, что ЗиЛ будет ежегодно собирать до 2000 грузовиков Renault Premium и Kerax и производить от 50 000 до 60,
000 двигателей, заявили официальные лица.

Проект стоимостью 100 миллионов долларов будет реализован в три этапа. С начала 2000 года ЗиЛ будет собирать большегрузные автомобили из деталей французского производства
. По словам чиновников, на втором и третьем этапах АМО ЗиЛ будет производить собственные двигатели и грузовики среднего класса.

Только 600 грузовиков Renault было продано по официальным каналам в России с 1992 года, а спрос на тяжелые грузовики производства ЗиЛ
снижается, говорят отраслевые аналитики, добавляя, что для Renault рискованно производить грузовики с использованием как российского, так и иностранного
частей. Они утверждают, что смесь только повысит цену грузовиков, не сделав их более надежными.

ЗиЛ, предприятие по производству большегрузных автомобилей, рефрижераторов и лимузинов, оснащено старой техникой советского типа и находится под контролем
правительства Москвы. Однако соглашение от 29 июня предусматривает, что Renault сначала проведет технико-экономическое обоснование, прежде чем
примет участие в совместном предприятии.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *