Фото камаз 1976 года фото – Первый КАМАЗ был выпущен 40 лет назад

Содержание

Первый КАМАЗ был выпущен 40 лет назад

В конце концов, конструкторы решили, используя поршни из высококремнистого алюминиевого сплава и стальные шатуны двутаврового сечения от танкового двигателя, создать обычный V-образный четырёхтактный дизель-мотор, который, имея 10,857-литровый объём, при 2100 оборотах в минуту развивал 210-сильную мощность.
Блок-картер двигателя был отлит из чугуна и снизу закрывался штампованным поддоном. В расточках блоков были установлены гильзы цилиндров мокрого типа. Сверху гильзы были закрыты индивидуальными головками.

По всей высоте цилиндров были проделаны протоки для охлаждающей жидкости, благодаря чему обеспечивается интенсивный отвод тепла от гильз цилиндров, что обеспечивало охлаждение поршней и поршневых колец и снижает температуру масла. Водяные рубашки блока и головок цилиндров сообщались между собой посредством специальных отверстий в привалочных плоскостях, уплотняемых резиновыми кольцами.

В нижней части развала блока был установлен распределительный вал, приводивший в движения верхнерасположенные клапана газораспределительного механизма. Под распредвалом в коренных опорах крепился коленчатый вал.

С двигателем была сблокирована и новая трансмиссия, снабжённая так называемым делителем – дополнительной двухступенчатой коробкой передач, установленной между сцеплением и основной коробкой передач и позволяющей вдвое увеличить число ступеней в трансмиссии. Применялся также блокируемый межосевой дифференциал.

Двигатель и трансмиссию на ЗиЛе изготовили достаточно быстро, но после принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в Набережных Челнах» дальнейшую разработку и последующую сборку ЗИЛа-170 было решено перенести на КамАЗ. Тогда же название машины ЗИЛ-170 поменяли на КамАЗ-5320.

В конце 1970 года Минавтопром организовал на территории ВДНХ выставку перспективной автомобильной техники, где были продемонстрированы два опытных образца из числа подготовленных для испытаний на долговечность. Правительственной делегации автомобили представлял главный конструктор завода имени Лихачева А.М. Кригер. При осмотре автомобилей, производство которых намечалось на вновь строящемся заводе КамАЗ, председатель Совета министров А.Н. Косыгин выразил неудовольствие тем, что на облицовках автомобилей размещались надписи «ЗИЛ»: «Машину в Набережных Челнах будут выпускать. При чем тут ЗиЛ?». И действительно — при чем? Так, всего лишь разработали от начала и до конца всю конструкцию и технологию… Москвичам пришлось срочно переоформлять всю ее документацию на «чужую фамилию» — с ЗиЛ на КамАЗ. Разумеется, дизайнеры завода тут же получили задание на создание новых надписей.

Один из главных компоновщиков при проектировании новых автомобилей — начальник КБ большегрузных автомобилей ЗиЛа В.А. Вязьмин в те годы так комментировал эти события:
«Мы отдали камскому проекту свой конструкторский задел — автомобиль ЗиЛ-170. Мы считали крупной удачей, что работу приходится начинать не с нуля. Есть некая основа, пусть самая общая, есть эмбрион, из которого должно прорасти конструкторское решение. Это значит, что страна получит новый грузовик скорее. А какая марка будет укреплена на его решетке радиатора — ЗИЛ или КАМАЗ — это уже не столь важно, в любом случае марка наша, советская».

Испытания на дмитровском полигоне. 1970 год:

fishki.net

16 февраля 1976 года КАМАЗ выпустил пять первых грузовиков — журнал За рулем

Первые пять автомобилей марки КАМАЗ сошли с главного сборочного конвейера завода 16 февраля 1976 года. В тот день на праздничный митинг собралось около 15 тысяч человек. Вчера на заводах КАМАЗа, как сообщила пресс-служба предприятия, в честь памятного события прошли концерты и праздничные мероприятия.

камаz_38_no_copyright

16 февраля 1976 года, спустя шесть с небольшим лет после официального начала строительства КАМАЗа, с единственной тогда нитки главного сборочного конвейера, работавшего в пусконаладочном режиме, сошли первые пять камских грузовиков. Среди рабочих камазовских заводов шло соревнование за право участия в сборке первого автомобиля КАМАЗ-5320, а 16 февраля 1976 года на праздничный митинг собралось около 15 тысяч человек!

Новые грузовики КАМАЗ сразу отправили в Москву для представления делегатам очередного съезда КПСС. До конца 1976 года было собрано пять тысяч большегрузов четырех моделей. Многие водители, приезжая в Набережные Челны за своей долгожданной новой машиной, просили нарисовать на капоте запомнившиеся им шесть нулей с единицей, запечатленные в многочисленных газетных фото и кадрах кинохроники. «Первый трафарет маляров автозавода еще долго был при деле», говорится в сообщении КАМАЗа.

Впоследствии автомобиль первой модели КАМАЗ-5320 за номером 0000001 после нескольких лет эксплуатации в одном из автохозяйств Башкирии был выкуплен его создателями. Сегодня он хранится в Научно-техническом центре компании в качестве действующего музейного экспоната.

камаz_2млн_no_copyright

Спустя 36 лет, 15 февраля 2012 года, завод выпустил 2-миллионный автомобиль. Юбилейной машиной с номером 2 000 000 стала модель из «тяжелого» семейства повышенной грузоподъемности — КАМАЗ-6522, который тоже стал музейным экспонатом.

На начало февраля 2014 года с главного сборочного конвейера сошло более 2 млн 105 тыс

www.zr.ru

Хроника: первенец КамАЗа — журнал За рулем

16 февраля 1976 года с конвейера в городе Набережные Челны сошел первый грузовик КамАЗ-5320.

Эскиз грузовика ЗиЛ-170 Льва Самохина, 1969 г. Взято с сайта rusautomobile.livejournal.com

Эскиз грузовика ЗиЛ-170 Льва Самохина, 1969 г. Взято с сайта rusautomobile.livejournal.com

Эскиз грузовика ЗиЛ-170 Льва Самохина, 1969 г. Взято с сайта rusautomobile.livejournal.com

Пуск Камского автозавода означал для нашей страны воплощение в жизнь современной концепции грузового транспорта — с широкой унификацией, дизелями с высокими удельными показателями, просторной комфортабельной кабиной и даже такими «мелочами», как грязевые щитки над колесами.

Вместе с тем, первенцы КамАЗа отличались низкой допустимой осевой нагрузкой — 6 т. В развитых странах этот показатель достигал 10 т. У нас учитывали так называемую дорожную составляющую. Расчеты, проведенные Институтом комплексных проблем Госплана под руководством член-корреспондента АН СССР Великанова, доказали, что по нашим плохим дорогам выгоднее пускать недогруженные автомобили.

Журнал «За Рулем» в январе 1974 года писал: «Созданием модели КамАЗа руководил один из опытнейших конструкторских коллективов нашей страны — МосавтоЗИЛа».

Творческий коллектив создателей КамАЗа возле опытного грузовика, 1972 г. В центре группы — Александр Сетранов и Всеволод Вязьмин. Фото: РГАКФД

Творческий коллектив создателей КамАЗа возле опытного грузовика, 1972 г. В центре группы — Александр Сетранов и Всеволод Вязьмин. Фото: РГАКФД

Творческий коллектив создателей КамАЗа возле опытного грузовика, 1972 г. В центре группы — Александр Сетранов и Всеволод Вязьмин. Фото: РГАКФД

Путь к конвейеру был долгим. Еще в 1962 году Завод имени Лихачева приступил к созданию грузовика с кабиной над двигателем. Главный конструктор ЗИЛа Анатолий Кригер задумал обширное семейство автомобилей капотной (ЗИЛ-169) и бескапотной (ЗИЛ-170) компоновок с унифицированной кабиной. Весной 1968 года вышел соответствующий приказ Министерства автомобильной промышленности. Тогда же стало ясно, что столичному предприятию в одиночку не справиться с задачей. Уже тогда рассматривался вопрос о привлечении завода Daimler-Benz AG в качестве партнера по крупномасштабному производству грузовиков в СССР.

Камский автогигант строила вся страна. Первый камень в основание будущего предприятия заложи

www.zr.ru

16 февраля 1976 года с конвейера Камского автомобильного завода сошёл первый автомобиль марки КАМАЗ (46 фото)

Первый автомобиль сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. С тех пор выпущено более 2 млн. автомобилей и около 2,8 млн. двигателей. Каждый третий грузовик полной массой 14-40 тонн в России и странах СНГ – это КАМАЗ. КАМАЗы эксплуатируются более чем в 80 странах мира.

Первый автомобиль сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. С тех пор выпущено более 2 млн. автомобилей и около 2,8 млн. двигателей. Каждый третий грузовик полной массой 14-40 тонн в России и странах СНГ – это КАМАЗ. КАМАЗы эксплуатируются более чем в 80 странах мира.

Первые автомобили «КамАЗ» на главном сборочном конвейере Камского автомобильного завода, 1976 год

Члены делегации Французской коммунистической партии на Московском автозаводе имени И.А. Лихачева, 1971 год

На главном конвейере Камского автомобильного завода, 1991 год

Готовая продукция Камского объединения по производству большегрузных автомобилей («КамАЗ») в городе Набережные Челны в Татарской АССР (ныне Республика Татарстан), 1985 год

Полноприводные автомобили КамАЗ-43101 во время испытательного пробега, 1991 год

Грузовой автомобиль «КамАЗ-4308» («камазенок») во время демонстрации техники в рамках XVI Международной выставки средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2012» на полигоне ФКП «НИИ «Геодезия»

Уборка зеленой массы на поле ОАО «Совхоз Акбашевский» в Челябинской области

Колонна автомобилей «КамАЗ» МЧС РФ во время демонстрационных учений по ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках международного салона «Комплексная безопасность – 2012»

Во время подготовки к международному ралли «Шелковый путь – 2009» серии «Дакар» (Dakar series), стартовавшему в Казани

Автомобиль команды «КамАЗ-мастер» во время ралли «Дакар-2009». Экипажи команды «КамАЗ-мастер» заняли первое, второе и четвертое места

Гоночный грузовик российской команды «КАМАЗ-мастер» производит тестовый заезд на полигоне команды

Главный сборочный цех на заводе КамАЗ

Стенд ОАО «КамАЗ» на открывшейся в международном выставочном центре «Крокус Экспо» 5-й Международной автомобильной выставке «Интеравто-2009»

КамАЗ-4310 (1978)

КамАЗ-53215

КамАЗ-5425МА (1991)

55111

chert-poberi.ru

КАМАЗы лейтенанта Шмидта – Автомобильные новости, авто обзоры, тест драйвы, новости из авто мира

— Будем знакомы. Сын лейтенанта Шмидта.
— Кто? — спросил глава города, тараща глаза.
— Сын великого, незабвенного героя лейтенанта Шмидта, — повторил пришелец,
— А вот же товарищ сидит, — сын товарища Шмидта, Николай Шмидт.
И председатель в полном расстройстве указал на первого
посетителя. В жизни двух жуликов наступило щекотливое мгновение….

И. Ильф, Е. Петров, «Золотой теленок»

Всоветские времена ходил анекдот, за который можно было запросто загреметь за решетку.

Подходит человек к газетному киоску.

— Правда есть?

— Продана!

— А Советская Россия?

— Продана!

— Что же осталось?

— Труд за три копейки…

Но мы отыскали и Правду, и Известия, и другие советские издания с заметками и статьями, посвященными выпуску первого КАМАЗа. Как тогда писали коллеги-журналисты — теперь уж не напишут!

Открываем Правду: «День 16 февраля 1976 года будет выделен красной строкой в героической летописи Набережных Челнов: впервые многосложный организм комплекса начинает действовать в едином ритме. Осторожны и расчетливы эти первые удары пульса завода-великана…»

Заметки и статьи 1976 года, посвященные пуску конвейера. В верхнем ряду слева направо: За рулем, Правда, Известия. Внизу — Кругозор и Социалистическая индустрия

Экипаж первого КАМАЗа (слева направо): Рафис Сабирзянов, Валерий Перетолчин и Дмитрий Загребельный

«Первый грузовик восстал из разъятых котлованов земли, из грохота экскаваторов, шелеста осыпаемого бетона, гула вибраторов. Он возник из вспышек сварочных огней, мороза, бессонных ночей, весенней слякоти, пыльных бурь, авралов, штурмов, стычки мнений, лязга гусениц, рытвин и колдобин. Шлепали по грязи резиновые сапоги, руки мерзли от прикосновения к застывшему металлу, лица дубели на степных ветрах…» Учитесь, коллеги, писать об автозаводах!

Но — такие были времена, так жила страна, и выпуск первого КАМАЗа был всенародным событием. В горкоме отпечатали пять тысяч билетов на церемонию пуска конвейера, а в цеху собралось не меньше двадцати тысяч человек!

Конвейер был пущен 16 февраля в 12 часов пять минут. Опять процитируем Кругозор: «Грузовик вдруг вздрогнул и чуть наклонился. И тотчас все заметили это движение. Под сводом словно бы прокатился вздох облегчения, перешедший в крики: «Ура!», «Давай-давай!», «Шайбу!» Облепив верхотуру, монтажники размахивали касками. Кто-то пустил сверху струю листовок, и она разлетелась рассыпчатым дождем над головами.

Снимок, сделанный В. Родионовым, датирован 16 февраля 1976 г. Но это не так: рабочие позируют для фотографа за несколько дней до настоящего события. На грузовике нет ни надписи, ни номера, ни кузова… Да и вообще он стоял не первым, а вторым! Мы это определили по фотографии из Социалистической индустрии (ниже), сделанной до пуска конвейера: обратите внимание на поводок дворника с листом бумаги под ним

Толпа неистовствовала, не давая хода первому грузовику, вверх летели шапки, платки… Дружинники с повязками на рукавах, сцепившись локтями, сдерживали толпу, чтобы расчистить площадку для съезда. Грузовик развернулся на этой площадке и, мигая фарами, ловко въехал на помост, установленный рядом с трибуной. Толпа прорвала оцепление и ринулась вслед за грузовиком. Всеобщий энтузиазм сломал задуманный сценарий: выезд с конвейера был запружен человеческой рекой. А конвейер уже сбрасывал с себя второй грузовик — прямо в толпу. И тут, повинуясь незримой команде, конвейер встал. Вовремя, потому что передние колеса второго грузовика уже скатились на бетон, а ехать было некуда…»

В тот день на конвейере в разной стадии сборки находилось 70 машин (все — бортовые, с короткими кабинами без «спальника»). В кабине первой сидели «лучший водитель-испытатель, невозмутимый сибиряк Валерий Перетолчин, замечательный строитель, коренной челнинец Рафис Сабирзянов и украинец Дмитрий Загребельный, один из лучших монтажников». Наверняка такой подбор не случаен. Русский, татарин и украинец символизировали дружбу народов!

Считаем нули

Хорошо видно, что вначале в порядковом номере было не шесть нулей, а пять!

А вот это — явная постановка: кисточка даже не запачкана краской

И вновь цитата из Кругозора: «Грузовик был ладен: красная кабина, темно-синий тент на кузове. На передней панели надпись: «КАМАЗ №0000001 XXV съезду КПСС». Я посчитал нули, их было шесть».

И правда, шесть: взгляните на снимок в заголовке статьи. Но есть и другие снимки, где работницы набивают по трафарету и подкрашивают кисточкой (точнее, делают вид, что подкрашивают) надпись, в которой не шесть нулей, а пять. В чем дело?

Мы бы ни за что не догадались, если бы не воспоминания корреспондента ТАСС Бориса Ионова. «В моем архиве сохранился репортаж, переданный из Набережных Челнов 16 февраля 1976 года, и фотография, сделанная утром того же дня. Любопытная деталь: на снимке — автомобиль с номером 000001, а когда он в присутствии тысяч участников митинга сходил с конвейера, на один ноль в его номере было больше. Это мы с корреспондентом фотохроники ТАСС Борисом Клипиницером заметили, что «именинник» первый вовсе не из миллиона, как это написано в рапорте, а получается, из ста тысяч — и сказали об этом Аркадию Ивановичу Вольскому, курировавшему тогда стройку от ЦК КПСС. Художники дело поправили быстро, но в некоторые газеты, в частности в Правду, снимок так и попал с пятью нулями перед единицей. Дело в том, что знаменитая фотокорша Правды Майя Скурихина очень хотела, чтобы фото успело в номер от 16 февраля, и организовала маленькую импровизацию митинга задолго до его начала…»

Ионов ошибся в одном: в Правде действительно был напечатан снимок Скурихиной, но уже «идеологически выдержанный», с шестью нулями.

Скурихина была не единственной, кто организовал фотосессию до настоящего события. Изучив разные снимки, мы пришли к выводу, что постановочные кадры делались в течение нескольких дней до митинга!

И не удивительно: во время самого торжества лишь немногие могли пробраться к грузовику. Даже главный конструктор с заместителем не смогли попасть на митинг из-за толпы.

К тому же вспомните тогдашние технологии: снимок надо было проявить, напечатать, передать с курьером, довезти до редакции, вставить в макет статьи, отдать в типографию…

Но вот что любопытно: на снимках, сделанных в разные дни, присутствуют одни и те же люди в новеньких фирменных комбинезонах — например, усатый рабочий в кепке и с бакенбардами. То он, стоя на кабине, машет флагом, то приветствует коллег, якобы прикручивающих номер к бамперу, то просто приветственно машет рукой. Похоже, завод выделял специальную «группу в полосатых купальниках» для позирования журналистам!

Двойники

Грузовик с номером «00-01 кам» — типичный «сын лейтенанта Шмидта»

Это тоже двойник, что видно по ряду деталей. Смущает только дата, 15 февраля (слева на табло). Значит, «дубликат» изготовили одновременно с «оригиналом»?

rcforum.ru

Еще не устали от оперативно-разыскных мероприятий? Тогда продолжаем тесты на наблюдательность: на бампере первого экземпляра, который участвовал в митинге (он — в заголовке статьи), отлично виден номер «00-01 тат». Это подтверждают и другие архивные фотографии.

Однако существует снимок грузовика с тем же госномером, но без белой каемки. Надпись на передке выполнена иначе, буквы «КАМАЗ» не черные, а блестящие… Что это? Еще одна «первая» машина?

А вот еще одна фотография якобы первого КАМАЗа: на его бампере совсем другой госномер: «00-01 кам». И зачем рабочие обтягивают передок матерчатым транспарантом с текстом «Есть 1-ый КАМАЗ», если на облицовке и так существовала надпись?

Наконец, в фотохронике ТАСС нашлись фотографии, сделанные в мае 1976 года в Уфе. У этого экземпляра — все та же трафаретная надпись с номером 0000001, но номер уже не татарский, а башкирский: «29-06 баш». А на цветном слайде отлично видно, что кабина не красная, а голубая. Так сколько же было «первых» КАМАЗов? Ох, много!

В 2001 году редакции газеты Вечерние Челны удалось вновь собрать экипаж легендарной машины — и Валерий Перетолчин поведал, что когда первый грузовик покинул завод, оставалась масса желающих сфотографироваться на его фоне: «Тогда изобретательные заводчане нашли выход. С помощью трафарета вывели на одном из новеньких КАМАЗов заветную цифру, и к нему не зарастала народная тропа…»

А окончательно прояснили ситуацию воспоминания о первых конструкторах завода Владимире Баруне и Рамиле Азаматове. «КАМАЗы были долгожданным детищем Родины, обладать ими стало делом престижа. Случившиеся вскоре события подтвердили эту мысль: то тут, то там в стране начали появляться новые КАМАЗы с надписью «№0000001». Оказалось, приезжающие на КАМАЗ представители специально просили маляров автозавода сделать такую надпись! Рабочие доставали старый трафарет и с помощью кисти и краски производили на свет новых «детей лейтенанта Шмидта».

После митинга колонна из семи грузовиков, включая первый, отправилась в Москву, на Красную площадь, — поскольку 24 февраля начинался XXV съезд КПСС.

Пять машин шли своим ходом, еще две — по железной дороге, для подстраховки. И не случайно: едва грузовики дошли до Чебоксар, у одного обнаружился дефект литья в двигателе и вытек антифриз. Находчивый водитель вырезал и забил в отверстие деревяшку, с которой машина проделала весь путь до Москвы и обратно!

И вновь загадка: на снимке первого КАМАЗа, идущего по трассе, ясно читается номер «64-40 проба». А как же «00-01 тат»? Не исключено, что номерной знак, с которым машина участвовала в митинге, был бутафорским (поскольку машина еще не была зарегистрирована в ГАИ), а потом его заменили на настоящий, заводской.

Любопытнее другое: на серии снимков, сделанных около Кремля, видно, что трафаретная надпись с грузовика с номером «64-40 проба» таинственным образом исчезла!

Есть лишь одна правдоподобная версия: надпись сделали гуашью. А если так, становится понятным и то, как художники смогли мгновенно переправить пять нулей на шесть, и то, почему исчезла надпись. Она стерлась после первой же мойки…

Первый или нет?

Первый КАМАЗ с номером «64-40 проба» — скорее всего, по пути в Москву Первый КАМАЗ с номером «64-40 проба» — скорее всего, по пути в Москву

rcforum.ru

А вот этот же грузовик (крайний справа) стоит на Красной площади. Но куда делась надпись на его передке? Похоже, смылась!

rcforum.ru

Дальнейшая судьба первого КАМАЗа туманна. Валерий Перетолчин утверждал, что он месяц пробыл в Москве, а затем вернулся на завод в качестве экспоната, откуда лишь однажды отлучался на уборочную. Однако журнал За рулем в 1976 году сообщал, что первый КАМАЗ трудится в одном из автохозяйств Казани. А машина, что хранится сейчас на заводе, по официальной версии, работала в Башкирии.

Имеет ли она хоть какое-то отношение к первой партии? Ведь у нее кабина нового образца — с дефлекторами на углах, другими зеркалами и индексом «5320» на пластиковых табличках (у первых экземпляров цифры индекса были объемными). Надпись на передке выполнена иным шрифтом, а в заветном номере вновь пять нулей, причем после последнего до недавнего времени стояла точка, которой не было у оригинала. Да и кузов с тентом явно новые. Значит, это, выражаясь языком реставраторов, «новодел»?

Недавно, во время очередной командировки на КАМАЗ, я попросил заводчан сводить меня к этой машине (она хранится на площадке научно-технического центра). Грузовик с откинутой кабиной нашелся около цеха: женщины-маляры перекрашивали его — видимо, в преддверии грядущего юбилея. Я сразу же полез под кузов: у КАМАЗов серийный номер выбивается справа на раме, у задних колес. Но цифры были неразличимы под многолетними слоями краски.

Снимок двойника с башкирским номером и голубой кабиной сделан в Уфе 14 мая 1976 года. Художник давнего журнала За рулем «исправил ошибку»: перерисовав именно этот грузовик (что видно по номеру), сделал его кабину красной

ИТАР-ТАСС

И тут я увидел шлифовальную машинку, лежавшую на асфальте около грузовика. А что, если?

«Можете шлифануть раму вот в этом месте? Потом снова закрасите. Очень надо», — попросил я одну из женщин. Та заворчала: мол, ходят тут всякие, работать мешают. Но в две секунды — вжжик! — отшлифовала нужный участок рамы до голого металла. Даже так номер еле читался, я ощупывал стершиеся цифры пальцами, как слепые шрифт Брайля…

Но последние цифры удалось различить — «001», и провожатый с завода подтвердил: да, в конце точно единица. Зато табличка на двигателе отлично сохранилась: порядковый номер мотора заканчивается на «003». Я чуть не заорал от радости: это действительно первый грузовик, хотя уже «модернизированный» до неузнаваемости! Что касается «родной» кабины, то, по одной из версий, она проржавела, по другой — ее разбили в аварии.

Впрочем, все это уже не важно. Грустно, что нынешние КАМАЗы, по большому счету, не сильно отличаются от прародителя, созданного больше сорока лет назад. И что бы сказал автор давней статьи в Кругозоре, фронтовик-артиллерист, если бы узнал, что через 35 лет завод начнет выпуск немецких грузовиков?

Кстати, о немцах: когда статья уже была готова, мне удалось попасть в архив компании Daimler. Там я отыскал документ с пометкой «Строго конфиденциально», о котором не слышали ни я, ни нынешние представители Даймлера!

Оказывается, в 1970 году, когда КАМАЗ только строился, на нем предполагалось выпускать… Мерседесы — аж по 150 тысяч грузовиков в год. Уже были готовы технические требования к «трехосному грузовику Mercedes для СССР», восемь машин отправились в нашу страну (как писали немецкие газеты — «на испытания для политбюро»), западная пресса публиковала карикатуры, где мерседесовские звезды восходят над Кремлем и висят на груди у Брежнева.

Но проект вскоре был свернут. Не потому ли, что наши специалисты уже получили от Мерседеса все необходимое, чтобы использовать при создании тех КАМАЗов, которые пошли с конвейера?

А теперь — «все в жизни возвращается на круги своя…» Похоже, пройдет несколько лет — и КАМАЗы, оснащенные мерседесовскими кабинами и агрегатами, будут неотличимы от нынешних Мерседесов! И что с этим делать — радоваться или грустить, — непонятно.

Так первый КАМАЗ выглядел до недавнего времени. Сейчас его перекрасили в очередной раз, убрав цифры «1976». Но нулей в номере на передке по-прежнему пять

blog.auto-sklad.com

КАМАЗы лейтенанта Шмидта — Авторевю

У КАМАЗа — юбилей: 35 лет назад, в 1976 году, начался серийный выпуск грузовиков. На заводе хранится экземпляр с порядковым номером 0000001, но действительно ли он первый? Или это такая же вдохновенная фальсификация, как питерский броневик «Враг капитала», с которого якобы выступал Ленин? Броневичок-то, батенька, построен уже после революции! И сколько в действительности было «самых первых» КАМАЗов?  

Этот постановочный снимок — один из многих, сделанных еще до пуска конвейера, и потому в кабину набилось сразу пять человек. Обратите внимание на то, как одеты рабочие: ботинки «прощай, молодость», свитера… В цеху явно не жарко!

ИТАР-ТАСС

— Будем знакомы. Сын лейтенанта Шмидта.
— Кто? — спросил глава города, тараща глаза.
— Сын великого, незабвенного героя лейтенанта Шмидта, — повторил пришелец,
— А вот же товарищ сидит, — сын товарища Шмидта, Николай Шмидт.
И председатель в полном расстройстве указал на первого
посетителя. В жизни двух жуликов наступило щекотливое мгновение….

И. Ильф, Е. Петров, «Золотой теленок»

В советские времена ходил анекдот, за который можно было запросто загреметь за решетку.

Подходит человек к газетному киоску.

— Правда есть?

— Продана!

— А Советская Россия?

— Продана!

— Что же осталось?

— Труд за три копейки…

Но мы отыскали и Правду, и Известия, и другие советские издания с заметками и статьями, посвященными выпуску первого КАМАЗа. Как тогда писали коллеги-журналисты — теперь уж не напишут!

Открываем Правду: «День 16 февраля 1976 года будет выделен красной строкой в героической летописи Набережных Челнов: впервые многосложный организм комплекса начинает действовать в едином ритме. Осторожны и расчетливы эти первые удары пульса завода-великана…»

Заметки и статьи 1976 года, посвященные пуску конвейера. В верхнем ряду слева направо: За рулем, Правда, Известия. Внизу — Кругозор и Социалистическая индустрия

Передовица в Социалистической индустрии подписана сразу шестью фамилиями, не считая фотокорреспондента (из них двое однофамильцы — то ли братья, то ли отец и сын). Можете представить, чтобы одну статью писало сразу шесть человек? Ильф и Петров отдыхают!

Но все это пустяки по сравнению с яростной лирикой «звукового журнала» Кругозор (он был квадратным, с гибкими пластинками внутри и дыркой в центре толстых глянцевых страниц: можно было развернуть журнал пластинкой вверх и поставить на проигрыватель).

• На снимке из старого журнала За рулем видно, какая толпа собралась на митинг • Экипаж первого КАМАЗа (слева направо): Рафис Сабирзянов, Валерий Перетолчин и Дмитрий Загребельный

«Первый грузовик восстал из разъятых котлованов земли, из грохота экскаваторов, шелеста осыпаемого бетона, гула вибраторов. Он возник из вспышек сварочных огней, мороза, бессонных ночей, весенней слякоти, пыльных бурь, авралов, штурмов, стычки мнений, лязга гусениц, рытвин и колдобин. Шлепали по грязи резиновые сапоги, руки мерзли от прикосновения к застывшему металлу, лица дубели на степных ветрах…» Учитесь, коллеги, писать об автозаводах!

Но — такие были времена, так жила страна, и выпуск первого КАМАЗа был всенародным событием. В горкоме отпечатали пять тысяч билетов на церемонию пуска конвейера, а в цеху собралось не меньше двадцати тысяч человек!

Конвейер был пущен 16 февраля в 12 часов пять минут. Опять процитируем Кругозор: «Грузовик вдруг вздрогнул и чуть наклонился. И тотчас все заметили это движение. Под сводом словно бы прокатился вздох облегчения, перешедший в крики: «Ура!», «Давай-давай!», «Шайбу!» Облепив верхотуру, монтажники размахивали касками. Кто-то пустил сверху струю листовок, и она разлетелась рассыпчатым дождем над головами.

Левый снимок, сделанный В. Родионовым, датирован 16 февраля 1976 г. Но это не так: рабочие позируют для фотографа за несколько дней до настоящего события. На грузовике нет ни надписи, ни номера, ни кузова… Да и вообще он стоял не первым, а вторым! Мы это определили по фотографии из Социалистической индустрии (справа), сделанной до пуска конвейера: обратите внимание на поводок дворника с листом бумаги под ним

Толпа неистовствовала, не давая хода первому грузовику, вверх летели шапки, платки… Дружинники с повязками на рукавах, сцепившись локтями, сдерживали толпу, чтобы расчистить площадку для съезда. Грузовик развернулся на этой площадке и, мигая фарами, ловко въехал на помост, установленный рядом с трибуной. Толпа прорвала оцепление и ринулась вслед за грузовиком. Всеобщий энтузиазм сломал задуманный сценарий: выезд с конвейера был запружен человеческой рекой. А конвейер уже сбрасывал с себя второй грузовик — прямо в толпу. И тут, повинуясь незримой команде, конвейер встал. Вовремя, потому что передние колеса второго грузовика уже скатились на бетон, а ехать было некуда…»

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас

я уже подписан

autoreview.ru

История создания КамАЗом собственной кабины в 1988 году – архивная информация

Какие только кабины не примеряли на себя грузовики КамАЗ за более чем 40-летнюю историю завода, но свою собственную кабину он создал всего один раз. И это не та кабина, которая хорошо известна по всем серийным грузовикам. Вы должны знать, что прототипы грузовиков, которые впоследствии стали КамАЗами, были разработаны Автозаводом имени Лихачева в конце 60-х и назывались ЗИЛ-170.

Наверное именно поэтому кому-то из руководства завода пришло в голову создать собственную кабину и приурочить это знаменательное событие (как это раньше принято было делать) к выпуску 1 000 000 грузовика КамАЗ.

Начиная с 1976 году конструкторское бюро создало ряд вариантов модернизации базовой кабины КамАЗа. Было изготовлено несколько макетов в натуральную величину. Например, вот эту кабину сделали в 1981 году:

В 1984 году ХКБ завершил работы по макету еще одной модернизированной кабины: с простой прямоугольной решеткой и высокой кабиной.

А вот эту они сделали в 1985 году:

До 1987 года создали также несколько макетов в масштабе 1:5, один из которых впоследствии и лег в основу будущей перспективной кабины грузовиков КамАЗ. Вот лишь часть из эскизов, которые выполнили в ХКБ.

Масштабные макеты 1:5 и 1:10 “продули” в аэродинамической трубе с целью оптимизации их формы. По сравнению с базовой кабиной результат был просто потрясающий – Cx равен 0,52.

Доводка проводилась с помощью деревянного макета со съемными аэродинамическими элементами. В результате этого у кабины появились скругления боковых кромок радиусом 280 мм, не требующих угловых обтекателей, лобовое стекло конического типа и «борода» у нижней кромки переднего бампера. 

Когда дата выпуска 1 миллионного КамАЗа была определена – 18 октября 1988 года – времени на проектирование новой кабины оставалось совсем мало. Коллективу завода пришлось сильно ускориться, решая параллельно ряд возникающих сложностей. С помощью обходных технологий 22 февраля 1988 года руководству завода был показан макет кабины в масштабе 1:1.

После успешной защиты проекта (можно сказать, что руководство было просто в восторге) начался процесс снятия слепков с наружных панелей кабины и дальнейшее «спаривание» деталей. Этот метод в дальнейшем назвали «объемным проектированием».

 

Параллельно с этим процессом в деталях прорабатывали интерьер кабины, который изобиловал огромным количеством новых по тем временам решений. Так, пассажирское сиденье превращалось в части верхнего и нижнего спальных мест. Посредине был сдвижной столик, а из под правой части панели приборов можно было выдвинуть дополнительное сиденье.

На финальную прямую автозавод вышел в сентябре 1988 года, когда началась сборка первой флагманской кабины в экспериментальном цехе НТЦ. Интересен еще один факт. В конструкции кабины впервые на отечественном грузовике применили вклеенное лобовое стекло! Окраска кабины и финальная сборка были завершены 14-15 октября.

Перед самым мероприятием провели несколько тестов. Вот что написал Сергей Варламович Екимов, один из авторов проекта: «Один из заездов запомнился тем, что в кабину подсел Якубов С.С. и мы с ним отправились на скоростные испытания на новую пустынную дорогу. Мне хотелось проверить шумовые характеристики в кабине и аэродинамические шумы. Автопоезд разогнали до 100 с лишним км/час, я открыл небольшое опускное стекло – в кабине и не почувствовал значительного увеличения шума от набегающего воздуха. Плавность хода на четырехточечной пневмоподвеске, тоже была несравнима с серийной кабиной, и казалась идеальной на тот момент. В общем, результатами ходовых испытаний все были довольны.»

Официальная презентация прошла на ура, разработчикам пели дифирамбы. После ошеломительного успеха МАЗ-Перестройка на Парижском автосалоне, руководство автозавода КамАЗ решило отправить КАМАЗ-54255М с новой кабиной на грузовой автосалон в Амстердам, который проходил в начале февраля 1989 года.

Но что-то пошло не так, и уникальный прототип грузовика был вдребезги разбит во время перевозки на пароме. Настоящих причин никто не знает, но среди версий есть даже такая: компания DAF «наехала» на КамАЗ за сильное сходство со своим DAF 95, после чего руководство завода решило «случайно» расквасить морду тягачу, чтобы не выставлять его на автосалоне в Амстердаме. После этого, кстати, новая кабина получила прозвище «дафовская».

В 1989-1990 годах работа по новой кабине еще как-то вяло продолжалась. ХКБ сделало еще несколько проектов и макетов, которые не были приняты. Но там началась перестройка, и до производства опытных образцов дело не дошло.

Оставшиеся грузовики с новыми кабинами (всего их было сделано 5 штук) были распроданы частным лицам, и судьба их неизвестна. Вот одна из фотографий такого грузовика, сделанная в 2003 году.

В 2004 году завод вроде бы решил вернуться к проекту кабины 88 года, так как на неё был, хоть и не полный, но комплект документации. Компания «Автодизайн» (которую, кстати, основал Екимов Сергей Варламович) даже подготовила дизайн-проект модернизации.

Но всё закончилось проектом с южнокорейской компанией «ДМЕК», который тоже ни к чему не привел, и сотрудничеством с концерном Daimler AG.

carakoom.com

About the author

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о