МИР АВТОМОБИЛЕЙ — ГАЗ-53А
ГАЗ-53А
Грузовой бортовой автомобиль ГАЗ-53А выпускался Горьковским автомобильным заводом с 1965 по 1983 годы. С 1964 по 1965 годы выпускался автомобиль ГАЗ-53 грузоподъёмностью 3 тонны.
Модификации ГАЗ-53А:
ГАЗ-53А-016 — армейская версия с дополнительным топливным баком ёмкостью 105 литров, размещавшегося слева за кабиной, предпусковым подогревателем и дополнительным оснащением.
ГАЗ-53-01 — шасси для установки фургонов и другого специального оборудования.
ГАЗ-53-02 — шасси для самосвалов САЗ-3503.
ГАЗ-53-05 — седельный тягач (серийно не выпускался).
ГАЗ-53-07 — газоболлонная версия, для работы на сжиженном газе.
ГАЗ-53-11 — шасси для специализированных автомобилей.
ГАЗ-53-40 — удлинённое шасси для производства автобусов.
ГАЗ-53-50 — экспортный вариант для стран с тропическим климатом.
ГАЗ-53-70 — экспортный вариант для стран с умеренным климатом.
ГАЗ-53-12 (с 1983 года по январь 1993 года) — модернизированная базовая модель с двигателем ЗМЗ-511 мощностью 120 л.с., грузоподъёмность 4,5 т, максимальная скорость до 90 км/ч.
ГАЗ-53-19 (с 1984 года по 1992 год) — модификация на сжиженном газе, мощность двигателя 105 л.с., максимальная скорость до 80 км/ч.
ГАЗ-53-27 (с 1984 года по 1992 год) — модификация на сжатом природном газе, мощность двигателя 100 л.с., максимальная скорость до 80 км/ч.
Технические характеристики:
Длина 6395 мм.
Ширина 2380 мм.
Высота 2220 мм.
База 3700 мм.
Колея спереди/сзади 1630/1690 мм.
Передний свес 866 мм.
Дорожный просвет 265 мм.
Длина грузовой платформы 3740 мм.
Ширина грузовой платформы 2170 мм.
Высота бортов 680 мм.
Погрузочная высота 1350 мм.
Компоновка переднемоторная, заднеприводная.
Кабина двухместная, цельнометаллическая.
Кузов — деревянная платформа с металлическим основанием и тремя открывающимися бортами.
Грузоподъёмность 4000 кг.
Допустимая масса прицепа 4000 кг.
Снаряженная масса 3250 кг.
на переднюю ось 1460 мм.
на заднюю ось 1790 кг.
Полная масса 7400 кг.
на переднюю ось 1810 кг.
на заднюю ось 5590 кг.
Радиус поворота по оси следа внешнего переднего колеса 8 м.
наружный габаритный 9 м.
Максимальная скорость 80 км/час
Тормозной путь со скорости 50 км/час 29,2 м.
Контрольный расход топлива при 30-40 км/час 24 л/100 км
Двигатель ЗМЗ-53: карбюраторный, четырёхтактный, V-образный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный.
Диаметр цилиндра и ход поршня 92х80 мм.
Рабочий объём 4,25 л.
Степень сжатия 6,7
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Максимальная мощность 115 л.с. (84,6 кВт) при 3200 об/мин
Максимальный крутящий момент 29 кгс*м (284,4 Н*м) при 2000-2200 об/мин
Карбюратор К-126Б
Напряжение электрооборудования 12 В
Аккумуляторная батарея 6СТ-75
Сцепление однодисковое, сухое.
Коробка передач четырёхступенчатая с синхронизаторами на III и IV передачах.
Передаточные числа коробки передач 6,55; 3,09; 1,71; 1,00; З.Х. — 7,77.
Главная передача одинарная, гипоидная.
Передаточное число главной передачи 6,83.
Рулевой механизм: глобоидальный червяк с трёхгребневым роликом.
Передняя подвеска на двух продольных полуэллиптических рессорах; амортизаторы гидравлические, телескопические.
Задняя подвеска на двух продольных полуэллиптических рессорах с дополнительными рессорами.
Рабочие тормоза барабанные с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем.
Стояночный тормоз на трансмиссию с механическим приводом.
Число колёс 6+1
Шины 240-508 (8,25-20)
Топливный бак 90 л.
Топливо бензин А-76.
miravtomobiley.ucoz.ru
ГАЗ-53А-НИИАТ-05, ГАЗ-53А-НИИАТ-А919
Денис Дементьев, фото из архива ОАО «НИИАТ»
В прошлом номере, затрагивая тему экономической эффективности грузовых перевозок на автотранспорте, мы говорили о том, какое значение имеют эксплуатационные характеристики используемого подвижного состава на примере трёхосного автомобиля ЗИЛ-130-НИИАТ-03. Памятуя о том, что я обещал рассказать о его «младшем сородиче» на шасси ГАЗ-53А, выполняю свое обязательство.
В 1969 году параллельно с проектом трёхосного автомобиля ЗИЛ-130 Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ, г. Москва) Минавтотранса РСФСР разработал документацию однотипной машины на шасси ГАЗ-53А. Перед конструкторами стояла та же задача: за счёт применения подкатного неведущего моста и удлинения рамы, а соответственно и увеличения площади бортовой платформы повысить грузоподъёмность автомобиля до 6 т по сравнению с базовым 4-тонным автомобилем ГАЗ-53А.
Однако в отличие от ЗИЛ-130-НИИАТ-03 этот грузовик, получивший первоначальное обозначение ГАЗ-53А-НИИАТ-05, во всех весовых состояниях имел опущенную заднюю ось, что считалось её нормальным транспортным положением, несмотря на то что в её конструкции был предусмотрен подъёмный механизм. Задняя ось могла быть кратковременно поднята лишь в случае преодоления труднопроходимых участков с целью повышения сцепного веса.
В остальном трёхосный автомобиль на базе ГАЗ-53А полностью соответствовал своему аналогу на базе ЗИЛ-130. Сущность переоборудования заключалась в удлинении рамы, установке дополнительной оси с подъёмным механизмом и установке удлинённой бортовой платформы. При этом делался упор на применение стандартных узлов и деталей, выпускаемых отечественной автомобильной промышленностью.
По своим эксплуатационным характеристикам этот грузовик, предназначенный для городских и междугородных перевозок массовых грузов, при той же грузоподъёмности имел следующие преимущества в сравнении со стандартным автопоездом в составе ГАЗ-53А и бортового прицепа типа 2-П-2: меньший собственный вес, лучшие маневренность, проходимость и динамические качества и т. д.
В том же 1969 году Орловским опытным заводом НИИАТ был построен опытный образец ГАЗ-53А-НИИАТ-05. Пока проводились его заводские испытания, на предприятии было построено ещё два опытных образца, которые получили другой индекс (по новой системе обозначения) ГАЗ-53А-НИИАТ-А919. Они были отправлены на междуведомственные испытания.
По аналогии с историей автомобиля ЗИЛ-130-НИИАТ-03 авторемонтные предприятия Минавтотранса так и не освоили массовый выпуск этих интересных трёхосных машин. Можно предположить, что причиной послужила недостаточная прочность рамы автомобиля, не выдерживающей увеличенную нагрузку. Таким образом, идея серийного переоборудования базовых грузовых автомобилей ГАЗ-53А и ЗИЛ-130 в трёхосные модификации с подкатной осью была воплощена только в опытных образцах.
www.gruzovikpress.ru
Автомобили СССР: Грузовик третьего поколения
ГАЗ-53 — советский среднетоннажный грузовой автомобиль третьего поколения ГАЗ.ГАЗ 53 1961 года
Грузовик ГАЗ-53 выпускался серийно с октября 1961 года по 1967-й под индексом ГАЗ-53Ф, с 1965-го по 1983-й под индексом ГАЗ-53А и с 1983-го до января 1993 года под индексом ГАЗ-53-12 Горьковским автозаводом.
ГАЗ-53 с последующими модификациями — самый массовый грузовик на территории бывшего СССР. Общий выпуск ГАЗ-53 составил свыше 4 млн автомобилей.
Первый автомобиль серии «53» завода ГАЗ. По сути он представлял собой шасси ГАЗ 51A с удлиненной до 3700 мм колесной базой и с кабиной грузовика ГАЗ 52 — некий симбиоз старого и нового, логичный переход от 2,5-тонного ГАЗ 51A к 4-тонному ГАЗ 53A. Предысторию появления ГАЗ 53Ф неофициально связывают с проходившим в 1961 году ХХII-му съездом КПСС, к открытию которого завод обязывался начать выпуск нового грузовика ГАЗ 53. Однако, в силу того, что к тому времени не был освоен в производстве V-образный 8-цилиндровый двигатель, пришлось ставить «шестёрку», форсированную до 82 л.с. благодаря увеличению степени сжатия до 6,7. Также не был освоен гипоидный задний мост, поэтому применили обычный от ГАЗ 51A, но с главной парой от ГАЗ 63 (i=7,6; у ГАЗ 51A i=6,67). Это позволило в какой-то мере сохранить динамику автомобиля с увеличенной до 3500кг грузоподъемностью. В связи с возросшей грузоподъемностью были установлены шины размерностью 8,25-20 и диски колес с тремя отверстиями. Первый производственный образец ГАЗ 53Ф был собран 23 сентября 1961 года, а 14 октября того же года главный конвейер покинула опытно-промышленная партия из 25 автомобилей. До марта 1962 года ГАЗ 53Ф собирался небольшими партиями — и только потом выпуск машин приобрел организованный характер одновременно с увеличением выпуска. Интересно, что грузоподъёмность ГАЗ 53Ф определялась заводом в 3500 кг до декабря 1964 г, но потом была снижена до 3000 кг. Следует также отметить, что ГАЗ 53Ф не имел успеха у эксплуатационных организаций и выпускался лишь из-за отсутствия достаточного количества моторов ЗМЗ-53. В январе 1967 года, когда выпуск ЗМЗ-53 был освоен в запланированных объемах, выпуск ГАЗ 53Ф был прекращен.
ГАЗ 53А ‘1965 года
Автомобиль представлял собой модернизированный ГАЗ 53. Отличие от предыдущей модели заключались в усиленной передней оси, новой карданной передаче и рулевом механизме. Грузоподъемность была увеличена до 4000 кг. В 1973 году ГАЗ 53А и его модификации были аттестованы на присвоение государственного Знака Качества. Пластмассовая эмблема серого цвета крепилась на облицовке радиатора между фарой и подфарником. Но впоследствии, в 1982 году эмблема исчезла с облицовки. В 1973 году автомобили стали оснащать боковыми повторителями указателей поворота, которые размещались на крыльях кабины, а в 1983 году была проведена очередная модернизация автомобиля, после которой он получил индекс ГАЗ 53-12. Стоит отметить, что ГАЗ 53А и его модификации широко поставлялись на экспорт (почти в 50 стран мира).
ГАЗ 53-12 1983 года
Автомобиль представляет собой дальнейшую модернизацию 53-го семейства.
Опытные и экспериментальные автомобили на шасси ГАЗ 53
ГАЗ 53П Опытный 1964 года
Экспериментальный седельный тягач на шасси ГАЗ 53 с колесной базой 3100мм и кабиной от опытного ГАЗ 66. Грузоподьемность — 4 тонны. Построен в единственном экземпляре.
ГАЗ 53-11 Опытный 1973 года
Опытный вариант 4-тонного грузовика с новыми кузовными панелями и интерьером кабины. В серию запущен не был. Существовало всего четыре машины.
Разметочная машина ДЭ-20 на базе ГАЗ 53А Опытная 1977 года
Автомобиль был построен для нанесения разметки на дорожном покрытии, однако в серию так и не пошел.
Модификации на шасси ГАЗ 53
ДУК-1 на шасси ГАЗ 53А 1965 года
Дезинфекционная установка конструкции Комарова — ДУК-1 — производства Калачинского механического завода на базе грузового автомобиля ГАЗ 53А. Предназначена для проведения комплекса ветеринарно-санитарных и хозяйственных мероприятий в животноводстве. С помощью спецтехники проводится дезинфекция и дезинсекция животноводческих помещений, в том числе и мест содержания птиц, территорий вокруг ферм, складов, скотоперегонных пунктов, обработки сельскохозяйственных животных, побелки помещений известковым раствором. Спецтехника изготавливается в различных исполнениях, которые отличаются установкой дополнительного оборудования.
ВПМ-53А на шасси ГАЗ 53А 1966 года
Вакуумная подметально-моечная машина ВПМ-53 разработана на Киевском экспериментальном заводе «Дормаш» на шасси ГАЗ-53А. На раме базового автомобиля установлен бункер для мусора. Мусор в бункер подаётся вакуумным устройством. Под рамой внутри базы установлены 2 вращающиеся щётки. Кабина оснащена двумя постами управления.
M-30 на шасси ГАЗ 53А 1966 года
Мусоросборочная машина М-30 предназначена для уборки домашнего мусора и пищевых отходов в контейнерах. Производство этой установки на шасси грузового автомобиля ГАЗ 53А
ГАЗ-САЗ 53Б 1966 года
Самосвал с разгрузкой на три стороны грузоподъемностью 3500 кг. Помимо Саранского завода, автомобили также выпускал Фрунзенский автосборочный завод, но отличий эти автомобили не имели. В мае 1966 г. машина отмечена золотой медалью на международной выставке-ярмарке, проходившей в Москве с участием представителей более 20 стран мира.
ШЗСА 3716 на шасси ГАЗ 53 1972 года
Фургон модели 3716 производился Шумерлинский заводом специализированных автомобилей с 1972 по 1980 год. С 1980 года выпускался Каспийским машиностроительным заводом. Оснащался ГПБ и отопительной вентиляционной системой.
АНМ-53 на шасси ГАЗ 53А 1975 года
Ассенизационная машина АНМ-53 на шасси ГАЗ 53А. Предназначена для механической очистки выгребных ям от нечистот и доставки их к месту обезвреживания. Выпускалась Механическим заводом №86 в городе Энгельсе.
КС-1562 на шасси ГАЗ 53А
Автокран КС-1562 (разрабатывался под маркой К-45) грузоподъемностью 4 т на базе автомобиля ГАЗ-53А. Привод — механический, управление — пневматическое. Может оснащаться раздвижной стрелой, а так же башенно-стреловым оборудованием. Кран КС-1562 имел модификации КС-1562А и КС-1562Б (1978 г.) улучшенной конструкции. Изготавливались на Ставропольском машиностроительном заводе с конца 60-х гг.
cccpcars.blogspot.com
ГАЗ 53 — отличный грузовик советского периода
Имеющий отличные для своего времени технические характеристики ГАЗ 53 производился на Горьковском автомобильном заводе свыше 30 лет, сумев за это время снискать небывалую популярность среди жителей СССР, а затем и РФ. В течение всего срока существования автомобиля в него постоянно вносились усовершенствования и выпускались новые модификации. Последней из них является ГАЗ 53 12, производимый с 1983 года.
Вернуться к оглавлениюИстория автомобиля и его внешний вид
Грузовик ГАЗ 53 представляет собой один из наиболее известных и популярных автомобилей советского производства, относящийся к третьему поколению грузовиков среднего тоннажа. Выпуск и первый тест-драйв ГАЗ 53 состоялся на Горьковском автомобильном заводе еще в 1959 году (серийное производство началось двумя годами позже), а завершился выпуск лишь в начале 1993 года. ГАЗ 53, с учетом всех выпущенных модификаций, можно считать наиболее массовым грузовиком в Советском Союзе: в общей сложности было выпущено свыше четырех миллионов автомобилей данной марки.
С октября 1961 года началось производство грузовика ГАЗ-53Ф с мотором на 82 л. с. и грузоподъемностью в 3,5 т. Непосредственно модель ГАЗ 53 была выпущена в июле 1964 года: это был 4-тонный грузовик с восьмицилиндровым V-образным двигателем ЗМЗ-53 мощностью 115 л. с. С 1965 году марка автомашины была изменена на ГАЗ 53А.
Различные модификации автомобиля выпускались на протяжении нескольких десятилетий, вплоть до 1983 года. При этом самосвалы производились на базе шасси ГАЗ 53 02, автобусы — 53 40, базой для спецавтомобилей служило шасси модели ГАЗ 53 11. В 1983 увидела свет модель 53 12, в которой были внесены изменения в облицовку радиатора, головку цилиндра и ходовую часть. Грузоподъемность была повышена до 4,5 тонн. В 1990 году с выпуском модели 3307 производство ГАЗ 53 было прекращено, хотя эти автомашины и по сей день в больших количествах эксплуатируются в самых различных отраслях деятельности.
Грузовой автомобиль ГАЗ 53 имел очень современный для своей эпохи внешний вид. Радиатор имел цельную облицовку, выполненную заподлицо с передними фарами. Рама обладает высокой прочностью и надежностью. Топливный бак ГАЗ 53 располагается под водительским сиденьем, а его заливная горловина — рядом с двери водителя, позади кабины. Этот фактор оказался очень удобным в процессе перевода грузовика на газ, позволив выполнять установку газового баллона под кузовом, где у многих других грузовых автомашин располагается бензобак.
Вернуться к оглавлениюМашина ГАЗ 53 оснащена цельнометаллической двухдверной кабиной с одним сплошным сиденьем, позволяющим разместить водителя и двух пассажиров. Сиденье имеет цельную конструкцию, без разделения по количеству мест.
Характеристики и особенности кузова
Собственная масса снаряженного ГАЗ 53 составляет 3200 кг, полный вес — 7,85 тонны. Расчетная грузоподъемность последних модификаций автомобиля равна 4500 кг. Но на практике нередко встречается перегрузка, вызывающая различные неисправности, требующие ремонта или замены рессор.
Грузовик имеет следующие габаритные размеры.
Аспекты | Цифровые показатели |
Длина | 640 см |
Ширина | 240 см |
Высота по кабине | 220 см |
Предельно допустимая скорость движения автомобиля составляет 90 км/ч, хотя на практике ненагруженная машина способна достигать и 110 км/ч. Промежуток между задней и передней колесными осями составляет 370 см, колея задних и передних колес — 169 и 163 см соответственно. Величина клиренса составляет 26,5 см, руководство по эксплуатации регламентирует допустимые размеры покрышек от 8,25 до 20 дюймов.
Шасси предусматривает рамную конструкцию, на которой закреплены кузов и кабина. ГАЗ 53а может оснащаться различными типами кузова:
- бортовой автомобиль;
- самосвал;
- фургон ГАЗ 53;
- бензовозный автомобиль с цистерной;
- грузовик спецназначения.
Рама выступает в качестве связующего звена между всеми агрегатами и системами автомашины, поэтому в случае необходимости возможна самостоятельная эксплуатация «голого» шасси, с которого можно демонтировать даже кабину и кузов. Устройство автомобиля предусматривало наиболее современную для того времени технологию пуска — электростартер с втягивающим реле. Грузовик также оснащен эффективной системой отопления и стеклоочистителями. Несмотря на цельную конструкцию водительского и пассажирского сиденья, размещение в кабине является достаточно удобным даже в теплой зимней одежде.
За все время своего существования машина оснащалась лишь двумя моделями бензиновых двигателей. Изначально и вплоть до 1967 года на модель 53Ф устанавливалась 6-цилиндровая силовая установка, но впоследствии она была заменена восьмицилиндровым мотором, объем которого составляет 4,25 литра.
Вернуться к оглавлениюВ дальнейшем двигатель подвергался незначительным модификациям и доработкам, в результате чего изменялся его индекс, тогда как конструкция в целом оставалась той же.
Сфера применения автомобиля
Благодаря вместимости кузова грузовик может использоваться для перевозки грузов достаточно значительного объема, включая возможность эксплуатации ГАЗ 53 с прицепом грузов. Наибольшее применение автомашина получила в строительстве и сельском хозяйстве, в первую очередь — для перевозки сыпучих материалов. Грузовик может перевозить и упакованные товары и изделия. Сфера применения автомобиля существенно расширялась по мере того, как его все чаще эксплуатировали частные лица, предоставляющие различные услуги и адаптирующие автомобиль под самые различные условия работы.
На момент выпуска грузовик являлся одним из лучших представителей своего класса. Со временем он утратил некоторые свои преимущества, но многие достоинства можно выделить и по сей день.
- Приличная для грузовика среднего тоннажа вместительность.
- Отличная проходимость, включая бездорожье и стройплощадки.
- Хорошая для данного класса маневренность.
- Возможность использования самосвального кузова для повышения эффективности работы.
- Неприхотливость в обслуживании, включая возможность использования нелучшего топлива, не опасаясь неисправности.
- Достаточно низкая стоимость самой машины и запчастей для ее ремонта.
Несмотря на множество модернизаций и доработок, автомобиль обладает и рядом недостатков:
- недостаточная комфортабельность для водителя;
- высокий уровень создаваемого при езде шума;
- минимальная шумоизоляция кабины, в которой слышен даже шум доносящегося с улицы ветра;
- низкий уровень теплоизоляция, затрудняющий эксплуатацию в зимний период.
Отличные ходовые характеристики и расход топлива ГАЗ 53 делают автомобиль особенно эффективным при грузоперевозках внутри городов и на сравнительно малые расстояния. Использование автомашины для транспортировки грузов на большие расстояния также допустимо, но не всегда оправдывается из-за ограниченной вместительности кузова.
Отдельные модификации, оснащенные предпусковым подогревом мотора, предназначались для использования в военной сфере, однако сегодня широко распространены и в других отраслях.
kranigruz.ru
ГАЗ-53Ф: diecast_43
из «За рулём» №7 1962 года:
ГАЗ-53Ф — это первый автомобиль серии «53» завода ГАЗ. По сути он представлял собой шасси ГАЗ 51A с удлиненной до 3700 мм колесной базой и с кабиной грузовика ГАЗ 52 — этакий гибрид старого и нового, логичный переход от 2,5-тонного ГАЗ 51A к 4-тонному ГАЗ 53A.
Предысторию появления ГАЗ 53Ф неофициально связывают с проходившим в 1961 году ХХII-му съездом КПСС, к открытию которого завод обязывался начать выпуск нового грузовика ГАЗ 53. Однако, в силу того, что к тому времени не был освоен в производстве V-образный 8-цилиндровый двигатель, пришлось ставить «шестёрку», форсированную до 82 л.с. благодаря увеличению степени сжатия до 6,7 (видимо поэтому появилась буква «Ф» в название — «форсированный»). Также не был освоен гипоидный задний мост, поэтому применили обычный от ГАЗ 51A, но с главной парой от ГАЗ 63 (i=7,6; у ГАЗ 51A i=6,67). Это позволило в какой-то мере сохранить динамику автомобиля с увеличенной до 3500кг грузоподъемностью. В связи с возросшей грузоподъемностью были установлены шины размерностью 8,25-20 и диски колес с тремя отверстиями. Первый производственный образец ГАЗ 53Ф был собран 23 сентября 1961 года, а 14 октября того же года главный конвейер покинула опытно-промышленная партия из 25 автомобилей. До марта 1962 года ГАЗ 53Ф собирался небольшими партиями — и только потом выпуск машин приобрел организованный характер одновременно с увеличением выпуска.
Интересно, что грузоподъёмность ГАЗ 53Ф определялась заводом в 3500 кг до декабря 1964 г, но потом была снижена до 3000 кг.
ГАЗ 53Ф не имел успеха у эксплуатационных организаций и выпускался лишь из-за отсутствия достаточного количества моторов ЗМЗ-53. Выпуск ГАЗ 53Ф был прекращен январе 1967 года, когда выпуск ЗМЗ-53 был освоен в запланированных объемах.
Моделька же — одна из модификаций 53-х бортовых, что выпустил ДиП.
Цвет у модельки производитель обозвал «морской волной». Форумные эксперды вроде как подтвердили, что такой цвет, или близкий имел место быть:
Цвет модельки для фотографирования очень сложный. Видимо плохо с этим справлялись и фотографы магазинов. Ибо во многих он получился разным ))
Что подтверждает коллаж форумчанина steppenwolf74 с синего места:
У меня с моим Nikon P7700 получилось более-менее, только когда я увёл ББ в желтизну. Никакие автоматические и запрограмированные настройки, а также выставление ББ в ручную не помогали — моделька всё время получалась излишне синей.
Все три 52-53 «морды» рядом (и снова цвет другой):
Отличная моделька с незнакомой мне до этого «мордой» очень красивого цвета!
P.S.
)))
То, с чем с трудом справился фотоаппарат, с лёгкостью сделал телефон гнусмас в авторежиме для фотки в Инстаграм:
diecast-43.livejournal.com