Мтлб в – МТ-ЛБ — Википедия

Армейский вездеход МТЛБ: бессмертная и вездесущая «мотолыга»

Любая война – это не только непосредственный огневой контакт с неприятелем, а и сложнейшая логистическая задача, без решения которой рассчитывать на успех бессмысленно. В войска ежедневно нужно доставлять сотни тонн грузов, так что без значительного парка транспортных средств любая современная армия воевать просто не сможет. Кроме грузов, на передовую нужно доставлять и личный состав, а также различные виды вооружения. Понятно, что военная специфика накладывает свои требования к конструкции и техническим характеристикам транспортных средств.

Типичным примером транспортного средства, созданного для армейских нужд, является советский гусеничный вездеход МТ-ЛБ, который был разработан конструкторами Харьковского тракторного завода в начале 60-х годов. Аббревиатура МТ-ЛБ расшифровывается, как «многоцелевой транспортер (или тягач) легкий бронированный».

Изначально этот легкий гусеничный транспортер создавался для доставки людей и грузов и в качестве тягача для артиллерийских орудий. В армии МТ-ЛБ нередко используют для перевозки мотострелков, хотя для этой роли он никогда не предназначался.

Вообще, эту машину можно смело назвать легендарной. Долгие годы она была настоящей «рабочей лошадкой» сначала советской, а потом и российской армии. Введя в название транспортера слово «многоцелевой», его создатели, наверное, даже не догадывались, насколько они будут правы. Трудно даже перечислить все таланты, которыми обладает МТ-ЛБ: на базе этого тягача было создано более восьмидесяти специальных машин и модификаций.

Для чего только не использовали МТ-ЛБ военные: и для проведения разведки (артиллерийской, радиационной и химической), оказания технической помощи и медицинской помощи, в качестве минного заградителя или передвижной радиостанции. Список можно продолжать еще долго. Также можно добавить, что на базе этого легкобронированного многоцелевого тягача были созданы несколько самоходных минометов, ЗРК «Стрела» и САУ «Гвоздика».

Существует мнение о слабой защищенности и тихоходности МТ-ЛБ, но те, кто говорит об этом, слабо представляет себе, для чего вообще создавался этот тягач. Да, действительно, броня этого вездехода может защитить только от огня стрелкового оружия и осколков. Но он не предназначен ходить в атаки, а 7,62-мм пулемет, установленный на машине, нужен, скорее, для самообороны. Основная задача МТ-ЛБ – доставка на передний край грузов и людей, а не участие в боевых действиях. Фактически МТ-ЛБ – это армейский грузовик с гусеничным ходом и защищенный пускай и слабой, но все же броней. В этом случае отсутствие тяжелого вооружения – это не недостаток, а, скорее, преимущество транспортера. К тому же опыт Афганской войны и двух кампаний на Северном Кавказе показал, что пулемет Калашникова позволяет бронетранспортеру защитить не только себя, но и оружейный расчет, закрепленный за машиной.

В армии МТ-ЛБ ласково называют «мотолыгами». Эксплуатация машины продолжается и сегодня, на 2010 год в российской армии находилось около 4 тыс. этих гусеничных тягачей.

Сегодня эта машина находится на вооружении нескольких десятков армий мира, она принимала участие в бесчисленном множестве военных конфликтов разной локальности и очень неплохо себя зарекомендовала. С момента начала серийного производства всего было выпущено 9,6 тыс. единиц МТ-ЛБ, а модернизацией «мотолыг», кажется, не занимался только ленивый.

Бронетранспортеры МТ-ЛБ выпускались в Польше и Болгарии по советской лицензии.

Отличная надежность тягача, его высокая ремонтопригодность и простота обслуживания были по достоинству оценены и на «гражданке»: МТ-ЛБ нашел свое применение в геологоразведке, стал излюбленным транспортом у охотников, лесников, нефтяников и газовиков.

История создания

В начале 60-х годов советское военное руководство решило обновить транспортный парк и заменить давно отслужившие свой срок гусеничные артиллерийские тягачи АТ-П новой машиной. А чтобы сделать этот процесс дешевле, было принято решение взять за основу что-нибудь из гражданской техники. Наиболее подходящим претендентом оказался легкий транспортер МТ-Л, который и переделывать особо было не нужно, только разработать для него бронированный корпус. Большинство же систем и механизмов машины осталось прежним.

Разработкой тягача занимались конструкторы КБ Харьковского тракторного завода, она началась в 1964 году, а уже через два года было развернуто серийное производство новой машины.

Корпус гусеничного транспортера был выполнен из стальных плит небольшой толщины, что обеспечивало защиту только от огня легкого стрелкового оружия и осколков. Однако такое решение позволило сохранить небольшую массу машины – менее десяти тонн. Благодаря этому у конструкторов не возникло особых проблем с плавучестью транспортера – он может преодолевать водные преграды со скоростью 5-6 км/ч. А гусеницы МТ-ЛБ обеспечивают машине низкое удельное давление на грунт, что является залогом отличной проходимости тягача.

В 1966 году машина была принята на вооружение, производством МТ-ЛБ занимался Харьковский тракторный завод. В конце 60-х транспортер стал массово поступать в подразделения советской армии. МТ-ЛБ активно поставлялся на экспорт, благодаря чему принял участие в большом количестве региональных конфликтов. Советские войска использовали «мотолыги» во время Афганской войны, после распада СССР этой машине довелось повоевать еще и на просторах бывшего «великого и могучего».

Прекрасные тактико-технические характеристики машины позволили создать на ее базе целый ряд специальных машин как военного, так и гражданского назначения. Особенно популярными стали вездеходы на шасси этого бронетранспортера. Уже в 70-е годы подобные машины стали привычным транспортным средством в Сибири и в районах Крайнего Севера.

После распада СССР конструкторское бюро и производственная база, которая занималась выпуском МТ-ЛБ, остались на Украине. С того момента харьковчане сумели создать несколько удачных военных и гражданских модификаций машины.

В России модернизацией МТ-ЛБ занимаются несколько предприятий. Наиболее известными из них являются «Муромтепловоз» (г. Муром) и рубцовский филиал «Уралвагонзавода». Эти производители сотрудничают с российским оборонным ведомством, МЧС, регулярно представляют свою продукцию на различных выставках. Хотя, на самом деле восстановлением и «апгрейдом» МТ-ЛБ, конечно же, занимается гораздо больше компаний, предприятий и обычных народных умельцев, которым просто нравится эта замечательная машина.

Время от времени появляются публикации о том, что тягач МТ-ЛБ устарел и его необходимо заменить на что-то более новое. Обычно они сопровождаются рассказами о недостаточной защищенности машины и ее слабом вооружении. В качестве возможного преемника МТ-ЛБ нередко называют бронетранспортер БТР-3Ф.

Подобная идея не кажется слишком удачной. О боевых характеристиках и назначении МТ-ЛБ было написано выше. Что касается БТР-3Ф, то эта машина была создана на базе БМП-3, отзывы о которой, мягко говоря, весьма неоднозначны. Кроме того, стоимость МТ-ЛБ и БТР-3Ф просто несопоставимы. Конструкторы «мотолыги» заложили столько возможностей для модернизации этой машины, что сравнительно небольшие вложения позволяют создать на ее базе вполне современные транспортные средства.

Описание

Герметичный корпус МТ-ЛБ выполнен из броневых стальных плит, соединенных между собой сваркой. Их толщина составляет 7-14 мм. Внутреннее пространство машины разделено на несколько отделений. Следует отметить, что транспортер имеет значительный внутренний объем, в котором вполне комфортно размещаются члены экипажа машины и ее пассажиры. Еще можно добавить, что на машины, предназначенные для работы в условиях низких температур, устанавливаются дополнительные системы обогрева.

В передней части машины располагается трансмиссионное отделение, в котором находится коробка передач и поворотный механизм, а также компоненты системы смазки и бортовые передачи. Чтобы получить доступ к элементам трансмиссии, необходимо открыть крышку, находящуюся на верхней передней броневой плите.

Отделение управления расположено сразу за трансмиссионным, их разделяет броневая перегородка. В нем находятся рабочие места механика-водителя и командира машины. Наблюдение за местностью водитель ведет через лобовое окно, которое при необходимости можно закрыть броневой стальной крышкой, или с помощью трех перископов. Над его головой находится люк, через который он и попадает на свое рабочее место. Следует отметить, что транспортер имеет хороший обзор, который позволяет уверенно управлять машиной как днем, так и ночью. В темное время суток для освещения пути используются две фары и фара-искатель.

В крыше корпуса над местом командира машины находится башенка кругового вращения с 7,62-мм пулеметом. Обзор командиру обеспечивает такое же лобовое окно, как и у водителя или три перископа. На свое место командир попадает через люк в крыше корпуса.

Вдоль левого борта машины сразу за отделением управления установлен двигатель. Там же находится и главный фрикцион. Чтобы получить доступ в моторное отделение, необходимо снять съемную панель в крыше корпуса.

Транспортно-десантное отделение занимает всю заднюю часть тягача. С отделением управления оно сообщается лазом, который идет по правой стороне корпуса. МТ-ЛБ может перевозить до 11 десантников. Вход и выход осуществляется через задние двери или люки в крыше корпуса машины. В стенках предусмотрены амбразуры, через которые бойцы могут вести огонь из личного оружия.

Транспортер МТ-ЛБ оснащается дизельным мотором ЯМЗ-238В с мощностью 192 кВт. Удельная мощность составляет 19,0 кВт/т – очень высокий показатель для середины 60-х годов.

Ходовая часть транспортера включает пару ведущих и пару направляющих колес, а также двенадцать опорных катков, выполненных из алюминиевого сплава. Внутри каждого из них находится воздушная камера, которая улучшает плавучесть машины. Регулировка натяжения гусениц осуществляется изнутри бронетранспортера. Для действий на заболоченной местности или в глубоком снегу на транспортер могут устанавливаться более широкие гусеницы.

Подвеска МТ-ЛБ торсионного типа. Герметичный корпус транспортера позволяет ему неплохо плавать. Движение на воде осуществляется за счет перематывания гусениц, его скорость составляет 5-6 км/ч. На передней части корпуса находится водоотражательный щиток, который поднимается во время форсирования водных преград. Кроме того, верхняя часть гусениц закрыты специальными экранами, которые во время плавания образуют гидродинамические туннели.

В стандартную армейскую комплектацию МТ-ЛБ входит прибор ночного видения, а также комплекс защиты от оружия массового поражения.

comp-pro.ru

Тягачи МТ-ЛБ проходят очередную модернизацию » Военное обозрение

В середине шестидесятых на вооружение Советской армии был принят новый легкий многоцелевой плавающий бронетранспортер МТ-ЛБ. Эта машина до сих пор остается в строю и решает те или иные задачи. Практика показывает, что своевременное обслуживание бронемашин и проведение различных модернизаций позволяют сохранять желаемый потенциал и продолжать их эксплуатацию в течение длительного времени. На днях стало известно, что в ближайшем будущем тягачи МТ-ЛБ пройдут очередное обновление.

О дальнейшей судьбе серийных бронемашин 14 мая сообщило РИА Новости. Информагентство связалось с неназванным представителем завода «Ремдизель» (г. Набережные Челны) и получило от него некоторые любопытные сведения. Как оказалось, министерство обороны желает провести модернизацию имеющейся техники, по результатам которой машины улучшат свои характеристики подвижности, маневренности и управляемости. Также предложенный проект модернизации позволяет увеличить запас грузоподъемности, что может быть использовано, например, для повышения уровня защиты.


Транспортер-тягач МТ-ЛБ в базовой конфигурации. Фото Vitalykuzmin.net

По данным источника РИА Новости, новый проект модернизации уже стартовал и выполняется в рамках Гособоронзаказа. Согласно опубликованным данным, текущая модернизация предусматривает замену силовой установки и трансмиссии, а также определенную доработку ходовой части. За счет этого удается снизить массу конструкции, а также заметным образом повысить основные технические характеристики.

Напомним, в базовой версии машина МТ-ЛБ оснащается дизельным двигателем ЯМЗ-238. Это изделие построено по схеме V8 и имеет рабочий объем 14,866 л. Мощность двигателя – 240 л.с. при 2100 оборотов в минуту. Удельный расход топлива – порядка 215 г/л.с.*ч. Двигатель и главный фрикцион помещаются в моторном отсеке, находящимся между отделением управления и десантным отсеком. Основные устройства механической трансмиссии, в том числе коробка передач, располагаются в носовом отсеке корпуса, перед рабочими местами экипажа. Такая трансмиссия обеспечивает 6 передач переднего хода и 1 заднего.

Имеющаяся силовая установка не обеспечивает желаемые характеристики, и потому был предложен проект модернизации. В соответствии с ним, серийные МТ-ЛБ должны получать новый дизельный двигатель типа КамАЗ-740.50. Такой двигатель, построенный по схеме V8, имеет рабочий объем 11,76 л, но при этом развивает мощность 360 л.с. при 2200 оборотов в минуту. Заявленный удельный расход топлива составляет 201 г/л.с.*ч. Таким образом, мощность силовой установки вырастает в полтора раза.

Заметной перестройке в новом проекте подвергается трансмиссия. Взамен одного из имеющихся агрегатов модернизированный МТ-ЛБ получает гидромеханическую коробку поворота. Как утверждается, применение такого агрегата позволит обеспечивать поворот машины на всех скоростях и передачах с управляемым радиусом. Это должно заметным образом улучшить управляемость и маневренность в любых условиях.

Еще одна доработка, предлагаемая в актуальном проекте, затрагивает гусеничный движитель. Изначально тягач МТ-ЛБ комплектуется гусеницей с открытым шарниром. При всех своих положительных чертах, такая лента отличается достаточно большой массой, которую можно сократить разумным образом. Модернизированные МТ-ЛБ оснащаются новой гусеничной лентой, построенной на основе шарнира закрытого типа. Это позволяет сохранить требуемые характеристики, но заметным образом сокращает массу ходовой части и машины в целом.


Моторный отсек машины с двигателем ЯМЗ-238. Фото Wikimedia Commons

Источник РИА Новости указывает, что доработка силовой установки, трансмиссии и ходовой части приводит к сокращению массы техники. Так, за счет установки нового двигателя и трансмиссии вес машины сокращается на 500 кг. Каждая из гусениц новой конструкции на 150 кг легче предшественника. Таким образом, масса модернизированной машины МТ-ЛБ сокращается на 800 кг в сравнении с исходной конфигурацией.

Отмечается, что увеличение запаса грузоподъемности может быть использовано для повышения уровня защиты. Поверх имеющейся противопульной брони, имеющей сравнительно малую толщину, можно установить дополнительные навесные модули. Очевидно, что такая доработка в настоящее время имеет особое значение. Тягач МТ-ЛБ достаточно давно перестал отвечать современным требованиям в части защиты, и потому любое усиление собственной брони не будет лишним.

Иные сведения о начатой доработке серийных МТ-ЛБ из строевых частей пока не приводились. В частности, источник РИА Новости не упомянул замену штатного вооружения или установку новых боевых модулей, не рассказал о модернизации бортовой электроники и т.д. Впрочем, можно предположить, что новый проект обновления техники не предусматривает замену вооружения или радиоэлектронной аппаратуры, поскольку предназначен только для повышения основных технических характеристик.

К сожалению, точные сведения о результатах предложенной модернизации и о ее влиянии на тактико-технические характеристики бронемашин пока не оглашались. Однако даже имеющиеся данные позволяют сделать некоторые предположения и выводы. Из доступной информации следует, что модернизированные МТ-ЛБ действительно будут превосходить базовую технику по разным показателям подвижности и проходимости.



Известно, что МТ-ЛБ в базовой модификации имеет массу 9,7 т и оснащается двигателем мощностью 240 л.с. Таким образом, удельная мощность машины составляет 24,7 л.с. на тонну. При этом тягач на шоссе мог развивать скорость более 60-61 км/ч и плавать со скоростью до 5-6 км/ч. Запас хода достигал 500 км/ч.


Двигатель КамАЩ-740.50. Фото ПАО «КамАЗ» / kamaz.ru

После модернизации масса машины сокращается до 8,9 т при росте мощности двигателя до 360 л.с. Таким образом, удельная мощность вырастает до более чем примечательных 40 л.с. на тонну. За счет этого появляются возможности для увеличения всех основных характеристик машины. Повышенную мощность можно использовать как для увеличения скоростей хода, так и для наращивания защиты или перевозки более тяжелых грузов. Впрочем, разгон тягача до повышенных скоростей должен приводить к увеличению нагрузки на ходовую часть и к усиленному ее износу.

Нетрудно подсчитать, какой запас грузоподъемности появляется у модернизированной многоцелевой бронемашины. Имея 360-сильный двигатель, она может весить почти 14,5 т и при этом показывать удельную мощность на уровне базовой конфигурации. Дополнительные тонны в запасе грузоподъемности могут использоваться для усиления защиты, установки нового боевого модуля с иным вооружением и т.д. Однако и на этот раз должна проявиться проблема прочности. Текущий проект обновления, по всей видимости, не предусматривает усиление корпуса или ходовой части, что не позволяет избавиться от ограничений в тех или иных областях.

Наконец, предложенная модернизация должна повышать эксплуатационные характеристики техники. Серийные МТ-ЛБ оснащены весьма удачным для своего времени двигателем, но он уже не в полной мере соответствует современным требованиям экономичности. Его замена, в свою очередь, приводит как к росту основных характеристик, так и к упрощению эксплуатации и обслуживания.

РИА Новости сообщает, что модернизация имеющихся многоцелевых машин МТ-ЛБ уже стартовала и проводится на заводе «Ремдизель». Однако наиболее интересные сведения о полученном заказе от министерства обороны пока не оглашались. В частности, остается неизвестным число заказанных тягачей в обновленной конфигурации. Также не уточняется, из каких частей они прибывают на перестройку и кому предстоит использовать обновленную технику. Возможно, подобные сведения появятся в ближайшем будущем.

***

Следует отметить, что проект модернизации, в настоящее время реализуемый заводом «Ремдизель», не является первой попыткой серьезного обновления достаточно старой многоцелевой бронемашины. На протяжении долгих лет ряд отечественных и зарубежных предприятий регулярно предлагал различные проекты, предусматривавшие замену двигателя и трансмиссии с целью повышения эксплуатационных и технических характеристик. При этом одни проекты предлагали замену старых двигателей ЯМЗ-238 изделиями новых модификаций того же семейства, тогда как в других предусматривались более серьезные изменения.


Элементы ходовой части МТ-ЛБ. В новом проекте заменяется гусеница. Фото автора

Еще одним достаточно популярным способом модернизации МТ-ЛБ стало перевооружение, подразумевавшее отказ от штатной башенки с пулеметом
винтовочного калибра в пользу более серьезных боевых модулей. В этой области примечательные результаты показало предприятие «Муромтепловоз» (г. Муром). Оно достаточно давно занимается тематикой модернизации легких тягачей и предлагает заказчикам полдюжины вариантов обновления МТ-ЛБ либо перестройки такой техники в машины иного назначения. Во всех случаях речь идет об установке новых агрегатов, а также о применении боевых модулей разных типов, заимствованных у серийной техники. По результатам таких модернизаций серийные МТ-ЛБ могут нести не только пулемет винтовочного калибра, но и крупнокалиберную систему либо автоматическую пушку. Также предлагаются самоходный миномет и землеройная машина на том же шасси.

Проекты «Муромтепловоза» уже успели заинтересовать потенциальных заказчиков. Так, на вооружении российской армии был принят один из предложенных вариантов многоцелевой бронемашины под обозначением МТ-ЛБ 6МБ. От базового тягача этот образец отличается дополнительной подбашенной коробкой на крыше, на которой размещается башенка с автоматической пушкой 2А72, пулеметом ПКТМ и дымовыми гранатометами. Несмотря на установку нового вооружения, машина сохраняет возможность перевозки людей и грузов или буксировки различных прицепов.

***

По разным данным, в настоящее время в парке техники российских вооруженных сил имеется почти 6 тыс. многоцелевых бронетранспортеров-тягачей МТ-ЛБ разных модификаций. Основная часть этой техники принадлежит сухопутным войскам, тогда как не более 300 бронемашин находится в распоряжении морской пехоты. Порядка 2 тыс. единиц техники отправлено на хранение ввиду выработки ресурса и отсутствия необходимости в них. Остальные машины остаются в эксплуатации и предназначаются для решения различных задач. Время от времени такая техника проходит необходимые ремонты, а также модернизируется по новым проектам.

Согласно последним новостям, к настоящему времени военное ведомство заказало реализацию нового проекта модернизации имеющейся техники. На этот раз заказ министерства обороны выполняет завод «Ремдизель», а суть проекта состоит в замене силовых агрегатов. В первую очередь, это означает, что в скором будущем армия получит обновленные машины с повышенными характеристиками. Кроме того, появление нового заказа наглядно демонстрирует желание военных сохранять имеющуюся технику на вооружении. Таким образом, МТ-ЛБ еще придется послужить и внести свой вклад в обороноспособность.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://rg.ru/
http://redstar.ru/
https://kamaz.ru/
http://muromteplovoz.ru/

topwar.ru

МТ-ЛБ 6МА, МТ-ЛБ 6МБ, МТ-ЛБ 6М1Б3, МТ-ЛБ 6М1Б5, БМП МТ-ЛБР6

Модернизированные МТ-ЛБМ

(МТ-ЛБ 6МА, МТ-ЛБ
6МБ, МТ-ЛБ 6М1Б3, МТ-ЛБ 6М1Б5, БМП МТ-ЛБР6 и пр.)

 

В конце 50-х годов в КБ Харьковского тракторного завода была
начата разработка артиллерийского тягача «объект 6». В 1964 году
многоцелевой транспортёр — лёгкий бронированный или МТ-ЛБ был принят на
вооружение. МТ-ЛБ предназначался в первую очередь как тягач для буксировки
100мм пушек БС-3 и МТ-12 «Рапира». Машины также использовались для
перевозки до 2-х тонн груза и буксировки прицепа массой до 6,5 тонн, а также
как санитарный     транспорт. Для
северных и заболоченных районов был создан   МТ-ЛБв-снегоболотоходный вариант с расширенными с 350 до
570 мм
гусеницами и
гидродинамическими и грязевыми щитками. Часто, особенно в северных и
дальневосточных районах,  МТ-ЛБ и
МТ-ЛБв использовались в мотострелковых дивизиях  вместо БТРов. На таких машинах вместо
поворотной башенки ТКБ-01 устанавливался бронеколпак с крупнокалиберным
пулемётом НСВТ. В войсках машина пользовалась заслуженным уважением и
любовью.

 На базе МТ-ЛБ было
создано множество машин: 9А34 и 9А35 Стрела-10, 9М144 Штурм-С,  СНАР-10, МТП-ЛБ, 1В13, 1В14, 1В15, 1В16,
РХМ «Кашалот», 9С80 «Овод-М-СВ», 9С80-1 «Сборка»,
9С737 «Ранжир», 1Л219 «Зоопарк», КДХР-1Н «Даль»
и самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика».

 МТ-ЛБ хорошо
показал себя в вооруженных конфликтах и локальных войнах. Наверное,
единственный недостаток этих машин — это слабое вооружение, хотя для
артиллерийского тягача этого вооружения  вполне хватало. В 2000 году этот недостаток был устранён: на ОАО
«Муромтепловоз»,  предприятии, проводившем капремонт МТ-ЛБ, были выпущены 2 новые
машины. Точнее 2 варианта модернизации МТ-ЛБ — МТ-ЛБ6МА и МТ-ЛБ6МБ. В первом
варианте устанавливается боевое отделении  БПУ-1 от БТР-80 , а во втором – башня, разработанная по теме
«Буйность» от БТР-80А. Башня, разработанная ОАО ГАЗ предполагает
установку широкой номенклатуры вооружения. Наборы для модернизации состоят из
башенной установки, нового верхнего листа, заглушки на место старой
башни  и  люков. В последствии были разработаны
варианты с усиленным вооружением 6М1Б3 и 6М1Б5.

 

 

  

  

    

 

1- Вариант модернизации МТ-ЛБ с
установкой боевого модуля разработанного

Горьковским автомобильным заводом
для модернизации БТР-80 (МТ-ЛБ 6МБ)

2 — Вариант модернизации МТ-ЛБ
(6М1Б3) с установкой усовершенствованной башенной установки собственной
разработки, на которой установлен автоматический гранатомет АГ-17, 12,7-мм
пулемет «Корд» и

спаренная
23 мм
автоматическая пушка
ГШ-23, также предусмотрена установка двух ПЗРК «Игла».

3 – Вариант с установленной башней
БТР-80 (МТ-ЛБ 6МА)

4 — Вариант с установленной башней
БТР-80 (МТ-ЛБ 6МА)

 

 

  

  

  

Фото МТ-ЛБ 6МБ. Установка большой номенклатуры
сменного вооружения обеспечена конструкцией башни.

 

Фото детализация МТ-ЛБМ 6М1Б5 предоставленная автором
сайта fotoarmor.narod.ru Корневым С.Г.

Этот вариант модернизации МТ-ЛБ предусматривает установку
на машину комплекса вооружения, включающего в себя двуствольную 30-мм
автоматическую пушку ГШ-30К и двух ПЗРК «Игла».

Приводы башни и блока оружия на обоих вариантах (6М1Б3,
6М1Б5) – электрические, с высокими скоростями наведения.

 

 

  

  

 

 

  

  

 

 

  

  

 

 

  

  

 

 

  

  

 

Нажмите
для просмотра

Тактико-технические
характеристики модернизированного тягача МТ-ЛБ 6МА, МТ-ЛБ 6МБ, МТ-ЛБ 6М1Б3,
МТ-ЛБ 6М1Б5, БМП МТ-ЛБР6

 

Кроме того, создатель МТ-ЛБ КП “Харьковское конструкторское
бюро по машиностроению имени А.А. Морозова” предлагает свою модернизацию МТЛБ
с целью обеспечения эффективной огневой мощи посредством установки модуля
вооружения, включающего 30-мм пушку, 7,62-мм пулемет, 2 прицела, а также
систему постановки дымовой/аэрозольной завесы.

Защищенность машины усилена путем создания разнесенного
бронирования, ходовая часть прикрыта противокумулятивными экранами. БМП
МТ-ЛБР6 оборудована фильтровентиляционной установкой и системой
автоматического пожаротушения. Для повышения подвижности машины и компенсации
ее возросшей массы устанавливается более мощный дизельный двигатель,
развивающий
310 л
.с.

         Другие
украинские варианты модернизации предусматривают установку башенки с
дистанционно управляемым 12,7-мм пулеметом НСВТ. Боекомплект пулемета
составляет 1050 патронов. Башенка устанавливается вместо штатной башенки
МТ-ЛБ с 7,62-мм пулеметом.

 

 

  

  

 

 

 

Нажмите
для просмотра

Тактико-технические
характеристики модернизированного тягача МТ-ЛБ

 

Подробнее
о вариантах модернзации ЛБТ вы можете узнать на сайте КП “Харьковское
конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова” —
http://morozov.com.ua/

 

 

 

Источники: Виктор СЕРГЕЕВ, «МТ-ЛБ
еще послужит»

www.btvt.narod.ru

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МТ-ЛБ. Боевые машины мира, 2014 № 25 Транспортер-тягач МТ-ЛБ

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МТ-ЛБ

Несмотря на свое изначальное предназначение как артиллерийского тягача, МТ-ЛБ нашел и другое применение – он используется как бронетранспортер, носитель различного оружия, шасси для установки спецоборудования.

Многоцелевой транспортер (тягач) МТ-ЛБ.

С момента своего принятия на вооружение МТ-ЛБ поступал, прежде всего, в противотанковые части, где использовался как тягач 100-мм орудий БС-3 и МТ-12. С появлением снегоболотоходной модификации МТ-ЛБВ, обладавшей уникальной проходимостью, этими машинами начали комплектоваться мотострелковые части, дислоцированные в северных районах СССР. В качестве бронетранспортера МТ-ЛБВ вмещал 11 пехотинцев с личным оружием. Такими машинами были, в частности, укомплектованы четыре мотострелковые дивизии Ленинградского военного округа – 11, 54,64 и 131-я. Однако применение тягача в качестве бронетранспортера вскрыло существенный недостаток – слабость вооружения машины. Такой транспортер имел лишь один 7,62-мм пулемет. Это привело к появлению модификации МТ-ЛБВМ, вооруженной 12,7-мм пулеметом НСВТ.

КОНТЕКСТ НА ЭКСПОРТ

Тягачи МТ-ЛБ широко экспортировались в страны Азии, Африки и Латинской Америки – Ирак, Сирию, Йемен, Ливию, Кубу, Перу и другие. В Болгарии и Польше МТ-ЛБ выпускались по лицензии.

Тягач МТ-ЛБ в Музее военной техники. Челябинск.

В АФГАНИСТАНЕ

Достаточно интенсивно использовались МТ-ЛБ в частях и подразделениях 40-й армии – Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Такие машины применялись не только в качестве артиллерийских тягачей, но и как носители оружия. Достаточно распространенной, например, была установка на МТ-ЛБ 82-мм автоматического гранатомета 2Б9 «Василек». Конструкция изготавливалась на месте с применением подручных материалов: рама для монтажа миномета делалась из швеллеров рам поврежденных автомобилей, поддон – из колесного диска. Все сооружение крепилось болтами на крыше кормовой части МТ-ЛБ.

В пустынной местности южных районов Афганистана как нельзя кстати пришлась высокая проходимость МТ-ЛБВМ. Душманы, действовавшие в этих районах, успешно использовали то обстоятельство, что сопровождавшие колонны БМП и БМД при съезде с дороги вязли в глубоком песке. Передвигаясь на верблюдах, они устраивали засады, обстреливали колонны из минометов, перевозимых на вьюках, а затем безнаказанно отходили. Ситуация изменилась, когда в состав охранения колонн стали включать МТ-ЛБВМ. Эти машины без особого труда преодолевали глубокие пески и настигали душманов.

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

На базе МТ-ЛБ создан целый ряд машин специального назначения:

¦ 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика»

¦ самоходный ЗРК «Стрела-10»

¦ самоходный ПТРК «Штурм-С»

¦ установка разминирования УР-77

¦ машины радиационной и химической разведки (РХМ)

¦ машины управления артиллерийским огнем, носители РЛС и пр.

ПТРК «Штурм» на тактических учениях на Чебаркульском полигоне, 2010 год.

НА ТЕРРИТОРИИ НЫВШЕГО СССР

Весьма интенсивно применялись МТ-ЛБ в вооруженных конфликтах, вспыхивавших на территории бывшего Советского Союза. Чаще всего их применяли в качестве бронетранспортеров, но достаточно много МТ-ЛБ в кустарных условиях переделали в носители оружия. Число появившихся вследствие этого вариантов боевой машины не поддается учету. Чего только не монтировали на МТ-ЛБ: минометы различных типов, авиационные контейнеры с неуправляемыми ракетами, метеорологические ракеты «Алазань», ставшие боевым оружием. Наиболее распространенной стала, пожалуй, установка на МТ-ЛБ 23-мм спаренной зенитки ЗУ-23-2. Как правило, такие установки прикрывались дополнительными бронированными щитами. Главной их целью была отнюдь не авиация – скорострельные зенитки оказались идеальным средством для поражения наземных целей, включая даже легкую бронетехнику. В Узбекистане на одном из заводов даже наладили серийную доработку МТ-ЛБ под установку ЗУ-23-2, а на ХТЗ в 2001 году разработали специальную модификацию тягача со штатной установкой такой зенитки.

Весьма широко использовались МТ-ЛБ в конфликте в Приднестровье в 1992 году, где они «служили» как в армии Молдовы, так и в вооруженных формированиях Приднестровской Молдавской Республики (ПМР). Например, в июне 1992 года в ходе боев за город Бендеры приднестровцы использовали четыре МТ-ЛБ. Со стороны Молдовы там действовало в общей сложности около 50 единиц бронетехники, в том числе и МТ-ЛБ с установленными зенитками ЗУ-23-2. Использовались МТ-ЛБ и в обеих чеченских войнах. Они оказались весьма подходящими для боев в горах – подвижными, маневренными и устойчивыми, способными двигаться по горным дорогам, преодолевая крутые подъемы и добираясь в такие места, где встретить бронетехнику никак не ожидали. Однако в боях в Чечне опять-таки проявился недостаток МТ- ЛБ – его слабое вооружение. И снова тягач в полевых условиях стали довооружать, монтируя станковый противотанковый гранатомет СПГ-9 либо автоматический станковый гранатомет АГС-17. Эти машины использовались в бывших союзных республиках, в частности в грузино-абхазском конфликте.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

ЛБ — это… Что такое МТ-ЛБ?

МТ-ЛБ
Классификация бронетранспортёр
Боевая масса, т 9,7
12,2 с грузом
Компоновочная схема трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 11
История
Производитель
Годы эксплуатации с 1964
Количество выпущенных, шт. более 9000[1]
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 6399..6509
Ширина корпуса, мм 2820..2865
Высота, мм 1835..1890
База, мм 3700
Колея, мм 2500
Клиренс, мм 395..415
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 14
Вооружение
Прицелы ПП-61Б
Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТ
Подвижность
Тип двигателя
ЯМЗ-238В
Производитель: Ярославский моторный завод
Марка: ЯМЗ-238В
Тип: дизельный
Максимальная мощность: 240 л.с., при 2100 об/мин
Максимальный крутящий момент: 882,6 Н·м, при 1500 об/мин
Конфигурация: V8
Цилиндров: 8
Расход топлива при смешанном цикле: 90..110 л/100 км
Охлаждение: Жидкостная
Тактность (число тактов): 4
Максимальные обороты: 2275
Мощность двигателя, л. с. 240
Скорость по шоссе, км/ч 61,5
Скорость по пересечённой местности, км/ч 5..6 на плаву
Запас хода по шоссе, км 500
Удельная мощность, л. с./т 19,7..24,7
Тип подвески независимая торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,45
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 1,1
Преодолеваемый ров, м 2,8
Преодолеваемый брод, м плавает
Дополнительно
Изображения на Викискладе? МТ-ЛБ

корпуса МТ-ЛБ

МТ-ЛБ (Многоцелевой транспортёр (тягач) легкий бронированный) — советский плавающий бронетранспортёр. Создан для транспортировки (перевозки) людей и грузов, также широко используется в роли артиллерийского тягача (в некоторых частях используется для перевозки личного состава моторизованных стрелковых подразделений, хотя и не предназначался для этой роли, в отличие от принятых ранее на вооружение БТР-60).

Принят на вооружение в 1964 году, выпускался на ХТЗ. МТ-ЛБ применялся советскими войсками в Афганской войне, а после распада СССР использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. В значительных количествах МТ-ЛБ также поставлялся союзникам СССР и нейтральным странам, использовался в ряде региональных конфликтов.

Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. Хотя с середины восьмидесятых годов и сам МТ-ЛБ в варианте без башни и пулемётного вооружения с успехом использовался в народном хозяйстве в условиях Крайнего Севера как вездеход.

Имеет прозвище «мотолыга», «метла»[2], «эмтээлбэшка»[3].

После распада СССР производственная база МТ-ЛБ осталась на территории Украины. На шасси этой машины Харьковским тракторным заводом разработан и выпускается гражданский вездеход ХТЗ-3Н.

Опыт боевого применения

В среде военных, имеющих косвенное представление об этой машине, бытует мнение о ней, как о низкоскоростной, слабозащищённой, со слабой огневой мощью боевой машине. Такой подход к МТ-ЛБ основан на сравнительном анализе этой машины с БМП и БТР. Ошибочно негативная оценка МТ-ЛБ имеет корни в сравнении его характеристик как боевой машины пехоты. Не принимается во внимание тот факт, что МТ-ЛБ с одной стороны и БМП, БТР с другой стороны — это совершенно разные классы военной техники. В отличие от БМП, БТР, БМД, при проектировании МТ-ЛБ не ставилось задачи создать боевую машину поддержки пехоты. Он изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, артиллерийских орудий, а также — как санитарная машина. С учётом предъявленных требований, лёгкая броня и пулемёт Калашникова рассматриваются не как недостаток, а как достоинство. Фактически, в отличие от обычного армейского грузовика, функции которого он выполняет, МТ-ЛБ имеет гусеничный ход, что повышает его проходимость, противопульную броню и пулемётное вооружение.

Тягач не предназначен для использования в наступательных целях. Пулемётное вооружение он имеет исключительно для собственной обороны. Опыт Афганской войны показал, что помимо своего прямого назначения, МТ-ЛБ мог, в случае крайней необходимости, эффективно защитить пулемётным огнем не только себя, но и орудийные расчёты, за которыми машина закреплена как тягач.

Моторное отделение

Модификации

Советские и Российские

  • МТ-ЛБ (Объект 6) — базовый вариант
    • МТ-ЛБВ — вездеходный вариант. Модификация имеет более широкие траки и пониженное удельное давление на грунт (около 0,27 кгс/см2). Предназначена для арктических регионов.
      • МТ-ЛБВМ — версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта НСВТ.
        • МТ-ЛБВМ1К — модификация приспособленая для работы на высокогорье, с установкой нового двигателя, мощностью 310 л.с., новой радиостанцией и новым отопителем.
    • МТ-ЛБМ (Объект 6М) — современная модификация, разработана в ОАО «Муромтепловоз»
    • МТ-ЛБ-ЛПТ — лесопожарный трактор. Производитель — Муромтепловоз.

Украинские

  • МТ-ЛБР6 — БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем «ЗТМ-1». Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, 7,62-мм пулемет КТ, дымовые гранатометы системы 902Б «Туча». Защищенность экипажа усилена за счет разнесенного бронирования и кевларового подбоя, ходовая часть прикрыта противокумулятивными экранами. Производитель — Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе.
  • МТ-ЛБР7 — БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем «Штурм».[4] Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1 спаренный с ней 7,62-мм пулемет КТ-7,62, две пусковые установки ПТУР 9М114М «Конкурс-М», 30-мм автоматический гранатомет, дымовые гранатометы. Защищенность экипажа усилена за счет разнесенного бронирования и кевларового подбоя. Производитель — Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе.
  • МТ-ЛБМШ — БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем «Шквал».[5] Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1 спаренный с ней 7,62-мм пулемет КТ-7,62, две противотанковые управляемые ракеты (ПТРК) Барьер, 30-мм автоматический гранатомет, дымовые гранатометы.

Польские

Шведские

Машины на базе

Советские и Российские

Болгарские

Болгарский модернизированный МТ-ЛБ-M

Польские

Украинские

Операторы

  • Современные:
    •  Азербайджан — 393 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[9]
    •  Армения — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[10]
    •  Бангладеш — 134 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[11]
    •  Белоруссия — 66 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[12]
    •  Болгария — не менее 508, возможно, до 1297 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[13] Заключён контракт на поставку в Ирак 500 бронетранспортёров, которые будут снимаемые с вооружения.[14]
    •  Грузия — 8 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[15]
    •  ДР Конго — 6 единиц МТ-ЛБ поставлены из Украины в 2000 году[16]
    •  Ирак — 4 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[17]
    •  Казахстан — 180 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[18]
    •  Литва — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[19]
    •  Македония — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[20]
    •  Молдавия — 55 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[21]
    •  Мьянма — 26 МТ-ЛБМШ, по состоянию на 2010 год[22][23]
    •  Нигерия — 67 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[24]
    •  Россия:
    •  США — 17 единиц МТ-ЛБ поставлены из ФРГ в 1991 году[16]
    •  Украина — 2090 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[28]
    •  Уругвай — 3 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год[29]
    •  Финляндия — 16 МТ-ЛБу, 98 МТ-ЛБВ, по состоянию на 2010 год[30]
    •  Швеция — 137 Pbv.401A, из них 56 Pbv.4020 по состоянию на 2010 год[31]
  • Бывшие:

Служба и боевое применение

  1. Афганская война (1979—1989)[32]
  2. Вооружённый конфликт в Приднестровье — 1 МТ-ЛБ находился на вооружении Приднестровских вооружённых сил. Участвовал марта 1992 года в боях, в ходе которых был повреждён. Применялись также и со стороны Молдавии. На некоторые машины устанавливались установки ЗУ-23-2[33]
  3. Вторая чеченская война — использовались Российскими войсками. По состоянию на ноябрь 1999 года в Чеченской республике было сосредоточено 667 единиц МТ-ЛБ[34]
  4. Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)[35]

Изображения

Видео

См. также

Примечания

Литература

  • The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4
  • Лёгкий многоцелевой гусеничный транспортёр-тягач МТ-ЛБ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 6.00.001ТО. 4-е издание, дополненое. — Москва: Военное издательство, 1985. — 447 с.

Ссылки

dic.academic.ru

Универсальный солдат. Многоцелевой транспортер-тягач МТ-ЛБ

Шасси МТ-ЛБ оказалось настолько удачным, что на его базе разместили около двух десятков различных образцов техники и вооружения, например: зенитный ракетный комплекс «Стрела 10», противотанковый ракетный комплекс «Штурм С», радиолокационную станцию (РЛС) разведки наземных и надводных целей СНАР-10 «Леопард», машину радиационной и химической разведки РХМ «Кашалот». Дополнительно расширились возможности применения МТ-ЛБ в качестве многоцелевого шасси для размещения различного вооружения после разработки более вместительной модификации — МТ-ЛБу с удлиненной на один каток ходовой частью. МТ-ЛБу стал рекодсменом по количеству размещенных на нем комплексов вооружения и военной техники — более пятидесяти! Это и командно-штабные машины, машины разведки, связи и управления, радиолокационный комплекс «Зоопарк», комплекс дистанционной химической разведки «Даль» и т.д.

 

Серийное производство МТ-ЛБ началось в 1968 году на Харьковском тракторном заводе им. С. Орджоникидзе (ХТЗ) и продолжалось здесь вплоть до развала СССР. Однако потребность в МТ-ЛБ была так велика, что кроме Советского Союза его производство, по советской лицензии, было развернуто еще в двух странах-участницах Варшавского договора — Польше и Болгарии. С учетом лицензионного выпуска, семейство военных гусеничных машин на базе МТ-ЛБ одно из самых многочисленных в мире среди техники подобного класса. До недавнего времени только на вооружении Российской армии находилось около 20 тыс. МТ-ЛБ и машин на его базе, а всего их было произведено более 50 тыс. По численности его превзошел только американский М113 — за десятилетия производства в США и за рубежом было построено около 80 тыс. этих машин.

Легкий артиллерийский тягач АТ-Л («изделие 5А»), разработанный ГСКБ Харьковского тракторного завода в начале 50-х годов для замены артиллерийских тягачей М-2. Музей военной автомобильной техники, Рязань

О международном «признании» МТ-ЛБ свидетельствует тот факт, что транспортер-тягач и машины на его базе состояли на вооружении армий более тридцати стран, в том числе: Ирака, Финляндии, Болгарии, Венгрии, бывшей ГДР и т.д. После объединения Германии крупную партию МТ-ЛБ бывшей армии ГДР закупила Швеция, где на их базе была создана боевая машина PbV 401.

 

МТ-ЛБ прекрасно зарекомендовал себя не только как надежная и неприхотливая армейская машина в мирное время, но и достойно прошел через горнило различных локальных военных конфликтов, и военнные по-прежнему заинтересованы в его эксплуатации. Однако производство МТ-ЛБ давно прекращено, имеющиеся машины неизбежно изнашиваются и выходят из строя. Замены им, по прошествии стольких лет, так и не создали, поэтому проблема поддержания работоспособности парка МТ-ЛБ и его модернизации весьма актуальна. В современных условиях модернизация — единственный путь продления жизненного цикла и повышения технического уровня этой заслуженной, но по-прежнему нужной машины. Такие работы велись и ведутся в СНГ на ОАО «Муромтепловоз» (в советские времена осуществлял капитальный ремонт МТ-ЛБ), ОАО «Курганмашзавод», а также ХТЗ и заводе им. Малышева. Не отстают в этом вопросе и поляки — здесь этим занимается предприятие Huta Stalowa Wola, ранее производившее МТ-ЛБ по лицензии.

МТ-ЛБ на испытательном полигоне ХТЗ демонстрируют свои уникальные возможности по передвижению по бездорожью
Фото: Шумилин С.Э.

* * *

В Советской Армии традиционно большое внимание уделялось артиллерии — этому «богу войны». А полученный ценой большой крови боевой опыт ясно указывал, что для повышения мобильности орудий, их буксировки по бездорожью необходимы быстроходные гусеничные артиллерийские тягачи, которые бы обеспечивали артиллерии подвижность, необходимую для оперативного сопровождения маневрирующих войск.

 

В СССР разработкой и производством артиллерийских тягачей традиционно занимались на ММЗ в Мытищах и Харьковском паровозостроительном заводе им. Орджоникидзе (ХПЗ). В середине 40-х годов к проектированию подобной техники приступили и в отделе спецтехники Харьковского тракторного завода. Принимая во внимание недостатки имеющихся на вооружении легких артиллерийских тягачей, а также возросшие требования армии, связанные с ожидающимся появлением перспективных буксируемых артиллерийских систем, здесь в конце 1946 года начали проработку нового легкого артиллерийского тягача для буксировки орудий массой 6-8 т. В проведении этих работ завод активно поддерживало Главное артиллерийское управление.

 

В мае 1947 года было принято официальное решение об организации на ХТЗ специальной конструкторской группы, которая должна была заниматься быстроходными артиллерийскими тягачами. А уже к началу 1948 года были выпущены чертежи «изделия 5» — нового легкого артиллерийского тягача, получившего позднее армейский индекс АТ-Л (артиллерийский тягач легкий), который и был в конце 1952 года запущен в серийное производство на ХТЗ. Однако в процессе массовой армейской эксплуатации выявились его недостатки — сильные вибрации в местах крепления опор поддерживающих гусеницы роликов, приводившие к поломкам тонкостенных бортов корпуса.

МТ-ЛБ преодолевает заснеженный склон
Фото: Шумилин С.Э.

Можно сказать, что история многоцелевого транспортера-тягача изделие 6 (впоследствии МТ-ЛБ) началась в 1959 году, когда на ХТЗ попытались провести вторую модернизацию АТ-Л, установив на него более мощный двигатель. Однако первые же результаты испытаний показали, что в рамках существующей компоновки, при которой коробка перемены передач и двигатель размещались в одном блоке под капотом в передней части машины, дальнейшее повышение мощности, а, следовательно, подвижности и тяговых характеристик АТ-Л — практически невозможно. Использование нового более габаритного и тяжелого двигателя привело к тому, что машина начала «клевать» носом, затруднилось преодоление препятствий, возросли нагрузки на передние катки. В довершение всего, увеличившийся капот существенно ограничил обзор водителю вперед. Стало ясно, что необходимы совершенно новые компоновочные решения — не модификация, а разработка новой машины.

МТ-ЛБВ снегоболотоходная модификация МТ-ЛБ на уширенных гусеницах, предназначенная специально для эксплуатации в северных районах страны
Фото: Карабин Т.

Примерно в это же время Научно-технический Комитет Главного Ракетно-Артиллерийского Управления Министерства Обороны, учитывая необходимость дальнейшего повышения мобильности артиллерии на поле боя, которая диктовалась изменившимися условиями ведения современной войны, в особенности при высокой вероятности применения тактического ядерного оружия, пришел к заключению о необходимости создания нового типа артиллерийского транспортера-тягача, который должен был бы заменить сразу несколько машин: артиллерийские тягачи АТ-Л и АТ-П. Создание новой машины было сопряжено с большими трудностями, причем не только технического, но и политического характера. В этот период, из-за увлечения Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева ракетной техникой, развитие всех других видов вооружений и ствольной артиллерии в том числе — практически остановилось.

МТ-ЛБу («изд. 10»), разработанное для оборудования командно-штабных машин. Машина получила совершенно другой корпус
Фото: Шумилин С.Э.

 

Тем не менее в 1960 году в ГСКБ по тягачам ХТЗ, под руководством А.Ф. Белоусова (Главный конструктор ГСКБ с 1960 по 1986 годы), начались работы над «изделием 6». С учетом всех требований заказчика необходимо было разработать не просто новый тягач, а совершенно новую многоцелевую машину. Поэтому с самого начала, еще при выборе конструктивных решений, основной упор сделали на возможность создания широкой гаммы машин с унифицированным двигателем, обслуживающими системами, ходовой частью, трансмиссией, управлением, электрооборудованием, средствами связи, жизнеобеспечения и пр. В конструкцию были заложены очень высокие на то время технические характеристики: дизельный двигатель мощностью 240 л.с., скорость движения до 60 км/час, грузоподъемность до 2,5 т (масса буксируемого прицепа до 6,5 т), синхронизированная двухпоточная коробка перемены передач, торсионная подвеска с гидроамортизаторами, высокоэффективная система охлаждения и вентиляции. Одним из наиболее значительных конструктивных нововведений стал герметичный корпус, который должен был обеспечить машине плавучесть. Таким образом, транспортер получал возможность практически без подготовки преодолевать водные преграды, что существенно повышало мобильность оснащенных им артиллерийских частей.

Боевая машина 9П149 самоходного противотанкового комплекса «Штурм С» на базе МТ-ЛБ

Здесь необходимо отметить, что базовая конструкция тягача разрабатывалась в двух исполнениях — с бронированным и обычным корпусом. Позднее машина с бронированным корпусом получила индекс МТ-ЛБ (буква «Б» — бронированный), а с небронированным — МТ-Л. Хотя тягач-транспортер МТ-Л и получил одобрение Государственной комиссии, но серийно он не производился. На ХТЗ была построена только опытная партия МТ-Л для проведения испытаний, а вся документация и конструкторские разработки по нему были переданы Семипалатинскому машиностроительному заводу, успешно использовавшему их при совершенствовании своей продукции. Отказ от производства МТ-Л, несмотря на то, что он получался более дешевым и простым в изготовлении, объяснялся тем, что вооруженные силы были, прежде всего, заинтересованы именно в бронированном тягаче-транспортере. Необходимость в бронированном тягаче проявилась еще в годы Второй мировой войны, когда для борьбы с прорвавшимися танками расчетам противотанковых орудий приходилось выдвигаться на огневые позиции зачастую под огнем противника. Кроме того, бронированный корпус лучше защищал экипаж от воздействия поражающих факторов оружия массового уничтожения, применение которого в случае возникновения вооруженного конфликта считалось весьма вероятным.

Машина химической разведки РХМ «Кашалот», участвовавшая в ликвидации последствий аварии на атомной электростанции в Чернобыле. Для повышения степени защиты экипажа была сделана специальная герметичная капсула

МТ-ЛБу («изделие 10») поздних выпусков с измененной ходовой частью, в которую был добавлен седьмой опорный каток
Фото: Шумилин С.Э.

Учитывая неудачу второй модернизации АТ-Л, конструкторы избрали для «изделия 6» совершенно иную компоновку, нетрадиционную для артиллерийских тягачей — двигатель размещался в средней части машины, а коробка перемены передач, выполненная в едином блоке с бортовыми передачами, — в передней, соединяясь с ним карданным валом. Благодаря этому передняя часть машины не была перетяжелена, достигалась равномерная нагрузка на ходовую часть, а размещение массивного двигателя и его систем вблизи центра тяжести положительно влияло на повышение плавности хода. Отделение управления расположили между двигателем и трансмиссией, а всю заднюю часть машины заняла закрытая грузовая платформа, приспособленная также и для перевозки людей.

 

 

Опытные образцы тягача подверглись всесторонним испытаниям. Причем провести их постарались в различных климатических условиях, начиная от Арктики с ее низкими температурами и до Туркмении с ее жарой и высоким содержанием пыли в воздухе. Один из важнейших эксплуатационных показателей «изделия 6» — средняя скорость движения с полной нагрузкой и с 6,5-тонным прицепом по грунтовым дорогам — достигала 26-32 км/ч, что почти в полтора раза превышало данные АТ-Л. Замечаний было немного, и в 1964 году доработанные тягачи МТЛБ и МТ-Л были одобрены Государственной комиссией и рекомендованы к серийному производству. В этом же году они были приняты на вооружение Советской Армии. Как уже упоминалось выше, документация на МТ-Л была передана Семипалатинскому машиностроительному заводу, а на ХТЗ развернулась подготовка к производству МТ-ЛБ. Учитывая предполагавшийся большой объем выпуска новых тягачей, переход на новые технологии и пр., эта задача была отнюдь не простой. Поэтому первая промышленная партия МТ-ЛБ покинула цеха ХТЗ только в 1967 году. Надо сказать, что для любого завода переход на новую продукцию всегда является довольно болезненным процессом, к тому же надо учитывать, что к тому времени технологическое оснащение производства выпускавшегося на ХТЗ тягача АТ-Л достигло чрезвычайно высокого уровня — в 1963 году суточный выпуск составлял в среднем пять машин. И все это приходилось ломать, переходя на новую технику. Тем не менее, начиная с 1968 года на ХТЗ было налажено серийное производство МТ-ЛБ во все возрастающих объемах. Усилия конструкторов и работников завода были оценены правительством — за создание семейства многоцелевых гусеничных траспортеров-тягачей МТ-ЛБ и освоение его серийного производства группе специалистов ХТЗ в 1968 и 1972 годах была присуждена Государственная премия СССР. Среди ее лауреатов — конструкторы ГСКБ А.Ф. Белоусов, И. Губарев, Г. Карцев, Н. Олейников, Г. Шевченко.

 

В войсках МТ-ЛБ получил заслуженное одобрение, что не удивительно, так как конструкторам Харьковского тракторного завода удалось создать не просто бронированный тягач, а надежную универсальную машину. Интересно, что из-за высоких скоростных характеристик МТ-ЛБ артиллеристы первоначально даже столкнулись с неожиданной проблемой. В то время шины на колесах орудий заполнялись губчатым каучуком — густматиком (здесь нельзя было использовать традиционные пневматические шины, так как в боевых условиях орудиям приходилось «работать» под градом пуль и осколков и одного пробития шины было бы достаточно для того, чтобы орудие потеряло подвижность). Густматик обеспечивал достаточное смягчение ударов и толчков при движении по бездорожью и был нечувствительным к пулевым и осколочным повреждениям в бою. МТ-ЛБ, буксируя орудия, мог развивать скорость до 60 км/час (а без «прицепа» на хорошей грунтовой дороге его удавалось разгонять до 80 км/ час!), в то время как старые тягачи делали это на скоростях 30- 40 км/час, при этом оказалось, что при буксировке со скоростями 50-60 км/час густматик разогревается до такой степени, что на марше шины орудий буквально «взрывались» от возникающих в них температурных напряжений. Пришлось артиллеристам срочно заказывать промышленности опытно-конструкторские работы по повышению работоспособности колесного хода орудий на высоких скоростях буксировки.

 

Анатомия МТ-ЛБ

 

Герметичный корпус МТ-ЛБ сваривался из катаных броне- вых листов толщиной от 7 до 14 мм и обеспечивал защиту экипажа и десанта только от обычных (небронебойных) пуль ручного огнестрельного оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра. В передней части корпуса размещались агрегаты трансмиссии, за ними — отделение управления, в котором располагался экипаж машины из двух человек. Двигатель был установлен в средней части корпуса ближе к левому борту и прикрыт тепло-шумо-изоляционными перегородками. Вся остальная задняя часть корпуса предназначалась для перевозки личного состава или грузов, образуя десантное отделение или отделение грузовой платформы. Для сообщения отделения управления с десантным отделением между моторным отделением и правым бортом имелся проход.

Легкий многоцелевой гусеничный транспортер МТ-ЛБ с оборудованием для самоокапывания. На машинах, оборудованных отвалом в кормовой части, на левом борту устанавливалась дополнительная фара, видная на снимке

Польский МТ-ЛБ преодолевает водоем на учебном полигоне. Волноотражательный щиток поднят

В отделении управления слева располагается механик-водитель, а справа — командир машины. Перед каждым из них, в лобовом листе корпуса, для ведения наблюдения оборудовано по окну, которые в боевой обстановке закрывались броневыми крышками (в этом случае наблюдение велось через пять смотровых приборов ТНПО-170А, три у механика и два — у командира). На крыше отделения управления установлено оборонительное вооружение МТ-ЛБ — 7,62-мм пулемет ПКТ во вращающейся конической башенке. Функции стрелка исполняет командир. Левее башни находятся посадочные люки командира и механика-водителя.

 

Многотопливный V-образный дизельный двигатель ЯМЗ-238В мощностью в 240 л.с. и обслуживающие его системы установлены в специальной выгородке. Благодаря использованию этого двигателя МТ-ЛБ удалось обеспечить высокий для конца 60-х годов показатель удельной мощности — 26 л.с./т. Для облегчения запуска в холодное время двигатель снабжен специальным устройством, обеспечивающим подогрев жидкости в системе охлаждения и масла в картере.

МТ-ЛБу с укороченным корпусом (шестикатковая ходовая часть) подготовлен к плаву — поднят волноотражающий щиток, установлены гидродинамические щитки. Испытания МТ-ЛБу в районе Харькова
Фото: Шумилин С.Э.

Агрегаты механической трансмиссии расположены в передней части корпуса перед отделением управления и отделены от него перегородкой. Коробка передач имеет шесть передач переднего хода и одну — заднего. Двухпоточный механизм поворота обеспечивает получение двух фиксированных радиусов поворота на каждой передаче, а также пять дополнительных замедленных передач для движения вперед и одну ускоренную — для движения назад, кроме того, был возможен неустойчивый поворот на нейтрали с радиусом примерно равным половине ширины колеи. Управление поворотом машины осуществляется механиком с помощью двух рычагов.

 

Мощность от двигателя к трансмиссии передается с помощью карданного вала, проходящего между сиденьями механика и командира.

Машина старшего офицера батареи 1В13, на базе МТ-ЛБу, выпуска до 1982 года (несъемные гидродинамические решетки в носовой части машины), армии ГДР

Расположенное в кормовой части машины десантно-грузовое отделение рассчитано на размещение до 11 полностью экипированных пехотинцев или 2500 кг груза (при буксировке прицепов с массой до 6500 кг машина может перевозить груз до 2000 кг). В кормовом отсеке внизу вдоль бортов установлены два топливных бака. Каждый бак имел сверху поролоновые подушки и служил скамьей для четырех человек. При перевозке грузов спинки сидений откидывались на баки, образуя опоры для груза. В походе рядом с моторным отделением были установлены два откидных сиденья, еще одно находилось возле задней перегородки двигателя. Вход в десантно-грузовое отделение осуществлялся через двухстворчатые двери в кормовом бронелисте, также было предусмотрено два люка, расположенные в крыше. Для наблюдения за полем боя в десантном отделении имеется стеклоблок Б-2 в правом борту и смотровой прибор ТНПО-170, в правой кормовой дверце. Для ведения стрельбы из личного оружия имелось четыре амбразуры.

Машина РХМ Российской Армии. На корме видна система разметки территории КЗО-2, установленная в рабочее положение

В ходовой части МТ-ЛБ использовалась торсионная подвеска. Ходовая часть включала двенадцать опорных катков, два ведущих колеса, две направляющие колес заднего расположения и две гусеницы. На передних и задних узлах подвески устанавливались телескопические гидроамортизаторы и ограничители хода балансиров. Опорные катки выполнялись из алюминиевого сплава. Между ступицей и внешним кольцом с резиновым бандажом каждого катка приваривалось два диска, образующие между собой внутреннюю воздушную камеру, благодаря которой повышалась плавучесть машины. Движение на плаву со скоростью до 6 км/час обеспечивалось за счет перемотки гусениц. Для повышения эффективности их работы в передней части подкрылков устанавливались гидродинамические щитки, а позади опускались направляющие гидродинамические отражатели. Для предотвращения заливания машины водой спереди поднимался волноотражательный щит, устанавливались удлинитель на воздухопитающую трубу и защита от заливания выхлопа. На тягаче имелись высокопроизводительные помпы, откачивающие воду, благодаря их работе МТ-ЛБ могла удерживаться на плаву даже при 30% потере плавучести.

К-612-0 — станция засечки ядерных взрывов на базе МТ-ЛБ

Часть транспортеров МТ-ЛБ выпускалась с компактным и легким оборудованием для самоокапывания. Его вес составлял 350 кг, а общая длина машины с установленным оборудованием для самоокапывания возрастала всего на 250 мм. Оборудование давало возможность МТ-ЛБ рыть котлованы для устройства позиций, в которых мог размещаться как он сам, так и буксируемые им системы и прицепы. Время, затрачиваемое на оборудование укрытия для транспортера, составляло 1,5-2 часа. Оборудование для самоокапывания состояло из отвала скреперного типа шириной 2950 мм, навешивающегося на корме корпуса, и гидропривода. Установка отвала в рабочее положение могло производиться экипажем дистанционно, не выходя из машины, для чего служили силовые гидроцилиндры. На марше отвал переводился в крайнее верхнее положение либо снимался со своих тяг и закреплялся на правом борту.

 

Параллельно с разворачивающимся серийным производством МТ-ЛБ была разработана его снегоболотоходная модификация — МТ-ЛБВ, предназначенная специально для эксплуатации в северных районах страны. На МТ-ЛБВ, за счет использования новой уширенной мелкозвенчатой гусеницы с несимметричными траками (для левой и правой гусениц) и некоторого снижения номинальной грузоподъемности — с 2 до 1,5 тонн, удалось существенно снизить и без того небольшое удельное давление тягача на грунт, доведя его значение до 0,28 кг/см2 (против 0,45 кг/см2 у МТ-ЛБ), что было очень существенно для болотистых и заснеженных просторов северной тундры. При этом средняя скорость движения МТ-ЛБВ с прицепом по глубокому снегу достигала 9-18 км/час.

Солдаты Болгарской армии десантируются из МТ-ЛБ

В 70-х годах в серийное производство был запущен и целый ряд специализированных шасси для носителей вооружения, созданных на базе МТ-ЛБ, которые в основном отличались деталями конструкции корпуса и соответствующими изменениями в составе оборудования.

 

Так, например, «изделие 49» послужило базой для боевой машины 9П149 самоходного противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) «Штурм С», принятого на вооружение в 1979 году и обеспечивавшего поражение целей с толщиной брони до 560 м на дальностях от 400 до 5000 м.

 

По сравнению с колесным шасси машины семейства БРДМ-2 противотанкового комплекса «Конкурс», уже стоявшего на вооружении, МТ-ЛБ обладал лучшей проходимостью и значительным внутренним объемом, достаточным для размещения выдвижной пусковой установки (ПУ) и автоматизированного устройства заряжания. Боекомплект боевой машины состоял из 12 довольно крупных высокоскоростных ракет (транспортно-пусковой контейнер «Штурма» имел длину около 1,9 м и вес 46 кг).

Брошенный иракский МТ-ЛБ, на нем установлена ЗУ 23-2 с самодельным бронированием. На вооружении иракской армии находилось большое количество этих машин

Для размещения пусковой установки и боезапаса в конструкции МТ-ЛБ были проведены следующие изменения. В крыше грузового отделения вместо двух посадочных люков был выполнен Т-образный проем для выхода выдвижной ПУ, ликвидированы подушки-сиденья на нижних топливных баках, а также их спинки. На 45 л уменьшена вместимость правого верхнего топливного бака, соответственно на 50 км упал запас хода. На корпусе были установлены дополнительные элементы для крепления оборудования, а в его кормовой части отсутствовали смотровые приборы, стеклоблок и амбразуры. Была упразднена пулеметная башенка ТКБ-01-1, а проемы в корпусе под нее и правое смотровое окно закрыты специальными колпаками. Из-за возросшего энергопотребления был установлен дополнительный электрогенератор мощностью до 6,5 кВт.

 

Пусковая установка несла один транспортно-пусковой контейнер с ракетой. Отказаться от многоракетной ПУ удалось благодаря обеспечению быстрого перезаряжания — за время, меньшее продолжительности полета ракеты к цели. Средняя боевая скорострельность комплекса получилась 3-4 выстрела в минуту. Время перехода комплекса в боевое положение составляло 15 с, в походное — 12 с. Также был обеспечен пуск ракеты из положения на плаву при движении боевой машины со скоростью до 5 км/час. Экипаж состоял из двух человек. Несмотря на то, что масса боевой машины 9П149 по сравнению с МТ-ЛБ возросла и составила 12,3 т, это не оказало существенного влияния на характеристики подвижности.

После «первой иракской войны» американцы использовали некоторые трофейные иракские МТ-ЛБ. Например, во время учений МТ-ЛБ «играли» за вражескую сторону, за так называемые Opposition Force. Обратите внимание на установленные дополнительные антенны и проблесковый сигнальный фонарь. Пулемет снят

При наличии на вооружении более массового ПТРК «Конкурс», комплекс «Штурм-С» рассматривался как средство пресечения прорыва танковых частей противника в глубь обороны, подобно противотанковой артиллерии Резерва Верховного главного командования периода Великой Отечественной войны, и направлялся в части армейского и фронтового звена.

 

 

На базе ходовой части и силовых агрегатов МТ-ЛБ была разработана и уникальная машина химической разведки РХМ «Кашалот». Корпус РХМ спроектирован заново, причем для повышения степени защиты экипажа его разместили в специальной герметичной капсуле.

 

До этого, на протяжении многих лет, самой распространенной машиной радио-биохимической разведки Советской Армии и стран Варшавского договора была БРДМ-2РХб, оснащенная соответствующим оборудованием. Но ее существенным недостатком было то, что при выходе химика-разведчика машина полностью разгерметизировалась, и отравляющие вещества проникали внутрь. После этого нужно было проводить спецобработку машины — или же экипажу приходилось продолжать выполнять задание в противогазах и защитных костюмах Л-1.

 

В «Кашалоте» экипаж — командир машины и механик-водитель — размещались в герметичной капсуле с системой противоатомной защиты (ПАЗ), расположенной в центральной части корпуса, а за ней, в кормовой части машины, имелся еще один дополнительный отсек-шлюз. РХМ оснащалась разнообразными датчиками и оборудованием для обнаружения вредных веществ. Также на машине устанавливалась система разметки территории КЗО-2, навигационная система и система связи.

 

Система разметки территории КЗО-2 предназначалась для разметки зараженной территории на пути следования машины специальными флажками и позволяла экипажу устанавливать их не покидая машины — при нажатии кнопки специальный пиропатрон вбивал в грунт железный штырь с флажком. В кармашек флажка вкладывалась записка, характеризующая обнаруженную опасность, а в темное время суток дополнительно навешивался фонарик. Стойка с комплектом флажков была смонтирована на правой стороне в кормовой части машины. Во время работы на территории, зараженной ОМП, стойка разворачивалась в вертикальное положение, а в походном укладывалась на крышу машины.

 

Кроме линейной машины РХМ была разработана специализированная машина-командный пункт РХМ-К с дополнительной системой связи, но без системы разметки территории КЗО-2.

 

«Длинный» МТ-ЛБ — перевезем все!

 

Конец 60-х годов стал временем бурного развития различных радиолокационных систем, электронных систем управления различными комплексами вооружения и войсками, вес и габариты которых колебались в очень широких пределах, — и их разработчикам постоянно требовались гусеничные или колесные многоцелевые шасси высокой проходимости. Поэтому еще при разработке базовой конструкции МТ-ЛБ предусматривалась возможность создания на его базе широкой гаммы машин, с унифицированными между собой двигателем и трансмиссией, а также обслуживающими их системами и ходовой частью. На основе этих базовых элементов конструкции можно было создавать корпуса для изделий различного назначения, при этом длину задней части корпуса, свободную от силовых агрегатов, а также форму и размеры его крыши можно было легко изменять в зависимости от назначения машины.

Брошенный МТ-ЛБ с 23-мм зенитной установкой ЗУ-23-2. Молдавия, Бендеры, август 1992 года

В соответствие с планом основных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по вооружению и военной техники для Сухопутных войск Советской Армии на 1970-75 годы, для размещения некоторых комплексов вооружения и военной техники, а также для командно-штабных машин различного уровня на ХТЗ началась разработка 7-каткового шасси МТ-ЛБ повышенной грузоподъемности — «изделие 10», впоследствии принятое на вооружение под наименованием МТ-ЛБу.

 

На новой машине была полностью изменена форма броневого корпуса. Для компенсации возросшей массы и сохранения подвижности на МТ-Лбу установили двигатель повышенной до 300 л.с. мощности. Конструкторам также удалось обеспечить новой машине плавучесть. Движение на плаву обеспечивалось за счет перемотки гусениц. Для повышения эффективности их работы в передней части подкрылков были предусмотрены гидродинамические щитки, а сзади — кормовые решетки.

 

В 1985 году без остановки серийного производства была проведена модернизация многоцелевого шасси МТ-ЛБу. В результате были расширены возможности для размещения оборудования различных комплексов управления, а также упростилось их обслуживание. Очень важным нововведением стала установка автономного агрегата электропитания (СЭП) мощностью 30 л.с., который обеспечивал электричеством установленную на машине аппаратуру на стоянке, без включения основного двигателя.

 

На базе МТ-ЛБу выпускалось множество различных специализированных военных комплексов. Например, для артиллерийских частей были созданы комплекс управления артиллерийским огнем 1В12 и радиолокационный комплекс разведки позиций ракет и артиллерии 1Л219 «Зоопарк-1»; для инженерных войск — комплекс дистанционной химической разведки КДХР-1Н «Даль»; для частей ПВО сухопутных войск — подвижные пункты управления ПВО мотострелкового (или танкового) полка 9С8 «Овод-М-СВ» — ППРУ-1 и 9С80-1 «Сборка» — ППРУ-1м, а также унифицированный батарейный командирский пункт 9С737 «Ранжир», различные командно-штабные машины комплекса АСУВ «Маневр».

Финский МТ-ЛБВ буксирует 122-мм миномет

Продолжая развивать семейство МТ-ЛБ, конструкторы ХТЗ в 1980-1982 годах разработали опытные образцы транспортера-тягача МТ-ЛБу с укороченным корпусом и 6-катковой ходовой частью. Эта машина была построена в двух вариантах — с обычной механической и с гидромеханической трансмиссией. Однако в серию она не пошла.

 

В 1982 году на ХТЗ успешно прошла испытания и была запущена в серийное производство новая модификация снегоболотоходного транспортера МТ-ЛБВ, получившая индекс МТ-ЛБВМ. С учетом боевого опыта войны в Афганистане, вооружение тягача-транспортера было усилено. Вместо 7,62-мм пулемета ПКТ во вращающейся башенке, который имел небольшие углы возвышения, новый МТ-ЛБВМ вооружили крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом НСВТ в установке, которая позволяла вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. Наведение пулемета осуществлялось ручными приводами изнутри машины с правого сиденья отделения управления.

МТ-ЛБ с установленной на нем ЗУ 23-2, на военном параде по случаю празднования 10-летия независимости Абхазии

В 1990 году, незадолго до развала СССР, на основе компоновки шасси МТ-ЛБу с укороченным корпусом (6-катковая ходовая часть) и унифицированных узлов машин семейства МТ-ЛБ был создан гражданский снегоболотоходный плавающий транспортер ХТЗ-10НК «Харьков». Машина успешно прошла комплекс испытаний, после чего была запущена в серийное производство.

 

 

Потребность в машинах семейства МТ-ЛБ была настолько велика, что было принято решение организовать их лицензионное производство в ряде стран-участниц Варшавского договора. В 1972 году по советской лицензии серийное производство МТ-ЛБ и машин на его базе началось в Болгарии. В освоении серийного производства болгарской стороне большую помощь оказали специалисты ГСКБ и Харьковского тракторного завода, за что ХТЗ был награжден орденом Димитрова, в то время высшей наградой Болгарии.

МТ-ЛБ, использующийся по своему прямому назначению — артиллерийского тягача, буксирует орудие Д-30. На крыше машины закреплены ящики с артиллерийскими выстрелами. Чечня

В 1979 году аналогичное лицензионное производство было развернуто и в Польше. А в 1987 году конструкторская и технологическая документация на «изделие 35» — шасси под установку зенитно-ракетного комплекса «Стрела-10М3» — была куплена Югославией.

 

По данным справочника «Jane’s», Болгария располагала 2350 МТ-ЛБ, изготовленными на заводе BETA. В основной массе они практически не отличаются от оригинала. Но все же часть машин была выпущена с собственными доработками, что внесло в широкую гамму семейства еще большее разнообразие. Так, например, тягач MT-LB-VB, выпускавшийся в Болгарии, отличался от оригинала установкой 12,7-мм пулемета на правой стороне корпуса. В Болгарии на базе МТ-ЛБ выпускались 82-мм и 120-мм самоходные минометы (KShM R-81 и KShM-R-80), санитарная машина MT-LB SE, машина химической разведки MR HR и автоматизированный комплекс химической разведки Maritza.

 

Собственные программы модернизации МТ-ЛБ были и в Польше. Так, была разработана инженерная машина, различные машины управления, а также ЗСУ.

Покупайте новые номера журнала «Наука и техника» в нашем интернет-магазине. У нас Вы также можете заказать книги, постеры, календари, магниты с авиацией, бронетехникой и многое другое. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

naukatehnika.com

МТ-ЛБМШ — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации
Перейти к поиску

МТ-ЛБМШ
МТ-ЛБМШ
Классификация БМП
Боевая масса, т 12,5[1]
Экипаж, чел. 2[2]-3[1]
Десант, чел. 7[1][2]
История
Производитель ХЗТМ[1]
Годы производства с 2006
Годы эксплуатации с 2007
Количество выпущенных, шт. 26
Основные операторы Мьянма Мьянма
Размеры
Длина корпуса, мм 6454[2]
Ширина, мм 2850[2]
Высота, мм 2410[2]
Бронирование
Тип брони стальная

ru.wikipedia.org

About the author

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о