Тонар 4525 – Карьерный самосвал ТОНАР-4525-0000010

Содержание

Карьерный самосвал Тонар 4525. Считаем кубометры. » Русский Мир

КАРЬЕРНЫЙ САМОСВАЛ ТОНАР 4525: СЧИТАЕМ КУБОМЕТРЫ

   В какой-то момент мне показалось, что огромный грузовик все-таки застрянет в воротах цеха. Карьерный самосвал, в отличие от дорожной техники, не ограничен в размерах техрегламентом, поэтому сделан с расчетом на большую вместимость: этот «Тонар» имеет три метра в ширину и почти четыре в высоту.

 

 

   Водитель оказался профи: покрутившись взад-вперед и хорошенько прицелившись, он все-таки вывел на волю «Тонар 4525» , самое массивное творение завода за всю его 24‑летнюю историю.

Интеграция

Карьерник устроен довольно просто, хотя простачком гигант вовсе не выглядит. Как объяснили создатели машины, именно к этому они и стремились. «Навернуть» можно было все что угодно, но чем проще конструкция, тем дешевле окажется грузовик в эксплуатации и обслуживании.

Китайское происхождение кабины не скрыть, но по качеству и оснащению нареканий нет

На раму собственного производства установили одноместную китайскую кабину – вполне пристойную и внешне, и по оформлению нутра. Гладкая эмаль, плотно подогнанные стыки панелей, добротные и функциональные клавиши, рычаги и кнопки. Возможно, в реальном деле «китайское качество» и проявится, но в моих руках всё работало без нареканий.

Органы управления и панель приборов интуитивно понятны: стрелки спидометра и тахометра, подрулевые переключатели, крутилки управления климатом – всё как на легковой машине. Имеются мощная печка, кондиционер, аудиосистема с разъемами USB и SD. Еще бы, ведь работать приходится по 8–12 часов в смену.

Из необычного – сильно отлогий руль большого диаметра, пневмосиденье с регулировкой жесткости и рычаг подъема-опускания кузова. Под кабиной – шестицилиндровый дизель ЯМЗ‑650, в котором немало высококачественных деталей от именитых компаний.

Сиденье удобное, с подвеской и регулировкой по высоте

Крутящий момент на задние колеса передается через китайскую девятиступенчатую коробку передач Fast Gear. Утверждают, что эту коробку получил не только Тонар, но и многие другие тяжелые грузовики, и потребители ею довольны.

Мосты, тормоза и гидравлика – европейского производства, а вот кузовсвой, причем есть два варианта исполнения: 37‑кубовый для перевозки сыпучих грузов и 25‑кубовый для скальной породы. Второй сделан из более толстого листа и не имеет заднего борта. Оба оснащены козырьком над кабиной (в соответствии с требованиями безопасности) и системой обогрева выхлопными газами, чтобы в мороз груз не примерзал.

В рабочем состоянии

Динамические характеристики самосвала обусловлены спецификой использования: при грузоподъемности 45 т и полной массе 63 т нужна прежде всего ломовая тяга, а максимальная скорость машины невелика – всего 40 км/ч. Плечо перевозки у такой техники – несколько километров, преимущественно по бездорожью, так что быстрее не требуется. Зато важна проходимость. Поэтому у Тонара внушительный дорожный просвет, защита двигателя, блокировка мостов (включается принудительно кнопкой на приборной панели), шины с глубоким и развитым протектором. Есть и система контроля давления TireBoss, позволяющая подкачивать шины в движении.

Справа от места водителя расположен дополнительный радиатор: при необходимости его можно включить принудительно

Случись сползать по крутому рельефу – пригодится вспомогательный тормоз, позволяющий более эффективно тормозить двигателем на спуске и разгрузить обычные тормоза.

Маневренность карьерника соответствует размеру. На заводской территории с низко висящими трубами, узкими проездами и снующими туда-сюда погрузчиками он как слон в посудной лавке. А в карьере проблем не будет – там иные пространства.

Расход топлива, как и межсервисный интервал, сильно зависит от условий эксплуатации. В любом случае производитель дает гарантию на 16 месяцев, 2400 моточасов или 60 тыс. км.

Создатели карьерника «Тонар» старались создать машину дешевле китайских конкурентов, а по надежности близкую к европейским.

Выхлопная система проведена через кузов. К теплому металлу не липнет замерзшая порода.

Разлетелись

На машиностроительном заводе «Тонар» собирают уже второй десяток карьерных грузовиков. Первые машины передали заказчикам. География поставок обширна: карьерные «Тонары» работают во Владимирской области, на Кузбассе, в Башкирии и Казахстане. Предприятие собирает отчеты об эксплуатации автомобилей в различных условиях и при необходимости вносит изменения в конструкцию.

В перспективных планах – производить один такой карьерник в день. Задача амбициозная, поскольку рынок подобных машин в России (сегмент до 50 т) не слишком велик – около 4000 самосвалов в год. Но шанс есть: европейские и американские аналоги дόроги и в условиях нестабильной экономической ситуации будут окупаться долго, а китайские плохо приспособлены к нашим условиям.

Основной конкурент подмосковного завода – БелАЗ. Но белорусы сфокусированы на многотонных гигантах, а производитель «Тонаров» отслеживает каждый пятидесятитонник и может более гибко взаимодействовать с клиентом – в частности, подтянуть сервисную сеть поближе к проданным автомобилям или при необходимости решить внезапно возникшие технические проблемы в «ручном режиме». В общем, есть надежда, что карьерным «Тонаром» заинтересуются небольшие предприятия.

ПЛЮС: Удобная машина, хорошая гарантия

МИНУС: Много импортных комплектующих

Идея начать выпуск карьерного самосвала родилась в ходе плотной работы с нашими клиентами. Вдруг выяснилось, что они вынуждены использовать для карьерных работ магистральные грузовики, вовсе для этого не предназначенные. Хороших и недорогих карьерников не найти – и мы предложили «Тонар 4542». Выгода очевидна: один автомобиль заменяет два обычных, сокращается время погрузки, доставки, разгрузки.

Немного истории

Машиностроительный завод «Тонар» основали в 1990 году. Началис выпуска передвижных торговых точек и прицепов к легковым автомобилям. Со временем предприятие освоило производство более сложной техники – грузовых полуприцепов, изотермических кузовов и самосвальных установок. С 2009 года здесь собирают грузовики «Тонар», постепенно расширяя гамму прицепов специального назначения. Всего в программе более 100 различных моделей – магистральные грузовики и прицепы к ним, сельхозтехника, карьерные самосвалы. На заводе работают свыше 700 сотрудников, большая часть технологических процессов роботизирована.

Денис Кривцов, генеральный директор директор машзавода «Тонар»

 

Информация для ознакомления.
Мнение редакции «Русский Мир»
может не совпадать с мнением авторов статей

rusmir.su

Карьерный самосвал ТОНАР-45251

Семейка рыжих монстров

Карьерный самосвал ТОНАР-45251

Даниил Минаев
Фото автора и Юрия Петрова

В России исстари масштабность неординарного проекта как конфетку оборачивали в красивую обёртку: Царь-пушка, Царь-колокол, царь-танк Лебеденко, царь-паровоз АА, хрущёвская царь-бомба. Семейство царей! Теперь вот – царь-самосвал ТОНАР…

Впервые подмосковный завод из Губино озадачился выпуском большегрузных самосвалов 8 лет назад, когда был создан многозвенный автопоезд для транспортирования горной массы на дальние расстояния.

В 2013 году увидел свет карьерный самосвал ТОНАР-4525 внедорожного габарита. Тогда объявлять машину «своей» на заводе не спешили, поскольку кабинный модуль и агрегатную базу пришлось собирать от Ярославля до Китая.

Но в прошлом году с подачи АЛРОСА оба конструкторских подхода были объединены в один, благодаря чему получился уникальный многозвенный карьерный монстр. Автопоезд ТОНАР-95405 внедорожного габарита в составе капотного седельного тягача ТОНАР-45252 с кабиной собственного производства.

Поправка на современность

В этот раз компания вернулась к исходной точке и решила проработать ещё и варианты самосвалов серии ТОНАР-4525, но с собственной кабиной. Таким образом, ООО «Машиностроительный завод «Тонар» становится первой и единственной российской компанией с оригинальными карьерными машинами собственной разработки.

Стимулом к созданию машин послужил интерес Daimler AG к российскому рынку. На СТТ-2014 концерн проверял реакцию горняков, представив 40-тонный самосвал Western Star 6900XD для работ вне дорог общего пользования. В «Тонаре» не стали дожидаться времён, когда придётся замещать и этот импорт, благо рынок лежит под ногами.

Набор решений, применяемых в американском самосвале, широко используется в мире, а по массогабаритным параметрам, компоновке и расположению кабины Western Star 6900XD во многом похож на МАЗ-530, который выпускали в 1950–1960-х годах в Минске и Жодино. Даже странно, что на протяжении 60 лет эту концепцию считали в России тупиковой.

Новинка, получившая обозначение ТОНАР-45251, выполнена в стиле классического американского технологического грузовика с огромным 2-метровым капотом. Глядя на него, ожидаешь, что интерьер будет выполнен в ключе американских полстелларов.

Для того чтобы забраться в брутальную кабину, цепляюсь за хромированные поручни и, использовав целый каскад ступеней, оказываюсь в кабине на рабочем месте.

Интерьер оказался таким же брутальным, как и в прошлогоднем ТОНАР-45252 – со стёганой кожаной обивкой стен и потолка, с хромированными панелями, в которые вписаны круглые приборы с аналоговыми шкалами, и мощными тяжёлыми дверями на массивных петлях, что убедительно свидетельствует о неординарности этого гиганта. Водителю в кабине вполне комфортно, если, конечно, не появляться на дорогах общего пользования – это будет слон в посудной лавке. В кабине никакой экзотики – причудливых органов управления и никакого дефицита обзора.

Полностью подвесной педальный узел и мощный ГУР позволяют не думать о перемещении в пространстве такого гиганта. По правую руку обычный селектор АКП марки Allison со светящимся окошком индикации и кран стояночного тормоза. Имеется даже пара специально закреплённых на панели подстаканников, а кондиционер входит в базовую комплектацию. На верхнем выступе кабины перед водителем закреплено УСПВЛ – устройство сигнализации приближения автосамосвала к ЛЭП.

Круги по полигону

Если многотонные специализированные карьерники значительно отличаются от грузовиков силовыми схемами и органами управления, то ТОНАР-45251 шириной около 3,5 м, длиной почти 11 м, высотой 4,7 м и полной массой 69 т воспринимается как обычный самосвал, только очень большой…

Устраиваюсь поудобнее. Кресло фирмы Grammer с поддержкой на спинке и подушке сиденья. Рулевая колонка регулируется по вылету и углу наклона. Ремень безопасности закреплён на изголовье спинки.

Теперь запускаю двигатель и ставлю ногу на тормозную педаль. Далее перевожу рычаг 6-ступенчатого «автомата» в положение «DRIVE», сбрасываю курок стояночного тормоза и осторожно, чтобы никого не задеть и ничего не разворотить, пячусь задним ходом на тестовую трассу.

Сначала надо протянуть назад по прямой. «Здесь всё понятно и даже неплохо», – думал я, глядя в широкие зеркала заднего вида, которые выдвинуты на стойках вперёд. Далее следует небольшая змейка с заездом на пересечённую местность, чтобы окончательно прикинуть радиус поворота. Даже на порожней машине руль немного туговат и его приходится размашисто вращать с перехватом, пока не почувствуешь предел поворота колёс. Впрочем, управление без зверских усилий как на педалях, так и на рулевом колесе.

Ориентироваться можно по правому габаритному усу, но это не заменит водителю глазомера. Затем следует упражнение «разворот в ограниченном пространстве». Для лучшего привыкания к габаритам надо бы ещё раз оглянуться в окна и сориентироваться по зеркалам.

А теперь самое захватывающее – прямик длиной 500 метров и правую педаль в пол!

С набором скорости эмоции только нарастают: кажется сам медведь на двухметровом капоте наливается силой. Разгон 40, 45, 50, 55 км / ч! Рокот тутаевского мотора переходит в солидный рёв, а колёса выбивают пыль из бетонки. Тут же выявляется специфика машины: переключение происходит при повышенных оборотах двигателя. Но самосвал без рыскания уверенно продолжает разгоняться до 60-ти и тесная территория заставляет сбросить скорость, а так хотелось разогнаться ещё!

Повторные заезды и маневрирование позволили более тонко оценить манеру езды этого гиганта. Акселератор работает своенравно и весьма интересно. Для того чтобы держать под контролем четыре с лишним сотни лошадей, которые приводят в движение почти 24 тонны порожнего самосвала, нужно аккуратно дозировать тягу. Поэтому правая педаль в начале хода чуть упирается, словно намекая, мол, ты точно всё продумал, уверен, что справишься, тогда жми сильнее, я откликнусь, не сомневайся!

Позже, возвращаясь на стоянку, неожиданно понял, что за каких-то 30 минут я полностью привык к тяжёлой и габаритной машине и готов прямо сейчас отправиться в забой на погрузку, чтобы оценить езду в загруженном состоянии. Однако, увы. Этих двух, только что построенных самосвалов, уже ожидают заказчики, один в Бурятии, другой в Ростовской области. Вот там водители и наберутся впечатлений.

Семейные узы и десятки отличий

Инструментальные обмеры показали отличия машин по всем параметрам кроме кабины. Для наглядности лучше их привести на схеме в сравнении с прошлогодним автопоездом ТОНАР-95405 для транспортировки горной массы на дальние расстояния.

Кстати, первенец этой рыжей семейки – самосвальный автопоезд с седельным тягачом ТОНАР-45252, невзирая на скепсис критиков, очень полюбился водителям АЛРОСА, где он проходил опытную эксплуатацию. Сдельная зарплата зависит от тоннажа и кубатуры перевезённого груза, и перевозимые 130 т в кузове автопоезда ТОНАР за одну ходку, в два раза выше, чем у европейских автопоездов. Как всегда бывает, за схожей внешностью близнецов скрываются разные характеры и судьбы. Все три самосвала таят в себе десятки отличий комплектации, деталировки и технических решений, причём не все отличия так заметны глазу, как например, зеркальные стойки и оптика.

Протестированный угольный самосвал с рамой № 41 на момент тест-драйва уже проходил испытания как «Тонар-45253». Мы даже глянули на все замечания: проблемы с электрикой стеклоочистителей, вентилятором кондиционера, расширительным баком антифриза и тугим рулём… Мелочные гаражные придирки. Пока обе машины, согласно обозначению, нанесённому на рамах, несут индекс 45251ОН. Второй скальный самосвал с рамой № 52 позволяет судить о том, сколько же всего машин серии ТОНАР-4525, включая капотные, было выпущено с 2013 года. О нём судить ещё рано, он первый раз выехал на улицу!

Отличия коснулись и ходовой части. Обе машины отличаются конструкцией передней балки и механизмами рулевого управления. С учётом тяжёлых условий работы, гидроусилители с сошками и тягами продублированы и стоят по обе стороны моста. На тестируемом «угольке» классические рулевые редукторы с рулевой трапецией. А на скальном варианте гидравлическая рулевая рейка. Оба самосвала одинаковой грузоподъёмности оборудованы кузовами ковшового типа и рассчитаны на транспортировку крупнокусковой породы в карьерах, но имеют разную конфигурацию и геометрию. При снаряжённой массе в 23,5 т автомобили способны перевезти до 45 т породы.

С миру по нитке

Глядя на происхождение узлов, агрегатов, приборов и компонентов этого эксклюзивного самосвала, кажется, что весь мир постарался для ТОНАРов модели 45251. На сегодняшний день предлагается два варианта двигателей. Нашему «угольку» достался 8-цилиндровый 17,24-литровый квадратный тутаевский турбодизель ТМЗ-8437.10 (ход поршня и диаметр цилиндра 140 мм) мощностью 425 л.с. Самосвалу для скальной породы досталась 450-сильная длинноходная «шестёрка» Cummins QSZ13-450-II родом из КНР.

Два варианта двигателей:

Необходимо сказать, что «скальный» самосвал с «Камминзом» мы не рискнули прогнать в тестовом режиме. Машину собрали буквально за пару дней до презентации и видно, что не все метизы с крепежом и деталями установлены – их всегда ставят по месту. На самосвал не заведён даже бортовой журнал, и заводским испытателям ещё предстоит машину научить ездить.

Централизованная система смазки Lincoln

На все технологические самосвалы ТОНАР устанавливается система централизованной автоматической смазки Lincoln Quicklube, обеспечивающая подачу смазочного материала в 24 точки. Герметичное оборудование исключает попадание абразива в пары трения, снижает расход материалов из-за точной дозации, снижает трудозатраты на техобслуживание. При этом повышается срок службы таких узлов, как шкворни, пальцы, рулевые тяги и наконечники, серьги рессор, опоры подвесок и кабин.

Коробка передач у обеих машин одна – американский автомат Allison венгерской сборки. Передние балки различимы по толщине. Ведущие мосты одинаковые марки Hande из Поднебесной. Тормозное и пневмооборудование построено в основном на компонентах Wabco из Германии. Гидроцилиндры подъёма кузова итальянские, марки Penta. Многие РТИ и силиконовые детали прибыли из Санкт-Петербурга, от компании «Хорс». Радиатор системы охлаждения двигателя, масляный теплообменник и интеркулер ТАСПО изготовлены в белорусских Смолевичах. Кстати, было заметно, что все трубопроводы изготовлены и прилажены на ТОНАРе прямо по месту. А вот сиденья водителя и пассажира, носящие марку Grammer были сделаны в Республике Татарстан, в городе Елабуга. Шины марки AEOLUS, консолидированного предприятия, учреждённого Таможенной администрацией Народной Республики Китай.

И опять немного матчасти

Бесспорно, что главные достоинства этого специфического грузовика кроются отнюдь не в кабине. Наиболее интересны здесь надстройка и ходовая часть. Но стоит сказать о деталировке. Многие узлы закрыты толстыми металлическими листами или упрятаны в бронированные короба, как, например, аккумуляторная батарея или топливный бак. Впечатляют толстенные стойки зеркал заднего вида.

Тестовый автомобиль для Ростова-на-Дону был оборудован цельнометаллическим кузовом ковшового типа геометрической вместимостью 35 м3, предназначенным для сыпучих грузов. Как было сказано – преимущественно угля. На втором автомобиле, изготовленном для Бурятии, кузов вместимостью 27 м3 предполагает перевозку крупнокусковой скальной породы с фракциями большого диаметра.

Кузова изготовлены из стали 09Г2С, толщина бортов – 6 мм, толщина днища – 12 мм. Для подъёма используется пара подпольно (!) установленных гидроцилиндров Penta, оба кузова с подогревом от выхлопных газов. Грузоподъёмность самосвальной платформы, как уже говорилось, составит 45 т.

Передняя балка на пневморессорной подвеске грузоподъёмностью 13 т. Толстенные карданные валы вращают два ведущих моста задней балансирной тележки на рессорах с резиновыми упругими элементами. В отличие от гидропневматической подвески такое решение проще, практически не нуждается в обслуживании и работает в диапазоне температур от –60 до +50 °С. Ведущие мосты – Hande 25T с межколёсными и межосевыми блокировками. Конструкция довольно традиционная для самосвала, причём не только карьерного, а и общестроительного. Только все детали более крупные и массивные, под стать грузоподъёмности и полной массе машины.

Карьерный и дорожный, привычный и родной

Подобная техника производится малыми сериями. Увидеть такой транспорт на обычной дороге, что в лотерею выиграть. На заводской площадке они надолго не задерживаются – машина изготовляется строго на заказ. Сейчас в России существует порядка 100 компаний, занятых в добыче полезных ископаемых (без учёта 6 монополистов в нефтегазодобыче). Этот рынок очень критичен и тендеры на разработку месторождений недропользователи в регионах зачастую выигрывают безальтернативно. Для увеличения рентабельности бизнеса ГОКи пытаются снизить расходы не только через закупку экономичной техники, но и большегрузных экспериментальных образцов, на которые имеются налоговые преференции.

«Малотоннажный» карьерный самосвал (70 т полной массы для карьерника не так много) по набору конструкторских решений похож на обычный самосвал, который накачали стероидами. А ещё плюс ко всему у «4525-х» серий в активе двухосная задняя тележка, а значит, показатель сцепной массы 0,8 позволит более безопасно работать на рудных спусках и обледенелых технологических дорогах – типичной среде обитания для БелАЗов с колёсной формулой 4х2, у которых коэффициент едва дотягивает до 0,7. А вот мягкие грунты такие машины в отличие от шарнирно-сочленённых ADT не любят.

Мотор-колёса, электротяга, дистанционное управление – такие конструкции свойственны ещё более тяжёлой специальной технике, и здесь, конечно, этого не будет. Предел применения гидромеханики мы видели в прошлом году на тесте 90-тонного Terex TR100.

Вот и получается, что при желании специальный транспорт можно сконструировать, широко используя традиционные решения, характерные для массового автотранспорта. Это удобно в эксплуатации, если не ставить во главу угла узкую специализацию такой техники.

Автопоезд ТОНАР-95405 внедорожного габарита в составе капотного седельного тягача ТОНАР-45252 с кабиной собственного производства.

www.gruzovikpress.ru

Двухзвенный самосвальный автопоезд «Тонар 95400» и карьерный 3-осный самосвал «Тонар 4525»

Сюрпризы Тонара

Даниил Минаев, Юрий Петров, фото Даниила Минаева

Затяжная весна своими сюрпризами перечёркивала презентационные графики многих дилеров и производителей. Знакомство с новинками весь март проходил в режиме министерской госприёмки накануне квартального аврала. То ледяной дождь, то снег, то вьюга… Хоть валенки с фуфайкой надевай!

Потом что-то переменилось в небесной канцелярии. Заводу «Тонар» из подмосковного Орехово-Зуево погода явно благоволила. Солнце вмиг растопило сугробы. Смежники, заказчики и журналисты прыгали через лужи, не ожидая, что презентация будет проходить не в офисе, а в производственных условиях.

«Тонар» куёт новинки едва ли не ежеквартально. Начав в 1990-х с легковых прицепов и киосков под лозунгом «ТОвары НАРоду!» на сегодняшний день заводчане раскрутили маховик производства до индустриальных масштабов. После освоения широчайшей гаммы полуприцепов, тягачей и самосвалов бренд «Тонар» избавился от флёра копеечной ширпотребности. Серьёзное предприятие должно делать серьёзную технику. «Тонар» становится разменной тонной в автомобильной отрасли.

Наращивая борт

Двухзвенный самосвальный автопоезд «Тонар 95400» является дальнейшим развитием многозвенных сочленённых полуприцепов. Самосвальные автопоезда с каждым годом становятся всё более узкоспециализированными, что накладывает отпечаток на их конструкцию. Боковая разгрузка в полуприцепах позволяет стандартизировать процесс загрузки без дополнительных манёвров с подачей в забой, разгрузку на отвале с обязательным отцеплением одного из прицепов, работать в ограниченном по высоте пространстве и механизацию разгрузки из кабины.

«Тонар 95400» рассчитан на перевозку крупнодисперсных мелкокусковых сыпучих грузов (щебень, песок) на обустроенных дорогах с минимальными перепадами высот. Борта с развитой силовой футеровкой рассчитаны на высокую удельную плотность перевозимого груза, однако отсутствие подогрева не позволяет транспортировать пластичные массы, например глину, о чём предупреждает надпись на передней стенке кузова.

Грузоподъёмность новинки возросла почти до 100 т, а полная допустимая масса зашкаливает за 120 т. Автопоезда с такой массой и длиной ограничены в передвижении по дорогам общего пользования, что может служить даже достоинством – в глуши обычно технологические дороги содержатся в лучшем состоянии, нежели федеральные и муниципальные трассы. Заказывают подобные многозвенники, как правило, рачительные эксплуатанты: например, монгольские и казахские рудники с ограниченными залежами и короткими циклами выработки, где эксплуатация крупнотоннажных БелАЗов потребовала бы дорогостоящих вложений в дорожную инфраструктуру и парковое хозяйство.

При таком не самом массовом производстве и специфической эксплуатации между поставщиком и потребителем существует стабильная обратная связь. Это даёт возможность оперативно устранить недоработки конструкции и задать необходимые характеристики для следующего заказа. Так, с каждой новой моделью возрастала грузоподъёмность техники. Одни из первых версий сцепки могли взять на борт 45 или 48 т, затем был преодолён рубеж 53 т, в 2012 году производитель заявил о превышении 65 т. Сейчас была представлена 95-тонная сцепка. «Тонар» уже «по умолчанию» может решить логистические задачи, предлагая к полуприцепам собственные тягачи.

Техническая характеристика многозвенного автопоезда «Тонар 95400»
Грузоподъёмность автопоезда, кг95 700
Полная масса автопоезда, кг123 700
Снаряжённая масса автопоезда, кг28 000
Распределение полной массы, кг
  • на ССУ тягача
  • на 1-ю колёсную тележку
  • на 2-ю колёсную тележку

28 000
50 000
45 700
Вместимость кузовов, м363,8 (26,5+37,3)
Шины12.00R24
Количество осей/ колёс6/24 (+1 запасное)

Карьерный современник

Вторая представленная новинка – карьерный 3-осный самосвал «Тонар 4525» грузоподъёмностью 45 т (или 50 т американских «коротких тонн») – выглядит более знаковой, поскольку автомобилей такого класса отечественная промышленность не выпускала.

Он представляет собой аналог нового китайского самосвала Shacman STL3501 (Shaanxi) и выполнен по классической схеме (двигатель спереди, жёсткая рама, карданная передача, привод 6х4).

По характеристикам «Тонар 4525» занимает промежуточное место между шарнирно-сочленёнными самосвалами ADT и карьерными самосвалами.

Техническая характеристика карьерного самосвала «Тонар 4525»
Габаритные размеры, мм8620х3000х3793
Полная масса, кг67 000
Грузоподъёмность, кг45 000
Двигатель:
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
Weichai WD 12.375, турбодизель, I-6
11 596
375
1500
Коробка передач
  • Количество ступеней вперёд/ назад
Fuller 9JSD180, механическая
9/1
Передаточное число главной передачи12,87
Вместимость топливного бака, л360
Гидроцилиндр кузоваPenta HFC4280.149.3
Рулевое управлениеZF с ГУР
Колёсная формула6х4
Передний мостHanDe 13T
Задний мостHanDe 25T
Шины14.00-24NHS
Максимальная скорость, км/ч41

Двухосная задняя тележка в условиях карьера даёт больший показатель коэффициента сцепной массы (0,7), нежели у автомобилей с колёсной формулой 4х2. К этому стоит добавить лучшее тормозное сопротивление на рудных спусках в карьерах и обледенелых технологических дорогах – типичной среде обитания для такой техники.

Кабина внутри просторная и без изысков. Панель приборов без каких-либо необычных блокировок и прочей экзотики, как у шарнирно-сочленённых самосвалов ADT.

Кузов без развитой силовой футеровки изготовлен из стали 09ГС2 и рассчитан под сыпучие мелкокусковые грузы. Толщина стенок 6 мм, днища – 12 мм. Машина в стандартной комплектации оборудована карьерными шинами Advance серии E-3c. Подобная комплектация ориентирована на строительные и индустриальные цели (транспортировка предварительно измельчённой породы на плече не более 30 км) и работу в карьерах с непостоянными объёмами выработки.

www.gruzovikpress.ru

Карьерный самосвал «Тонар-7501»

Горняк без ограничений

Леонид Круглов, Любовь Ильина
Фото МЗ «ТОНАР»

Внедорожные самосвалы появились в производственной программе МЗ «ТОНАР» пять лет назад и буквально с первых поставок стали открытием для российского рынка технологического транспорта. Основная область их применения – горнодобывающая промышленность, связанная с добычей полезных ископаемых открытым способом.

Здесь они работают на перевозке сыпучих грузов различных фракций на технологических дорогах. Условия эксплуатации более чем спартанские: большое количество подъёмов и спусков, экстремальные погодные условия и практически непрерывная однообразная работа при небольших плечах. «Карьерники» незаменимы при проведении вскрышных работ, на транспортировке скальной породы из забоя до ГОКа, но должны обладать колоссальным запасом прочности. На них не распространяются весовые и габаритные ограничения, поскольку они в редких случаях выходят на дороги общего пользования.

При стабильной и острой потребности в технологических самосвалах в России их никто не выпускал, и чаще всего горняки использовали дорожные самосвалы с колёсной формулой 8х4 в версии mining европейских автомобильных компаний.

Имея 10-летний опыт сотрудничества с горняками в разработке прицепов и полуприцепов для транспортировки породы, руды, угля и других полезных ископаемых , несколько лет назад руководство МЗ «ТОНАР» приняло решение о выпуске технологического самосвала внедорожного габарита. Первенцем стал 45-тонный «Тонар-4525-0000010». Для российской автомобильной промышленности это был новый класс техники – в России до тех пор их никто и никогда не выпускал. Пессимисты утверждали, что компания, никогда не занимавшаяся всерьёз выпуском таких специфических автомобилей, не добьётся успеха.

Используя опыт, накопленный при создании семейства «Тонар-4525», в Губино уже через три года разработали мощный седельный тягач «Тонар-45252» с двухзвенным самосвальным автопоездом «Тонар-95405» для транспортировки горной породы. Запаса мощности 760-сильной рядной «шестёрки» Cummins QSK19 C600 рабочим объёмом 18,9 л достаточно для работы в составе 28-метрового автопоезда полной массой 187 т! Для эксплуатации таких автопоездов нужны специально подготовленные технологические дороги, исключающие большие подъёмы, спуски и имеющие оптимальный радиус поворота.

У некоторых вызывал недоумение ретроградный дизайн автомобиля. Нарочито крупный моторный отсек, мощная полированная облицовка радиатора из нержавеющей стали, брутальная кабина, панель приборов из полированной стали, бросающиеся в глаза головки болтов на панелях – всё было непривычно, не имело ничего общего со стилем белорусских или японских карьерных самосвалов. Но именно дизайн красноречиво говорил о назначении автомобиля. Секрет непривычного внешнего образа самосвала был достаточно прост – руководство МЗ «ТОНАР» привлекло к сотрудничеству австралийских конструкторов. Специфика эксплуатации на длинных (до 100 км) плечах заставила разработать максимально простые и надёжные конструкции, обеспечивающие абсолютной надёжностью всех узлов и агрегатов. В результате все внешние элементы автомобиля получились максимально простыми, экономичными в изготовлении и прочными, а ремонт или замена их в результате аварии сводится к замене нескольких деталей на болтовых соединениях.

Технологические автопоезда работают на плече свыше 20 км, обычно на прямой дороге, а технологические самосвалы – на плече до 15–30 км, но в более сложных дорожных условиях. Всё это связано с экономическими показателями, в частности, удельный расход топлива автопоезда составляет 30 г/т∙км, а у самосвала – в 2 раза больше.

Прошлогодние самосвалы «Тонар-45251» стали предметом жарких споров и обсуждений. Но уже через полгода скептические прогнозы не оправдались: спрос на карьерные самосвалы серии «4525» постоянно растёт, а следом растёт и объём их выпуска. Самосвалов этого семейства выпущено более 60 единиц и основная масса работает в Кемеровской области на перевозке угля. В феврале этого года была выпущена экспортная версия для кубинского металлургического завода «Антильяна де Асеро им. Хосе Марти».

В этом году на базе «Тонар-45251» спроектировали карьерный самосвал «Тонар-7501» грузоподъёмностью 60 т, а полная масса гиганта приближается к 88 т!

Самосвал второго поколения объединил все новинки и разработки, которые были опробованы на самосвалах первого поколения и тягаче для «Алроса»: подвеску, автоматическую КП, рулевое управление и т.д.

В качестве силового агрегата на новом самосвале использовали 6-цилиндровый 15-литровый турбодизель Cummins QSX15 мощностью 540 л.с. (при 2100 об/мин) и максимальным крутящим моментом 2344 Н∙м при 1400 об/мин. Удельный расход топлива по скоростной характеристике при максимальной мощности не превышает 210 г/кВт∙ч. Гидромеханическая коробка передач Allison 4700 c гидротрансформатором и ретардером уже хорошо зарекомендовала себя на тягаче «Тонар-45252». Вместимости 700 л топливного бака достаточно для работы в течение полной смены.

Передняя подвеска пневморессорная, усиленная, задняя – балансирная на резиновых упругих элементах. Такая схема подвески позволяет надёжно работать в условиях особо больших осевых нагрузок, с которыми не справляются обычные многолистовые рессоры. Вертикальная нагрузка на каждый ведущий мост передаётся через четыре упругих элемента, продольные и боковые нагрузки воспринимаются реактивными тягами с резинометаллическими шарнирами. Допустимая нагрузка на каждую ведущую ось составляет 35 т, при этом основные детали подвески имеют трёхкратный запас прочности.

Балка переднего моста Hande – 17,5 т, средний и задний мост Hande – 35 т. Карданный вал открытого типа с игольчатыми подшипниками. В трансмиссии применены межколёсные и межосевые блокировки; передаточное отношение главной передачи – 14,298. Шины бескамерные, пневматические 16.00R25, самые крупные из всех, которые применялись на МЗ «ТОНАР»,

На «Тонар-7501» применена система централизованной автоматической смазки Lincoln Quicklub на 24 точки смазки, которая повышает долговечность таких узлов, как шкворни, пальцы, рулевые тяги, серьги рессор, опоры подвесок и кабин и т.д.

Цельнометаллический кузов с задней разгрузкой и гидравлической системой подъёма кузова оснащён системой подогрева выхлопными газами для предотвращения примерзания груза. Днище и стены изготовлены из низколегированной стали марки 09Г2С. Возможно два исполнения кузова: 48-кубометровый (с шапкой 2:1 – 60 м3) с задним откидным бортом с верхней осью вращения и ковшового типа для транспортировки 27 кубометров (с шапкой 2:1 – 37 м3) скальной породы.

www.gruzovikpress.ru

ТОНАР-4525. Централизованная система смазки | Журнал СпецТехника и Коммерческий Транспорт

Трехосный карьерный самосвал, выпускаемый Машиностроительным заводом ТОНАР с позапрошлого года, модернизирован. Из прочих доработок стоит особо выделить централизованную систему смазки, позволившую снизить трудоемкость технического обслуживания и повысить надежность работы основных узлов и агрегатов. Напомним, что карьерный самосвал ТОНАР-4525 рассчитан на перевозку 45 т сыпучих грузов и выпускается с двумя типами разгружаемых назад самосвальных платформ: для перевозки песка и других мелкофракционных пород, а также для перевозки спкальных пород, с упрочненными днищем и бортами. В 2015 году завод произвел два десятка ТОНАР-4525, в планах на следующий год – как минимум двукратно увеличить их выпуск.


Интересное от редакции:

18.12.2015 в 07:30

15.09.2015 в 08:16

14.09.2015 в 08:03

12.09.2015 в 10:12

28.04.2015 в 08:29

22.04.2015 в 08:06

11.02.2015 в 08:39

01.12.2014 в 21:02

15.07.2014 в 11:01

Читайте также:

01.03.2014 в 14:47

08.12.2014 в 05:52

11.07.2014 в 17:54

15.07.2014 в 11:01

05.11.2014 в 13:39

29.12.2014 в 13:07

21.11.2014 в 15:12

21.01.2015 в 09:13

05.11.2014 в 13:43

04.01.2015 в 13:48

st-kt.ru

Тонар-45251 карьерный самосвал — характеристики, описание, фото

Назад к списку полуприцепов 

Тонар-45251 Карьерный самосвал

  • Для перевозки сыпучих грузов кузов оборудован задним откидным бортом с верхней осью вращения. Объём кузова 37 куб.м.
  • Для перевозки скальной породы кузов изготовлен из листов увеличенной толщины, не имеет заднего борта. Объём кузова 25 куб.м.

В конце декабря 2013 года во Владимирском карьероуправлении (ГУП ВКУ) прошли испытания карьерного самосвала Тонар-45251 с кузовом «ковшового» типа, предназначенного для перевозки скальной породы с фракциями большого диаметра. Тонар-4525 был поставлен в линию по перевозке скальной доломитовой породы наряду с импортными «карьерниками». Плечо перевозки от погрузки до дробильного завода составляло 1,2 км. После первых пробных поездок было принято решение вместо двух импортных самосвалов поставить один Тонар-45251 грузоподъемностью 45 тонн и объёмом кузова 25 куб.м.

В конце июля 2014 г Тонар-45251 приступил к работе по перевозке шлама на крупнейшем предприятии горно-добывающего сектора г. Темиртау (Казахстан) АО «АрселоМиттал Темиртау». Встав на линию, «Тонар» заменил собой ДВА (!) самосвала иностранного производства.

Габаритный чертеж 45251 (под скальную породу)
gabaritnyy-chertezh-45251-pod-skalnuyu-porodu.pdf [148,95 Kb] (cкачиваний: 19)
Габаритный чертеж 45251 (для перевозки угля)
gabaritnyy-chertezh-45251-dlya-perevozki-uglya.pdf [143,19 Kb] (cкачиваний: 21)
Презентация Тонар-45251 скачать prezentaciya-tonar-45251.pdf [4,47 Mb] (cкачиваний: 22)

Технические характеристики

Масса перевозимого груза, кг.
45 000
Объем кузова, куб.м.
25 — 37
Собственный вес, кг.
22300
Двигатель
ТМЗ-8437.10
Мощность двигателя, л.с.
425
Максимальный крутящий момент
1913 (195) Nm
Коробка передач
9JSD180 9 передач вперед,1 – назад
Колёсная формула
6х4
Шины
14.00-25
Передняя балка
HANDLE 13Т
Задний мост
HANDLE 25Т
Трансмиссия
механическая
Передаточное отношение задних мостов
10,75
Максимальная скорость, км./ч.
41
Максимальный радиус разворота, мм
9 500
Максимальный угол подъема, преодолеваемый самосвалом, град.
30
Параметры кузова
сталь 09Г2С, толщина стенок-10/6, толщина днища —
Кабина
одноместная
Кондиционер
в базовой комплектации
Гидроцилиндр
Penta HFC 4280 149 3
Топливный бак
360 литров

vsyatekhnika.ru

Самосвалы «Тонар 95400» и «Тонар 4525»

Сюрпризы Тонара. Двухзвенный самосвальный автопоезд «Тонар 95400» и карьерный 3-осный самосвал «Тонар 4525».

Даниил Минаев, Юрий Петров

Затяжная весна своими сюрпризами перечёркивала презентационные графики многих дилеров и производителей. Знакомство с новинками весь март проходил в режиме министерской госприёмки накануне квартального аврала. То ледяной дождь, то снег, то вьюга… Хоть валенки с фуфайкой надевай!

Потом что-то переменилось в небесной канцелярии. Заводу «Тонар» из подмосковного Орехово-Зуево погода явно благоволила. Солнце вмиг растопило сугробы. Смежники, заказчики и журналисты прыгали через лужи, не ожидая, что презентация будет проходить не в офисе, а в производственных условиях.

«Тонар» куёт новинки едва ли не ежеквартально. Начав в 1990-х с легковых прицепов и киосков под лозунгом «ТОвары НАРоду!» на сегодняшний день заводчане раскрутили маховик производства до индустриальных масштабов. После освоения широчайшей гаммы полуприцепов, тягачей и самосвалов бренд «Тонар» избавился от флёра копеечной ширпотребности. Серьёзное предприятие должно делать серьёзную технику. «Тонар» становится разменной тонной в автомобильной отрасли.

Наращивая борт

Двухзвенный самосвальный автопоезд «Тонар 95400» является дальнейшим развитием многозвенных сочленённых полуприцепов. Самосвальные автопоезда с каждым годом становятся всё более узкоспециализированными, что накладывает отпечаток на их конструкцию. Боковая разгрузка в полуприцепах позволяет стандартизировать процесс загрузки без дополнительных манёвров с подачей в забой, разгрузку на отвале с обязательным отцеплением одного из прицепов, работать в ограниченном по высоте пространстве и механизацию разгрузки из кабины.

«Тонар 95400» рассчитан на перевозку крупнодисперсных мелкокусковых сыпучих грузов (щебень, песок) на обустроенных дорогах с минимальными перепадами высот. Борта с развитой силовой футеровкой рассчитаны на высокую удельную плотность перевозимого груза, однако отсутствие подогрева не позволяет транспортировать пластичные массы, например глину, о чём предупреждает надпись на передней стенке кузова.

Стотонная сцепка «Тонар 95400» в статике и в работе

Стотонная сцепка «Тонар 95400» в статике и в работе

Стотонная сцепка «Тонар 95400» в статике и в работе

Грузоподъёмность новинки возросла почти до 100 т, а полная допустимая масса зашкаливает за 120 т. Автопоезда с такой массой и длиной ограничены в передвижении по дорогам общего пользования, что может служить даже достоинством – в глуши обычно технологические дороги содержатся в лучшем состоянии, нежели федеральные и муниципальные трассы. Заказывают подобные многозвенники, как правило, рачительные эксплуатанты: например, монгольские и казахские рудники с ограниченными залежами и короткими циклами выработки, где эксплуатация крупнотоннажных БелАЗов потребовала бы дорогостоящих вложений в дорожную инфраструктуру и парковое хозяйство.

При таком не самом массовом производстве и специфической эксплуатации между поставщиком и потребителем существует стабильная обратная связь. Это даёт возможность оперативно устранить недоработки конструкции и задать необходимые характеристики для следующего заказа. Так, с каждой новой моделью возрастала грузоподъёмность техники. Одни из первых версий сцепкимогли взять на борт 45 или 48 т, затем был преодолён рубеж 53 т, в 2012 году производитель заявил о превышении 65 т. Сейчас была представлена 95-тонная сцепка. «Тонар» уже «по умолчанию» может решить логистические задачи, предлагая к полуприцепам собственные тягачи.

Техническая характеристика многозвенного автопоезда «Тонар 95400»
Грузоподъёмность автопоезда, кг95 700
Полная масса автопоезда, кг123 700
Снаряжённая масса автопоезда, кг28 000
Распределение полной массы, кг
  • на ССУ тягача
  • на 1-ю колёсную тележку
  • на 2-ю колёсную тележку
28 000
50 000
45 700
Вместимость кузовов, м363,8 (26,5+37,3)
Шины12.00R24
Количество осей/ колёс6/24 (+1 запасное)

Карьерный 3-осный самосвал «Тонар 4525»

Карьерный современник

Вторая представленная новинка – карьерный 3-осный самосвал «Тонар 4525»грузоподъёмностью 45 т (или 50 т американских «коротких тонн») – выглядит более знаковой, поскольку автомобилей такого класса отечественная промышленность не выпускала.

Он представляет собой аналог нового китайского самосвала Shacman STL3501 (Shaanxi) и выполнен по классической схеме (двигатель спереди, жёсткая рама, карданная передача, привод 6х4).

Рабочее место

По характеристикам «Тонар 4525» занимает промежуточное место между шарнирно-сочленёнными самосвалами ADT и карьерными самосвалами.

Техническая характеристика карьерного самосвала «Тонар 4525»
Габаритные размеры, мм8620х3000х3793
Полная масса, кг67 000
Грузоподъёмность, кг45 000
Двигатель:
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
Weichai WD 12.375, турбодизель, I-6
11 596
375
1500
Коробка передач
  • Количество ступеней вперёд/ назад
Fuller 9JSD180, механическая
9/1
Передаточное число главной передачи12,87
Вместимость топливного бака, л360
Гидроцилиндр кузоваPenta HFC4280.149.3
Рулевое управлениеZF с ГУР
Колёсная формула6х4
Передний мостHanDe 13T
Задний мостHanDe 25T
Шины14.00-24NHS
Максимальная скорость, км/ч41

Выгрузка

Двухосная задняя тележка в условиях карьера даёт больший показатель коэффициента сцепной массы (0,7), нежели у автомобилей с колёсной формулой 4х2. К этому стоит добавить лучшее тормозное сопротивление на рудных спусках в карьерах и обледенелых технологических дорогах – типичной среде обитания для такой техники.

Кабина внутри просторная и без изысков. Панель приборов без каких-либо необычных блокировок и прочей экзотики, как у шарнирно-сочленённых самосвалов ADT.

Элементы ходовой части и гидравлики

Элементы ходовой части и гидравлики

Элементы ходовой части и гидравлики

Кузов без развитой силовой футеровки изготовлен из стали 09ГС2 и рассчитан под сыпучие мелкокусковые грузы. Толщина стенок 6 мм, днища – 12 мм. Машина в стандартной комплектации оборудована карьерными шинами Advance серии E-3c. Подобная комплектация ориентирована на строительные и индустриальные цели (транспортировка предварительно измельчённой породы на плече не более 30 км) и работу в карьерах с непостоянными объёмами выработки.

Источник  http://www.gruzovikpress.ru/

perevozki-stolitsa.ru

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *