роторные, цепные, гусеничные, малогабаритные и траншеекопатели мтз
Траншейный экскаватор – это землеройная спецмашина самоходного типа с непрерывным действием, имеющая в качестве рабочего органа многоковшовый или скребковый инструмент. В работе оставляет за собой выкопанную траншею конкретного профиля с одновременной транспортировкой из нее отработанного грунта. Траншейные экскаваторы стоят особняком среди рядов прочей спецтехники. Это происходит благодаря их специальному назначению и особенностям конструкции, позволяющим выполнять задачи, непосильные для других строительных и дорожно-строительных аппаратов.
Область применения траншейных экскаваторов
Назначение траншейных экскаваторов – подготовка ям, котлованов и траншей определенных размеров и формы для строительства различных объектов жилого, производственного либо дорожно-транспортного комплекса. Они используются на строительстве следующих объектов:
- Подземных коммуникаций различного назначения путем открытого рытья траншей:
- Трубопроводов для транспортировки воды, газа, нефти и т.п.,
- Централизованных систем отопления,
- Канализационных систем,
- Кабельных линий связи либо электроснабжения.
- Ленточных фундаментов большой протяженности для установки различных зданий и сооружений,
- Для создания ровных контуров будущих котлованов и других строительных выемок.
ИНТЕРЕСНО! Траншеекопатели, в отличие от одноковшовых экскаваторов, способны разрабатывать грунт абсолютно любого типа, даже мёрзлый и каменистый.
Особенности конструкции
Независимо от вида землеройного оборудования и особенностей самой машины, все траншейные экскаваторы сохраняют одинаковый набор основных частей:
- Базовый тягач пневмоколесного либо гусеничного типа, который обеспечивает равномерное поступательное передвижение всего агрегата,
- Рабочее оборудование роторного или цепного типа, закрепленное на машине навесным либо полуприцепным способом,
- Отвальное устройство, ссыпающее грунт в отвал либо транспортные средства для последующего вывоза,
- Дополнительное подъёмно-спусковое устройство для управления подъёмом и установкой в рабочее положение навесного оборудования.
Виды
Наиболее распространены классификации траншейных экскаваторов по виду самого тягача (колёсный или гусеничный) и по типу рабочего оборудования, где различают роторные и цепные машины.
Цепные
Цепные траншеекопатели (ЭТЦ) имеют рабочее оборудование в виде одно-либо двухрядной бесконечной (спаянной в кольцо) цепи. Она, огибая наклонную раму, несет на себе ряды ковшей или скребков определенной ширины.
Крепление цепи может быть:
- Свободное, с провисанием на поддерживающих и направляющих роликах,
- Жесткое на баровом рабочем органе машины.
При этом каждый из копающих ковшей оснащен режущим элементом и специальными откосообразователями, с помощью которых можно настраивать машину на рытье траншеи прямоугольного либо трапециевидного профиля.
В работе малогабаритного траншеекопателя цепи движутся поступательно сразу в двух направлениях: вокруг рамы или бара для отделения и транспортировки грунта, а также в сторону тягача для отрывания кусков грунта определенной глубины. С помощью цепного экскаватора можно получить глубину траншеи более 8-ми метров, а ширину – от 0,14 м и выше.
Роторные
Траншейные экскаваторы с рабочим органом роторного типа (ЭТР) разрабатывают грунт с помощью нескольких или одного жесткого колеса (ротора), на котором и размещены ковшовые резаки или зубья. Копка траншеи проходит при вращении этого колеса вокруг рамы на роликовых элементах с постепенным увеличением толщины снимаемой стружки от нуля до максимума.
ВАЖНО! Преимущество использования роторного траншеекопателя – возможность разработки пнистых грунтов благодаря превращению ротора в диско-фрезерный элемент при замене ковшей зубьями.
Роторная машина может прокапывать траншеи глубиной до 3-х и шириной от 0,8 до 2,5 метров. Она имеет более высокий КПД и большую производительность работы, чем цепная, но рытье более глубоких траншей для неё проблематично, т.к. влечет за собой сильное увеличение массы и габаритов навесного оборудования.
На фото роторный траншеекопательГусеничные
Траншейные экскаваторы производятся на базе колёсных или гусеничных спецмашин. При этом тягачи на гусеничной основе дают такие преимущества, как:
- Большую проходимость и сцепление с грунтом.
- Более высокую мощность, при этом мощностные возможности рекордсменов достигают 1500 л.с.
- Возможность как наклонного, так и вертикального расположения рамы с режущими элементами.
Вертикально расположенная рама расширяет область применения экскаватора, позволяя копать траншеи на холмистой местности и склонах.
- Смещение рамы относительно тягача для копки траншеи вдоль дороги, по правую либо левую сторону от неё.
Производители
Изготовлением траншейных экскаваторов занимаются компании по производству спецтехники как отечественного, так и зарубежного происхождения, с представительствами в разных странах мира.
Caterpillar
Caterpillar (США) – мировой лидер в изготовлении всевозможной спецтехники разного класса тяжести. Его модельные линейки включают наземные и подземные аппараты, используемые в разработке полезных ископаемых, а также сельскохозяйственных, строительных, карьерных и других подобных работах. Траншеекопатели Caterpillar предназначены для работы в строительстве для жилищных, сельскохозяйственных либо коммерческих целей. Они отлично справляются с выемкой неглубоких траншей для прокладки трубопроводов и кабеля.
Vermeer Manufacturing Company
Vermeer Manufacturing Company (США) представляет несколько модельных линеек экскаваторов (это несколько десятков моделей), включающих модификации на колёсном и гусеничном ходу, с оборудованием как цепного, также и роторного типа. Техника этой фирмы оборудована электронным управлением посредством микропроцессорной системы, которая синхронизирует действия тягача и рабочих органов машины. Благодаря этому упростились управление и диагностика машины. Кроме этого, некоторые модели оснащены лазерными системами для контроля глубины траншеи.
Case Corporation
Модельные линейки Case Corporation (Франция) для траншейных экскаваторов значительно уже, чем у «Vermeer». Это колёсные машины с планетарными мостами весом от 327-и до 5761 кг, имеющие в качестве основного либо дополнительного оборудования копатели цепного и дискового типа, а также бурильную установку и др.
ООО «Радицкий машиностроительный завод»
Радицкий завод (Россия, Брянск) производит экскаваторы роторного типа на базе гусеничных тракторов Т-170. Это колоссальная техника весом до 32-х тонн, дающая особенно большую ширину траншей и имеющая габаритные конвейеры для эвакуации отвала грунта. Отлично приспособлены к работе со сложными породами, содержащими мелкоабразивные частицы. Широкое применение находят в газо-и нефтепроводных работах.
ДГУП «Дмитровский экскаваторный завод»
Дмитровский завод представляет цепную технику с несколькими видами цепей зимнего и летнего вариантов, отличающихся по длине, ширине и величине зубца. Основной базовый трактор здесь – МТЗ-82. Есть модели, дающие траншею шириной до 110-ти см и глубиной до 1,5 м.
Цепной траншейный экскаватор ЭЦУ-150 на базе трактора МТЗ-82ОАО «Михневский ремонтно-механический завод»
Михневский завод предлагает потребителям цепные экскаваторы как с «летними», так и с «зимними» цепями. Они отличаются шириной: 140 мм для зимнего варианта и до 410-ти для летнего. Конструкторы завода постоянно усовершенствуют свою технику, добавляя новые элементы и возможности.
Последняя новинка «Михневцев» – двухбаровые траншеекопательные машины.
ОАО «Копейский машиностроительный завод»
Копейским заводом (Россия, Челябинск) выпускается горно-шахтное оборудование на цепной и баровой основе, приспособленное для работы с мёрзлыми грунтами. Модели имеют широкий диапазон веса и длины бара в стандартной поставке и широкий набор дополнительного навесного оборудования. Конструкция крепления навески очень проста и предполагает возможность замены её силами оператора.
Возможно вас заинтересует: деревянные заготовки для декупажа продаются тут
magistraltrade.ru
Бензопила траншеекопатель
Бензопила траншеекопатель ГеоРиппер GR16
Бензопила-траншеекопатель «ГеоРиппер GR16»Портативная бензопила траншеекопатель GR16
Технические характеристики бензопилы траншеекопателя:
- Двигатель: Dolmar PC6114.
- Мощность – 4,4 л.с.
- Рабочий объём двигателя – 61 куб.см.
- Вес траншеекопателя – 13,6 кг.
- Вес доставки – 18 кг.
- Габариты рабочие: 1168,4 х 279,4 х 381 мм.
- Габариты при транспортировке: 685,8 х 279,4 х 406,4мм.
- Максимальная глубина копания (глубина траншеи) – 406,4 мм (16″)
- Ширина копания – 25,4 мм (1″) узкая или 38,1 мм (1,5″) стандартная.
Видео и дополнительную информацию о похожей бензопиле-траншеекопателе смотрите в статье Насадки для бензопилы.
Сравниваем траншеекопатель и бензопилу (отзывы)
Траншеекопатель ГеоРиппер имеет очень мало сходства с бензопилой – двигатель, шина, цепь и всё. Двигатель бензопилы имеет обороты до 13800 об/мин, а двигатель траншеекопателя имеет обороты 4400 об/мин (крутящий момент в 3 раза выше). Скорость движения цепи у бензопилы может достигать 37 м/с, а у траншеекопателя скорость движения цепи составляет около 22 м/с (примерно на 40% меньше для эффективности копания в земле). Вес шины и цепи бензопилы – 1,3 кг, а вес шины и цепи траншеекопателя – 4,6 кг (на 350% больше для надёжности).
Вероятность получить травму при работе с траншеекопателем гораздо меньше, чем с той же бензопилой, потому что траншеекопатель работает медленнее, он тяжёлый и под своим весом углубляется в грунт. Обратного удара, как у бензопилы, у траншеекопателя практически не бывает (очень редко при неправильном начале работы на твёрдой почве).
Как правильно начать копать траншею в укатанном сухом очень твёрдом глистом грунте. Три способа: 1 – надо использовать кирку или отбойный молоток, чтобы пробить верхнюю корку; 2 – надо удерживать бензопилу-траншеекопатель на земле и плавно нажимать на ручку, медленно заглубляя цепь в почву; 3 – надо использовать специальную тележку с возможностью дистанционного управления газом и заглублением.
Также люди говорят «этим можно порезать ногу». Наверное, можно, если специально постараться. Порезать ногу гораздо легче бензопилой, потому что она работает на весу по направлению к оператору, а траншеекопатель работает в земле, цепь его не такая острая, как у бензопилы и она вращается гораздо медленнее.
На сколько хватает цепи – обычно на 300-1000 м в зависимости от скорости работы, глубины копания и каменистости почвы (большие камни на пути траншеекопателя лучше убрать). Цепь самозатачивающаяся, очень прочная, закалённая.
Задавайте вопросы, высказывайте своё мнение, пишите отзывы и комментарии.
Бензопила траншеекопатель ГеоРиппер GR20
Бензопила-траншеекопатель «ГеоРиппер GR20»Портативная бензопила траншеекопатель GR20 имеет лёгкий, но мощный 2-тактный двигатель Makita 8100 (5,6 л.с.) с ременным приводом рабочего органа, 20-дюймовую копающую шину, 2-е самозатачивающиеся сверхпрочные траншейные цепи шириной 1,5 дюйма (входят в стандартную комплектацию), которые могут копать даже твёрдый, каменистый или мёрзлый грунт, и тройную систему фильтрации воздуха. А также в комплектацию входят 18-мм комбинированный ключ, запасной подшипник, запасной приводной ремень и руководство пользователя. Коммерческий портативный траншеекопатель «ГеоРиппер GR16» идеально подходит для ландшафтных, сантехнических, электрических и других видов работы. Данная бензопила с насадкой Траншеекопатель предназначена для прокладки поливочных труб, электрических кабелей, оптоволоконных кабелей, проводов заземления, канализационных коммуникаций, для замены водопровода, чтобы быстро нарезать торф, использовать в приусадебном и сельском хозяйстве, незаменим для рытья траншей, где много корней, для обрезки корней. Бензопила-траншеекопатель необходима озеленителям, специалистам по орошению, ландшафтным дизайнерам, фермерам, владельцам приусадебных участков, коммунальным службам, лесникам и т.д. Бензопила-траншеекопатель также может выкопать траншею под трубу большого диаметра, под фундамент, ров или канаву. Запатентованный траншеекопатель вырезает в грунте ровную траншею шириной примерно 40 см. и до 50 см. в глубину. Смещение редуктора бензопилы позволило конструкторам сделать в центре углубление, которое обеспечивает отличный баланс веса, маневренности и удобства. Траншеекопатель имеет мощную траншейную цепь (2) с самозатачивающимися зубьями из закалённой стали, что обеспечивает высокую надёжность и исключительную производительность.
углубления ограждения вольера для собак, создания барьера для корней и т.д. Рекомендуется для использования на любых почвах.
Технические характеристики бензопилы траншеекопателя:
- Двигатель: Makita 8100.
- Мощность – 5,6 л.с.
- Рабочий объём двигателя – 81 куб.см.
- Вес траншеекопателя – 16,3 кг.
- Вес доставки – 26 кг.
- Габариты рабочие: 1320,8 х 330,2 х 406,4 мм.
- Габариты при транспортировке: 736,6 х 304,8 х 482,6 мм.
- Максимальная глубина копания (глубина траншеи) – 508 мм (20″)
- Ширина копания – 38 мм (1,5″) стандартная или 60 мм (2,38″) широкая.
Читайте также:
Штиль 180
Заточка цепи (заточка бензопилы)
chainsaws-portal.ru
Многоковшовые экскаваторы.
По типу рабочего органа они подразделяются на:
Роторные;
Цепные;
Принципиальные особенности этих машин заключается в непрерывном действии. Эти машины менее универсальны, чем одноковшовые экскаваторы, из-за чего их применяют для выполнения однотипных работ большого объема (капание траншей и карьерные работы).
Многоковшовые экскаваторы классифицируются по характеру движения рабочего органа:
На экскаваторы продольного капания (цепные и роторные) у которых направление перемещения машины и направление рабочего движения одинаковы.
Экскаваторы поперечного капания (перемещение машины перпендикулярно рабочему движению.)
Экскаваторы карьерные роторные (рабочим орган, кроме вращения вокруг своей оси поворачиваются относительно оси машины.
Цепные траншеекопатели.
Они могут разрабатывать транце большей глубины, чем роторные и при равной глубине капания имеют меньшую массу. Поэтому их применяют чаще, не смотря на то что их производительность ниже, чем у одинаковых с ними по массе роторов.
Малые модели цепных траншеекопателей часто изготавливают в виде навесного оборудования тракторам и тягачам.
Рабочее оборудование состоит их ковшовой рамы, в которой движется бесконечная цепь с укрепленной на ней ковшами (Рис.21).
Рис.21.
Поднимается и опускаться рама при помощи цепного или канатного привода. Ковшовая цепь приводиться в движение при одномоторном приводе через редуктор, и цепную передачу от двигателя. Рабочий орган траншее капателя представляет собой широкий и короткий ковш. Разгрузка ковша при огибании верхней звездочки ковшовой цепи производиться принудительно. Для этого на ковшовой раме устанавливают подпружинные скрепки, вычищающие ковш при огибании звездочки. При работе ковшовая цепь приводить в движение и рабочий орган постепенно опускаеться. Ковши постепенно опускаются в грунт, после чего включаеться ходовой механизм и капание траншеи осуществляеться рабочим перемещением машины. Грунт с ковшом падает на конвейер, который переносит к месту разгрузки. Основными параметрами экскаватора явялются скорость движения ковшей (капания) и перемещения машины.
Роторные траншеекопатели.
Роторные отличаются от цепных более высоким КПД, производительностью и меьшей глубиной траншеи, которые они в состоянии разрабатывать. По скольку глубина траншеи ( наибольшая) у них не превышает 0,6 диамтра ротера, то уже при глубине траншеи, приблизительно 3,5 м, необходим ротор диаметром равный 6 м. РОтер таких размеров затрудняет траспортировку, поэтому роторные раншее капатели редко применяются для траншей глубже 2,5 м. В качестве базовой машины для них используют трактора или тягочи, обывчно на гусеничном ходу (Рис.22).
Рис.22.
Рабочие оборудование состоит из 1,5 несущего ковшей ( 10-16 ковшей). РОтер представляет собой обод котящийся по роликам четырех угольнйо рамы, которая приводиться во вращение шестреней механизма привода, установленного на раме и сцеплеться с свинцовой шестерней обода.
Ротор поднимаеться с помощью цепных и канатных устройств. Процес работы происхоит следующим образом, ротер приводитсья в движение и посепенно опускаеться до заглубления на заданную глубину капания, после этого включаеться ходовой механизм и машины перемещаются в доль разрабатываемой траншеи. Грунт из траншеи высыпаеться на леточный конвейер и подаеться на бров забоем. Скорость ковшей колеблиться от 1,5-2,5 м/с, скосроть перемещения машины (рабочий ход) составляе от 20-600 м/ч.
studfiles.net
Разновидности траншеекопателей
Траншеекопатель навесной
Траншеекопатели — это механические устройства для рытья траншей. Выпускаются только в навесном исполнении. В зависимости от назначения (устройство траншей под укладку электрических кабелей, линий связи, труб различного диаметра для транспортировки воды, тепла, нефти или газа, под дренаж и т.д.) подобное оборудование может представлять собой и небольшой мотоблок, который навешивается на обычный колесный трактор, и огромный механизм, установленный на базе мощной гусеничной техники.
Второе важное отличие траншеекопателей друг от друга — рабочий инструмент, тип которого зависит от того, в каком грунте будет прокладываться траншея и каких размеров она будет по глубине и ширине. В зависимости от назначения и типа рабочего инструмента траншеекопатели бывают цепными, универсальными (для всех видов почвы), для работы в городских условиях и даже для ландшафтного дизайна — портативные.
Цепные траншеекопатели — самые распространенные
Конструктивно это огромная бензопила, которая вгрызается в грунт и способна прорезать траншеи различных размеров и сколь угодно протяженные по длине. Необходимая глубина траншее задается углом наклона этой самой «бензопилы», а скорость движения транспортной платформы зависит от категории грунта. Разновидностью цепного траншеекопателя является траншейных экскаватор. Он широко используется в сельском хозяйстве для производства дренажных работ на заболоченных полях и животноводческих фермах и площадках. Вынимаемый ковшами грунт удаляется конвейерной лентой и может использоваться для обваловки траншеи.
Траншеекопатель Rockwheel подходит для любого типа грунта
Это настоящее «колесо для горных пород» (так переводится название с английского). Поэтому Рокуилл способен проложить траншею в любом грунте. Но он универсален. Если уж Rockwheel способен запросто прорезать траншею в горных породах и щебенистых грунтах, то в песчаных и илистых — тем более. Отсюда и его широкая популярность у строителей и землеустроителей.
Микро — городской вариант
Вышеназванные траншеекопатели — это неповоротливые монстры, которые в тесноте города будут вести себя, как слон в посудной лавке. Поэтому в городских условиях чаще используются небольшие траншеекопатели — микро, использующие в качестве рабочего инструмента режущий диск. Самая подходящая техника для небольших улочек, дворов и тротуаров.
Портативный — незаменим в ландшафтном дизайне
Небольшой по весу, простой в управлении и неприхотливый в эксплуатации, такой траншеекопатель просто незаменим там, где требуется филигранная точность и аккуратность: в ландшафтном дизайне, благоустройстве и озеленении. Рабочий инструмент — острые лезвия, которые вращаются в вертикальной плоскости.
← Основные виды строительной техники Как выгодно купить бульдозер ДТ-75 →vgtz-traktor.ru
Траншеекопатель — это… Что такое Траншеекопатель?
Малогабаритный траншеекопатель во время работыТраншеекопа́тель (англ. Trencher) — строительная машина, применяемая для рытья траншей и последующей прокладки инженерных коммуникаций (трубопроводов, кабелей и т. д.)[1][2].
Применение траншеекопателя
Область применения траншеекопателя разнообразна:
- рыхление твердой почвы
- снятие дорожного полотна
- подготовка грунта для строительных площадок
- вырезка блоков земли при пересадке деревьев
Виды траншеекопателей
По массогабаритным характеристикам:
- малогабаритные[2]
- компактные
- тяжелые[2]
По типу:
- Траншейные экскаваторы (в том числе быстроходные траншейные машины)
- Баровые (щелерезные) машины
- Плужные траншеекопатели
Дополнительное оборудование
В зависимости от модели траншеекопатели могут комплектоваться задней лопатой, фрезой, бульдозерным отвалом, кабелеукладчиком, вибрационным плугом.
Преимущества траншеекопателей
- ровные края траншей, что уменьшает риски провала и обсыпания грунта
- работы могут производиться в любом грунте (от неустойчивых до мерзлых)
- снижение объёма работ по вывозке грунта
- выкопанный грунт можно использовать при засыпке траншеи, в то время как при использовании экскаватора образуются глыбы, которые нужно будет разбивать
- большая производительность
- работа при низких температурах
- траншеи различной ширины (от 140 до 410 мм) и глубины (до 2м)
- меньшая площадь разрушения дорожного полотна
Устройство траншеекопателей
В зависимости от модели можно выделить такие части траншеекопателя как гидроуменьшитель, механизм привода, отвал, плужки.
История
В январе 1934 года первый траншейный экскаватор в СССР МК-1 был изготовлен Дмитровским экскаваторным заводом. Он использовался для копания траншей для прокладывания систем водопровода и канализации. Глубина траншеи, выкапываемой МК-1 составляла 2,25 м.
Цепной экскаватор МК-II, выпущенный заводом «Красный экскаватор» в середине 30-х годов в Киеве, стал самой крупной моделью траншейных экскаваторов в те годы. Максимальная глубина траншеи, выкапываемой МК-II составляла 6 м при ширине 1,2 м.
Во время Великой Отечественной войны производство траншейных экскаваторов было сведено к минимуму — всего 11 штук за пять лет. До войны в СССР было произведено 525 штук.
МК-IМ — экскаватор-канавокапатель, выпущенный Дмитровским заводом в 1947 году. Максимальная глубина выкапываемой траншеи составляла 3,5 м. Позже модель МК-IМ была модернизирована и получила название ЭТ-351.
В 1949 году компанией «The Charlie’s Machine Shop» (букв. «Мастерская Чарли») был создан механизированный компактный траншеекопатель Ditch Witch, который позволил снизить трудоемкость работ при прокладке подземных линий водопровода от главной улицы до дома.
В первой половине 50-х годов в Киеве завод «Красный экскаватор» начал производство дренажных экскаваторов ЭТ-141, которые использовались для выкапывания траншей под прокладку гончарных труб под заданным углом
В середине 50-х годов Дмитровский завод начал выпуск универсального траншейного экскаватора ЭТУ-353. Для данной модели можно было использовать сменное оборудование для работы как в неустойчивых, так и твердых и мерзлых грунтах.
В 1957 году завод «Красный экскаватор» начал осваивать производство ЭТН-122 — первой в СССР траншейной машины, базой для которой стал колесный трактор Беларусь. Модель оснащалась плужковыми рабочими органами, что позволяло отваливать из траншеи вырытый грунт.
В конце 50-х годов на экскаваторный завод в Таллине было передано производство двух моделей завода «Красный экскаватор» — ЭТ-142 и ЭТН-122. Также в эти годы Московский экспериментально-механический завод (МЭМЗ) изготавливал роторные экскаваторы для выкапывания траншей.
Завод ирригационных машин в Брянске в 60-е годы занимался производством двух типов траншейных экскаваторов, которые применялись в сфере мелиоративного и нефтегазового строительства.
В начале 70-х годов создаются высокопроизводительные модели на базе дизель-электрического трактора ДЭТ-250. Глубина выкапываемой траншеи составляла 2,5 м, ширина по дну — 2,1 м, а по верху — 3,2 м.
В течение полувека в Советском Союзе было произведено более ста моделей траншейных экскаваторов и их модификаций.
Примечания
Литература
- Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — 559 с. — ISBN 5-85270-115-7
dik.academic.ru
технология и оборудование – Основные средства
Леонид Малютин
Траншейные экскаваторы одновременно ведут резку грунта, его выемку из траншеи и уборку. Подобные машины изготавливаются и для малых объемов работ, таких как неглубокая прокладка коммуникаций, и для крупных – прокладка трубопроводов большого диаметра глубоко под землей. Преимущество в работе специализированных траншейных экскаваторов заключается в быстрой, чистой и стабильной прокладке траншеи, высоком качестве, снижении трудовых затрат, возможности повторного использования вынутого грунта для засыпки траншеи и общей экономической эффективности.
Баровая машина может быть и погрузчиком |
Для выполнения работ различного характера и объема для разных типов грунтов разработаны рабочие органы четырех основных типов: цепные; роторные; дисковые; плужные.
Достоинства специализированной машины становятся более наглядными в сравнении с другими методами прокладки траншеи. Так, одноковшовые экскаваторы не дают четкой, ровной и одинаковой глубины, а комки вынутого грунта порой нельзя использовать для обратной засыпки. Производительность одноковшовых экскаваторов намного ниже из-за дискретности рабочего процесса (набор грунта в ковш, выемка грунта из траншеи, освобождение грунта из ковша, возврат ковша в траншею, перестановка экскаватора) траншейный же экскаватор выполняет выемку грунта непрерывно, передвигаясь самостоятельно со скоростью, задаваемой рабочим органом.
Траншейный экскаватор способен работать в тяжелых условиях и, практически, по всем видам грунтов без привлечения дополнительных машин: по мерзлым грунтам, илу, глине, известняку, ракушечнику, большинству скальных пород, бетону и асфальтобетону. Струйная очистка траншеи вызывает появление неровностей дна траншеи, что влечет за собой увеличение трудовых затрат в последующих работах. Грунт после струйной очистки зачастую невозможно использовать для обратной засыпки.
Самый большой скальный траншеекопатель Е1255 COMMANDER |
Применение траншейных экскаваторов наиболее эффективно для прокладки коммуникаций вдоль дорог, в сельской местности, т.е. там, где необходимо вырезать длинные траншеи в жесткие сроки, и где нет опасности повреждения существующих коммуникаций. В условиях плотной инфраструктуры городов более применимы как траншейные технологии с применением одноковшовых экскаваторов, так и бестраншейные технологии с применением установок направленного горизонтального бурения.
Производство траншейных экскаваторов началось уже достаточно давно и сегодня строителям предлагается широкий выбор машин самых разных типоразмеров, как специализированных, так и в качестве сменного оборудования для универсальных машин. Основными потребителями являются строители магистральных газо- и нефтепроводов и линий связи.
На российском рынке представлена продукция отечественных заводов, а также ряда западных машиностроительных компаний.
Траншейные экскаваторы или, как их еще именуют, баровые машины, традиционно выпускаются несколькими российскими заводами. Рабочий орган имеет несколько названий: цепной, траншейный экскаватор, траншеекопатель, баровый агрегат, грунторез. В целом модельный ряд не нов и однообразен. Все агрегаты генетически происходят от ЭТЦ-165 и навешиваются на колесный или гусеничный трактор. По типоразмеру они занимают среднее положение. Ни компактных машин, способных работать в стесненных условиях, ни мощных, тяжелых машин отечественная индустрия пока не предлагает. Для нужд инженерных войск производятся роторные траншеекопатели на базе артиллерийских тягачей, но экономическая эффективность боевых машин в гражданском строительстве представляется более чем сомнительной.
БГМ-1 |
Привод цепных траншеекопателей – механический. Мощность отбирается от коробки передач. Для синхронизации движения рабочего органа и трактора устанавливается гидроходоуменьшитель. Подъем и опускание стрелы агрегата осуществляется гидроцилиндром. Гидравлическая жидкость подается отдельным шестеренным насосом из общей рабочей гидросистемы.
ОАО «Копейский машиностроительный завод» (Челябинская обл.) специализируется на производстве горно-шахтного оборудования для угольной и калийной промышленности. Выпускаемые заводом цепи «Урал-33» для проходческих комбайнов очень хорошо подошли и к баровым машинам для работы по мерзлым грунтам. На заводе организовано производство двух моделей агрегатов для МТЗ-82 и Т-170, отличающихся длиной бара и весом, а также соответствующих запасных частей к ним. Комплект поставки агрегата под трактор Т-170 включает гидроходоуменьшитель. Для МТЗ его можно приобрести как дополнительное оборудование, так как он не входит в стандартную поставку. Очевидно, предполагается, что с его функциями прекрасно справляется механизатор. Конструкция агрегата и технология навешивания его на трактор довольно проста и может быть выполнена самим покупателем. Как запасные части поставляются наиболее изнашиваемые детали – цепи, резцы и звездочки. Цепи изготавливаются трех типов: одинарные шириной 140 мм, сдвоенные шириной 280 и 410 мм. Резцы – основной расходный материал. Ими с карбидным напылением комплектуется горно-шахтное оборудование, баровые агрегаты, дорожные фрезы, которые, кстати, Копейский завод тоже выпускает. Резцы прикрепляются к цепям по определенной схеме для равномерного распределения нагрузок и равномерного же износа. Летних цепей и деталей к ним завод не выпускает.
Траншеекопатель на курганском шасси |
ОАО «Михневский ремонтно-механический завод» производит восемь моделей цепных, траншейных экскаваторов на базе Т-170, ДТ-75, МТЗ-82, Т-158ОК, Т-151, ЮМЗ-6. Машины могут комплектоваться как зимними цепями «Урал-33» шириной 140 мм, так и летними шириной 210, 270 и 410 мм. Конструкторское бюро вносит изменения в конструкцию агрегата. Так, для улучшения эксплуатационных качеств посадочный диаметр ведущей звездочки увеличен на 2 мм. Создаются новые модели, например, двухбаровый агрегат. Такими действиями производитель стремится привязать потребителя к себе, повысив его издержки при смене поставщика. Михневский РМЗ выделяется активной маркетинговой деятельностью среди отечественных конкурентов, что дает возможность сохранить клиентуру и загрузить производство.
Среди базовых машин отдается предпочтение МТЗ. По сравнению с липецкими эти тракторы мощнее и надежнее. Еще имеется такая особенность конструкции: в любой стандартный минский трактор можно установить гидроходоуменьшитель, а липецкий с таким устройством нужно заказывать уже собранным в заводских условиях.
ОАО «Навлинский завод «Промсвязь» ориентируется на традиционный рынок сбыта своей продукции – связистов. Заводское КБ разработало собственную цепь шириной 200 мм и соответствующие зубки для нее. По особой просьбе заказчика завод может изготовить баровый агрегат под цепь «Урал-33». Основной базовый трактор – МТЗ-82.
Case 960 может двигаться «крабовым» ходом |
ДГУП «Дмитровский экскаваторный завод» ведет активные конструкторские работы. Разработано несколько видов зимних и летних цепей, отличающихся по ширине и длине звена, а также зубков. Дмитровцы признают, что «Урал-33» наиболее подходит для разработки трудных крупнообломочных несцементированных грунтов и асфальтобетонного покрытия, а для работ с рыхлыми песчаными грунтами отдают предпочтение цепям собственной разработки. Они готовы предоставить потребителю агрегат как с собственными цепями, так и с «Урал-33». Основной базовый трактор также МТЗ-82, для него разработаны две модели, одна – под цепи шириной 200 и 400 мм, вторая – под цепи шириной 140 и 200 мм. Есть агрегат для колесного тягача КЗКТ-538, способного рыть траншею шириной 600 – 1 100 мм и глубиной до 1,5 м.
Роторные экскаваторы выпускает ООО «Радицкий машиностроительный завод», расположенный в Брянске. В производстве две модели на базе гусеничного трактора Т-170, отличающихся шириной отрываемой траншеи и габаритами дополнительного оборудования – конвейеров. Машины имеют внушительные габариты (11 500х 3 200х440 мм) и вес (32 т). Основные потребители роторных экскаваторов – газовики и нефтяники. Такие экскаваторы демонстрируют хорошую производительность в сибирских грунтах, богатых мелкими абразивными частицами.
Среди ведущих мировых производителей наиболее широкая номенклатура траншейных экскаваторов у американской Vermeer Manufacturing Company. Модельный ряд Vermeer представлен специализированными машинами на колесном и гусеничном ходу, оборудованными цепными, плужными или дисковыми рабочими органами. Роторных экскаваторов Vermeer не производит. Модельный ряд начинается с машин весом 330 кг и заканчивается 82 т. Они способны прокладывать траншеи шириной от 8,9 до 142 см и глубиной до 6,4 м. Вся техника стандартно оборудуется микропроцессорной системой TEC-2000(r), синхронизирующей скорости рабочего органа и машины. Дополнительно может быть установлена лазерная система контроля глубины траншеи. Привод на ведущие колеса и рабочие органы – гидравлический. Машины комплектуют дизельными двигателями Deutz, Cummins, John Deere и Caterpillar.
Малая механизация: Case 60 |
Гусеничные машины Vermeer представлены 12 специализированными моделями весом от 8,2 до 82 т с шириной рабочего органа от 20 до 142 см. Младшая модель способна прорезать траншеи глубиной 1,8 м, старшая – Т1555 – до 6,4 м. Гусеничные траншеекопатели предназначены для выполнения очень больших объемов работ в тяжелых условиях. Кроме самых тяжелых базовые машины имеют стандартно или дополнительно механизм балансировки гусениц, что позволяет нарезать вертикальные траншеи на косогорах. Сложные условия работы в тяжелых грунтах потребовали разработки довольно изощренной технологии прокладки траншеи, начинающейся с выбора машины, режима работы, количества, размера и схемы размещения резцов, схемы размещения и формы накладок, ширины карбидного напыления на резцах и прочих нюансах. Гусеничные машины Vermeer наиболее хороши в скальных грунтах. В абразивных песчаных грунтах машины подвергаются более сильному износу и менее эффективны, чем роторные экскаваторы.
Колесные машины (вес от 1,8 до 3,8 т) насчитывают восемь универсальных моделей для прокладки коммуникаций в достаточно легких грунтах, на которые в качестве основных рабочих органов могут быть установлены траншеекопатель, кабельный плуг, комбинированный траншеекопатель и кабельный плуг, дисковая пила. В качестве дополнительного оборудования предлагается одноковшовый экскаватор, бульдозерный отвал, кабельная катушка, т.е. машина может быть использована для выполнения комплекса работ.
Для вырезания траншей в слое бетона или асфальтобетона, например, вдоль бордюра дорог, имеются специальные машины, оборудованные дисковыми пилами. В арсенале Vermeer есть также три специализированные машины с плужным рабочим органом для прокладки магистральных линий связи на глубину до 119 см. Фирма также предлагает компактные машины для прокладки коммуникаций в стесненных условиях на небольшую глубину.
Колесный траншеекопатель V-5750 |
Модельный ряд траншейных машин, продаваемых Case Corporation, значительно уже, чем у Vermeer: всего семь моделей колесных траншеекопателей, начиная от ручной модели 60 весом 327 кг и заканчивая моделью 960 весом 5 761 кг. Машины Case могут оснащаться различными рабочими органами. Как в качестве основного, так и дополнительного оборудования применяются траншеекопатель, дисковая пила, кабельный плуг с катушкой, одноковшовый экскаватор, бульдозерный отвал и даже маленькая установка направленного горизонтального бурения. Рабочие органы приводятся в действие гидроприводом. Базовые машины имеют рулевое управление на четыре колеса, планетарные мосты.
Caterpillar может предложить потребителю выбор из трех моделей траншеекопателей, разработанных в качестве навесного оборудования для универсальных погрузчиков, способных нарезать прямые, узкие (152 – 305 мм), неглубокие траншеи (до 1 524 мм) для прокладки кабелей и трубопроводов. Caterpillar позиционирует свое оборудование как предназначенное для работы в жилищном, коммерческом, сельскохозяйственном строительстве, для ухода за газонами и полями для гольфа.
Привод цепи гидравлический, угол наклона стрелы от 45 до 65°. Вырабатываемый грунт перемещается шнеком на одну сторону траншеи, что облегчает ее последующую засыпку. При необходимости механизатор может переместить стрелу агрегата в поперечном направлении по направляющей. Caterpillar применяет такой механизм и на других машинах, например, на экскаваторах-погрузчиках на базе колесного трактора.
В стандартной комплектации траншеекопатель оснащается стальными резцами с карбидным напылением, пригодными для работы по большинству видов грунтов. Для работы со скальными грунтами дополнительно предлагаются более прочные резцы.
Быстрее, чище, лучше – Вермеер предлагает целый набор траншеекопателей для любых целей |
Таким образом, российские строители имеют довольно широкий выбор между разнообразными, высококачественными, но дорогими зарубежными образцами, и ограниченной номенклатурой не очень надежных, но доступных по цене и таких привычных отечественных машин. Дальнейшее развитие отечественной конструкторской мысли могло бы развиваться в следующих направлениях:
– разработка базовых машин: мощных и маневренных, способных работать в стесненных условиях;
– разработка гидравлического привода рабочих органов взамен механического;
– расширение модельного ряда цепных экскаваторов. Как уже отмечалось, производятся машины средних типоразмеров, и совершенно нет ни компактных, ни тяжелых машин;
– совершенствование роторных экскаваторов, которые имеют преимущество в глазах основных покупателей – нефтяников и газовиков, что необходимо использовать на 100%;
– разработка дисковых пил, доказавших свою эффективность при прокладке коммуникаций под слоем бетона и асфальтобетона. Распространение этой технологии в нашей стране пока тормозится недостатком нормативно-технической документации по их использованию в строительстве.
os1.ru
Рекомендации по выбору траншеекопателя – Основные средства
Характеристики грунта
Прежде всего оцените характеристики грунта и условия его разработки. Это очень важно. По характеристикам грунта можно определить, какой из траншеекопателей способен проложить траншею в данном грунте и какова будет его производительность в данных конкретных условиях, ведь понятно, что машина работает намного быстрее и эффективнее в мягкой почве, чем в каменистом грунте.
Характеристики грунта могут кардинально различаться в разных местах, иногда находящихся буквально на расстоянии часа езды один от другого. Тем более важно знать свойства грунта, если вы собираетесь работать в незнакомой местности. Машины и приемы работы, которые хорошо себя зарекомендовали в одном месте, могут совершенно не работать в другом. И причина не обязательно в том, что машина не может справиться с новой работой – возможно, она просто оснащена режущей цепью с зубьями не того типа (о выборе типа зубьев см. ниже). Например, машина прекрасно прокладывает траншеи через картофельные поля, но становится абсолютно беспомощной на каменистом грунте.
Поэтому, для того чтобы подобрать траншеекопатель, оптимально подходящий к данным условиям, рекомендуется воспользоваться опытом местных дилеров/ дистрибьюторов фирмы – производителя траншеекопателя, у которых в штате имеются специалисты, знакомые с местными условиями. Они помогут выбрать подходящую машину. Фирма-производитель может дать общие рекомендации по техническим характеристикам машины и другим вопросам, но условия по всей стране различны. Местные дилеры хорошо знакомы с их спецификой, и их опыт следует использовать, тем более что проконсультироваться можно бесплатно.
Компактная или большая машина?
Условимся считать компактными траншеекопатели, которые управляются оператором, идущим рядом с машиной, а траншеекопателями больших типоразмеров – машины, оборудованные сиденьем (и часто – комфортной кабиной) для оператора.
Объем и условия работы. При выборе траншеекопателя прежде всего следует оценить объем работы: глубину, ширину и длину траншеи. Это сразу позволит кардинально сократить список возможных для выбора машин, скорее в нем останется всего лишь несколько моделей.
Компактные машины обычно выбирают для выполнения небольших, кратковременных работ или если машина используется непостоянно, от случая к случаю. Например, коммунальные работники применяют их для прокладки небольших траншей от дома до дороги. В течение остального времени траншеекопатель не работает и коммунальщики выполняют другую работу. Поэтому им достаточно простейшего траншеекопателя. Также целесообразно использовать компактные машины, если условия работы нетяжелые: например, нужно проложить траншею глубиной 300–450 мм в мягком суглинке. Если частный владелец коттеджа хочет самостоятельно вырыть траншеи под коммуникации, он может взять в аренду небольшой траншеекопатель и, затратив достаточно много времени, выполнить эту работу. А вот для профессиональных строителей время – деньги, им необходимо выполнить работу как можно быстрее, следовательно, им нужен траншеекопатель помощнее.
Траншеекопатели с сиденьем оператора имеет смысл выбирать, если машина используется ежедневно с утра до вечера (оператору будет тяжело целый день ходить за машиной) и приходится выкапывать траншеи глубже 900 мм и шире 150 мм либо большой длины. У машины большого типоразмера мощный двигатель, режущая цепь вращается с высоким крутящим моментом, она быстрее и эффективнее прокладывает траншею в тяжелых условиях: в плотной глине, известняке, песке, галечной россыпи и даже в скальной породе.
Важно правильно оценить и рассчитать объем работ. Если вы выберете машину слишком малого типоразмера, темп работы будет низким, а сроки выполнения неоправданно затянутся. Например, можно отрыть 15-километровую траншею 40-сильным траншеекопателем, но придется затратить на эту работу целый год.
Также важно правильно оценить условия работ. Например, если вы разрабатываете каменистую породу небольшим легким траншеекопателем, машина будет «подскакивать», а оператор должен будет прилагать большие усилия, управляя ею. В машине будут возникать мощные вибрации, которые вредны для конструкции.
С другой стороны, если вы выберете траншеекопатель слишком большого типоразмера, стоимость работ окажется чрезмерно высокой.
При работе с некоторыми типами грунтов приходится использовать траншеекопатель большего типоразмера, чем требуется по расчетам, основанным на размерах траншеи. При прокладке траншеи в сыпучем грунте – галечной россыпи или песке – скорее всего придется откапывать траншею глубже и шире, чем задано, чтобы компенсировать осыпание грунта, и для этого потребуется машина большего типоразмера.
Достоинства и недостатки больших и малых траншеекопателей. Компактными траншеекопателями легче управлять, удобнее работать в тесном пространстве, стоимость владения и эксплуатации у них меньше. Эти машины, как правило, имеют ширину менее 900 мм и свободно проходят через ворота и калитки в заборах и даже через дверные проемы в домах – если нужно попасть на задний двор коттеджа, пройдя через дом. С другой стороны, и производительность такой машины невелика.
Как правило, чем большего типоразмера машина, тем выше ее производительность, мощность и масса. Все компоненты машины массивнее, прочнее, они способны противостоять высоким нагрузкам и выдерживать тяжелые условия эксплуатации, работать с более плотными и тяжелыми грунтами.
Большая масса в ряде сложных случаев эксплуатации является преимуществом траншеекопателя. Например, когда в почве попадается крупный валун, зубья режущей цепи цепляются за него и машина начинает приподниматься и даже подпрыгивать над землей. Большая масса машины помогает опорной раме (стреле) траншеекопателя оставаться в грунте, противодействуя силе, выталкивающей опорную раму из прокладываемой траншеи.
Обычно такие машины оснащаются еще и бульдозерным отвалом, с помощью которого машина сама закапывает траншею после закладки кабеля или трубы, а также целым рядом других навесных орудий для выполнения многих иных функций.
Выбор режущей цепи и типа зубьев
Очень важно правильно оснастить траншеекопатель в зависимости от характеристик грунта, в котором предстоит отрыть траншею.
Cуществует множество видов зубьев режущих цепей, предназначенных для разработки различных грунтов. Производители называют их по-разному. Приведем для примера наименования одной из компаний.
«Чашка» – зубья изогнутой формы часто используются в компактных навесных грунторезах. Они подходят для разработки мягких грунтов: торфа, суглинка, почвы, увлажненной глины и песка. Зубья-«чашки» не имеют твердосплавных наплавок, поэтому данные цепи дешевле других.
«Акулий плавник» – это наиболее универсальные цепи, подходят и для мягкого, и для каменистого, абразивного или плотного грунта, например мягкого известняка. Зубья имеют твердосплавный карбидный наконечник и служат достаточно долго.
Существуют режущие цепи с комбинированным комплектом зубьев – «акулий плавник» и «чашка», установленных попеременно.
«Сосулька» (или «конус») – оснащены наконечниками из твердого сплава, предназначены для разработки наиболее тяжелых грунтов, таких как твердый известняк, мерзлый грунт и трещиноватая порода.
Зубья могут быть приварены к цепи или закреплены болтами. Конечно, проще заменить зубья с болтовым креплением. К тому же можно менять ширину траншеи путем замены зубьев на цепи. С другой стороны, сварные крепления зубьев не ослабнут и не требуют регулярного подтягивания.
Гидростатический или механический привод
Некоторые специалисты считают, что преимуществом траншеекопателя с механическим приводом является более высокая производительность, так как у него меньше вероятность перегрева и больший КПД. Недостатком механического привода является больший по сравнению с гидростатикой объем технического обслуживания из-за большего количества механических узлов и деталей в конструкции: приводной ремень, муфта сцепления, коробка передач и т. д. Соответственно преимуществом гидростатического привода считаются меньшее количество вращающихся деталей, простота эксплуатации и ремонта, надежность.
Гусеничный или колесный ход?
Тип ходовой части траншеекопателя выбирается в зависимости от вида и состояния поверхности грунта. Многие производители предлагают машины на резиновых гусеницах. По сравнению с колесами гусеничная ходовая имеет как минимум два преимущества: обеспечивает низкое давление на грунт, то есть возможность машине не проваливаться в слабый, размокший грунт, и меньше повреждается поверхность почвы, а также высокое тяговое усилие, которое необходимо при работе траншеекопателя в сложных условиях. В условиях, при которых колеса траншеекопателя будут пробуксовывать на мягком грунте и производительность машины сильно уменьшится, поможет использование гусеничной машины. Поэтому траншеекопатели на гусеничном ходу приобретают все большую популярность на рынке. Потребители отмечают высокую производительность гусеничных траншеекопателей, это способствует росту спроса на такие машины.
Колесный траншеекопатель рекомендуют выбирать, когда требуется высокий темп работ: например, прокладка в течение одной смены более 100 м траншеи.
* * *
В завершение оцените, будет ли выполнена работа в течение отпущенного на нее времени? Именно на этой оценке должен основываться ваш выбор машины. Не старайтесь обойтись чересчур маленькой машиной. Даже если она способна выполнить необходимую работу, это займет слишком много времени и машина выработает весь свой ресурс. С другой стороны, не стоит покупать большую и дорогую машину, если для нее нет достаточного объема работ, дорогая машина не должна простаивать.
os1.ru