Унимог гантрак – Гантраки. Часть 2-я » Военное обозрение

Гантраки. Часть 2-я » Военное обозрение

В 70-80-е годы практически ни один вооруженный конфликт не обходился без использования противоборствующими сторонами полноприводных джипов, пикапов и грузовиков в качестве платформы для установки вооружения. Особенно это было характерно для конфликтов, где одной из сторон выступали иррегулярные формирования.


Так различные группировки во время гражданской войны в Ливане для повышения мобильности скорострельных зенитных установок достаточно часто монтировали их на шасси автомобилей.

Особой популярностью пользовался неприхотливый и надёжный Unimog с 23-мм спаркой ЗУ-23 или 14,5-мм счетверённой установкой ЗПУ-4. При этом стрельба по наземным целям велась гораздо чаще, чем по воздушным.

Другим местом, где активно использовались вооруженные автомобили, стала Южная Африка. Так в ряде конфликтов известных под общим названием «Война в буше» вооруженные силы Южной Родезии и ЮАР активно применяли вооружённые автомобили повышенной проходимости сначала против вооруженных национально-освободительных формирований, а в последствии и против регулярных ангольско-кубинских войск.

Всё также популярностью пользовался широко распространенный Unimog, на который монтировались различные пулемёты, от МАG винтовочного калибра до крупнокалиберных М2.

Среди спецназовцев, участвовавших в рейдах, также ценились вездеходы Land Rover различных модификаций и грузовики Bedford. Достаточно часто машины подвергались локальному бронированию.

Спаренные установки пулемётов Browning M1919 монтировались в качестве основного вооружения на автомобили, участвующие в рейдах. Однако джипы и армейские грузовики были весьма уязвимы при подрывах на противотанковых минах и самодельных фугасах, которые активно применяли партизаны.

«Лендровер», подорвавшийся на мине

С 1972 по 1980 год в этом регионе при помощи мин было уничтожено около 2400 единиц автомобильной техники различных типов. От взрывов погибли 632 человека и еще свыше 4400 были ранены. Первоначально с минной угрозой пытались бороться путём усиления днища серийных машин, но быстро выяснилось, что переделка и усиление днища стандартной машины — это путь в тупик.

Очень скоро проектировщики и военные пришли к необходимости создания машин специальной постройки максимально устойчивых к поражающим факторам взрывных устройств. В целях снижения расходов в производстве и упрощения проектирования в этих машинах использовались узлы и агрегаты стандартных армейских автомобилей.

Общей чертой родезийских и южноафриканских «противоминных» машин стали: большой дорожный просвет и усиленное V-образное днище призванные эффективно рассеивать энергию взрыва и противостоять осколкам.

Первой боевой машиной, которую можно считать полноценным представителем класса MRAP (Mine resistant and ambush protected — «Машина, стойкая к минам и защищенная от атак из засады»), стал образец под названием Hyena («Гиена»). Разработанная в ЮАР машина основывалась на шасси одного из джипов серии Land Rover.

Бронеавтомобиль «Гиена»

Водитель и десант размещались в одном объеме, поскольку корпус не разделялся на несколько отделений. Бронекорпус «Гиены» не имел крыши. Вместо него на металлическом каркасе растягивался матерчатый тент или устанавливалась легкая металлическая крыша. Для самообороны стрелкам приходилось вставать в полный рост и вести огонь из личного оружия через зазор между тентом и корпусом. Посадка и покидание машины осуществлялись через дверь в кормовом листе.

Эта весьма характерно выглядящая машина, действительно имевшая определённое сходство с одноимённым хищником была построена в количестве 230 единиц. Производство продолжалось до 1974 года.

В дальнейшем в ЮАР на базе различных шасси было создано несколько типов боевых машин попадающих под определение MRAP. Все они с большим или меньшим успехом применялись для патрулирования, сопровождения транспортных колонн и рейдов в буше. Некоторые из них использовались даже в качестве железнодорожных бронедрезин.

Бронедрезина Kudu

Характерной особенностью всех южноафриканских броневиков была специфическая внешность, из-за которой они напоминали некое творение мастеров-кустарей, а не профессиональных инженеров и механиков, пусть даже и ограниченных возможностями находящейся под санкциями промышленности. Но, несмотря на неказистый внешний вид, создание и массовое использование этих бронеавтомобилей позволило сократить потери личного состава при подрывах примерно в три раза.

Бронеавтомобиль Crocodile

Лишь во второй половине семидесятых в ЮАР смогли создать броневик с «экстерьером», действительно напоминающим аналогичную технику ведущих мировых производителей. Этот проект получил название Crocodile («Крокодил»). Впоследствии полученный богатый опыт создания и эксплуатации в боевых условиях машин типа MRAP позволил ЮАР стать одним из ведущих производителей такой техники.

В послевоенное время в Советском Союзе, танковые армии которого сопровождаемые мотопехотой на БМП и БТР готовились в условиях применения ядерного оружия к броску до Ламанша, варианты вооружения и бронезащиты грузовиков всерьёз не рассматривались. Но всё изменилось после ввода «ограниченного контингента» в Афганистан, когда наши транспортные колонны столкнулись с теми, же проблемами, что и американцы во Вьетнаме.

За время «интернационального похода» Советской армии наши войска потеряли 11369 транспортных автомашин. Сколько при этом погибло водителей и сопровождающих, сейчас точно никто не скажет. Можно только предположить, что речь идет о тысячах жизней. Потери были бы еще значительнее, если бы наши бойцы не проявляли смекалку и не стали защищать кабины бронелистами с повреждённой бронетехники. Они так же навешивали на двери бронежилеты. Свою лепту в сохранение личного состава внесла и отечественная промышленность.

Были разработаны «Уралы» и «КамАЗы» с частично бронированной кабиной, вес бронезащиты составлял около 200 килограммов. На кабине грузовика устанавливались наружная броневая защита и броневые жалюзи на ветровом стекле. На внутренних поверхностях панелей и дверей монтировались бронеэкраны. Броневая защита автомобилей предохраняет от пуль калибра 7,62 мм .

Именно в Афганистане подразделения Советской Армии впервые стали применять грузовики с зенитными установками ЗУ-23. Спаренные 23 мм «ЗУшки» монтировались в кузове грузовиков: Урал-375, Урал-4320, ЗИЛ-131, МАЗ-503, КамАЗ-5320 и КамАЗ-4310.

ЗУ-23 с темпом стрельбы 800—1000 выстр./мин и дальностью до 2,5 км была способна буквально перепахивать склоны гор, где устраивали засады душманы. Иногда в кузове монтировался автоматический миномет «Василек». Борта машин завешивались бронежилетами, на дно кузова укладывались мешки с песком для защиты в случае подрыва на мине.

Встречались и более экзотичные варианты, например «Урал» с установленной в кузове «бронебудкой» с башней от БРДМ-2 с блоком НУРСов.

В кузове автомобилей меньшей грузоподъёмности: ЗИЛ-130 ГАЗ-66 монтировались 12,7-мм пулемёты ДШК и 14,5-мм спарки ЗПУ-2 и автоматические гранатомёты АГС-17.

Первыми устанавливать различное вооружение на грузовики начали в 159-й ОДСБр, в связи с отсутствием в штатном расписании отдельной дорожно-строительной бригады бронетранспортёров, подразделений охраны, трудностями по согласованию выделения мотострелковых подразделений для охраны автомобильных колонн.

Позже для этой цели были перепрофилированы штатные зенитно-артиллерийские подразделения в составе всех полков и бригад, для которых не нашлось вражеских воздушных целей. Мобильность зенитного орудия установленного на грузовом автомобиле, вкупе с возможностью стрельбы на больших углах возвышения, оказалась эффективным средством для отражения нападений на автоколонны в условиях горной местности Афганистана.

После распада СССР на территориях «независимых республик» вспыхнули многочисленные конфликты. Не все стороны участвующие в этих конфликтах были обеспеченны бронетехникой с казавшихся неисчерпаемыми складов и парков Советской Армии. Кое-где пришлось импровизировать, создавая разного рода «броненосцы» и «тачанки» зачастую на шасси гражданских грузовых автомобилей и автобусов.


Импровизированный броневик на базе самосвала КрАЗ-256Б, построенный во время Приднестровского конфликта в 1992 году

Вскоре Российской Армии тоже пришлось вспомнить об афганском опыте. Практика использования вооружённых грузовиков практически без изменений пришла в Чечню, где такие машины использовали и используют подразделения Министерства обороны и МВД.

Автомобили, используемые в качестве машин огневой поддержки, оснащаются крупнокалиберными пулемётами или зенитными установками ЗУ-23.

Для защиты водителя и десанта использовались бронежилеты, мешки с песком, брёвна, снарядные ящики, броневые детали, снятые с подбитой или выработавшей ресурс техники.

Во время «Второй чеченской» в войска стали поступать бронированные грузовики заводского изготовления. Больше всего таких «бронемашин» различных модификаций было изготовлено на базе «Урала». Но, к сожалению не все из них оказались способны обеспечить приемлемый уровень защищённости, особенно при подрывах на минах и фугасах.

В связи с этим в ряде автомобильных КБ по программе «Тайфун» начались разработки отечественных машин аналогичных MRAP.


Одной из таких «взрывостойких» моделей стала полноприводная трехосная многофункциональная машина Урал-63095«Тайфун».

Другой подобной машиной стал КамАЗ-63968 «Тайфун»

Американские военные вторгнувшиеся в Афганистан и Ирак вскоре начали нести существенные потери при нападениях на их транспортные колонны. Оказалось, что имеющиеся у американцев грузовики и армейские внедорожники — легкая добыча для многочисленных повстанцев и террористов, засевших на крышах узких улочек иракских городов и в «зеленке» вдоль автотрасс. Приставить же к каждому автомобилю бронетранспортер или БМП не представляется возможным — это слишком накладно даже для такого щедро финансируемого военного ведомства, как Пентагон. Американским солдатам поневоле пришлось вспоминать вьетнамский опыт и мастерить гантраки.

Появилось большое количество самых разнообразных вариантов бронированных и вооруженных грузовиков. Значительная их часть переоборудовалась в заводских условиях с использованием серийных специально разработанных элементов защиты. Чаще всего гантраки создавались на базе грузовиков М923 и М939, которые вооружались автоматическими гранатомётами, едиными пулемётами и крупнокалиберными пулемётами.

Для стандартного армейского 5-тонного грузовика М939 была спроектирована бронекапсула «Хантер бокс» (Hunter box), которая представляла собой устанавливаемую в кузов бронированную «коробку», с бойницами для стрельбы их 2-4 единых 7,62-мм или крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов.

Гантрак с дополнительным бронированием на базе «Хаммера» получил обозначение M1114 . При полной массе около 5 тонн эта машина имела «по кругу» бронезащиту от винтовочных пуль калибра 7,62 мм.

При проведении операции в Ираке был создан комплект “повышенное бронирование” (Up-Armor). Данное нововведение, которое имело несколько типов и итераций, включало бронированные двери с пуленепробиваемым стеклом, боковые и задние броневые панели, и баллистические ветрозащитные экраны, которые обеспечивают повышенную защищенность от обстрела из стрелкового оружия и простейших самодельных взрывных устройств в боковой проекции.

M1114

Набор съемного вооружения для М1114 в открытой сверху башне включает в себя все от легких пулеметов до крупнокалиберных 12,7-мм пулеметных установок и автоматических 40-мм гранатомётов.

Бронированный «Хаммер» получился весьма тяжелым (вес брони достигал 1000 кг), что затрудняло его эксплуатацию, способствовало ускоренному износу подвески, снижало скорость, управляемость, и надежность. В тоже время броня не защищала от кумулятивных гранат и подрывов под днищем автомобиля.

В боевой обстановке имели место случаи когда военнослужащие не могли экстренно покинуть подбитый M1114 из-за чрезмерного веса бронированных дверей. Член экипажа, управляющей вооружением, установленным на крыше автомобиля, является чрезвычайно уязвимым.

Самым тяжелым гантраком использованным вооруженными силами США в Ираке стал «броненосец» на базе 4-осного десятитонного грузовика M985. Эта машина стала настоящей «канонеркой», в установленном на грузовой платформе бронекоробе монтировалось до 6 пулеметов и автоматических гранатомётов.

Создание и использование таких «монстров» конечно, повышало защищённость транспортной колонны, но эти машины, по сути, являлись «балластом», неспособным к транспортировке полезного груза. В итоге американское военное командование сделало ставку на массовое поступление в войска заводских элементов бронирования кабин грузовиков с установкой там пулеметной турели М2НВ.

Официально после 2005 года все американские грузовые гантраки в зоне боевых действий были заменены на специализированные машины MRAP. По тому же пути в итоге пошли военные контингенты, присутствовавших в Ираке и Афганистане союзников США.

Инспирированные США на Ближнем востоке «цветные революции» погрузили этот регион в хаос и нестабильность. Череда вооруженных конфликтов спровоцировала всплеск интереса к гантракам. Но они использовались, как правило, не для защиты транспортных коммуникаций, а в как средство огневой поддержки.

В качестве базового шасси для установки вооружения популярностью пользуются различные пикапы повышенной проходимости.

Конфликт на востоке Украины так же стал местом массового использования вооруженных и кустарно бронированных гражданских автомашин.

Украинские военные, как правило, использовали штатную бронетехнику заводского изготовления, в тоже время различные карательные «добровольческие батальоны» украинских националистов лишенные такой возможности вооружали и лепили броню на все, что только было можно.

Впрочем, не отстают от них в этом вопросе и ополченцы ДНР и ЛНР. Показателен пример установки в кузов бронированного КамАЗа неисправной БМД-2.

В зависимости от размеров и вооружения, гантраки в этом конфликте используются для огневой поддержки, патрулирования, разведки, диверсионных рейдов, подвоза боеприпасов и вывоза раненых.

Подводя итог, можно сказать, что в ближайшее время гантрак как боевая единица с поля боя никуда не денется, учитывая все большую трансформацию войн из масштабных столкновений с применением всех родов войск в локальные конфликты. Подобный эрзац-броневик можно построить в условиях любого предприятия, где имеется сварка и металлообрабатывающее оборудование. К тому же, в отличие от экипажа бронетехники, которому требуется обучение, к квалификации экипажа гантрака нет никаких особых требований: в его состав может влиться любой человек, годный к военной службе. Кроме того, ремонт машины может проводиться в гражданской автомастерской, что значительно упрощает и удешевляет задачу снабжения запчастями и горюче-смазочными материалами. По сравнению с бронетехникой гантраки дешевле в эксплуатации и потребляют меньше топлива. Оборотной стороной является большая по сравнению с бронетехникой уязвимость от огня противника и низкая защищённость экипажа при подрывах на минах и фугасах.

Другая публикация на эту тему:

Гантраки. Часть 1-я

По материалам:
http://automir.in.ua/newsm.php?id=15153
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://www.mil.in.ua/forum/viewtopic.php?f=110&t=808&start=160

topwar.ru

Ган-трак — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 октября 2016; проверки требуют 14 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 октября 2016; проверки требуют 14 правок.

Ган-трак или гантрак (англ. gun truck — бронированный вооружённый грузовик) — импровизированная боевая машина с установленным на ней вооружением и бронированием, изготавливались (вооружение и бронирование на ней, иногда даже сама эта импровизированная боевая машина) из доступных материалов. Изначально использовалась подразделениями Армии США во время Вьетнамской войны в качестве средства обеспечения безопасности транспортных колонн в условиях частых нападений со стороны партизанских формирований. Ган-траки представляли собой транспортные автомобили, изменённые силами подразделений Транспортного корпуса США, действовавших во Вьетнаме.

Вооружённые и бронированные транспортные машины использовались для охраны автоколонн и в других странах: израильтянами во время арабо-израильской войны 1947—1949 гг., советскими войсками во время Афганской войны 1979—1989 гг., федеральными вооружёнными силами во время операций в Чечне. Термин «ган-трак» для этих машин не использовался, они имели иные наименования на национальных языках. Так, израильские импровизированные бронеавтомобили назывались «сэндвичи» или «бабочки», советские и российские вооружённые грузовики часто именуются «зушками», «афганскими САУ», «грузовиками огневой поддержки». Однако, в настоящее время термин «ган-трак» употребляется не только в отношении американских бронированных автомобилей; например, когда речь идёт о машинах российских вооружённых сил, можно встретить словосочетание «русский ган-трак».

Известны и иные примеры создания импровизированных боевых машин на базе транспортных грузовиков, которые, однако, использовались не в качестве средства охраны автоколонн, а как замена бронемашин и танков специальной постройки.

ru.wikipedia.org

Гантраки. Часть 1-я » Военное обозрение

Термин «гантрак» (англ. gun truck — вооружённый грузовик) впервые появился во время Вьетнамской войны, когда Транспортный корпус США столкнулся с большими потерями грузовых машин от засад, организованных действующими в джунглях партизанами. С целью отражения атак на транспортные колонны часть американских грузовиков подверглась бронированию и получила вооружение.


Но сам факт установки различного вооружения на грузовые автомобили зафиксирован намного раньше — это произошло ещё в годы Первой мировой войны. Впрочем, тогда маломощные гантраки быстро трансформировались в бронеавтомобили специальной постройки.

Первым гантраком, созданным для сопровождения транспортных колонн и патрулирования городских улиц, можно считать бронированный грузовик «Гиннесс» (Guinness). Он был построен в апреле 1916 года для усиления правительственных войск Великобритании, участвовавших в подавлении Пасхального восстания в Дублине (Ирландия).

В основе своей бронеавтомобиль представлял собой обычный трёхтонный заднеприводный грузовой автомобиль «Даймлер». Кабина и двигатель машины частично защищалась навесными листами железа, а на месте грузовой платформы был установлен служивший боевым отделением паровой котёл, вывезенный с пивоваренного завода. На бортах котла имелись бойницы, причём часть из них была действительно прорезана, а часть — нарисована, чтобы сбить противника с толку. Огонь сквозь них вели помещавшиеся в отделении солдаты-десантники. Вход в «боевое отделение» осуществлялся через люк в корме машины.

Британский бронированный грузовик «Гиннесс»

Вслед за первым гантраком британцы построили ещё несколько подобных машин, из них две с паровыми котлами и одну с плоскими бортами из стальных листов. Конечно, броневики «Гиннес» не являлись полноценными бронеавтомобилями. Котловое железо боевого отделения обеспечивало лишь относительную защиту, хотя цилиндрическая форма в некоторой степени способствовала рикошету пуль. Но важно иметь в виду, что броневики использовались против повстанцев, практически не имевших в своём распоряжении тяжёлого оружия, и поэтому с основными своими задачами — охраной конвоев и прикрытием передвижения войск в городских боях — «Гиннессы» вполне справлялись.

К концу апреля 1916 года восстание было практически подавлено. Ставшие ненужными бронемашины были отправлены на хранение и вскоре «разбронированы». После «снятия с вооружения» и «разбронировки» все грузовики продолжали использоваться по своему обычному назначению — доставке пива в дублинские пабы.

В следующий раз в связи с нехваткой бронетехники заводского изготовления кустарно бронированные грузовики и автобусы использовались в 30-е годы в ходе Чакской войны — между Парагваем и Боливией и Гражданской войны в Испании.

В республиканской Испании, где они получили название «Тизнаос» — эти машины изготавливались в значительном количестве. В виду отсутствия специальных броневых сплавов, в роли брони, как правило, выступал обычный прокатный лист, котловое железо и т. д.

«Тизнаос», на борту надпись «HERMANOS NO TIRAR» («Братья не стреляют»)

После спешной эвакуации британского экспедиционного корпуса из-под Дюнкерка появилась реальная угроза немецкого вторжения на острова. Ввиду катастрофической нехватки бронетехники на предприятиях Великобритании было налажено производство бронированных грузовиков.

Британский «мобильный дот»

Из-за нехватки броневой стали на базе тяжелых грузовиков строили так называемые «мобильные доты» известные под общим наименованием «Бизон». Толщина бетонной брони достигала 150 мм и защищала от пуль винтовочного калибра. Точное количество построенных «мобильных дотов» неизвестно, по разным оценкам было произведено две-три сотни «Бизонов».

Для защиты аэродромов Королевских ВВС строились «Броненосцы» (англ. Armadillo). Эти машины вооружались 37-мм автоматической авиационной пушкой COW, с возможностью ведения огня как по воздушным, так и по наземным целям, и защищались лёгкой противоосколочной бронёй.

Английский «броненосец», вооружённый 37-мм автоматической пушкой COW

Если «Бизоны» после 1943 года были практически все заменены в подразделениях территориальной обороны полноценными бронированными машинами, то «Броненосцы» охраняли английские аэродромы в течение всей войны.

Союзники достаточно широко применяли вооруженные грузовики и машины повышенной проходимости в ходе боевых действий в Северной Африке. Первоначально это были машины с установленными на них лёгкими противотанковыми орудиями калибра 37-40 мм.

Willys MB, вооруженный 37-мм противотанковым орудием M3

Британская противотанковая 40-мм «двухфунтовка» на полноприводном грузовике Morris

Однако для оказания огневой поддержки своим подразделениям они оказались малоэффективны, а при использовании в качестве ПТ САУ слишком уязвимы.

Гораздо более удачными в условиях боевых действий в пустыне стали джипы и лёгкие грузовики повышенной проходимости, вооруженные многочисленными пулемётами, в том числе и спаренными авиационными.

Эти машины активно использовались подразделениями «дальней разведки», действовавшими в отрыве от основных сил

В СССР такие машины создавались гораздо в меньших количествах, чем в Великобритании. Летом 1941 года на Ижорском заводе в Ленинграде для защиты города частично бронировались грузовики ГАЗ-АА и ЗиС-5, всего было переоборудовано около 100 грузовиков. Бронировались, как правило, только водительская кабина, двигатель и кузов. Они обшивались броневыми листами толщиной от 6 до 10 мм.

Бронированный ЗиС-5, Ленинградский фронт, 1941 год

Машины вооружались по-разному. Так, бронегрузовики ГАЗ-АА были вооружены спереди танковыми или пехотными пулемётами Дегтярёва, а также пулемётом ДШК, ДА или станковым пулемётом Максима в кузове. Вооружение бронемашин на шасси ЗИС-5 было мощнее, оно состояло из пулемета ДТ/ДА, в кузове за наклонным бронелистом размещалась 45-мм противотанковая или 20-мм автоматическая авиационная пушка ШВАК. Стрельба из них могла вестись только вперед по ходу движения.

Бронированный автомобиль ЗиС-5 в экспозиции Музея военной техники в Верхней Пышме

Однако невысокая проходимость не позволяли использовать «броневики» вне дорог с твёрдым покрытием. К концу 1942 года почти все эти машины были потеряны в боях или захвачены противником.

Вскоре после окончания Второй мировой в Палестине начались вооруженные столкновения между арабами и евреями. Для защиты конвоев курсировавших между населёнными пунктами, находящимися под контролем израильтян срочно потребовались бронированные машины.

Было решено строить броневики на базе двухосных полноприводных грузовиков Ford F-60S, грузоподъёмностью 3 тонны. Но на практике самодельные броневики создавались и на базе других грузовиков. К январю 1948 года нескольким авторемонтным предприятиям удалось построить 23 бронемашины.

В связи с отсутствием броневой стали применялась комбинированная защита, состоявшая из «слоёной брони»: между двумя листами железа толщиной 5 мм располагалась прослойка из буковых досок или каучука толщиной около 50 мм. Такая броня получила название «сэндвич», которое стало употребляться и в отношении самих машин. У первых «Сэндвичей» бронировались только кабина (целиком, включая двигатель) и боковины кузова — такая схема была выбрана для того, чтобы бронемашина как можно меньше отличалась внешне от обычного грузовика.

«Сэндвич» раннего типа на шасси грузовика «Форд» F-60S, март 1948 г.

Бронированные грузовики использовались для сопровождения небронированных машин при транспортировке грузов к поселениям, а на некоторых особо опасных участках конвои целиком составлялись из бронированных грузовиков. Появление бронемашин оказало значительное влияние на ход боевых действий. Бронемашина, шедшая во главе колонны, могла сближаться с арабами до дистанции эффективного применения ПП и гранат, или подавлять их позиции издалека, огнем ручного пулемета, оставаясь малоуязвимой к ответному огню.

«Сэндвичи», как правило, не имели вооружения на турелях и в башнях, огонь вёлся из ручного стрелкового оружия через бойницы в бортах. Первоначально броневики не имели крыши, что делало их уязвимыми от огня сверху и от ручных гранат, забрасываемых в машину через борт. Поэтому вскоре «сэндвичи» стали получать двух- или четырёхскатную крышу, сплошную, из металлической сетки или тканевую; с такой крыши граната скатывалась и взрывалась в стороне, не причиняя ущерба. Для метания гранат экипажем «сэндвича» предусматривалось два люка, которые открывались вверх вдоль гребня. Откинутые люки придавали машине характерный вид, за который импровизированные бронеавтомобили получил другое своё название — «бабочки».

Кроме «Сэндвичей», имелось некоторое количество лёгких полноприводных грузовиков «Додж» WC52. Эти машины модифицировались путём установки дополнительной брони, размещения пулемётной установки рядом с водителем и маленькой многогранной башни с пулемётом на крыше.

Корпус «Сэндвича» на базе пикапа CMP, подбитого в бою, август 1948 г.

Большой вес навешенной брони обуславливал плохую подвижность и сильно перегружал двигатель и трансмиссию на крутых склонах или при большой загрузке. Многие броневики были потеряны вместе с экипажами в засадах и в вооруженных столкновениях с британцами в 1947 — 1948 годах. Вскоре после начала поставок израильтянам бронетранспортёров M3 и M9, разведывательных бронеавтомобилей M3A1 и танков от использования самодельных броневиков окончательно отказались.

В 50-60 годы прошлого столетия в разных странах при нехватке штатной бронетехники регулярно возвращались к идее создания бронемашин или машин огневой поддержки на базе обычных грузовых автомобилей. Интерес представляют случаи использования вооруженными подразделениями США трофейных грузовиков ГАЗ-51. «Войска ООН», захватывавшие их в Корее, делали на базе ГАЗ-51 «гантраки» и даже автодрезины.

Грузовик ГАЗ-51Н, захваченный американцами и превращённый ими в вооруженную автодрезину

Французы использовали в Индокитае обшитые стальными листами грузовики GMC вооруженные 40 мм «Бофорсом» и крупнокалиберным пулемётом М2.

Однако по-настоящему массовое переоборудование грузовых автомобилей в машины огневой поддержки для защиты и сопровождения транспортных колонн начали американцы в конце 60-х в ходе военной компании во Вьетнаме.

Во время Войны во Вьетнаме армии США и их южновьетнамским союзникам ежедневно требовались сотни тонн грузов доставляемые из портов Куинён и Камрань на базы, расположенные вдали от побережья. Зачастую конвои грузовиков насчитывали по двести и более машин. Такие огромные караваны были отличной целью для партизан, организовавших засады в отдалённых районах.

Эффективная защита грузовиков во время скоротечных нападений была практически невозможна. Американские подразделения просто физически не могли контролировать столь обширную территорию и предотвращать готовившиеся засады и минирование дорог. Личного состава хватало лишь на организацию немногочисленных блокпостов, между которыми вьетконговцы свободно обстреливали и подрывали американские грузовики.

Попытки включения на постоянной основе для сопровождения в состав транспортных колонн тяжелой бронетехники оказались малоэффективными. Гусеничные бронемашины не могли поддерживать необходимый темп движения и после частых тропических дождей разрушали грунтовые дороги и делая их труднопроходимыми для грузовиков.

Также показали невысокую эффективность джипы с пулемётным вооружением, их экипажи оказались очень уязвимы от огня стрелкового оружия.

После нескольких особенно успешных нападений южновьетнамских партизан в 1967 году для снижения уязвимости автомобильных колонн была внедрена тактика «усиленных конвоев», ключевым элементом обороны которых стал вооружённый грузовик — гантрак.

Базой для этой машины послужил 2,5-тонный грузовик М35 вооружённый двумя 7,62-мм пулемётами M60. Защита пулемётных расчетов в кузове от огня стрелкового оружия и осколков на первом этапе обеспечивалась мешками с песком. Усиленные конвои были небольшими, в колонне — не более 100 машин. В случае, если колонна попадала в засаду, гантраки должны были быстро выдвинуться к участку, подвергшемуся нападению и подавить противника огнём.

От защиты пулемётных расчётов гантраков при помощи мешков с песком вскоре пришлось отказаться, поскольку во время частых дождей песок впитывал много воды, что приводило к перегрузу всего автомобиля. Мешки с песком были заменены броневыми плитами, которые снимали с разбитой техники. В новых машинах бронировался не только кузов (который представлял собой обычную железную коробку с вырезами под пулеметы), но и двери с полом кабины.

Экипаж гантрака, как правило, состоял из водителя, двух пулемётчиков и командира, иногда в состав экипажа входил также гранатомётчик с 40-мм ручным гранатомётом M79. Но это вооружения вскоре посчитали недостаточным, в придачу к пулемётам М60 машины получили крупнокалиберные М2НВ или шестиствольные «Миниганы».

Наиболее удачным вариантом экипажи гантраков считали поставить в кузов бронекорпус от списанного БТР М113 — он был относительно просторен, имел крышу, штатные турели для пулемётов и большую защищённость, нежели стандартные 2,4 мм бронелисты. Но корпус М113 уже не мог транспортироваться 2,5 — тонными грузовиками, его устанавливали на грузовую платформу 5-тонных М54.

Так же высоко котировались счетверенные зенитные установки М45 Maxson, водруженные в кузов. Гантраки, как правило, кроме вооружения, возили с собой еще запас медикаментов и запчастей, являясь, таким образом, самим себе «скорыми» и ремонтно-эвакуационными машинами.

Количество гантраков в колоннах постоянно возрастало. В конечном итоге, оптимальным стали считать 1 гантрак на 10 грузовиков. Им позволялось занимать любое место в колонне, дабы противник не повыбивал гантраки первым же ударом.

Как правило, каждая машина несла на борту собственное имя, и было «украшено» разного рода рисунками. Кроме «эстетического самовыражения» американских солдат это имело и практическое значение — облегчало радиообмен и опознавание в бою.

Несмотря на то, что кустарно бронированные вооруженные грузовики никогда не рассматривались в качестве штатного средства сопровождения транспортных колонн, и их планировалось полностью заменить колёсными бронемашинами V-100 «Коммандо» — эти броневики начали поступать в значимых количествах только к самому окончанию войны. Поэтому гантраки активно эксплуатировались вплоть до вывода американских войск из Вьетнама в 1973 году.

С окончанием войны во Вьетнаме надобность в гантраках исчезла. Большинство из них были либо отправлены на слом, либо конвертированы в обычные транспортные автомобили.

Оценивая опыт создания боевых колёсных машин на базе изначально не вооруженных и небронированных транспортных средств можно выделить два направления их развития и применения.

Первое — это создание «эрзацбронемашин» в случае нехватки или отсутствия в силу, каких либо причин штатных образцов бронетехники. Такие «импровизированные броневики», за неимением лучшего, как правило, вынужденно применялись на поле боя в качестве бронетранспортёров или машин огневой поддержки и из-за невысокой защищённости и низких характеристик проходимости и огневой мощи зачастую несли большие потери.

Ярким примером таких «бронеавтомобилей» является серия бронированных машин для правительственной армии Сальвадора, строительство которой началось в 1968 году. На шасси 2,5-тонных армейских грузовиков M35 в центральных механических и авторемонтных мастерских армии Сальвадора первоначально было построено 12 бронемашин «Rayo», которые летом 1969 года использовались в ходе «100-часовой» войны с Гондурасом.

В дальнейшем после начала в Сальвадоре гражданской войны построено около 150 бронемашин — в основном на шасси грузовиков (MAN 630, 2-тонных «Unimog», 5-тонных «Ford» и «General Motors», 7-тонных Magirus-Deutz 7-ton «Jupiter» и др.).

Второе — это переоборудование грузовых автомобилей, как правило, с минимальными изменениями, сводящимися к установке лёгкого вооружения и минимальной защиты экипажа. Назначением этих вооруженных грузовиков было следование в составе транспортной колонны с целью защиты от нападений инсургентов. В случае попадания колонны на маршруте следования в засаду сопровождающие колонну гантраки должны по возможности выдвинуться к месту нападения и плотным огнём отразить атаку.

По материалам:
http://www.sadefensejournal.com/wp/?p=2180
http://www.waronline.org/IDF/Articles/transport/history/independence-war/
http://www.waronline.org/IDF/Articles/armament/army/afv/zaloga-meadeast-afv/#chapter-4

topwar.ru

Гантрак Википедия

Ган-трак или гантрак (англ. gun truck — бронированный вооружённый грузовик) — импровизированная боевая машина с установленным на ней вооружением и бронированием, изготавливались (вооружение и бронирование на ней, иногда даже сама эта импровизированная боевая машина) из доступных материалов. Изначально использовалась подразделениями Армии США во время Вьетнамской войны в качестве средства обеспечения безопасности транспортных колонн в условиях частых нападений со стороны партизанских формирований. Ган-траки представляли собой транспортные автомобили, изменённые силами подразделений Транспортного корпуса США, действовавших во Вьетнаме.

Вооружённые и бронированные транспортные машины использовались для охраны автоколонн и в других странах: израильтянами во время арабо-израильской войны 1947—1949 гг., советскими войсками во время Афганской войны 1979—1989 гг., федеральными вооружёнными силами во время операций в Чечне. Термин «ган-трак» для этих машин не использовался, они имели иные наименования на национальных языках. Так, израильские импровизированные бронеавтомобили назывались «сэндвичи» или «бабочки», советские и российские вооружённые грузовики часто именуются «зушками», «афганскими САУ», «грузовиками огневой поддержки». Однако, в настоящее время термин «ган-трак» употребляется не только в отношении американских бронированных автомобилей; например, когда речь идёт о машинах российских вооружённых сил, можно встретить словосочетание «русский ган-трак».

Известны и иные примеры создания импровизированных боевых машин на базе транспортных грузовиков, которые, однако, использовались не в качестве средства охраны автоколонн, а как замена бронемашин и танков специальной постройки.

Ган-траки Армии США[ | ]

Война во Вьетнаме[ | ]

Ган-трак «Eve of Destruction» на базе автомобиля M54 в музее Транспортной службы США

Во время Войны во Вьетнаме в задачи Транспортного корпуса США входила доставка грузов из портов Куинён и Камрань на базы, расположенные вдали от побережья: Анкхе, Плейку и другие. Потребности американских войск были велики и колонны, состоявшие из двухсот грузовиков, не были редкостью. Такие огромные караваны были отличной целью для партизан

ru-wiki.ru

Военное оружие и армии Мира

Термин «гантрак» (англ. gun truck — вооруженный грузовик) впервые появился во время Вьетнамской войны, когда Транспортный корпус США столкнулся с большими потерями грузовых машин от засад, организованных действующими в джунглях партизанами.

С целью отражения атак на транспортные колонны часть американских грузовиков подверглась бронированию и получила вооружение.

КОНВОИ ПОД УДАРОМ

Во время войны во Вьетнаме в задачи Транспортного корпуса США входила доставка грузов из портов Куинен и Камрань на базы, расположенные вдали от побережья, — Анкхе, Плейку и другие. Потребности американских войск были велики и колонны, состоявшие из двухсот грузовиков, не были редкостью. Такие огромные караваны были отличной целью для вьетнамских партизан, организовавших засады в отдаленных районах.

Одной из частей, часто подвергавшейся таким нападениям, была 8-я транспортная группа армии США, базировавшаяся в Куинене. Отрезок пути между Анкхе и перевалом Манг-Янг получил среди американских военнослужащих название «Аллея засад», поскольку инциденты на этом участке происходили практически ежедневно.

Организовать же эффективную защиту конвоев не представлялось возможным, так как подразделения военной полиции, в чьи задачи входила охрана колонн, не имели достаточных сил и средств для контроля сети дорог. Войсковые подразделения контролировали лишь отдельные участки дорог в районах своей дислокации. Таким образом, на большей части маршрута транспортные подразделения должны были обеспечивать свою безопасность самостоятельно. Поначалу для решения этой задачи использовались бронированные джипы, которые, однако, вскоре продемонстрировали свою недостаточную эффективность.

ПОЯВЛЕНИЕ ГАНТРАКОВ

Во время нападения партизан, произошедшего 2 сентября 1967 года, потери американцев были особенно велики: погибло семеро водителей, было ранено 17 человек, уничтожено или повреждено 30 грузовиков. После этого для снижения уязвимости автомобильных колонн была внедрена тактика «усиленных конвоев», ключевым элементом обороны которых стал вооруженный грузовик — гантрак. Базой для этой машины послужил 2,5-тонный армейский грузовик М35, защищенный при помощи мешков с песком и вооруженный двумя 7,62-мм пулеметами М60. Экипаж гантрака состоял из сержанта (командир), водителя и двух пулеметчиков. Они должны были открыть огонь по неприятелю в первые три минуты после нападения. В то время когда водители других грузовиков старались как можно быстрее вывести свои машины из-под обстрела, гантраки, наоборот, оставались на месте и прикрывали их огнем. Оптимальным считалось наличие одного вооруженного грузовика на 10 транспортных автомобилей.

От защиты автомобиля при помощи мешков с песком вскоре пришлось отказаться, поскольку во время частых дождей песок впитывал много воды, что приводило к росту массы всего автомобиля. Мешки с песком были заменены броневыми листами, снимавшимися с разбитой техники.

24 ноября 1967 года во время боя на «Аллее засад» группе гантраков удалось достаточно эффективно отразить нападение партизан. В ходе боя было потеряно шесть транспортных автомобилей, четыре вооруженных грузовика были уничтожены или повреждены, несколько человек было убито и ранено. Однако нападавшая сторона была вынуждена отступить, потеряв более 40 человек. Хотя защищенность транспортных колонн возросла, нападения на караваны продолжались, что заставляло работать над улучшением конструкции вооруженных грузовиков.

Грузоподъемность 2,5-тонных грузовиков была недостаточной — после установки брони и вооружения машина оказывалась перетяжеленной. Поэтому в дальнейшем для создания гантраков стали использоваться пятитонные машины. Поскольку вооруженные грузовики представляли собой импровизации, созданные непосредственно в подразделениях, их конструкция и внешний вид были различными.

ГАНТРАКИ В ДРУГИХ ВОЙНАХ

Спустя несколько лет после того как джи-ай покинули Вьетнам, с необходимостью обеспечить безопасность транспортных колонн столкнулись советские войска в Афганистане.

Однако специфика горного рельефа этой страны продиктовала необходимость вооружения грузовиков зенитными установками, имевшими большой угол возвышения. При этом первоначально автомашины, как правило, никак не бронировались.

В дальнейшем для бронирования автомобилей, в первую очередь кабин экипажа, стали применяться бронелисты, снятые с подбитой легкой техники. Кроме того, был популярен способ защиты водителя при помощи бронежилетов, которые навешивались на двери. Помимо этого, на завершающем этапе боевых действий в Афганистане появились комплекты для бронирования кабин грузовых автомобилей, выпускавшиеся серийно. Впрочем, по свидетельству очевидцев, большинство таких комплектов пылилось на складах Среднеазиатского военного округа.

Что касается вооружения, то наиболее часто практиковалась установка 23-мм спаренной зенитной установки ЗУ-23-2 в кузова автомобилей ЗИЛ-131, Урал-375 и КамАЗ-4320 и иных, вплоть до неполноприводных ЗИЛ-130. Можно было увидеть грузовики КамАЗ и «Урал» с установленными в кузовах боевыми отделениями ранее подбитых бронированных машин с башенными установками пулеметов ПКТ или КПВТ.

Импровизированная боевая техника использовалась преимущественно при проводке караванов как средство усиления, аналогично тому, как использовались американские гантраки. Однако известны и случаи применения вооруженных грузовиков в операциях спецназа по активному поиску и уничтожению караванов моджахедов, перевозивших оружие и боеприпасы.

В ЧЕЧНЕ

Практика использования вооруженных грузовиков для сопровождения транспортных колонн и несения патрульной службы без серьезных изменений пришла в Чечню, где такие машины в ходе контртеррористических операций использовали все силовые структуры. Автомобили оснащались крупнокалиберными пулеметами или установками ЗУ-23-2. Для защиты водителя и десанта использовались бронежилеты, мешки с песком, бревна, снарядные ящики, броневые детали, снятые с подбитой или выработавшей ресурс техники. Нередко машины получали собственные имена — «Бизон», «Батяня», «Бешеный» и т. д.

Опыт боевого применения армейских полноприводных грузовиков с установленными на них 23-мм спаренными зенитными автоматическими пушками показал, что при относительно малой стоимости изготовления и эксплуатации таких систем оружия они способны с высокой эффективностью выполнять боевые задачи при действиях на равнине, в горной местности и в населенных пунктах. Участники боев, как правило, отмечали то, что, наряду с мощным поражающим действием спаренных автоматических пушек, их огонь производил на противника и сильное психологическое воздействие. Что неудивительно — при попадании, например, в руку обыкновенной пули последняя в большинстве случаев летит дальше, а рука остается на месте. При попадании в руку 23-мм снаряда он, в большинстве случаев, летит дальше вместе с рукой! Понимание этого во многих случаях вынуждало боевиков прекращать обстрел колонны и осуществлять отход с места нападения.

Помимо машин, переоборудованных с использованием подручных материалов, существуют комплекты заводского изготовления, при помощи которых серийный автомобиль может быть переоборудован без использования специального оборудования и без существенных переделок базовой машины. Таким комплектом является, например, локальная защита производства ОАО «Муромтепловоз». Силами МВД использовались и используются также серийные грузовики, оснащенные в условиях завода-изготовителя бронированными капсулами различного типа.

ИРАК

В армии США гантраки вновь нашли применение во время войны в Ираке. Нападение на караван вблизи Насирии, произошедшее в марте 2003 года, продемонстрировало уязвимость транспортных колонн: 12 американских военнослужащих было убито, пятеро попали в плен. В дальнейшем транспортные колонны рассматривались иракскими партизанами как легкие цели и неоднократно подвергались нападениям. Это привело к тому, что гантраки вновь оказались востребованными. Первые образцы гантраков, смонтированные на базе пятитонных грузовиков М939, появились в Ираке в августе 2003 года.

В апреле 2004 года командование 375-й транспортной группы резерва армии США и 812-го транспортного батальона организовали временное подразделение — 518-ю роту гантраков. Рота получила 35 армейских вездеходов HMMWV и пять грузовиков М939, которые были переоборудованы и оснащены бронезащитой и 12,7-мм пулеметами «Браунинг» М2. Поскольку многие подразделения резерва армии США и Национальной гвардии самостоятельно проводили реорганизацию своих систем охраны транспортных колонн, специальная рота гантраков была признана ненужной, и в 2005 году подразделение было расформировано. В то же время на уровне военной комиссии Палаты представителей конгресса США было выдвинуто предложение начать производство стандартизованных гантраков. В Ливерморской национальной лаборатории был спроектирован бронированный корпус, получивший в честь инициатора разработки неофициальное прозвище «Ящик Хантера». В ходе разработки использовался опыт вьетнамской войны. «Ящик Хантера» предназначен для установки на шасси пятитонного грузовика. В конструкции корпуса использованы броневая сталь, композиционные материалы, пуленепробиваемое стекло. Переоборудованная машина оснащается двумя или четырьмя крупнокалиберными пулеметами.

Опытный экземпляр изготовили в марте 2004 года. К сентябрю 2007 года было выпущено 100 комплектов для переоборудования автомобилей для контингента в Ираке и 18 — для использования в Афганистане. «Ящики Хантера» получили признание в армии. Некоторые военные специалисты критикуют их за недостаточную защиту от поражения сверху, указывается, что автомобили, оснащенные этими комплектами, становятся неустойчивыми, однако в ходе боевого применения эти недостатки не проявились как существенные.