Зил 130 ттх – ЗИЛ-130: технические характеристики

Содержание

ЗИЛ модельный ряд (модификации и характеристики)

Самосвалы Зил выпускаются в большом количестве разнообразных модификаций. Это могут быть сочлененные самосвалы, а также полуприцепы, но все они настолько качественны по своим характеристикам и универсальны по комплектации, что из них создавали автокраны, пожарные машины, фургоны, а также автоцистерны. ЗИЛ грузовик эффективен как на территории бездорожья, так и в стесненных городских условиях. На высоте находятся такие важные для транспортного средства показатели, как грузоподъемность и экономичность.

Популярные модификации

На платформе автомобиля ЗИЛ производятся следующие модификации грузовых машин. У автомобиля ЗИЛ модельный ряд довольно разнообразен:

  1. Грузовой ЗИЛ-130Г – перевозка габаритных грузов и буксирование прицепов с общей весовой категорией до 8 тонн.
  2. ЗИЛ-130В1 – седельного типа тягач, который изначально спроектирован для буксировки груза массой до 14 тонн.
  3. ЗИЛ-130Д1 – это специальная платформа для построения самосвалов ЗИЛ-ММЗ-4502 и ЗИЛ-ММЗ-555.
  4. ЗИЛ-130Б2 – это платформа с особым пневматическим выводом, предназначенным для построения тягача, применяемого в сельском хозяйстве.
  5. Грузовой ЗИЛ-130Г – платформенная машина со специальными 2-ух секционными бортами. Здесь присутствует база колес 4 500 мм и уникальный по характеристикам мотор.
  6. ЗИЛ модель 130Д – это платформа для самосвала узкого строительного назначения, имеющая короткую базу колес — 33 см.
  7. ЗИЛ-130Б  платформа для техники особого сельскохозяйственного назначения с общей базой колес, равной 3 800 мм.

ЗИЛ 130Г

Все без исключения модели отличаются оптимальной комплектацией и возможностью идеально функционировать в разных климатических условиях.

Кузов ЗИЛа — габариты и характеристики

ЗИЛ кузов данного транспортного средства может быть не только грузовым, но также пассажирским. Для этой цели присутствуют откидные скамейки и возможность установки тента.

Вес авто10425 кг
Грузоподъемность ЗИЛа6000 кг
Максимальная скорость90 (км/ч)
Мощность двигателя150 л.с
Расход топлива30 л на 100 км

Что касается средних габаритных показателей ЗиЛа, то его длина составляет 6 672 мм, ширина – 2 500 мм, общая высота – 2 400 мм. Объем платформы равен 5.10 кубических метров, а площадь пола составляет 8.72 квадратных метра.

Салон

У ЗИЛ кабина – это трехместный салон, который располагается сразу за двигателем. Сиденье можно отрегулировать по высоте, по длине, а также по наклону спинки. Среди присутствующих основных опций салона можно выделить:

  • Стеклоочиститель;
  • Отопитель;
  • Специальное устройство для промывки стекол;
  • Крыша салона оснащена двумя вентиляционными люками.

Кабина выполнена из цельного металла, а сиденья выполнены из мягких материалов. Все в ней продумано до мелочей, что делает салон максимально комфортным для водителей и для пассажиров. Здесь эргономично расположены основные приборы и механика управления.

Транспортное средство оснащено гидравлическим усилителем руля, благодаря чему значительно увеличилась общая простота управления автомобилем и его безопасность. При случайном разрыве переднего колеса, грузовику легко будет удержаться на дорожном участке.

Основные технические характеристики

Транспортное средство комплектуется 4-тактным восьмицилиндровым двигателем. У грузовика ЗИЛ двигатель мощный, этот параметр составляет 3000 оборотов в минуту. Общий рабочий объем двигателя достигает 6 литров. Особого внимания заслуживает специальная система смазки, которая характеризуется, как комбинированная с возможностью разбрызгивания и разными показателями давления. Система питания установленного движка относится к категории принудительной, также есть встроенная жидкостная система охлаждения.

Тормозная система

На грузовике установлена особая тормозная система, которая присутствует на всех колесах. Это тормоза особого барабанного типа, которые функционируют под влиянием современной пневмосистемы. Основной резерв воздушной массы находится в специальном резервуаре под достаточно сильным давлением. В рабочее состояние тормоза приводятся при помощи водяного насоса и установленной передачи. Работа компрессора осуществляется с двумя тысячами оборотами в минуту. Всего воздушных баллонов существует всего два, каждый по 20 литров.

Положительные и отрицательные свойства

Все большее количество автолюбителей принимают решение купить данные машины грузового назначения. Из данного средства можно сделать уникальное авто, так как присутствует возможность проведения оптимального апгрейда. Среди иных положительных факторов можно отметить такие важные показатели, как доступная стоимость транспортного средства, небольшие габариты, оптимальная ремонтопригодность и маневренность устройства. При необходимости можно без проблем найти нужные детали для проведения ремонта. Высокие показатели проходимости машины основаны на наличии встроенного рулевого усилителя, также мотор работает идеально.

Среди недостатков машины можно отметить небольшую скорость, которую в состоянии развить вездеходы, неидеальный мотор и грузоподъемность также не является рекордной. По причине давнего года выпуска детали довольно часто выходят из строя. Несмотря на достаточные комфортные условия салона, он немного уступает по меркам настоящего времени. Кресла можно регулировать, но они не совсем удобны для современных водителей. Мотор в кабине автомобилей ЗИЛ не слышен, машина и ее основные модификации передвигаются тихо. За свою 40-летнюю историю данные автомобили зарекомендовали себя, как прочный и очень надежный грузовой транспорт, относительно простой в процессе эксплуатации и в ремонте. И сейчас на дорогах страны можно встретить узнаваемый всеми ЗИЛ и ЗИС, который приобретают в качестве средства, решающего большое количество разных задач.

naperevoz.ru

обзор, технические характеристики и отзывы

ЗИЛ-130 – это легендарный советский грузовик, который начали создавать в послевоенные годы. Машина заменила предшественника под индексом 164, основное предназначение – сельскохозяйственная сфера и строительные работы. Авто окрашивалось преимущественно в синие и белые колеры, хотя до этого все модификации были цвета хаки, поскольку предназначались в основном для военных целей. До 1962 года модификация производилась под маркой ЗИС-150. До 90-х годов прошлого столетия выпуск осуществлялся в Москве, затем мощности были перенесены в Новоуральск. Второе наименование авто – «Амур». Изучим особенности и возможности данного транспортного средства.

Основные параметры

Ниже приведены характеристики ЗИЛа-130:

  • Нагрузка полезная – 5 тонн.
  • Аналогичный показатель на седло – 5,4 т.
  • Вес груженого полуприцепа – 8 т.
  • Снаряженная масса грузовика – 9,5 т.
  • Показатель нагрузки на переднюю/заднюю ось – 2,12/2,18 т.
  • Длина/ширина/высота – 6,67/2,5/2,4 м.
  • Дистанция от задней части кабины до фронтальной оси – 1,64 м.
  • Аналогичное расстояние до переднего буфера – 1,07 м.
  • Колесная база – 3,8 м.
  • Погрузочная высота – 1,45 м.
  • Внутренняя дина/ширина/высота платформы – 3,75/2,32/0,57 м.
  • Колея задних/передних колес – 1,79/1,8 м.
  • Промежуток от дорожного покрытия до опорной плоскости седла – 1,24 м.

Эксплуатационные показатели

Грузовик ЗИЛ-130 развивает максимальную скорость до 90 километров в час. Тормозной путь автомобиля с полным весом без прицепа при 30 км/ч на горизонтальной площадке (сухой асфальт) составляет 11 метров. Контрольный расход горючего – 28 литров на 100 км при полной нагрузке. Радиус поворота в максимально удаленной точке – 8,9 м. Клиренс – 27 сантиметров. Угол рассеивания света спереди и сзади – 38/27 градусов.

Двигатель ЗИЛа-130

Автомобиль оснащается четырехтактным V-образным силовым агрегатом с карбюратором и верхним размещением клапанов. Восемь цилиндров расположены под прямым углом по отношению друг к другу. Ход поршня – 95 мм. Рабочий объем цилиндров составляет шесть литров при компрессии с индексом 6.

Далее указаны прочие параметры двигателя ЗИЛ-130:

  • Мощность номинальная – 150 лошадиных сил.
  • Оборотистость – 3200 вращений в минуту.
  • Нумерация цилиндров – ведется от вентилятора мотора.
  • Сухая масса агрегата с сопутствующими элементами (сцеплением, коробкой передач, насосом, компрессором и стояночным тормозом) – 640 кг.
  • Материал блока цилиндров – чугунный узел с легкосъемными вставными сырыми гильзами.
  • Уплотнение – резиновые кольца в нижней части.
  • Головки элементов – из алюминиевого сплава с вставными седлами.
  • Поршневая группа – овальной формы, из алюминиевого состава со стальными пустотелыми плавающими пальцами. Кольцевые детали – компрессионные с хромированными вставками, одно из них является маслосъемным.

Прочие элементы силовой установки

Дизель ЗИЛа-130 имеет стальные взаимозаменяемые вкладыши на шатунах, а также кованый пятиопорный коленчатый вал с канавами для смазки и грязевыми уловителями. Чугунный маховик оснащен зубчатым венцом для запуска силовой установки. Распределительный вал также сделан из стали, имеет пять опор.

Фазы газораспределения:

  • Открытие и закрытие впускного клапана – 31 и 81 градус до верхней и после нижней мертвой точки.
  • Аналогичные показатели выпускного клапана – 67/47 гр. (до н.м.т и после в.м.т.).

Привод распредвала оснащен шестеренками с косыми зубцами, ведомый элемент сделан из чугуна. Верхние клапаны находятся наклонно в одном ряду. Они активируются при помощи коромысел, штанг и толкателей. Выпускные аналоги оборудованы жаростойкой наплавкой, пустотелые, снабжены приспособлением для принудительного проворачивания во время работы.

Толкатели – стальные, механические с чугунной наплавкой. Механизм оборачивания выпускного клапана – шарикового типа с принудительным принципом действия. Отводящий газопровод сделан из алюминиевого сплава, оборудован водяной рубашкой, находится между головками блока с каждой стороны мотора.

Смазочная система

Этот блок автомобиля ЗИЛ-130 представляет собой смешанный механизм, работающий путем разбрызгивания жидкостных масс под давлением с охлаждением в радиаторе. Масляная помпа шестеренчатого типа имеет пару секций, размещена справа возле блока цилиндров. Верхний отсек насоса служит для подачи масла через фильтр в основную систему обслуживания двигателя. Нижняя секция направляет жидкость в радиатор, перепускной клапан отрегулирован на 1,2 кгс/кв.м.

Фильтр для масла – центробежный элемент с центрифугой (имеет реактивный принцип работы). Радиатор этой системы является трубчатой конструкцией с воздушным охлаждением, монтируется перед жидкостным аналогом. Вентиляция картера осуществляется принудительно, посредством отвода газов через специальный клапан.

Питание

ЗИЛ-130 имеет следующие особенности системы питания:

  • Подача горючего – принудительного типа с диафрагменным герметичным насосом.
  • Используемый бензин – А-76 (или дизельное топливо).
  • Тип помпы – Б-10 с ручной подкачкой (основной процесс в нормальном режиме выполняется автоматически).
  • Вид подогрева топливовоздушной смеси – специальная рубашка на впускном подающем патрубке.
  • Резервуар для топлива – вмещает 170 литров, установлен на левом лонжероне под платформой.
  • Щелевой магистральный топливный фильтр расположен на кронштейне бензобака.
  • Фильтр тонкой очистки – керамический.
  • Аналог в топливном резервуаре – сетчатого типа.
  • Карбюратор – двухкамерный блок с ускорительным насосом и экономайзером (К-88А).
  • В устройстве ЗИЛа-130 предусмотрен трубчато-ленточный радиатор, а также воздушный фильтр с двумя степенями очистки.
  • Избыточное давление на радиаторном клапане – 1 кгс/кв.м.
  • В термостате имеется твердый наполнитель с водяной рубашкой охлаждения.
  • Жалюзи – вертикальные, створчатые, корректируются из кабины.
  • Водяной насос – центробежный с приводом от основного вала.
  • Вентилятор – оборудован шестью изогнутыми лопастями.

Трансмиссионный узел

Сцепление ЗИЛа-130 находится на ведомом диске, представляет собой однодисковый сухой блок с демпфером пружинного типа. Фрикционные накладки сделаны из асбестового состава. Коробка переключения передач – механической конфигурации на пять передних и одну заднюю скорость (с парой инерционных синхронизаторов). Передаточные числа – 7,44/4,1/2,29/1,47/1,0/7,09.

Карданные шарниры установлены в количестве трех штук на игольчатых подшипниках. Валы этой системы имеют промежуточную опору на раме.

Подвеска и мосты

Передний узел подвески самосвала ЗИЛ-130 (дизель) спереди на оси имеет половинчатые эллиптические рессоры, концы которых фиксируются при помощи съемных пальцев и ушей. Задние края элементов – скользящего типа. Амортизаторы автомобиля – гидравлические телескопы с двусторонним действием (монтируются на передней подвеске).

Рамная часть – штампованная, с заклепками и лонжеронами швеллерной конфигурации, соединенными при помощи поперечин. Для использования прицепного устройства предусмотрено буксирное приспособление в виде крюка с защелкой. Картер заднего моста – штампованный, сварной, сделан из стали. Главная передача узла двойного вида с двумя коническими шестернями, которые обеспечивают главное передаточное число передачи в формате 6,32.

Полуоси автомобиля – полностью разгруженные, балка передней оси самосвала ЗИЛ-130 имеет двутавровое сечение с развалом колес в районе одного градуса. Прочие характеристики рассматриваемой системы:

  • Разность между колесными ободами и оси колеса – 2-5 мм.
  • Наклон шкворня в поперечном сечении – 8 градусов.
  • Рулевое управление расположено в общем картере, рабочая пара включает в себя винт с гайкой, а также рейку и шарнир с зубчатой передачей.
  • Передаточное число руля – 20.
  • Поперечные рулевые тяги – шарнирного типа, продольные элементы – регулируемого типа.

Тормоза и контрольные приборы

В тормозной системе грузовика ЗИЛ-130 можно отметить такие моменты:

  • Рабочие элементы – барабанный колодочный привод на всех колесах.
  • Стояночный тормоз – барабан, агрегирующий с трансмиссией.
  • Компрессор ЗИЛа-130 – воздушный прибор с парой цилиндров и жидкостным охлаждением.
  • Материал изготовления поршней нагнетательного приспособления – алюминиевый сплав с плавающими кольцами.
  • Привод компрессора ЗИЛ-130 оснащен ремнем шкива от водяного насоса.
  • Смазка механизма осуществляется путем разбрызгивания под давлением.
  • Тип регулятора – шариковое устройство.
  • Баллоны воздуха – 2 штуки по 20 литров.

Среди контрольных приборов присутствуют следующие приспособления:

  • Спидометр со стрелкой и указателем пройденного километража.
  • Мембранный указатель наличия масла в картере.
  • Индикатор температуры до 120 градусов (электрического типа).
  • Амперметр, датчик уровня горючего.
  • Двухстрелочный манометр, отвечающий за показания давления в воздушных баллонах и тормозных камерах.

Кабина и платформа

Самосвал ЗИЛ-130 (дизель) оборудуется цельнометаллической трехместной кабиной с панорамным остеклением. Отопление рабочего водительского места осуществляется из системы охлаждения силового агрегата. Корректировка подачи теплого воздуха осуществляется при помощи рукоятки заслонки обогревателя на щитке приборной панели.

Вентиляция производится через опускающиеся дверные стекла и поворотные форточки, а также посредством люка на крыше. Сидение водителя регулируется, пассажирские кресла – нет. Подушки «сидушек» сделаны из губчатой резины. Очиститель стекла – с парой щеток на пневматическом ходу. Обмыв «лобовика» путем срабатывания водяного устройства с двумя распылителями. Основная платформа сделана из дерева с тремя бортами.

Экстерьер

Основные характеристики ЗИЛа-130 преимущественно зависели от модификации автомобиля. Самыми популярными моделями стали самосвалы и полуприцепы. Пик производства машин приходится на 1966-77 год. На стандартной платформе также изготавливались пожарные машины, цистерны и фургоны. Эффективность и маневренность данного автомобиля подтверждается в городских условиях из-за маленького для грузовика радиуса разворота, который составляет 7 метров. При грузоподъемности 3 тонны, само транспортное средство весит около 4-х т.

Также авто можно использовать для транспортировки дополнительного прицепного устройства массой до 8-ми тонн. Внешность советского грузовика для своего времени была вполне перспективной. Как уже было отмечено в статье, основные цвета – белый и голубой колер. На схеме ЗИЛа-130 видно, что он получил обтекаемые крылья и панорамное стекло. Кроме того, в кабине предусмотрены открывающиеся боковые стекла и люк на крыше.

Кузовная часть

Кузов в стандартном исполнении поставлялся с откидным задним бортом, относился к грузопассажирской категории. По бокам имелись решетки со скамейками откидывающегося типа. На них могло поместиться до 16 человек. Кроме того, предусматривалась возможность монтирования сидения, рассчитанного на 8 пассажиров.

В штатной модификации предусмотрен тент с дугами, который можно установить в любое время. Высота погрузки идентична аналогичному показателю в железнодорожных вагонах. Это существенно облегчает процесс погрузки и разгрузки.

Интерьер

Рулевое приспособление рассматриваемого грузовика представляет собой винт со специальной шарообразной гайкой вместе с поршневой рейкой. Гидравлический усилитель – встроенного типа. Кабина на три места размещена непосредственно за силовой установкой. Водительское кресло регулируется по высоте, длине и углу наклона спинки.

К основным опциям относится обогреватель, очиститель стекол с парой «дворников», приспособление для обмывания «лобовика». Для 60-х годов минувшего столетия эргономические показатели грузовика были на высшем уровне. Панель приборов и контрольные приспособления расположены удобно для водителя. Один из запоминающихся элементов – решетка радиатора. В крыше предусмотрен один или пара вентиляционных люков. В свое время грузовик стал настоящим прорывом в советском автомобилестроении.

Механизмы регулировки и контроля

Наряду с практичной коробкой ЗИЛ-130 оснащался пусковым подогревателем. Это устройство жидкостного типа, работающее на топливе, аналогичном тому, которое заправляется для основного хода. Вместимость резервуара для этого узла составляет 2 литра, производительность – порядка 14 тысяч килокалорий в час. Воспламенение горючего в котле происходит за счет свечи накаливания, предел потребляемой мощности механизма – 42 Вт.

Ниже приведен перечень контрольно-измерительных параметров указанной машины для разных узлов:

  • Зазор между коромыслом мотора и стержнем клапана (в районе впускного и выпускного клапана на холодном «движке») – 0,25-0,3 мм.
  • Аналогичный параметр между контактами прерывателя – 0,3-0,4 мм.
  • Расстояние от одного до другого электрода свечей зажигания – 0,8-1,0 мм.
  • Показатель давления масла на прогретом моторе (скорость – 40 км/ч на прямой передаче) – 2,4 кгс/кв.см.
  • Минимальное/максимальное давление для пневматического привода – 6/77 кгс/кв.см.
  • Усиления для прогиба ремня привода компрессора – 5-8 кгс/мм.
  • Показатель хода педали тормоза при установке комбинированного/одинарного крана – 60/30 мм.
  • Ход штоков тормозных отсеков спереди/сзади – 25/30 мм.
  • Перемещение педали сцепления – 35-50 мм.

Интересные факты

Сухой вес авто ЗИЛ-130 в классическом исполнении составляет 4 тонны.

Указанный выше расход горючего ориентирован на полностью обкатанную и исправную машину. При этом езда осуществляется на пятой скорости, замер производится в сухую и теплую погоду на ровном участке дороги с асфальтовым покрытием. Температура хладагента не должна превышать 95 градусов по Цельсию. Контрольный расход не считается эксплуатационной нормой, а служит для определения технических параметров транспортного средства.

Углы газораспределяющих фаз на зазоре между стержнем клапана и коромыслом не должны превышать 0,3 мм.

Некоторые модели грузовика оснащаются четырехрядным радиатором.

Шасси самосвала ЗИЛ-130 имеет жесткую бункерную петлю без полимерного амортизатора.

На седельном тягаче монтируется воздушный звуковой сигнал.

Модификация под индексом 130-Г оснащена пятью откидывающимися бортами.

За отдельную плату допускается установка дополнительного оборудования, характерного для такого класса автомобилей.

Отзывы потребителей

Владельцы утверждают, что ЗИЛ-130, цена которого варьируется от двух тысяч долларов на вторичном рынке, является незаменимым грузовиком не только на сельхозработах, но и в строительстве или коммунальном хозяйстве. К преимуществам машины пользователи относят неприхотливость, достаточную грузоподъемность и ремонтопригодность. Существенным минусом является отсутствие должного комфорта по сравнению с современными аналогами, однако, этот недостаток с лихвой компенсируется низкой стоимостью. Кроме того, рассматриваемый автомобиль можно усовершенствовать путем увеличения кабинного пространства, замены силового агрегата на более мощный аналог и прочими стандартными способами. На подобную модернизацию не потребуется много финансов, однако результат будет налицо.

Вывод

Грузовой автомобиль ЗИЛ-130 начали производить еще при советском режиме. Выпуск автомобилей (с определенной модернизацией) продолжался несколько десятков лет. Только этот фактор говорит о его надежности, практичности и экономичности. Для своего времени машина получилась весьма удачно. Примечательно то, что указанный грузовик выпускался в самых различных модификациях, включая самосвалы, бортовые версии, специальные транспортные средства и узкоспециализированные автомобили. В общем, не зря ЗИЛ-130 относится к лучшим среднетоннажникам советской эпохи.

fb.ru

Грузовик ЗиЛ 130Г — полная характеристика автомобиля. Технические параметры, Габаритные размеры. Отзывы владельцев

Тип авто

Бортовой автомобиль
Колесная формула 4×2
Полная масса авто, кг 10800
Полная масса автопоезда, кг 18800
Допустимая нагрузка на переднюю ось , кг 2900
Допустимая нагрузка на заднюю ось , кг 7900
Грузоподъемность, кг 6000

Площадь платформы, м2

нет данных

Объем платформы, м3

6,26
Масса снаряженного авто, кг 4574
Максимальная скорсть (км/ч) 90
Двигатель Зил-130 V-Образный верхнеклапанный
Мощность двигателя (л.с.) 150
Коробка передач 5-ти cтупенчатая механическая
Число передач 5
Передаточное число ведущих мостов 6.32
Подвеска
рессорная
Размер шин 260-508(P)
Топливный бак 170
Кабина цельнометалическая. капотная компоновка, трехместная
Екологический тип

interdalnoboy.com

ЗИЛ-130 серийный грузовой автомобиль СССР

ЗИЛ-130 серийный грузовик 1962—2014 гг.

ЗИЛ-130базовый автомобиль (как бортовой, так и универсальное шасси), первый серийный вариант с двигателем ЗИЛ-130 мощностью 148 л. с.
ЗИЛ-130-66модификация 1966 года, с увеличенной до 150 л.с. мощностью двигателя и рядом усовершенствований в конструкции.
ЗИЛ-130-76базовый вариант образца 1976 года. Грузоподъёмность увеличена до 6 тонн
ЗИЛ-130-80модификация 1980 года, укомплектованная тремя независимыми тормозными системами
ЗИЛ-130Агрузовик с бортовой платформой, предназначенный для постоянного использовании в качестве тягача, с прицепом схожей грузоподъёмности.
ЗИЛ-130Бспециальное шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа
ЗИЛ-130Вседельный тягач; «ЗИЛ-130ВТ» – седельный тягач с усиленным задним мостом.
ЗИЛ-130Гбортовой и универсальное шасси, длиннобазный (с базой 4,5 м).
ЗИЛ-130ГУ
особо длиннобазный (5,6 м), с использованием узлов от «ЗИЛ-133/Г1».
ЗИЛ-130Д1шасси под промышленные самосвалы «ЗИЛ-ММЗ-555» и «ЗИЛ-ММЗ-4502».
ЗИЛ-130Д2шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под промышленные самосвалы-тягачи «ЗИЛ-ММЗ-555А» и «ЗИЛ-ММЗ-45022».
ЗИЛ-136Иавтомобиль с дизельным двигателем «Перкинс-6.345» мощностью 140 л. с.
ЗИЛ-136ИГдлиннобазный (база 4,5 м) автомобиль с дизельным двигателем «Перкинс-6.345» мощностью 140 л. с.
ЗИЛ-130Кшасси с двигателем «ЗИЛ-157Д» мощностью 110 л. с., под промышленные самосвалы «ЗИЛ-ММЗ-555К» и «ЗИЛ-ММЗ-45021» (колёсная база 3,3 м).
ЗИЛ-138, 138А, 138И газобаллонные версии 130-го, предназначенные для работы на сжиженном газе.

фотография ЗИЛ-157

ЗИЛ-130. В 1953 году на ЗиСе начались проектные работы над опытным грузовиком ЗИС-125(заводской индекс ЗИС-125М). Этот автомобиль и стал прототипом 130-го. Первые образцы собрали в 1957 году. Серийное производство запустили в 1962 году, а спустя пару лет в 1964 году наладили массовый выпуск.

фотография ЗИС-125

«ЗИС-125» постоянно совершенствовался, и в 1956 году собрали его новую версию уже с другой внешностью и под индексом «ЗИЛ-130».

фотография ЗИС-130 опытные образцы

фотография ЗИЛ-130В полуприцеп

Для организации выпуска грузовика «ЗИЛ-130» была проделана огромная работа. Достаточно сказать, что только штампов было изготовлено около 3600 шт. И это не считая 10 тысяч различных приспособлений, более 37 тысяч наименований различного специализированного инструмента. Постановка на конвейер автомобилей «ЗИЛ-130» и V-образных двигателей к ним привели смежные отрасли к необходимости освоения в производстве высокооктанового топлива, новых сортов моторных масел, рабочих жидкостей, а также принципиально новых лакокрасочных и обивочных материалов, резинотехнических изделий и пластмасс.

    Конструкция и технология производства 130-го привнесли в автомобильную отрасль СССР ряд приоритетов. С автомобилем «ЗИЛ-130» в отечественную автомобильную индустрию пришли: гидроусилитель рулевого управления, синхронизированная коробка передач с косозубыми шестернями постоянного зацепления, новая конструкция шарниров карданной передачи, трехместная кабина (предыдущие были двухместными), система обмыва ветрового стекла, предпусковой подогреватель двигателя и др.
    В 1959 году были произведены заводские испытания новых грузовиков, затем приемочные, а в 1961-1962 гг. завод должен был без остановки производства перейти на выпуск автомобилей ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131.Первые 5 предсерийных «ЗИЛов-130» были изготовлены в 1962 году. Для опытной эксплуатации их передали на Ярославский шинный завод. «Почти серийные» автомобили начали сходить с конвейера в 1963 году, но массовый выпуск начался только 1 октября 1964 года, когда полностью завершилась генеральная реконструкция завода.

фотография ЗИЛ-130Г прицеп 1966-1974 гг.

Автомобили первых серийных выпусков поступили в автотранспортные предприятия Москвы, Тулы, Ялты, Ярославля и Душанбе. Почти всех поражало необычно красивое для грузовиков того времени внешнее оформление: панорамные ветровые стекла, капот аллигаторного типа, обтекаемые крылья с плавными обводами и выразительная светло-серая или белая решетка радиатора.
    ЗИЛ-130 первый грузовой автомобиль ЗИЛа, который стали получил штатнуб гражданскую окраску — белый и голубой; до этого все грузовики этого производителя окрашивались в «военный» хаки.
    Кузов машины представлял собой деревянную платформу с металлическими поперечными брусьями основания, с откидными задним и боковыми бортами. Предусматривалась установка надставных бортов и тента с каркасом. Трехместная кабина располагалась за двигателем. Сиденье водителя регулировалось по длине, высоте и наклону спинки.

Двигатель ЗИЛ-130

На автомобиль устанавливали 8-цилиндровый 4-тактный карбюраторный двигатель объемом 6 л, мощностью 150 л.с./3200 об и с крутящим моментом 402 Нм/1900 об. Максимальная скорость достигала 90 км/ч. Средний расход бензина А-76 при скорости 40 км/ч — 29 л на 100 км. Двигатель агрегатировался с 5-ступенчатой механической коробкой передач, имевшей синхронизаторы на 2, 3, 4 и 5-й передачах.

фотография двигатель ЗИЛ-130

Оснащение ЗИЛ-130

Грузоподъемность ЗИЛ-130 первых лет выпуска составляла 4 тонны, но поскольку они обладали большим запасом прочности, то уже в 1965 году ее увеличили до 5 тонн, а в 1977 году начали выпуск модернизированной модели – ЗИЛ-130-76, имевшей грузоподъемность 6 тн и способной буксировать прицеп с допустимой массой 8 тн при собственной массе 4300 кг. «76-й» отличался и внешне: у него была изменена облицовка радиатора и более низко располагались фары.
    Рулевой механизм представлял собой винт с шариковой гайкой на циркулирующих шариках и поршень-рейку, зацепляющуюся с зубчатым сектором вала сошки; гидроусилитель — встроенный.
    Передняя подвеска на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами. Задняя включала в себя телескопические амортизаторы на продольных полуэллиптических рессорах, с дополнительными рессорами.
    Тормоза барабанные на все колеса, с пневматическим приводом. Колеса — дисковые, обод 7,0-20, крепление на 8 шпильках. Размер стандартных шин 9.00R20 (260R508).

Модернизации ЗИЛ-130

Наиболее значительные модернизации ЗИЛ-130 были произведены в 1966 (ЗИЛ-130-66) и 1977 (ЗИЛ-130-76) годах. На базе «130-го» выпускались бортовые автомобили, фургоны, строительные и сельскохозяйственные самосвалы, автоцистерны, автокраны, пожарные машины и т.д. До 1986 года насчитывалось 35 версий данного грузовика с различными кузовами и оборудованием, отличавшихся колесной базой, типом привода, климатическим исполнением и комплектацией.

Машины первых опытных партий имели старые колеса с дисками от ЗИЛ-164А, инструментальный ящик, закрепленный сзади под платформой, маленькое круглое зеркало заднего вида (также от ЗИЛ-164А). Облицовка радиатора заметно отличалась от серийных машин, а капот не имел вентиляционных горизонтальных отверстий. Заднее стекло закрывалось защитной металлической сеткой. Выпускавшиеся серийно автомобили получили измененную облицовку радиатора и капот, два зеркала заднего вида прямоугольной формы на кронштейнах совершенно иной формы, новые диски колес с четырьмя отверстиями. Инструментальный ящик перенескли под платформу над бензобаком.
    С февраля 1971 года автомобили стали оснащать платформой с пониженной высотой бортов (575мм против 685мм), таких же, как у длиннобазного ЗИЛ-130Г1. Внешне кузов ЗИЛ-130 стал ниже на одну доску — пять вместо прежних шести.С января 1974 года на передних крыльях появились повторители поворота оранжевого цвета. В конце того же года начали выпускаться шасси ЗИЛ-130АН с колесной базой 3800мм, и шасси ЗИЛ-130К (с базой 3300мм), оснащенные рядным шестицилиндровым двигателем ЗИЛ-157Д. Внешних отлдичий от аналогов с V-образными моторами эти автомобили не имели. Тогда же, в 1974 году, машины стали комплектоваться новыми зеркалами заднего вида большего размера (300х150мм против прежних 200х100мм).
    С 1977 небольшими партиями начала изготавливаться модификация ЗИЛ-130ГУ с особо длинной базой (5600мм), предназначенная для перевозки длинномерных легковесных грузов. С 1978 года все автомобили семейства ЗИЛ-130 получили новую облицовку радиатора (старая — здесь и здесь). Исчез своеобразный козырек над фарами, подфарники стали устанавливаться над фарами. Изменилась и зрительно расширилась средняя часть облицовки, получив два ряда небольших прямоугольных отверстий. С июня 1980 года автомобили ЗИЛ-130, ЗИЛ-130В1, ЗИЛ-130Г, ЗИЛ-130Д, ЗИЛ-130Б, предназначенные для работы с прицепным составом, начали оснащать опознавательным знаком «Автопоезд» — три оранжевых фонаря на крыше кабины. С сентября 1992 года ЗИЛ-130 выпускается на Уральском автомоторном заводе (УАМЗ) в г.Новоуральск. Эти автомобили были упрощенным вариантом ЗИЛ-431410 с оперением, унифицированным с автомобилем ЗИЛ-131Н.

Огромной популярностью пользовались шасси «ЗИЛ-130» для изготовления всевозможных специализированных автомобилей. Фургоны и автоцистерны, топливозаправщики и буровые установки, автокраны и передвижные мастерские, пожарные, мусороуборочные, поливочно-моечные машины – различных моделей спецмашин на шасси 130-го существовало бессчётное количество.

В начале 80-х годов XX века была разработана газобаллонная модификация ЗИЛ-138, предназначенная для работы на смеси углеводородных газов пропан-бутан. Бензиновая система выполняла роль резервной. Кроме бортового автомобиля в семейство ЗИЛ-138 входили седельный тягач ЗИЛ-138В1 и шасси строительного самосвала ЗИЛ-138Д2.

фотография ЗИЛ-138

Фотографии ЗИЛ-130

фотография ЗИЛ-130Д1

фотография ЗИЛ-130 пожарная цистерна

фотография ЗИЛ-130ИГ

фотография ЗИЛ-130К

dar-web.ru

ЗИЛ 130 — легенда в мире грузовиков

Легендарный ЗИЛ 130 — грузовик, история которого начинается еще в послевоенное время, когда СССР нуждался в технике для нужд сельского хозяйства. Этот автомобиль советского, а затем и российского производства сменил устаревшую модель ЗИЛ 164. Семейство ЗИЛ 130 подверглось множеству изменений и доработок, прежде чем автомобиль стал тем, к чему мы все привыкли сегодня.

Сначала он выпускался под маркой ЗИС 125, а название ЗИЛ 130 получил после реструктуризации и переименования автозавода, и носил его с 1962 по 2010 год. Сборка грузовика сначала осуществлялась на московском заводе, но в 1990-е годы производство было перемещено в Новоуральск, где машина была переименована в «Амур».

Вернуться к оглавлению

Характеристики и конструкционные особенности

Интересно, что ЗИЛ 130 является первым грузовиком своего класса, окрашенным в бело-голубые цвета, тогда как его предшественники выпускались, в первую очередь, для военных нужд, поэтому и красились в цвет хаки.

Рассматриваемый грузовой автомобиль имеет следующие габаритные размеры.

ГабаритыЦифровые показатели
длина667,5 см;
высота240 см;
ширина рамы250 см;
величина колесной базы380 см;
передняя и задняя колеи180 и 179 см соответственно;
клиренс27,5 см.

Масса автомобиля равна 4,3 тонны при грузоподъемности в 5 тонн. Устройство автомобиля предусматривает изготовление переднего моста из стальной двутавровой балки и подвеску зависимого типа, смонтированную на продольные полуэллиптические рессоры. Грузовик ЗИЛ 130 оснащен цельнометаллической кабиной с одноместным водительским и двухместным пассажирским местами, а также омывателем ветрового стекла, стеклоочистителем с двумя щетками и системой отопления. В крыше выполнено два люка для вентиляции.

На базовый автомобиль смонтирован деревянный бортовой кузов, окантовка и поперечины которого выполнены из металла. Три борта платформы являются откидными. Справа на лонжероне расположен кронштейн, на котором закреплено запасное колесо. Слева под кузовом находится ящик с инструментами.

Расход бензина ЗИЛ 130 составляет 32 литра на 100 км. В зимний период этот показатель вырастает до 40 литров. Вместимость топливного бака — 175 л, что позволяет грузовику проходить примерно 500 км, не нуждаясь в дозаправке.

Первые модификации ЗИЛ 130 оснащались четырехтактным шестицилиндровым V-образным бензиновым мотором объемом в 5,2 литра при мощности в 135 л. с. и частоте вращения 3200 об/мин. На практике выяснилось, что эти технические характеристики явно недостаточны для полноценной эксплуатации грузовика, поэтому в процессе модернизации двигатель был заменен на 8-цилиндровую силовую установку объемом в 5,99 литра и мощностью в 150 л. с.

Полный привод в случае ЗИЛ 130 не предусмотрен. Заднеприводная трансмиссия состоит из механического сухого сцепления с одним диском, промежуточной опоры, карданной передачи, полуосей с полной разгрузкой и пятиступенчатой КПП с двумя синхронизаторами, обеспечивающими выравнивание скоростей.

Все колеса ЗИЛ 130 4×4 оснащены барабанными тормозами, функционирующими под действием пневматической системы. В специальном резервуаре сохраняется резерв воздуха, давление которого обеспечивается механическим компрессором, приводимым в работе посредством шкива водяной помпы ременной передачи.

В стояночном тормозе применяется барабан, обеспечивающий блокировку карданного вала.

Вернуться к оглавлению

Эксплуатационные качества грузовика

Шасси оснащено грузопассажирским кузовом с откидным задним бортом. По бокам платформы предусмотрены решетки с откидными скамейками, вмещающими до 16 пассажиров. Также рама ЗИЛ 130 допускает возможность установки дополнительной съемной лавки, вмещающей 8 человек.

Базовая комплектация автомобиля включает в себя тент, снятие и установка которого могут осуществляться в любое время благодаря специальным дугам. Конструкция кузова также обладает практичностью. Выполнение погрузочно-разгрузочных работ существенно упрощается за счет высоты пола грузовой платформы, совпадающей с уровнем высоте пола в ж/д вагонах.

Аналогично любому транспортному средству, автомобиль ЗИЛ 130 обладает собственными преимуществами и недостатками. К положительным особенностям относятся следующие.

  1. Привлекательная стоимость машины.
  2. Низкий уровень требований к используемому топливу.
  3. Сравнительно малые размеры и вес, обеспечивающие хорошую маневренность даже в городских условиях.
  4. Ремонтопригодность и доступность деталей и запчастей.
  5. Хороший уровень проходимости и высокий клиренс.
  6. Наличие гидроусилителя руля.

Наряду с преимуществами, грузовик обладает и рядом недостатков, к которым можно отнести не самую высокую грузоподъемность и скорость. Автомобиль достаточно подвержен поломкам и неполадкам. В зимний период могут возникать проблемы с пуском мотора, а расход топлива ЗИЛ 130 находится на довольно высоком уровне.

Кабину по современным меркам также сложно назвать комфортной — отмечается низкий уровень тепло- и шумоизоляции, а также неудобная форму сидений.

Вернуться к оглавлению

Сегодняшнее положение дел

С 1986 г. завод начал выпуск новых грузовиков модели 4331, год за годом пользовавшихся все большим спросом. С учетом экономического кризиса в начале 1990-х многие организации стали отказываться от популярной модели грузовика из-за устаревшей конструкция, дорогостоящей эксплуатации и регулярной потребности в ремонте.

В результате объем производства ЗИЛ 130 снизился, а выпуск грузовиков был перенесен в Новоуральск на Уральский автомоторный завод, где машина со временем была преобразована в 6-тонный Амур 53131. Обновленная модель получила некоторые внутренние изменения и обновления, однако внешнее исполнение кабины и кузова осталось прежним. Несмотря на то, что грузовик во многом уже устарел, полностью списывать его со счетов еще никто не собирается — недорогие и неприхотливые ЗИЛ 130 еще много лет будут востребованы в самых различных отраслях деятельности.

В пользу этого утверждения говорит и тот факт, что данная модель позволяет устанавливать самое разнообразное специальное оборудование. Наряду с бортовым грузовиком, предназначенным для эксплуатации в условиях температур от −45 до +55°С, модельный ряд включает в себя седельный тягач, самосвалы строительного и сельскохозяйственного назначения, автозаправщики и передвижные топливные цистерны, авторезервуары для пищевых жидкостей, автомобильные гидроподъемники, бетоносмесители, пожарные, коммунальные и многие другие типы спецавтомобилей.

Более того, в Москве уже несколько лет выпускается прямой наследник легендарной «стотридцатки» — ЗИЛ 433360, оснащенный современной кабиной повышенной комфортабельности с дизельного грузовика модели 4331. Помимо базовой бортовой автомашины выпускается модификация 433362 — шасси ЗИЛ 130, позволяющее выполнять установку самых разнообразных кузовов, платформ и другого дополнительного оборудования. В качестве альтернативы прожорливой (как показывает тест-драйв) бензиновой установке 508.10 автомобиль может быть оснащен дизельным двигателем Д-245.9 — такая модификация грузовика выпускается под маркой ЗИЛ 4329.

В целом за сорок с лишним лет своей истории автомобиль заслужил репутацию надежного и долговечного грузовика, неприхотливого в обслуживании и эксплуатации и не требующего сложного ремонта. Хорошо всем знакомый ЗИЛ 130, ныне — АМУР 53131, по сей день повсеместно встречается на дорогах во всех уголках Российской Федерации.

Множество вариаций и модификаций обеспечило широкую востребованность транспортного средства в самых различных сферах хозяйства, от строительства до военной отрасли. И, судя по всему, автомашина еще долго будет пользоваться спросом.

kranigruz.ru

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *