Иностранные автомобили в СССР — Tatra-815
Иностранные автомобили в СССР — Tatra-815Tatra-815
История семейства Tatra-815 началась в начале семидесятых, когда было принято решение о создании унифицированной серии грузовых автомобилей, способной решать все задачи. В перспективе оно должно было заменить серии Tatra-148 и Tatra-813. В 1971 году было принято окончательное решение о финансировании этого проекта и передаче производства национальному предприятию Tatra. Две трети кредита, предоставленного Международным инвестиционным банком, были потрачены на технологическое дооборудование и капитальную перестройку заводов, так как с началом производства 815-й серии Чехословакия собиралась удвоить количество выпускаемой продукции для обеспечения грузовиками как стран — членов СЭВ, так и других рынков.
Первые Tatra-815 были собьраны в 1979 году. Тогда же была предложена вся гамма грузовиков.
Для семейства Tatra-815 были разработаны унифицированные дизельные двигатели воздушного охлаждения: V8 (213 л.с.), V10 (283 л.с.), V12 (320 и 360 л.с.) Также предлагались два варианта мостов и две коробки передач- 10- и 20-ступенчатая.
Существенным отличием от семейства Tatra-148 была бескапотная компоновка. Откидывающаяся вперёд кабина могла иметь пять различных вариантов — от вынесенной вперед (для кранового шасси) до многоместной (различного рода специальные и армейские автомобили).
Впервые конструкторы серьезно отнеслись к шумопоглощению. Уровень шума двигателя, ощущаемый снаружи, был снижен по сравнению с Tatra-148 почти на 15%, а в кабине — почти в три раза благодаря специальному капотированию двигательного отсека. Размещение всех основных органов управления, приборов соответствовало новым требованиям по безопасности и эргономике ЕЭК ООН. В автомобиле были предусмотрены места для крепления ремней безопасности, имеется независимый отопитель нового типа, трехщеточный стеклоочиститель, сиденье с пневматическим подрессориванием и многое другое.Как и в случае семейств Tatra-138 и -148, в течение нескольких лет прототипы проходили всестороние испытания, в том числе в СССР. Полномасштабное серийное производство было развернуто в 1983 г.
Первыми в серию (и на экспорт в СССР) пошли самосвалы. Выпускались три модели:
— Tatra-815S326 6*6.2 — самосвал с трёхсторонней разгрузкой грузоподъёмностью 14,9 т. Оснащался 10- или 12-цилиндровым двигателем;
— Tatra-815S126 6*6.2 — самосвал для перевозки мелкозернистого гравия, песка, бетона и других сыпучих и полужидких грузов, грузоводъёмностью 15,2 т. Оснащался десятицилиндровымдвигателем;
— Tatra-815S132 6*6.2P — самосвал с односторонней разгрузкой с кузовом увеличенной ёмкости. Оснащался двенадцатицилиндровым двигателем и двадцатиступенчатой коробкой передач.
Следом было освоено поизводство бортового автомобиля, двух- и трёхосных седельных и балластных тягачей, а также шасси с коробкой отбора мощности для монтажа специальных агрегатов.
Как и в случае с автомобилями Tatra-138 и -148, основным покупателем Tatra-815 стал СССР. Основную массу поставленных автомобилей составляли самосвалы, а также экскаваторы и миксеры-бетоновозы.
Естественно, каждая новая модификация проходила испытания в СССР. Так, например, в 1986-1987 г объединение «Спецтяжавтотранс» испытывало трёхосный балластный тягач Tatra-815TP. В целом автомобиль получил положительную оценку, хотя имелись и нарекания. В частности, была отмечена невозможность замены балластной платформы на седельно-сцепное устройство. Это существенно ограничивало сферу использования автомобиля. Другим недостатком было признано отсутствие отечественных аналогов чехословацких шин, использовавшихся на тагаче. Тем не менее, была закуплена ограниченная партия Tatra-815TP,
Библиография:
1. Tatra: вчера, сегодня, завтра. В. Мамедов. Грузовик Пресс, № 8, 2004
2. Энциклопедия грузовых автомобилей. Фирмы. Модели. Конструкции. М.: ЗАО «Книжно-журнальное издание «За рулём»», 2001. — 576 с.
3. . Многоцелевой грузовик ТАТРА-815. А. Краснов. Моделист-конструктор, № 2, 1998.
4. Автомобили «Татра Т-815». Автомобильный транспорт, № 6, 1980.
5. Тягач «Татра-815ТП». В. Сергеев, П. Корнилов. Автомобильный транспорт, № 8, 1988.
Фото присланы Александром Зозулей. Автомобили на снимках эксплуатировались автобазой № 5 в п. Берелёх Сусуманского района Магаданской области.
Справа виден бортовой грузовик Tatra-148 с самодельным закрытым кузовом | |
Седельный тягач Tatra-815T с полуприцепами ОдАЗ-9370 (Фото Дмитрия Комиссарова, использовано с разрешения автора). | |
Седельный тягач Tatra-815T с полуприцепами ОдАЗ-9370 (Фото Дмитрия Комиссарова, использовано с разрешения автора). |
На трёх фото, приведённых ниже — самосвалы Tatra-815S, задействованные на ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Фото взяты с RC Forum.
Хостинг от uCoz
Легендарные грузовики Tatra 148 десятки лет в эксплуатации | До сих пор! | Строительная техника и транспорт
В Советском Союзе чехословацкие грузовики Tatra были столь же привычны, как и другие изделия автопрома стран социалистического содружества – венгерские автобусы Ikarus, польские микроавтобусы и фургоны Nysa и мини-грузовики Zuk, ГДРовские грузовики IFA, Multicar и Robur, а также прочие транспортные средства, включая трамваи, троллейбусы, суда, локомотивы, самолеты. Всё это транспортное разнообразие воспринималось как свое, родное, повседневное.
Автомобили Tatra получили в СССР широкое распространение. Tatra 111, Tatra 138, Tatra 148, Tatra 815: выпуск каждого следующего поколения грузовиков из чешского города Копрживнице увеличивался по нарастающей, росли и объемы поставок в Советский Союз. Так, максимальный годовой объем производства Tatra 111 достигал 3700 штук, Tatra 138 – 6827 штук, Tatra 148 – 14128 штук, Tatra 815 – 15327 штук.
Наибольшее годовое количество ввезенных в СССР грузовиков составило: Tatra 111 – свыше 1000 штук, Tatra 138 – также свыше 1000 штук, Tatra 148 – порядка 4000 штук, Tatra 815 – 5422 штуки.
А вот выпуск моделей Tatra 141 и Tatra 813 был сравнительно небольшим – в среднем по несколько сотен машин в год. Лишь Tatra 813 во второй половине 70-х годов сумела преодолеть планку в 1000 единиц.
В силу своего возраста я не помню Tatra 111 в эксплуатации. Наверно последние экземпляры еще работали в начале 70-х, но в памяти это как-то не отложилось. Tatra началась для меня с модели Т138. На фоне советских грузовиков, к коим я проявлял интерес с детства, «чешка» выглядела как инопланетянка, не по грузовому изящная и яркая. Такую в потоке транспорта нельзя было не заметить. Машины последних лет поставок (модернизированная Tatra 2-138 выпускалась до 1972 года) перестали мне встречаться на рубеже 70-80-х годов.
Освоение производства следующей модели – Tatra 148 – началось еще в 1969 году, однако на поток ее поставили лишь три года спустя. В Советский Союз в основном поставлялись самосвалы Tatra 148 S1 (с задней разгрузкой кузова) и Tatra 148 S3 (с 3-стронней разгрузкой кузова). В гораздо меньших объемах импортировалась спецтехника – прежде всего экскаваторы-планировщики UDS, а также автокраны, автобетоносмесители и др. На самом же деле модельный ряд надстроек на шасси Tatra 148 был куда шире – от ассенизаторов до пожарных автомобилей, но в СССР поставлялись не все типы машины.
Фото предоставлено Музеем Татра в КопрживницеАвтомобили Tatra 148 выпускались до декабря 1982 года, когда на смену пришло следующее поколение машин – Tatra 815. «Сто сорок восьмые» более-менее активно встречались в эксплуатации в нашей стране до начала 90-х годов. А потом как-то разом почти все исчезли (во всяком случае у меня сложилось такое впечатление). На то были причины. В лихие 90-е массовое строительство прекратилось и уцелевшая с эпохи СССР техника отстаивалась на автобазах в ожидании лучших времен. В начале 2000-х, когда российская экономика начала «оттаивать», Tatra 148 встречались уже единично.
Что интересно, Татры 148 оказались долгожителями у себя на родине, в республиках бывшей ЧССР – Чехии и Словакии. Мне неоднократно приходилось бывать в период 2000-2010-х годов и в Чехии, и в Словакии, и всякий раз я наблюдал в работе 20-30-40-летние машины, ставшие в ту пору в России уже раритетами. По возможности я их фотографировал, с ностальгией вспоминая те времена, когда трава была зеленее, небо голубее, а сахар слаще… То что мне не удавалось запечатлеть мне самому, помогали мои чехословацкие друзья, за что им огромное спасибо (благо возможностей встретить эти машины у них было во сто крат больше).
Итак, какими мне и моим друзьям запомнились Татры 148 на дорогах бывшей ЧССР в 2000-2010-е годы.
Самосвал Tatra 148 S3. Чехия, 2007 г. Фото автораСамосвал Tatra 148 S1. Словакия, 2007 г. Фото Юрая ГлавачаБортовой грузовик Tatra 148 V. Словакия, 2005 г. Фото автораГидравлический автокран AB 063 грузоподъемностью 6 т. Гидравлическое оборудование имело привод от автономного бензинового двигателя (легкового) Skoda 1203. Кран выпускался заводом CKD Praha в городе Сланы. Чехия, 2007 г. Фото автораГидравлический автокран AD 070 грузоподъемностью 7 т. Чехия, 2007 г. Фото автораАвтокран AD 160 грузоподъемностью 16 т. Кран выпускался заводом CKD Praha. Словакия, 2009 г. Фото Юрая ГлавачаАвтокран AD 20 грузоподъемностью 20 т. Кран выпускался заводом CKD Praha. Словакия, 2019 г. Фото автораПольский автокран Bumar грузоподъемностью 18 т. Словакия, 2008 г. Фото Юрая ГлавачаАвтобетоносмеситель с механическим приводом барабана на шасси Tatra 148. Чехия, 2009 г. Фото автораАвтобетоносмеситель с механическим приводом барабана, оснащенный ленточным транспортером на шасси Tatra 148. Чехия, 2007 г. Фото Юрая ГлавачаАвтобетоновоз на шасси Tatra 148. Чехия, 2018 г. Фото Юрая ГлавачаАвтобетононасос Schwing Stetter на шасси Tatra 148. Чехия, 2005 г. Фото Ондржея СкацелаЭкскаватор-планировщик UDS 110а. Выпускался машиностроительным заводом в городе Тисовец, который входил в состав производственного объединения ZTS Detva (с 90-х годов – CSM Tisovec). Чехия, 2005 г. Фото Ондржея Скацела27-метровый коленчатый подъемник MP 27. Выпускался заводом Slovacke strojirny в городе Угерски Брод. Словакия, 2009 г. Фото Юрая ГлавачаАвтогудронатор на шасси Tatra 148. Чехия, 2007 г. Фото автораРазличные варианты бурильных установок на шасси Tatra 148. Чехия, Словакия, 2007-2011 гг. Фото Юрая Главача (листайте галерею)
Машина для зимнего содержания дорог на шасси Tatra 148. Словакия, 2012 г. Фото Юрая ГлавачаСамосвал на базе Tatra 148 с гидроманипулятором. Чехия, 2007 г. Фото Юрая ГлавачаВакуумная автоцистерна CAS 10. Словакия, 2010 г. Фото Юрая ГлавачаЛесовоз на шасси Tatra 148. Словакия, 2006 г. Фото Юрая ГлавачаБункеровоз с портальным погрузчиком на шасси Tatra 148. Чехия, 2007 г. Фото Юрая ГлавачаРельсоукладчик на базе Tatra 148 на комбинированном ходу. Чехия, 2007 г. Фото Юрая ГлавачаСамый массовый пожарный автомобиль на шасси Tatra 148 – автоцистерна CAS 32. Эти машины выпускались заводом Karosa. Чехия, 2011 г. Фото автораПожарный автомобиль комбинированного тушения Tatra 148 KHA c оборудованием Rosenbauer. Словакия, 2010 г. Фото Юрая ГлавачаПоделитесь своим мнением, уважаемые читатели. Какие вы помните Татры? Приходилось ли на них работать?
- Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.
tatraгрузовиксссрчехословакияавтомобиль
Поделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
Купить самосвалTATRA Phoenix Норвегия HEIMDAL, YE30702
Объявление самосвал TATRA Phoenix продано и не включено в поиск!
Похожие объявления
ИВЕКО 500Е6 81 514 евро Самосвал 2019 Евро 6 Норвегия, ХЕЙМДАЛЬ МЕРСЕДЕС-БЕНЦ Актрос 2858 62 311 евро Самосвал 2017 483000 км Норвегия, ХЕЙМДАЛЬ СКАНИЯ P124G 7 201 евро Самосвал 1997 320000 км Норвегия, ХЕЙМДАЛЬ ВОЛЬВО FH520 19 106 евро Самосвал 2006 г.Марка ТАТРА
Модель Феникс
Тип самосвал
Год выпуска 2022
Пробег 5000 км
Собственный вес 17950 кг
Полная масса 46400 кг
Место расположения Норвегия ХЕЙМДАЛЬ
Размещено более 1 месяца
Номер акции продавца 12390
Описание
Габаритные размеры длина — 9,192 м, ширина — 2,55 м
Двигатель
Мощность 482 л. с. (354 кВт)
евро Евро 6
Коробки передач
Тип автоматический
Оси
Количество осей 4
Осевая конфигурация 8×8
Салон
Авторадио CD
Состояние
Состояние б/у
Подробнее
Цвет белый
TATRA Phoenix Купить самосвал Норвегия HEIMDAL, YE30702
Объявление самосвал TATRA Phoenix продано и не участвует в поиске!
Похожие объявления
ИВЕКО 500Е6 € 81514 Самосвал 2019Евро 6 Норвегия, ХЕЙМДАЛЬ МЕРСЕДЕС-БЕНЦ Актрос 2858 € 62311 Самосвал 2017 483000 км Норвегия, ХЕЙМДАЛЬ СКАНИЯ P124G € 7201 Самосвал 1997 320000 км Норвегия, ХЕЙМДАЛЬ ВОЛЬВО FH520 € 19106 Самосвал 2006 г.1/70
Марка ТАТРА
Модель Феникс
Тип самосвал
Год выпуска 2022
Пробег 5000 км
Собственный вес 17950 кг
Полная масса 46400 кг
Место расположения Норвегия ХЕЙМДАЛЬ
Размещено более 1 месяца
Номер акции продавца 12390
Описание
Габаритные размеры длина — 9,192 м, ширина — 2,55 м
Двигатель
Мощность 482 л.