Страница не найдена — Трактор-РЕВЮ
Похоже, что здесь ничего нет…Может, попробуете воспользоваться поиском?
Искать:Свежие записи
- ЛК «Европлан» предлагает субсидию 10% по госпрограмме на грузовой и легковой транспорт
- Категории грунтов по трудности разработки
- ТЛС-5 «Барнаулец»: технические характеристики
- ЛК «Европлан» улучшает пакет услуг «Привилегии»
- Самоходное шасси СШ-75 «Таганрожец»
Архивы
Архивы Выберите месяц Март 2023 Февраль 2023 Январь 2023 Декабрь 2022 Ноябрь 2022 Октябрь 2022 Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 2021 Май 2021 Апрель 2021 Март 2021 Февраль 2021 Январь 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019 Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Август 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016 Январь 2016 Декабрь 2015Рубрики
РубрикиВыберите рубрикуCase IHCATJohn DeereKomatsuMassey FergusonShantuiValtraАВТОГРЕЙДЕРЫАгромашАлтайлесмашАМЗАТЗАФИША СОБЫТИЙБУЛЬДОЗЕРЫВгТЗВМТЗВТЗГОСТЕХНАДЗОРГРАБЛИ-ВОРОШИЛКИГУСЕНИЧНЫЕ ЭКСКАВАТОРЫДВИГАТЕЛИЗЕРНОУБОРОЧНЫЕ КОМБАЙНЫЗМЗКамАЗКОМБАЙНЫКОРМОРАЗДАТЧИКИКОРМОУБОРОЧНЫЕ КОМБАЙНЫКОСИЛКИ И ИЗМЕЛЬЧИТЕЛИКТЗЛТЗМИНИ-ПОГРУЗЧИКИМИНИТРАКТОРЫММЗМОТОБЛОКИМТЗНАВЕСНОЕ И ПРИЦЕПНОЕ ОБОРУДОВАНИЕОТЗПМЗПНЕВМОКОЛЕСНЫЕ ЭКСКАВАТОРЫПРЕСС-ПОДБОРЩИКИПРИЦЕПНЫЕ КОМБАЙНЫПТЗРостсельмашСЕЯЛКИ И САЖАЛКИСПКТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЕ ПОГРУЗЧИКИТЕХНИКА ДЛЯ ДОМАТОПЛИВОТРАКТОРЫУВЗУСТРОЙСТВОФРОНТАЛЬНЫЕ ПОГРУЗЧИКИХЗТМХМЗ «СЕРП И МОЛОТ»ХТЗЧЕТРАЧТЗ-УРАЛТРАКЭКСКАВАТОРЫЭКСКАВАТОРЫ-ПОГРУЗЧИКИЮМЗЯМЗМетки
Страницы
- Автогрейдеры
- Афиша событий
- Бульдозеры
- CAT
- KOMATSU
- ЧЕТРА
- ЧТЗ-УРАЛТРАК
- Гостехнадзор
- Двигатели
- АМЗ
- ВМТЗ
- ЗМЗ
- ММЗ
- Топливо
- Устройство
- ХМЗ «Серп и молот»
- ЯМЗ
- Комбайны
- Зерноуборочные комбайны
- Кормоуборочные комбайны
- Навесное и прицепное оборудование
- Грабли-ворошилки
- Кормораздатчики
- Косилки и измельчители
- Пресс-подборщики
- Прицепные комбайны
- Сеялки и сажалки
- О персональных данных пользователей
- Обратная связь
- От редакции
- Погрузчики
- Мини-погрузчики
- Телескопические погрузчики
- Фронтальные погрузчики
- Пользовательское соглашение
- Техника для дома
- Минитракторы
- Мотоблоки
- Тракторы
- Case IH
- John Deere
- Valtra
- Агромаш
- АТЗ
- ВгТЗ
- ВТЗ
- КамАЗ
- КТЗ
- ЛТЗ
- МТЗ
- ОТЗ
- ПМЗ
- ПТЗ
- Ростсельмаш
- СПК
- УВЗ
- ХТЗ
- ЮМЗ
- Экскаваторы
- JCB
- Terex
- Гусеничные экскаваторы
- Пневмоколесные экскаваторы
- Экскаваторы-погрузчики
Страница не найдена — Трактор-РЕВЮ
Похоже, что здесь ничего нет. ..Может, попробуете воспользоваться поиском?
Искать:Свежие записи
- ЛК «Европлан» предлагает субсидию 10% по госпрограмме на грузовой и легковой транспорт
- Категории грунтов по трудности разработки
- ТЛС-5 «Барнаулец»: технические характеристики
- ЛК «Европлан» улучшает пакет услуг «Привилегии»
- Самоходное шасси СШ-75 «Таганрожец»
Архивы
Архивы Выберите месяц Март 2023 Февраль 2023 Январь 2023 Декабрь 2022 Ноябрь 2022 Октябрь 2022 Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 2021 Май 2021 Апрель 2021 Март 2021 Февраль 2021 Январь 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019 Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Август 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016 Январь 2016 Декабрь 2015Рубрики
РубрикиВыберите рубрикуCase IHCATJohn DeereKomatsuMassey FergusonShantuiValtraАВТОГРЕЙДЕРЫАгромашАлтайлесмашАМЗАТЗАФИША СОБЫТИЙБУЛЬДОЗЕРЫВгТЗВМТЗВТЗГОСТЕХНАДЗОРГРАБЛИ-ВОРОШИЛКИГУСЕНИЧНЫЕ ЭКСКАВАТОРЫДВИГАТЕЛИЗЕРНОУБОРОЧНЫЕ КОМБАЙНЫЗМЗКамАЗКОМБАЙНЫКОРМОРАЗДАТЧИКИКОРМОУБОРОЧНЫЕ КОМБАЙНЫКОСИЛКИ И ИЗМЕЛЬЧИТЕЛИКТЗЛТЗМИНИ-ПОГРУЗЧИКИМИНИТРАКТОРЫММЗМОТОБЛОКИМТЗНАВЕСНОЕ И ПРИЦЕПНОЕ ОБОРУДОВАНИЕОТЗПМЗПНЕВМОКОЛЕСНЫЕ ЭКСКАВАТОРЫПРЕСС-ПОДБОРЩИКИПРИЦЕПНЫЕ КОМБАЙНЫПТЗРостсельмашСЕЯЛКИ И САЖАЛКИСПКТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЕ ПОГРУЗЧИКИТЕХНИКА ДЛЯ ДОМАТОПЛИВОТРАКТОРЫУВЗУСТРОЙСТВОФРОНТАЛЬНЫЕ ПОГРУЗЧИКИХЗТМХМЗ «СЕРП И МОЛОТ»ХТЗЧЕТРАЧТЗ-УРАЛТРАКЭКСКАВАТОРЫЭКСКАВАТОРЫ-ПОГРУЗЧИКИЮМЗЯМЗМетки
Страницы
- Автогрейдеры
- Афиша событий
- Бульдозеры
- CAT
- KOMATSU
- ЧЕТРА
- ЧТЗ-УРАЛТРАК
- Гостехнадзор
- Двигатели
- АМЗ
- ВМТЗ
- ЗМЗ
- ММЗ
- Топливо
- Устройство
- ХМЗ «Серп и молот»
- ЯМЗ
- Комбайны
- Зерноуборочные комбайны
- Кормоуборочные комбайны
- Навесное и прицепное оборудование
- Грабли-ворошилки
- Кормораздатчики
- Косилки и измельчители
- Пресс-подборщики
- Прицепные комбайны
- Сеялки и сажалки
- О персональных данных пользователей
- Обратная связь
- От редакции
- Погрузчики
- Мини-погрузчики
- Телескопические погрузчики
- Фронтальные погрузчики
- Пользовательское соглашение
- Техника для дома
- Минитракторы
- Мотоблоки
- Тракторы
- Case IH
- John Deere
- Valtra
- Агромаш
- АТЗ
- ВгТЗ
- ВТЗ
- КамАЗ
- КТЗ
- ЛТЗ
- МТЗ
- ОТЗ
- ПМЗ
- ПТЗ
- Ростсельмаш
- СПК
- УВЗ
- ХТЗ
- ЮМЗ
- Экскаваторы
- JCB
- Terex
- Гусеничные экскаваторы
- Пневмоколесные экскаваторы
- Экскаваторы-погрузчики
Танковая энциклопедия, первый онлайн-музей танков
- Британские бронеавтомобили времен Второй мировой войны
- Бронеавтомобили США времен Второй мировой войны
Артуро Джусти / 8 марта 2023 г.
Великобритания/Соединенные Штаты Америки (1941-1943 гг.) Средний бронеавтомобиль — Неизвестный номер на вооружении союзников Autoblinda AB41 был…
Подробнее
- Бразильские колесные транспортные средства времен холодной войны
Даррен Хейз / 6 марта 2023 г.
Федеративная Республика Бразилия (конец 1970-х гг.) Бронетранспортер — построен 1 прототип Когда Engesa начала производство Cascavel и…
Подробнее
- Итальянские САУ времен Второй мировой войны
- Броня RSI времен Второй мировой войны
Артуро Джусти / 4 марта 2023 г.
Королевство Италия/Итальянская Социальная Республика (1942-1945 гг.) Самоходка – построено 146 (1 прототип + 145 серийных) Semovente M42M da…
Подробнее
- Холодная война, Бразилия, CCL X1
Даррен Хейз / 1 марта 2023 г.
Федеративная Республика Бразилия (1976-1988 гг.
Подробнее
- Современные сербские доспехи
Марко Пантелич / 27 февраля 2023 г.
Республика Сербия (2016 г.) Беспилотная платформа с дистанционным управлением – 10+ Построено В последние годы большинство современных армий по всему миру…
Подробнее
- Западногерманские прототипы холодной войны
Даррен Хейз / 25 февраля 2023 г.
Федеративная Республика Германия (1959 г.) Истребитель танков — построено 2 прототипа (1 бронированный и 1 из низкоуглеродистой стали) Когда Запад…
Подробнее
Если вы интересуетесь историей в целом и войной в частности, «Танковая энциклопедия» — это место, где можно найти ВСЕ бронетранспортеры, которые когда-либо бороздили поле боя, от «сухопутных броненосцев» Герберта Уэллса до новейших основных боевых танков, наши статьи охватывают все эпохи разработка бронетехники и охватывает широкий спектр конструкций бронетехники, от мостоукладчиков и инженерных машин до истребителей танков и бронетранспортеров. Вы также можете найти статьи о «мягкой» технике, противотанковом вооружении, тактике, боях и технике. Десять лет занудной одержимости гусеничными моделями.
Танковая энциклопедия продолжает находиться в стадии разработки, и здесь вы, читатель, можете помочь. Если вы обнаружите, что чего-то не хватает, добавьте это в наш список Public Suggestion . И пожалуйста, поддержите нас!
Товарищи на гусеницах
Четыре эпохи, которые мы освещаем:
Первая мировая война: грязь, колючая проволока и окопы Великобритания и Франция начали разработку танков для прорыва вражеских линий. Они предназначались для проникновения на нейтральную полосу, но танк быстро превратился в машину для убийств, интегрированную в общевойсковые операции.
Вторая мировая война: испытательный полигон для бронетехники: Впервые большое количество танков и бронетехники будет сражаться друг с другом. От джунглей тихоокеанских атоллов до засушливых пустынь Ливии, ледяных и ветреных степей Советского Союза и дождливых бокажей Нормандии.
Холодная война: Восток против Запада: Две противоборствующие сверхдержавы привели к расколу мира на Восток и Запад. США и СССР вместе со своими альянсами создали новое поколение бронетехники, извлекая уроки из многочисленных опосредованных войн.
Современная эпоха: танки все еще актуальны?: Несмотря на многочисленные пророчества, предвещающие кончину танков, бронетехника по-прежнему остается важной отраслью вооруженных сил всего мира. Нет никаких признаков того, что это скоро изменится, поскольку разработка танков продолжает адаптироваться к современному полю боя.
⚠ Об иллюстрациях на сайте: Вы можете свободно использовать и публиковать иллюстрации танков/ББМ на этом сайте только ДЛЯ ЛИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. Для любого коммерческого использования , в том числе на YouTube (поскольку в большинстве видеороликов используется реклама), свяжитесь с нами, заполнив контактную форму . Tank Encyclopedia может предлагать лицензии для одноразового использования или глобальные лицензии для более широкого и долгосрочного использования.
Показ (уже десять лет!)
Партнерские сайты
Сообщество
Более 60 участников и авторов из многих стран, включая писателей, корректоров, исследователей, переводчиков, иллюстраторов, фотографов, менеджеров сообществ, документалистов и признанных авторов .
Удивительный материал
Более 3000 специальных иллюстраций от десятков авторов, десятки тысяч фотографий и данных. Охвачены все эпохи, все страны.
Для всех
Один из лучших информационных центров по доспехам. Прикрытие всех боевых бронированных машин мира. Для историков, моделистов или энтузиастов.
Подпишитесь на нас в Twitter
Твиты от tanksenc Follow @tanksencлегкий танк Т-70
Поскольку советским инженерам и военному командованию было ясно, что Т-60 несет на поле боя неприемлемые потери, было принято решение о модернизации танка. Конструктор Николай Астров руководил работами вплоть до появления Т-70 в начале 1942 года. Мощность двигателя была увеличена до 140 л.с., а толщина лобовой брони доведена до 45 мм. У танка была 45-мм пушка, что более чем удвоило его огневую мощь, но за счет снижения точности и скорострельности. С другой стороны, более тяжелое орудие могло нанести больше урона на ближней дистанции сзади и спереди бронетехники противника.
Работа над новым танком заняла всего три месяца, во многом благодаря налаженной унификации военно-производственной базы страны. Всего к концу войны с конвейера сошло около 6300 Т-70, уступая только Т-34 (35000).
Легкий и проворный, Т-70 был тише, чем более крупные танки, и его внезапное появление в скоплениях часто сильно ранило противника. Но когда летом 1942 года Т-70 впервые увидели в бою, экипажи быстро осознали его низкую индивидуальную боеспособность. Он не мог бороться с наиболее часто встречающимися немецкими танками, PzKpfw III и PzKpfw IV, в лобовых боях, и был недостаточно бронирован, чтобы служить непосредственной поддержкой пехоты.
Немецкая противотанковая пушка калибра 7,5 см Pak 40 могла уничтожить Т-70 одним выстрелом с большого расстояния и практически под любым углом. Легкий танк Т-70 только недавно поступил на вооружение и до сих пор ничем себя не отличил, писал в рапорте высшему командованию в Москву в 1942 году знаменитый советский танкист генерал Михаил Катуков: — добавил он о прогрессе в устранении недостатков танков.
Однако время показало, что при наличии хорошо подготовленных экипажей Т-70 могли не только служить массовкой, но и играть ведущую роль в боях. Танк составил основу армий, окруживших 300-тысячную группировку немецких армий под Сталинградом зимой 1943, который хорошо подходил для нанесения быстрых клешневых ударов по противнику.
Хотя они не могли сравниться с немецкими тяжелыми танками, низкий профиль и маневренность Т-70 означали, что они могли появиться из ниоткуда. В Курской битве командир по имени Онуфриева умело обошел с фланга 54-тонный немецкий танк «Тигр» и поджег его двумя стремительными попаданиями в борт. Т-70 составили около 22 процентов советских танков в ключевом сражении, и легкие танки хорошо зарекомендовали себя. В одном случае 6 июля 19 г.43-го у села Похровка одинокий Т-70 под командованием лейтенанта Б.В. Павловича подбил три средних немецких танка и одну «Пантеру».
В 1930-е годы в СССР концепция легкого танка получила значительное развитие. Довоенная теория отечественного танкостроения предусматривала для них совсем иное место, чем в годы Второй мировой войны и после ее окончания: на них возлагались в первую очередь не разведывательные, а боевые задачи. Серия танков БТ, происходящая от опытного танка Christie M19.30, предназначались для быстрого наступления и проникновения вглубь территории противника. Т-26 (в свою очередь, развитие британского «Виккерса 6-тонного»), скорее, соответствовал английской концепции «пехотного танка», роль которого в бою сводилась к сопровождению наступающей пехоты и подавлению огня точки. Со временем, к 1939-1940 годам, военная доктрина была существенно пересмотрена в пользу средних и тяжелых танков,
Примерно в той же степени, что и бронемашины, они могли отвечать задачам разведки и разведки боем с учетом повышенной маневренности и большей обзорности. Аналогичной цели отвечал и специальный класс разведывательных плавающих танков. Легкие танки оставались вспомогательными задачами — охрана транспортных колонн, ограниченное участие в боевых действиях совместно с другой бронетехникой и пехотой и т. д. Наконец, легкие шасси могли стать основой высокоманевренных противотанковых САУ, машин ПВО и некоторых других видов бронетехники бронетранспортеры.
Перед войной на Ленинградском заводе экспериментального машиностроения был спроектирован легкий танк Т-50 массой 14 тонн. По бронезащите он практически соответствовал среднему Т-34. Дизельный двигатель В-4 позволял танку развивать скорость 35 км/ч. Благодаря прогрессивной конструкции ходовой части (двойные опорные катки с внутренней амортизацией, торсионная подвеска) и трансмиссии Т-50 отличался высокой маневренностью и проходимостью. Вооружение танка — 45-мм пушка 20К. Из-за технических сложностей танк был выпущен в небольшом количестве, и с 1942 легкие пехотные танки больше не проектировались, оставаясь тупиковым направлением развития.
Легкие плавающие танки строились в СССР с начала 1930-х годов. В серийном производстве находились две машины — Т-37А и Т-38 — с пулеметным вооружением, слабой защитой и довольно архаичным устройством ходовой части. Для замены их в 1939 году на заводе N 37 им. Орджоникидзе разработал совершенно оригинальный Т-40. Руководил проектированием Н. А. Астров — будущий создатель Т-70. Танк получил новый сварной корпус с рациональными углами наклона бронелистов, слегка усиленную броню и 70-сильный бензиновый двигатель. Вооружение оставалось чисто пулеметным (12,7-мм ДШК и 7,62-мм ДТ) и устанавливалось в граненой башне. Его выпуск составил 709единицы измерения. Боевой опыт начального периода Великой Отечественной войны доказал бесперспективность пулеметных танков; также была небольшая потребность в механизмах водного пути. Часть танков перевооружили 20-мм пушками.
По результатам боевой эксплуатации Т-40 в августе 1941 г. по инициативе Н. Астрова — в рекордно короткие сроки в 2,5 недели — был создан облегченный Т-60. Новая машина отличалась от Т-40 изначально отсутствием водоходного оборудования и усиленным бронированием (до 35 мм), защищающим экипаж от осколков и малокалиберных снарядов. Форма корпуса и башни была несколько упрощена для облегчения сборки. Дизель ГАЗ-11 впервые был оснащен предпусковым подогревателем, оказавшимся крайне полезным в холодную зиму 19-го года.41/42. Ходовая часть почти не изменилась с Т-40.
Основным вооружением танка была 20-мм автоматическая пушка ТНШ-20 (танковый вариант авиационной пушки ШВАК) со скорострельностью 800 выстрелов в минуту. Боекомплект состоял из бронебойных снарядов с сердечником Виктор, на дистанции 500 м пробивал 30-мм броню. На близких дистанциях Т-60 был опасен для бронетранспортеров Sd.Kfz 250 и Sd.Kfz 251, легких танков Pz I и Pz II, а при фланговом обстреле мог повредить даже средние Pz III и Pz IV.
Этот танк производился на Кировском заводе N 38, в Свердловске, Сталинграде и на ГАЗе, к весне 1942 года выпуск составил более 4800 единиц. Т-60 не без успеха участвовал в зимнем контрнаступлении под Москвой, но к лету 1942 года его характеристики уже считались неудовлетворительными. К тому времени защита немецких танков усилилась, и значительная их часть была перевооружена длинноствольными орудиями. И хотя специфика возложенных на Т-60 задач не предполагала обязательной возможности противодействия танкам, боевой опыт указывал на необходимость дальнейшего усиления защиты и вооружения. Kfz 250 и Sd.Kfz 251, легкие танки Pz I и Pz II, а при фланговом обстреле даже средние Pz III и Pz IV могли повредить танки.
Но уже поздней осенью 1941 г. Н. Астров начал работу (опять же в инициативном порядке) над значительно улучшенным вариантом Т-60. Испытания машины в КБ Горьковского автозавода продолжались до конца года. В конце декабря 1942 года для первого танка был изготовлен корпус и отлита башня конструкции В. Дедкова. Одновременно с литым разрабатывался и сварной вариант башни. В январе 1942 г. была начата сборка, которая по ряду причин завершилась только 14 февраля. В январе 1942 г.42 прототип был представлен И. В. Сталину. Затем танк отправили в Москву и показали там представителям Главного автобронетанкового управления. Военные отнеслись к новому танку достаточно прохладно, так как он лишь немного превосходил Т-60 по бронированию и имел увеличенную массу за счет установки 45-мм пушки, а мощность вооружения нивелировалась лишь на одно место для человека в башне, который должен выполнять обязанности командира, наводчика и заряжающего. Однако главный конструктор Н.А.Астров пообещал в короткие сроки устранить все недостатки.
Затем были проведены испытания прототипа танка Т-70 и контрольные стрельбы основного орудия. По сравнению с предшественником танк имел более высокую удельную мощность (15,2 л.с./т против 11 л.с./т), более мощное вооружение (45-мм пушка вместо 20-мм) и усиленную бронезащиту (45-мм броня вместо 20-35 мм). мм). По результатам испытаний новый танк решением Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 6 марта 1942 г. был принят на вооружение Красной Армии. Через два дня вышло следующее постановление о выпуске танка с апреля на заводах № 37 и № 38, а также Горьковском автомобильном заводе. Однако новый танк требовал вдвое большей детализации по сравнению с предыдущим танком.
Танк был принят на вооружение под обозначением Т-70. С марта 1942 года по октябрь 1943 года ГАЗ совместно с предприятиями Свердловска и Кирова выпустил около 8200 Т-70 и Т-70М, ставших вторым по массе советским танком Великой Отечественной войны после Т-34.
Компоновка танка унаследована от Т-60. Отделение управления расположено за наклонным лобовым листом корпуса, в котором оборудован люк механика-водителя. Боевое отделение в средней части машины включало в себя забронированное пространство центра корпуса и башню, сдвинутую влево. Силовая установка танка переместилась на правый борт. Экипаж Т-70 — 2 человека: командир не только следил за полем боя, но и обслуживал вооружение.
Броневые листы корпуса соединялись сваркой. По броневой защите танк лишь немного уступал раннему Т-34. Наклонный лобовой лист имел толщину 45 мм и выдерживал обстрел легких немецких противотанковых орудий (PaK 35, PaK 37) и короткоствольных 75-мм KwK 37. Нижний лобовой лист тоньше. Бортовые бронелисты устанавливались вертикально, ниши в ограждениях отсутствовали. Кормовой лист корпуса имел обратный угол наклона. В комплект ЗИП и инструментов входили ящики с инструментами, укладываемые на упоры и сменный каток.
Первоначально предполагалось устанавливать на танки литые башни с плавными обводами (конструкция В. Дедкова), но в целях экономии времени и трудозатрат Т-70 изготовили со сварной шестигранной башней. По форме он напоминал башню Т-34 образца 1942/43 года. со значительно уменьшенными размерами. Как и на Т-60, в башне находилось рабочее место командира. Его лобовые зоны были защищены 45-мм броней, на бортовых и кормовых поверхностях ее толщина уменьшилась. В крышу встроена командирская башенка с несколькими смотровыми щелями. На боковые стенки демонтируются крюки для демонтажа башни.
В цилиндрической маске устанавливалась 45-мм пушка 20К образца 1938 года. Благодаря удачному расположению мальчик-укладка отличалась малой вероятностью детонации при попаданиях (за всю войну было отмечено менее 10 таких случаев). БС на ближней дистанции обеспечивал поражение всех легких, а боковым огнем — средних танков. Угол вертикального наведения орудия варьировался от -6 до +20 градусов. Слева от орудия установлен спаренный пулемет ДТ калибра 7,62 мм с 9Боекомплект 45 патронов.
Ходовая часть танка была развитием более раннего двигателя, испытанного на Т-40 и Т-60. В связи с увеличением веса добавлен пятый узел подвески. Одиночные опорные катки двояковыпуклой формы с внешней амортизацией (резиновые бандажи) на торсионной подвеске отливались из алюминиевого сплава. Заднее расположение ленивцев конструктивно ничем от них не отличается. Ведущее колесо — со съемным зубчатым венцом. Гусеничная цепь с двойным рядом шипов состояла из мелких штампованных траков зевочного зацепления шириной 260 (на Т-70М — 300) мм.
Два двигателя (ГАЗ-70-6004 и ГАЗ-70-6005, развитие дизеля ГАЗ-11) мощностью по 70 л. с. соединенные последовательно, составляли силовую установку танка ГАЗ-203. По шоссе он допускал скорость до 45 км/ч, по бездорожью скорость колебалась на уровне 20-30 км/ч. Радиаторы двигателей были выведены на корму и правый борт крыши корпуса. Запас топлива в 440 литров позволял пройти 250 км без дозаправки. Передняя трансмиссия включала главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатую коробку передач и бортовые фрикционы. На модификации Т-70 он претерпел некоторые доработки.
Т-70 состояли на вооружении танковых бригад и полков смешанной организации вместе с Т-34. В 1942 году Т-70 часто шли в бой в том же строю, что и более тяжелые машины, хотя их противотанковые возможности были очень малы. Но в 1943 году их окончательно вытеснили с первой линии: на вооружении панцерваффе появились тяжелые танки, а средние Pz IV в результате нескольких модернизаций превратились в действительно боеспособные машины.
Первыми новые танки получили 157-я и 162-я отдельные танковые бригады, сформированные в г. Муроме в первой половине 1919 г.42. в каждой из этих бригад было по 65 таких машин. Еще до начала боевых действий обе бригады были переформированы в более традиционную смешанную организацию штата. Боевое крещение новые танки получили в ходе боев на юго-западном направлении в июне-июле 1942 года, где понесли значительные потери. Уже в первых боях показали их низкие боевые качества, отсутствие брони при использовании танков в качестве поддержки пехоты и слабое вооружение, не позволявшее вести борьбу с немецкими средними танками.
Однако в умелых руках танк Т-70 был грозным оружием. Так, 6 июля 1943 года в боях за село Поковка на Обоянском направлении экипаж танка под командованием лейтенанта В.В. Павлович из 49-й гвардейской танковой бригады смог подбить три средних немецких танка и одну «Пантеру».
Танковые бригады в составе 32 танков Т-34 и 21 танка Т-70 могли входить в состав танковых и механизированных корпусов. Однако к весне 1944 года эта модель танка была исключена из штатов танковых частей Красной Армии, но в некоторых бригадах продолжала эксплуатироваться довольно продолжительное время.
Насыщенность поля боя противотанковой артиллерией заставила П. Ротмистрова отметить в отчете о боях под Курском: «Танки Т-70 просто не могли быть допущены к танковому бою, так как они более чем легко уничтожаются немецким танковым огнем .» По итогам боев лета 1943 года было принято решение о прекращении производства всех легких танков.
Снятие с производства Т-70 понятно не только рядом присущих ему крупных недостатков, но и общим снижением роли традиционных легких танков со сбалансированными характеристиками. Вооружение и защита совершенно не соответствовали боевой обстановке, а задачи разведки перекладывались на бронетехнику. Их техническая концепция и тактика применения нуждались в кардинальном переосмыслении, что и произошло к последнему году войны. Достаточно взглянуть на ряд послевоенных легких танков — советский ПТ-76, американский М41 и французский АМХ-13, чтобы убедиться в принципиальных отличиях конструкции по отношению к образцам военного времени и других функциях, для которых эти танки создавались.
Что касается конкретных недостатков Т-70, то в первую очередь необходимо указать на малочисленность экипажа и загруженность командира, который одновременно являлся стрелком, наводчиком, заряжающим и радистом. Для решения этой проблемы конструкторы ГАЗа разработали вариант Т-70 с увеличенной двухместной башней. Увеличен угол возвышения орудия для стрельбы по некоторым воздушным целям и зданиям. Немного увеличилась бортовая броня — до 25 мм. Возросшая до 11,6 т масса требовала нового двигателя, и на ГАЗе подготовили силовую установку ГАЗ-80 — пара из двух форсированных до 85 л. с. дизельные двигатели. Танк, получивший индекс Т-80, изготавливался на заводе № 40 в городе Мытищи, и до того, как он был снят с производства вместе с Т-70, завод поставил в войска всего 81 машину. Двигатель отличался большой трудоемкостью и ненадежностью.
Второй недостаток Т-70 — недостаточная для своего класса подвижность. Так, американский легкий танк М3 имел двигатель мощностью 250 л.с., что позволяло ему развивать скорость до 58 км/ч. С другой стороны, шасси Т-70 обеспечивало гораздо большую плавность хода при меньшем шуме — в отличие от американской машины.
Последнее, что заслуживает упоминания, это недостаточная мощность оружия. Американские и британские 37-мм пушки не уступали 45-мм 20К из-за более высокого качества снарядов, а на легкий М24 (США) устанавливалась короткоствольная 75-мм пушка. Предпринимались попытки усилить вооружение Т-70, однако малые размеры башни не позволяли установить еще одну артиллерийскую систему. Все вышеперечисленное обусловило довольно ограниченное применение этих танков в завершающий период войны. На них возлагались второстепенные задачи, далеко не всегда связанные с разведкой. Довольно часто они эксплуатировались как командирские машины или мобильные подвижные радиопосты. В целом Т-70 не имел особых преимуществ перед британскими и американскими легкими танками, за исключением хорошей защиты, но явно превосходил немецкий Pz II, который к 1942 вообще сняли с линейных частей.
Недостаточная численность экипажа танка Т-70 (два человека: командир, наводчик-заряжающий и водитель) крайне затрудняла управление танком и ведение огня. Кроме того, в войсках требовалась машина для сопровождения пехоты при боях в городе с возможностью ведения огня по верхним этажам зданий. Все это послужило предпосылкой к созданию нового легкого танка Т-80 с экипажем из трех человек и большим углом возвышения 45-мм танковой пушки (до 65 градусов). Танк был создан в 1943 в конструкторском бюро завода ГАЗ и в том же году запущен в производство на заводе № 40 (г. Мытищи).
Основные модификации танка Т-70 и машин на его базе
- Т-70 — командирский танк с радиостанцией 9Р (1942 г.)
- Т-70М — танк с улучшенной ходовой частью (1942 г.)
- Т-70 — танк с литой башней (опытный образец, 1942 г.)
- Т-90 — легкий танк со спаренной установкой пулеметов ДШК (1943)
- СУ-76 — полностью бронированная САУ (выпущено 360 машин, 1943 г. )
- СУ-76М — полуоткрытая САУ (выпущено 13932 машины, 1943-1945)
- ЗСУ-37 — зенитная самоходная установка (выпущено 70 машин, 1945-1948 гг.)
На базе танка выпускались зенитные и противотанковые самоходные установки. В наибольшем объеме выпускались самоходные установки СУ-76М. Основной бронекорпус, в котором вместо башни размещались бронестены толщиной 3515 мм, располагался на базовом шасси, удлинявшемся до 6 опорных единиц шасси. Крыша и корма ничем не были защищены. Вооружение — 76,2-мм пушка ЗИС-3. Несмотря на массовость производства (более 14 000 единиц), СУ-76 можно считать наименее удачным советским проектом истребителя танков. Причины тому — слабая бронезащита при устаревших обводах корпуса и низкое бронебойное действие 76,2-мм БС. СУ-76 годилась в основном для сопровождения пехоты и борьбы с легкой бронетехникой. Тем не менее, шасси Т-70 послужило базой для еще нескольких боеспособных легких САУ, из которых следует особо отметить ГАЗ-75: при массе всего 18 тонн машина была защищена 75-90-мм лобовой брони и вооружен 85-мм пушкой ЗИС-С-53. К сожалению, эта САУ была создана слишком поздно, чтобы ее можно было поставить на конвейер.
До конца войны было создано несколько опытных образцов легкой самоходной установки ПВО. Зенитный танк Т-90, спроектированный в 1943 году, предназначался для борьбы со штурмовиками в боевых порядках и на марше. В открытой сверху башне кругового вращения устанавливались два крупнокалиберных пулемета ДШК. Из-за недостаточной дальности и мощности орудия Т-90 не был принят на вооружение. Более рациональный вариант зенитной САУ, ЗСУ-37 с 37-мм автоматической пушкой, выпускался в 1945 г., но в боях не участвовал.
Захваченные немцами Т-70 практически не действовали по прямому назначению, а переделывались в тягачи для легких полевых орудий. В небольших количествах эти танки поставлялись в Армию Польского и Чехословацкого танковых корпусов.
В целом Т-70 достаточно спорный. Он не совсем отвечал своим задачам, но во многом не уступал своим сверстникам. Вину за значительную часть его недостатков нельзя возлагать на конструкторов, а причины этого следует искать как в состоянии советской промышленности в начале, так и в общем кризисе концепции легкого танка, нашедшей не так много мест в бою. С другой стороны, танк выпускался и действовал в самые тяжелые моменты войны, когда производство полноценных боевых машин не удовлетворяло потребности армии в бронетехнике. И трудно точно определить, сколько пользы Т-70 принесли в тяжелые 19-е годы42-1943.
Осенью 1943 года заводы, выпускавшие танк, перешли к серийному выпуску самоходки СУ-76М, созданной на базе Т-70М. Остальные танки Т-70 использовались в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах в качестве командирских машин и принимали участие в боевых действиях до окончания войн.
В то время как они стали известны врагу как саранча, советские экипажи знали танк гораздо более ласково как Малыш.
В России оставшиеся Т-70 выставлены в Музее бронетанкового искусства в Кубинке (в ходовом состоянии), Центральном музее Вооруженных Сил и некоторых других. Несколько машин были установлены на территории бывшего СССР в качестве памятников.
Т-50 | Т-60 | Т-70 | Т-70М | Т-80 | |
Боевая масса, т | 13,8 | 6. 4 | 9.2 | 9,8 | 11,8 |
Экипаж, тел. | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Длина корпуса, мм | 5300 | 4100 | 4285 | 4285 | 4285 |
ширина, мм | 2470 | 2302 | 2348 | 2430 | 2500 |
Высота, мм | 2165 | 1735 | 2035 | 2035 | 2175 |
Зазор, мм | 350 | 300 | 300 | 300 | 300 |
Оружие | |||||
Пистолет | 45-мм 20к 38 | 20-мм Нш | 45-К-М 20км обр 42 г. | 45-мм 20км обр. 42 г. | 45-мм 20км обр. 42 г. |
Пулемет | 2 х 7,62-мм ДТ | 7,62-мм ДТ | 7,62-мм ДТ | 7,62-мм ДТ | 7,62-мм ДТ |
Боеприпасы | |||||
Снаряды | 150 | 754 | 90 | 90 | 94 |
Раунды | 4095 | 1008 | 945 | 945 | 1008 |
Броня, мм: | |||||
Футляр для лба | 37 | 35 | 35 | 22 | 20 |
Доска корпуса | 37 | 15 | 15 | 13 | 13 |
Крыша | 20 | 10 | 10 | 13 | 13 |
Башня | 37 | 25 | 25 | 15 | 15 |
Маска-пушка | 902:3065 | 65 | 5 | ||
Мобильность | |||||
Двигатель | Б-4 | ГАЗ-202 | ГАЗ-203 | ГАЗ-203 | ГАЗ-80 |
Мощность, л. |