Укладка тощего бетона асфальтоукладчиком: ВСН 2-94 Инструкция по конструкциям и технологии строительства дорог в районах массового жилищного строительства / 2 94

Содержание

Пошаговая укладка тощего бетона

4 февраля 2014

7601

Оглавление: [скрыть]

  • Характеристика раствора
  • Преимущества смеси
  • Приготовление раствора
  • Укладка
  • Применение смеси
  • Особенности транспортировки
  • Правила работы

Бетон широко используется в самых разнообразных целях. В многообразных сферах строительства целесообразно использовать различные марки.

Схема укладки

Для производства армоцементных конструкций широко используют бетон с минимальным количеством мелкозернистого цемента. При этом смесь армируют при помощи проволоки диаметром до 2 мм. В большинстве случаев мелкозернистый состав применяют для создания густоармированных конструкций из-за низкой крупности заполнителя. Мелкозернистый состав целесообразно использовать в тех местностях, где присутствует дефицит природного источника различных горных пород для изготовления щебня.

И, напротив, если есть большой доступ к щебню, желательно использовать марки тощего бетона.

Тощий материал может быть как крупно-, так и мелкозернистым.

Когда необходимо использование строительных материалов в большом количестве, например, для сооружения основы строительных одежд, используют наиболее дешевые материалы, не создающие трудностей в обработке и приготовлении. Например, таким характеристикам вполне соответствует тощий.

Характеристика раствора

Тощим считается цементный раствор, в котором содержится максимальный процент наполнителя и минимум вяжущего вещества. Так, тощий можно отнести к тяжелым материалам, классифицируя как материал В15, В7, В5, В12,5 В10. В большинстве случаев такой тип строительных материалов используют для выравнивания поверхности пола, создания фундамента, стяжки на террасах. Отличительными чертами тощего цементного раствора является однородный состав смеси, чрезвычайная легкость укладки и высокая прочность.

Укатывать можно при помощи дорожного катка, что и дало ему подобное название — укатываемый.

Схема тротуара

Различные марки отличаются по свойствам прочностью и жесткостью. Наибольшей популярностью пользуется марки М200 и М100. Раствор такого типа обладает характеристиками жесткости по классу Ж4. В редких случаях используют тощий с повышенной степенью жесткости и сверхжесткий.

Мелкозернистые смеси обладают зернами размером до 5 мм. Крупнозернистый тощий обладает зернами, размер которых достигает 40 мм. Другое название мелкозернистых смесей — пескобетон.

Вернуться к оглавлению

Преимущества смеси

Одним из основных преимуществ является легкость его приготовления непосредственно в условиях строительной площадки. Стоит заметить, что для замешивания обыкновенного необходимо применение специального оборудования и значительный временной промежуток.

Большая степень однородности, высокая прочность и участие наименьшего количества цемента являются основными преимуществами тощего бетона по сравнению с грунтом либо с каменными материалами.

Если позволяют финансовые средства, можно дополнительно использовать пластификаторы.

Вернуться к оглавлению

Приготовление раствора

Схема фундамента

Состав смеси для цементного раствора и временной интервал перемешивания имеют определенные предписания, которых стоит придерживаться. Государственные стандарты регулируют правила ухода за готовым покрытием, качество готового строительного материала и его рецептуру.

В готовом виде цементный раствор должен консистенцией напоминать мокрую землю. Вследствие присутствия в смеси минимума цемента субстанция получается довольно густой.

Во время приготовления необходимо принимать во внимание следующие нюансы:

  • абсолютное соблюдение рецепта приготовления смеси;
  • пористость заполнителя;
  • степень проникновения жидкости (в большинстве случаев воды).

Технология приготовления предполагает использование песка и цемента. Ингредиенты необходимо подбирать в соответствующей пропорции — на 160 кг цемента М400 необходимо взять 2200 кг песка. Таким образом, получится 1 м2 готовой смеси марки В7,5. К смеси песка и цемента необходимо добавить 75 л воды. С таким количеством жидкости получится оптимальная консистенция раствора — в виде мокрой земли.

Когда необходимо приготовить небольшое количество состава, технология предусматривает следующие пропорции: на 19 л цемента необходимо использовать 211 л песка (это около 344 кг) и 11 л воды.

Вернуться к оглавлению

Укладка

Схема выравнивающего основания

Как строительный процесс, укладка не представляет собой ничего сложного. На предварительно подготовленную основу необходимо насыпать слой песка, а сверху — слой цемента. При помощи какого-либо строительного либо садового инструмента эти слои необходимо перемешать (например, используя для этого грабли), сбрызнуть небольшим количеством воды и тщательно утрамбовать.

Прежде чем проводить подготовку местности для заливки фундамента, желательно производить дополнительную выемку почвы на глубину до 10 см ниже того уровня, на котором будет располагаться фундамент. Таким образом, получится соорудить основание, которое будет необходимо для размещения армирующей конструкции, затвердения смеси и предварительной его заливки. Если уменьшить глубину, на которой вынимается грунт, можно сократить время и расходы на процесс нивелировании. Негативно сказаться на времени заливки и затвердения слоя раствора могут неблагоприятные погодные условия.

Вследствие того, что смесь содержит незначительное количество влаги, он на время высыхания нуждается в дополнительном накрытии для предотвращения испарения жидкости.

Ни в коем случае не стоит совершать долив воды для того, чтобы повлиять на консистенцию раствора. В таком случае наилучшим способом будет добавление к смеси цементного теста.

Укладывать необходимо немедленно после приготовления и доставки на строительный объект. Желательно, тем более условия это позволяют, готовить состав непосредственно на стройке.

Технология укладки должна сопровождаться минимальным количеством временных интервалов, из-за этого существует строгая привязанность режима доставки смеси к производительности машин для его укладки.

Схема изготовления тощего бетона.

Когда работы по дорожному строительству проводятся при температуре окружающей среды, превышающей 25 градусов, целесообразно использовать специальные составы, предназначенные для замедления процесса затвердения. Такие смеси способны значительно снизить скорость, за которую раствор наберет достаточную прочность, и нивелировать воздействие высокой температуры воздуха.

Своего рода модификаторы, предназначенные для замедления отвердения, необходимо использовать в размере до 1% от общей массы. Применение таких добавок может повлиять на время транспортировки, увеличив временной интервал. Так, если без использования модификаторов максимальный срок доставки состава составляет 60 минут, то с их использованием временной промежуток увеличивается на полчаса. Когда температура воздуха превышает 20 градусов, время доставки без специальных смесей сокращается до 30 минут, с использованием модификаторов — до 45 минут.

Прежде чем укладывать жесткую смесь, необходимо тщательно очистить и уплотнить подстилающую поверхность.

С целью избегания нарушения процентного соотношения в составе смеси воды и цемента, желательно подстилающую поверхность предварительно увлажнить. Когда температура воздуха не превышает 25 градусов, необходимо распылить около 0,5 л воды на 1 м2 поверхности. Когда строительные работы проводятся при температуре воздуха, превышающей 25 градусов, количество воды необходимо увеличить вдвое.

Схема укладки фундамента

Укладывают тощий бетон обычно с использованием машин, оборудованных специальной системой, помогающей им достигать постоянного равновесия. Чаще всего используется бетоноукладчик типа ДС-169 или спецтехника комплектации ДС-110. Допускается использование асфальтоукладчиков стандартного образца, они могут стать оптимальным вариантом для проведения подобных работ. Когда работой по распределению смеси занимаются автогрейдеры, необходимо тщательно контролировать горизонтальность поверхности при помощи нивелиров.

Таким образом, для приготовления смеси понадобятся следующие ингредиенты и оборудование:

  • 160 кг цемента марки М400;
  • 75 л воды;
  • 2200 кг песка;
  • модификаторы, влияющие на скорость отвердения. За рубежом большой популярностью пользуются модифицированные укладчики, оснащенные скользящими формами.
  • асфальтоукладчики стандартного образца либо бетоноукладчик типа ДС-169.
  • щебень в процентном соотношении с песком в 1:6. В случае использования гравия вместо щебня желательно уменьшить на 5-6 л содержание воды.

Вернуться к оглавлению

Применение смеси

Из-за определенных физических свойств искусственный камень редко используют при строительстве конструкций либо сооружений. Этот строительный материал имеет совершенно другое предназначение. Задача тощего бетона в создании подготовки.

Очень важно во время приготовления контролировать пропорции смеси води и цемента. Если переборщить с жидкостью, может значительно уменьшиться марка смеси, цементный камень станет чрезвычайно хрупким и не сможет выполнять свои прямые функции.

Схема замены пола

Во время сооружения основания важным моментом является соблюдение технологического регламента и проведение действий в строго установленной очередности. Минимальной температурой, позволяющей проводить работы, является предел в 5 градусов выше нуля. Дальнейшее снижение температуры отрицательно сказывается на времени, за которое смесь набирает прочность. Таким образом, нет возможности проводить заливку во время даже незначительного похолодания, не говоря уже о заморозках.

Тощий широко применяется для создания дорожного покрытия. Так, в том случае, когда на слой производится укладка асфальтобетона, необходимо предварительно уплотнить основание либо проводить работы спустя несколько суток после его заливки. По прошествии рекомендованного времени необходимо слой смазать при помощи специальной эмульсии на основании битумного раствора, с расчетом до 0,7 кг эмульсии на 1 м2 поверхности.

Применение позволяет сократить трудоемкость процесса и время, затраченное на проведение строительных работ. Дополнительно основание можно укрепить при помощи нескольких поперечных термошвов, шаг которых должен составлять расстояние от 20 до 40 м. Размер шага зависит от температурных условий окружающей среды, марки и вида асфальтобетонного покрытия. Укладка термошвов происходит с применением нарезчика либо путем монтажа сосновых либо еловых досок.

Также тощий бетон получил большое распространение при создании полового покрытия в различных хозяйственных помещениях (складских объектах, гаражах, терминалах и т.д.). Бетон целесообразно применять в том случае, если на поверхность предполагается создание высокой нагрузки.

Схема утепления пола

Во многих развитых странах жесткие смеси на основании пользуются большой популярностью для сооружения дорожного покрытия. Со временем совершенствуется техника его укладки. Этот материал годится для укладки на магистралях, отличающихся интенсивным движением, и применяется для реконструкции старого дорожного полотна.

Смесь используют и для проведения вспомогательных работ. Например, довольно часто используют этот строительный материал непосредственно на грунте, для того чтобы избежать загрязнения последующих слоев конструкционного бетона. Также его используют для того, чтобы вода, которая содержится в верхних слоях конструкционного бетона, не уходила в грунт. При помощи тощего бетона также производится заливка в отверстиях пустотелых блоков.

Вернуться к оглавлению

Особенности транспортировки

Проще всего транспортировать смесь при помощи самосвалов. Эта особенность обуславливает его исключительность среди других видов строительных материалов. Это может создавать определенные трудности для его доставки на объект строительства.

Схема основания из тощего бетона.

При приготовлении очень трудно добиться оптимальной консистенции. Эти трудности вызваны низким содержанием вяжущих веществ в составе. Для того чтобы получить смесь высокого качества, желательно не готовить ее самому, а обратиться за помощью к профессионалам. Ценовое соотношение в таком случае отличается незначительно. В промышленных объемах для производства используют различные устройства, например, смесители принудительного перемешивания непрерывного либо циклического действия. Для того чтобы создать однородную смесь, несклонную к расслаиванию, желательно снабдить бетоносмесители дополнительными устройствами — бункерами-накопителями.

Строительные компании, предоставляющие услуги по продаже готового бетона, скрупулезно придерживаются качества его состава, причем дозировка материалов происходит при помощи автоматической системы взвешивания. Во время транспортировки необходимо защитить готовый от двух факторов: потери влаги и, наоборот, от чрезмерного переувлажнения.

Вернуться к оглавлению

Правила работы

Схема укладки основания

Во время укладки необходимо придерживаться определенных правил. Если действовать согласно инструкциям, можно добиться максимального эксплуатационного срока состава. При укладке обязательно должен быть тщательно утрамбован. Очень важно устранить с его поверхности малейшие дефекты.

Для того чтобы оценить качество полученного продукта, можно провести лабораторный контроль, основанный на нескольких методиках: визуальном исследовании готового раствора и при помощи испытания образцов — кернов из бетона.

Толщину слоя для сооружения дорожной одежды можно рассчитать с учетом определенных факторов: интенсивность движения, состав движения, модуль упругости полотна, характерные климатические условия. В большинстве случаев принимается толщина слоя не менее 15 см. Когда на дороге предполагается интенсивное движение, желательно слой увеличить до 20 см.

Государственные стандарты рекомендуют не пренебрегать сооружением швов сжатия на поверхности. Располагать их нужно на расстоянии около 12-15 м. Нарезать их необходимо в уже затвердевшем бетоне на глубине, составляющей 1/4 от всей толщины слоя. При сооружении дорог с использованием тощего бетона появляется возможность возобновить движение непосредственно сразу после укатки дорожного покрытия.

Благодаря высокой экономической эффективности и низкому уровню трудоемкости, спрос постоянно возрастает.

Экспериментальным путем на отечественных строительных предприятиях происходит подбор оптимального состава для улучшения его эксплуатационных свойств. Благодаря этому появляется возможность регулировать прочность этого материала на растяжение во время изгиба, повышение свойств морозостойкости. Для того чтобы получился гарантированно качественный состав, необходимо обратиться за помощью к профессионалам.

Большую роль в обеспечении прочности играет качество его уплотнения при помощи вибрационных катков. Желательно проводить пару подходов без вибрации, чтобы не нарушить качество горизонтальности поверхности. Максимальное внимание следует уделить краевым участкам. Сразу же после укатки тощего бетона производится укладка покрытия.

Использование асфальтоукладчиков при прокладке бетонных дорог – Основные средства

Н. Протасов

Для существующей в России дорожной сети характерно определенное противоречие между высокой стоимостью расходов на строительство, обслуживание и ремонт дорог и низкой эффективностью затрат. В то же время отдачу от инвестиций можно существенно повысить, увеличив срок службы дорожных одежд, в том числе шире используя цементобетон. 

Что же лучше – асфальт или бетон?

Технологий дорожного строительства много. «Тело» дороги, ее сечение, конструкция – эти характеристики для каждой дороги свои, вариантов очень много, но все же дороги делят по материалу верхнего покрытия на 2 основные группы: асфальтовые и бетонные. В асфальтовых покрытиях вяжущим веществом является битум, в бетонном – цемент.

Одним из главных преимуществ бетонных дорог, безусловно, является долговечность их эксплуатации: первые 10–12 лет ее эксплуатации, как правило, никаких дефектов вообще не возникает, использование современных технологий гарантирует срок службы такой дороги не менее 40–50 лет, даже при движении по ней грузового транспорта с нагрузками в 120–130 кН на ось. На бетонных дорогах практически отсутствует колейность, поскольку износостойкость бетона в несколько раз выше сопротивления износу асфальтобетона. Даже безопасность движения на бетонных трассах выше: поверхность светлых тонов обеспечивает хорошую видимость даже при неблагоприятных погодных условиях.

Асфальтовое покрытие нуждается в ремонте буквально после 2–4 лет после сдачи дороги в эксплуатацию: устранение трещин, «залатывание» ям и т. п. На асфальтовое покрытие гарантийный срок не превышает и 10 лет.

Почему же не переходим на бетонные дороги? Почему по состоянию дорожного фонда находимся в конце мирового рейтинга?

Бетонное покрытие дороже асфальтового на 70–80%. Покрытие из асфальта хоть и менее прочное, но легко ремонтируется, на нем хорошо держится разметка благодаря необходимой шероховатости. Немалым преимуществом асфальтобетона является то, что буквально по только уложенному покрытию можно сразу открывать движение, не дожидаясь окончательного затвердения, в то время как цементобетон набирает эксплуатационную прочность только на 28-й день.

Но звучат и другие аргументы: специалисты утверждают, что асфальтобетонное покрытие оказывается дешевле в случаях, когда речь идет о больших проектах, но при постройке местных дорог практика показывает обратное: бетонные дороги дешевле. Дело в том, что технология укладки асфальта требует обширных мероприятий, и прежде всего это связано со сложностью доставки горячей смеси на объекты, удаленные от мест производства асфальта. К тому же при покрытии бетоном дорог с низкой транспортной нагрузкой для успешной их эксплуатации достаточно слоя бетона даже меньшей толщины, чем толщина ранее наносившегося слоя асфальта. В целом же лет через 7–9 расходы на постройку асфальтовой и бетонной дорог практически уравниваются, и в последующие годы бетонная дорога экономит средства государству, а расходы на ремонт асфальтовой с каждым годом растут.

Можно также поспорить и с утверждением о долгом достижении прочности бетонного покрытия. Традиционная, классическая технология строительства дорог из бетона, обозначаемая за рубежом аббревиатурой PCC (Portland Cement concrete – бетонное покрытие из портландцемента), заключается в заливке бетона в границах опалубки. Полученный слой бетона действительно долго высыхает, приобретая необходимую эксплуатационную твердость, поверхность считается готовой для приема транспортного потока, как писалось выше, почти через месяц.

Но в США, Канаде, Германии, Франции и других промышленно развитых странах с 70-х гг. прошлого века все шире ведется строительство конструктивных слоев дорожных одежд из жестких цементобетонных смесей, уплотняемых катками. В странах Европы и Северной Америки укатываемый бетон широко используется при устройстве слоев покрытий дорог, рассчитанных для движения автомобилей большой грузоподъемности, дорог с высокими транспортными нагрузками, взлетно-посадочных полос аэродромов и т. д.

Технология работы с укатываемым бетоном обозначается в западной литературе как RCC (Roller-compacted concrete – уплотненный катком бетон) и успешно используется там, где требуется в сжатые сроки получить прочную бетонную поверхность. В технологии используется бетон со специальными свойствами, твердеющий значительно быстрее, чем используемый в традиционной технологии PCC. Уже через два дня после укладки бетона в соответствии с технологией RCC по новой дороге разрешается движение легкового транспорта, а через неделю трасса может использоваться без каких-либо ограничений.

Конечно, не все так просто в технологии RCC, но тем не менее все необходимые строительные материалы в стране имеются, как и необходимое оборудование. При строительстве практически всех дорог, построенных в США по технологии RCC, использовались асфальтоукладчики, оборудованные следящими системами, обеспечивающими распределение бетонной укатываемой смеси точно на проектную высоту. Оснащенные вибрационными и трамбующими брусами, асфальтоукладчики создают необходимую текстуру поверхности и оптимальное первоначальное уплотнение. Окончательное уплотнение осуществляется дорожными катками.

Wirtgen демонстрирует профессиональный подход

Группа компаний Wirten Group производит практически все нужное технологическое оборудование для строительства современной дороги. Известно, что хорошо уплотненное, устойчивое и ровное основание дороги позволяет надеяться, что процесс укладки следующих слоев дорожных одежд будет выполнен успешно. Обычно основание, на которое затем укладывается марочный бетон, выполняется из т. н. тощего бетона. Отличительными чертами тощего цементного раствора являются однородный состав смеси, чрезвычайная легкость укладки и высокая прочность.

В Wirten Group для укладки оснований предлагают использовать асфальтоукладчики компании Vögele, например Vögele Super 2500. Эта машина может укладывать щебень, тощий бетон или асфальтобетон с точно заданным профилем слоя, оптимальным уплотнением и отличной ровностью поверхности. Привод Super 2500 с регулируемой мощностью обеспечивает безотказное выполнение рабочих функций, даже если асфальтоукладчик используется с максимальной нагрузкой длительное время.

После устройства основания к процессу распределения бетонной смеси подключаются бетоноукладчики Wirtgen. По объемам производства укладчиков бетона со скользящими формами компания Wirtgen, входящая вместе с компанией Vögele в Wirten Group, лидирует в Европе. Сегодня Wirtgen производит серию SP 80 из трех моделей бетоноукладчиков для малых форм и 9 широкозахватных бетоноукладчиков серии SP с шириной укладки от 1 до 16 м и толщиной укладки бетона 0,4–0,45 м.

Рассмотрим модель SP 500, она хорошо подходит, по оценкам дорожников, для бетонирования дорог местного значения, а по комплектации этой модели можно судить и о других моделях серии SP. Универсальный бетоноукладчик SP500 оснащен тремя, а опционно можно установить и четыре гусеничные тележки, и прочной, жесткой телескопируемой рамой, которая позволяет регулировать ширину обработки дорожной поверхности от 2 до 6 м за один проход. Мод. SP 500 может наносить слой бетона толщиной 0,4 м. Конструкцией предусматривается возможность установки на SP 500 закладчика дюбелей DBI (dowel bar inserter) и поперечной выглаживающей плиты. Поперечная плита также нужна при укладке смесей с низким соотношением вода/ цемент.

Автоматически, с высокой точностью закладчик погружает дюбели в предварительно уплотненный бетон и остается на месте погружения, несмотря на движение машины, до окончания процесса заглубления дюбеля, как того требует технология создания бетонных дорог. В оснащение SP 500 также может входить закладчик анкеров, устанавливающий анкеры для повышения надежности соединения слоев бетона. Кроме того, SP 500 может комплектоваться вибраторами, освобождающими раствор от лишнего воздуха, продольной выглаживающей плитой, производящей дополнительное разравнивание всей укладываемой поверхности. Бесконтактная система 3D-нивелирования AutoPilot, разработанная инженерами Wirtgen, используя возможности GPS-модулей, расширяет спектр применения бетоноукладчика. Так, становится возможной прецизионная укладка оснований ж/д путей с высочайшей точностью без значительных затрат на производство специальных измерений и монтаж т. н. копирных струн, предусмотренных традиционной технологией. Кроме того, в SP 500 скользящие формы навешиваются на боковую сторону бетоно­укладчика, таким образом, появляется возможность устройства различных монолитных профилей.

В 2013 г. модельный ряд бетоноукладчиков Wirtgen был расширен уже упомянутой серией SP 80, в которой три модели: SP 81, SP 82, SP 84. Все модели связывает единая модульная конструкция. Мод. SP 81 создавалась для укладки малых форм, модель наносит слой бетона шириной в 2,3 м и толщиной 0,3 м. Модели SP 82 и SP 84 впервые были представлены на Bauma 2013 в Мюнхене. Это модели с двумя (SP 82) и четырьмя (SP 84) гусеничными тележками, укладывающие слой бетонной смеси толщиной до 0,46 м на ширину от 1,8 до 7,9 м. В конструкциях машин новой серии появилась эффективная система самодиагностики, постоянно контролирующая функционирование всех основных агрегатов. Режим ECO следит за тем, чтобы уровень шума был низким, а расход горючего экономным. В машинах также используется система Smooth Slope, предотвращающая опрокидывание машины и позволяющая уверенно работать на подъемах-спусках. Система 3D-управления машиной получила в серии SP80 новый сертифицированный интерфейс Easy Connect.

Асфальтоукладчики Bomag: укладываем бетон ничуть не хуже асфальта

Отлично укладывает и предварительно уплотняет тощий бетон асфальтоукладчик Bomag BF 800C. Бетонная основа укладывается машиной практически так же успешно, как она справляется и с укладкой асфальтобетонной массы. Причем модель в классе 20 т может быть полезной как в крупных проектах, при строительстве автомагистралей и основных дорог, так и при бетонировании городских дорог.

В качестве главного привода установлен дизельный двигатель Deutz TCD 6.1 мощностью 140 кВт, он позволяет гусеничному движителю развивать скорость до 4,5 км/ч. Снаряженная масса машины – 18,9–21,3 т в зависимости от исполнения. Большая масса позволяет сделать максимально эффективным предварительное уплотнение, вплоть до 95%. Двигаясь со скоростью до 1,5 км/ч, оператор одновременно может укладывать полосу бетона шириной до 10 м, базовая же ширина укладки – 2,5 м. Самая длинная гусеница в этом классе машин гарантирует хорошую устойчивость машины и мощное тяговое усилие, что выражается в высокой ровности покрытия.

Бункер объемом 7,2 м3, вмещающий до 15 т смеси, позволяет не прерывать процесс укладки даже во время смены грузовиков, загружающих бетонную смесь в бункер. Скорость укладки впечатляет: лента дорожного полотна с бетонным покрытием растет прямо на глазах. Причем практически сразу после укладки слоя бетона средней толщиной 170 мм по дороге начинают ходить люди, что уже характеризует прочность и состояние положенного покрытия. Укладка может происходить непрерывно, лишь бы самосвалы успевали подвозить бетонную смесь. Существует возможность менять положение шнека по высоте, используя гидропривод, что позволяет быстро и легко изменить толщину укладки бетона.

Используемая в машинах Bomag система Ecomode согласует уровень мощности двигателя с действующей конкретной нагрузкой. За счет работы системы снижается расход топлива, понижается шумовой фон работы двигателя. Действующая система бокового обзора дает возможность оператору полностью контролировать процесс укладки бетона, наблюдать за загрузкой бункера.

Асфальтоукладчики Volvo незаменимы при укладке бетона

Одной из наиболее популярных моделей гусеничных асфальтоукладчиков серии AVG, разработанных Volvo Construction и использующихся в том числе и при строительстве бетонных дорог, является модель Volvo 6820C ABG. Эта машина массой более 14 т с главным приводом, дизельным двигателем Volvo D6 мощностью 142 кВт, отвечающим требованиям COM III/EPA Tier 3, обеспечивает укладку бетонного покрытия на ширину до 9 м, создавая при этом слой бетона до 300 мм. Теоретическая производительность машины – до 600 т/ч бетонной смеси. Конструкторы расширили опции асфальтоукладчика возможностью работать в режиме Smart Power, что позволило снизить расход топлива примерно на 15%.

Электронная система управления машиной EPM, как заявляет производитель, позволяет эффективно управлять оборудованием даже оператору, не имеющему большой профессиональной подготовки. Значения всех переключателей и действия рычагов интуитивно понятны, а электроника обеспечивает оптимальный контроль за всеми процессами укладки и «запоминает» данные для последующего их анализа в случае необходимости. Управляемый электроникой независимый привод ходовой части создает равномерное тяговое усилие, мягкое трогание машины с места, движение по прямой без смещения и ювелирно точное, «как по чертежу», выполнение поворотов без смены при этом постоянной скорости укладки. Возможность управления настройками режимов работы Setting Manager повышает производительность благодаря возможности быстрого выбора рабочих функций, обеспечивающих укладку бетонной массы с требуемыми параметрами, из числа заранее запрограммированных.

В серию AVG входят еще две модели асфальтоукладчиков: это мод. P7820C AVG, обеспечивающая укладку на ширину до 11 м, и мод. P7820C AVG с шириной укладки до 13 м. Машины могут качественно уложить многие виды дорожных материалов, от верхнего и промежуточного слоев дорожного покрытия до основания. Известны примеры, когда с помощью этих машин наносили слой защиты от промерзания на цементной основе. 

Atlas Copco: создадим больше бетонных дорог

В принципе, для укладки бетонной смеси можно использовать любой гусеничный асфальто­укладчик из ассортимента Atlas Copco, утверждают специалисты компании. Но наиболее популярной при укладке укатываемого бетона оказалась модель Dynapac SD 2500C. В сериюSD входят самые современные асфальтоукладчики с электронной системой управления. Гусеницы новой формы, используемые в серии, повышают усилие сцепления с поверхностью. Применение траков повышенной толщины и ширины увеличивает тягу, удлиняет эксплуатационный ресурс, улучшает маневренность при укладке в поворотах.

Собственная масса SD 2500C  – 18,5 т, причем ширина обрабатываемой полосы дорожного полотна может меняться от базовой в 2,55 м до рабочей в 9 м. Во время укладки Dynapac SD 2500C движется с рабочей скоростью до 1,68 км/ч, а транспортная скорость машины может достигать 4 км/ч. Все механизмы асфальтоукладчика заставляет работать в полную силу двигатель Cummins QSB 6/7-C173 мощностью 129 кВт.

В бункер SD 2500C загружается до 15 т бетонной массы, его вместимость – 6,5 м3. Таким образом, асфальтоукладчик может эффективно перерабатывать до 650 т бетона в час. Высота разгрузки смеси из бункера составляет 555/ 560 мм (по центру/ по краям), при этом машина производит качественную укладку слоя покрытия толщиной до 320 мм. При разгрузке самосвалов с бетонной смесью нередки случаи ударов кузова о бункер асфальтоукладчика, приводящие к возникновению дефектов на поверхности дорожного полотна. Конструкторы Atlas Copco оборудовали асфальто­укладчики отбойными роликами и гидравлическми амортизаторами, которые успешно демпфируют возможные воздействия.

Особенностью модели является гидравлически сдвигаемая кабина. Нажатия кнопки оператором достаточно, чтобы сместить кабину за внешний край любого борта на расстояние до 0,5 м. Причем для удобства работы оператор может поменять положение кресла, развернуть панель управления, обеспечив наилучший обзор.

 

В России с ее огромными просторами долговечные дороги из бетона просто необходимы. Ежегодный ремонт асфальтовых покрытий, учитывая общую протяженность наших дорог и увеличивающиеся год от года объемы, с каждым годом становится все «неподъемнее». Бетонная дорога строится на основе асфальтовой. Как следует из статьи, функции специальных бетоноукладчиков могут вполне выполнять и гусеничные асфальтоукладчики, которые у нас давно не редкость. Дело, как говорится, за малым – изменить существующие стандарты и создать новые стандарты строительства и ремонта автодорог. И тогда новые дороги будут создаваться из железобетона, а асфальтовые при ремонте станут бетонными. Всё вроде бы просто. ..

Укладка бетона, уплотненного катком | Журнал Concrete Construction Magazine

«Это лучший продукт для городских улиц за последние годы, — сказал Марти Савко из компании Nickolas Savko & Sons, Колумбус, штат Огайо. «Впервые я прочитал о катковом уплотненном бетонном (RCC) дорожном покрытии в 1995 году, и это звучало интересно, поэтому я провел небольшое исследование, а затем отправил наших инженеров на несколько рабочих мест, чтобы узнать больше. Чем больше мы узнавали, тем лучше это звучало, поэтому я убедил город попробовать. С 2001 года в центральном Огайо было построено более 100 уличных проектов с тротуарами из железобетона. Сейчас мы производим 100 000 кубических ярдов ЖБК в год».

Первый проект улицы RCC Савко был реализован в Гаанне, штат Огайо. «Здесь, в Гаханне, нам нравится RCC для реконструкции жилых улиц», — сказал городской инженер Карл Уэзерхольт. «Мы можем вернуть жителей на улицу гораздо быстрее, чем с обычным бетонным основанием».

Что такое ПКР?

ЖБК был впервые разработан в качестве материала для мощения в 1976 году. Некоторым канадским строителям пришла в голову идея удвоить количество цемента в почвоцементной смеси, чтобы стабилизировать поверхность на сортировочной площадке бревен. Они получили гораздо больше, чем ожидали — он был прочным и долговечным, быстро и легко разрушался. А 1998 Портландцементная ассоциация (PCA) провела исследование этого завода по сортировке бревен в Британской Колумбии и обнаружила довольно много трещин, что неудивительно, поскольку это было на очень раннем этапе развития метода строительства. Тем не менее, сегодня верфь продолжает работать в полном объеме, и «операторы сообщают, что они очень довольны работой железобетонного покрытия».

RCC представляет собой очень сухую (без посадки) бетонную смесь с максимальным размером заполнителя ¾ дюйма и в целом хорошо отсортированным заполнителем, так что он остается стабильным под действием вибрационного катка. ЖБК укладывается с помощью самосвалов и модифицированного асфальтоукладчика, а затем укатывается для достижения необходимого уплотнения. Полученная поверхность выглядит немного шероховатой, но она быстро набирает прочность, а очень низкое водоцементное отношение вскоре намного превосходит обычный бетон с эквивалентным количеством цемента. Поскольку он не такой гладкий, как готовый бетон, RCC обычно используется в качестве поверхностного слоя в первую очередь для промышленных зон, парковок или низкоскоростных приложений (менее 35 миль в час). Например, Департамент транспорта штата Джорджия в настоящее время строит обочины RCC на 15 милях I-285 в Атланте.

Бетон, уплотненный катком, укладывается так же, как асфальт, но с более высокой плотностью асфальтоукладчика.

В центральном Огайо составные дороги (бетонное основание с асфальтовым покрытием) уже много лет являются стандартом для городских улиц. Бетонный базовый слой более высокой прочности более долговечен и предотвращает образование колеи, которая может возникнуть при использовании асфальтового базового слоя полной глубины. Исследование городских улиц в Колумбусе, проведенное Майклом Дартером из ERES, инженерной фирмы из Шампейна, штат III, показало, что бетонное основание обеспечивает несущую способность примерно в четыре раза больше, чем асфальт на всю глубину.

Савко задумал заменить обычный бетон железобетонным. В этом случае в центральном Огайо ЖБК обычно укладывают в один слой толщиной 6 дюймов с асфальтовым покрытием толщиной 1½ дюйма. Иногда конструкторы указывают его толщину до 9 дюймов, хотя Савко считает, что это слишком много, потому что RCC намного прочнее, чем предполагают инженеры. Он может легко достичь прочности на сжатие 7000 фунтов на квадратный дюйм и прочности на изгиб 700 фунтов на квадратный дюйм. Дэвид Лур, инженер PCA и руководитель программы RCC, сказал: «Более высокая прочность RCC позволяет проектировать более тонкую секцию дорожного покрытия и обеспечивает более длительный срок службы дорожного покрытия».

Городские улицы

Использование ЖБК в качестве основы для городских улиц с тонким асфальтовым покрытием быстро набирает популярность в Огайо и других странах. Во-первых, поскольку RCC представляет собой, по сути, влажный уплотненный гравий, легкие транспортные средства могут почти сразу перейти на новое покрытие — в крайних случаях в пределах 10 футов от асфальтоукладчика. Это позволяет открывать улицы гораздо быстрее, чем при использовании обычного бетона — обычно примерно через 2 часа после выхода из строя RCC. Жильцы могут вернуться домой в тот же вечер после укладки. Машины экстренных служб могут вернуться практически сразу, если это необходимо. Однако движение грузовиков следует ограничить на несколько дней, чтобы дать RCC набраться прочности.

В качестве базового слоя RCC намного прочнее асфальта, дешевле и быстрее разрушается, чем обычный бетон. «В одном из проектов Columbus, — сказал Лур, — городские власти потребовали от подрядчика получить прочность на изгиб 400 фунтов на квадратный дюйм, прежде чем они смогут переключить движение обратно на готовый RCC. Подрядчик смог получить его примерно за 24 часа. Если по проекту требуется асфальтовое или бетонное покрытие поверх железобетонной плиты, работы по укладке покрытия могут начаться в течение нескольких часов после укладки железобетонной плиты».

Тактика строительства

Из-за очень низкого содержания воды смешивание RCC не столь продуктивно при использовании центральной смесительной установки, поэтому часто используется мопсовая мельница, очень энергоемкое смесительное устройство. Савко купил собственную мопсовую мельницу. На выходе из смесителя материал очень похож на мокрый гравий, а затем его транспортируют на строительную площадку в самосвалах. «Важно контролировать влажность», — сказал Савко. «Мы держим его на уровне 8%. Даже на 1% больше — валик начинает оставлять следы».

Эта железобетонная установка готова к укладке асфальта.

На ремонте городских улиц Савко фрезерует старый асфальт до требуемой толщины RCC плюс асфальтобетонное покрытие. На многих работах они также убирают бордюры. Затем они устанавливают новые бетонные бордюры с помощью бордюрной машины со скользящими формами. Это также устанавливает повышение уровня. ЖБТ можно укладывать стандартным асфальтоукладчиком, но тогда требуется больше укатывания, чтобы добиться необходимого уплотнения. Savko предпочитает укладывать железобетонные плиты асфальтоукладчиком ABG Titan с двойной трамбовочной стяжкой, которая обеспечивает уплотнение почти в 9 раз.0% прямо из асфальтоукладчика (Vogele также производит асфальтоукладчики высокой плотности). Эти асфальтоукладчики трамбуют со скоростью 1500 раз в минуту и ​​доступны в различной ширине.

 

  • 1
  • 2
  • Следующий

PCC Pavement – ​​Pavement Interactive

Жесткие покрытия названы так потому, что конструкция покрытия очень мало прогибается под нагрузкой из-за высокого модуля упругости их поверхностного слоя. Жесткая конструкция дорожного покрытия обычно состоит из поверхностного слоя PCC, построенного поверх либо (1) грунтового основания, либо (2) нижележащего слоя основания. Из-за своей относительной жесткости конструкция дорожного покрытия распределяет нагрузки по большой площади только с одним или максимум двумя структурными слоями (см. рис. 1).

Рисунок 1. Распределение нагрузки на жесткое покрытие

В этом разделе описывается типичная конструкция жесткого покрытия, состоящая из:

Поверхностного слоя: это верхний слой, состоящий из плиты PCC.
Базовый слой: это слой непосредственно под слоем PCC, обычно состоящий из заполнителя или стабилизированного грунтового основания.
Базовый слой: это слой (или слои) под базовым слоем. Подбаза не всегда нужна и поэтому часто может быть опущена.

Конструктивные элементы

Типичная конструкция жесткого покрытия (см. рис. 2) состоит из верхнего слоя и нижележащего основания и слоев подстилающего слоя (если они используются). Поверхностный слой (из PCC) является самым жестким (измеряемым по модулю упругости) и обеспечивает наибольшую прочность. Нижние слои на несколько порядков менее жесткие, но все же вносят важный вклад в прочность дорожного покрытия, а также в дренаж и защиту от замерзания.

Рис. 2. Базовая жесткая конструкция дорожного покрытия.

Поверхностный слой

Поверхностный слой представляет собой слой, контактирующий с транспортными нагрузками и изготовленный из РСС. Он обеспечивает такие характеристики, как трение (см. рис. 3), плавность хода, контроль шума и дренаж. Кроме того, он служит гидроизоляционным слоем для нижележащего основания, подстилающего слоя и земляного полотна. Поверхностный слой может различаться по толщине, но обычно составляет от 150 мм (6 дюймов) (для легких нагрузок) до 300 мм (12 дюймов) (для тяжелых грузов и интенсивного движения). На рис. 4 показан поверхностный слой шириной 300 мм (12 дюймов).

Рис. 3. Поверхность PCC

Рисунок 4. Толщина жесткой дорожной плиты

Базовый слой

Базовый слой находится непосредственно под поверхностным слоем. Он обеспечивает (1) дополнительное распределение нагрузки, (2) способствует дренажу и морозостойкости, (3) равномерную опору для дорожного покрытия и (4) устойчивую платформу для строительной техники (ACPA, 2001). Основания также помогают предотвратить движение грунта земляного полотна из-за перекачки плиты. Базовые курсы обычно строятся из:

  1. Совокупная база . Простой базовый слой из дробленого заполнителя был обычным вариантом с начала 1900-х годов и до сих пор подходит во многих ситуациях.
  2. Стабилизированный заполнитель или грунт (см. рисунок 5) . Стабилизирующие агенты используются для связывания несвязных частиц друг с другом, обеспечивая прочность и сцепление. Основания, обработанные цементом (CTB), могут быть построены с прочностью до 20–25 процентов от прочности поверхностного слоя (FHWA, 1999). Однако основания, обработанные цементом (ЦТБ), используемые в 19В 50-х и начале 1960-х годов наблюдалась тенденция потери чрезмерного количества материала, что приводило к растрескиванию и оседанию панелей.
  3. HMA с плотным гранулированием . В ситуациях, когда желательна высокая жесткость основания, базовые слои могут быть построены с использованием плотного градуированного слоя HMA.
  4. Проницаемый HMA . В определенных ситуациях, когда желательна высокая жесткость основания и отличный дренаж, базовые слои могут быть построены с использованием HMA с открытым уклоном. Недавние исследования могут указать на некоторые серьезные проблемы с использованием ATPB.
  5. Тощий бетон (см. рис. 6) . Содержит меньше пасты портландцемента, чем типичный PCC, и прочнее, чем стабилизированный заполнитель. Основания из тощего бетона (LCB) могут быть построены с прочностью до 25–50 процентов прочности поверхностного слоя (FHWA, 1999). Тощее бетонное основание функционирует так же, как обычный поверхностный слой PCC, поэтому оно требует строительных швов и со временем растрескивается. Эти стыки и трещины потенциально могут вызвать отражающие трещины в поверхностном слое, если они не будут тщательно подобраны.

Рис. 5. Завершенный CTB с затвердевающим уплотнением

Рис. 6. Материал основания из тощего бетона

Подстилающий слой

Подстилающий слой представляет собой часть конструкции дорожного покрытия между подстилающим слоем и земляным полотном. Он функционирует в первую очередь как структурная опора, но также может:

  1. Сводить к минимуму проникновение мелких частиц земляного полотна в структуру дорожного покрытия.
  2. Улучшить дренаж.
  3. Свести к минимуму урон от мороза.
  4. Обеспечить рабочую платформу для строительства.

Подстилающее основание обычно состоит из материалов более низкого качества, чем грунт основания, но лучшего качества, чем грунт земляного полотна. Подходящими материалами являются заполнитель и высококачественный структурный заполнитель. Базовый курс не всегда необходим или используется.

Типы

Почти все жесткие покрытия изготавливаются из бетона на основе портландцемента (PCC). Жесткие покрытия подразделяются на три основные категории по способу борьбы с трещинами:

Шовное гладкое бетонное покрытие (JPCP)
Это самый распространенный тип жесткого покрытия.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *