Старый конь борозды не испортит. Бульдозеры ссср в постсоветский период
Уважаемые читатели, в конце прошлого года я предложил вашему вниманию две статьи из серии «Старый конь борозды не испортит» – «Экскаваторы СССР в постсоветский период» и «Автокраны СССР в постсоветский период» (ссылки активны, жмите). Эта серия публикаций посвящена советской строительной и дорожной технике, которая несмотря на свой почтенный возраст еще лет 5-10 назад была в активной эксплуатации, да и в наши дни иногда встречается.
В сегодняшней статье я показываю советские бульдозеры, применявшиеся в строительстве сравнительно недавно, в 2010-х годах. В основу этой публикации, как и в предыдущих материалах серии, легли мои личные наблюдения.
Бульдозеры, выпущенные в СССР, которые до недавних пор находились в эксплуатации, – распространенное явление для большинства регионов бывшего Советского Союза. С одной стороны, поддержание в рабочем состоянии техники, имеющей почтенный возраст, – это вынужденная необходимость для многих, в первую очередь небольших, предприятий, имеющих ограниченные финансовые возможности. С другой стороны, живучесть отработавших 30-40 лет машин внушает уважение к ним самим и людям, сделавшим их. Не будем при этом забывать о том, что советский стройдормаш всегда работал в условиях острого дефицита материальных ресурсов. Но, несмотря ни на что, наши инженеры и рабочие умели выжать максимум из того, что им предоставляло родное государство. Подтверждением тому служат тысячи машин, несущих свою трудовую вахту не одно десятилетие после распада Советского Союза.
Самым массовым строительно-дорожным оборудованием в СССР, устанавливавшимся на базе гусеничных тракторов, были бульдозеры – в конце 70-х годов их ежегодное производство превышало 50000 единиц в год. Для монтажа бульдозерного оборудования брали не только тракторы промышленного назначения, но и сельхозтракторы. Причем доля последних превышала долю промышленных. До наших дней дошло большое количество бульдозеров советского периода на базе челябинских промышленных тракторов Т-170, а также волгоградских и павлодарских сельскохозяйственных ДТ-75.
Новости МирТесен
Бульдозеров позднесоветской поры на базе других тракторов сохранилось гораздо меньше, поскольку их выпуск не был столь крупномасштабным. Но в эксплуатации еще можно было встретить бульдозеры на базе таких тракторов, как ДЭТ-250 Челябинского тракторного завода, Т-330 Чебоксарского завода промышленных тракторов, Т-4АП Алтайского тракторного завода. Маловероятна встреча с мелкосерийными бульдозерами на базе трактора Т-180Г Брянского автомобильного завода. Экзотикой стали бульдозеры на базе тракторов, давно снятых с производства, – Т-100М, ДТ-54, Т-74, ранних «круглолобых» ДТ-75. Но тем не менее такая техника кое-где еще осталась.
Бульдозерное и рыхлительное оборудование для челябинских тракторов изготавливалось на Челябинском ордена Ленина заводе дорожных машин им. Колющенко.
Обратите внимание: Порог изменения климата в мире будет преодолен в период между 2027 и 2042 годами.
В последнее десятилетие наиболее распространены были бульдозеры с неповоротным отвалом серии ДЗ-171 на базе трактора Т-170. Таких машин до недавних пор я встречал великое множество на строительных объектах в разных регионах России, в том числе в Москве.Бульдозер серии ДЗ-171 на базе трактора Т-170
Более ранние версии бульдозеров с неповоротным отвалом серии ДЗ-110 на базе трактора Т-130 в последние 10 лет были уже большой редкостью, не говоря уже о менее распространенных бульдозерах с поворотным отвалом серии ДЗ-109.
Бульдозер серии ДЗ-110 на базе трактора Т-130
Самое удивительное, что в наши дни удалось даже повстречать бульдозер с гидроприводом бульдозерного отвала на базе ветерана Т-100М3ГП. Этот трактор был снят с производства в 1983 году, однако отдельные работоспособные экземпляры 5-10 лет назад еще использовались по прямому назначению.
Бульдозер на базе трактора Т-100М3ГП
На базе трактора ДТ-75 в 2010-х годах массово были представлены бульдозеры с неповоротным отвалом серии ДЗ-42. Их в позднесоветский период выпускали Бердянский, Мингечаурский и Калкаманский заводы дорожных машин.
Мне попадались машины как на базе волгоградских тракторов ДТ-75НР…
Бульдозер серии ДЗ-42 на базе волгоградского трактора ДТ-75НР
… так и на базе павлодарских ДТ-75МЛ.
Бульдозер серии ДЗ-42 на базе павлодарского трактора ДТ-75МЛ
Раз даже довелось встретить «круглолобый» волгоградский ДТ-75 в рабочем состоянии.
Бульдозер на базе «круглого» волгоградского ДТ-75
А вот бульдозер на базе «круглого» павлодарского ДТ-75М лет 7 назад я видел уже не рабочий.
Бульдозер на базе «круглого» павлодарского ДТ-75М 1986 г.в.
Еще один редкий экземпляр встретился мне в 2013 году. Это машина щелевого дренажа ЭТР-101 1985 года выпуска на базе волгоградского «почтальона». Такую технику выпускал Мозырский завод мелиоративных машин. Правда, данный экземпляр уже не имел роторного рабочего органа, который устанавливался в задней части трактора. Он был оснащен только бульдозерным оборудованием.
Машина щелевого дренажа ЭТР-101 с бульдозерным отвалом (с демонтированным ротором)
В 2012 году мне довелось увидеть в работе три бульдозерно-рыхлительных агрегата на базе чебоксарского трактора Т-330 – два из них трудились в Чебоксарах, третий – в Нижнем Новгороде. В столице Чувашии бульдозеры были задействованы на выемке грунта из котлованов при строительстве жилых домов, а в Нижнем Т-330 работал в порту. Один из этих тракторов 80-х годов выпуска был полностью в оригинальном состоянии, на двух других родной двигатель воздушного охлаждения 8ДВТ-330 Волгоградского моторного завода (не отличавшийся надежностью) был заменен на более надежный мотор жидкостного охлаждения ЯМЗ-240. В советское время бульдозерное и рыхлительное оборудование для Т-330 изготовлял Балаковский завод самоходных землеройных машин.
Бульдозерно-рыхлительный агрегат на базе трактора Т-330 с родным мотором 8ДВТ-330Бульдозерно-рыхлительный агрегат на базе трактора Т-330 с неродным двигателем ЯМЗ-240 (характерное внешнее отличие – радиатор, расположенный перед кабиной)
Крайне редкий экземпляр – бульдозер с неповоротным отвалом ДЗ-101 на базе трактора Т-4АП2, выпущенный в 70-х годах Калкаманским заводом дорожных машин, – удалось повстречать в 2012 году в Нижнем Новгороде. Несмотря на почтенный возраст, машина продолжала выполнять свою работу и находилась в хорошем состоянии.
Бульдозер ДЗ-101 на базе трактора Т-4АП2
Стоит отметить, что до наших дней дожило немало советских бульдозеров не только благодаря их живучести, но и массовости. Увы, сейчас этой массовости нет. В постсоветский период производство гусеничных бульдозеров в России неуклонно снижалось. По итогам 2021 года в РФ выпущено около 1000 бульдозеров – в 50 раз меньше, чем во времена СССР.
Поделитесь своим мнением.
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.
#ссср #трактор #бульдозер #чтз #стройка #завод #техника #история #машина
Еще по теме здесь: Новости науки и техники.
Источник: Старый конь борозды не испортит. Бульдозеры ссср в постсоветский период.
- 10 удивительных открытий о человеческом разуме
- Представители колькиной, ванькиной, дунькиной веры? Народное православие
во всех разделах_|Нумизматика монеты|_ Россия до 1917 г Россия, РСФСР и СССР (1917-1991 гг) Молодая Россия (1991-1996 гг) Россия (после 1996 г) Австралия и Океания Азия Америка Античные государства Африка Великобритания и Британская Империя Германия Австрия и Австро-Венгрия Европа Золотая орда Страны СНГ и Балтии Коллекции и подборки монет Оптовые лоты монет Жетоны Разное в нумизматике Сувенирные монеты_|Филателия марки|_ Россия и СССР Европа Восточная Европа Азия Африка Америка и Океания Тематические выпуски Коллекции марок Конверты и почтовые карточки Не почтовые марки Прочее_|Бонистика банкноты|_ Россия и СССР Азия Америка Африка Европа Австралия и Океания Страны СНГ Ближний Восток Лотереи, акции, чеки, облигации Разное в банкнотах_|Столовое серебро и кухонная утварь|_ Русское серебро Европейское и американское серебро Серебро других стран Посеребренные изделия Фарфор, фаянс, керамика Хрусталь, стекло Оловянные изделия Металлические изделия Бронза, латунь, чугун Из других материалов Разное в серебре и кухонной утвари_|Иконы церковная утварь|_ Иконы, Оклады, Складни Киоты, рамы Кресты, Подвески Церковная утварь Церковные книги Церковная литература Разное в иконах_|Букинистика книги|_ Россия до 1917 г Россия и СССР 1917-1991 гг Другие страны Разное в букинистике_|Значки, Жетоны и медали|_ Значки Жетоны Награды, медали Знаки отличий Шевроны Разное в значках, жетонах, медалях_|Филокартия открытки|_ Поздравительные открытки Открытки с видами городов Этнографические открытки Открытки с изображениями монархов и августейших семей Милитария Политические открытки Художественные открытки Почтовые карточки Разное в открытках_|Скульптуры и статуэтки|_ Хрусталь, Стекло Фарфор Фаянс Бронза Латунь Чугун Дерево Шпиатр Из других материалов Разное в скульптурах_|Модели масштабные|_ Автомобили Авиационная техника Корабли Мототехника Железнодорожные модели Военная техника Солдатики Диорамы и фигурки Наборы для моделирования Детали, запасные части, фрагменты Литература, каталоги, журналы Разное в масштабных моделях_|Военная история предметы|_ Россия до 1917 г Россия и СССР 1917-1991 гг Другие страны Разное в военной истории_|Ювелирные изделия и бижутерия|_ Золотые изделия Серебряные изделия Ювелирные изделия из других материалов Бижутерия_|Оружие коллекционное декоративное, антикварное|_ Антикварное оружие Декоративное оружие Детали и фрагменты Разное в оружии Модели массо-габаритные_|Мебель, картины, часы и предметы интерьера|_ Антикварная мебель Живопись и графика Часы Осветительные приборы Гравюры Музыкальные инструменты Текстиль Разное в предметах интерьера_|Пластинки и винил|_ СССР и Россия Другие страны Разное в пластинках_|Техника приборы, инструменты|_ Фото и видео техника Оптические приборы Музыкальные инструменты Проигрыватели Радио Измерительные инструменты Литература Разное в технике_|Аксессуары для коллекционеров|_ Нумизматика Бонистика Филателия Столовое серебро, Антикварная кухонная утварь Скульптуры Картины, Антикварная мебель, Предметы интерьера Масштабные модели Филокартия Предметы военной истории Значки, Медали, Жетоны Иконы, Киоты, Оклады Букинистика Пластинки Коллекционное оружие Ювелирные изделия, Бижутерия Литература_|Игрушки Lego, Kinder, другие|_ LEGO LEGO DUPLO Киндер сюрприз Настольные игры Куклы Ёлочные игрушки Мягкие игрушки Винтажные игрушки Механическе игрушки Литература, каталоги игрушек Пластиковые игрушки Резиновые игрушки Деревянные игрушки Разное в игрушках_|Другие разное|_ Пробки Этикетки Лотерейные билеты Курительные принадлежности Календари_|Копии и реплики|_ Нумизматика Бонистика Филателия Столовое серебро, Антикварная кухонная утварь Скульптуры Картины, Антикварная мебель, Предметы интерьера Масштабные модели Филокартия Предметы военной истории Значки, Медали, Жетоны Иконы, Киоты, Оклады Букинистика Пластинки Коллекционное оружие Ювелирные изделия, БижутерияПользователиЛот по номеру |
Бульдозерная выставка: Дегенеративное искусство СССР
С возвышением Сталина наступила смерть творческой свободы. Союзы художников быстро перешли под контроль Коммунистической партии. Сталин считал, что искусство должно быть «социалистическим по содержанию и реалистическим по форме» — понятным массам. Искусство теперь стало официальным инструментом государства, инструментом, позволяющим в буквальном смысле нарисовать видение обещанной социалистической утопии.
Новое направление в искусстве получило название «Социалистический реализм». В качестве единственного художественного стиля в СССР художникам был предоставлен выбор между государством или устранением последствий работы против него. Они должны были следовать строгим правилам по тематике и эстетике. Художники-нонконформисты, осмелившиеся бросить вызов статус-кво, были наказаны. Такие художники, как Юло Соостер и Борис Свешников, были отправлены в сибирские лагеря для военнопленных, и многие другие эмигрировали до того, как их отправили к ним.
После смерти Сталина СССР прошел период «десталинизации». Хотя политика правительства не изменилась, некоторые художники начали тайно проводить небольшие выставки в своих квартирах. Эти выставки в основном привлекали других художников и родственников. Квартирные выставки требовали осторожного оформления, чтобы не привлекать внимание КГБ. Новый лидер, премьер-министр Хрущев, продолжал агрессивно критиковать авангардные произведения искусства, называя их «дегенеративным искусством», и угрожал художникам депортацией.
Но все должно было измениться. 15 сентября 1974 года группа из двадцати советских художников-нонконформистов собралась на пустыре в городском лесу на окраине Москвы. Художники во главе с Оскаром Рабиным и Евгением Рухиным планировали провести первую за более чем четыре десятилетия негосударственную художественную выставку. Они сознательно выбрали это пространство, поле на окраине города, далекое от интересов КГБ, но все же доступное для зрителей на метро. Художники выставили свои картины на импровизированных подставках, сделанных из обрезков дерева.
Но власти были готовы. Практически сразу более 100 полицейских, вооруженных дубинками, тремя бульдозерами и грузовиком с водометом, начали разгонять выставку. Это был хаос. Художники отчаянно пытались спасти свои работы, поскольку их преследовали власти. Слышно было, как один полицейский кричал: «Вы все должны быть расстреляны! Только ты не стоишь патронов!» Уже промокшие от проливного дождя, а теперь и водомета, большая часть произведений искусства была уничтожена. Выставка провалилась.
На следующий день художники проснулись на следующий день и обнаружили, что их знают во всем мире. «Бульдозерная выставка» попала на обложки газет всего мира. The New York Times опубликовала эту историю на своей первой полосе вместе с работами многих художников. Некоторые иностранные журналисты, приглашенные на выставку, присутствовали на ней, а затем сообщили о возникшем хаосе.
Советские власти представили репрессии как санкционированную государством субботник в парке. Но ущерб был нанесен в глазах международных СМИ. Коммунистическая партия быстро изменила свое отношение к современному искусству. «Первый секретарь местного отделения Коммунистической партии — человек, стоявший за репрессиями, — был уволен».
Встревоженное оглаской, государство незамедлительно выдало разрешение на проведение первой в истории выставки современного искусства. Он прошел всего две недели спустя на другом поле на окраине Москвы, и в нем приняли участие тысячи человек. Хотя плакаты Cyrk были санкционированы советским государством, многие художники-плакатисты также включали в них скрытые сообщения. Часто появляются фокусники и клоуны, маскирующиеся под шпионов, что свидетельствует о двуличии и дезинформации коммунистического режима. Натянутые канаты и кувыркающиеся акробаты предполагают его неминуемую кончину. Плакаты Cyrk буквально заклеивали трещины. Купите плакаты Польской школы плаката ниже или ознакомьтесь с коллекцией здесь.Советское искусство, культура СССР
« Дизайнер Ева Зейзель дизайнер, керамист и скульптор
Художники-жертвы сталинских репрессий »
Бульдозерная выставка
В СССР не уважали творчество, а тем более авангардное творчество. Тоталитарное консервативное государство хотело полностью контролировать своих граждан, а потому то и дело пыталось разглядеть в них «идейных врагов».
Однако нашлись художники, которые не захотели приобщиться к официальному искусству.
Принадлежность к нонконформистам автоматически закрывала художнику доступ к заказам и двери советских выставочных площадок, а потому авангардным группам приходилось искать альтернативные способы быть услышанными и увиденными.
В 1974 году, ровно в середине сентября, состоялась самая известная из акций представителей неофициального советского искусства. На пустыре возле Битцевского лесопарка в подмосковном Беляево художники-нонконформисты устроили вернисаж под открытым небом. Подобные попытки донести свое творчество до зрителя предпринимались и раньше. Так десяток живописцев представил свои работы 22 января 19 года.67 в клубе «Дружба». Власти закрыли галерею всего через два часа после открытия.
В нем решили принять участие два десятка художников-нонконформистов.
Планом будущего шоу занимались В. Комар и малоизвестный А. Меламид, а организаторами стали А. Глезер и О. Рабин. Формально согласование чиновников проводить не нужно было, но энтузиасты все же решили подать заявку в Моссовет. Власти лишь рекомендовали воздержаться от акции, и артисты начали ее готовить. На пленер были приглашены дипломаты, члены семей художников, друзья и родственники.
Два десятка художников (среди них Комар, Жарких, Ситников, Ельская, Мастеркова, Меламид, Котляров, искусствовед Леонид Бажанов и другие) пришли на пустырь и установили полотна посреди чистого поля. Тут же подъехала публика – сотни человек. Увы, от идеи «прекратить это безобразие» власти не отказались. Оскара Рабина задержали на выходе из метро, но его пришлось отпустить. Через полчаса после открытия началась вакханалия.
Некоторых людей в спецкостюмах и тяжелой технике отогнали к краю парка. Авторам и публике сообщили, что, мол, сейчас участок будут благоустраивать и посоветовали навести порядок. Рабочие нападали на художников, вырывали холсты из рук авторов, ломали их, пытались сжечь, давили техникой. Собравшихся выгнали с пустыря бульдозерами. Затем появился разбрызгиватель и облил толпу ледяной водой. Потребовалось несколько минут, чтобы все закончилось. Три десятка художников были арестованы.
Эта история, благодаря приглашенным на акцию журналистам, получила широкий резонанс в западной прессе.
Под ее давлением власти все-таки решили разрешить нонконформистам организовать выставку в Измайловском парке через две недели после «Бульдозерной выставки». Увы, власти злопамятны. Многие участники выставки в Беляево были вынуждены покинуть СССР. Некоторые из них лишились гражданства Советского государства. Неоцененные у себя на родине, они получили признание на Западе, а сама «Бульдозерная выставка» стала эпохальным и легендарным событием в истории авангардной живописи.