Экскаваторы советские: Советские экскаваторы на базе тракторов

Содержание

Классический советский экскаватор — ZAVODFOTO.RU

?

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у mib55 в Классический советский экскаватор

Во второе воскресенье августа отмечается очередной профессиональный праздник — День строителя. Так что с темой для сегодняшнего выпуска долго думать не пришлось. Одна из первых машин, которые появляются на любой стройплощадке, это экскаватор — он и площадку поможет подготовить, и котлован под фундамент выкопает, и траншеи под коммуникации организует. При этом наряду с большими гусеничными машинами применяются и экскаваторы на базе колёсных тракторов — более маневренные и универсальные. С начала 1970-х годов в СССР в этом классе выпускалась только одна модель экскаваторов этого типа — ЭО-2621А, на базе тракторов ЮМЗ-6Л/М/АЛ/АМ. Зато выпускали эти машины сразу на четырёх экскаваторных заводах: Киевском, Галичском, Златоустовском и Саранском. Выпуск ЭО-2621А продолжался до середины 1980-х, когда он окончательно уступил место следующей модели — ЭО-2621В на базе ЮМЗ-6АКЛ. Но и до сих пор встречаются в рабочем состоянии ещё те, старые экскаваторы. Один из таких встретился мне недавно в Ярославской области.



Установленная на дверце кабины заводская табличка помогла установить, что этот ЭО-2621А был выпущен в 1980 году на Галичском экскаваторном заводе. Судя по серийному номеру, к этому году завод выпустил более 23 тысяч таких машин.

Кроме экскаваторного оборудования, в комплект входит и бульдозерный отвал, что делает машину удобной и универсальной — сам откопал, сам закопал. При монтаже навесок базовый трактор подвергся неизбежным доработкам: установлено специальное остекление задней части кабины, чтобы сделать экскаваторщику нормальный обзор при копании, топливный бак перенесён в переднюю часть машины, а сбоку капота установлен бак для гидравлической жидкости. Производительность экскаватора со стандартным ковшом ёмкостью 0,25 м³ составляла порядка 40 кубов в час, наибольшая глубина копания — 3 метра.

Вполне приличные характеристики для машины такого класса.

Потомки этого экскаватора выпускаются до сих пор в нескольких странах бывшего СССР, кстати говоря, выпускались экскаваторы серии 2621 и в Омске — модель ЭО-2621В-2 на базе трактора ЗТМ-60.

  • А нужно ли писать про горнорудную отрасль интересно, и что я ещё узнал на Медиамастерской в Чите

    Если по-честному, для меня любая поездка на Восток страны — это настоящее приключение, какая-то романтика и поэтому хочется не только насладиться…

  • Как живут вахтовики на Быстринском ГОКе

    Ещё каких-то 10-15 лет назад даже не верилось, что обычный вахтовик будет не просто, как раб на галерах, а станет полноценным партнером, может даже…

  • Чем меня порадовала Химико-аналитическая лаборатория Быстринского ГОКа

    Быстринское месторождение весьма уникально, впрочем, наверное, как и все здесь, например, параметры руды по меди могут меняться на восьмиметровом…

  • Как устроена обогатительная фабрика на Быстринском ГОКе

    Быстринский ГОК — это одно из крупнейших горнодобывающих предприятий Забайкальского края.

    Комбинат добывает и перерабатывает руду Быстринского…

  • Как Быстринский ГОК добывает медь

    Медь — это пластичный металл, один из первых, освоенных человеческой цивилизацией. Из меди делали оружие, предметы быта, украшения. Со временем…

  • Прогулялся по Чите

    Чита находится глубоко в Сибири, за Байкалом, и город окружен сопками на берегу озера Кенон и реки Чита. Между прочим, Чита — это единственный город…

  • Какие виды Читы открываются из моего номера

    Столица Забайкалья Чита — старинный сибирский город с богатой историей. Здесь сохранились интересные архитектурные памятники XIX и начала XX века,…

  • Какой вид на Читу открывается с Титовской сопки

    Титовская сопка — это одна из визитных карточек Читы. Это не просто природно-археологический объект, являющийся геологическим памятником, но и…

  • Какой он самый древний каменный монастырь на Дальнем Востоке

    В 8 километрах от Нерчинска, на правом берегу Шилки, расположено село Калинино с уникальной для Забайкалья достопримечательностью — Успенской…

zavodfoto
zavodfoto
ZAVODFOTO.RU — ФотоБанк № 1 Промышленности России
КАТАЛОГ ЖУРНАЛА:

zavodfoto
zavodfoto
ZAVODFOTO.
RU — ФотоБанк № 1 Промышленности России
  • ZAVODFOTO.COM — INDUSTRIAL РЕПОРТАЖИ ИЗ СНГ
  • ZAVODFOTO.RU ФОТОБАНК №1 ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
  • АКЦИИ РОСТА.RU (akciirosta.ru) (Все про инвестиции, акции и фондовый рынок)

Powered by LiveJournal.com

История создания экскаватора Э-305

Александр Буздин, фото из архива автора

Испытания гидравлической лопаты Э-151 на базе автомобиля ГАЗ-63, проведённые по инициативе Министерства обороны СССР в 1953 году, показали её как положительные, так и отрицательные стороны.

Высокая мобильность и маневренность – несомненные преимущества машины, чего нельзя сказать о скромных рабочих характеристиках и медлительности движений рабочего оборудования. Народному хозяйству нужны были экскаваторы на строительных объектах с малыми объёмами земляных работ, поэтому Краснопресненский завод строительных механизмов (г. Москва) изготовил в 1954 году партию Э-151, несколько улучшенных по результатам испытаний. Но так как применение гидравлической лопаты на военно-инженерных работах исключалось, военные продолжили работы по анализу как выпускающихся, так и разрабатываемых народнохозяйственных землеройных машин на соответствие войсковым тактико-техническим требованиям (ТТТ). А пока в качестве вынужденной меры на снабжение армии принимались гусеничные и пневмоколёсные экскаваторы, которые показывали хорошую мобильность только при транспортировке грузовыми автомашинами.

Наверху сказали: «надо»

Переломным стал 1956 год. Ленинградский филиал ВНИИстройдормаш и экскаваторный завод разработали конструкцию нового пневмоколесного экскаватора Э-302. Низкие капоты, расположенная поперек силовая установка, пневматическое управление основными механизмами и отдельная от машинного отсека кабина управления характеризовали его как довольно компактного и легкого. На данном этапе это были единственные положительные стороны машины. В остальном присутствовало множество конструктивных ошибок и недоработок. Несмотря на явно сырую конструкцию, замминистра Министерства СД и КМ СССР Н.К. Гречин утвердил план по кооперации выпуска этой модели сразу на двух экскаваторных заводах – Ленинградском и Калининском. Классический пример поведения советской административной системы, когда сверху сказали «надо», совершенно не учитывая мнения исполнителей. Однако именно так появился герой нашего повествования.

На плечи отдела главного конструктора Калининского экскаваторного завода легло тяжёлое бремя по доводке конструкции экскаватора Э-302 до должного технического уровня. В процессе серийного выпуска все нововведения сразу внедрялись в производство, в результате калининцы добились выпуска более-менее работоспособных машин.

Естественно, за ходом модернизации экскаватора внимательно следили военные. С учётом перечисленных положительных качеств и начала серийного выпуска они подготовили тактико-техническое задание на разработку на его базе модификации, где ходовой частью служит автомобиль ЯАЗ-214.

В декабре 1957 года при главном инженере управления машиностроения Калининского Совнархоза М.А. Аренгольда, в присутствии представителя ВНИИстройдормаша А.С. Реброва, а также заинтересованных лиц из Госстроя СССР и Инженерного комитета инженерных войск состоялось техническое совещание. Объект рассмотрения – технорабочий (технический) проект автомобильного экскаватора-крана с ковшом вместимостью 0,3 м3 и грузоподъёмностью 5 т, выполненный специалистами калининского завода под руководством главного конструктора проекта С.А. Щётки. По результатам совещания принято решение изготовить опытный образец по разработанным ОГК чертежам.

4 апреля 1958 года главный инженер завода Н.Н. Кучминский и начальник ОТК Ю.С. Прокофьев произвели осмотр опытного экскаватора, получившего марку Э-305. Проверкой установлено, что сборка машины удовлетворительная, соответствует чертежам и ТУ. При опробовании на холостом ходу по работе механизмов замечаний не было – экскаватор был допущен к проведению заводских испытаний.

Пробеговые, а также заводские испытания, проходившие с 10 апреля по 27 июня 1958 года со всеми видами заявленного рабочего оборудования, показали, что фактическая техническая характеристика соответствует данным, предусмотренным проектом, за исключением крановой. Устранение выявленных дефектов (10 пунктов) не вызывало изменения основных размеров и значительных переделок. По заключению комиссии Э-305 является работоспособным и годен для дальнейших испытаний.

В условиях полной секретности

На основании приказа Начальника инженерных войск от 9 октября 1958 года комиссия в составе семи представителей Инженерного комитета ИВ, среди которых был только единственный гражданский – главный конструктор, с 10 октября по 12 декабря 1958 года провела полигонные испытания экскаватора. Цель: проверить соответствие машины заданным ТТТ и выявить её эксплуатационные качества на военно-инженерных работах.

По работе с «обратной» и «прямой» лопатой замечаний не было. Серьёзные нарекания вызвало оборудование драглайна, использующее решетчатую 10-метровую стрелу. Несмотря на работоспособность, оно резко снижало транспортабельность экскаватора в целом. В транспортном положении высота по оголовку стрелы составила 6,9 м (!), что делало невозможным передвижение не только в населённом пункте или в лесу, но и в поле. Как альтернативный рассматривался вариант транспортировки экскаватора с опущенной стрелой позади машины. Но и здесь ковш, раскачивая экскаватор, не позволял двигаться быстрее 10–12 км/ч.

Использование решётчатой стрелы длиной от 10 до 15 м предусматривалось и для крановых работ. Но в связи с установкой на автомобиле шин низкого давления при подъёме грузов происходила их просадка, что резко увеличивало вылет крюка. Явление тем опасней, чем больше масса подвешенного груза и длиннее стреловое оборудование. Ситуацию можно было бы исправить установкой на шасси простейших аутригеров, но они не предусмотрены в конструкции из-за достижения предела по грузоподъёмности базового автомобиля. В результате принято решение отказаться от применения решётчатой стрелы для крана и использовать в этих целях стрелу экскаваторного оборудования. По грузоподъёмности (5 т), высоте подъёма и вылету она вполне удовлетворяла военных по характеру выполняемых работ.

Таким образом, несмотря на выявленные в ходе испытаний комиссией дефекты конструктивного и производственного характера, экскаватор по своим эксплуатационным характеристикам в основном соответствовал ТТТ. И главное – Э-305 показал себя действительно высокомобильным, развивающим скорость до 55 км/ч. Такая машина необходима войскам немедленно! В итоге для потребности инженерных войск в повышении маневренности и проходимости землеройных машин на основании приказа Начальника ИВ № 8 от 9 января 1959 года экскаватор Э-305 заказчиком принят на снабжение войск.

В том же году Калининский экскаваторный завод выпустил установочную партию экскаваторов, головной образец из которой успешно прошёл заключительные войсковые испытания с 21 по 31 декабря в Киевском военном округе.

В 1960 году по дополненным тактико-техническим требованиям экскаватор Э-305 доработан и получил марку Э-305В. Литера «В» в индексе не указывает третью модернизацию, если расшифровать его согласно действующей системе индексации, а обозначает «войсковой». В качестве базы теперь использован автомобиль КрАЗ-214 – аналог ЯАЗ-214, производство которого передано Кременчугскому автозаводу с Ярославского, в связи с изменением профиля последнего. Экскаватор Э-305В принят на вооружение не только инженерных, но и других родов войск, а также частей Военно-Морского флота СССР (приказ Министра обороны № 24 от 20 февраля 1960 года).

Нет предела совершенству

Тем временем в ОГК калининского завода продолжались работы по повышению надёжности рабочего оборудования экскаватора Э-305В и улучшению механизмов его привода. Проведённые технические мероприятия позволили устанавливать на поворотной платформе с экскаватора (зав. № 32) более мощный двигатель марки Д-48Л-С (48 л.с.). На экскаваторах № 1–31 применялись двигатели Д-38 или Д-38М (38 л.с.).

Один из экскаваторов Э-305В в рамках научно-исследовательской работы оснащён специальной герметизированной кабиной экскаваторщика для выполнения работ на химически или радиоактивно зараженной местности. Кабина оборудована фильтровентиляционной установкой типа ФВУА, предназначенной для подачи внутрь очищенного воздуха и создания подпора, и отопителем для подогрева подаваемого воздуха в зимнее время. Проверка условий обитаемости в кабине и эксплуатационные испытания экскаватора показали вполне удовлетворительные результаты.

Чтобы повысить применяемость решётчатой стрелы, на базе экскаватора Э-305 конструкторы создали экскаватор-кран Э-306 с шарнирным изломом. Однако это не единственное отличие: использовано шасси КрАЗ-214 с выносными опорами; в кинематику дополнительно введены две ступени зубчатых передач для уменьшения скорости подъёма и опускания груза и вращения поворотной платформы; на первом барабане установлен пневмотормоз и др. Более того, Э-306 оборудован указателем вылета и грузоподъёмности, ограничителем подъёма стрелы, т. е. функционально это больше грузоподъёмная машина, чем экскаватор. Но проект был закрыт после проведения испытаний двух изготовленных в 1961 году опытных образцов из-за превышенной нагрузки на оси базового автомобиля и чрезвычайно малой грузоподъёмности – чуть более 2 т.

Рано или поздно любая военная техника, базирующаяся на автомобилях, попадает в Научно-исследовательский испытательный институт Министерства обороны № 21 (НИИИ-21) в г. Бронницы. Туда в соответствии с приказом НИВ № 95 от 26 мая 1962 года был отправлен один из серийных Э-305В для проведения контрольных испытаний.

Проверку экскаватор проходил с 8 июня по 30 октября на работах, связанных со строительством трассы для испытаний колёсной техники при институте. Теперь заступиться за машину было некому, и, как следствие, неутешительный результат: 46 замечаний по экскаваторной установке и 12 – по базовому автомобилю. Итог разгромный: обусловленные программой контрольные испытания машина не выдержала и дальнейшая реализация поставок Э-305В в войска (на 1963 год) может быть допущена лишь при условии выполнения калининским заводом мероприятий, связанных с устранением всех (!) замечаний.

В свою очередь заводские конструкторы выразили несогласие по многим пунктам замечаний, что прилагались к протоколу актом «Особое мнение». Не всё зависело от них или рабочих, осуществляющих сборку. Во-первых, в приказном порядке «свалили на голову» наспех сконструированный экскаватор и всё, что пока было в силах исправить и улучшить, сделано. Во-вторых, некоторые узлы не изготовлялись в Калинине, а поставлялись по кооперации или покупались, и за их качество сборщики не могли нести ответственность. Естественно, некоторые пункты признаны справедливыми и относятся они прежде всего к недостаточной надёжности рабочего оборудования и качеству сварных швов.

Ситуация накалялась. Оставить войска без столь необходимых машин, конструкция которых работоспособна и имеет запас по улучшению, при полном отсутствии альтернативы – преступление. В более широком масштабе – загубить дело, в которое уже вложены государственные миллионы. Ответственность огромная! Кто её на себя возьмёт? Выход из сложившейся ситуации найден верный и вполне достойный своего времени: специалисты НИИИ-21 сами подготовили рекомендации по устранению замечаний, плюс ещё 10 возможных улучшений экскаватора Э-305В на перспективу.

На службе…

Проверку эффективности внесённых изменений по результатам контрольных испытаний проходил летом 1963 года один из серийных экскаваторов Э-305В в Звенигородском санатории МО. Несмотря на малый срок, калининцы смогли устранить замечания по 14 пунктам, однако основные недостатки снова повторились (21 пункт). За время испытаний имели место 14 поломок экскаваторного оборудования и 5 поломок базовой машины. И снова встал вопрос о приостановке поставок экскаваторов в войска (на 1964 год).

Дальнейшая напряженная работа ОГК калининского завода позволила исправить большинство замечаний, отмеченных в актах контрольных испытаний 1962 и 1963 годов, однако некоторые пункты оказались в плане решения тупиковыми. Но как бы то ни было, внесенные изменения в экскаваторную установку выявили, что основные эксплуатационные характеристики стали значительно отличаться от первоначальных в лучшую сторону. Тем более, что изменилась марка базового автомобиля: взамен снятого с производства КрАЗ-214 в Кременчуге начат выпуск улучшенной модели КрАЗ-214Б. Пришла пора первой серьезной модернизации.

В 1965 году изготовлен опытный образец экскаватора Э-305АВ на базе КрАЗ-214Б. В сравнении с Э-305В на нём применили ковш с увеличенной до 0,4 м3 вместимостью и более мощный двигатель привода рабочего оборудования Д-65 (65 л.с), что сразу отразилось на производительности по выемке грунта – она повысилась с 40–45 до 53–60 м3/ч. Вместо опорно-поворотного устройства каткового типа установлен унифицированный роликовый опорно-поворотный круг. Усилена конструкция поворотной платформы и ходовой рамы. Решётчатая стрела навсегда исключена из списка сменного оборудования.

Контрольные испытания Э-305АВ проходил на полигоне Военно-политической академии им. Ленина с 25 августа по 10 ноября 1965 года. Здесь экскаватор не впустую перекидывал землю, а выполнял экскавационные работы на строительстве трассы для вождения гусеничных машин. Комиссия признала, что у экскаватора значительно повышена надёжность, улучшены условия ремонта, регулировки агрегатов и узлов. По базовому автомобилю каких-либо серьёзных замечаний не выявлено. Единственное, что не удовлетворяло – значительное время,  затрачиваемое на перемонтаж экскавационного оборудования в крановое. Эта проблема была решена применением специальных фиксаторов стрела–рукоять и особой схемы запасовки крюка, позволившей не демонтировать рукоять и сократить время на переоборудование в 6–7 раз! Экскаватор Э-305АВ начал поступать в войска с 1966 года.

Но уже в следующем, 1967 году с производства снят КрАЗ-214Б и начат выпуск знаменитого «лаптёжника» – автомобиля КрАЗ-255Б. На его базе после проведения в 1968 году всех необходимых испытаний с 1969 года начали серийно выпускать войсковой экскаватор Э-305БВ. Технические характеристики новой машины в основе остались без существенных нововведений – конструкция отточена годами производства. Главное – использование более мощного автомобиля позволило повысить транспортную скорость до 71 км/ч, чем повышалась мобильность инженерных колонн при передислокациях.

С 1973 года Калининский экскаваторный завод, как и многие заводы отрасли, начал постепенный переход на выпуск экскаваторов с гидравлическим приводом. Их конструкция в корне различна с механикой, что потребовало соответствующего переоснащения производства. В результате с 1975 года завод прекратил выпуск машин с механическим приводом унифицированного ряда Э-302Б, Э-304В и… сделал исключение для «305-го». Главная цель для основного заказчика – Министерства обороны СССР – осталась прежней: насытить войска столь необходимыми землеройными машинами. Естественно, дальнейшая модернизация Э-305БВ признана нецелесообразной. Но минимальные улучшения в процессе выпуска всё же вносились: кабина машиниста экскаватора получила увеличенную площадь остекления, базовый автомобиль КрАЗ-255Б заменен модернизированным КрАЗ-255Б1 (с 1979 года) и др.

Конечно, морально и технически устаревшие, но простые и надежные! Как и в любой технике, механизмы экскаватора требуют точной настройки в процессе эксплуатации. В нём регулируется всё – от затяжки тормозных лент до усилия нажатия педалей. При бездарном механике работа экскаваторщика может превратиться в пытку. При грамотном подходе управление не требует приложения чрезмерных физических сил. Машинист манипулирует с помощью рычагов золотниками пневматического управления, а всю тяжёлую работу по включению–отключению муфт выполняет воздух. Не стоит забывать и о преимуществах механического привода перед гидравлическим в работе при минусовых температурах. Однако самый весомый аргумент – навыки работы на механических экскаваторах в те времена имел каждый машинист, так как парк экскаваторов СССР до 1980-х годов в подавляющем большинстве состоял из машин именно этого типа. Поэтому неудивительно, что экскаваторы модели Э-305БВ выпускались вплоть до середины 1980-х годов!

Счастливая судьба «305-го»

В 1990-х годах в различных частях Союза на текущем довольствии находилось значительное количество этих машин. Как правило, поддержание их в рабочем состоянии производилось за счёт разбраковки образцов, не подлежащих восстановлению. На волне конверсии большая часть экскаваторов Э-305БВ была реализована и успешно использовалась (и используется!) в гражданском строительстве.

Без преувеличения эти легендарные экскаваторы стали неким символом мощи Советской Армии. Трудно оценить тот объём работ, который был проделан ими для повышения обороноспособности и становления народного хозяйства страны. Нелёгкое становление и тяжёлые трудовые будни, но судьбу «305-го» семейства можно назвать вполне счастливой. Единицы машин в Союзе можно отнести к таким долгожителям, ведь серийный выпуск Э-305 в различных модификациях (сюда же следует добавить Э-305А и Э-305Б для работы на гражданке) продолжался без малого 35 лет! Экскаватор примерил на себе пять базовых моделей автомобилей высокой проходимости – от ЯАЗа до КрАЗа.

Ни для кого не секрет, что военная техника в СССР всегда была в авангарде технической мысли и производственных достижений. Появление в 70-е годы народнохозяйственных землеройных машин с прогрессивным гидравлическим приводом никак не могло обойти стороной военных. Настало время создания специального войскового экскаватора, как наиболее полно отвечающего значительно возросшим тактико-техническим требованиям. Работа по данной теме велась под шифром «Кирасир»…

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Спасают свою жизнь: Российские добровольцы-охотники за телами

Из примерно 70 миллионов человек, погибших во Второй мировой войне, 26 миллионов погибли на Восточном фронте, и до четырех миллионов из них до сих пор официально считаются пропавшими без вести. Но теперь волонтеры обыскивают бывшие поля сражений в поисках останков солдат, полных решимости дать им надлежащее захоронение и имя.

Ольга Ившина медленно и осторожно идет сквозь сосны, писк металлоискателя прерывает тишину леса. «Они зарыты не очень глубоко», — говорит она.

«Иногда мы находим их прямо под мхом и несколькими слоями опавших листьев. Они все еще лежат там, где упали. Солдаты ждут нас — ждут возможности наконец вернуться домой.

»

Рядом Марина Кучинская на коленях копается в грязи. Последние 12 лет она проводила большую часть отпуска именно так, вдали от дома, своего магазина одежды для беременных и маленького сына.

«Каждую весну, лето и осень во мне возникает странное желание отправиться на поиски солдат», — говорит она. «Мое сердце тянет меня к этой работе».

Они являются частью группы под названием Разведка, которые 24 часа путешествовали в тесном армейском грузовике, чтобы добраться до этого леса под Санкт-Петербургом. Условия простые — они разбивают лагерь в лесу — и иногда им приходится бродить по пояс в грязи, чтобы найти тела павших. Работа тоже может быть опасной. Солдат регулярно обнаруживают с гранатами в рюкзаках, а артиллерийские снаряды торчат из-за деревьев. Землекопы из других групп в других частях России погибли.

Марина держит найденный ею предмет, он выглядит как кусок мыла, но на самом деле это тротил. «Рядом с открытым огнем все равно опасно, хоть оно и пролежало в земле 70 лет», — говорит она.

Источник изображения, Alamy и BBC

Многие страны пострадали от Второй мировой войны, но ни одна из них не понесла столько потерь, сколько Советский Союз.

22 июня 1941 года Гитлер начал операцию «Барбаросса», самую масштабную и кровавую кампанию в военной истории, направленную на присоединение обширных территорий СССР к Третьему рейху. Санкт-Петербург, тогда известный как Ленинград, был одной из его главных целей. Менее чем за три месяца наступающая немецкая армия окружила город и начала обстреливать его с воздуха.

Но попытки взять город штурмом провалились, и Гитлер решил заморить его голодом до сдачи. Более двух лет Красная Армия отчаянно сражалась, пытаясь прорвать немецкие позиции.

Ольга и Марина работают недалеко от города Любань, в 80 км к югу от Санкт-Петербурга. Здесь, на площади всего в 10 кв. км, всего за несколько дней в 1942 году было убито около 19 000 советских солдат. На сегодняшний день землекопы нашли 2 000 тел.

Илья Проковьев, самый опытный из разведывательной группы, осторожно тычет в землю длинным металлическим шипом. Бывший армейский офицер с висячими светлыми усами, он нашел своего первого солдата 30 лет назад, прогуливаясь по сельской местности.

«Я переходил болото, когда вдруг увидел торчащие из грязи ботинки», — говорит он.

«Чуть дальше я нашел советскую каску. Потом я соскреб мох и увидел солдата. Я был в шоке. Это был 1983 год, я был в 40 км от Ленинграда и там лежали останки солдата, который не были похоронены. После этого их становилось все больше и больше, и мы поняли, что эти тела можно найти повсюду — и в массовом порядке».

В пылу боя было мало времени, чтобы похоронить погибших, говорит Валерий Кудинский, ответственный за воинские захоронения чиновник Минобороны.

«Всего за три месяца немецкая машина смерти преодолела более 2000 км нашей земли. Столько частей Красной Армии было убито, уничтожено или окружено — как можно думать о захоронениях, не говоря уже о записях о захоронениях, в таких условиях?»

Сразу после войны приоритетом было восстановление разрушенной страны, говорит он. Но это не объясняет, почему впоследствии поля сражений не были расчищены, а павшие воины не опознаны и не захоронены.

Теперь землекопы считают, что некоторые из них были намеренно спрятаны. Правительственный совет СССР издал постановления в 1963 об уничтожении любых следов войны, — говорит Илья.

«Если взять карту, где шли бои, то посмотреть, где располагались все новые лесопосадки и стройки, вы обнаружите, что они совпадают с линией фронта. Меня никто не убедит, что деревья посажены из экологических соображений. »

Источник изображения, Дин Арнетт

Если присесть в лесу под Любанью, можно отчетливо различить серию бороздок в земле.

«Они активно сажали новые деревья на поле боя — пропахивали борозды и ставили деревья ровно на те места, где лежали непогребенные воины», — говорит Марина.

Недавно она раскопала шлем, и, чтобы найти его владельца, команде пришлось выкорчевать два близлежащих дерева.

«Когда мы счищали комья земли с корней, то увидели, что в них запутались две руки. Потом мы нашли таз и какие-то ребра между корнями. Так что мы думаем, что весь солдат был под корнями, а деревья росли над ним».

Но как мог кто-либо — крестьянин или рабочий — сесть на трактор и вспахать землю, заваленную человеческими останками?

«Если бы они отказывались пахать поле, потому что на нем были трупы или кости, их бы просто разграбили», — говорит Илья. «Если ты терял работу в те дни, ты был не человеком — тебя не существовало. Вот такой была жизнь в Советском Союзе». К тому же прошло менее двух десятков лет после войны. По его словам, рабочие пережили гораздо худшие ужасы.

Для копателей тоже есть ужасы.

Невская Дубровка, на берегу реки Невы, была ареной одной из самых кровопролитных кампаний блокады Ленинграда. Красная Армия сражалась изо всех сил, чтобы захватить узкий участок берега реки в попытке прорвать блокаду. Были убиты сотни тысяч солдат, которые использовались как не более чем пушечное мясо.

Прошлым летом землекопы обнаружили в этом районе массовое захоронение. Солдаты могли быть брошены в яму своими товарищами или местными жителями в качестве поспешного захоронения или даже немецкой армией, стремившейся предотвратить эпидемию среди своих войск.

«Там было, должно быть, 30 или 40 солдат. Четыре слоя людей один на другом», — говорит Ольга, сидя у костра. «Но скелеты все перемешались и разбились. Вот тебе голова — там нога…» Она делает паузу и смотрит в огонь. «Однажды увидев это, вы никогда этого не забудете. Вы уже не тот человек, которым были раньше».

Возвращаться к городской жизни и работе в Русской службе Би-би-си иногда тяжело после нескольких недель в лесу. Когда ее друзья в Москве жалуются, что не могут позволить себе достаточно хорошую машину или дизайнерскую одежду, она чувствует себя отчужденной.

«Все кажется таким бессмысленным — даже моя работа журналистом — и иногда я думаю: «Что я делаю?» Но здесь, на раскопках, я чувствую, что мы делаем то, что необходимо».

Для Ольги, которая пела гимны коммунизму в начальной школе, а затем узнала о прибылях и убытках в средней школе, волонтерство в качестве землекопа также является моральным компасом в смутные времена.

«Иногда нужно знать, что ты делаешь что-то важное, что ты не просто пылинка в этой вселенной. Эта работа связывает нас с нашим прошлым. Она как якорь, который помогает нам оставаться на месте даже во время бури».

Поиск мертвых — только часть их миссии. Спасение их от анонимности — это другое.

В Москве у Могилы Неизвестного Солдата в тени Кремлевской стены горит вечный огонь, но для землекопов лучший способ почтить память погибших — вернуть им их личности.

«У солдата была семья, у него были дети, он влюбился», — говорит Илья. «Быть ​​неизвестным нечем гордиться. Это мы сделали его неизвестным».

Источник изображения, Дин Арнетт

Источник изображения, Дин Арнетт

Источник изображения, Максим Ломакин

Источник изображения, Дин Арнетт

предыдущий слайд следующий слайд

Но выяснить, кем они были, не всегда легко, особенно по прошествии стольких лет.

«Чем больше данных мы сможем собрать с места, тем больше у нас шансов идентифицировать солдата», — говорит Александр Коноплов, руководитель разведывательной группы. Иногда они находят у солдат старые монеты, подаренные им их семьями. Считалось, что если семья одолжит ему несколько монет, он вернется домой, чтобы вернуть долг.

Но хотя личные вещи могут составить представление о человеке, они не могут помочь найти его имя или место рождения. Инициалы, нацарапанные на ложках и мисках, хороши. Но ключ обычно представляет собой идентификационную бирку.

Это видео не может быть воспроизведено

Заголовок в СМИ,

В России около 300 волонтерских групп занимаются поиском подобных захоронений

Во время Второй мировой войны жетоны советских солдат не были металлическими — они были маленькими из черного дерева капсулы, содержащие небольшой лист бумаги для личных данных. К сожалению, документы часто неразборчивы. Другие были оставлены пустыми, потому что многие солдаты были суеверны — они считали, что заполнение форм приведет к верной смерти.

Александр, у которого был собственный бизнес по продаже продуктов питания, прежде чем стать землекопом на полную ставку, держит гильзу, заткнутую небольшим куском дерева. Он надеется, что это импровизированная идентификационная бирка. Но когда он переворачивает его вверх дном в руке, из него выходит не рулон бумаги, а струйка коричневой жидкости.

«Иногда мы находим сообщения с именем солдата», — говорит Александр. «Некоторые писали: «Если меня убьют, пожалуйста, передайте это моей девушке или моей маме». Вы не можете не чувствовать прикосновение к нему».

Разведка — одна из 600 групп землекопов со всей России, которые нашли и перезахоронили в общей сложности 500 000 солдат.

Эти команды известны как «белые копатели», но есть и так называемые «черные копатели», которые ищут медали, оружие, монеты или даже золотые зубы, которые они продают через Интернет или специализированным дилерам. Они не заинтересованы в опознании солдат — они просто оставляют кости в земле.

У Александра есть строгие правила относительно того, как следует выкапывать, маркировать и хранить останки. Каждый солдат фотографируется, его местонахождение записывается и заносится в цифровую базу данных.

Источник изображения, Разное

Подпись к изображению,

Идентификационные бирки Ebony; доброволец пытается расшифровать их содержимое; граната, найденная в лесу

Источник изображения, Разное

Подпись к изображению,

Копатели Марина, Илья и Ольга

Штаб команды в волжском городе Казань.

Техник команды, Рафик Салахиев, использует ультрафиолетовый свет и цифровое изображение, чтобы выявить выцветшие карандашные пометки. «Давайте попробуем усилить фиолетовые цвета на этой желтой бумаге», — говорит он. «Мы можем уменьшить насыщенность и да! Мы начинаем видеть некоторые буквы…»

Как только появляется имя, землекопы используют старые армейские списки, секретные документы и контакты в вооруженных силах или полиции, чтобы точно идентифицировать солдата и найти выживших членов его семьи.

«Каждый новый поиск воспринимается мной так, как если бы он был первым», — говорит Рафик. Многие из родственников уже пожилые и могут быть не в добром здравии. «Когда вы звоните родственникам, прежде чем сообщить им новость, вы стараетесь их подготовить. Даже если они уже давно ждут».

Но поиск семьи солдата может занять годы, а иногда и более десяти лет, особенно если семья переехала после войны.

Когда в 1942 году в родном селе старшего лейтенанта Кустова узнали о его исчезновении, они заподозрили его в дезертирстве и сотрудничестве с немцами. Они заклеймили его малолетнего сына и дочь детьми предателя и семья была вынуждена уехать. Илье Проковьеву потребовались месяцы, чтобы выследить их.

«Когда мы сказали им, что нашли останки их отца, для них это было просто неописуемое чувство. Они знали, что он не просто так дезертировал, что он не мог так себя вести, но доказательств никогда не было, пока 60 лет спустя».

Из архивов землекопы выяснили, что Кустов был командиром одного из печально известных сталинских штрафбатов, батальона, состоявшего из заключенных и дезертиров. На такой пост мог быть назначен только доверенный офицер и убежденный коммунист.

«Удалось восстановить историческую правду и почтить память отца, — говорит Илья. «Я думаю, это было главным событием в их жизни». Дети Кустова забрали его останки и похоронили рядом с матерью, которая всю жизнь ждала возвращения мужа.

Источник изображения, Дин Арнетт

На берегу реки Невы, недалеко от братской могилы, найденной землекопами, православный священник читает молитвы, обходя ряды ярко-красных гробов, расставленных на траве.

Дети, внуки и правнуки солдат, которых они раскопали, смотрят, некоторые тихо всхлипывают.

Валентина Алиева приехала хоронить отца, которого не видела с четырехлетнего возраста. В течение семи десятилетий единственной связью, которая была у нее с ним, была черно-белая фотография их бывшего семейного дома.

«Несколько лет спустя моя мать снова вышла замуж, и все говорили мне называть отчима папой. Но я отказалась — я знала, кто мой настоящий отец», — говорит она, и ее глаза наполняются слезами. «То, чего добились эти землекопы, так много значит для меня. Не могу передать, как я им благодарен».

Татьяна Узаревич и Людмила Маринкина, сестры-близнецы в возрасте около 50 лет, прилетели из отдаленного региона Камчатки — девять часов на самолете. В братской могиле землекопы нашли жетон своего деда. Когда им не удалось отследить его семью, группа опубликовала обращение в вечерних новостях.

Пожилая мать близнецов была ошеломлена, когда услышала его имя — Александр Голик — семья тщетно искала его годами. Его исчезновение оставило его жену и детей без средств к существованию. «Тот факт, что он пропал без вести, означал, что моя бабушка не имела права на какую-либо финансовую поддержку, оказанную другим родственникам после Великой Отечественной войны. Она не получила ни копейки, а ей нужно было растить четверых детей», — говорит Людмила. .

«Моя мама все время была так голодна, что выпрашивала у других детей кусочки хлеба в школе.

«Она помнит только форму отцовских рук — но у нее были воспоминания о добром, хорошем человеке», — говорит Татьяна. «Мы просто должны были прийти на эту службу перезахоронения, чтобы посетить место, где он умер, и сопроводить его к месту его последнего упокоения».

Источник изображения, Дин Арнетт

Источник изображения, Дин Арнетт

Источник изображения, Дин Арнетт

Стены большой, только что вырытой могилы задрапированы красной тканью — акт уважения, которым обычно пользуются только армейские генералы. Молодые люди, одетые в армейскую форму советского образца, образуют почетный караул. Заметно тронутые, когда мимо проносят гроб за гробом для захоронения, некоторые из них смотрят в небо. Существует поверье, что летящие над головой птицы переносят души умерших.

Более 100 гробов, каждый из которых содержит кости от 12 до 15 мужчин. Землекопы хотели бы, чтобы у каждого солдата был свой, но они не могут позволить себе дополнительные 1500, которые им потребуются для сегодняшней службы.

Это кульминация многомесячной работы волонтеров. Это то, ради чего все это — навести видимость порядка в моральном хаосе прошлого и воздать должное тем, кто отдал свои жизни.

Весной они возобновят поиски в лесах и полях, где так много было убито. Они полны решимости продолжать, пока не будет найден последний человек. Но это может быть дело всей жизни — или даже больше.

«Здесь так много непогребенных солдат, что их будут искать десятилетиями. Работа для наших внуков точно найдется», — говорит Марина. «Но природа работает против нас. Останки разлагаются, и становится все труднее найти кости, жетоны и армейский комплект». Чем больше лет проходит. Чем меньше информации.

«Нам нужно продолжать делать это для себя, чтобы наши души могли быть спокойны», — говорит Илья. «Это стало смыслом нашей жизни».

Источник изображения, Дин Арнетт

Подписывайтесь на @BBCNewsMagazine в Twitter и на Facebook

Послушайте отчет Люси Эш о русских Раскопки мертвых на BBC iPlayer. Пересечение континентов транслируется по четвергам в 11:00 по Гринвичу.

Создание веб-сайта Кэтрин Винн. Изображения предоставлены Дином Арнеттом, Люси Эш, Ольгой Ившиной и Максимом Ломакиным0001

Забытый самолет

Данила Ткаченко

Самолет-амфибия с вертикальным взлетом ВВА14. В СССР в 1976 году их было построено всего два, один из которых разбился при транспортировке.

Заброшенные дома

Данила Ткаченко

Бывшие жилые дома в заброшенном заполярном научном городке, специализирующемся на биологических исследованиях.

Устаревшая антенна

Данила Ткаченко

Тропосферная антенна на севере России – устаревший вид связи. Их было построено много на Крайнем Севере, и все они сейчас заброшены.

Реклама — Продолжить чтение ниже

Культурный центр города-призрака

Данила Ткаченко

Бывший шахтерский городок, который был закрыт и превратился в полигон для испытаний бомб. На фото здание культурного центра, один из объектов для бомбежек.

Остатки промышленности

Данила Ткаченко

Насосные станции на месторождении отработанной нефти.

Где делали ракеты

Данила Ткаченко

Город, где в советское время производили ракетные двигатели. Был закрытым городом до 1992.

Реклама — Продолжить чтение ниже

Телескоп с закрытыми ставнями

Данила Ткаченко

Заброшенная обсерватория.

Бывшая крепость

Данила Ткаченко

Бывшая военная база на острове с подземным бункером.

Выброшенная на берег подводная лодка

Данила Ткаченко

Самая большая дизельная подводная лодка в мире.

Реклама — Продолжить чтение ниже

Надуманный план

Данила Ткаченко

Антенна для межпланетной связи. Советский Союз планировал строить базы на других планетах и ​​готовил для связи объекты, которые так и не были использованы и сейчас заброшены.

Тайный город, где производили ядерное оружие

Данила Ткаченко

Тайный город Челябинск-40, не отмеченный на картах до 1994 года. Здесь была создана первая советская ядерная бомба. В 1957 году произошла первая ядерная катастрофа, одна из крупнейших в истории и не уступающая по масштабам Чернобылю. Это осталось тайной благодаря тому, что ветер дул с востока. В город по-прежнему нельзя попасть без специального разрешения или проживающих там родственников.

Заземленный космический корабль

Данила Ткаченко

Ступени космических ракет.

Реклама — Продолжить чтение ниже

Печка на снегу

Данила Ткаченко

Котельная закрытого аэродрома.

Где когда-то сидели вожди

Данила Ткаченко

Штаб КПРФ.

Неиспользованное топливо

Данила Ткаченко

Хранилище отходов ракетного топлива.

Реклама — Продолжить чтение ниже

Исследование оружия

Данила Ткаченко

Ангар на бывшем полигоне для биологического оружия.

Шпионская антенна

Данила Ткаченко

Антенна для перехвата сигналов.

Бывшее энергетическое производство

Данила Ткаченко

Угольно-обогатительный комбинат.

Реклама — Продолжить чтение ниже

Амбициозный исследовательский туннель

Данила Ткаченко

Саркофаг над закрытой шахтой глубиной 4 км – одной из самых глубоких научных шахт в мире того времени.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *